Храмы монастыря:
Собор Троицы Живоначальной
Церковь Параскевы Римской
Церковь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость"
Часовня Георгия Победоносца
Надкладезная часовня Параскевы Топловской
Корсунский скит на Сапун-горе
Первые подвижницы Топловского женского монастыря (женский монастырь во имя св. вмц. Параскевы Пятницы) рассказывали, что в пятидесятых годах XIX столетия вся окрестность была занята непроходимыми лесами. В то время около источника св. Параскевы жила в землянке болгарская девушка Константина из Кишлава, пришедшая сюда из Кизильташа, где прожила 7 лет в пещере, тщетно отыскиваемая своей матерью. Она и основала в 1858 году киновию при источнике св. Параскевы. В 1864 году по ходатайству Таврического епископа Алексия киновия была преобразована в общежительный монастырь. 25 сентября того же года был освящен единственный монастырский храм св. Параскевы. Монастырь имел в Феодосии пожертвованное гр. Гейденом подворье, именовавшееся "Казанским".
Монастырь вновь открыт в 1991 г.
http://www.ortho-rus.ru
Топловский Параскевиевский монастырь, общежительный, в 40 верстах от города Феодосии, в 2 верстах от деревни Топлу. Основан в 1858 году под именем киновии, которая в 1864 году возведена в монастырь. Здесь находится древняя Казанская икона Божией Матери, старообрядческого письма, пожертвованная монастырю в 1890 году гр. Гейденом, в память 17 октября 1888 года. К этому дню ежегодно приносится в город Феодосию и там остается до 22 октября. При монастыре источник святой Параскевы, почитаемый целебным. Монастырь имеет в городе Феодосии пожертвованное ему тем же гр. Гейденом подворье, именуемое «Казанским». В 6 верстах от монастыря находится древняя греческая церковь (теперь часовня) святого пророка Ильи, куда ежегодно 20 июля стекается громадное количество богомольцев.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Источники монастыря: источник св. Параскевы Пятницы, источник Св. Георгия Победоносца, источник Трех Святителей.
Источник св. Параскевы Пятницы
Монастырь расположен у источника, носящего имя Святой Параскевы Римской. По местным преданиям, именно здесь произошла её мученическая кончина, после чего на месте казни забил источник, имеющий лечебные свойства. В этом районе Крыма задолго до устройства монастыря было распространено почитание Св. Параскевы. Развалины греческих церквей Св. Параскевы имелись непосредственно у источника, в селе Топлу, в селе Орталан (сейчас Земляничное), армянская церковь Св. Параскевы построенная в 1702 и заброшенная в 1778 г. Считается, что вода из источника св. Параскевы излечивает болезни глаз и головы. Также святой Параскеве молятся женщины, желающие иметь детей. Святой источник отделан местным гранитом, и около него устроена часовенка. В этом источнике была обретена икона святой Параскевы греческого письма. На иконе святая изображена стоящей в полный рост, с чашей в руках, а в чаше – исцеленные глаза. По преданию, эта икона спасла город Мариуполь от холеры. Местонахождение этой иконы в настоящее время не известно. Рядом – закрытая купальня, в которую с гор впадают еще два целебных источника Св. Георгия Победоносца и Трех Святителей. Огромный беломраморный Ангел из кувшина льет воду в купальню.
Источник святого Георгия Победоносца
Источник святого Георгия Победоносца находится в лесу, в двух километрах от монастыря. По преданию, на этом месте трижды было явление всадника на коне, в котором монахини узнали св. Георгия Победоносца. Возле источника находится открытая (без навеса) купель. Замечено, что вода из этого источника чаще всего помогает при болезнях суставов и опорно-двигательного аппарата. Рядом с источником построена часовня св. Георгия и маленькая колокольня. Позвонить в колокола может любой желающий – после окунания в святой купели. Источники Св. Георгия Победоносца и Трех Святителей помогают при болезнях суставов и при нервных болезнях.
