ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Воскресенское. Церковь Воскресения Христова.

Воскресенская церковь


Воскресенское. Церковь Воскресения Христова
Церковь. Действует.  
Престолы:Воскресения Христова, Покрова Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи
Год постройки:не ранее 1856.
Адрес:
Владимирская обл., Камешковский р-н, с. Воскресенское

Координаты: 56.222, 41.0363
Проезд:На трассе Е22/М7 без левых поворотов в районе моста через р.Черная въезд в лес в точке с координатами 56.19854,41.03634, ориентир желтый поржавевший щиток "Охотхозяйство "Владалко". Далее грунтово-песчаной дорогой на север 3км придерживаясь правой колеи на двух основных развилках до ЛЭП и после ЛЭП. Значительные сезонные ограничения.



Церковь Воскресения Христова, Вид с северо-востока<br>, Воскресенское, Камешковский район, Владимирская область
Вид с северо-востока
Василий Балашов
13 сентября 2022
Церковь Воскресения Христова, Южный фасад<br>, Воскресенское, Камешковский район, Владимирская область
Южный фасад
Василий Балашов
13 сентября 2022
Церковь Воскресения Христова, , Воскресенское, Камешковский район, Владимирская область
Геннадий
9 июня 2013
Церковь Воскресения Христова, , Воскресенское, Камешковский район, Владимирская область
Олег Щёлоков
12 сентября 2005
Церковь Воскресения Христова, Общий вид с востока<br>, Воскресенское, Камешковский район, Владимирская область
Общий вид с востока
Олег Щёлоков
12 сентября 2005
Церковь Воскресения Христова, Завершение колокольни, вид с северо-востока<br>, Воскресенское, Камешковский район, Владимирская область
Завершение колокольни, вид с северо-востока
Василий Балашов
13 сентября 2022
Церковь Воскресения Христова, Другой голубец близ церкви<br>, Воскресенское, Камешковский район, Владимирская область
Другой голубец близ церкви
Андрей Агафонов
1 июля 1991
Церковь Воскресения Христова, Голубец близ церкви<br>, Воскресенское, Камешковский район, Владимирская область
Голубец близ церкви
Андрей Агафонов
1 июля 1991



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Олег Щёлоков
 
Олег Щёлоков  15 сентября 2005
Труднодоступный непроезжими дорогами, перелогами и глухим лесом, но за счет этого сохранившийся и богато насыщенный в архитектурном отношении храм. Построен в добротных московских традициях с элементами классицизма. Достроен приделами к трапезной и колокольней. Представляет большой интерес вопрос о существовании луковицы главы основного объема. Была ли она устроена изначально? Или только планировалась? В настоящее время вместо неё на красивом кирпичном барабане скромная скатная кровелька конусом и крест с подкрестным яблоком. Церковь окружена каменной оградой с богато декорированными ковкой воротами. Кроме того рядом с церковью, среди кладбища, две небольших каменных часовни-памятника. Церковь действующая. Состояние аварийное, особенно кровель. На момент съемок велись вялотекущие работы силами местного прихода по устройству отмостки и расчистке цоколей.

Анонимный участник  29 сентября 2006

Село Воскресенское, в 42 верстах от Владимира.Имело еще одно название - Старое Заозерье и третье разговорное - Терихово. С конца 17 века Заозерье принадлежало окольничему Никите Ивановичу Акинфову, который выстроил храм в 1706 г. во имя Воскресения Христова с приделом во имя Св.Федора Сикеота. В 1719 г. в селе насчитывалось 4 двора. От внука Н.И. Акинфова - Федора Григорьевича Акинфова -Воскресенское перешло генеральше М.Ф. Брылкиной. Последняя выстроила на свои средства новую каменную церковь во имя Воскресения Христова с теплыми приделами. В 1856 г. церковь стараниями местного священника Михаила Николаевича Миловидова была перестроена и расширена. После того как 1867 г. отец Михаил был переведен в с.Лежнево Ковровского уезда, в Воскресенское прибыл священник Иван Григорьевич Стратилатов. Он открыл в селе начальное народное училище. Позже школа перешла в ведомство земства, в ней обучалось 40 ребят. Последний священник Иван Алексеевич Петров священствовал в Воскресенском вплоть до закрытия храма, умер в столетнем возрасте.

