ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль


Мстёра. Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня.


Церковь. Действует.  
Престолы:Богоявления Господня
Год постройки:1687.
Адрес:
Владимирская область, Вязниковский район, пос. Мстера, пл. Ленина

Координаты:56.375376, 41.939535
Проезд:Поселок Мстера, территория Богоявленского монастыря в центре поселка.




Добавить фотографию
Сортировка:


Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Общий вид с северо-запада
Олег Щёлоков
28 апреля 2005
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Андреева Ирина
29 июля 2018
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Lynx Mourmyss
19 июля 2015
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Сергей Сол
3 января 2015
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Андреева Ирина
29 июля 2018
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Западное крыльцо
Олег Щёлоков
28 апреля 2005
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Завершение основного объёма
Олег Щёлоков
28 апреля 2005
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Андреева Ирина
28 июля 2018
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Андреева Ирина
28 июля 2018
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Купол основного объема в интерьере
Олег Щёлоков
28 апреля 2005
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Интерьер трапезной
Олег Щёлоков
28 апреля 2005
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Южная стена основного объема в интерьере
Олег Щёлоков
28 апреля 2005
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Интерьер основного объема с водосвятной ёмкостью
Олег Щёлоков
28 апреля 2005
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Интерьер собора, общий вид от западного входа на восток
Олег Щёлоков
28 апреля 2005
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Интерьер апсиды
Олег Щёлоков
28 апреля 2005
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Интерьер основного объема. Восточная стена с сохранившимся каркасом иконостаса
Олег Щёлоков
28 апреля 2005
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Интерьер собора в период использования под склад сырья фабрики детской игрушки. Общий вид от западного входа на восток. Фото 1986г.
Олег Щёлоков
1 августа 1986
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Трапезная до реставрации северного фасада и замены стропильной системы. Фото 1986г.
Олег Щёлоков
1 августа 1986
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Северная стена трапезной в интерьере. Фото 1986г.
Олег Щёлоков
1 августа 1986
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Интерьер основного объема, остатки каркаса иконостаса и проблемная трещина кладки на восточной стене. Фото 1986г.
Олег Щёлоков
1 августа 1986
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Фото с сайта viazniki-city.ru .Открытка 1900-х годов
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
Фото с сайта viazniki-city/ru .Открытка 1900-х годов .
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня - Мстёра - Вязниковский район - Владимирская область
"Богоявленская слобода Мстера. Владимирской губернии, Вязниковскаго уезда. История ея,древности,статистика и этнография". Составил И. Голышов. Владимир. Губернская типография. 1865.
Лобготт Пипзам
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Олег Щёлоков,  23 декабря 2005

Богоявленский храм - старейшая постройка монастыря, выполнен в русских традициях, богато украшен кокошниками, пятиглавием, изящными каменными крыльцами.  В советское время здесь размещался склад фабрики детской игрушки. Постепенно строение обветшало, появились трещины, протечки кровли привели к сильным повреждениям фасадов. В конце 1980-х гг. склад выехал и были начаты работы по реставрации. Проведенное инженерное обследование (инж. Щелоков О.О.) не выявило явных причин деформаций, хотя были подозрения на оползневые процессы откоса реки Мстерка, на котором стоит монастырь. Шурфование не вызвало сомнений и в качестве строительства, храм выстроен очень добротно. Причина проблем определена как общее бесхозяйственное отношение, как-то отсутствие кровель, скачкообразный отопительный и температурно-влажностный режим, бесконтрольная растительность на территории, деревья. Поэтому дальнейшие шаги были определены в плане консервации и косметических работ без серьезного вмешательства. Произведена реставрация кладки, сделано новое покрытие трапезной (Гороховецкий реставрационный участок, прораб Монакин З.С.) 

