ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Мстёра. Богоявленский монастырь.


Мстёра. Богоявленский монастырь
Монастырь. Действует. (все монастыри в каталоге →)
Престолы:
Год основания: Между 1628 и 1869.
Епархия: Владимирская митрополия. Муромская и Вязниковская епархия
Адрес:
Владимирская область, Вязниковский район, Мстёра, ул. Ленина, д. 12

Координаты: 56.37578, 41.939294
Проезд: Центр поселка Мстёра
Ссылки: Официальный сайт 





Сортировка:

Богоявленский монастырь, аэросъемка, обзорный вид сверху, Мстёра, Вязниковский район, Владимирская область
аэросъемка, обзорный вид сверху
mpv-video.ruАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
21 июля 2021
Богоявленский монастырь, аэросъемка, обзорный вид сверху, Мстёра, Вязниковский район, Владимирская область
аэросъемка, обзорный вид сверху
mpv-video.ruАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
21 июля 2021
Богоявленский монастырь, аэросъемка, обзорный вид сверху, Мстёра, Вязниковский район, Владимирская область
аэросъемка, обзорный вид сверху
mpv-video.ruАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
21 июля 2021
Богоявленский монастырь, , Мстёра, Вязниковский район, Владимирская область
mpv-video.ruАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
21 июля 2021
Богоявленский монастырь, , Мстёра, Вязниковский район, Владимирская область
mpv-video.ruАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
21 июля 2021
Богоявленский монастырь, , Мстёра, Вязниковский район, Владимирская область
Арсений ТюпинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 апреля 2021
Богоявленский монастырь, , Мстёра, Вязниковский район, Владимирская область
Марий
1 мая 2018
Богоявленский монастырь, , Мстёра, Вязниковский район, Владимирская область
Р.В.
12 апреля 2014
Богоявленский монастырь, , Мстёра, Вязниковский район, Владимирская область
Геннадий
28 мая 2006
Богоявленский монастырь, Вид с севера, Мстёра, Вязниковский район, Владимирская область
Вид с севера
Олег Щёлоков
29 апреля 2006
Богоявленский монастырь, Общий вид с юго-запада, с площади Ленина, Мстёра, Вязниковский район, Владимирская область
Общий вид с юго-запада, с площади Ленина
Олег Щёлоков
28 апреля 2005
Богоявленский монастырь, , Мстёра, Вязниковский район, Владимирская область
Марий
1 мая 2018
Богоявленский монастырь, , Мстёра, Вязниковский район, Владимирская область
Марий
1 мая 2018
Богоявленский монастырь, Справа - церковь Иоанна Милостливого, Мстёра, Вязниковский район, Владимирская область
Справа - церковь Иоанна Милостливого
Сергей Ковров
Богоявленский монастырь, Фото с сайта viazniki-city.ru.  Начало 20-го века, Мстёра, Вязниковский район, Владимирская область
Фото с сайта viazniki-city.ru. Начало 20-го века
Жукова АннаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
Богоявленский монастырь, Фото с сайта viazniki-city.ru .Открытка  1900-х годов, Мстёра, Вязниковский район, Владимирская область
Фото с сайта viazniki-city.ru .Открытка 1900-х годов
Жукова АннаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
Богоявленский монастырь, Источник: "Богоявленская слобода Мстера. Владимирской губернии, Вязниковскаго уезда. История ея,древности,статистика и этнография". Составил И. Голышов. Владимир. Губернская типография. 1865., Мстёра, Вязниковский район, Владимирская область
Источник: "Богоявленская слобода Мстера. Владимирской губернии, Вязниковскаго уезда. История ея,древности,статистика и этнография". Составил И. Голышов. Владимир. Губернская типография. 1865.
Лобготт Пипзам



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Олег Щёлоков 23 декабря 2005

"В слободе Мстере Вязниковского уезда Владимирской губернии во второй половине ХVII века был образован мужской Богоявленский монастырь. В 1722 году, в период владения этими землями графом Головиным, в Мстере среди местных жителей зародилось занятие иконописью, которое принес сюда московский иконописец А. Алексеев. В 1844 году мстерские земли вместе с населяющими их крестьянами и художниками-иконописцами перешли во владение графа Панина. К этому времени мстерские иконописцы получили широкую известность, и их стали часто привлекать к работам по реставрации росписей храмов и монастырей, и в особенности древних икон. В начале ХVIII столетия они занимались реставрацией соборов Московского Кремля и московских монастырей".


