Вознесенский Оршин монастырь - это одна из самых древних обителей на Тверской земле, основанная в ХV в. во время княжения великого тверского князя Бориса Александровича, которого современники называли "боголюбивым" князем. Его попечением в монастыре был возведён деревянный храм Вознесения Господня. В начале ХХ в. был найден рукописный сборник, в составе которого находилось «Смиренного инока Фомы слово похвальное о благоверном великом князе Борисе Александровиче», датируемое приблизительно 1453 г. В этом источнике говорится следующее: «Князь же великий Борис Александрович, ревнуя праотцем своим, устроил монастырь на реце Воршине и нарековах церковь… Господа нашего Иисуса Христа, еже Ему на небеса Вознесению». Борис Александрович был двенадцатым князем и правил Тверским княжеством с 1425 по 1461 гг. Если считать его основателем Оршина монастыря, то нижняя граница времени основания обители смещается к первой трети XV в. Именно такие выводы сделали некоторые исследователи. Однако под «устроением» обители, вероятнее, подразумевается не основание монастыря, а благоустроение уже существующего монастырского братства, возвышение его новым статусом архимандрии и ктиторством великого князя.
В XVI в. монастырь был довольно значительным и обладал достаточно обширными землями. По свидетельству Писцовой книги 7084 г. (1539-1540 г.), во владении «Воршинского монастыря» числилось четыре села, пятьдесят три деревни и три починка. В двух селах находились деревянные церкви: в селе Перхуровском – Николая Чудотворца, а в селе Юрьевском – «церковь Василий Висарийский». Эпоха Ивана Грозного ознаменована важным для монастыря событием – возведением каменного Вознесенского собора с двумя боковыми приделами – в честь святой великомученицы Екатерины и преподобного Онуфрия Великого. В упомянутой Писцовой книге этот собор не значится, следовательно, его возведение в это время еще не началось.
Дата строительства Вознесенского храма в Оршине монастыре была установлена в середине XIX в. В 1846 г. «Преосвященный Григорий, Архиепископ Тверской, часто посещая Оршин монастырь и, видя обветшавший церковный иконостас, приказал составить проект для нового, а также упразднить старинный кирпичный пол и сделать новый пол – деревянный». При производстве работ в соборе под полом алтаря были найдены серебряные богослужебные вещи и «…при осмотре, нашли на престоле, за ветхостью упраздненном: три старинные Антиминса, уложенные один на другой, в нарочито вырезанном на доске углублении». Текст наиболее раннего антиминса гласил: «Св. антиминс 7076 года, 2-го ноября 1567 года при Царе Иване Васильевиче; храм сей освящен Тверским Епископом Варсонофием – строением Архимандрита Геннадия». Как видно из надписи, освящение храма совершил епископ Тверской Варсонофий, впоследствии прославленный Церковью как святитель Тверской и Казанский. Храм Оршина монастыря является единственным, о котором известно, что в нем священнодействовал святитель Варсонофий во время своего пребывания на Тверской кафедре.
Внутренняя жизнь обители за этот «самый бледно просвеченный бытописанием» отрезок ее истории в значительной мере остается сокровенной. Отчасти о ней свидетельствует Синодик Оршина монастыря 1689 г. В 1595 г. иноками Оршина монастыря Иовом и Нифонтом был написан образ преподобного Нила Столобенского. Иконописцы создали первый образ Столобенского чудотворца со слов старцев, знавших святого и помнивших черты его лица. После написания иконы совершилось чудо: новый образ засветился, над островом крестьяне окрестных деревень видели необычно яркое сияние. Эта икона находилась на гробнице святого и почиталась чудотворной. Когда же в 1667 г., через 111 лет после преставления преподобного, при строительстве новой церкви в Ниловой пустыни его святые мощи были обретены нетленными», лик его оказался необычайно схожим с тем образом, что написали оршинские монахи. Помимо первой надгробной иконы иноки Иов и Нифонт скорее всего написали еще два образа святого.
