ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Москва. Церковь Бориса и Глеба.


Москва. Церковь Бориса и Глеба
Церковь. Действует.  
Престолы:Бориса и Глеба, Николая Чудотворца, Владимира равноапостольного
Архитектурный стиль:Нарышкинский
Год постройки:Между 1688 и 1704.
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, г. Москва, Перекопская ул., д. 6

Координаты: 55.658873, 37.580289
Проезд:станция метро "Зюзино" выход 1, чуть вперёд и налево



Сортировка:

Церковь Бориса и Глеба, Вид с северо-запада<br>, Москва, Юго-Западный административный округ (ЮЗАО), г. Москва
Вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Irina_D
9 декабря 2020
Церковь Бориса и Глеба, , Москва, Юго-Западный административный округ (ЮЗАО), г. Москва
Altaets
15 сентября 2019
Церковь Бориса и Глеба, , Москва, Юго-Западный административный округ (ЮЗАО), г. Москва
KONDORFOTO
5 мая 2015
Церковь Бориса и Глеба, , Москва, Юго-Западный административный округ (ЮЗАО), г. Москва
Василий Балашов
10 февраля 2015
Церковь Бориса и Глеба, , Москва, Юго-Западный административный округ (ЮЗАО), г. Москва
oldboy
20 ноября 2014
Церковь Бориса и Глеба, , Москва, Юго-Западный административный округ (ЮЗАО), г. Москва
Андрей Агафонов
2 января 2014
Церковь Бориса и Глеба, , Москва, Юго-Западный административный округ (ЮЗАО), г. Москва
Alex
11 апреля 2008
Церковь Бориса и Глеба, , Москва, Юго-Западный административный округ (ЮЗАО), г. Москва
Gal
30 мая 2005
Церковь Бориса и Глеба, , Москва, Юго-Западный административный округ (ЮЗАО), г. Москва
Андрей Агафонов
1 февраля 1995
Церковь Бориса и Глеба, справа   столбы колокольни<br>, Москва, Юго-Западный административный округ (ЮЗАО), г. Москва
справа столбы колокольни
Андрей Агафонов
1 марта 1984
Церковь Бориса и Глеба, , Москва, Юго-Западный административный округ (ЮЗАО), г. Москва
Алексей Кротов
25 марта 2018
Церковь Бориса и Глеба, , Москва, Юго-Западный административный округ (ЮЗАО), г. Москва
Алексей Кротов
25 марта 2018
Церковь Бориса и Глеба, , Москва, Юго-Западный административный округ (ЮЗАО), г. Москва
oldboy
20 ноября 2014
Церковь Бориса и Глеба, Мозаичная храмовая икона на фасаде церкви<br>, Москва, Юго-Западный административный округ (ЮЗАО), г. Москва
Мозаичная храмовая икона на фасаде церкви
oldboy
20 ноября 2014
Церковь Бориса и Глеба, , Москва, Юго-Западный административный округ (ЮЗАО), г. Москва
Alex
11 апреля 2008
Церковь Бориса и Глеба, Царские врата<br>, Москва, Юго-Западный административный округ (ЮЗАО), г. Москва
Царские врата
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
27 июля 2021
Церковь Бориса и Глеба, Иконостас<br>, Москва, Юго-Западный административный округ (ЮЗАО), г. Москва
Иконостас
oldboy
20 ноября 2014
Церковь Бориса и Глеба, Росписи в интерьере<br>, Москва, Юго-Западный административный округ (ЮЗАО), г. Москва
Росписи в интерьере
oldboy
20 ноября 2014
Церковь Бориса и Глеба, Росписи в интерьере<br>, Москва, Юго-Западный административный округ (ЮЗАО), г. Москва
Росписи в интерьере
oldboy
20 ноября 2014
Церковь Бориса и Глеба, Росписи в интерьере<br>, Москва, Юго-Западный административный округ (ЮЗАО), г. Москва