Затем несколько лет "смутного времени" 1990-х гг. постройка стояла полностью раскрытой и бесхозной, все белокаменные полы были вандально вскрыты, захоронения поруганы. После передачи монастырского комплекса Владимирской Епархии реставрация храма была постепенно продолжена. Плиты полов во возможности были уложены на свои места, раскопанные черепа и кости собраны в одно место. На момент съемок в 2005 г. заканчивались отделкой интерьеры.


Статью добавил(а): Олег Щёлоков,  4 июля 2007

В коллекции различных интересных надписей, собранных К. Тихонравовым*, в разделе V «С разной церковной утвари.» в числе других упомянут церковный сосуд, княжеский вклад: «Вязниковского уезда в селе Мстёре, в церкви упразднённого Богоявленского монастыря: Потир серебряный, на поддонке вырезана надпись: «Сии сосуды в Богоявленский монастырь в церковь Богоявления Господня приложил князь Василий Григорьевич Ромодановский по приказу брата своего 1663 года месяца Мая в 24 день».** Вызывает интерес дата сосуда, он предназначался вкладом в действующую деревянную Богоявленскую церковь, построенную ещё до Богоявленского собора (1687). Цитируемая надпись ещё одно зримое свидетельство древности обители.

Прим. О.Щ.: * - Из книги Тихонравов К. Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии. - Москва 1857г. (стр. 51)** - Текст из книги приводится в современной транскрипции.


Статью добавил(а): Олег Щёлоков,  28 февраля 2011

Богоявленский собор упоминается церковью неоднократно. Так, в книге "Библиография Владимирской губернии" 1905 г. по ссылке 367 указан документ: Ведение о наказании дьячка Богоявленской церкви слободы Мстеры Василья Попова батогами за непотребные его действия, 1716 г. И.А. Голышев. Влад. Губ. Вед., 1884, №50. Бывали для церкви и худшие времена. Из той же библиографии ссылка под № 380: Донесение княгине Настасье Федоровне и графу Михаилу Гавриловичу Головкиным, Василья Фатуева, о покрытии после пожара в сл. Мстере Богоявления и Владимирской Божией Матери церквей драньем, 1734 г. Сообщ. И.Голышев. Влад. Губ. Вед. 1872, №45. И далее, 383, в ответ на предыдущее: Указ графа Мих. Гаврил. и графини Екатерины Ив. Головкиных Ивану Колышевскому, о исправлении образов в иконостасе, железных решеток в церкви Богоявления после пожара и исправления ветхой колокольни в сл. Мстере, 1741г. Сообщ. И.Голышев ,Влад. Губ. Вед. 1872, №41.  Владельцы распорядились поправить церковные строения. Но денег не дали, или дали недостаточно, поэтому мы видим следующий документ (384): Приговор выборных сл. Мстеры, о избрании крестьянина Мощеева для сбора подаяний на церковное строение, 1741г. И.Голышев. Влад. Губ. Вед. 1872, №41.

По всей видимости, пожар был нешуточным, спустя 250 лет трещины в кладке основного объема за иконостасом хорошо сохранились, а причину их возникновения не удалось установить даже специальным натурно-инженерным обследованием с применением геодезических приборов и вскрытием фундаментов. Была даже гипотеза, не сползает ли храм к реке по склону. Теперь ответ, откуда такие необычные трещины, вполне очевиден.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  29 февраля 2016

Богоявленская слобода, Мстера тож, на реке Таре и реке Мстере находится в 21 версте от уездного г. Вязники и в 105 верстах от г. Владимира. Большая торгово-промышленная слобода Мстера имеет широкую и далекую известность благодаря своеобразному промыслу, которым занимаются ее жители. Этот промысел – иконописание. Известно, что уже в начале XVIII ст. иконописание в Мстере было промыслом и большая часть мужского и женского населения Мстеры занята иконописью или уборкой и украшением икон, или приготовлением требуемых иконописным промыслам материалов. Главным образом приготовляются здесь т.н. «расхожие» дешевые иконы и иконы, украшенные фольгой – эти иконы в громадном количестве через торговцев расходятся по всей России. Наряду с этим, в Мстере есть искусные мастера – старинщики, прекрасно знающие древне-русские стили иконописи (новгородский, строгановский и др.) и умеющие писать иконы во всех этих стилях. Для улучшения иконописания в Мстере Владимирским братством св. Александра Невского открыта иконописная школа с классами рисовальным и иконописным; обучение продолжается пять лет.