 
Алексей Кротов 26 мая 2017

Первое упоминание о Свято-Богоявленском мужском монастыре относится к 1628-1629 гг. В выписке из писцовых книг этих годов упоминается о вотчине князей Ромодановских, на территории которой и располагался монастырь. "Погост Богоявленская слобода на реке Мстёра, два на погосте церковь Богоявления Господа и Бога Спаса нашего Иисуса Христа да другая церковь Ивана Милостивого... А у церкви в церковной земле келья черного попа Конона да келья другого крылошенника Арсения, да келья старца и оный двор попа Ефимия". В описной и раздельной книге за 1710 г. в Богоявленской слободе обозначено два монастыря: "Монастырь Богоявленский, в монастыре церковь каменная во имя Богоявления Господня. Другая церковь деревянная во имя Иоанна Предтечи. Другой монастырь девичий, а в нём церковь Иоанна Милостивого... Другая церковь во имя Филиппа Митрополита..." В доношении иеромонаха Иоасафа в Суздальский архирейский дом в 1717 г. сказано: "В Суздальском уезде... в вотчине князя Ромодановского в Богоявленской слободе, что на Мстёре два монастыря: мужской Богоявленский монастырь, ...да Ивановский девич монастырь, церковь Иоанна Милостивого деревянная и ограда деревянная..."

Богоявленская церковь к 1683 году обветшала, и князья Фёдор, Андрей и Михаил Григорьевичи Ромодановские били челом Иллариону, митрополиту Суздальскому, дозволить снова выстроить каменную церковь. В храмозданной грамоте, которая была ответом на челобитную, значилось: "Церковь спостроить, во имя Богоявления Господня на старом церковном месте" и давалось подробное описание, как должен выглядеть храм. Новый храм строился с 1683 по 1687 года, он же стал усыпальницей рода Ромодановских. "... в сей Богоявленской церкви погребены тела из фамилии Ромодановских, над коими поставлены каменные памятники числом 15, покрытые дорогими сукнами с нашитыми большими крестами среброгазовыми". (1844 год) По преданию, в трапезной части храма (у западных врат) был ход под самую церковь, где проходили поминальные службы. Князья Ромодановские делали в свой монастырь богатые вклады. Судьба многих из них, к сожалению не известна. Среди них были: "Евангелие 1644 года, печатное, обложено серебром и золотом с каменьями"; "потир серебрянный с позолотою"; "блюдо большое серебряное с позолотою" с изображением родового герба; два больших серебряных с позолотою кадила; подсвечник серебряный; дорогое церковное облачение; иконы древнего письма. В Богоявленском храме хранилась также "много древних бумаг". Отдельно от Богоявленского храма в северо-западной части расположена тёплая каменная церковь в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери.

Иссследователи-архитекторы относят время строительства церкви к ХVII веку. Однако первое упоминание о ней встречается лишь в 1734 году в донесении князьям Головкиным. С упразднением монастыря в 1764 году церковь становится приходской, оставаясь тёплой церковью Богоявленского храма. В память спасения жизни императора Александра III в Париже 7 июля 1869 года состоялась торжественная закладка придела в честь святого благоверного князя Александра Невского. Освящён придел в 1898 году. В ХIХ веке монастырь становится духовным и культурным центром для жителей посёлка. 1864 год - по инициативе И.А. Голышева было создано Богоявленское православное братство; 1870 год - вышел в свет иллюстрированный альбом "Древности Богоявленской церкви в слободе Мстёре", демонстрирующий внешний и внутренний вид храма, церковную утварь. В 1887 году была выстроена часовня в юго-западном углу монастырской ограды, которая в годы атеизма служила лавкой для продажи керосина. В 2001 году часовня была восстановлена и вновь освящена в честь св. блгв. вел. князя Александра Невского. Настенная роспись часовни, выполненная художником-реставратором В.А. Лебедевым, повествует о главных вехах жизни великого князя. Над воротами с западной стороны была устроена колокольня с высоким шпилем, на которой "... в ХIХ веке располагались 8 колоколов. Подле её боевые часы на ходу. По обе стороны врат стояли пушки с лежащими около них ядрами".