Росписи в интерьере
oldboy
20 ноября 2014
Церковь Бориса и Глеба, здание воскресной школы<br>, Москва, Юго-Западный административный округ (ЮЗАО), г. Москва
здание воскресной школы
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
31 мая 2021
Церковь Бориса и Глеба, Фото из музея Зюзинской волости<br>, Москва, Юго-Западный административный округ (ЮЗАО), г. Москва
Фото из музея Зюзинской волости
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
15 июля 1930
Церковь Бориса и Глеба, 1900—1910.Источник:Усадебное ожерелье Юго-запада Москвы  с сайта https://pastvu.com/p/27930<br>, Москва, Юго-Западный административный округ (ЮЗАО), г. Москва
1900—1910.Источник:Усадебное ожерелье Юго-запада Москвы с сайта https://pastvu.com/p/27930
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1910
Церковь Бориса и Глеба, С сайта https://pastvu.com/p/110074<br>, Москва, Юго-Западный административный округ (ЮЗАО), г. Москва
С сайта https://pastvu.com/p/110074
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1910
Церковь Бориса и Глеба, Фото с сайта http://bookz.ru/authors/mihail-vostri6ev/moskva-p_333/page-7-moskva-p_333.html<br>, Москва, Юго-Западный административный округ (ЮЗАО), г. Москва
Фото с сайта http://bookz.ru/authors/mihail-vostri6ev/moskva-p_333/page-7-moskva-p_333.html
Андрей Агафонов
1900
Церковь Бориса и Глеба, Фото с сайта http://bookz.ru/authors/mihail-vostri6ev/moskva-p_333/page-7-moskva-p_333.html<br>, Москва, Юго-Западный административный округ (ЮЗАО), г. Москва
Фото с сайта http://bookz.ru/authors/mihail-vostri6ev/moskva-p_333/page-7-moskva-p_333.html
Андрей Агафонов
1900
Церковь Бориса и Глеба, фото с сайта pastvu.com<br>, Москва, Юго-Западный административный округ (ЮЗАО), г. Москва
фото с сайта pastvu.com
Андрей Агафонов
Церковь Бориса и Глеба, Фото 1950-х гг. Источник:История русского искусства под общей редакцией И.Э. Грабаря, том 4, Москва, Издательство Академии наук СССР, 1959 г.<br>, Москва, Юго-Западный административный округ (ЮЗАО), г. Москва
Фото 1950-х гг. Источник:История русского искусства под общей редакцией И.Э. Грабаря, том 4, Москва, Издательство Академии наук СССР, 1959 г.
Алексей Кротов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Построен в 1688-1704 гг. (зодчий Яков Бухвостов) в вотчине сподвижника Петра I боярина Б.И. Прозоровского, селе Зюзине, которое после этого стало называться Борисовское. Нижний, теплый храм с престолом святых благоверных князей Бориса и Глеба освящён в 1688 г., верхний с престолом святого равноапостольного князя Владимира — в 1704 г. и приставным приделом святителя Николая Чудотворца — в 1690 г.). В 1879 г. пристроена колокольня и coopужён дом причта. В стиле московского барокко, двухэтажный, трехглавый. Четырехугольное в плане здание на высоком подклете, с двумя лестницами. Над ним два восьмиугольных яруса (верхний — ярус звона — «иже под колоколы») и увенчанные восьмигранным барабаном главы. К основному зданию с боков примыкают четырехугольные (со срезанными снаружи углами) алтарный выступ и притвор, завершенные главами. Декорировано арочными нишами, трехчетвертными колонками и фигурными гребнями.