Источник Трёх Святителей (св. Василия Великого, св. Григория Богослова, св. Иоанна Златоуста)
Источник Трёх Святителей находится в горах выше от монастыря. От источника св. Георгия до источника Трех Святителей – 45 минут ходьбы. Вода источника стекает со скалы в небольшое озеро, в котором окунаются паломники. Считается, что вода из источника Трёх Святителей помогает при болезнях нервной системы. Для тех, кто или по болезни, или по нехватке времени не может подняться к источнику Трех Святителей, вода проведена на территорию монастыря – в нижнюю купель и в колонку с красной крышей, расположенную рядом с церковью святой Параскевы.
Информация с сайта http://www.on-line.crimea.ua/guide/belogorsk_cherch4_12.html
Одно из дореволюционных изданий, посвященных монастырю, сообщает, что «Топловский Троице-Параскевиевский женский монастырь находится на Крымском полуострове, в южной части Феодосийского уезда, в 70 верстах от губернского города Симферополя, близ греческой деревушки Топлу, от которой и получил свое название» («Топос» по-греч. - место, пункт, страна местность). Деревня Топлу со временем стала называться Топлы. В советское время переименована в Тополевку.
В окрестностях Топлу находились остатки средневековых христианских храмов, некоторые из них сохранились до наших дней. В самом Топлу, возле небольшого пруда, имелись развалины фундамента средневековой греческой церкви, которая по свидетельству местных жителей, носила имя св. преподобномученицы Параскевы. Неподолеку от этих мест, возле деревни Ортолан (ныне с. Земляничное) также были обнаружены руины древней церкви во имя этой же святой. Сам же монастырский источник, носящий имя св. Параскевы, вытекал из-под развалин одноименной церкви, от которой сейчас ничего не осталось, она была уничтожены при благоустройстве источника еще в середине XIX в.
В окрестностях монастыря на высоком холме стоит армянская церковь. Ранее территория, на которой находится эта церковь, принадлежала монастырю. Монахини заботились о храме, в 1907 г. силами монастыря он был отреставрирован. Армянская церковь была построена в честь св. Параскевы в 1702 г. Имелась ещё одна церковь во имя св. преподобномученицы Параскевы - рядом с Судакской крепостью. Этот греческий храм также был заброшен после переселения христиан в Приазовье, а впоследствии немецкие колонисты-лютеране использовали его под кирху.
Такое обилие храмов во имя одной святой не простое совпадение. Оно объяснялось тем, что у местных жителей издавна существовало верование, что именно в этих местах преподобномученица Параскева претерпела свои последние страдания и приняла мученический венец, а целебный источник забил на месте её казни.
В 1783 г. Крым был присоединен к России, что повлекло за собой массовый выход крымских татар в Турцию. Этим событиям предшествовало переселение крымских христиан в Приазовье в 1778 г., когда более половины христианского населения покинула Крым. Вследствие этого большое количество крымских земель пустовало. Государственная же политика того времени предполагала активное заселение этих территорий, и в рамках этой политики в Крым хлынули переселенцы из различных губерний России и переселенцы-колонисты из Западной Европы. Кроме того, множество земель щедро раздаривалось. В частности, в 1787 г. императрица Екатерина II во время путешествия по Крыму пожаловала своему камердинеру, таганрогскому греку Захару Константиновичу Зотову, земли в Судакском округе, в том числе и урочище Топлу. Правитель Таврической области В. В. Каховский докладывал князю Потемкину: “По повелению Его Светлости план дачи для Захара Константиновича препровождаю. Оная лежит близ Кишлау. Местоположение приятное, земля хорошая и все выгоды к хозяйству имеются”.
С тех пор урочищем Топлу с чудотворным источником владели потомки Захара Зотова, а ко времени описываемых событий оно перешло по наследству к Феодоре Алексеевне Зотовой. У Феодоры была родная сестра, Ангелина Алексеевна, вдова титулярного советника, губернского секретаря Юрия Ламбири, умершего в 1860 г. Будучи бездетною и не имея наследников, она решила еще при жизни вложить свои средства в богоугодное дело. Хорошо зная, что за источник находится в их владениях, она приобрела у Феодоры 230 десятин хлебопахотной, сенокосной, садовой и лесной земли, приобрела с определенной целью – Ангелина Ламбири хотела, чтобы здесь открылась обитель во имя св. преподобномученицы Параскевы, где женщины, склонные к иночеству, могли бы найти приют, ведь тогда в Крыму не было ещё ни одного женского монастыря.