После Октябрьской революции Богоявленский храм и Владимирская церковь были закрыты. В 1923 году Свято-Богоявленский собор был превращён в музей церковной старины (позднее получил статус краеведческого). С колокольни сняты все колокола, закрыто было и кладбище. В 1929 году вскрыли гробницы Ромодановских. Владимирская церковь сначала служила подсобным помещением музея, а потом просто стояла закрытой; лишь в 1945 году по просьбе мстерян было возобновлено богослужение в тёплой церкви. Краеведческий музей, расположенный в главном храме, просуществовал до 1954 года, а после его закрытия ценные экспонаты были вывезены и пополнили фонды Владимиро-Суздальского музея-заповедника. С 1959 года в течение 40 лет Мстёрское сельпо использовало Богоявленский храм под склад для хранения муки. Всё это, а также случаи бесчинства подростков, нанесли большой ущерб памятнику. В 1989 году по решению Мстёрского поселкового совета погибающий монастырь возвращён епархии. Но ещё 10 долгих лет он стоял осквернённый и безлюдный. В Богоявленском соборе тогда располагалась свалка различного мусора, а разрушаемая ограда к тому времени стала потихоньку сползать к руслу реки Мстёра, оставшийся кирпич от которой постепенно скатывался вниз, в воду.

Весна 1999 года принесла перемены. Общественность Мстёры и руководители предприятий приложили усилия для спасения святыни. 24 сентября 1999 года архиепископ Владимиро-Суздальский Евлогий благословил его открытие. На сегодняшний день преобразованы в келии и отремонтированы внутренние помещения бывших торговых рядов в ограде, проведено отопление. Завершены восстановительные работы на колокольне. К Пасхе 2001 года на колокольню были подняты сорокопудовый колокол и 5 разноголосых поменьше, отлитые на Урале, на средства В.Е. Бычкова, в те годы финансирующего всё строительство в монастыре. В Богоявленском соборе перекрыты крыша, главки, застеклены окна, проведены штукатурные работы, отремонтирован и выложен плиткой пол, проведено отопление. Благоустроена монастырская территория.

Материал из буклета "Свято-Богоявленский мужской епархиальный монастырь"


Сергей Ковров  16 декабря 2017

Богоявленский мужской монастырь в поселке Мстёра (до XIX в. – Богоявленская слобода) был основан, вероятно, в начале XVII в. Как значилось в писцовых книгах Суздальского уезда 1628-1630 гг., в Богоявленской слободе, которая была вотчиной князей Ромодановских (Ф.Ю. Ромодановский – глава Преображенского, Сибирского и Аптекарского приказов, практически второй человек в государстве, руководивший страной в периоды отсутствия Петра I в столице), уже существовал каменный храм и «кельи черных попов», то есть был монастырь. В 1687 г. на месте старой ветхой церкви был построен новый каменный храм Богоявления. Работой местных строителей, крепостных Ромодановских, видимо, руководил опытный и талантливый зодчий, который возвел храм, подобный прославленным московским церквам XVII в. Это было большим событием для глухого села Мстёры.