В 1938 г. закрыт, разграблен и заброшен. Погиб резной иконостас в стиле московского барокко. Разрушена четырехстолпная колокольня с открытой звонницей. Перестроен под склады, был занят учреждениями, мастерской, архивом. В 1960-х гг. и с 1979 г. реставрировался (арх. К.Г. Полунина). В июле 1989 г. возобновлены богослужения. Святыня — особо чтимая Тихвинская икона Божией Матери.

http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=moscow&page=197


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  22 августа 2017

Двухэтажный храм «иже под колоколы» (то есть с венчающим здание ярусом звона), построен в 1688 г. в стиле «московское барокко» боярином Б. Прозоровским (зодчий Яков Бухвостов). Нижний теплый храм освящен в 1688 г.в честь св. равноап. кн. Владимира, верхний храм – в 1704 г. в честь свв. блгг. кнн. Бориса и Глеба. Замысел прост и глубок: подвиг святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба взращен (подготовлен) отцом их, святым равноапостольным князем Владимиром. Колокольня была пристроена в 1879 г.

Здание храма кирпичное, в плане крестообразное на арочном подклете.С запада и с юга к храму примыкают лестничные сходы на арках. В XIX веке государственной комиссией храм причислен к памятникам архитектуры и упомянут как ценный памятник иконописи и внутреннего убранства. Подтверждением этому является и тот факт, что макет храма экспонируется в Центральном Археологическом кабинете при Московской духовной Академии в Троице-Сергиевой лавре.

В тяжкие для веры времена совершили подвиг исповедничества два последних священника храма: отец и сын Харьюзовы. 14 сентября 1937 года был арестован о. Александр Харьюзов (расстрелян 9.01.1938 г.). Несмотря на угрозы расправы на его место пришел его сын иерей Николай Харьюзов. В ноябре власти арестовали его и приговорили к 10 годам ИТЛ. О. Николай пережил репрессии и скончался в 1963 году, будучи клириком Владимирской епархии. Кажется знаменательным, что именно в эти страшные времена совершил свой подвиг священномученика иерей Алексий Сперанский (канонизирован Архирейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 г.), служивший в храме свв. Бориса и Глеба псаломщиком в 1902-1909 годах.

В конце 1930-х годов храм был закрыт и заброшен. В 1940-1941 гг. здание оставалось без замков и охраны. Вследствие этого в храме были выломаны все деревянные части, начиная с древнего резного иконостаса и заканчивая оконными и дверными рамами. Была разрушена колокольня. Чудом сохранились Царские врата, несколько икон и резных колонн. Ныне они находятся в музее «Коломенское». В дальнейшем храм использовался в качестве овощного хранилища, филиала завода драгметаллов с гальванической ванной, расположенной в алтаре нижнего храма, архива Минстанкопрома. Последний владелец перегородил купол храма двумя этажами перекрытий с маршевыми лестницами.

В 1960-е гг. проведена косметическая окраска фасада. В мае 1989 г. храм был возвращен верующим, а 28 июля 1989 г. совершилась первая Божественная литургия. В 1990 году было начато восстановление здания. Престолы: верхнего храма – свв. блгг. кнн. Бориса и Глеба, свт. Николая (приставной); нижнего храма – св. равноап. кн. Владимира

http://h-bg.ru/


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 августа 2018

Село Зюзино, по писцовым книгам 1627 – 28 гг. «сельцо Скрябино, Скорятино, Зюзино тож, на ручью, а под ним пруд, Московского уезда, Чермнева стана, поместье за боярином князем Алексеем Юрьевичем Сицким, что было преж того поместье за головою стрелецким Федором Челюскиным, в сельце двор помещиков боярский, в нем живут деловые люди, двор приказчиков и 6 дворов деловых людей, а писано за князем Сицким то поместье по ввозной грамоте 1618 г.».

В 1646 г. «поместье за боярином Глебом Ивановичем Морозовым сельцо Скрябино, Зюзино тож, а в сельце двор боярский, двор приказчищий, 2 двора людских и 13 дворов крестьянских». В этом сельце при боярине Г. И. Морозове была построена деревянная церковь во имя Бориса и Глеба, а в каком году – неизвестно, и сельцо стало называться селом по церкви Борисовским, Зюзино тож.

По смерти боярина Морозова имение перешло к его жене вдове боярыне Федосье Прокофьевне с сыном Иваном Глебовичем и за нею оно утверждено отказною книгою в 1664 г., в которой говорится: «село Борисовское, Зюзино тож, а в селе церковь во имя Бориса и Глеба древянна, клетцки, у той церкви служат попы погодно, во дворе дьячок Федка Михайлов».

