Одно из дореволюционных изданий, посвященных монастырю, сообщает, что «Топловский Троице-Параскевиевский женский монастырь находится на Крымском полуострове, в южной части Феодосийского уезда, в 70 верстах от губернского города Симферополя, близ греческой деревушки Топлу, от которой и получил свое название» («Топос» по-греч. - место, пункт, страна местность). Деревня Топлу со временем стала называться Топлы. В советское время переименована в Тополевку.
В окрестностях Топлу находились остатки средневековых христианских храмов, некоторые из них сохранились до наших дней. В самом Топлу, возле небольшого пруда, имелись развалины фундамента средневековой греческой церкви, которая по свидетельству местных жителей, носила имя св. преподобномученицы Параскевы. Неподолеку от этих мест, возле деревни Ортолан (ныне с. Земляничное) также были обнаружены руины древней церкви во имя этой же святой. Сам же монастырский источник, носящий имя св. Параскевы, вытекал из-под развалин одноименной церкви, от которой сейчас ничего не осталось, она была уничтожены при благоустройстве источника еще в середине XIX в.
В окрестностях монастыря на высоком холме стоит армянская церковь. Ранее территория, на которой находится эта церковь, принадлежала монастырю. Монахини заботились о храме, в 1907 г. силами монастыря он был отреставрирован. Армянская церковь была построена в честь св. Параскевы в 1702 г. Имелась ещё одна церковь во имя св. преподобномученицы Параскевы - рядом с Судакской крепостью. Этот греческий храм также был заброшен после переселения христиан в Приазовье, а впоследствии немецкие колонисты-лютеране использовали его под кирху.
Такое обилие храмов во имя одной святой не простое совпадение. Оно объяснялось тем, что у местных жителей издавна существовало верование, что именно в этих местах преподобномученица Параскева претерпела свои последние страдания и приняла мученический венец, а целебный источник забил на месте её казни.
В 1783 г. Крым был присоединен к России, что повлекло за собой массовый выход крымских татар в Турцию. Этим событиям предшествовало переселение крымских христиан в Приазовье в 1778 г., когда более половины христианского населения покинула Крым. Вследствие этого большое количество крымских земель пустовало. Государственная же политика того времени предполагала активное заселение этих территорий, и в рамках этой политики в Крым хлынули переселенцы из различных губерний России и переселенцы-колонисты из Западной Европы. Кроме того, множество земель щедро раздаривалось. В частности, в 1787 г. императрица Екатерина II во время путешествия по Крыму пожаловала своему камердинеру, таганрогскому греку Захару Константиновичу Зотову, земли в Судакском округе, в том числе и урочище Топлу. Правитель Таврической области В. В. Каховский докладывал князю Потемкину: “По повелению Его Светлости план дачи для Захара Константиновича препровождаю. Оная лежит близ Кишлау. Местоположение приятное, земля хорошая и все выгоды к хозяйству имеются”.
С тех пор урочищем Топлу с чудотворным источником владели потомки Захара Зотова, а ко времени описываемых событий оно перешло по наследству к Феодоре Алексеевне Зотовой. У Феодоры была родная сестра, Ангелина Алексеевна, вдова титулярного советника, губернского секретаря Юрия Ламбири, умершего в 1860 г. Будучи бездетною и не имея наследников, она решила еще при жизни вложить свои средства в богоугодное дело. Хорошо зная, что за источник находится в их владениях, она приобрела у Феодоры 230 десятин хлебопахотной, сенокосной, садовой и лесной земли, приобрела с определенной целью – Ангелина Ламбири хотела, чтобы здесь открылась обитель во имя св. преподобномученицы Параскевы, где женщины, склонные к иночеству, могли бы найти приют, ведь тогда в Крыму не было ещё ни одного женского монастыря.
29 июня 1862 г. Ангелина Ламбири обратилась к епископу Алексию с просьбой об учреждении при источнике женской обители и сообщила, что приносит в дар приобретенные ею 230 десятин земли. При этом было поставлено условие, что половина доходов с земли пойдет на содержание обители, а вторая половина будет пожизненно выдаваться сестрам Ангелине и Феодоре, которые хотели проживать в монастыре. После смерти сестер земельный участок переходит в единственное и вечное владение монастыря. Легко представить, с какой радостью было встречено это известие. То, что составляло главное препятствие – частная собственность – было устранено, и к тому же самым благочестивым и богоугодным образом.
Пока Святейший Синод рассматривал ходатайство об испрошении Высочайшего соизволения на открытие обители и на принятие дара, высокопреосвященный Алексий начал действовать. 17 сентября 1862 г. был образован строительный комитет, который должен был изыскать средства и приступить к постройке храма при источнике. Комитет состоял из настоятеля Кизилташской киновии игумена Парфения (убитого татарами 22 августа 1866 г.), священника из с. Салы (ныне с. Грушевка) Иоанна Новицкого, кишлавского церковного старосты Иова Узунбеева и кишлавского дьячка Стефана Михо. Игумену Парфению выдали из консистории сборную книжку для пожертвований, а дьячок Михо должны был смотреть за строительным материалом.