Есть у обители и свой небесный покровитель - преподобный Савватий, Оршинский чудотворец. Он подвизался в конце ХIV в., устроив себе в 6-ти верстах от монастыря маленькую пещерную келью, где и проводил подвижническую жизнь отшельника. В монастыре особенно почитается Феодоровская икона Божией Матери. В настоящее время икона находится в Тверской Областной картинной галерее.
Тверской край на протяжении почти семи лет Смутного времени разоряли и грабили многочисленные толпы мятежников и чужеземцев, проходившие через эти земли. «Тверские посады были подвергнуты огню и мечу, церкви и дома были ограблены и сожжены… Оршин монастырь, стоявший, …на виду на Волге, вблизи большой Московской дороги, не мог уцелеть от разорения». Именно тогда и были спрятаны от осквернения под полом соборного алтаря богослужебные сосуды — потир и дискосы, найденные позже, в 1846 году. Это произошло в великой спешке, о чем свидетельствует то, что священные предметы не были даже ни во что завернуты. Тот факт, что святыня не была вынута из тайника сразу же по миновании опасности, говорит о том, что никого из участников этих событий не осталось в живых. Архимандрит Феодосий и почти вся братия были убиты.Из документов следует, что 13 июля 1609 года князь Скопин-Шуйский приступил к Твери, и «острог взятием взяли, и Литовских людей многих побили, и топтали их, и побивали за острогом по большой, по Московской, да по Осиповской дороге на сорока верстах». Освобожден был и Оршин монастырь, оскверненный настолько, что его потребовалось вновь освящать, что и было сделано 5 апреля 1610 г., при архимандрите Иосифе, как гласит надпись на втором найденном антиминсе.
Бедственное состояние обители описано в Дозорных книгах Тверского уезда «письма по дозору Григория Колединского и подъячего Феодора Посникова 7123 (1615) г.: «Монастырь Оршин, на р. Орше… к тому же монастырю вотчина: … село Замошье, а в нем храм Всех Святых, древян, стоит без пенья: разорен от литовских людей, да место дворовое монастырское» – далее поименованы 22 деревни и сказано: «стоят все пусты, запустели от литовского разорения и от казаков, и крестьяне побиты, а иные разбрелись безвестно. Пашни в селах и в пустых деревнях, наездом, пахано худые земли пол осмины, а остальная пашня лежит вся впусте, перелогом и лесом поросла…»
В 1651 г. Оршин монастырь «скудости ради» был приписан к Тверскому Архиерейскому Дому. Настоятелем монастыря стал теперь Тверской архиепископ, а непосредственное управление обителью было вверено казначею, который с этого времени стал называться «строителем». В 1665 г., при архиепископе Иоасафе, доходы с вотчин были поделены между монастырем и Архиерейским Домом. В 1764 году были введены монастырские штаты, которые разделили все оставшиеся монастыри на две категории – штатные и заштатные. По Высочайшему Именному указу от 26 февраля 1764 г. все вотчины Оршина монастыря «со всеми их наличностями» были приняты в ведение Коллегии Экономии, а монастырь переведен за штат.
Печальное состояние Оршина монастыря обратило на себя внимание архиепископа Тверского и Кашинского Григория (Постникова). По его благословению в 1846-1847 годах в монастыре были произведены капитальные работы по его благоустройству: в храме был устроен новый иконостас, на что преосвященный Григорий пожертвовал из сумм Архиерейского Дома 925 рублей серебром, старый кирпичный пол был заменен деревянным (при производстве этих работ и были найдены богослужебные вещи 1603-1604 гг.). Было решено также пристроить к существующей каменной церкви теплый придельный храм с колокольней и два деревянных корпуса, а также построить вокруг монастыря каменную ограду.