В 19 в. Воскресенское являлось имением князей Голициных. В 1858 г. в селе насчитывалось 15 дворов и 124 жителя., в 1904 г.- 41 двор, 166 жителей. В начале 20 столетия земли приобрели купцы-фабриканты Шорыгины. Сегодня здесь несколько домов, которые населены в летнюю пору.


Jelics  22 декабря 2020

Жителям с. Воскресенское необходима помощь для восстановления каменной церкви Воскресения Христова. Село Воскресенское спрятано от глаз человеческих за непроходимыми лесами. Заезжий гость сюда с трудом доберется. Свернув с федеральной трассы М-7 около Черной речки, нужно ехать около четырех километров по лесной ухабистой дороге, накатанной водителями вкривь и вкось, дабы избежать топких мест. Перед самым селом ров или канава, и чтобы попасть в населенный пункт, нужно преодолеть бревенчатый мост — как в древних сказках…

В старинном селе десяток-другой домов, живут в них не постоянные жители, а дачники, у которых родом отсюда бабушки и дедушки. Много здесь «бывших местных», которые покинули свою малую родину много лет назад, поскольку ни комфортно добраться сюда, ни тем более жить беззаботно здесь не получается. На зиму остается несколько семей. Когда-то село было богатым – сорок дворов, около двухсот человек.
Зато есть посреди поселения прекрасное старинное здание церкви, когда-то богатой и роскошной. Местные, смотря на то, как храм Божий кирпичик по кирпичику рассыпается, не могут сдержать слез. Для них восстановление церкви стало главной и единственной целью в жизни. По воспоминаниям старожилов села, населенный пункт славился своим богатством. Люди жили зажиточно, привольно. Было одно правило, коренные жители заставляют приезжих соблюдать его и сейчас — здесь никогда не ругаются матом.

- Вот в соседней деревне, где разный люд жил, и в карты резались, и крепким словцом приправляли вечерние посиделки, да за воротник заложить не прочь были, — вспоминает житель А.С. Шляпкин. — В Воскресенском не ругались не только потому, что воспитанные были, — гнева Божьего боялись. От величественного храма и село как бы святым становилось, и все в округе. Храм, кстати, один из старейших в Камешковском районе. Он внесен в список памятников культурно-исторического наследия Владимирской области. На кладбище рядом с церковью есть захоронения аж с 17-го века. У входа, по одной из легенд, могилы двух меценатов.

Старожилы вспоминают, что церковь была роскошной и внутри, и снаружи. Она имела богатые решетки на окнах, плитку, произведенную на заводах 18-го века. На колокольне, одной из самых высоких на Камешковской земле, был серебряный колокол. Его звон собирал людей на службу из самых отдаленных домов прихода. Есть у жителей еще одна интересная легенда. Говорят, в церкви располагался хрустальный гроб с частицами мощей какого-то святого.

- Хрустальный или нет, но стеклянный гроб там точно был, — говорит старожил села Александр Сергеевич, — мы детьми туда лазали через окно и видели его.

И у Александра Сергеевича есть своя история, связанная с церковью: «Я книжицу там украдкой взял старинную, да бабушке в дом принес. Она, как увидела, что я из святого места украл книгу, начала причитать. Сказала, что не сдобровать мне, покуда не верну ее на место. Не послушал я бабку, думал, сказки все. Лег спать, и такие кошмары меня стали мучить, что проснулся в слезах, перекрестился да и пошел прямо ночью обратно, чтобы книгу вернуть и у Бога прощения попросить».

С приходом большевиков, кстати, моментально не случилось серьезных изменений в жизни Воскресенского. Батюшка как-то пытался договориться с новым руководством, но безбожники не признавали чужих для них святынь. Службы со временем вести стали все реже, а в войну приказали снимать колокола, перевозить в Ковров и переплавлять на оружие. Когда сбрасывали большой серебряный колокол, во всем селе стоял вой. На притворе церкви на одной из плит в месте, куда колокол рухнул, до сих пор сохранилась вмятина. В стенах толщиной в метр остались разрушенные отделения из-под сейфов. День за днем церковь разоряли, а потом и вовсе закрыли. Несмотря на это, батюшка проводил службы в сторожке неподалеку. Есть в селе жуткие легенды, связанные с людьми, грабившими церковь. Кто-то умер мучительной смертью, у кого-то вся жизнь наперекосяк пошла. Бог-то — он все видит…

Продуманной была система отопления церкви – трубы проложены в обоих приделах, отапливался даже подвал. Про него в селе до сих пор ходят сказания. Подземелье замуровано с советского времени. До сих пор его никто не может открыть. По одному поверью, когда пришли большевики, служители храма собрали некоторые ценности и иконы, а затем зарыли клад где-то в подземелье, наглухо заложив вход камнем. Открыть подвал давно хочется старосте храма, но кто знает, какую тайну хранит древнее подземелье?..

