Церковь Успения Пресвятой Богородицы к 1683 году оказалась ветхой, и поэтому князья Ромодановские испросили у митрополита Суздальского Илариона благословение на построение новой каменной церкви уже с одним престолом. В Храмозданной грамоте, которая была ответом на челобитную, значилось: «Церковь спостроить, во имя Богоявления Господня на старом церковном месте, алтарь сделать круглый, а чтобы на той церкве верх был не шатровый, а учинить на нем единую главу, а в церковь сделать входные трои двери и перед алтарем церковным сделать две ступени, а помост перед алтарем и во алтарь с верхнею ступенею учинить равно и во алтаре сделать трои двери царские, южные и северные».
Церковь была построена и освящена в 1687 г., как было видно из надписи на сохранившемся храмозданном кресте: "Освятиться алтарь Господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа и водружен быть крест сей во храм Богоявления Господня лета 7196 (1688) году ноябрь в 6 день... при святейшем Кир Иоакиме Московском и всех северных стран патриархе".
В книге «Библиография Владимирской губернии» 1905 г. ссылка под № 380: «Донесение княгине Настасье Федоровне и графу Михаилу Гавриловичу Головкиным, Василья Фатуева, о покрытии после пожара в сл. Мстере Богоявления и Владимирской Божией Матери церквей драньем, 1734 г. Сообщ. И. Голышев. Влад. Губ. Вед. 1872, № 45». В ответ на предыдущее: «Указ графа Мих. Гаврил. и графини Екатерины Ив. Головкиных Ивану Колышевскому, о исправлении образов в иконостасе, железных решеток в церкви Богоявления после пожара и исправления ветхой колокольни в сл. Мстере, 1741 г. Сообщ. И. Голышев, Влад. Губ. Вед. 1872, № 41». Владельцы распорядились поправить церковные строения. Но денег не дали или дали недостаточно, поэтому мы видим следующий документ (384): «Приговор выборных сл. Мстеры, о избрании крестьянина Мощеева для сбора подаяний на церковное строение, 1741 г. И. Голышев. Влад. Губ. Вед. 1872, № 41».
По всей видимости, пожар был нешуточным, спустя 250 лет трещины в кладке основного объема за иконостасом Богоявленского храма хорошо сохранились, а причину их возникновения не удалось установить даже специальным натурно-инженерным обследованием с применением геодезических приборов и вскрытием фундаментов. Была даже гипотеза, не сползает ли храм к реке по склону. Теперь ответ, откуда такие необычные трещины, вполне очевиден.
Церковь об одной главе, покрытой черепицей зеленого цвета; на трибуне главы вставлены разноцветные кафли, которые есть также и в карнизах стен. В иконостасе в кон. XIX века еще сохранялись иконы древнего письма; царские врата также старинные, обложены были по краям золоченым басемным окладом, верх их оканчивался мысообразным теремком, над которым изображение Тайной Вечери в древнем стиле; по сторонам врат столбики, на которых изображены 3 Святителя, Николай Чудотворец, 4 архидиакона и 2 ангела.
Храм этот имеет три входа, паперти или предверия церковные. Западная входовая паперть устроена на четырех круглых столбах в 1 арш. толстоты с карнизами; величина паперти в длину 5 ½ , а ширину 9 ½ аршин; железная дверь окаймлена карнизами и колонками. Северная и южная паперти сооружены на кувшино-образных в 2 арш. в диаметре столбах, от земли с двумя ступеньками, величина папертей в длину и ширину 4 ¼ арш.; железные двери вокруг с колонками и карнизами, вытесанными из кирпича.
Резных из дерева икон сохранилось весьма немного и они по большей части уничтожены; в 1722 году указом Синода и Сената повелевалось: «А резных икон и отливанных не делать и в церквах не употреблять, кроме распятий, искусною резьбою учрежденных, и иных некиих штукатурным мастерством устроенных и на высоких местах поставленных куштов. А в домах кроме малых крестов и панагий, искусною же резьбою деланных, отнюдь никаких резных и отливных икон не держать». Некоторыя иконы еще существуют и к ним православный люд имеет особенное почитание. К числу таких относится резная плащаница, которую в страстную субботу в сл. Мстере носят кругом храма; она представляет как гроб покойника, но меньшей величины, к ней приделаны носилки, на которых и обносят ее вокруг храма на плечах, как носятся умершие. Великомученик Георгий - большой резной образ в киоти, у которой прежде были затворы; в церковной описи 1780 года написано: «Образ Великомученика Георгия деревянной резной, на створах с мучением». Князь Владимир - образ св. равноапостольнаого князя Владимира, в длину 8 верш, и ширину 5 ½ вершк., вырезан на доске изваянием или обронно, окрашен, равно как и все резные деревянные образа, соответствующими местам красками с золотом и серебром.
