В 1683 г. братья Федор, Андрей и Михаил Ромодановские просят митрополита Суздальского Иллариона разрешить взамен обветшавшей старой Богоявленской деревянной церкви одноимённого монастыря выстроить новую каменную. В храмозданной грамоте суздальского митрополита отмечалось: «И обещались они (братья - князья Ромодановские) построить новую каменную церковь во имя Богоявления один престол на старом церковном месте...». Далее митрополит оговаривает канонические условия строительства: новый храм должен быть построен в традициях древних храмов Владимира XII - XIII вв., предусмотреть три входные двери, алтарь круглый, перед алтарём три ступени. С благословления митрополита Суздальского и Юрьевского Илариона новый каменный храм в обители был выстроен и освящён в 1687 г. Это было большим событием для глухого села (Слободы) Мстёры.
Работой местных строителей руководил опытный и талантливый зодчий, который возвел храм в стиле московских церквей XVII в. Специалисты полагают, что образцами для Богоявленской церкви во Мстере могли быть московский храм святой Троицы и Грузинской Божией Матери и церковь Николы в Пыжах. Зодчие, опираясь на богатый опыт древних горододельцев, унаследовали некоторые приёмы древнерусской архитектуры и создали простыми средствами неповторимый и на редкость удачный по пропорциям образ. Много кровли, ярусы арочных поясов, карнизы придают объему легкость, а венчающие его главки - изящность и живость силуэта. Западный вход подчеркнут стройной колоннадой, северный и южный - овальными, сферическими формами.
Богоявленский собор пятиглавый, с трапезой и тремя притворами, да с красивыми крыльцами. Основной объем построен по типу восьмерик на четверике. Апсида трехчастная с тремя полукружиями в восточной стене. Трапезная имеет форму прямоугольника под двускатной кровлей, внутри о 2-х столпах своды коробовые с распалубками. Окна на фасадах обрамлены богатыми наличниками с килевидными кокошниками. Крыльца на каменных столбах переходящими в круглые шары сверху завершаются перекидными арками. Западное крыльцо обширное на 4-х каменных столбах со свисающими арками, перекрыто трёхскатной кровлей. Восьмерик оформлен декоративными закомарами.
Красоту Богоявленской церкви придаёт оформление её верха. На покатой поверхности свода, отступив от края, расположился ряд кокошников, из которого цветком «вырастают» пять изящных барабанов, тоже обхваченных кокошниками и аркатурой, с миниатюрными главками. Верх фасадов опоясан резной орнаментальной лентой и бочкообразными закомарами над ней. Углубления закомар и кокошников верхнего яруса расписаны фресками. Нарядность храму добавляют резные наличники окон и красиво оформленные арками и изящными портиками крыльца у входов. В трапезной части, у входных западных ворот, была расположена фамильная усыпальница князей Ромодановских. К 1844 г. «в сей Богоявленской церкви погребены тела из фамилии Ромодановских, над коими поставлены каменные памятники числом 15, покрытые дорогими сукнами с нашитыми большими крестами среброгазовыми».
В 1764 г. мужской и женский монастыри были упразднены, церкви стали приходскими. В 1-й пол. XIX в. Богоявленская слобода была преобразована в крупное село городского типа Мстёра с развитыми ремесленным производством и торговлей. В тот 1764-й г. Богоявленский храм перестраивается из одноглавого в пятиглавый. Рядом с Богоявленским храмом находится теплая одноглавая церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. Время ее строительства точно не известно. По прочным сводам и кирпичной кладке с дубовыми связями постройку датируют концом XVI в. Это одно из древнейших каменных сооружений на Владимирской земле. Церковь-кубического типа, одноглавая, с одной апсидой, безстолпная, с прямоугольной трапезной.
7 июня 1869 г. во Владимирской церкви был обустроен придел во имя св. кн. Александра Невского (в 1897-1898 гг. расширен). В 1875 г. в нём был установлен иконостас, выполненный московским мастером-резчиком Степановым. Иконы были написаны лучшими мастерам и по старинным образцам. Согласно описанию 1898 г., в иконостасе Владимирского храма имелись «иконы древнего письма», царские врата были «обложены по краям золоченым басменным окладом, верх их оканчивается мысообразным теремком», над коим изображение Тайной вечери «в древнем стиле» (В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г. стр. 354-355).