Форма храма – достаточно традиционна: к четверику для молящихся примыкали с востока достаточно массивные алтарные апсиды, а с запада – трапезная. Красоту Богоявленской церкви, прежде всего, придает оформление ее верха. На покатой поверхности свода, отступив от края, расположился ряд кокошников (восьмериком), из которого цветком «вырастают» пять изящных барабанов, тоже обхваченных кокошниками и аркатурой, с миниатюрными главками. Верх фасадов опоясан резной орнаментальной лентой и бочкообразными закомарами над ней. Углубления закомар и кокошников верхнего яруса расписаны фресками с изображением «святых ликов». Такое оформление фасадов церкви было закономерным: потомственные мстерские иконописцы должны были продемонстрировать свое мастерство на главном храме слободы. Одухотворенная резным оформлением, яркой росписью и красивой композицией пятиглавия верхняя часть храма зрительно как бы, взлетая, теряла весомость по сравнению с массивной, стоящей на земле нижней частью. Нарядность храму добавляют резные наличники окон и красиво оформленные арками и изящными портиками крыльца у входов. Князья Ромодановские устроили в храме фамильную усыпальницу в трапезной части, у входных западных ворот. Крестьяне считали гробницы чудодейственными.

Рядом с Богоявленским храмом находится одноглавая Владимирская церковь (Владимирской иконы Божией Матери). Время ее строительства точно не известно. Но первое упоминание о ней относится к 1734 г. Надвратная колокольня монастыря с пятью колоколами и часами с боем впервые упоминается в 1710 г. После повреждения шпиля во время урагана 1873 г. колокольня была полностью перестроена.

В начале 1930-х годов после закрытия монастыря здесь расположился музей живописи, церковной и фольклорной старины. С 1950-х гг. почти два десятилетия Богоявленский храм использовался как склад. 24 сентября 1999 года Богоявленский мужской монастырь был возрождён.

http://meparhia.ru/eparh/31/41


Сергей Ковров  17 января 2018

Свято-Богоявленский монастырь — мужской монастырь в посёлке городского типа Мстёра Вязниковского района. Первое упоминание о мужском монастыре в слободе Мстёра относится к 1628-1629 годам. Монастырь располагался в вотчине князей Ромодановских. Рядом с ним в XVII веке находился Ивановский женский монастырь с церковями Иоанна Милостивого и Филиппа Митрополита.

В 1683 году монастырская деревянная Богоявленская церковь пришла в ветхость и князья Федор, Андрей и Михаил Ромодановские с разрешения Иллариона, митрополита Суздальского, выстроили пятиглавый каменный храм Богоявления, который был освящён в 1687-1688 годах. Здесь же была устроена усыпальница князей Ромодановских.

Другая церковь монастыря — Владимирская — впервые упомянута в 1734 году. первое упоминание о колокольне — 1710 год; на ней было пять колоколов и боевые часы. 7 июня 1869 года при Владмирской церкви заложен придел Александра Невского. В октябре 1873 года на колокольне ураганом повредило шпиль, что послужило началом капитального ремонта строения; оно было полностью перестроено.

В начале 1930-х годов после закрытия монастыря здесь раположился музей живописи, церковной и фольклорной старины. В 1953-1973 годах Богоявленский храм использовался как склад.

24 сентября 1999 года Богоявленский мужской монастырь был снова открыт. В октябре сформировалась община из четырех человек. Настоятелем был назначен игумен Илья (Иванов), потом его сменил иеромонах Сергий (Титов). В сентябре 2007 года вместо переведенного в Зосимову пустынь иеромонаха Сергия (Титова) настоятелем обители назначен иеромонах Авраамий (Лукиянчук).

Богоявленский собор — старейшая постройка монастыря, выполнен в русских традициях, богато украшен кокошниками, пятиглавием, изящными каменными крыльцами. В советское время здесь размещался склад фабрики детской игрушки. Постепенно строение обветшало, появились трещины, протечки кровли привели к сильным повреждениям фапсадов. В конце 1980-х годов склад выехал и были начаты работы по реставрации. Проведенное инженерное обследование (инж. Щелоков О.О.) не выявило явных причин деформаций собора, хотя были подозрения на оползневые процессы откоса реки Мстерка, на котором стоит монастырь. Шурфование не вызвало сомнений и в качестве строительства, собор выстроен очень добротно. Причина проблем определена как общее бесхозяйственное отношение, как-то отсутствие кровель, скачкообразный отопительный и температурно-влажностный режим, бесконтрольная растительность на территории, деревья. Поэтому дальнейшие шаги были определены в плане консервации и косметических работ без серьезного вмешательства. Произведена реставрация кладки, сделано новое покрытие трапезной.