В 1666 г. вотчина Ивана Глебовича Морозова, после его смерти, по указу великого государя, отписана к дворцовому ведомству. В описных книгах того же года упоминается: «село Зюзино, на враге, а во враге 4 пруда, а в прудах рыба мелкая караси, да в селе церковь древянна, клетцки, а в церкви образы и свечи, и книги, и всякое церковное строение и на колокольнице колокола боярина Глеба Ивановича Морозова, у церкви во дворе поп Илья Денисов, да у него живет племянник его пономарь Олешка Микифоров, да у него ж живет просвирница Марьица, во дворе Федка Михайлов, да в селе двор вотчинников».

В приходных окладных книгах Патриаршего казенного приказа записано: «в 1677 г., по отписке Чудова монастыря уставщика иеродиакона Моисея, прибыла вновь церковь страстотерпцев Бориса и Глеба великого государя во дворцовом селе Зюзине и той церкви по сказке попа Дмитрия положено дани с попова двора, с приходских крестьянских лучших 12 дворов, с сенных покосов с 45 копен сена, по указной статье, всего 23 алтына 4 деньги, заезда гривна; те деньги взято, платил он же, поп Дмитрий, принял Никитко Обольянинов».

В 1687 г. село Борисовское, Зюзино тож, пожаловано князю Борису Ивановичу Прозоровскому, очевидно, при нем была построена в этом селе каменная церковь. В 1704 г. в этом селе были дворы: вотчинников, приказчика, конюшенный и садовника, 12 дворов крестьянских. В 1721 г. по именному указу это село отдано во владение князю Александру Никитичу Прозоровскому и того же года за ним оно утверждено отказною книгою, в которой упоминается: « в селе церковь каменная о двух службах: нижняя – во имя св. князя Владимира, верхняя – во имя Бориса и Глеба; на той церкви наверху колокольня каменная ж; да в том же селе церковь деревянная, клетцки, во имя князя Владимира и Бориса и Глеба ветха и стоит без службы». После князя А. Н. Прозоровского селом владел в 1740 г. его сын Александр, в 1778 г. – родной внук князь Дмитрий Александрович, у которого оно было куплено в 1780 г. князем Владимиром Петровичем Прозоровским и от последнего продано в том же году жене Анисима Титова Князева – Ирине Афанасьевне.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.». Выпуск 8, Пехрянская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1892 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  25 сентября 2023

Церковь Святых Мучеников Бориса и Глеба в селе Зюзино (1688-1704) начала строиться по заказу боярина Бориса Ивановича Прозоровского, одного из соратников молодого Петра I, вместо прежнего деревянного храма. «Село Борисовское, Зюзино тож» было пожаловано Прозоровскому всего за год до начала строительства. За 20 лет до этого имение было конфисковано у прежней владелицы, знаменитой боярыни-раскольницы Феодосии Морозовой, и некоторое время оставалось дворцовым.

Новый храм в усадьбе был построен двухъярусным, в стиле московского барокко, «под звоном». В нижней части – зимний храм во имя св. благоверного князя Владимира, в верхней – летняя церковь Бориса и Глеба. Строительство растянулось надолго: нижний храм был освящен в 1688 г., а верхний – только в 1704 г.

По архитектурной композиции и деталям церковь близка к Троицкому храму в Троице-Лыкове, о котором с некоторой вероятностью известно, что ее архитектором был Я.Г. Бухвостов. Это дает основания предполагать, что и в Зюзино храм был построен тем же мастером. Кроме того, брату Прозоровского принадлежала усадьба в селе Петрово-Дальнее, где была построена церковь (не сохранившаяся), послужившая для Бухвостова образцом Спасского храма в Уборах. Поэтому по косвенным данным можно предположить и здесь авторство знаменитого зодчего московского барокко.

Храм украшен скромнее прочих барочных церквей того времени: наличников на окнах нет, грани восьмерика разделены фигурными колонками и увенчаны небольшими резными фронтонами. Колонки украшают и междуоконное пространство второго яруса церкви. Окна нижнего яруса утоплены в широкие ниши в стенах. В летнюю верхнюю часть храма ведут нарядные лестницы, добавляющие всему зданию пышности и изящества.

В 1879 г. к храму была пристроена небольшая колоколенка на четырех столбах, завершающаяся шпилем.

