ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Раменки. Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах.

Троицкая церковь на Воробьевых горах


Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Николая Чудотворца, Сергия Радонежского, Ионы, митрополита Московского
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1811 и 1813.
Архитектор:А.Л. Витберг
Ссылки: Ссылка на temples.ru  Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Россия, г. Москва, ул. Косыгина, д. 30

Координаты:55.710618, 37.540671
Проезд:М. "Университет", трол. 28, М. "Октябрьская", трол. 7


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах - Раменки - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
KONDORFOTO
22 мая 2016
Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах - Раменки - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
владимир
5 июля 2014
Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах - Раменки - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Иванов Дмитрий
11 декабря 2009
Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах - Раменки - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Илья Смирнов
14 марта 2004
Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах - Раменки - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Flash rockin' man
4 апреля 2019
Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах - Раменки - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Flash rockin' man
4 апреля 2019
Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах - Раменки - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
KONDORFOTO
22 мая 2016
Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах - Раменки - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Фото: Красов Александр. Специально для каталога.
Дионисий
29 августа 2008
Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах - Раменки - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
8 июля 2008
Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах - Раменки - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Олег Гусаров
26 июня 2005
Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах - Раменки - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Олег Гусаров
26 июня 2005
Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах - Раменки - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Олег Гусаров
26 июня 2005
Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах - Раменки - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
1 февраля 1998
Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах - Раменки - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Колокольня церкви Троицы Живоначальной на Воробьевых горах.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
2 августа 2015
Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах - Раменки - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
2 августа 2015
Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах - Раменки - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
2 августа 2015
Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах - Раменки - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Мозаика "Прп. Сергий Радонежский благословляет Вел.Кн. Моск. Дмитрия Донского на Куликовскую битву".
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
2 августа 2015
Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах - Раменки - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Мозаика на колокольне церкви Троицы Живоначальной на Воробьевых горах.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
2 августа 2015
Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах - Раменки - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Александр Шутов
29 сентября 2012
Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах - Раменки - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Иванов Дмитрий
11 декабря 2009
Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах - Раменки - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Иванов Дмитрий
11 декабря 2009
Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах - Раменки - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Изображение лика Христа на западном фасаде колокольни
Иванов Дмитрий
11 декабря 2009
Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах - Раменки - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Andrey B. Barhatov
22 октября 2008
Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах - Раменки - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Andrey B. Barhatov
22 октября 2008
Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах - Раменки - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Олег Гусаров
26 июня 2005
Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах - Раменки - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
1 апреля 2004
Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах - Раменки - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
2 августа 2015
Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах - Раменки - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
1 февраля 1995
Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах - Раменки - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Собственная съемка
Андрей Агафонов
1 февраля 1986
Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах - Раменки - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Архивное фото, 1942-1948 г.г. Источник: «Москва. Путешествия во времени», http://news-life.pro/spb/227820444/
Елена Григорьева
1 июня 1942
Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах - Раменки - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
фото с сайта pastvu.com
Андрей Агафонов
??
Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах - Раменки - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
Фото из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
??



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Юлия,  4 декабря 2005

Храм на этом месте упоминается с 1644 г., но истинное время его основания неизвестно и относится, скорее всего к более раннему периоду. Само село Воробьево известно с 1453 г. Существующий храм построен в 1811-1813 гг. в стиле классицизма, внутреннее убранство современно постройке. Главный престол освящен во имя Троицы Живоначальной, южный придел - святителя Николая, северный - преподобного Сергия Радонежского, приставной престол - во имя святителя Ионы, митрополита Московского. Храм никогда не закрывался. При храме есть благотворительная служба.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин,  27 ноября 2016

Троицы на Воробьевых горах церковь (улица Косыгина, дом № 30).

На высоком крутом берегу Москвы-реки, перед почти 300-метровым высотным зданием Московского университета и буквально в нескольких шагах от известной смотровой площадки на Воробьевых горах, стоит храм Живоначальной Троицы. В 1937 г. закрыли стоящую неподалеку Троицкую церковь в Троицком-Голенищеве, из нее в храм на Воробьевых горах перенесли два антиминса и соорудили приставной престол в главном алтаре во имя бывших в закрытом храме приделов святителя Ионы, митрополита Московского, и мученика Агапия.