Затем несколько лет «смутного времени» собор стоял полностью бесхозным и все белокаменные полы в нём были вандально вскрыты, захоронения поруганы. После передачи комплекса построек Владимирской Епархии реставрация собора была постепенно продолжена. Плиты полов во возможности были уложены на свои места, раскопанные черепа и кости собраны в одно место. На момент съемок в 2005 году заканчивались отделкой интерьеры.

В коллекции различных интересных надписей, собранных К. Тихонравовым, в разделе V «С разной церковной утвари» в числе других упомянут церковный сосуд, княжеский вклад: «Вязниковского уезда в селе Мстёре, в церкви упразднённого Богоявленского монастыря: Потир серебряный, на поддонке вырезана надпись: «Сии сосуды в Богоявленский монастырь в церковь Богоявления Господня приложил князь Василий Григорьевич Ромодановский по приказу брата своего 1663 года месяца Мая в 24 день». Вызывает интерес дата сосуда, он предназначался вкладом в действующую деревянную Богоявленскую церковь, построенную ещё до Богоявленского собора (1687). Цитируемая надпись - ещё одно зримое свидетельство древности обители.

http://book33.ru/vyazniki-monastyri/svyato-bogoyavlenskij-monastyr-gorod-mstera.html


 
Алексей Кротов 19 ноября 2025

В 1683 г. братья Федор, Андрей и Михаил Ромодановские просят митрополита Суздальского Иллариона разрешить взамен обветшавшей старой Богоявленской деревянной церкви одноимённого монастыря выстроить новую каменную. В храмозданной грамоте суздальского митрополита отмечалось: «И обещались они (братья - князья Ромодановские) построить новую каменную церковь во имя Богоявления один престол на старом церковном месте...». Далее митрополит оговаривает канонические условия строительства: новый храм должен быть построен в традици­ях древних храмов Владимира XII - XIII вв., предусмотреть три входные двери, алтарь круглый, перед алтарём три ступени. С благословления митрополита Суздальского и Юрьевского Илариона новый каменный храм в обители был выстроен и освящён в 1687 г. Это было большим событием для глухого села (Слободы) Мстёры.

Работой местных строителей руководил опытный и талантливый зодчий, который возвел храм в стиле московских церквей XVII в. Специалисты полагают, что образцами для Богоявленской церкви во Мстере могли быть московский храм святой Троицы и Грузинской Божией Матери и церковь Николы в Пыжах. Зодчие, опираясь на богатый опыт древних горододельцев, унаследовали некоторые приёмы древнерусской архитектуры и создали простыми средствами неповторимый и на редкость удачный по пропорциям образ. Много кровли, ярусы арочных по­ясов, карнизы придают объему легкость, а венчающие его глав­ки - изящность и живость силуэта. Западный вход подчеркнут стройной колоннадой, северный и южный - овальными, сфери­ческими формами.

Богоявленский собор пятиглавый, с трапезой и тремя притворами, да с красивыми крыльцами. Основной объем построен по типу восьмерик на четверике. Апсида трехчастная с тремя полукружиями в восточной стене. Трапезная имеет форму прямоугольника под двускатной кровлей, внутри о 2-х столпах своды коробовые с распалубками. Окна на фасадах обрамлены богатыми наличниками с килевидными кокошниками. Крыльца на каменных столбах переходящими в круглые шары сверху завершаются перекидными арками. Западное крыльцо обширное на 4-х каменных столбах со свисающими арками, перекрыто трёхскатной кровлей. Восьмерик оформлен декоративными закомарами.