Монастырь этот был упразднен в 1764 году и церковь обращена в приходскую. Церковь эта прежде была монастырскою, обнесена кругом каменной оградой, с тремя на углах башенками (1854 г.), ограда имеет в окружности 131 сажень, вышиной 4 аршина ¾, толщиной 1 аршин 6 вершков. Над святыми воротами с западной стороны, устроена в половине XIX столетия колокольня с высоким шпилем, на которой висят 8 колоколов, на большом надпись: «Всесильный и всеблагий Бог, благословил соорудить сей колокол в Богоявленскую слободу в церкви Богоявления Господня от иждивения любящих и доброхотных дателей 1829 года Апреля 8 дня вылит в Богоявленской слободе ». По сторонам колокольни две башни с шпилями, под колокольней ход в святые ворота, над коими находится икона Богоявления Господня, в ограде к юго-востоку другие ворота, которые служат для выхода к реке Мстере, ворота эти здесь исстари и называются водяными.
Богоявленская церковь каменная о двух верхах, первый на восемь, а второй на четыре ската, западный притвор (трапеза) на два ската, покрыты железом; церковь о пяти главах крытых белой жестью, ананасною гранью, главы в виде луковиц, поставлены на круглых шеях с карнизами и теремками, на главах утверждены прорезные восьмиконечные железные вызолоченные кресты, с цепями; алтарь троечастный, окна узкие и длинные с дуговыми перемычками и железными решетками, церковь имеет три входа, с западной, северной и южной сторон, с западной стороны паперть устроена на четырех каменных столбах, а боковые на двух кувшинообразных; все три входа покрыты железом. Стены храма гладкие, вверху оканчиваются кирпичным карнизом, в виде шашек с впадинами, окна и двери окаймлены карнизами, в виде мысообразных тарелок, на обе стороны с колонками кувшинообразными и гладкими, под свесом крыши, в полуциркульных впадинах изображены 12 годовых Господских праздников и 12 Святых Апостолов, а над папертью сретение иконы Пр. Богородицы Владимирской; вверху западных входных дверей Распятие Иисуса Христа, а по сторонам иконы Архистратига Михаила и Архангела Гавриила. Наружный вид церкви выражает архитектурный стиль XVII века, толстые в 2 ¼ аршина, стены складены из тяжеловесных кирпичей.
Богоявленская церковь холодная однопрестольная, освящена в 1688 году. Это видно из надписи на храмозданном кресте: «Освятися Олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водружен бысть крест сей во храм Богоявления Господня лета 7196 году Ноября в 6 день на память Преподобных Отец наших Павла Исповедника, и Варлама Хутынского, Новогородского Чудотворца, и при Благочестивейших Царях и Великих Князех Иоанне Алексеевиче Петре Алексеевпче всея великия и малыя и белыя России Самодержцех и при Благоверных Царевичах и при Святейшем Кир Иоакиме Московском и всея России и всех Северных стран Патриархе, и при Преосвященном Ларионе Митрополите Суздальском и Юрьевском от воплощения Бога Слова 1687 года индикта 11-го».
Храм построен в виде греческого креста длиной от горнего места до западных дверей 40 аршин, а в ширину от северных до южных дверей 16 аршин, освещается девятью окнами в два света, алтарь освещается тремя окнами, и отделяется каменной стеной с тремя пролетами для царских, северных и южных дверей, также отделяется и трапеза от него тремя пролетами, стрельчатые своды храма опираются на двух четырехгранных столбах, крестообразно скрепленных брускового железа связями, трапеза освещается восьмью окнами, а по трем стенам храма двадцать девять слухов; пол в церкви и алтаре из белого камня, а в трапезе из белой лещади, помост алтаря возвышается от помоста храма на две ступени, амвон деревянный в три ступени, клиросы деревянные, на них изображены символы. В алтаре престол и жертвенник деревянные, антиминс на полотне с надписью: 1760 года дан Преосвященным Генадием Епископом Суздальским и Юрьевским».
Иконостас в 6-ть ярусов резной, вызолоченный вновь в 1849 году не изменяя впрочем прежнего рисунка резьбы, изображает церковный символизм древних христианских храмов и идею Вселенских церквей: союз Ветхого завета, царские двери деревянные, возобновленные в одно время с новым иконостасом, на южной двери изображены св. Архидиакон Кирилл, а на северной Архидиакон Стефан.