Деревянная церковь известна на Воробьевых горах с древнейших времен. В 1451 г. великая княгиня Софья Витовтовна купила небольшое село на высоком берегу Москвы-реки. В 1700 г. документальные источники называют стоящую в селе «церковь Сергия, что в Саду» (по-видимому, названа по приделу), а в 1720 г. упоминают в ней придел преподобного Алексия, человека Божия. Известно также, что в 1785 г. эта древняя церковь перестраивалась, а в конце XVIII века разобрали летний царский дворец. В 1811–1813 гг. близ места, где стояла деревянная церковь, выстроили и освятили каменный Троицкий храм с правым приделом – святителя Николая и левым – преподобного Сергия Радонежского. Он был небольшим, типичным для подмосковных сел. Колокольня, трапезная и главный храм располагались традиционно по оси восток – запад. Мощный купол-ротонда, стоящий на кубическом основном объеме, завершал барабан с небольшой главкой. Южный вход имел далеко вынесенный портик с тосканскими колоннами. Двухъярусная колокольня, на нижнем ярусе которой соорудили главный вход в храм, красиво дополнял всю композицию. На месте престола старого храма тогда же в 1811 г. установили небольшой белокаменный обелиск, увенчанный крестом. Этот обелиск сохранился до сих пор – в шести метрах справа от входа в храм. Буквы на нем давно стерлись, однако хорошо видно изображение трубящего архангела. Сохранилась также и старая ограда с арочным входом. Впрочем, некоторые источники утверждают, что от 1811 г. до нашего времени в неприкосновенности дошла лишь колокольня. Примечательно, что накануне военного совета в Филях в 1812 г. в только что отстроенной Троицкой церкви молился М.И. Кутузов.

В 1817 г. на Воробьевых горах заложили храм Христа Спасителя – памятник победы в Отечественной войне 1812 г. Он должен был террасами спускаться с вершины Воробьевых гор к Москве-реке. Однако во время земляных работ обнаружилось, что грунт осыпается и сползает; поэтому в 1827 г. строительство здесь прекратили и позже перенесли на Пречистенку. Так Троицкая церковь осталась в этих местах единственным памятником и свидетелем героических событий 1812 г. В XIX веке обновление Троицкого храма происходило дважды: в 1858–1861 гг. и в 1898 г. В XX веке, в 1964 и 1971 гг., производился внешний ремонт здания, а в 1971–1972 гг. – внутренний ремонт. Чистилась настенная живопись, частично была сделана новая. В 2006 г. церковное здание также ремонтировалось снаружи и внутри. Наружные стены храма и колокольни в настоящее время украшают фрески. На колокольне вверху расположен образ Божией Матери «Знамение», а на нижнем ярусе – «Прп. Сергий Радонежский благословляет блгв. кн. Димитрия Донского», «Митр. Московский Алексий исцеляет царицу Тайдуллу» и «Моление прп. Серафима Саровского на камне перед образом Богородицы “Умиление”». На правой стене трапезной изображен святитель Николай, на левой – преподобный Сергий Радонежский (в соответствии с расположением приделов). На портике южного входа находится фреска «Св. Троица с Авраамом и Саррой под Мамврийским дубом».

Далее против часовой стрелки: образ Иоанна Предтечи, на внешней стене Горнего места – Голгофа, и, наконец, образ Спасителя. Особого внимания заслуживает настенная живопись внутри храма. Над входом в главную часть из трапезной изображена Ветхозаветная Троица, на куполе – Бог Отец и Бог Дух Святой с предстоящими ангелами, а над алтарем – Вознесение Господне. На стенах в медальонах – изображения пророков Илии и Моисея, святителей Николая и Алексия, митрополита Московского, преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского, а также образ Божией Матери «Знамение». Над южной дверью ниже медальонов – Сретение Господне и «Насыщение пяти тысяч пятью хлебами», над северной – Введение во храм Пресвятой Богородицы. В иконостасе главного престола привлекает внимание икона Божией Матери «Живоносный Источник», как память о прежнем названии храма. Перед солеей слева – Печерская икона Божией Матери, справа – образ Спаса Нерукотворного. За этими иконами располагаются два лика (хора) для антифонного пения. Слева от амвона – небольшая икона новомучеников Российских, справа – такая же по размеру икона Царственных мучеников. На северной стене находится икона Божией Матери «Утоли моя печали» и особо чтимый образ Божией Матери «Благодатное Небо», на южной стене – икона Божией Матери «Державная».

В Никольском приделе, по духу и происхождению как бы более строгом, византийском, в иконостасе находится Иверская икона Божией Матери, перед солеей справа – Казанская икона Божией Матери. Здесь расположены также образа святых Иоанна Воина, Гурия, Самона и Авива, икона Божией Матери «Нечаянная Радость». В Сергиевском приделе – иконы священномученика патриарха Гермогена, святых Власия, Флора и Лавра, преподобной Анны Кашинской и образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни"


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  27 апреля 2018

В 1451 году село Воробьёво покупает великая княгиня Софья Витовтовна. Примерно тогда здесь строится храм, освящённый в честь Троицы Живоначальной. Первое упоминание о деревянной церкви содержится в письменных источниках, относящихся к ХVII веку, к периоду правления первого царя из рода Романовых, примерно к 1628-1632 годам. "Церковь Святые Живоначальныя Троицы, что в селе Воробьеве, дани 18 алтын 4 деньги, и сентября в 28 день, на нынешний 7136 г. те деньги платил поп Тит, в 7140 г. - на Троицкую церковь к прежней дани по новому окладу прибавлено дани 2 алтына 5 денег" - так сказано в приходных книгах Патриаршего Казённого Приказа. Разумеется, в те времена, как и в более древние, церковь была деревянной и числилась как "жилая московская церковь за деревянным городом".