В советское время в 1938 г. храм был закрыт. Местные жители, вскрыв замки, унесли на дрова ценнейший резной иконостас – ровесник храма. Не уцелели и деревянные дверные и оконные рамы. Колокольня начала рушиться. В конце 1950-х г.г. началась первая реставрация памятника, после которой в нем разместили мастерскую по обработке алмазов. Новые хозяева произвели перепланировку и переделку всех интерьеров. Колокольня окончательно начала обрушаться, и при следующей реставрации храма была снесена полностью, несмотря на то, что имела очень необычную форму. После алмазной мастерской в храме помещался архив Министерства инструментальной и станкостроительной промышленности СССР.

В 1988 г. встал вопрос о передаче храма местной православной общине. Альтернативой для местных властей было открытие там «Центра восточной медицины». По заявлению заместителя председателя райисполкома В.Л. Воробьева, «если бы храм был совсем разрушен, то его можно было бы отдать верующим, а так он нам ещё послужит». Все же в 1989 г. удалось добиться передачи храма православной общине Севастопольского района. Сначала, как и при постройке храма, был освящён нижний храм, а в 1990 г. – верхний.

В настоящее время храм полностью отреставрирован, и рядом строится новое здание воскресной школы.

Входит в проекты: Яков Бухвостов, Храмы «под звоном».

http://hramy.ru


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  1 июня 2025

Выстроенные когда-то неподалеку от Москвы усадьбы в эпоху урбанизации оказались в городской черте, в бедных на достопримечательности спальных районах. От множества зданий села Зюзино сохранились до наших дней церковь Бориса и Глеба и южный (кухонный) флигель, которые находятся теперь на Перекопской улице, вдоль дороги, лежащей в поселок автозавода ЗИЛ. Борисоглебский храм интересен прежде всего объемно-планировочным решением. Трехверхное строение поставлено на высокий подклет с первоначально открытой аркадой, а над ее столбами расставлены колонны — единственный повторяющийся элемент внешнего декора. На сильно растёсанных окнах отсутствуют наличники. Над венчающим разорванный фронтон восьмериком устроено помещение «звона» — колокольни. Пышности храму добавляют ведущие в летнюю часть здания лестницы.

В краеведческой литературе его создателем называют зачастую крепостного Якова Бухвостова, являвшегося будто бы открывателем нарышкинского стиля. В рамках данной мифологемы с этим именем связывали одно время ряд значимых церквей типа «восьмерик на четверике». На самом деле Яков Григорьевич был не зодчим, а подрядчиком, руководителем строительной артели, что уже давно указывается в серьезных научных работах.
И хотя современные специалисты отказались от некоторых гипотез советского периода, краеведы до сих пор периодически называют имя Бухвостова. Данные о его участии в строительстве храма в Зюзине — вымысел, не имеющий документального подтверждения.

Согласно метрике, составленной 29 декабря 1886 года, нижняя, Владимирская, церковь была освящена 21 сентября 1688 года, верхняя, в честь Бориса и Глеба, — 24 августа 1704-го. Получается, что здание возводили 16 лет? Однако практика отечественного храмостроительства того периода говорит о принципиально иных сроках. К примеру, церковь Покрова в Филях — прототип зюзинской, сопоставимая с ней по габаритам и компоновке, — была выстроена за четыре года, храм Казанской иконы Божией Матери в соседней вотчине Узкое — за пять. Обследование тем не менее свидетельствует о едином периоде создания архитектурного памятника. Боярин князь Борис Прозоровский получил Зюзино как царское пожалование в конце 1687 года, следовательно, у него был лишь один сезон на то, чтобы завершить строительство к 21 сентября 1688-го. Естественно, храм мог быть только деревянным, выстроить за такой срок каменный невозможно даже сейчас.