Слобода Мстера принадлежит к древним поселениям Владимирского края. В писцовых книгах Суздальского уезда 1628-30 гг. за детьми князя Ромодановского значится: «отца их старинная родовая вотчина погост Богоявленская слободка на реке Мстере, а на погосте церковь Богоявления Господа Нашего Иисуса Христа каменная да другая церковь Ивана Милостивого древяна вверх, а в церквах образы, книги, ризы и колокола и всякое церковное строение вотчинниково, у церкви 2 кельи черных попов, 2 кельи крылошан, келья старца и двор попа Ефима…» Таким образом, уже в начале XVII ст. в Мстере существовал каменный храм, а кельи черных попов говорят, что при этом храме был в то же время и мужской монастырь…

Упомянутая в писцовых книгах Богоявленская церковь с приделом Успения Пресвятой Богородицы оказалась в 1683 г. ветхой, а потому князья Ромодановские испросили у митрополита Суздальского Иллариона благословение на построение новой каменной церкви уже с одним престолом. Церковь была построена и освящена в 1687 г., как видно из надписи на сохранившемся храмозданном кресте.

Этот храм существует в слободе и в настоящее время. Храм пятиглавый, построен в стиле церквей XVII ст. Престол в храме один - во имя Богоявления Господня. Над престолом устроена сень на четырех золоченных колонах. Иконостас шестиярусный резной; на боковых сторонах клиросов изображены 4 сивиллы. Рядом с Богоявленской церковью находится теплая каменная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. Колокольня при этих храмах новая, построена в первой половине XIX ст.

В Богоявленской и Владимирской церквах сохраняется много древних икон: икона Богоявления, риза на иконе серебряная, вызолоченная;  храмовая икона Владимирской Божией Матери, древней иконописи в серебряной вызолоченной ризе, а оклад и венцы золотые, на венце Богоматери корона из разных камней, на голове ее подниз из крупного жемчуга, цата золотая… икона помещена в серебряном киоте; храмовая икона Владимирской иконы Божией Матери древнего письма в бархатной, низанной жемчугом ризе, венец серебряный вызолоченный, по краям оклад «басемной», цата серебряная. Икона эта особенно чтима богомольцами и в описи 1780 г. именуется чудотворною; Казанская икона Пресвятой Богородицы, строгановского письма, оклад серебряный вызолоченный, «басемный», венец и убрус украшены жемчугом, кругом иконы писаны чудеса от нее; Смоленская икона Божией Матери, одинакового письма с Казанской иконой, в серебряном вызолоченном окладе, убрус низан жемчугом; по бокам изображен акафист Божией Матери; Образ Благовещения Пресвятой Богородицы, древнего письма; икона Пресвятой Богородицы Неопалимая Купина; икона Успения Пресвятой Богородицы в серебряном золоченном окладе; икона эта из бывшего придела в честь Успения Пресвятой Богородицы; две древние иконы Богоявления Господня и Нерукотворенного образа, в серебряных вызолоченных окладах.

Кроме сего сохранилось немало древних икон во втором ярусе иконостаса и в трапезе церкви. В церковной библиотеке сохранились: Требник Петра Могилы и Синодик с гравюрами XVII в., в нем записан род князей Ромодановских и род графа Панина. В трапезе Богоявленской церкви, у входных западных дверей, на верху церковного помоста возвышаются 15 каменных надгробниц, сложенных из кирпича. Под этими надгробницами погребены тела князей и княгинь Ромодановских.