В 1720 году ветхий деревянный храм был снесён и на его месте построен новый: "Апреля въ 6 день, запечатан указ о строении церкви, по челобитью великаго государя дворцоваго села Воробьева, церкви Живоначальныя Троицы попа Ивана Васильева с прихожаны, велено им в том селе Воробьеве, вместо ветхой церкви, на том же церковном месте построить вновь церковь древяную во имя Живоначальныя Троицы, да в приделе преподобнаго Алексия, человека Божия, пошлин две гривны взято". В 1786 году и этот новый храм пришёл в совершенно ветхое состояние, да такое, что службы здесь были запрещены. Но только в середине 1790-х годов по повелению императрицы Екатерины II Троицкий храм был разобран. Так начался новый период в истории этой церкви.

Архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, русский художник шведского происхождения, стал автором проекта нового - каменного - храма в стиле позднего классицизма. Конечно, Витберг более известен, как автор проекта храма Христа Спасителя, первого, одобренного ещё императором Александром I. Проект не был осуществлён, и тот храм, который стоит в Москве ныне, был создан другим архитектором - Константином Андреевичем Тоном. А творение Витберга украшает собой Воробьёвы горы.

Кирпичный храм с цоколем из белого камня был построен на средства прихожан и дарителей. Размеры храма небольшие, архитектура - довольно скромная, даже ординарная для начала ХIХ столетия. Это типичная для Подмосковья приходская церковь. На четверике установлена ротонда, завершённая глухим барабаном с небольшой главкой. С юга и севера храм украшен портиками тосканского ордера с четырьмя колоннами. В трапезной устроены два придела - во имя Святителя Николая Чудотворца и Преподобного Сергия Радонежского. Главный престол был освящён во имя Святой Троицы. Колокольня - единственное здание, дошедшее до наших дней в неизменённом виде - двухъярусная. Сам храм несколько раз перестраивался при ремонтах в 1858-1861 годах, затем в 1898 и 1900 годах.

Нельзя не вспомнить, что с Троицкой церковью на Воробьёвых горах тесно связано имя "святого доктора" Фёдора Петровича Гааза, бывшего главным врачом тюремных московских больниц. Доктор Гааз много поспособствовал завершению строительства воробьёвской церкви, желая, чтобы арестанты, содержавшиеся в пересыльной тюрьме на Воробьёвых горах, были бы приписаны к этой церкви и могли посещать богослужения. И Фёдор Петрович этого добился, как добился и строительства в 1832 году больницы для заключённых на 120 коек на тех же Воробьёвых горах.

Церковь не закрывалась в советское время, здесь даже производился ремонт и реставрировались храмовые иконы. Сегодня кроме трёх основных престолов в Николаевском приделе есть ещё и приставной престол святителя Ионы, митрополита Московского. Появился он после 1937 года, когда в воробьёвский храм из голенищевской церкви перенесли антиминсы приделов митрополита Ионы и мученика Агапия.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №289, 2018 г.


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  28 мая 2019

Троицкая церковь на Воробьёвых горах существовала с древнейших времён. Её история тесно связана с историей дворцового села Воробьёво (ныне в черте Москвы), от которого эту живописную местность на правом берегу Москвы-реки и стали называть Воробьёвыми горами. Точное время постройки первого деревянного храма неизвестно, но, когда в XV столетии село Воробьёво было куплено великой княгиней Софьей Витовтовной, он уже существовал. Упоминание о деревянной Троицкой церкви в селе Воробьёво содержится в приходных книгах Патриаршего Казенного Приказа за 1628 г. в числе «жилых» московских церквей «за Деревянным городом»: «церковь Святые Живоначальныя Троицы, что в селе Воробьеве, дани 18 алтын 4 деньги, и сентября в 28 день, на нынешней 7136 г. те деньги платил поп Тит, в 7140 (1632) г. – на Троицкую церковь к прежней дани по новому окладу прибавлено дани 2 алтына 5 денег». До 1690 г. храм значился в Пречистенском сороке города Москвы, с 1691 г. – в Загородской десятине.

При приходском Троицком храме состояли священники: 1628–1632 г.г. – о. Тит; 1639–1645 г.г. – о. Конон Ананьин; 1646–1656 г.г. – о. Пётр; 1657–1673 г.г. – о. Иаков; 1675–1680 г.г. – о. Фома; 1681–1685 г.г. – о. Феофан; 1710–1720 г.г. – о. Иван Васильев; 1730 г. – о. Петр Ильин.