Средства для строительства церкви были собраны очень быстро, и уже в мае 1863 г. строительный комитет приступил к сооружению храма, который был построен в невиданно короткие сроки, почти за два месяца, и к 22 июля того же года был полностью закончен. Строительство осуществилось так стремительно благодаря необыкновенной энергии и хозяйственной деятельности кизилташского игумена Парфения. Он создал в короткий срок из убогой киновии процветающую обитель во имя св. Стефана Сурожского, и теперь по благословению владыки Алексия помогал новому монастырю, часто приезжая сюда верхом через горы из Кизилташа. Первая монастырская церковь во имя св. преподобномученицы Параскевы – в какой-то мере памятник игумену Парфению, принявшему мученическую кончину от рук убийц.
Храм вышел небольшим, площадью всего 5 кв. саженей, но этого на тот период было достаточно. Он был окружен крытой галереей, где стояли молящиеся. Пол в храме был деревянный, а в галерее – глиняный, монахини ремонтировали его каждую неделю, гладко заделывая трещины и выбоины. Высокопреосвященный Алексий распорядился, чтобы в церковь были переданы церковная утварь, священнические облачения и колокол весом в 12 пудов, из вещей, собранных странником Андроником, впоследствии иноком Кизилташской киновии. Два других колокола строительный комитет приобрел в Симферополе. Одежда на престол и жертвенники была выдана из архиерейской Крестовой церкви.
В день памяти св. преподобномученицы Параскевы, 26 июля 1863 г., Владыка Алексий при большом стечении народа торжественно освятил вновь сооруженную церковь, и с того дня в ней начались богослужения. Сначала для служения сюда был направлен из Кизилташской киновии престарелый иеромонах Павел, бывший при этом храме до 1868 г., а потом его место занял иеромонах Бахчисарайского Успенского монастыря Прокопий, который долгие годы был духовным наставником насельниц Параскевиевской обители.
Топловский монастырь открылся 25 сентября 1864 г. В этот день, в 9 часов утра, на монастырскую гору поднялся крестный ход из Вознесенской церкви села Кишлав, с иконой преподобного Сергия. Владыка Алексий отслужил при чудотворном источнике молебен, а после молебна в церкви св. преподобномученицы Параскевы совершил Божественную литургию, в конце которой обратился со словом наставления девяти насельницам обители, среди которых была и престарелая болгарка Константина.
Для вновь открытой обители из правил, принятых в Арзамасской, Ардатовской, Дивеевской и Звенигородской женских общин, консистория составила устав, примененный к местным условиям. 25 января 1865 г. владыка Алексий передал его через игумена Парфения подвизающимся в обители. Помимо этого, игумена Парфения назначили попечителем монастыря; он должен был в необходимых случаях помогать сестрам в деле устроения обители и избрать настоятельницу монастыря.
Строительство шло непрерывно. Обитель была любима паломниками, сюда, особенно в летние месяцы стремилось множество богомольцев. Необходимо было строить для них гостиницу. И летом 1889 г. сестры приступили к ее сооружению. Через год двухэтажная гостиница была готова, и 26 июля 1890 г., в день монастырского праздника, приняла богомольцев под свой покров. Вместе с гостиницей была построена для богомольцев кухня с трапезной. В 1891 г. снесли старый аварийный дом, построенный когда-то первой игуменией Валерией, и на его месте построили двухэтажный, архитектурносхожий с гостиницей дом. В 1893-94 г.г. к гостинице пристроили помещения для лошадей и экипажей приезжающих; построили конюшни и сараи для монастыря, возвели часть монастырской стены, которой впоследствии была обнесена вся обитель.
Игумении Параскеве предстояли многие труды, но одним из главных дел стало строительство собора во имя Живоначальной Троицы. Несмотря на то, что церковь св. Параскевы была перестроена и расширена, она все-таки была невелика для растущей обители. Огромно было желание сестер построить новый храм во имя Живоначальной Троицы, так как церковь святой Параскевы была мала, и вновь возведенные монастырские постройки скрывали ее от глаз паломников, но не хватало денег. Монастырский совет решил постепенно готовиться к строительству и испросил разрешение в Управлении Государственных Имуществ заготавливать камень на горе Оби-кир, что в пяти верстах от обители. Матушка игумения решилась начать строительство величественного храма. Владыка Мартиниан благословил это решение и 24 июля 1894 г. с духовенством совершил торжественное освящение места и закладку нового храма.