Всеми вышеуказанными достопримечательностями Богоявленская церковь располагала тогда, когда при ней был мужской монастырь. Монастырь этот упразднен был в 1764 г. и церковь обращена в приходскую.

Причт при Богоявленской церкви состоит из священника, диакона и псаломщика. На содержание их получается: от процентного капитала 90 руб. и от служб и требоисправлений 1200 руб. Дома у священника и псаломщика собственные, диакон живет в церковном доме. Приход состоит из части слободы Мстеры (162 двора) и деревень: Добриц, Павлова и Погариц, в коих по клировым ведомостям числится 838 душ муж. пола и жен. пола 994 души. В слободе имеются две народные школы: мужская открыта в 1818 г. и женская, открытая в 1877 г. В дер. Павлове с 1895 г. открыта школа грамоты.

В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  30 мая 2017

Одной из достопримечательностей Мстёры является сохранившийся до наших дней Богоявленский храм. Он построен в 1687 году, в кратковременный период правления честолюбивой царицы Софьи. В то время как русское войско под командованием фаворита царицы князя В.В. Голицына осуществляло первый Крымский поход и измученные воины брели по выжженой татарами степи, избавленные от рекрутчины крепостные князей Ромодановских закладывали основание "предивному" каменному храму. Видимо, работой доморощенных каменнодельцев руководил опытный и талантливый зодчий, знакомый со столичными постройками. Не разделяя фряжских новинок, входивших в моду, мастер отталкивался от известных образцов бесстолпных храмов середины ХVII в., понятных и близких народу. Возможно, и князья Ромодановские хотели видеть в своей вотчине храм, подобный прославленным московским церквям.

Строительство каменного храма в глухом селе Мстёра было большим событием. Его формы, конечно, тщательно обсуждались, а так как наглядных изображений будущего здания не было, то ссылки делались на хорошо известные постройки. Надо полагать, что среди "образцов", которым должен был подражать зодчий, назывались знаменитые московские храмы, такие как церковь святой Троицы, Грузинской иконы Божией Матери (1635-1653) и церковь Николы, что в Пыжах (1647-1670). Отзвучал молебен, кончилась торжественная закладка Богоявленского храма, и начался тяжёлый творческий процесс строительства.

Контуры будущей церкви, размеченные на выровненной площадке, были несложны. К четверику примыкали с востока грузноватые алтарные апсиды, а с запада - трапезная. Красоту храма, художественную законченность которого должно было придать его завершение, не случайно у русских людей церковный верх носил название "главы". Изо всех сил стараются мстёрские каменодельцы, хочется им построить у себя в слободе храм на удивление всем, "каково не было прежде на Руси". По скрипящим подмосткам усталые ярыги втаскивают тяжёлые большемерные кирпичи и бадьи с раствором. Наступает самый ответственный момент - кладка свода. Стены как бы наклоняются внутрь и постепенно смыкаются к середине. На покатую поверхность свода ставится, отступая от края, второй ряд кокошников. Как из лепестков сказочного цветка, начинают вырастать пять главок. Огромная тяжесть ложится на свод. Для крепости, чтобы не было "порухи", даже центральная глава делается глухой. Страшно ослабить свод, ведь в Благовещенской церкви в Вязниках, построенной четыре года назад, мастера не рискнули сделать в своде световые отверстия. Это хорошо знают каменодельцы, работавшие перед этим на вязниковском строительстве.