В середине 60-х годов прошлого столетия случилась неведомая напасть. По словам старосты храма, когда церковь внесли в перечень культурно-исторических памятников Владимирской области, приехали сотрудники Владимиро-Суздальского музея заповедника и забрали все сохранившееся ценные вещи и старинные иконы. Сельчане скрепя сердце проводили святыни в добрый путь — значит, Богу так было угодно. Спустя некоторое время они узнали, что музей-заповедник ограбили, и их ценности тоже в недобрых руках сгинули. Поговаривали, многое увезли контрабандой заграницу.

В настоящее время староста храма и еще пара-тройка жителей хлопочет о том, чтобы уберечь хотя бы то малое, что сохранилось от былого архитектурного богатства храма. Л.С. Борисовой удалось найти людей, которые помогли покрыть крышу главного здания. Батюшка Алексей Анфалов несколько раз привозил к храму группы волонтеров, которые облагородили территорию около церкви и помещения внутри. К 300-летию прихода храма восстановили алтарь. Кстати, на церковных сводах до сих пор сохранилась роспись 19-го века. По большим праздникам в храме проводятся службы, приезжают помолиться сюда даже горожане из Коврова и Владимира.

Чтобы восстановить церковь, нужны огромные вложения. Без спонсорской помощи собрать такие деньги жителям села не представляется возможным. Зато в ближайшее время можно отремонтировать крышу старинной колокольни, что сохранит здание от непогоды и дождей. В храме сейчас есть железо и крест, только вот сделать колокольню некому. Кровельные работы стоят недешево, волонтеры, готовые заниматься этим, никак не находятся… Остается батюшке просить Бога о том, чтобы помогли добрые люди. Или материально – копеечка к копеечке сложится нужная для оплаты кровельных работ сумма, или физически – может, опытные кровельщики подсобят в богоугодном деле бесплатно. А уж батюшка за здоровье каждого неравнодушного обязательно помолится.

К. Денисова, http://storage.inovaco.ru/media/project_smi3_863/3a/7c/93/76/15/0f/18-avgustainddum.pdf


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 марта 2025

«…Последним священником Воскресенской церкви стал назначенный туда в 1901 г. Иван Алексеевич Петров. Он священствовал в Воскресенском вплоть до закрытия храма.

«Бедняцко-середняцкие массы с. Воскресенское, Пенкинского сельподрайона Владимирского района в количестве 35 хозяйств организовали колхоз. В день же записи в коллектив крестьяне постановили закрыть местную церковь и передать ее под культурное учреждение, а попа Петрова Ивана убрать из села. Колокола снять и передать на тракторо-строительный завод. Кроме попа Петрова в селе Воскресенском имеются много кулаков и их также придется убрать из села, чтобы не мешали коллективному строительству. Кроме вступления в колхоз бедняцко-середняцкие массы с. Воскресенского произвели контрактацию молока на все 100 проц. и полностью ссыпали семфонд. Поп села Воскресенского, Владимирского РИК-а, Петров Иван чувствуя, что ему подходит конец, стал разбазаривать свое имущество, в том числе ликвидировал пасеку (пчельник) в 25-30 ульев, которые спрятал у своего верного друга – церковного старосты Марова Афанасия Ивановича. Однако эта попытка попу Петрову не удалась и во время обыска пчелы у Марова были обнаружены, эти ульи пойдут в организовавшийся коллектив, укрыватель кулацкого имущества отдан под суд» («Призыв», 23 февраля 1930).

Церковь закрыли. Последний воскресенский священник Иоанн Петров был арестован и отправлен в сибирскую ссылку, однако чудом выжил, хотя обратно в село уже не вернулся, затем служил в других храмах Владимирской области и скончался в столетнем возрасте.

Сегодня Воскресенская церковь медленно возрождается, там зарегистрирован приход, проводятся службы…»

Любовь безусловная


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 марта 2025

Село Старое Заозерье находится в 35 вер. от г. Владимира.