Вторая дата, 24 августа 1704-го, косвенно подтверждается благодаря подрядной записи, обнаруженной в Российском государственном архиве древних актов и свидетельствующей о ведении отделочных работ двумя годами ранее: «Августа в первый день Оружейные полаты кормовые словолитцы Илья Иванов да Ларион Иванов дали запись боярину князь Борису Ивановичю Прозоровскому в том, подрядились у него, боярина князь Бориса Ивановича, в подмосковской ево вотчине селе Борисовском в церкве его каменной Бориса и Глеба и в олтаре и в перемычках от полу по розмеру, как пристойно, и своды, и подвесы выкрасить суриком и баканом, гзомзы (карнизы. — «Свой») из масла зделать самым добрым мастерством с вышеписанного числа впредь октября до такова ж числа сего ж году. Рядили денег за работу семь рублев, ведро вина, два четверика муки пшеничной, четыре ведра масла конопляного. Денег им взять наперед пять рублев, достальные взять в отделку».

То есть мы знаем, что в 1702 году храм был подведен под крышу и велись отделочные работы, причем теми мастерами, которые не имели никакого отношения к процессу возведения стен. Значит, с учетом отечественной практики можно утверждать: строительство началось тремя-четырьмя годами ранее. Поскольку владелец Зюзина в 1691-м был назначен воеводой в Великий Новгород, где пробыл до марта 1697-го, логично предположить, что закладка каменной церкви состоялась уже после его приезда в Москву. Таким образом, начало строительства следует датировать концом 1690-х, окончание — 1704 годом.

Уточнение этих дат очень важно, поскольку оно определяет место храма в истории русского зодчества. В нашем случае речь надо вести не о начале возникновения нарышкинского стиля, как считалось прежде, а об одной из его прощальных, лебединых песен. Благодаря приезду в Россию в самом конце XVII столетия западноевропейских архитекторов у нас очень скоро появились образцы новых вариантов барокко, заметно отличающихся по композиции и декору. В результате нарышкинский стиль оказался выдавлен в провинциальные города и усадьбы старого боярства.

Еще одна особенность зюзинской церкви – ориентация ее алтарной части на север. По наблюдениям исследователей ориентировка церковных алтарей, традиционно смотрящих на восток, не отличалась большой точностью, что было обусловлено временем закладки. Церковь, вероятнее всего, была заложена в период летнего солнцестояния (то есть 21-22 июня по новому стилю), когда высота солнца над горизонтом максимальна, а точка его восхода смещается ближе к северу, то есть закладка храма произошла в тот день на заре. По-видимому, такую ориентацию алтаря получил самый первый здесь деревянный клетский храм, а существующий каменный перенял ее по традиции.

Это – один из ранних образцов архитектуры «московского барокко», предшествующий наиболее известным храмам этого напрвления (Фили, Уборы, Троицкое-Лыково). Уступая им в совершенстве пропорционального построения и виртуозности декоративного убранства, зюзинский храм отличается более сложной объемно-пространственной композицией при лаконичной обработке фасадов. Этими чертами он сближается с еще более ранним (не сохранившимся) храмом Петровского-Дурнева (Петрово-Дальнее), построенным в 1684 – 1688 гг. в усадьбе П. И. Прозоровского, брата заказчика зюзинской церкви. Типологически Борисоглебский храм предвосхищает две важные тенденции в развитии церквей «московского барокко» – ярусную композицию храма «под звоном» с центрическим кресчатым планом и продольно-осевую трехчастную объемную композицию. Ее усложняют открытые лестницы на ползучих арках, поднимающиеся в верхний храм с юга и с запада.

Необычную черту в облик фасадов вносят крупные прямоугольные окна без пышных обрамлений. Трем проходам в апсиду и южный притвор соответствуют проемы, фланкированные окнами. Для соблюдения единого ритма проемов амбразуры окон сделаны арочными. (Подобное устройство, возможно, продиктовано решением интерьера собора Петра Митрополита Высоко-Петровского монастыря, сыгравшего важную роль в судьбе рода Нарышкиных и Петра I и послужившего образцом для многочисленных центрических построек в Москве и Подмосковье). По возвращении Прозоровского в Москву в Зюзине шло масштабное каменное строительство. В 1703-м хозяин заказал для своего села сто тысяч кирпичей. Однако в плане генерального межевания 1766 года и примечаниях к нему здешние жилые постройки значатся как деревянные.