Пристройка – «трапезный храм» с двумя приделами: южным – во имя Феодоровской иконы Божией Матери и северным – во имя святителей Варсонофия Тверского и Димитрия Ростовского, – была окончена к 1862 г., а престолы освящены 21 сентября этого года архиепископом Тверским Филофеем. Архиепископ Григорий ходатайствовал в Священном Синоде о возвращении Оршину монастырю самостоятельности. Ходатайство было удовлетворено. В 1847 г. указом Тверской Духовной Консистории принадлежавшая Оршину монастырю земля передана из Архиерейского дома в собственное его владение.
В 1848 г. архиепископ Григорий был переведен в Санкт-Петербург. Прибывший на его место архиепископ Гавриил (Розанов), бывший Одесский и Таврический, сразу же потребовал отчета: «по какому праву Оршину монастырю принадлежат мельница, сенокосы и пахотные земли» – и началось дело с привлечением Св. Синода и Консистории. По указу № 13826 Тверской Духовной Консистории «Оршин монастырь передан вновь в непосредственное управление Тверского Архиерейского дома, чтобы на поддержание оного в должном порядке и благолепии обращено было особое внимание». В 1903 г. в ответ на ходатайство архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия последовал указ Его Императорского Величества и Правительствующего Синода, в котором было сказано: «Вознесенский Оршин мужской монастырь, со всем принадлежащим имуществом и капиталом отделить от Тверского Архиерейского дома и обратить в самостоятельный женский общежительный монастырь с таким числом инокинь, какое обитель в состоянии будет содержать на свои средства».
Для управления обителью из Новоторжского Воскресенского девичьего монастыря была призвана благочинная этого монастыря – монахиня Евдоксия, которая прибыла 7 марта 1903 г. Прежде всего, был произведен капитальный ремонт теплого храма, в котором укреплен свод и сделан новый пол. Заменили кровлю храма и центральный барабан увенчали новой главой луковичной формы. Внутри были выполнены штукатурные работы. Обновлена живопись, отремонтированы и вновь вызолочены иконостасы. Одновременно был отремонтирован игуменский корпус, в нем сложены более удобные печи и сделаны новые полы. Отреставрирована ограда. Построено также несколько корпусов и флигелей для сестер, число которых увеличилось к 1913 г. с 9 до 137. В 1905 г. за оградой построена церковно-приходская школа. К 1913 г. в ней обучалось до 30 мальчиков и девочек.
За оградой монастыря возведены были также дом для монастырского священника, гостиница для приезжающих в монастырь посетителей, и еще один дом, который сдавался на лето дачникам. Выстроена также изба для монастырских работников и к скотному двору прибавлена конюшня. Все перечисленные здания были построены на личные средства первой настоятельницы игумении Евдоксии. 8 февраля 1908 года игумения Евдоксия преставилась. Управление монастырем по ее смерти было передано монахине Сергии, единогласно избранной сестрами в настоятельницы. Архивный документ сообщает о ней: Настоятельница монастыря игуменья Сергия Виноградова, 69 лет, грамоте обучалась дома. Мещанка города Твери, в мире Анастасия, девица. 1887 года июня 2 дня пострижена в монашество в Новоторжском Воскресенском девичьем монастыре. Указом Консистории определена в послушницы и облечена в рясофор в 1872 году. Проходила клиросное послушание, была надзирательницею приюта, потом экономкою в трапезной. Возведена в сан казначеи в 1903 году. Награждена Синодальным наперсным крестом в 1910 году, 21 марта.
В годы ее настоятельства обитель продолжала благоустраиваться. В храме была устроена калориферная печь, выстроены два новых дома для сестер, число которых с каждым годом заметно увеличивалось, и дом за оградой, в котором предполагалось открыть приемный покой для амбулаторных больных. В 1913 г. в ознаменование 300-летия царствования дома Романовых и избрание на царство Михаила Феодоровича, в котором принимал участие настоятель Оршина монастыря архимандрит Иосиф, игумения Сергия построила в Твери каменную часовню, освященную в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Эта часовня сохранилась до наших дней. После возвращения ее Церкви в начале 90-х гг. ХХ ст. она была вновь освящена в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского.