В 1720 г. было принято решение вместо очередного обветшавшего храма строить новую деревянную церковь Живоначальной Троицы с приделом преподобного Алексея человека Божия. Строительство завершилось в 1727 г. и в том же году состоялось освящение храма. Уже к середине XVIII в. церковь пришла в ветхость и священники просили благословения на постройку нового храма. Распоряжением от 4 июня 1750 г. было предписано произвести осмотр здания. По результатам осмотра 13 сентября 1750 г. в Дворцовую Кантору было доложено, что «…та церковь вся в совершенной ветхости и в починку бысть не годна, а надлежит вместо оной построить вновь». Но на этот доклад был получен отказ. В течение последующих нескольких лет вопрос о разборке обветшавшего деревянного приходского Троицкого храма и строительстве на его месте новой церкви обсуждался неоднократно, но безрезультатно. В конце концов, 11 апреля 1757 г. храм от ветхости обрушился. С этого времени службы совершались в уцелевшем пределе Алексия человека Божия.

Последним настоятелем деревянной церкви был отец Никифор Васильев. 17 декабря 1768 г. приходскую церковь Троицы Живоначальной в селе Воробьёве запечатали, а церковную утварь из нее перенесли в дворцовый храм «Живоносного Источника», богослужения в котором прихожане посещали до постройки новой Троицкой церкви. К концу 1790-х г.г. по приказу Екатерины II храм был разобран.

В 1811 г. «тщанием прихожан и доброхотных дателей» рядом с разобранным храмом была выстроена новая кирпичная церковь с белокаменным цоколем, существующая поныне. На месте алтаря старой церкви в 1811 г. поставили белокаменный памятник, увенчанный крестом, сохранившийся до наших дней и расположенный в 5–6 метрах от нынешнего главного алтаря. Первым настоятелем новой каменной церкви Святой Троицы стал Иаков Ильин, в 1802 г. переведенный из храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» и прослуживший здесь до 1812 г.

До 1818 г. Троицкая церковь относилась к московскому уезду, а с 30 марта 1818 г. – к Замоскворецкому сороку Москвы. К 1811 г. храм был построен вчерне и вначале освящен был только престол святителя Николая Чудотворца. Освящение главного престола в честь святой Троицы состоялось 22 сентября 1818 г., его совершил протоиерей Иоанн Иоаннов. Согласно ведомостям 1819 г., причт Троицкой церкви состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. В приходе числилось 113 дворов, в которых проживали 354 души мужеского пола и 392 женского.

Придел преподобного Сергия Радонежского был освящен, скорее всего, в 1823 г., т.к. в «Ведомости о церкви Живоначальной Троицы, что на Воробьевых горах, состоящей в Москве в Замоскворецком Сороке» за 1822 г. о нем сказано, что он «устрояется». В документе также говорится, что печи в храме отсутствуют, иконостасы не окрашены и не вызолочены, снаружи церковь не оштукатурена, без боковых крылец и без ограды, утварью посредственна.

Причт, как и прежде, состоял из одного священника, диакона, дьячка и пономаря. Приходских дворов – 120, прихожан – 377 душ мужского пола и 443 женского. Земли при церкви – 33 десятины. На церковной земле находилось 2 кирпичных завода: один завод принадлежал московской купеческой жене Аксинье Андреевне Нечаевой, другой – московскому купцу Михаилу Артамоновичу Шкарину. У церковнослужителей были собственные дома на церковной земле, за исключением диаконского, который «своей не успел еще построить».

Описание храма 1887 года. В метрике 1887 г. храм описывается как кирпичный одноэтажный «в виде разностороннего креста», «с одним полукружием без всяких граней», 9 саженей в высоту, 13 – в длину, 6 – в ширину. Кровля шатровая с двумя скатами из листового железа, покрашена медянкой зеленого цвета. На сводах фонарь сквозной с шестью пролетами без украшений. Одна глава на церкви круглая, покрытая листовым железом и окрашенная медянкой. Железные восьмиконечные кресты обиты белой жестью, с цепями.

Внутри храм устроен в форме квадратной палаты. Алтарь отделен деревянной перегородкой, имеющей три пролета для дверей царских, северных и южных. В алтаре устроены три окна. Помост алтаря с солеей и амвоном поднят на три ступени. Приделов в церкви два. Притвор отделен от храма каменной стеной с одним пролетом. Полукруглые своды опираются на два гладких четырехгранных столба, образующих три арки. Пол во всем храме лещадный. Со времени основания церкви никаких изменений не было. Четырехъярусный иконостас нового устройства с колонками, украшенными деревянной резьбой. Царские двери двухстворчатые с резными узорами и полукруглым верхом. Солея каменная, выложенная лещадью, амвон полукруглый из белого камня. Клиросы примыкают к стенам храма, без особых украшений.

Кирпичная колокольня была построена одновременно с церковью на средства прихожан. Колоколов шесть, первый 156-пудовый, отлитый в Москве, с надписью, остальные без надписей.