Иконы особенно замечательны по своей древности следующие:
1-й. На поклоне с правой стороны царских врат древний храмовой образ Богоявления, украшен серебряной вызолоченною ризой простой старинной чеканной работы, под ногами Спасителя вычеканена сирена и на воде рыбы.
2-й. Образ Благовещения того же времени в медной высеребряной ризе, венцы с подвесками серебряные вызолочены с просечками и бортиками старинной работы.
3-й. За Южной дверью образ Казанской Божией Матери, величиною 5 вершков Строгановского письма, украшен серебряным вызолоченным окладом, древней чеканной работы, венец с короной и камнями цата сканной работы с целинною поливою и разноцветными камнями, убруз низанный крупным жемчугом, вокруг иконы явления чудес Богоматери, писанные в XIX столетии. При этой иконе находится в 4 вершка величиною изображение сей же иконы низанное жемчугом с камнями по серебряному фризу того же времени.
4-й. На левой стороне царских врат местный образ Владимирской Божией Матери величиной 7-ми вершков, высокого, древнего письма, украшена серебрянной золоченной ризой и оплечьем с венцом городками и чернью, на полях оплечья в дробницах вырезаны в глубь Св. Апостолы Петр и Павел, три Святителя Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Св. Преподобный Василий, Св. Мученица Мария, цата серебрянная вызолоченная с изображениями вырезанными вглубь Св. Троицы, Архистратига Михаила и Архангела Гавриила на челе Небесной Царицы четыре нитки крупного жемчуга, и разноцветные камни, поднизь низанная крупным жемчугом, на венце корова из страз, кругом иконы изображены чудеса и явлении Божией Матери, писанные в XIX столетии. При этой иконе такой же величины низанная жемчугом шелками и разными камнями, икона Владимирской Божией Матери по шелковой материи, которая от времени обветшала.
5-й. За северной дверью образ Божией Матери Одигитрии Смоленской величиною 7 вершков; икона украшена серебрянным золоченным гладким оплечьем, венец и цата серебряные на которых разноцветные камни, вокруг иконы изображен акафист письма нынешнего времени.
6-й. Образ Неополимой Купины, на Богоматери и Спасителе венцы с подвесками серебряные и убрус правского жемчуга.
7-й. Образ Успения Божией Матери, на облаках изображены Св. Апостолы; икона изукрашена серебряным окладом и венцами, коих 48.
У самого амвона на анолое икона высокой живописи Св. Князя Александра Невского, пожертвованная крестьянином А.К. Голышевым в память освобождения крестьян, освященная 11 марта 1861 года; она внесена Голышевым при объявлении Всемилостивейшего Манифеста. По сторонам амвона киоты с правой стороны, в киоте образа: Богоявления в серебряной золоченной ризе высокой живописи новейшего времени; эта икона приложена Его Сиятельством Графом Виктором Никитичем Паниным в 1845 году. Древний образ Богоявления в серебряном окладе и образ Нерукотворенный Спасителя древнего письма в серебряном гладком окладе, с венцем и цатой.
В киоте с левой стороны икона Владимирской Божией Матери величиною 1 аршин 2 вершка, украшена жемчужною ризою по малиновому бархату, с разноцветными камнями, серебряным золоченым оплечьем, венцами с городками и цатою; икона высокой древней работы и особенно чтима Мстерскими и окрестными жителями, которые имеют к этой иконе особенное благоговение и носится она во всех крестных ходах.
За правым клиросом в киоте большой деревянный крест, в него врезан небольшой серебряный с чернью четырехконечный крест, величиною 1 ½ вершка с частями Св. Мощей, на нем вырезано вглубь Распятие Господне, по сторонам Божия Матерь и Иоанн Богослов, вверху всевидящее око, внизу глава Адама. Под этим крестом отдельно древняя икона в 4 вершка величиной: Божией Матери, Предста Царица, поля иконы обложены серебряной ризой с ценным украшением.
Близ церквей каменное здание богадельня, в которой 8 комнат; в 6 комнатах проживает бедных сирот 10 человек; подле богадельни столб с кружкой, на котором надпись «блажени милостивии: яко тии помиловани будут» (Еванг. от Матф. гл. 5 ст. 7). С другой стороны здания помещается харчевня; к сожалению, верхний этаж здания ничем не замещается и даже не отделан; как остался со времени постройки здания, так находится и до сего времени; очень бы полезно устроить более помещения бесприютным для приюта.
http://smolbattle.ru/