Много хлопот принесло завершение храма - его чело, осенённое крестами. Лучшие каменотёсы трудились над карнизом. Широкой узорной лентой опоясали они верх стен, как это делали столичные каменных дел подмастерья. Словно нитки богатого ожерелья, легли орнаментальные полосы на тело стены, подготавливая переход к ажурной пространственной композиции пятиглавия. Зодчий очень образно противопоставляет материальную плоть грузных масс, стоящих на земле, предельно облегчённой, как бы одухотворённой верхней части храма. Он дробит её, лишает формы прямых углов, вводит цвет, создаёт впечатление уходящих ввысь масс, стремящихся раствориться в пространстве. Иллюзии взлёта способствует уменьшение по мере нарастания высоты упругих бочкообразных закомар, плоскости стен которых были покрыты росписями. Как же было потомственным "богомазам" не показать своё мастерство? Уж так повелось в округе писать "честные лики" в полукруглых заглублениях закомар. Яркие, красочные пятна также помогали "разрушить" плоскость стены, которая зрительно теряла весомость. Откуда такое тонкое понимание композиции? Каким абсолютным чувством гармонии владел безвестный создатель этого "чуда-чудного, дива-дивного". Остаётся только догадываться...

Из книги: Тиц А.А. "По окраинным землям Владимирским" (Вязники, Мстёра, Гороховец). - Москва, изд-во Искусство, 1969 г.


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  1 февраля 2020

Церковь Успения Пресвятой Богородицы к 1683 году оказалась ветхой, и поэтому князья Ромодановские испросили у митрополита Суздальского Илариона благословение на построение новой каменной церкви уже с одним престолом. В Храмозданной грамоте, которая была ответом на челобитную, значилось: «Церковь спостроить, во имя Богоявления Господня на старом церковном месте, алтарь сделать круглый, а чтобы на той церкве верх был не шатровый, а учинить на нем единую главу, а в церковь сделать входные трои двери и перед алтарем церковным сделать две ступени, а помост перед алтарем и во алтарь с верхнею ступенею учинить равно и во алтаре сделать трои двери царские, южные и северные».

Церковь была построена и освящена в 1687 г., как было видно из надписи на сохранившемся храмозданном кресте: "Освятиться алтарь Господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа и водружен быть крест сей во храм Богоявления Господня лета 7196 (1688) году ноябрь в 6 день... при святейшем Кир Иоакиме Московском и всех северных стран патриархе".

В книге «Библиография Владимирской губернии» 1905 г. ссылка под № 380: «Донесение княгине Настасье Федоровне и графу Михаилу Гавриловичу Головкиным, Василья Фатуева, о покрытии после пожара в сл. Мстере Богоявления и Владимирской Божией Матери церквей драньем, 1734 г. Сообщ. И. Голышев. Влад. Губ. Вед. 1872, № 45». В ответ на предыдущее: «Указ графа Мих. Гаврил. и графини Екатерины Ив. Головкиных Ивану Колышевскому, о исправлении образов в иконостасе, железных решеток в церкви Богоявления после пожара и исправления ветхой колокольни в сл. Мстере, 1741 г. Сообщ. И. Голышев, Влад. Губ. Вед. 1872, № 41». Владельцы распорядились поправить церковные строения. Но денег не дали или дали недостаточно, поэтому мы видим следующий документ (384): «Приговор выборных сл. Мстеры, о избрании крестьянина Мощеева для сбора подаяний на церковное строение, 1741 г. И. Голышев. Влад. Губ. Вед. 1872, № 41».

По всей видимости, пожар был нешуточным, спустя 250 лет трещины в кладке основного объема за иконостасом Богоявленского храма хорошо сохранились, а причину их возникновения не удалось установить даже специальным натурно-инженерным обследованием с применением геодезических приборов и вскрытием фундаментов. Была даже гипотеза, не сползает ли храм к реке по склону. Теперь ответ, откуда такие необычные трещины, вполне очевиден.

Церковь об одной главе, покрытой черепицей зеленого цвета; на трибуне главы вставлены разноцветные кафли, которые есть также и в карнизах стен. В иконостасе в кон. XIX века еще сохранялись иконы древнего письма; царские врата также старинные, обложены были по краям золоченым басемным окладом, верх их оканчивался мысообразным теремком, над которым изображение Тайной Вечери в древнем стиле; по сторонам врат столбики, на которых изображены 3 Святителя, Николай Чудотворец, 4 архидиакона и 2 ангела.