Считается, что кирпичные здания тут были выстроены в 1780–1790-е гг. при Ирине Бекетовой. Эта дама располагала огромным состоянием, доставшимся ей от родственников, сибирских купцов Мясниковых. Во всяком случае к 1800-му в усадьбе уже существовал яркий ансамбль в стиле классицизм: двухэтажный господский дом — с шестиколонными портиками ионического ордера на западном и восточном фасадах — стоял в глубине парадного двора.

Флигели восходят к известной линии городских особняков (с полуротондами), строившихся на стыке улиц и связанных с именами Матвея Казакова и архитекторов его круга (дома Разумовских на Маросейке, Шереметевых на Воздвиженке, Юшкова на Мясницкой и др.). Но если подобная компоновка была вполне уместна в городе (в первую очередь для удобства пешеходов), то совершенно иначе она выглядит в загородном имении, где постройки, как правило, располагались достаточно широко и не ограничивались городской средой.

Ансамбль, кажется, создавался под впечатлением от соседней усадьбы князей Меншиковых Черемушки-Знаменское, где подобные флигели с полуротондами (но с высокими башнеобразными китайскими кровлями) фланкируют въезд в экономию, расположенную перед парадным двором. Господский дом в Зюзине стилистически и композиционно близок к зданию в Черемушках, которое было выстроено в 1786–1787 годах выпускником Санкт-Петербургской академии художеств (впоследствии академиком) Франциском Вильстером. Не исключается также влияние соседней усадьбы Шаболово, принадлежавшей сестре Ирины Бекетовой Екатерине Козицкой. Там имелся по крайней мере один флигель с подобной полуротондой. Не исключено использование уже готового городского проекта, доработанного применительно к Зюзину.

Создателем ансамбля мог быть Иван Ветров (Иоган Ветер), трудившийся по соседству, в усадьбе Ясенево, принадлежавшей младшей дочери Екатерины Козицкой Анне. Последнюю 2 сентября 1795 года обвенчали в зюзинском храме с дипломатом и писателем князем Александром Белосельским. Поэтому логично предположить, что перестраивавший Ясенево зодчий вполне мог поработать и в Зюзине. Господский дом, к сожалению, был частично разобран при купце 2-й гильдии Алексее Василькове, купившем усадьбу в апреле 1879-го и пристроившем к церкви невысокую колокольню для больших колоколов, увенчанную крестом — такая древняя архитектурная форма была свойственна деревянным постройкам, таким образом представляя собой редкий для Подмосковья тип. Впоследствии колокольня была соединена с храмом крытым переходом. До наших дней колокольня не сохранилась. Столь крупное здание новому владельцу не требовалось, тем более что семьи у него не было. Простая сама по себе – четыре кирпичных столба под четырехскатной же кровлей, увенчанной крестом, – она, воспроизводя древние архитектурные формы, свойственные деревянным постройкам, интересна как редкий для Подмосковья тип. К сожалению, до нашего времени она не сохранилась.

В конце июня 1908 г. интерьеры церкви обследовал архитектор Московской городской управы Иван Павлович Машков (1867 – 1945). Он нашел, что центральный резной иконостас, современный зданию, очень хорошей работы, но иконы в нем более поздние, частично записанные, а качество стенной живописи вообще очень плохое. Заслушав его доклад о поездке в Зюзино, Комиссия по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества (И. П. Машков состоял ее ученым секретарем) постановила: разрешить перезолотить иконостас, исправить его иконы и заново расписать интерьер. Наблюдение за работами было поручено И. П. Машкову. Ныне части этого иконостаса, в том числе царские врата и некоторые иконы, хранятся в фондах музея-заповедника “Коломенское” (их вовремя вывез в Коломенское российский, советский архитектор-реставратор Пётр Дмитриевич Барановский).

С 1928-го южный флигель сдавался под жилье местной садово-огородной кооперативной артели, преобразованной в 1930-м в колхоз им. 9 января. В 1950-м он вошел в состав колхоза им. В.М. Молотова, который, в свою очередь, был слит в 1958-м году с соседним коллективным хозяйством «Сталинский путь», а в 1962-м, незадолго до переезда за пределы МКАД, стал колхозом «Родина». Все это время флигель использовался как жилье и общественная столовая. В 1934 году большие храмовые колокола были сняты и увезены на медеплавильный завод им. В.М. Молотова (на Варшавском шоссе; ныне ООО ППК «Медная фольга»). В 1938-м после ареста священника храм в Зюзине перестал действовать. Его интерьеры сильно пострадали во время войны: местные жители разломали на топливо и унесли практически все деревянные детали, вплоть до оконных рам. Некоторое время здание никак не использовалось и не охранялось.