С началом Первой мировой войны, откликнувшись на призыв Тверского архипастыря, оршинские насельницы несли служение сестер милосердия, ухаживая в тверских госпиталях за больными и ранеными. В 1914 г. монастырем был построен приют для детей погибших воинов.
Осенью 1918 г. настоятельницей монастыря была назначена игумения Виталия, прибывшая из Могилевского Успенского женского монастыря. В это время начинается массовое закрытие монастырей — до 1921 г. закрыто 722 из 1253. Из сестер обители была образована трудовая артель, которая обрабатывала участок земли, состоявший из наделов, полученных каждой из сестер после национализации. Артель обложили большими налогами, с уплатой которых она практически не справлялась.
Однако представители органов советской власти не только не собирались оказывать помощь монашеской артели, но были крайне недовольны ее существованием как таковым, тем более, рядом с советской школой. Так, сотрудник наркомпроса товарищ Иван Воинов пишет в июле 1919 года в своем заявлении в Президиум Губисполкома (с пометкой «срочно»): «…Печально то обстоятельство, что школа во всем соприкасается с монастырем. Монастырь подлинно измущается (так в тексте) над школой и школьным коллективом. Религиозный идиотизм с его своеобразным мировоззрением и явно черносотенное настроение и убеждение монахинь кладет печать на всю жизнь и работу школы. Крестьяне окружных волостей давно желают и просят ликвидировать монастырь и монахинь… Есть полная возможность Оршинской школе-коммуне сейчас же развернуться в школьный городок… Прошу экстренно отозваться на мое заявление о ликвидации монастыря». Исполком отозвался экстренно.
Весной 1919 г. имущество монастыря было национализировано. Согласно протоколу, пять домов, расположенных с северо-восточной стороны ограды, два дома на южной стороне и прочие здания передали в ведение отдела народного просвещения. На территории монастыря организовали школу – «Коммуну 2 ступени» (4 начальных класса).
7 августа 1919 г. последовало постановление Уисполкома «произвести ликвидацию Оршинского монастыря, причем трудовую артель монахинь, как нелегальную, распустить; имущество описать и сдать на хранение школьному коллективу впредь до особого распоряжения». Постановление окончательно вступило в силу 19 октября 1919 г. Комиссия по ликвидации монастыря установила, что часть насельниц, вследствие болезни или преклонного возраста, не может покинуть монастырь. Таких лиц оказалось около 28 человек. Из них предложено было образовать на территории монастыря дом престарелых. Некоторые из сестер, не желая покидать родную обитель, действительно остались работать в «коммуне», а также при монастырском храме, который оставался действующим, как приходской, до 1937 года. Затем он был закрыт и передан колхозу, созданному на бывших монастырских вотчинах, который использовал его как складское помещение.
В 1931 г. священники Никитского храма были арестованы. Вскоре арестовали по доносу и оршинских инокинь. Им было предъявлено обвинение в антисоветской деятельности по статье 58 п. 10 УК (антисоветская деятельность). По приговору тройки ОГПУ от 11 июля 1931 г. они были осуждены на ссылку в Казахстан сроком на 3 года с конфискацией имущества. Реабилитированы 13 сентября 1989 г. В стенах монастыря была устроена школа-интернат, Вознесенский храм до 1937 г. ещё действовал как приходской, а затем был отдан местному колхозу под зернохранилище.
В 1941 г. во время Великой Отечественной войны монастырь занимал штаб советских войск, и поэтому его постоянно обстреливали немцы с противоположной стороны Волги. Каменные здания обители тогда сильно пострадали от снарядов, а деревянные постройки просто-напросто сгорели. Монастырь также оказался в центре сражения бойцов 190 полка с немецко-фашистскими завоевателями. По свидетельству местных жителей, до войны некоторые монастырские строения оставались все еще в хорошем состоянии. Во время войны и по её окончании они были разобраны или перевезены в окрестные деревни. Местные жители разбирали стены на кирпич для строительства разоренных войной домов и печей. Остатки бывшего скотного двора с южной стороны монастырской ограды были использованы в 1941-м для танковой переправы через Оршу.