Красоту Богоявленской церкви придаёт оформление её верха. На покатой поверхности свода, отступив от края, расположился ряд кокошников, из которого цветком «вырастают» пять изящных барабанов, тоже обхваченных кокошниками и аркатурой, с миниатюрными главками. Верх фасадов опоясан резной орнаментальной лентой и бочкообразными закомарами над ней. Углубления закомар и кокошников верхнего яруса расписаны фресками. Нарядность храму добавляют резные наличники окон и красиво оформленные арками и изящными портиками крыльца у входов. В трапезной части, у входных западных ворот, была расположена фамильная усыпальница князей Ромодановских. К 1844 г. «в сей Богоявленской церкви погребены тела из фамилии Ромодановских, над коими поставлены каменные памятники числом 15, покрытые дорогими сукнами с нашитыми большими креста­ми среброгазовыми».

В 1764 г. мужской и женский монастыри были упразднены, церкви стали приходскими. В 1-й пол. XIX в. Богоявленская слобода была преобразована в крупное село городского типа Мстёра с развитыми ремесленным производством и торговлей. В тот 1764-й г. Богоявленский храм перестраивается из одноглавого в пятиглавый. Рядом с Богоявленским храмом находится теплая одноглавая церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. Время ее строительства точно не известно. По прочным сводам и кирпичной кладке с дубовыми связями постройку датируют концом XVI в. Это одно из древнейших каменных сооружений на Владимирской земле. Церковь-кубического типа, одноглавая, с одной апсидой, безстолпная, с прямоугольной трапезной.

7 июня 1869 г. во Владимирской церкви был обустроен придел во имя св. кн. Александра Невского (в 1897-1898 гг. расширен). В 1875 г. в нём был установлен иконостас, выполненный московским мастером-резчиком Степановым. Иконы были написаны лучшими мастерам и по старинным образцам. Согласно описанию 1898 г., в иконостасе Владимирского храма имелись «иконы древнего письма», царские врата были «обложены по краям золоченым басменным окладом, верх их оканчивается мысообразным теремком», над коим изображение Тайной вечери «в древнем стиле» (В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г. стр. 354-355).

К кон. XIX в. в Богоявленской и Владимирской церквах почитались икона Богоявления («Христос изображен без одежды, благословляющим воды Иордана; в водах изображены мифическия фигуры (напр., сирены), лошадь и две рыбы») в вызолоченной серебряной ризе, Казанская икона Божией Матери «строгановского письма, оклад серебряный вызолоченной басемный, венец и убрус украшены жемчугом», Шуйская Смоленская икона Божией Матери (1769), а также несколько Владимирских икон Божией Матери в богатых драгоценных окладах. Одна из них, вероятно, была вложена в храм князем В. Г. Ромодановским Меньшим († 1671) и находилась в главном иконостасе, слева от царских врат.

В 1887 г. на средства И. В. Званцева в честь 200-летия Богоявленского храма была построена часовня во имя Александра Невского. Она была небольшой по размеру, кубической формы, шатровая, а верх завершался круглым барабаном и главкой луковкой с крестом. Фасад основного объема поделен на две части плоскими пилястрами, вход в часовню обрамлен килевидным кокошником. С южной стороны расположено окно. Настенная роспись часовни повествует о главных вехах жизни великого князя. Роспись выполнена иконописцами В.А. Лебедевым, А.Г. Грачевым, П.Ф. Заецем.

