ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Раменки. Церковь Марии Магдалины на Сетуни (каменная).


Церковь. Не действует.  
Престолы:Марии Магдалины
Год постройки:не ранее 2015.
Архитектор:В.Б. Королев
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Москва, 2-й Сетуньский пр., 9

Координаты:55.730471, 37.534016


Добавить фотографию
Церковь Марии Магдалины на Сетуни (каменная) - Раменки - Западный административный округ (ЗАО) - г. Москва
строительство храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
28 мая 2021



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  6 августа 2021

Наверное, мало кто из жителей микрорайона Потылихи знает, что в этом месте в конце 19 – начале 20 вв. существовал православный храм в честь Святой Равноапостольной Марии Магдалины. Причины такого незнания в том, что во-первых, храм был домовый – т.е. примыкал к комплексу других зданий, а во-вторых, существовал храм недолго, всего два-три десятилетия (храм был освящен в 1893 году, а после революции, видимо, скоро был закрыт). Еще одной причиной малой известности храма было, очевидно, и то что храм не был приходским, а был храмом для воспитанников и сотрудников дачи Московского Николаевского Сиротского Института.

В конце 19 века на даче Николаевского Института была построена церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины – небесной покровительницы императрицы Марии Феодоровны. Об этой церкви есть сведения в известном издании «Сорок Сороков» под редакцией Павла Паламарчука: «…в 19 веке здесь, за Дорогомиловской заставой на берегу Сетуни близ ее устья был загородный двор Воспитательного дома. Дача стояла на правом берегу Сетуни, позже потеряла хозяйственное значение и здесь проводили лето воспитанницы Николаевского сиротского института. Церковь при даче построена купцом Щербаковым, которому это обошлось 11000 рублей. Она была деревянной. Непосредственно примыкала к столовой, строил архитектор Прыжов. Освящена 11 июля 1893 года. Дожила до революции».

Адрес храма звучал тогда так: Московский уезд, ур. Дача Николаевского института (у полустанка Потылиха Окружной ж/д).

http://mariyamagdalina.cerkov.ru/

Церковь Марии Магдалины за Дорогомиловской заставой при даче Николаевского института на загородном дворе Воспитательного дома, 2 Сетуньский пр. Храм состоял при даче Николаевского института, главное здание которого стоит на Солянке и имело свою отдельную церковь."На устье Сетуни в XV в. было сельцо Воишевское, в 1639 г. уничтоженное разбойниками. В XIX в. здесь за Дорогомиловской заставой на берегу Сетуни близ ее устья был загородный двор Воспитательного дома. Дача стояла на правом берегу Сетуни, позже потеряла хозяйственное значение и здесь проводили лето воспитанницы Николаевского сиротского института.

Церковь при даче построена купцом Щербаковым, которому это обошлось в 11000 рублей. Она была деревянной, непосредственно примыкала к столовой, строил архитектор Прыжов. Освящена 11 июля 1893 г., дожила до революции". Ныне местность, где находилась дача Николаевского института, застроена новыми зданиями, здесь проложены 1-4 Сетуньские проезды. Старожилов не осталось. Судя по карте, здание с храмом стояло на месте нынешнего 2-го Сетуньского проезда.

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. - М., 1995, с. 226

...Фотографии деревянного храма Марии Магдалины хранятся в Российской Государственной Библиотеке. Фотографии датированы: «конец XIX — начало XX веков». Размер всех фотографий одинаковый — 23 x 17 см. На первых двух фотографиях мы видим красивые высокие окна с наличниками не только в храме, но и в окружающих домах. Видно много декоративной резьбы на фасадах храма, красивые точеные и резные столбы. В барабан встроены иконы. Недалеко от алтаря, к северу, располагаются качели, на которых видны три воспитанницы.

В правом нижнем углу фотографии №2 мы видим небольшие ворота, за воротами и вообще в той стороне не видно никаких строений, вдалеке – деревья. Возможно эти ворота вели в сад или на небольшую проселочную дорогу. Вокруг растут высокие деревья, много берез. Напротив храма, на другой стороне площадки, расположена большая беседка. Рядом с нею — поляна цветов (розы?). Во всем — сочетание изысканности и простоты.

На двух следующих фотографиях мы видим иконостас и внутреннее убранство храма. Иконостас выполнен в стиле барокко. На царских вратах вверху – икона Благовещения, снизу, по двое – Евангелисты. Над царскими вратами икона Тайной Вечери.

Основные иконы иконостаса – ростовые. Спаситель и Божия Матерь с Богомладенцем. Справа от Спасителя судя по всему – св. Мария Магдалина. В руках у Марии Магдалины видимо сосуд с миром и пасхальное яйцо. Слева от Богородицы – икона святителя, и, судя по образу, можно сказать безошибочно, что это святитель Николай. Интересно, что делая иконостас в нашем временном храме, мы тоже решили поставить в левую его часть (и также симметрично с иконой Марии Магдалины) – икону святителя Николая!

На фотографии № 4 в иконостасе видны иконы Архангелов. Слева — скорое всего, архангел Гавриил (и это — северная диаконская дверь, так как видна снизу большая щель). В руках у архангела Гавриила, кажется, изображен цветок. Это лилия — символ радостной вести о рождении Спасителя.