29 июня 1862 г. Ангелина Ламбири обратилась к епископу Алексию с просьбой об учреждении при источнике женской обители и сообщила, что приносит в дар приобретенные ею 230 десятин земли. При этом было поставлено условие, что половина доходов с земли пойдет на содержание обители, а вторая половина будет пожизненно выдаваться сестрам Ангелине и Феодоре, которые хотели проживать в монастыре. После смерти сестер земельный участок переходит в единственное и вечное владение монастыря. Легко представить, с какой радостью было встречено это известие. То, что составляло главное препятствие – частная собственность – было устранено, и к тому же самым благочестивым и богоугодным образом.
Пока Святейший Синод рассматривал ходатайство об испрошении Высочайшего соизволения на открытие обители и на принятие дара, высокопреосвященный Алексий начал действовать. 17 сентября 1862 г. был образован строительный комитет, который должен был изыскать средства и приступить к постройке храма при источнике. Комитет состоял из настоятеля Кизилташской киновии игумена Парфения (убитого татарами 22 августа 1866 г.), священника из с. Салы (ныне с. Грушевка) Иоанна Новицкого, кишлавского церковного старосты Иова Узунбеева и кишлавского дьячка Стефана Михо. Игумену Парфению выдали из консистории сборную книжку для пожертвований, а дьячок Михо должны был смотреть за строительным материалом.
Средства для строительства церкви были собраны очень быстро, и уже в мае 1863 г. строительный комитет приступил к сооружению храма, который был построен в невиданно короткие сроки, почти за два месяца, и к 22 июля того же года был полностью закончен. Строительство осуществилось так стремительно благодаря необыкновенной энергии и хозяйственной деятельности кизилташского игумена Парфения. Он создал в короткий срок из убогой киновии процветающую обитель во имя св. Стефана Сурожского, и теперь по благословению владыки Алексия помогал новому монастырю, часто приезжая сюда верхом через горы из Кизилташа. Первая монастырская церковь во имя св. преподобномученицы Параскевы – в какой-то мере памятник игумену Парфению, принявшему мученическую кончину от рук убийц.
Храм вышел небольшим, площадью всего 5 кв. саженей, но этого на тот период было достаточно. Он был окружен крытой галереей, где стояли молящиеся. Пол в храме был деревянный, а в галерее – глиняный, монахини ремонтировали его каждую неделю, гладко заделывая трещины и выбоины. Высокопреосвященный Алексий распорядился, чтобы в церковь были переданы церковная утварь, священнические облачения и колокол весом в 12 пудов, из вещей, собранных странником Андроником, впоследствии иноком Кизилташской киновии. Два других колокола строительный комитет приобрел в Симферополе. Одежда на престол и жертвенники была выдана из архиерейской Крестовой церкви.
В день памяти св. преподобномученицы Параскевы, 26 июля 1863 г., Владыка Алексий при большом стечении народа торжественно освятил вновь сооруженную церковь, и с того дня в ней начались богослужения. Сначала для служения сюда был направлен из Кизилташской киновии престарелый иеромонах Павел, бывший при этом храме до 1868 г., а потом его место занял иеромонах Бахчисарайского Успенского монастыря Прокопий, который долгие годы был духовным наставником насельниц Параскевиевской обители.
Топловский монастырь открылся 25 сентября 1864 г. В этот день, в 9 часов утра, на монастырскую гору поднялся крестный ход из Вознесенской церкви села Кишлав, с иконой преподобного Сергия. Владыка Алексий отслужил при чудотворном источнике молебен, а после молебна в церкви св. преподобномученицы Параскевы совершил Божественную литургию, в конце которой обратился со словом наставления девяти насельницам обители, среди которых была и престарелая болгарка Константина.
Для вновь открытой обители из правил, принятых в Арзамасской, Ардатовской, Дивеевской и Звенигородской женских общин, консистория составила устав, примененный к местным условиям. 25 января 1865 г. владыка Алексий передал его через игумена Парфения подвизающимся в обители. Помимо этого, игумена Парфения назначили попечителем монастыря; он должен был в необходимых случаях помогать сестрам в деле устроения обители и избрать настоятельницу монастыря.