В архитектурный ансамбль монастыря входит колокольня, расположенная по оси западного входа в Богоявленский храм. Надвратная колокольня монастыря с пятью колоколами и часами с боем впервые упоминается в 1710 г. В октябре 1873 г. на колокольне ураганом повредило шпиль, что послужило началом капитального ремонта строения; оно было полностью перестроено, которая сохранилась до наших дней. Колокольня построена с применением элементов классицизма. Колокольня трёхъярусная, три её четверика прорезаны арочными пролётами по всем сторонам. В первом ярусе пролёты исполняют роль проездной арки главных проездных врат с массивными коваными дверьми. Между наружными арками внутри пролета плоское деревянное перекрытие. Проезд под арками вымощен плитами. В северной стороне проездных врат небольшая дверца-вход в придел. Другая дверца ведет на колокольню. По сторонам нижнего четверика располагаются прямоугольные пристройки с небольшими башенками, с высокими шпилями наверху. Основной объем колокольни украшен пилястрами. Средний четверик меньший по размеру. Третий ярус венчается куполом и высоким шпилем. В нём находится звонница, с 4-мя открытыми стрельчатыми арками. Последовательное уменьшение ярусов и членение их арками придает колокольне строгость и легкость. К колокольне пристроены справа кельи для братьев, слева – трапезная. Здания одноэтажные каменные с двускатной кровлей. Приёмы композиции, использованные при её строительстве, встречаются довольно редко и представляют большую ценность.

Архитектурную композицию Богоявленского монастыря завершает каменная монастыр­ская ограда, украшенная башенками. В юго-восточной части ограды устроены ещё одни ворота - водяные. Через них осу­ществлялась связь с рекой Мстёркой.

В ХIХ в. Богоявленский монастырь становится духовным и культурным центром для жителей поселка. 14 октября 1864 г. по инициативе И. А. Голышева и по благословению свт. Владимирского и Суздальского Феофана Затворника (Говорова) при Богоявленской церкви было открыто Богоявленское церковное православное братство. «Владимирские губернские ведомо­сти», а также «Владимирские епархиальные ведомости» на сво­их страницах регулярно информируют о деятельности братства:

1) «25 мая 1869 года заложен придел к тёплому храму во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского», там же читаем, что «придел заложен на средства вязниковского купца первой гильдии мануфактур-советника Осипа Осиповича Сенькова».

2) «6 ноября (1887 г.) в честь 200-летия освящения Богояв­ленского храма устроена часовня».

3) Приобретена хоругвь с изображением Александра Невско­го. «30 августа внесена в церковь, носится в крестных ходах».

4) «В слободе Мстёре 22 июня 1867 года открыто женское училище, а 11 декабря - мужское. В училищах преподаванием занимается, окончивший курс семинарии, состоящий при брат­стве на архиерейских послушаниях Иван Успенский, а в руко­дельном классе жена делопроизводителя Александра Кузьмича Голышева безвозмездно. В училище имеется детей мужского пола 55, женского 59, а всего 114 человек».

5) «Древний Богоявленский храм, созданный в 1683 г. нахо­дился со времени его основания не украшенным стенописанием. Вновь избранный после смерти А. К. Голышева И. В. Зайцев цер­ковным старостой в конце 1880 г. приложил особые заботы по украшению храма. ...Им были приглашены мастера: живописцы села Боголюбова - Шорохов, села Палех - Сафонов, деревни Маланьина - крестьянин В. А. Салабанов, бывший мастером у Сафонова, затем в Троице-Сергиевой Лавре, работы его поль­зовались известностью. Сафонов назначил цену - 3500 р., ему предложено 2500, но Салабанов взялся за 1850 р. с прибавле­нием за особую работу в окнах 100 р., да в награду за добросовестное исполнение 100 р. ...Окончил работы в одно лето, ... вся работа произведена усердно и так хорошо, что лучшего и желать нечего».

Неутомимый исследователь, краевед - И. А. Голышев в 1865 году издаёт книгу «Богоявленская слобода Мстёра», где са­мым подробным образом описывает постройки монастыря, цер­ковную утварь; а в 1870 году вышел в свет иллюстрированный альбом «Древности Богоявленской церкви в слободе Мстёре», демонстрирующий внешний и внутренний вид храма, церковную утварь. Таким образом, можно сделать вывод, что в XIX в. монастырю уделяется особое внимание: возводятся новые по­стройки, составляется и публикуется его подробное описание. Монастырь являлся центром духовной жизни мстерян, а так же культурным центром. Храмовым праздником являлось Богоявление Господне, 6 января (по старому стилю). Он отмечался с особым торжеством, проходила ярмарка. Во Владимирской церкви 21 мая (по старо­му стилю) - храмовый праздник - Сретение, также установлена ярмарка и крестный ход. К нач. XX в. в Богоявленском храме служили священник, диакон и псаломщик. Приход состоял из населения части слободы Мстёра (162 двора) и деревень Добрицы, Павлово и Погариц. По клировым ведомостям в слободе и в ближайших деревнях числилось 838 мужчин и 994 женщины.

