ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕСЕНИЯ. КОМПЛЕКС, сер. 18-кон. 19 в. ул. Зарека.
Комплекс расположен в западной части главной площади Заречья и является его композиционным центром. Занимает почти прямоугольную территорию и ориентирован в сторону торгового центра села.
Формирование комплекса у переправы, на месте существовавшего ранее женского монастыря, началось с церкви Воскресения 1748 г.; вокруг нее было кладбище. В 1-й пол. 19 в. к юго-востоку от нее на ул. Зарека возвели высокую колокольню, а территорию обнесли каменной оградой с воротами. В кон. 19 в. слева от ворот в юго-западной части территории поставили часовню, которая и завершила ансамбль. Разностильность сооружений и их расположение создают живописную композицию, рассчитанную на восприятие из центральной части села. При этом доминанта колокольни уравновешивается в общем силуэте ярусным объемом храма и шатром часовни.
Церковь Воскресения. Находится в северной части комплекса, в глубине участка. Построенная в формах нарышкинского барокко, она претерпела сильные изменения во 2-й пол. 19 в., когда появились притвор трапезной и пятиглавое завершение. В 1930-е гг. часть проемов была расширена, пробиты своды, устроены новые перегородки, сняты луковицы глав. Кирпичные стены, оштукатуренные по фасадам в 19 в., первоначально покрывал тонкий слой известковой обмазки. В своей основе - это один из наиболее интересных памятников области в запоздалых формах нарышкинского барокко. Традиционно трехчастную схему объемного построения образуют храм типа восьмерик на четверике, полукруглый алтарь и двустолпная, уширенная в плане трапезная, скругленный на углах объем которой слегка прикрывает боковые фасады. Алтарь и трапезная равновысокие и достигают уровня первого яруса двусветного четверика. Углы четверика и восьмерика обработаны огибающими лопатками, а поздние штукатурные карнизы и наличники скрывают пояски поребрика первоначальных карнизов, основание восьмерика и цоколя. Восьмерик завершен широким поясом с профилированными арками кокошников, поставленными попарно над каждой гранью. Окна второго света четверика имели висячие гирьки, а высокие килевидные завершения окон восьмерика были врезаны в профиль карниза. В пятиглавом завершении выделяется восьмигранный глухой барабан центральной главы с трехчетвертными колонками на ребрах.
Восьмерик, опирающийся на стены и тромпы в углах четверика, перекрыт восьмилотковым сводом. В трапезной - система коробовых и лотковых сводов, в апсиде - конха. Поздний притвор с двумя помещениями по сторонам имеет плоские перекрытия. Первоначальное убранство интерьера утрачено за исключением незначительных фрагментов живописи. Под церковью находится подвал, где размещались печи калориферного отопления.
Колокольня. Построена из кирпича и оштукатурена. Арки нижнего яруса заложены в 30-х гг. 20 в. Высокое трехъярусное сооружение выдержано в стиле классицизма. Квадратные в плане ярусы последовательно уменьшающиеся в размере, прорезаны крупными арочными проемами. Колокольня завершена куполообразной четырехгранной кровлей с люкарнами и квадратным постаментом главки, который также имеет арочные проемы. Грани каждого яруса обработаны в виде портиков с колоннами на пьедесталах, полным антаблементом и треугольным фронтоном (последний отсутствует только в верхнем ярусе). Арки проемов, обведенные архивольтами с замковыми камнями и полочками импостов, вписаны в прямоугольные ниши. Первый ярус перекрыт сомкнутым сводом с узкими диагональными лотками, второй имеет плоское балочное перекрытие, а третий — сомкнутый свод. В толще кладки юго-восточного нижнего устоя устроена лестница.
Ограда с воротами первоначально окружала весь комплекс, к настоящему времени сохранилась только на южной и отчасти восточной стороне. Ворота, обращенные к центру села и ул. Зарека, расположены под углом к последней на западной границе комплекса. Ограда и ворота выстроены из кирпича, оштукатурены и побелены. Ограда расчленена лопатками на прясла, декорированные веерообразным рустом. Трехпролетные ворота выполнены в формах раннего классицизма. Крупная центральная арка, прорезающая массивную, сужающуюся кверху стенку, фланкирована парными дорическими колоннами. Импосты арки за колоннами обработаны профилированными поясками. Тяжелую стену над аркой, завершенную фронтоном с пьедесталом главки, несколько облегчает овальная ниша. Пониженные боковые участки стены с небольшими арочными калитками рустованы до уровня импостов и завершены неполным антаблементом.
Часовня. Небольшое кирпичное сооружение в русском стиле. Прямоугольная в плане, она поставлена на низкий подклет и завершена граненым шатром с килевидными кокошниками в основании и главкой. Миниатюрный объем крыльца с арочными входами на западном фасаде завершен изогнутым лучковым карнизом. Композиции фасадов симметричны. Декор включает характерные для данного стиля детали: тройные колонки на углах с крупными поясками-перехватами и кубическими капителями и раскрепованный над ними многопрофильный карниз с сухариками. На боковых фасадах помещены по два арочных окна с архивольтами и замковыми камнями. Часовня перекрыта парусным сводом с диагональными лепными поясками. Полы выстланы метлахской плиткой. Убранство интерьера утрачено.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 534-537