Зюзино вошло в черту Москвы в 1960 году. После присоединения Зюзина к Москве и выезда отсюда колхоза (в 1960-е годы), превратившийся в руины флигель был отреставрирован. Восстановили северную часть, переложили белокаменный цоколь, заново сделали кровлю — заподлицо с остальными частями здания, хотя раньше она имела форму купола. Видимо, тогда же появилась двухэтажная пристройка к восточной части флигеля. В 1959-м году его восстановлением занимался трест «Мособлреставрация», затем, в 1966-м, здесь разместили Всесоюзный отраслевой институт по алмазам и алмазному инструменту. Позже ВНИИалмазу пришел на смену ВНИИ Геофизики. Потом в храме разместили архив Министерства инструментальной и станкостроительной промышленности СССР.

В 1979 году церковь повторно реставрировалась под управлением К.Г. Полуниной. После реставрации церковь занял архив. В 1988 году местные власти решили сдать храм в аренду Центру восточной медицины. Заместитель председателя райисполкома В.Л. Воробьев тогда писал в докладной записке: «Если бы храм был совсем разрушен, то его можно было бы отдать верующим, а так он нам еще послужит». Но на следующий год православной общине Севастопольского района удалось добиться своего – Борисоглебский храм стал одним из первых в Москве, где возобновилась духовная жизнь. С 1989 года его настоятелем является потомственный священник, иеромонах Владимир (Новиков), сын почившего уже протоиерея Анатолия Новикова, настоятеля храма свв. апостолов Петра и Павла в Лефортове. Отцу Владимиру предстояло выполнить титанический труд по восстановлению святыни. Росписи были полностью уничтожены, крыши проржавели, стены «поползли» и частично разрушились, объем верхнего храма был разделен перекрытиями, а в нижнем на полу лежал асфальт.

Храм еще и в третий раз реставрировался в 1989 годах. При этом была ликвидирована поздняя колокольня. В следующее десятилетие церковь вновь стала действующей. При этом окраска здания в кислотный рыжий цвет была явно не лучшим решением. Цветовое сочетание режет глаз, внося дисгармонию в облик памятника.

28 июля 1989 года, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, в нижнем храме была совершена Божественная литургия. А 31 марта 1990 года состоялось освящение обновленного храма. С этого момента Литургия стала совершаться каждый день. Через полтора года появились колокола, один из которых подарил известный писатель Владимир Солоухин.

Настало время восстановления внутреннего убранства, реставраторы сделали слепки частей иконостаса, хранившихся в Коломенском, а недостающие части воссоздали по фотографиям. Древние иконы передали из храма Петра и Павла в Лефортове, из церкви Покрова Пресвятой Богородицы пожертвовали большой Голгофский крест, Воскресенский приход в Сокольниках поделился церковной утварью.

Наконец, 15 мая 1999 года, в день памяти небесных покровителей храма, святых благоверных князей Бориса и Глеба, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил в отреставрированной церкви праздничную Литургию. Спустя еще пять лет на территории храма восстановили один из разрушенных флигелей усадьбы Прозоровских, в котором разместилась воскресная школа. Сегодня в храме находятся особо почитаемая Тихвинская икона Пресвятой Богородицы, а также икона святого великомученика и целителя Пантелеимона и несколько икон, уцелевших после закрытия храма и спрятанных местными жителями, – Святителя Николая Чудотворца с частицей мощей, святого великомученика Димитрия Солунского и преподобной Евфросинии, благоверной княгини Московской.

С сайта: https://portal-kultura.ru/articles/dostoyanie/335706/Зюзинский колорит или остатки былой роскоши на юге Москвы - Михаил КОРОБКО и сайта: "Среди кварталов городских" - Архив статей - Журнал «Православный паломник»



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.