Стены храма расписаны в 1833 г. Спустя 35 лет, в 1868 г. стены были вновь выкрашены масляной краской и расписаны на исторические сюжеты. Икон старого русского письма три: Донская икона Божией Матери, икона Николая Чудотворца и икона Божией Матери «Троеручица».

До наших дней в неприкосновенности сохранилась только колокольня, сам храм переделывался. Ремонт производился в 1858–1861 г.г., в 1898 и 1900 г.г. В настоящее время на наружных стенах церкви имеются фрески. Крыльцо на западном фасаде колокольни появилось во время ремонта 1858–1861 г.г., пристройки по сторонам от нее – в 1898 г. В конце XIX – начале XX в.в. территорию церкви обнесли кирпичной оградой с металлической решеткой.

Троицкая церковь не только избежала социалистических разрушений, она даже не была закрыта в советское время, благодаря чему удалось сохранить ее старинный интерьер. После запрещения властями колокольного звона в Москве в 1930 г. именно в Троицкой церкви на Воробьевых горах продолжали звонить колокола.

Многое для поддержания внутреннего интерьера и внешнего облика храма делалось силами клира, церковного совета и прихожан в советские годы. Так, в 1964 г., 1968 г. и 1971 г. производились наружные ремонтные работы, в 1952–1953 г.г. и 1971–1972 г.г. – производился внутренний ремонт. В эти годы промывали и чистили старую настенную живопись, были написаны новые сюжеты на темы из Житий святых, частично выкрашены и позолочены иконостасы, отреставрированы некоторые иконы.

Как и прежде, церковь на Воробьёвых горах сейчас имеет три придела – Святой Троицы, преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая Чудотворца. В алтаре святителя Николая имеется приставной престол митрополита Московского святителя Ионы. Его история такова: при закрытии в 1937 г. Троицкой церкви в Голенищеве антиминсы из приделов митрополита Ионы и мученика Агапия перенесли в ближайший действующий храм – церковь Троицы в Воробьеве, где позднее был освящен приставной престол святителя Ионы.

Церковь Троицы Живоначальной возведена по проекту архитектора Александра Лаврентьевича Витберга – автора проекта храма Христа Спасителя на Воробьевых горах (не завершён). Здание выстроено в формах позднего классицизма и принадлежит к характерному для Подмосковья типу приходских церквей, имеющих традиционную трехчастную продольно-осевую композицию. Четверик храма с севера и юга украшен четырехколонными портиками тосканского ордера, при помощи парусов четверик несет купольную ротонду с глухим цилиндрическим барабаном. С восточной стороны к нему пристроена полукруглая апсида, удлиненная за счет ризалитов. Фасады двухстолпной квадратной трапезной с двумя приделами расчленены пилястрами, углы скругленные, раскрепованные снаружи.

Колокольня двухъярусная со средним полуярусом, по своей объемной композиции и декору она близка к колокольне храма Варвары великомученицы на Варварке. Они схожи полукруглым выступом первого яруса, ярусом звона с арочными проемами, треугольными фронтонами, угловыми пилястрами и квадратными филенками с медальонами, а также другими деталями, что указывает на непосредственное заимствование. К нижнему ярусу колокольни с юга примыкает округлая пристройка (ризница), сделанная в 1898 г., с севера – более поздняя крестильная.

В интерьере Троицкой церкви сохранились три резных, с позолоченными деталями иконостаса. Четырехъярусный иконостас имеет подчеркнуто ступенчатую композицию и, возможно, является первоначальным, однако позднее он обновлялся: классицистический по своей структуре и основным элементам, в деталях он эклектичен. Иконостас южного придела, выдержанный в стиле классицизма, выполнен в первой половине XIX в. Иконостас северного придела, характерный для периода эклектики, относится ко второй половине XIX в. В масляных настенных росписях рубежа XIX–XX в.в. сюжетные композиции сочетаются с растительно-геометрическим орнаментом.

http://www.bankgorodov.ru/sight/cerkov-troici-jivonachalnoi-na-vorobevih-gorah


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  2 декабря 2020

Ныне существующая кирпичная с белокаменным цоколем церковь сооружена в 1811 г. как сказано в документах «…тщанием прихожан и доброхотных дателей…». Она была поставлена на одной из верхних террас Воробьевых гор к северо-западу от дворца, в центре села, напротив однорядовой крестьянской застройки. Несмотря на не большие размеры и скромную архитектуру, церковь играет заметную роль в панораме Воробьевых гор и хорошо просматривается со стороны Лужников.

Первым настоятелем каменного храма стал отец Иаков Ильин, который в 1802 г. был переведен в храм святой Троицы из храма в честь иконы Божия Матери «Живоносный источник». Отец Иаков прослужил в храме до 1812 г.