Строительство шло непрерывно. Обитель была любима паломниками, сюда, особенно в летние месяцы стремилось множество богомольцев. Необходимо было строить для них гостиницу. И летом 1889 г. сестры приступили к ее сооружению. Через год двухэтажная гостиница была готова, и 26 июля 1890 г., в день монастырского праздника, приняла богомольцев под свой покров. Вместе с гостиницей была построена для богомольцев кухня с трапезной. В 1891 г. снесли старый аварийный дом, построенный когда-то первой игуменией Валерией, и на его месте построили двухэтажный, архитектурносхожий с гостиницей дом. В 1893-94 г.г. к гостинице пристроили помещения для лошадей и экипажей приезжающих; построили конюшни и сараи для монастыря, возвели часть монастырской стены, которой впоследствии была обнесена вся обитель.
Игумении Параскеве предстояли многие труды, но одним из главных дел стало строительство собора во имя Живоначальной Троицы. Несмотря на то, что церковь св. Параскевы была перестроена и расширена, она все-таки была невелика для растущей обители. Огромно было желание сестер построить новый храм во имя Живоначальной Троицы, так как церковь святой Параскевы была мала, и вновь возведенные монастырские постройки скрывали ее от глаз паломников, но не хватало денег. Монастырский совет решил постепенно готовиться к строительству и испросил разрешение в Управлении Государственных Имуществ заготавливать камень на горе Оби-кир, что в пяти верстах от обители. Матушка игумения решилась начать строительство величественного храма. Владыка Мартиниан благословил это решение и 24 июля 1894 г. с духовенством совершил торжественное освящение места и закладку нового храма.
Проектировал новый храм архитектор Валентин Августович Фельдман. Планировалось построить его в чисто русском стиле XVII в., двухэтажным. В нижнем этаже располагалась бы церковь во имя св. прпмчц. Параскевы, усыпальницы и отопительные паровики. Верхний храм должен был быть трехпрестольным: главный престол во имя Святой Троицы, северный – Архистратига Михаила, южный - Успения Божией Матери. Верхний храм рассчитывался на 700, а нижний на 200 человек. Сметная стоимость собора составляла сто тысяч рублей. Сумма эта для монастыря была огромной , обитель такими средствами не располагала. Преосвященный Мартиниан ходатайствовал о помощи в строительстве перед обер-прокурором Святейшего Синода К. П. Победоносцевым, и тот прислал из Медынцевского благотворительного капитала 3000 руб., граф Н. Ф. Гейден в память о рождении дочери Марии пожертвовал 9000 руб. Помещик Таврической губернии П. В. Попов принёс в дар еще 5000 руб. Благодаря этим трем крупным вкладам можно было вести строительство и пригласить опытных строителей. По заключенному с подрядчиком условию сооружение собора должно вестись в течение 10 лет, и закончить его не позже 1905 года. Строительство собора не было закончено по причине войны, революции, закрытия монастыря.
На рубеже веков строительство шло полным ходом. В 1897 г. была начата постройка больницы на 12 коек с домовой церковью во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», богадельни для престарелых и нескольких келий. 12 октября 1899 г. состоялось освящение церкви и больницы, которое совершил епископ Таврический Николай в сослужении благочинного крымских монастырей архимандрита Исидора и монастырского духовенства. Церковь соединялась с больницей коридором. Ее иконостас прекрасно расписали сестры монастыря. Все эти постройки были возведены, когда монастырем управляла игумения Параскева.
Топловская обитель практически не имела своих капиталов, жила своим трудом, а начатые постройки надо было продолжать. В надежде на значительный доход на монастырских землях на 25 десятинах был заложен фруктовый сад. Благодаря тщательному уходу и хорошо продуманной оросительной системе, монастырский сад стал едва ли не лучшим в Крыму; он давал великолепные сорта яблок, высококачественный урожай экспортировался и приносил значительный доход. Это позволяло вести строительство и расширялось хозяйство. В саду была устроена пасека, для его увеличения постоянно расчищались от лесной поросли новые территории.