К кон. XIX в. в Богоявленской и Владимирской церквах почитались икона Богоявления («Христос изображен без одежды, благословляющим воды Иордана; в водах изображены мифическия фигуры (напр., сирены), лошадь и две рыбы») в вызолоченной серебряной ризе, Казанская икона Божией Матери «строгановского письма, оклад серебряный вызолоченной басемный, венец и убрус украшены жемчугом», Шуйская Смоленская икона Божией Матери (1769), а также несколько Владимирских икон Божией Матери в богатых драгоценных окладах. Одна из них, вероятно, была вложена в храм князем В. Г. Ромодановским Меньшим († 1671) и находилась в главном иконостасе, слева от царских врат.
В 1887 г. на средства И. В. Званцева в честь 200-летия Богоявленского храма была построена часовня во имя Александра Невского. Она была небольшой по размеру, кубической формы, шатровая, а верх завершался круглым барабаном и главкой луковкой с крестом. Фасад основного объема поделен на две части плоскими пилястрами, вход в часовню обрамлен килевидным кокошником. С южной стороны расположено окно. Настенная роспись часовни повествует о главных вехах жизни великого князя. Роспись выполнена иконописцами В.А. Лебедевым, А.Г. Грачевым, П.Ф. Заецем.
В архитектурный ансамбль монастыря входит колокольня, расположенная по оси западного входа в Богоявленский храм. Надвратная колокольня монастыря с пятью колоколами и часами с боем впервые упоминается в 1710 г. В октябре 1873 г. на колокольне ураганом повредило шпиль, что послужило началом капитального ремонта строения; оно было полностью перестроено, которая сохранилась до наших дней. Колокольня построена с применением элементов классицизма. Колокольня трёхъярусная, три её четверика прорезаны арочными пролётами по всем сторонам. В первом ярусе пролёты исполняют роль проездной арки главных проездных врат с массивными коваными дверьми. Между наружными арками внутри пролета плоское деревянное перекрытие. Проезд под арками вымощен плитами. В северной стороне проездных врат небольшая дверца-вход в придел. Другая дверца ведет на колокольню. По сторонам нижнего четверика располагаются прямоугольные пристройки с небольшими башенками, с высокими шпилями наверху. Основной объем колокольни украшен пилястрами. Средний четверик меньший по размеру. Третий ярус венчается куполом и высоким шпилем. В нём находится звонница, с 4-мя открытыми стрельчатыми арками. Последовательное уменьшение ярусов и членение их арками придает колокольне строгость и легкость. К колокольне пристроены справа кельи для братьев, слева – трапезная. Здания одноэтажные каменные с двускатной кровлей. Приёмы композиции, использованные при её строительстве, встречаются довольно редко и представляют большую ценность.
Архитектурную композицию Богоявленского монастыря завершает каменная монастырская ограда, украшенная башенками. В юго-восточной части ограды устроены ещё одни ворота - водяные. Через них осуществлялась связь с рекой Мстёркой.
В ХIХ в. Богоявленский монастырь становится духовным и культурным центром для жителей поселка. 14 октября 1864 г. по инициативе И. А. Голышева и по благословению свт. Владимирского и Суздальского Феофана Затворника (Говорова) при Богоявленской церкви было открыто Богоявленское церковное православное братство. «Владимирские губернские ведомости», а также «Владимирские епархиальные ведомости» на своих страницах регулярно информируют о деятельности братства:
1) «25 мая 1869 года заложен придел к тёплому храму во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского», там же читаем, что «придел заложен на средства вязниковского купца первой гильдии мануфактур-советника Осипа Осиповича Сенькова».
2) «6 ноября (1887 г.) в честь 200-летия освящения Богоявленского храма устроена часовня».
3) Приобретена хоругвь с изображением Александра Невского. «30 августа внесена в церковь, носится в крестных ходах».
4) «В слободе Мстёре 22 июня 1867 года открыто женское училище, а 11 декабря - мужское. В училищах преподаванием занимается, окончивший курс семинарии, состоящий при братстве на архиерейских послушаниях Иван Успенский, а в рукодельном классе жена делопроизводителя Александра Кузьмича Голышева безвозмездно. В училище имеется детей мужского пола 55, женского 59, а всего 114 человек».
5) «Древний Богоявленский храм, созданный в 1683 г. находился со времени его основания не украшенным стенописанием. Вновь избранный после смерти А. К. Голышева И. В. Зайцев церковным старостой в конце 1880 г. приложил особые заботы по украшению храма. ...Им были приглашены мастера: живописцы села Боголюбова - Шорохов, села Палех - Сафонов, деревни Маланьина - крестьянин В. А. Салабанов, бывший мастером у Сафонова, затем в Троице-Сергиевой Лавре, работы его пользовались известностью. Сафонов назначил цену - 3500 р., ему предложено 2500, но Салабанов взялся за 1850 р. с прибавлением за особую работу в окнах 100 р., да в награду за добросовестное исполнение 100 р. ...Окончил работы в одно лето, ... вся работа произведена усердно и так хорошо, что лучшего и желать нечего».