В 1706 г. окольничий Н.И. Акинфов в своей вотчине на пустой церковной земле, что в Заозерье, построил деревянную церковь во имя Воскресения Христова с приделом во имя св. Феодора Сикеота. К этой церкви были определены священник, дьячек и просвирница; отведено для причта земли 17 четвертей в поле и сенных покосов 20 копен; в приходе тогда числилось 10 дворов крестьянских. Дани с церкви было положено 19 алтын 4 деньги, заезда гривна.

Вместо этой церкви в 1794 г. на средства помещицы генеральши М.Ф. Брылкиной построена новая каменная церковь. В 1855 г. она разделена на две половины, из коих западная обращена в теплую церковь. В 1868 г. эта теплая церковь расширена. При церкви имеется каменная колокольня. Престолов в настоящее время три: в холодной во имя Воскресения Христова, в приделах теплых в честь Покрова Божией Матери и Рождества св. Иоанна Предтечи.

Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 г., исповедныя росписи с 1829 г.

Количество земли при церкви, точно не определено за неимением плана и межевой книги; приблизительно считается: усадебной 1 дес., сенокосной 3 дес. и пахатной 15 дес.

Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. Содержание причта составляют: проценты с капитала 100 руб., доходы от служб и требоисправлений, от сбора льном и от земли — всего около 850 руб. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле.

Приход состоит из села Заозерья и деревень: Пирогова (в 2 вер. от церкви), Лубенскаго (3 вер.), Симонова (4 вер.), Марьинки (4 вер.), Огородникова (5 вер.) и Солдатской слободки (¼ вер.), в коих по клировым ведомостям числится 714 душ муж. пола и 739 жен., все православные.

В приходе имеется народное училище. Первоначально оно открыто в 1868 г. местным священником; в настоящее время содержится на средства земства; учащихся около 40 человек ежегодно.

Источник: Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии / сост. В. Добронравов; [В. Березин]. - Владимир: Типолитография В.А. Паркова, 1893-1898.; 22 см. - 5 т. Вып. 1: Владимир и Владимирский уезд. – 1893, стр. 266

ГПИБ


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 марта 2025

На юго-восточной окраине Камешковского района среди лесов затерялось село Воскресенское.

И вроде бы от трассы М7 до него всего лишь каких-то три километра, но зато по труднопроходимой дороге, на которую с шоссе еще и вовремя свернуть надо, так как никаких указателей там нет. Свое нынешнее название данное селение получило по местному храму Воскресения Христова, поэтому Святая Пасха — Светлое Христово Воскресение — для данного населенного пункта праздник вдвойне — великий и престольный одновременно. Правда, постоянных обитателей там осталось немного, и трудно поверить, что когда-то в Воскресенском насчитывалось почти 200 жителей. Данное село в старину имело другое название, и связано оно с несколькими известными в отечественной истории персонами.

В XVII столетии нынешнее Воскресенское именовалось Заозерье из-за близости стариц реки Клязьмы, расположенных севернее этого селения. После того, как помещики Владыкины построили неподалеку сельцо с таким же названием (сегодня это село Русино Ковровского района), село Заозерье стали называть Старым Заозерьем, а владыкинское имение — Новым Заозерьем. Существовало и еще одно наименование Старого Заозерья — Терехово или Терихово. Это селение принадлежало дворянскому роду Акинфовых. В последней четверти XVII века им владел окольничий Никита Иванович Акинфов — тот самый, что возвел сохранившиеся до сих пор каменные храмы в селах Второво и Эдемское. В Старом Заозерье Воскресенскую церковь тоже построил Н. И. Акинфов, только не каменную, а деревянную — в 1706 году. С той поры Старое Заозерье стало именоваться селом Воскресенским.

По первой ревизской переписи 1719 года, проведенной по указу Петра Великого, в этом насчитывалось 4 крестьянских двора, а при храме состоял причт из священника, дьячка и просвирницы. Внук Никиты Акинфова Федор Григорьевич Акинфов в середине XVIII века продал село генерал-майору Федоту Михаиловичу Каменскому, в молодости служившему гоф-юнкером при дворе Петра I. От него данное имение перешло к его дочери Марии Федотовне, вышедшей замуж за бывшего обер-прокурора Святейшего синода, астраханского губернатора действительного статского советника Ивана Онуфриевича Брылкина. Мария Федотовна некоторое время проживала в Воскресенском, где у нее была небольшая усадьба. В 1790-1794 гг. она возвела там каменный Воскресенский храм, вместо построенной еще Н. И. Акинфовым деревянной церкви, которая за восемь с половиной десятилетий изрядно обветшала. Построенная «генеральшей» Брылкиной (так ее именовали по чину мужа, который по «Табели о рангах» считался равным генерал-лейтенанту) церковь стоит в Воскресенском до сих пор. Мария Брылкина скончалась в начале 1800-х гг. во Владимире. Воскресенское унаследовал ее брат — знаменитый полководец, генерал-фельдмаршал граф Михаил Федотович Каменский, герой русско-турецких войн, в 1802 году некоторое время занимавший пост санкт-петербургского генерал-губернатора.