Храм этот имеет три входа, паперти или предверия церковные. Западная входовая паперть устроена на четырех круглых столбах в 1 арш. толстоты с карнизами; величина паперти в длину 5 ½ , а ширину 9 ½ аршин; железная дверь окаймлена карнизами и колонками. Северная и южная паперти сооружены на кувшино-образных в 2 арш. в диаметре столбах, от земли с двумя ступеньками, величина папертей в длину и ширину 4 ¼ арш.; железные двери вокруг с колонками и карнизами, вытесанными из кирпича.

Резных из дерева икон сохранилось весьма немного и они по большей части уничтожены; в 1722 году указом Синода и Сената повелевалось: «А резных икон и отливанных не делать и в церквах не употреблять, кроме распятий, искусною резьбою учрежденных, и иных некиих штукатурным мастерством устроенных и на высоких местах поставленных куштов. А в домах кроме малых крестов и панагий, искусною же резьбою деланных, отнюдь никаких резных и отливных икон не держать». Некоторыя иконы еще существуют и к ним православный люд имеет особенное почитание. К числу таких относится резная плащаница, которую в страстную субботу в сл. Мстере носят кругом храма; она представляет как гроб покойника, но меньшей величины, к ней приделаны носилки, на которых и обносят ее вокруг храма на плечах, как носятся умершие. Великомученик Георгий - большой резной образ в киоти, у которой прежде были затворы; в церковной описи 1780 года написано: «Образ Великомученика Георгия деревянной резной, на створах с мучением». Князь Владимир - образ св. равноапостольнаого князя Владимира, в длину 8 верш, и ширину 5 ½ вершк., вырезан на доске изваянием или обронно, окрашен, равно как и все резные деревянные образа, соответствующими местам красками с золотом и серебром.

Монастырь этот был упразднен в 1764 году и церковь обращена в приходскую. Церковь эта прежде была монастырскою, обнесена кругом каменной оградой, с тремя на углах башенками (1854 г.), ограда имеет в окружности 131 сажень, вышиной 4 аршина ¾, толщиной 1 аршин 6 вершков. Над святыми воротами с западной стороны, устроена в половине XIX столетия колокольня с высоким шпилем, на которой висят 8 колоколов, на большом надпись: «Всесильный и всеблагий Бог, благословил соорудить сей колокол в Богоявленскую слободу в церкви Богоявления Господня от иждивения любящих и доброхотных дателей 1829 года Апреля 8 дня вылит в Богоявленской слободе ». По сторонам колокольни две башни с шпилями, под колокольней ход в святые ворота, над коими находится икона Богоявления Господня, в ограде к юго-востоку другие ворота, которые служат для выхода к реке Мстере, ворота эти здесь исстари и называются водяными.

Богоявленская церковь каменная о двух верхах, первый на восемь, а второй на четыре ската, западный притвор (трапеза) на два ската, покрыты железом; церковь о пяти главах крытых белой жестью, ананасною гранью, главы в виде луковиц, поставлены на круглых шеях с карнизами и теремками, на главах утверждены прорезные восьмиконечные железные вызолоченные кресты, с цепями; алтарь троечастный, окна узкие и длинные с дуговыми перемычками и железными решетками, церковь имеет три входа, с западной, северной и южной сторон, с западной стороны паперть устроена на четырех каменных столбах, а боковые на двух кувшинообразных; все три входа покрыты железом. Стены храма гладкие, вверху оканчиваются кирпичным карнизом, в виде шашек с впадинами, окна и двери окаймлены карнизами, в виде мысообразных тарелок, на обе стороны с колонками кувшинообразными и гладкими, под свесом крыши, в полуциркульных впадинах изображены 12 годовых Господских праздников и 12 Святых Апостолов, а над папертью сретение иконы Пр. Богородицы Владимирской; вверху западных входных дверей Распятие Иисуса Христа, а по сторонам иконы Архистратига Михаила и Архангела Гавриила. Наружный вид церкви выражает архитектурный стиль XVII века, толстые в 2 ¼ аршина, стены складены из тяжеловесных кирпичей.