Неутомимый исследователь, краевед - И. А. Голышев в 1865 году издаёт книгу «Богоявленская слобода Мстёра», где самым подробным образом описывает постройки монастыря, церковную утварь; а в 1870 году вышел в свет иллюстрированный альбом «Древности Богоявленской церкви в слободе Мстёре», демонстрирующий внешний и внутренний вид храма, церковную утварь. Таким образом, можно сделать вывод, что в XIX в. монастырю уделяется особое внимание: возводятся новые постройки, составляется и публикуется его подробное описание. Монастырь являлся центром духовной жизни мстерян, а так же культурным центром. Храмовым праздником являлось Богоявление Господне, 6 января (по старому стилю). Он отмечался с особым торжеством, проходила ярмарка. Во Владимирской церкви 21 мая (по старому стилю) - храмовый праздник - Сретение, также установлена ярмарка и крестный ход. К нач. XX в. в Богоявленском храме служили священник, диакон и псаломщик. Приход состоял из населения части слободы Мстёра (162 двора) и деревень Добрицы, Павлово и Погариц. По клировым ведомостям в слободе и в ближайших деревнях числилось 838 мужчин и 994 женщины.
Богоявленский храм и Владимирская церковь были закрыты. В 1923 году Богоявленский собор был превращён в музей церковной старины, а позднее – в краеведческий. С колокольни были сняты все колокола, закрыто и кладбище. В 1929 г. вскрыли гробницы Ромодановских. Владимирская церковь сначала служила подсобным помещением музея, а потом просто стояла закрытой. Лишь в 1945 г. были возобновлены богослужения в теплой Владимирской церкви. Часовня в юго-западном углу монастырской ограды в годы атеизма служила лавкой для продажи керосина.
Краеведческий музей, расположенный в главном Богоявленском храме, просуществовал до 1954 г. После его закрытия ценные экспонаты были вывезены в фонды Владимиро-Суздальского музея-заповедника. С 1959 г. в течение 40 лет Мстёрское сельпо использовало Богоявленский храм под склад для хранения муки, что нанесло памятнику большой ущерб. Кованые ворота были сняты и сданы в металлолом. В апреле 1974 г. местные подростки сорвали решётки в алтарной части, вывернули несколько плит в полу, выбили штукатурку, а вместе с ней и стенопись, сломали надгробия у гробниц. Стоит сказать, что все эти вандальные действия происходили после того, как Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. Богоявленский храм был признан памятником архитектуры, подлежащим охране государства.
В 1989 г. по решению Мстерского поселкового совета, монастырь был возвращен Владимиро-Суздальской епархии, а через 10 лет решением Священного Синода в Мстёре был учреждён мужской Богоявленский монастырь. В 2001-2002-х гг. была восстановлена часовня, вновь освящённая в честь св. блгв. князя Александра Невского. Художники Мстёры - Андрей Георгиевич Грачев, Пётр Фёдорович Заец и Владимир Анатольевич Лебедев оформили стены и потолок сюжетами, посвященными жизненному пути и деяниям Александра Невского. 12 сентября 2002 г. состоялось торжественное открытие часовни. В этот памятный день в Мстёру, в Богоявленский монастырь прибыл Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. В 2001 г., 15 апреля, на колокольню был поднят 40–пудовый колокол и 5 разноголосых поменьше. Колокола отлиты на Урале на средства благотворителя Владимира Бычкова, а специалистами из Москвы налажено их мелодичное звучание.
Монастырский комплекс состоит из Богоявленского и Владимирского храмов, надвратной колокольни, часовни св. кн. Александра Невского, келейного корпуса, служебного корпуса и хозяйственной постройки. Святая обитель обнесена каменной оградой с декоративными башенками. Во Владимирской церкви хранится редкая икона Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» (2-я пол. XVIII в.), местночтимые Владимирская и Корсунская иконы Божией Матери и образ «Утоли моя печали». Облик Мстеры неразрывно связан с выразительным силуэтом Богоявленского монастыря. Особенно хорош вид на Мстеру с противоположного низкого берега. Храмы как бы вросли в зелень склона и стали неотъемлемой частью пейзажа.
Использованная литература: Королькова В. "Свято-Богоявленский монастырь" // Владимирская область : интерактивный путеводитель. – М., 2017. – С. 340-341. Тиц А. А. По окраинным землям владимирским. – М., "Искусство",1969. – С. 76-78.
https://www.vomsyore.ru/publ/Мстёрский Богоявленский Монастырь - Церковная жизнь Мстёры - Каталог статей - Во Мстёре.Ру
Комментарии и обсуждение