В правой части иконостаса – симметрично архангелу Гавриилу икона другого архангела – Михаила. В правой руке у него меч, одежда его более темная (красная?), и весь образ более мужественный. Скорее всего – это тоже диаконская дверь (южная), хотя щель под нею видна хуже, чем у северной двери.

Дальше от центра иконостаса видны еще иконы. Справа от архангела Михаила виден только маленький край следующей иконы и нельзя определить кто там изображен.

Слева от иконы архангела Гавриила мы видим также ростовую икону. Эта икона сильно засвечена светом из окна и плохо видна, но образ очень похож на образ благоверного князя Александра Невского, да и естественно было бы его видеть в храме, относящемся к ведомству императрицы Марии Феодоровны. Почитание благоверного князя Александра Невского, как великого предка русских царей стало особенно сильным начиная с императора Петра I и продолжалось в царствующем доме и Русской Церкви и в последующем. В XIX веке три русских императора были названы в честь Александра Невского. Во имя святого Александра Невского были освящены сотни церквей и написаны тысячи икон.

Кроме крайней справа иконы иконостаса, не видно и еще две иконы, которые скрыты за центральными двумя столбами. Вернее, эти иконы видны, но на фотографии столовой, с очень большого расстояния и понять кто на них изображен нельзя.

Интересная особенность, связанная с иконостасом – напротив центральных икон иконостаса стоят напольные подсвечники. В наше время это является редкостью, чтобы на солее перед иконостасом ставили такие подсвечники.

По бокам от диаконских дверей видны высокие древки хоругвей. Сами хоругви почти не видны, можно едва различить их нижний край.

По краям иконостаса расположены места для клироса и чтецов, отделенные от храма поясными перегородками. Слева перед клиросом располагается канунный столик с небольшой голгофой на нем. Солея приподнята относительно пола храма на одну небольшую ступеньку.

В центральной и боковых проемах между центральными колоннами храма мы видим косяки дверей – то есть храм (алтарная часть храма) закрывался. Похоже, что двери сделаны «гармошкой», состоящей из двух частей.

На четвертой фотографии на колонах видны два настенных бра. Если приглядеться, то можно увидеть, что шаровидный стеклянный абажур бра имеет стеклянную трубку вверх – это говорит о том, что бра работали на керосине, то есть были «керосинками».

А вот на паникадиле, скорее всего светильники – обычные лампады. Их видно на фотографии № 3.

На фотографии столовой первое, что удивляет это ее большой размер, простор, широта центрального прохода. Простые лавки для воспитанниц. В торцах столов стоят стулья со спинками, видимо для воспитателей, следящих за порядком во время трапезы. Над столами висят керосиновые лампы. В стороне алтаря под потолком – икона.

Надеемся, что в будущем удастся разыскать и другие фотографии старинного храма Марии Магдалины, а также, возможно, и воспоминания о храме кого-то из служителей храма, воспитанниц, воспитателей и сотрудников дачи Николаевского института. Найденные материалы будут использованы для создания музея посвященного истории нашего храма. Также, возможно, какие-то художественные элементы внешнего и внутреннего оформления старинного храма будут использованы в новом храме и в приходских строениях.

Священник Алексей Меркишин, http://mariyamagdalina.cerkov.ru/istoriya-xrama/


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  6 августа 2021

Пока на месте строительства храма стоит временный храм. Место, выделенное под строительство, находится недалеко от Третьего Транспортного Кольца, от Краснолужского моста, от Бережковской набережной — в микрорайоне, называемом «Потылиха». В этом месте в конце 19 – начале 20 вв. существовал православный храм в честь Святой Равноапостольной Марии Магдалины. Несколько лет назад у прихожан ближайшего к Потылихе храма — храма Троицы в Троицком-Голенищеве появилось желание восстановить церковь Марии Магдалины на Потылихе. Многие прихожане храма Троицы в Троицком-Голенищеве живут в этом районе и знают как порой непросто добраться до храма Троицы. Особенно это сложно людям пожилым, семьям с маленькими детьми. Поэтому идею воссоздания храма сразу поддержали многие жители Потылихи.

В 2013 году Депутаты Муниципального собрания р-на Раменки единогласно проголосовали за строительство православной часовни на 2-м Сетуньском проезде. 18 декабря 2014 г. на публичных слушаниях, решение о воссоздании храма поддержало и большинство жителей района Потылиха.

С 31 января 2015 г., по благословению настоятеля храма Живоначальной Троицы в Троицком Голенищеве прот. Сергия Правдолюбова, каждую субботу проходили сугубые моления о строительстве храма во имя св. равноап. Марии Магдалины на Потылихе. На участке, выделенном под строительство храма, первый молебен состоялся в день памяти святой равноапостольной Марии Магдалины 4 августа 2015 года, а ровно через год, 4 августа 2016 года, состоялось освящение деревянной часовни на месте строительства храма. В 2016 году был разработан эскизный проект будущего храма. Проект утвержден Финансово-хозяйственным управлением Московского Патриархата.

Кладка стен храма была начата 14 сентября 2020 года и, следовательно, продолжалась десять с половиной месяцев.

http://mariyamagdalina.cerkov.ru/main-page/



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.