Проектировал новый храм архитектор Валентин Августович Фельдман. Планировалось построить его в чисто русском стиле XVII в., двухэтажным. В нижнем этаже располагалась бы церковь во имя св. прпмчц. Параскевы, усыпальницы и отопительные паровики. Верхний храм должен был быть трехпрестольным: главный престол во имя Святой Троицы, северный – Архистратига Михаила, южный - Успения Божией Матери. Верхний храм рассчитывался на 700, а нижний на 200 человек. Сметная стоимость собора составляла сто тысяч рублей. Сумма эта для монастыря была огромной , обитель такими средствами не располагала. Преосвященный Мартиниан ходатайствовал о помощи в строительстве перед обер-прокурором Святейшего Синода К. П. Победоносцевым, и тот прислал из Медынцевского благотворительного капитала 3000 руб., граф Н. Ф. Гейден в память о рождении дочери Марии пожертвовал 9000 руб. Помещик Таврической губернии П. В. Попов принёс в дар еще 5000 руб. Благодаря этим трем крупным вкладам можно было вести строительство и пригласить опытных строителей. По заключенному с подрядчиком условию сооружение собора должно вестись в течение 10 лет, и закончить его не позже 1905 года. Строительство собора не было закончено по причине войны, революции, закрытия монастыря.
На рубеже веков строительство шло полным ходом. В 1897 г. была начата постройка больницы на 12 коек с домовой церковью во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», богадельни для престарелых и нескольких келий. 12 октября 1899 г. состоялось освящение церкви и больницы, которое совершил епископ Таврический Николай в сослужении благочинного крымских монастырей архимандрита Исидора и монастырского духовенства. Церковь соединялась с больницей коридором. Ее иконостас прекрасно расписали сестры монастыря. Все эти постройки были возведены, когда монастырем управляла игумения Параскева.
Топловская обитель практически не имела своих капиталов, жила своим трудом, а начатые постройки надо было продолжать. В надежде на значительный доход на монастырских землях на 25 десятинах был заложен фруктовый сад. Благодаря тщательному уходу и хорошо продуманной оросительной системе, монастырский сад стал едва ли не лучшим в Крыму; он давал великолепные сорта яблок, высококачественный урожай экспортировался и приносил значительный доход. Это позволяло вести строительство и расширялось хозяйство. В саду была устроена пасека, для его увеличения постоянно расчищались от лесной поросли новые территории.
При матушке Параскеве Топловский монастырь пережил свой наибольший расцвет. Обитель выглядела как райский сад: здесь цвели 200 сортов роз и 150 сортов сирени, был насажен парк с редкими растениями. Имелась прекрасная библиотека, живописная и золотошвейная мастерские. Образцовое хозяйство включало 35 гектарфруктового сада, пасеку, огород, пруд с рыбой, две мельницы. Яблоки из Топловского монастыря вывозили на международные выставки в Париж, и там они занимали призовые места. Работали свои мастерские: сапожная, столярная, слесарная, швейная… В монастыре были своя гостиница, кухня с трапезной, административный корпус, конюшни и сараи, скотный двор.
Тяжелые годы войн и революций почти не отразились на образе жизни монастыря. Став духовным центром, он объединил всех христиан, которые приходили в обитель за поддержкой и утешением, вместе с сестрами просили в молитве победы над врагом, мира и спокойствия своей стране. В годы Первой мировой войны монастырь оказал материальную помощь армии, отсылал на фронт лекарства, бинты. Перемены в жизни монастыря начались с установлением в Крыму Советской власти. 23 марта 1921 г. в Топловский монастырь прибыла комиссия, которая составила опись всего церковного имущества. Монастырские земли, постройки, инвентарь и рабочая сила перешли в ведение Топловского совхоза, а мебель - санаторно-курортного управления. Монахини и послушницы образовали трудовую общину, которую назвали «Женский труд», и обратились в комиссию по отделению церкви от государства при Феодосийском Ревкоме с просьбой передать им в бесплатное пользование имущество церквей, находящихся на территории общины. Властям было невыгодно просто закрыть монастырь, они предпочли сохранить образцовое хозяйство, оставив монахинь в качестве работниц.