Школа на территории монастыря просуществовала до 70-х гг. ХХ в. В 1970-е – начале 1980 гг. монастырь привлек внимание архитекторов-реставраторов как памятник древнерусской архитектуры. Была начата реставрация сначала собора, а затем настоятельского корпуса, стен и башен.
В 1992 г. в обители возобновилась монашеская жизнь. Монастырь вновь открыт определением Священного Синода от 21 октября 1992 г. Первую настоятельницу вновь открытого монастыря игумению Иулианию (Ритониеми) с приехавшими с ней двумя сёстрами за монастырскими стенами, восставновленными группой реставраторов в 70-80-е гг., встретили разорённый храм и небольшой корпус ХIХ в., совершенно непригодный для жилья. Других построек в монастыре не сохранилось. В холодное время года, при отсутствии отопления, жить в монастыре было невозможно, и Владыка Тверской Виктор благословил сестёр зимовать в Твери при храме святой великомученицы Екатерины, где вскоре было открыто подворье Вознесенского Оршина монастыря.
В 1996 г. Екатерининское Подворье было преобразовано в Екатерининский женский монастырь, настоятельницей которого стала игумения Иулиания, а в Оршин монастырь настоятельницей была назначена матушка Евпраксия (Инбер Екатерина Израилевна). Летом 1996 г. в Оршин монастырь был торжественно перенесён список чтимой Феодоровской иконы Божией Матери (сам образ ныне находится в Тверской картинной галерее, что в Императорском Путевом дворце). В 1996 г. освящена небольшая деревянная церковь в честь преподобного Савватия Оршинского. В 2004 г. в трапезной части Вознесенского собора, построенной в ХIХ в., в 2003 г. сооружены новые иконостасы в приделах в честь святителей Варсонофия Тверского и Димитрия Ростовского, а также в приделе Феодоровской иконы Божией Матери.
В 2002 г. проведены реставрационные работы в обители, отреставрирована монастырская ограда, построен сестринский корпус с трапезной, обустроен скотный двор; создана пасека, посажен фруктовый сад. Территория Вознесенского Оршина женского монастыря недавно украсилась деревянным храмом во имя прп. Савватия Оршинского. В 1996 г. была построена зимняя деревянная церковь в честь преподобного Савватия Оршинского. Она является точной копией храма XIV в., находящегося в Музее древнерусского деревянного зодчества в Кижах. Церковь маленькая – 8,8 х 3,6 м. В этой церкви, срубленной из необработанных бревен, ощущается строгий аскетический дух ее небесного покровителя – преподобного Савватия Оршинского. Другая часовня выстроена на монастырской пристани, которая находится за пределом монастырских стен.
Часовня в честь свт. Николая Чудотворца, относящаяся к Вознесенскому Оршину монастырю, была построена в 2008 г. на реке Орша как завершение монастырской пристани для встречи ежегодного Волжского крестного хода. Совсем недавно завершились работы по установке мозаичных икон на фасадах Никольской часовни, расположенной на реке Орше за оградой обители. Икона «Спас Нерукотворный» была окончена к Светлому Христову Воскресению и находилась в Вознесенском соборе монастыря до праздника Преполовения. В этот день икону торжественным крестным ходом перенесли в Никольскую часовню. Также на всех иконах были заменены деревянные обрамления на долговечные металлические. Ранее с северной, южной и западной сторон часовни в 2020-22 гг. были установлены мозаичные иконы Покрова Божией Матери, Архангела Михаила и святителя Николая Чудотворца.
14 декабря 2021 г. на территории монастыря митрополит Амвросий совершил закладку деревянного храма в честь Всех святых, в земле Русской просиявших. Храм возведен в память стоявшей когда-то на территории обители Успенской деревянной церкви. Здесь стали совершаться регулярные богослужения во время проведения реставрационных работ в главном монастырском соборе.