Каменный храм был возведен близ прежнего, деревянного. На месте алтаря старого храма в 1811 г. установили увенчанный крестом белокаменный памятник, который сохранился до наших дней. Памятник находится в пяти-шести метрах от теперешнего главного алтаря храма. Со временем, правда, стёрлась надпись, сделанная на ней (следы букв кое-где проступают), но довольно отчетливо виден барельеф, изображающий трубящего Архангела.

До 1818 г. храм числился среди церквей московского уезда, а с 30 марта 1818 г. в Замоскворецком Сороке Москвы.

Нынешний каменный храм построен вчерне к 1811 г. и вначале был освящен престол святителя Николая. Престол святой Троицы освящен 22 сентября 1818 г. Сохранилось прошение № 1607 от 9 сентября 1818 года священника отца Петра Матвеева (Диаконова - ред.) и старосты воробьевского крестьянина Григория Иванова архиепископу Московскому и Коломенскому Августину. В прошении говорится: «По благословению Вашего Высокопреосвященства вместо деревянной построена на Воробьевых горах каменная церковь во имя Живоначальной Троицы и с приделом Николая Чудотворца, каковой придел уже и освящен. Но настоящая Троицкая доселе токмо исправляема и приуготовляема к тому была. Ныне она исправлена, и к освящению готова. Того ради Ваше Высокопреосвященство! Всепокорнейше просим повелеть оную Троицкую церковь милостивейше своей архипастырской резолюцией снабдить святым антиминсом, и по ведомству его Благочинному Казанскому что у Калужских ворот протоиерею Иоанну Григорьеву освятить сентября 9-го дня 1818 года к сему прошению Троицкой что на Воробьевых горах Священник Петр Матвеев руку приложил. К сему прошению церковный староста крестьянин Григорий Иванов руку приложил». Резолюция архиепископа гласит «дозволить освятить храм чередному и святой антиминс выдать».

23 сентября 1818 года благочинный Николохлыновский протоиерей Иоанн Иоаннов посылает рапорт «во исполнение Его Императорского Величества указа из оной консистории от 16 сенября под № 4932, Замоскворецкого сорока храм Живоначальныя Троицы, что на Воробьевых горах, того же сентября 22 числа на новоосвященном антиминсе мною освящен…».

Хотелось бы также привести сведения о приделе преп. Сергия. Сохранилось прошение № 752 от 7 мая 1820 г., как и предыдущее прошение священника отца Петра Матвеева, но уже митрополиту Московскому и Коломенскому Серафиму. Там говорится: «В упомянутой Троицкой церкви при сооружении ея назначено в трапезе по сторонам быть двум пределам, из коих на правой один во имя святит. Николая уже освящен и существует, а на левой кроме одного пустаго места ничего еще нет; то ныне из усердия своего Московский купец Сергей Ильин сын Азбукин и вознамерился на левой против Николаевскаго сделать иконостас для предела угодника Божия Сергия, каковому иконостасу и план мне сообщил, и просим дозволения приступить к делу; но я на таковой его усердный его Азбукина подвиг без благословения Вашего Высокопреосвященства решиться не смею». В резолюции митрополита сказано «… есть ли сумнения не окажется: то по приложенному плану и фасаду строить иконостас Бог благословит».

К прошению приложена справка из Московской Духовной Консистории сообщающая, что «По ведомостям прошлого 1819 г. о церквах, священно-церковнослужителях и прочем показано: в Замоскворецком Сороке церковь Живоначальной Троицы, что на Воробьевых горах каменная вновь сооруженная с приделом святит. Николая Чудотворца утварию церковною снабжается. При ней причту священник, диакон, дьячек и пономарь. Приходских дворов 113, в них душ мужеска 354, женска пола 392».

Придел преп. Сергия игумена Радонежского был освящен примерно в 1823 г., так как в 1822 г. о нем говорится, что он «устрояется». Об этом упоминается в весьма интересном документе, который называется - «Ведомость о церкви Живоначальной Троицы, что на Воробьевых горах, состоящей в Москве в Замоскворецком Сороке» написанная 7 января 1822 г., в ней говорится, что каменная церковь была «построена тщанием прихожан и доброхотных дателей. Зданием каменная, но еще печей в ней нет, иконостасы не вызолочены и неокрашены, а с наружи не общекотурена и без боковых крыльцев, да и без ограды. Престолов два, а третий устрояется… во имя преподобного Сергия. Утварею посредственна. Причта при ней издавна один священник, диакон, дьячок и пономарь… Приходских дворов с священно-церковно-служительскими 120, в них мужеска пола 377, женска 443 души. Сверх сего в приходе оном разных содержателей 16 кирпичных заводов, где в летнее время живет много и рабочих людей.

Земли при сей церкви Указная пропорция тридцать три десятины имеется, она вся неостолблена, и плану на нее нет, а некоторая токмо часть ея и с усадебной означена на общем обывательском плане. На которой церковной земле издавна имеется два кирпичных завода…». Первым заводом владела «и глину выбирала» московская купеческая жена Аксинья Андреевна Нечаева, а другим московский купец Михаил Артамонович Шкарин.