В голодный 1922 г. из Топловской обители были изъяты 15 предметов из золота и серебра. Но уже с 1923 г. отношение государства к церкви изменилось, монастыри и церкви закрывались по всей стране. 5 октября 1923 г. на заседании Президиума КрымЦИК было принято решение о ликвидации сразу трех монастырей: Космо-Дамиановского, Кизилташского и Топловского. Спас Топловский монастырь, как ни странно, фруктовый сад — гордость обители. Техник-инструктор Государственного земельного имущества Крыма В. Н. Лукьянчиков сделал доклад о хозяйственной деятельности монастыря, в котором отметил, что «в смысле обработки бывший сад монастыря может смело занять одно из первых мест среди садов Крыма. Община, арендовавшая сад, не считаясь с особенностями плодоношения, производит полную ежегодную обработку всему саду, чего не достигает большинство арендаторов других садов, производя некоторую обработку только той части, которая обещает быть с урожаем. Благодаря ежегодной и полной обработке молодые насаждения быстро и правильно развиваются, плодоносящие деревья имеют здоровый вид и могучую крону». В докладе было отмечено, что в идеальном порядке содержатся также постройки, инвентарь и все прочее имущество. Это сыграло положительную роль; решение о закрытии монастыря отменили, имущество и земли передали трудовой артели. В 1924 г. закрыли монастырские храмы, что вызвало недовольство не только монахинь, но и жителей окрестных деревень. Бывший армянский храм передали музею.
7 сентября 1928 г. состоялось заседание Центрального исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских, красноармейских и военморских депутатов Крымской АССР, где постановили: сельхозартель «Женский труд» как лжеоперативную организацию ликвидировать. Это был конец, монастырь был закрыт окончательно. Монахинь разогнали, особо недовольных отправили в Симферополь. Через три месяца после закрытия монастыря скончалась игуменья Параскева (1849-1928). На территории сельхозартели в 1929 г. создали совхоз с символическим названием «Безбожник». Работники этого совхоза в короткий срок развалили отличное монастырское хозяйство, которое десятилетиями создавали нелегким трудом монахини Параскевиевского монастыря.
В 1933 г. на территории монастыря организовали экспериментальную базу Крымской плодово-ягодной опытной станции. От монастыря остались лишь постройки, старые склепы и надгробия, тенистый парк, фонтан. Да еще долго в народе ходили слухи о спрятанных монахинями сокровищах, некоторые даже искали их, но не нашли. В годы Великой Отечественной войны в зданиях станции устроили штаб гитлеровцы. В 1942 г. его разгромили партизаны, уничтожив средства связи и важные документы. А 13 апреля 1944 г. в бою за освобождение села Учебное погибли четверо бойцов, они похоронены на кладбище, где им поставили памятник.
После войны в Учебном организовали сельскохозяйственную школу, в которой готовили садоводов и виноградарей. Впоследствии в этом живописном месте с чистым лесным воздухом открыли пионерский лагерь «Тополек».
Возрождение Топловского женского монастыря началось в 1992 г., когда собрание верующих сел Учебное и Тополевка решило создать православную общину храма «Всех скорбящих Радость». Они обратились в Совет министров Крыма и к председателю Белогорского Совета народных депутатов с просьбой вернуть храм, в котором в то время находился спортзал и бильярдная.
Первую Божественную литургию 8 августа 1992 г. совершил архимандрит Филипп (Стецюренко), преподаватель Одесской семинарии, ему помогали протоиерей Алексей Емельяненко, благочинный Белогорского округа, настоятель Никольского храма в городе Белогорске и священник Владимир Карпец, настоятель Успенского храма в городе Старый Крым. В храм не пустили, поэтому служба была в сквере, под открытым небом. После литургии провели молебен с водосвятием. Этот день совпал с 130-летием со дня закладки первого монастырского храма.
8 июня 1993 г. Совет по делам религий при Кабинете министров Украины зарегистрировал устав Топловского Свято-Параскевиевского женского монастыря, его настоятельницей стала монахиня Алевтина (Латай), возведенная в сан игумении. Это на ее плечи легли тяжелые заботы о восстановлении обители. Она управляла монастырем до 1996 г., а затем отправилась на покой в Покровский монастырь в Киеве. Ее сменила старшая сестра монахиня Рафаила (Краснова). А в 1998 г. в истории монастыря в четвертый раз появилось имя Параскевы. Игумения Параскева (Нина Михайловна Тищенко) в Топловский монастырь приехала впервые в храмовый праздник, ступила на плиты перед храмом и вдруг поняла, что это её дом. Сначала осталась послушницей, выполняла любую работу, а в 1997 г. приняла постриг в Топловском монастыре. В 1998 г. её возвели в сан игумении. Владыка Лазарь отслужил Божественную литургию прямо под сенью высоких деревьев.
В монастыре за годы возрождения восстановлены храмы, открыты купели, отремонтированы трапезная, просфорная, гостиница. Идут другие ремонтные и строительные работы. В настоящее время монастырю передан принадлежавший ему ранее пруд, в котором матушки начали разведение рыбы. Мечтают монахини возродить мельницу, знаменитые на весь Крым в своё время сады, водопровод из горных источников. Но самое главное, в монастыре идет восстановление Свято-Троицкого собора, недостроенного и взорваного в 30-е годы ХХ в. Также расширена и заасфальтирована дорога, ведущая в монастырь.
http://www.toplovskyi.ru