18 июня 2023 г., в праздник всех святых, в земле Русской просиявших, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Великое освящение храма и первую Божественную литургию на освященном престоле.
Основным сооружением Оршиной обители и по сей день является величественный соборный храм Вознесения Господня, возвышающийся над тихой красотой окрестностей. Он был освящён в 1567 г. Эта дата была выгравирована на золотом потире, найденном в ХIХ в. в тайнике (который сделан предположительно в нач. ХVII в.) под полом храма. Скорее всего, найденный в 1846 г. тайник (в нём также были три древних антиминса и богослужебные предметы) был сделан в Смутное время в 1606 г., когда в Тверском крае свирепствовали поляки. Вся братия тогда была убита, а храм осквернён. На потире указано, что собор был освящён тверским епископом Варсонофием. Изначально это была пятиглавая церковь, позже её завершение было переделано на одноглавие. Собор был расписан, следы фресок ХVI в. сохранились до нашего времени. В эти годы монастырю покровительствовал царь Иоанн Грозный, по желанию которого и был выстроен каменный собор.
В соборном храме было четыре престола: центральный - Вознесения Господня, два боковых - преподобного Онуфрия Великого и святой великомученицы Екатерины, престол Рождества Иоанна Предтечи "на полатях". Собор сравнительно невелик. Он значительно уступает по размерам большим монастырским соборам XVI века — Смоленскому в Ново-Девичьем монастыре в Москве или Успенскому в Троице-Сергиевой лавре. Но и при сравнительно малых размерах он оказывается столь же строгим, монументальным и значительным. Его пять массивных глав (сейчас осталась только одна — средняя) когда-то высоко поднимались над бревенчатой оградой монастыря.
Массивные стены собора делятся на три части узкими вертикальными выступами-лопатками. И хотя на них опираются завершающие стену полукружия закомар, лопатки выглядят не массивным каркасом стены, а лишь легким наружным членением, придающим фасаду своеобразный порядок — совсем иной, чем в позднейшей ордерной архитектуре. Три части, на которые делится лопатками стена, не равны между собой. И уже поэтому не простенки (прясла) подчинены лопаткам, а, наоборот, лопатки служат лишь обрамлением прясел. Сама стена, точная и ровная кирпичная кладка с аккуратно затертыми швами (первоначально, вероятно, побеленная) — здесь основа художественного впечатления. На ее спокойной глади драгоценными украшениями выступают простые, легкие наличники асимметрично, на разных уровнях разбросанных небольших окон, по контрасту подчеркивающие массивность окружающей кладки. Но самая выразительная деталь фасада — перспективный портал, состоящий из уходящих в глубину, в толщу стены полуколонок, украшенных посредине резными белокаменными «дыньками».
Простая, в сущности, игра скруглений и четких граней придает формам портала почти скульптурную сочность. Характерен пологий, как бы сплюснутый контур арки портала. В древнерусской архитектуре округлые очертания дверей и окон обычно не делались по циркулю. Они обводились живой, упругой линией, как бы преодолевающей сопротивление давящей сверху стены. Это тоже один из способов сделать ощутимой, наглядной работу стены, показать действующие в ней силы. Внутри собор темноват, маленькие окна забиты. Четыре массивных столба несут своды с остатками ремесленной поздней живописи. Остатки первоначальной росписи, сохранившиеся за иконостасом, недавно были отреставрированы.
В середине ХIХ в. в Вознесенском монастыре на Орше продолжилось каменное строительство. Были выстроены монастырские стены с четырьмя шатровыми башнями (начало XIX в.), келейный и настоятельский корпуса (последний - каменный двухэтажный корпус в стенах ограды над воротами) при архиепископе Гаврииле и иеромонахе Иннокентии, как гласит надпись над входом настоятельский корпус (2-я половина XIX в.). В это время к Вознесенскому собору пристраивается трапезная и шатровая колокольня, чуждые архитектуре ХVI в. (они были пристроены к собору в 1854-1862 гг.).
С сайта: Вознесенского Оршина женского монастыря