«Домы у священно-церковно-служителей собственные, на церковной земле, кроме одного диаконского, который диакон по новости своей не успел еще построить, для места построения дома, небольшое количество усадебной земли имеется. Содержание священно-церковно-служителей от земли церковной, и стоящих на ней кирпичных заводов, да и от приходских треб…».

По метрике 1887 года храм описывается следующим образом: «Сооружена на средства прихожан - крестьян Удельного ведомства села Воробьева, сельца Семеновского и деревни Рыкина. Мастера неизвестны. Причислена к городу Москве, а находится на Воробьевых горах. На самом возвышенном месте.

Церковь не старинная и пристроек никаких не делано. В виде разносторонняго креста, одноэтажная. С одним полукружием без всяких граней. В вышину 9 саженей, в длину 13 саженей и в вышину 6 саженей. Уклонений алтаря от направления восточного нет. Церковь построена вся из кирпича. Стена выложена сплошною кладкою без цемента. Кирпич тяжеловесный, но не более 18 фунтов и обожженный с клеймами Б. и К. И стены сохранились в первобытном виде. В стенах проходов нет. Связи железныя. Наружныя стены гладкия без украшений и без пояса.

Окна широкия над цокалем в алтаре три а в предалтариях по два в …неразб… светов. Под самой крышей окон нет. Окна с перемычками прямыми …неразб… имеют внутрь. Решетки в окнах …наразб… из прутоваго четырехгранного железа с поперечными …неразб… Ставень старых и оконниц нет и внизу подоконников обкладки из цветных кафель нет». Дверей «Три, с западной стороны в теплом храме и с северной и южной в холодном двухстворчатые деревянные обиты листовым железом сплошь выкрашены медянкою без всякой живописи и украшений. Петли в дверях железныя обыкновенныя.

Церковь внутри устроена в виде квадратной палаты. Престол деревянный, покрыт обыкновенною доскою деревянною же устроен в уровень с полом. Ширина его 1 ½ аршина, длина и вышина тоже 1 ½ аршина листами никакими не обложен. Сени над престолом не имеется. Горнее место устроено на открытом месте без сени. В углублениях оконных изображений святых нет. Жертвенник устроен в одном с престолом помещении на открытом месте деревянный вышиною 1 ½ аршина, шириною 1 ¼ аршин. Иконостас устройства новаго с колонками деревянной резьбы, кроме колонок и рамок вызолоченных нет. Четыре яруса. Царския двери двухстворчатыя, резныя узорами без столбцов. Форма верхушек царских дверей полукруглая.

Колокольня построена одновременно с храмом, четырехсторонняя квадратом на средства прихожан из кирпича обоженнаго 18-ти фунтоваго. Изображений нет. Шесть колоколов: 1-й в 156 пуд 32 фунта подпись: вылит сей колокол в Москве в заводе майорши Анны Петровны (Ред.- Венкович). Глас мой услыши Господи по милости Твоей и судьбе Твоей живи мя. 1843 года февраля 5 дня ко храму Живоначальныя Троицы на Воробьевых горах доброжелательством вкладчиками онаго храма при старосте церковном Иване Михайловиче Баранове при священнике Афанасии Скворцове и диаконе Николае Добронравове. Остальные колокола без надписей.

Иконы старого русскаго письма имеется три: Донския Божия Матери, Троеручицы и икона Николая Чудотворца. Надписей на них нет. Кем подарены неизвестно, имени мастера и года написания нет, в деревянных вызолоченных рамах все за стеклом чем и обзначено дальнейшее их сохранение. Иконы Донския Божия Матери и угодника Божия Св. Николая сохраняются в первобытном виде.

Священник Московской Троицкой на Воробьевых горах церкви Петр Петрович Соколов. Обучался «В Московской Духовной Семинарии. 45-ти лет священствует 21-й год». Метрика от «5-го февраля 1887-го года». В 1874 году протоиерей И. Благовещенский в книге о московских храмах сообщал, что «Троицкая на Воробьёвых горах церковь, построенная в 1811 году, имеет три придела — Святой Троицы, Святителя Николая и Преподобного Сергия. Дворов 114, душ мужского полу 506, женского - 600». Число прихожан в селе Воробьёве увеличивалось с ростом самого селения.

Святыни: В храме находятся иконы XVII, XVIII, XIX веков - «Святые Гурий, Самон и Авив», «Святые Косма и Дамиан», «Неопалимая купина», «Казанская» икона Божией Матери, четырёхчастная икона - с изображениями Рождества Христова, Рождества Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи и Рождества Святителя и Чудотворца Николая, «Утоли моя печали» - перед иконостасом придела Преподобного Сергия. Все иконостасы церкви благолепно украшены иконами с изображением двунадесятых праздников, апостолов. Справа от иконостаса перед алтарем Святой Троицы - икона «Спас Нерукотворный» школы Симона Ушакова, а слева находится икона Божией Матери «Донская», она является чтимым списком с чудотворной иконы, написанной Феофаном Греком. С той самой иконы, с которой русское воинство в день Куликовской битвы 8 сентября 1380 г. одержало победу.