Богоявленская церковь холодная однопрестольная, освящена в 1688 году. Это видно из надписи на храмозданном кресте: «Освятися Олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водружен бысть крест сей во храм Богоявления Господня лета 7196 году Ноября в 6 день на память Преподобных Отец наших Павла Исповедника, и Варлама Хутынского, Новогородского Чудотворца, и при Благочестивейших Царях и Великих Князех Иоанне Алексеевиче Петре Алексеевпче всея великия и малыя и белыя России Самодержцех и при Благоверных Царевичах и при Святейшем Кир Иоакиме Московском и всея России и всех Северных стран Патриархе, и при Преосвященном Ларионе Митрополите Суздальском и Юрьевском от воплощения Бога Слова 1687 года индикта 11-го».

Храм построен в виде греческого креста длиной от горнего места до западных дверей 40 аршин, а в ширину от северных до южных дверей 16 аршин, освещается девятью окнами в два света, алтарь освещается тремя окнами, и отделяется каменной стеной с тремя пролетами для царских, северных и южных дверей, также отделяется и трапеза от него тремя пролетами, стрельчатые своды храма опираются на двух четырехгранных столбах, крестообразно скрепленных брускового железа связями, трапеза освещается восьмью окнами, а по трем стенам храма двадцать девять слухов; пол в церкви и алтаре из белого камня, а в трапезе из белой лещади, помост алтаря возвышается от помоста храма на две ступени, амвон деревянный в три ступени, клиросы деревянные, на них изображены символы. В алтаре престол и жертвенник деревянные, антиминс на полотне с надписью: 1760 года дан Преосвященным Генадием Епископом Суздальским и Юрьевским».

Иконостас в 6-ть ярусов резной, вызолоченный вновь в 1849 году не изменяя впрочем прежнего рисунка резьбы, изображает церковный символизм древних христианских храмов и идею Вселенских церквей: союз Ветхого завета, царские двери деревянные, возобновленные в одно время с новым иконостасом, на южной двери изображены св. Архидиакон Кирилл, а на северной Архидиакон Стефан.

Иконы особенно замечательны по своей древности следующие:

1-й. На поклоне с правой стороны царских врат древний храмовой образ Богоявления, украшен серебряной вызолоченною ризой простой старинной чеканной работы, под ногами Спасителя вычеканена сирена и на воде рыбы.

2-й. Образ Благовещения того же времени в медной высеребряной ризе, венцы с подвесками серебряные вызолочены с просечками и бортиками старинной работы.

3-й. За Южной дверью образ Казанской Божией Матери, величиною 5 вершков Строгановского письма, украшен серебряным вызолоченным окладом, древней чеканной работы, венец с короной и камнями цата сканной работы с целинною поливою и разноцветными камнями, убруз низанный крупным жемчугом, вокруг иконы явления чудес Богоматери, писанные в XIX столетии. При этой иконе находится в 4 вершка величиною изображение сей же иконы низанное жемчугом с камнями по серебряному фризу того же времени.

4-й. На левой стороне царских врат местный образ Владимирской Божией Матери величиной 7-ми вершков, высокого, древнего письма, украшена серебрянной золоченной ризой и оплечьем с венцом городками и чернью, на полях оплечья в дробницах вырезаны в глубь Св. Апостолы Петр и Павел, три Святителя Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Св. Преподобный Василий, Св. Мученица Мария, цата серебрянная вызолоченная с изображениями вырезанными вглубь Св. Троицы, Архистратига Михаила и Архангела Гавриила на челе Небесной Царицы четыре нитки крупного жемчуга, и разноцветные камни, поднизь низанная крупным жемчугом, на венце корова из страз, кругом иконы изображены чудеса и явлении Божией Матери, писанные в XIX столетии. При этой иконе такой же величины низанная жемчугом шелками и разными камнями, икона Владимирской Божией Матери по шелковой материи, которая от времени обветшала.