Богоявленский храм и Владимирская церковь были закрыты. В 1923 году Богоявленский собор был превращён в музей церковной старины, а позднее – в краеведческий. С колокольни были сняты все колокола, закрыто и кладбище. В 1929 г. вскрыли гробницы Ромодановских. Владимирская церковь сначала служила подсобным помещением музея, а потом просто стояла закрытой. Лишь в 1945 г. были возобновлены богослужения в теплой Владимирской церкви. Часовня в юго-западном углу монастырской ограды в годы атеизма служила лавкой для продажи керосина.

Краеведческий музей, расположенный в главном Богоявленском храме, просуществовал до 1954 г. После его закрытия ценные экспонаты были вывезены в фонды Владимиро-Суздальского музея-заповедника. С 1959 г. в течение 40 лет Мстёрское сельпо использовало Богоявленский храм под склад для хранения муки, что нанесло памятнику большой ущерб. Кованые ворота были сняты и сданы в металлолом. В апреле 1974 г. местные подростки сорвали решётки в алтарной части, вывернули несколько плит в полу, выбили штукатурку, а вместе с ней и стенопись, сломали надгробия у гробниц. Стоит сказать, что все эти вандальные действия происходили после того, как Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. Богоявленский храм был признан памятником архитектуры, подлежащим охране государства.

В 1989 г. по решению Мстерского поселкового совета, монастырь был возвращен Владимиро-Суздальской епархии, а через 10 лет решением Священного Синода в Мстёре был учреждён мужской Богоявленский монастырь. В 2001-2002-х гг. была восстановлена часовня, вновь освящённая в честь св. блгв. князя Александра Невского. Художники Мстёры - Андрей Георгиевич Грачев, Пётр Фёдоро­вич Заец и Владимир Анатольевич Лебедев оформили стены и потолок сюжетами, посвященными жизненному пути и деяниям Александра Невского. 12 сентября 2002 г. состоялось тор­жественное открытие часовни. В этот памятный день в Мстёру, в Богоявленский монастырь прибыл Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. В 2001 г., 15 апреля, на колокольню был поднят 40–пудовый колокол и 5 разноголосых поменьше. Колокола отлиты на Урале на средства благотворителя Владимира Бычкова, а специалистами из Москвы налажено их мелодичное звучание.

Монастырский комплекс состоит из Богоявленского и Владимирского храмов, надвратной колокольни, часовни св. кн. Александра Невского, келейного корпуса, служебного корпуса и хозяйственной постройки. Святая обитель обнесена каменной оградой с декоративными башенками. Во Владимирской церкви хранится редкая икона Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» (2-я пол. XVIII в.), местночтимые Владимирская и Корсунская иконы Божией Матери и образ «Утоли моя печали». Облик Мстеры неразрывно связан с выразительным силуэтом Богоявленского монастыря. Особенно хорош вид на Мстеру с противоположного низкого берега. Храмы как бы вросли в зелень склона и стали неотъемлемой частью пейзажа.

Использованная литература: Королькова В. "Свято-Богоявленский монастырь" // Владимирская область : интерактивный путеводитель. – М., 2017. – С. 340-341. Тиц А. А. По окраинным землям владимирским. – М., "Искусство",1969. – С. 76-78.

https://www.vomsyore.ru/publ/Мстёрский Богоявленский Монастырь - Церковная жизнь Мстёры - Каталог статей - Во Мстёре.Ру



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.