Чтимой иконой является икона Божией Матери - «Благодатное Небо», которая стоит слева от иконостаса алтаря Святой Троицы. Пресвятая Дева бережно прижимает к Себе Младенца Иисуса. Её исполненные печали глаза уже видят, сколько мук придётся перенести на земле Её Возлюбленному Сыну, снисшедшему пострадать за людей.

Не так давно, стараниями настоятеля отца Сергия Суздальцева, рядом с иконой «Благодатное Небо» был установлен ковчежец с частицами мощей святых: святителя Митрофана Воронежского, праведного Алексия (Мечева) и блаженной Матроны Московской, а так же их иконы. В храме около главного алтаря по обе стороны помещены две иконы новопрославленных святых, слева: преп. Андрея Рублева, святителя Иннокентия, свят. прав. Иоанна Кронштадского и др., а справа: царских страстотерпцев царя Николая, царицы Александры и чад их. А так же на западной стороне главной части храма установлена икона священномученика Андрея Воскресенского.

В храме имеется икона, на которой изображен святитель Спиридон Тримифунтский. В середине прошлого века ее написал известный иконописец инок Григорий (Круг). Согласно его завещанию, в конце 1960-х г.г. она была переправлена в Россию. Икона около 40 лет находится в храме Святой Троицы. Только недавно специалисты обнаружили, что эта уникальная икона принадлежит кисти инока Григория (Круга). По разрешению настоятеля храма она в 2005 г. была предоставлена на выставку в Московский союз художников, а потом возвращена. Усердием отца настоятеля и благотворителей расписан фасад и установлены мозаичные иконы, две на колокольне – « Нерукотворный Спас» и «Знамение» и еще одна в притворе - свят. вмч. и цел. Пантелеимона.

Рядом с храмом Троицы работал врач немецкого происхождения, филантроп, известный под именем «святой доктор» - Ф.П. Гааз (1780-1853), который в первой половине XIX в. являлся главным врачом московских тюремных больниц. Он был одной из любопытнейших личностей своего времени. Девизом всей его жизни была его любимая фраза - «спешите делать добро». Он заботился о заключенных пересыльной тюрьмы на Воробьевых горах, устроенной из бывших бараков для рабочих - строителей витберговского храма Христа Спасителя. В 1832 г. его заботами и на им же собранные средства на Воробьевых горах была устроена для арестантов больница на 120 кроватей, которая и поступила в его непосредственное заведование.

Завершение строительства Троицкой церкви на Воробьевых горах историки приписывают Ф.П. Гаазу, который так заботился о заключенных пересыльной тюрьмы. Он хотел, чтобы больные арестанты были как-то приписаны к этой церкви, имели возможность посещать богослужения и окормляться у ее священников. В подтверждение этого в биографии священника Троицкого храма Афанасия Скворцова, читаем «по распоряжению Московского попечительского Комитета о тюрьмах в учрежденной арестантской больнице и казармах пересыльного замка на Воробьевых горах, напутствовал как больных, так и здоровых арестантов исповедью и причастием Святых Христовых Тайн. В том же месте указом Московской Духовной Консистории назначен был для назидания арестантов в обязанностях веры и нравственности с исправлением молитвословий и при отправке арестантов молебного пения с водоосвящением, должность проходил до 28 мая 1844 года».

Интересно, что с храмом Троицы связаны предки знаменитого русского писателя И.С. Шмелева. Шмелевы появились на Воробьевых горах около 1814 г. в селе Семеновском (находилось рядом с селом Воробьево). Связано это было с предпринимательской деятельностью главы семейства – постройкой кирпичного завода. Москва отстраивалась после пожара 1812 г., и производство кирпича, несомненно, было делом прибыльным, а Воробьево являлось чрезвычайно удобным местом для строительства кирпичного заводика.

В Клировой ведомости за 1819 г. говорится: «При означенной Троицкой церкви издавна имеются на церковной земле два кирпичных завода. Одним владеет Московский купец Иван Иванов сын Шмелев по контракту с платою двухсот рублей в год, а ныне по смерти его описанный в казну, а другим заводом московские мещане Иван и Михайла Семеновы дети Ильины с платою по 100 рублей в год, и оныя деньги получаются в пользу священно-церковно-служителей. Сверх сего отдана церковной земли десятина вышеписанному Шмелеву под копание глины на семь лет по контракту бывшим священником Дмитрием Николаевым по 100 рублей в год в пользу священно-церковно-служителей».

http://hram-troicy.prihod.ru/istorija_khrama_razdel/view/id/21688



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.