5-й. За северной дверью образ Божией Матери Одигитрии Смоленской величиною 7 вершков; икона украшена серебрянным золоченным гладким оплечьем, венец и цата серебряные на которых разноцветные камни, вокруг иконы изображен акафист письма нынешнего времени.

6-й. Образ Неополимой Купины, на Богоматери и Спасителе венцы с подвесками серебряные и убрус правского жемчуга.

7-й. Образ Успения Божией Матери, на облаках изображены Св. Апостолы; икона изукрашена серебряным окладом и венцами, коих 48.

У самого амвона на анолое икона высокой живописи Св. Князя Александра Невского, пожертвованная крестьянином А.К. Голышевым в память освобождения крестьян, освященная 11 марта 1861 года; она внесена Голышевым при объявлении Всемилостивейшего Манифеста. По сторонам амвона киоты с правой стороны, в киоте образа: Богоявления в серебряной золоченной ризе высокой живописи новейшего времени; эта икона приложена Его Сиятельством Графом Виктором Никитичем Паниным в 1845 году. Древний образ Богоявления в серебряном окладе и образ Нерукотворенный Спасителя древнего письма в серебряном гладком окладе, с венцем и цатой.

В киоте с левой стороны икона Владимирской Божией Матери величиною 1 аршин 2 вершка, украшена жемчужною ризою по малиновому бархату, с разноцветными камнями, серебряным золоченым оплечьем, венцами с городками и цатою; икона высокой древней работы и особенно чтима Мстерскими и окрестными жителями, которые имеют к этой иконе особенное благоговение и носится она во всех крестных ходах.

За правым клиросом в киоте большой деревянный крест, в него врезан небольшой серебряный с чернью четырехконечный крест, величиною 1 ½ вершка с частями Св. Мощей, на нем вырезано вглубь Распятие Господне, по сторонам Божия Матерь и Иоанн Богослов, вверху всевидящее око, внизу глава Адама. Под этим крестом отдельно древняя икона в 4 вершка величиной: Божией Матери, Предста Царица, поля иконы обложены серебряной ризой с ценным украшением.

Близ церквей каменное здание богадельня, в которой 8 комнат; в 6 комнатах проживает бедных сирот 10 человек; подле богадельни столб с кружкой, на котором надпись «блажени милостивии: яко тии помиловани будут» (Еванг. от Матф. гл. 5 ст. 7). С другой стороны здания помещается харчевня; к сожалению, верхний этаж здания ничем не замещается и даже не отделан; как остался со времени постройки здания, так находится и до сего времени; очень бы полезно устроить более помещения бесприютным для приюта.

http://smolbattle.ru/


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  3 февраля 2020

Богоявленский собор 5-главый, с трапезой и 3-мя притворами крыльцами. Основной объем построен по типу восьмерик на четверике. Апсида трехчастная с 3-мя полукружиями в восточной стене. Трапезная имеет форму прямоугольника под двускатной кровлей, внутри о 2-х столпах своды коробовые с распалубками. Окна на фасадах обрамлены богатыми наличниками с килевидными кокошниками. Крыльца на каменных столбах переходящими в круглые шары сверху завершаются перекидными арками. Западное крыльцо обширное на 4-х каменных столбах со свисающими арками, перекрыто 3-х скатной кровлей. Восьмерик оформлен декоративными закомарами. Над ними возвышаются 5 каменных круглых барабанов с луковичными главами. Главки венчают позолоченные кресты.

http://mstera.blagochin.ru

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.