Он несколько раз приезжал в Воскресенское. Об одном из таких визитов рассказал в своих мемуарах князь Иван Михайлович Долгоруков, поэт и литератор, в 1802-1812 гг. служивший владимирским гражданским губернатором. Каменскому требовалось сдать одного из своих крепостных из села Воскресенское в рекруты. Обычно кандидата в новобранцы в рекрутское присутствие (наподобие нынешнего военкомата) отвозил сельский староста. Но граф Каменский пожелал это сделать лично. Появление полководца-фельдмаршала в присутствии стало сенсацией. Губернатор князь Долгоруков об этом писал так:

«При осмотре своего имения нашел он недоимочного рекрута и рассудил сам его поставить. Здесь слово «сам» прошу принять в собственном его разуме, то есть он был отдатчиком своего мужика лично. Это требует подробности потому, что поступок его не только был редкий, но единственный. В назначенный для приема день граф вошел в камеру набора в простом армейском сюртуке. Я вышел к нему навстречу. Он меня поворотил к моему месту. Подали ему кресла. Он не сел и стал у окна, у которого простоял во все то время, пока медик, приемщик и все присутствие осматривало его рекрута. При некоторых сомнениях в годности его со стороны лекаря граф подходил к нему, защищал право свое, утверждал годность мужика на службу, и когда он был принят, граф подошел к присутственному столу и отвесил нам всем большой поклон, какой сделал бы его староста. Я его проводил до сеней и застал в разговорах с матерью отданного рекрута, которая о потере сына неумеренно плакала, а он, утешая ее, твердил: «Как быть, старуха, у тебя еще два сына дома, а у меня всего два, и оба в походе». Кстати, оба сына Каменского были генералами.

После отмены крепостного права земли вокруг Воскресенского купили фабриканты Шорыгины, которые приобрели и село Михайловское близ Спас-Купалищ с дворцом князей Грузинских, отстоящее примерно на 15 верст.

В 1878 году в Воскресенском была открыта земская школа, позже переименованная в начальную, а потом и закрытую — после того, как учить в селе за малолюдством стало некого. К концу 1890-х гг. в селе насчитывалось почти 180 жителей в 39 крестьянских дворах, сейчас же численность населения сократилась в 14 раз.

Церковь закрыли еще до начала Великой Отечественной войны. Последний воскресенский священник Иоанн Петров был арестован и отправлен в сибирскую ссылку, однако чудом выжил, хотя обратно в село уже не вернулся. Сегодня Воскресенская церковь медленно возрождается, там зарегистрирован приход, проводятся службы. Не так давно памятник воскресенцам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны, был перенесен от церковной ограды в центральную часть села. В старинном селе живут по большей части дачники. Название Старое Заозерье там давно позабыто, как и большая часть многовековой истории Воскресенского. И, тем не менее, это очень красивый живописный уголок Камешковского края, благодаря бездорожью сохранившийся в относительной неприкосновенности от издержек цивилизации.

Сетевое издание «Знамя 33»



Комментарии и обсуждение


Построена на средства вдовы генерала Брылкина. /Из архивов сохранившихся у потомков местных жителей./
7 января 2006.

Анонимные участники весьма подробно, включая вдову генерала Брылкина, цитируют один и тот же источник: Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии.//Выпуск первый. Владимир и Владимирский уезд. Составили В. Добронравов  и В. Березин. Губ. г. Владимир. Типо-Литография В.Паркова, 1893.  страница 266.Остается добавить четвертое географическое название - "Солдатская слободка, что в 1/4 версте" (250м) от церкви, то есть тоже самое современное Воскресенское.
23 июля 2011, Олег Щёлоков.

Согласно предоставленным в 1962 г. Владимирским облисполкомом в Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР сведениям, по данным на 1 января 1961 г. церковь использовалась под склад [ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 330. Л. 107].

2 апреля 2013, Андрей Ершов.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.