При матушке Параскеве Топловский монастырь пережил свой наибольший расцвет. Обитель выглядела как райский сад: здесь цвели 200 сортов роз и 150 сортов сирени, был насажен парк с редкими растениями. Имелась прекрасная библиотека, живописная и золотошвейная мастерские. Образцовое хозяйство включало 35 гектарфруктового сада, пасеку, огород, пруд с рыбой, две мельницы. Яблоки из Топловского монастыря вывозили на международные выставки в Париж, и там они занимали призовые места. Работали свои мастерские: сапожная, столярная, слесарная, швейная… В монастыре были своя гостиница, кухня с трапезной, административный корпус, конюшни и сараи, скотный двор.
Тяжелые годы войн и революций почти не отразились на образе жизни монастыря. Став духовным центром, он объединил всех христиан, которые приходили в обитель за поддержкой и утешением, вместе с сестрами просили в молитве победы над врагом, мира и спокойствия своей стране. В годы Первой мировой войны монастырь оказал материальную помощь армии, отсылал на фронт лекарства, бинты. Перемены в жизни монастыря начались с установлением в Крыму Советской власти. 23 марта 1921 г. в Топловский монастырь прибыла комиссия, которая составила опись всего церковного имущества. Монастырские земли, постройки, инвентарь и рабочая сила перешли в ведение Топловского совхоза, а мебель - санаторно-курортного управления. Монахини и послушницы образовали трудовую общину, которую назвали «Женский труд», и обратились в комиссию по отделению церкви от государства при Феодосийском Ревкоме с просьбой передать им в бесплатное пользование имущество церквей, находящихся на территории общины. Властям было невыгодно просто закрыть монастырь, они предпочли сохранить образцовое хозяйство, оставив монахинь в качестве работниц.
В голодный 1922 г. из Топловской обители были изъяты 15 предметов из золота и серебра. Но уже с 1923 г. отношение государства к церкви изменилось, монастыри и церкви закрывались по всей стране. 5 октября 1923 г. на заседании Президиума КрымЦИК было принято решение о ликвидации сразу трех монастырей: Космо-Дамиановского, Кизилташского и Топловского. Спас Топловский монастырь, как ни странно, фруктовый сад — гордость обители. Техник-инструктор Государственного земельного имущества Крыма В. Н. Лукьянчиков сделал доклад о хозяйственной деятельности монастыря, в котором отметил, что «в смысле обработки бывший сад монастыря может смело занять одно из первых мест среди садов Крыма. Община, арендовавшая сад, не считаясь с особенностями плодоношения, производит полную ежегодную обработку всему саду, чего не достигает большинство арендаторов других садов, производя некоторую обработку только той части, которая обещает быть с урожаем. Благодаря ежегодной и полной обработке молодые насаждения быстро и правильно развиваются, плодоносящие деревья имеют здоровый вид и могучую крону». В докладе было отмечено, что в идеальном порядке содержатся также постройки, инвентарь и все прочее имущество. Это сыграло положительную роль; решение о закрытии монастыря отменили, имущество и земли передали трудовой артели. В 1924 г. закрыли монастырские храмы, что вызвало недовольство не только монахинь, но и жителей окрестных деревень. Бывший армянский храм передали музею.
7 сентября 1928 г. состоялось заседание Центрального исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских, красноармейских и военморских депутатов Крымской АССР, где постановили: сельхозартель «Женский труд» как лжеоперативную организацию ликвидировать. Это был конец, монастырь был закрыт окончательно. Монахинь разогнали, особо недовольных отправили в Симферополь. Через три месяца после закрытия монастыря скончалась игуменья Параскева (1849-1928). На территории сельхозартели в 1929 г. создали совхоз с символическим названием «Безбожник». Работники этого совхоза в короткий срок развалили отличное монастырское хозяйство, которое десятилетиями создавали нелегким трудом монахини Параскевиевского монастыря.
В 1933 г. на территории монастыря организовали экспериментальную базу Крымской плодово-ягодной опытной станции. От монастыря остались лишь постройки, старые склепы и надгробия, тенистый парк, фонтан. Да еще долго в народе ходили слухи о спрятанных монахинями сокровищах, некоторые даже искали их, но не нашли. В годы Великой Отечественной войны в зданиях станции устроили штаб гитлеровцы. В 1942 г. его разгромили партизаны, уничтожив средства связи и важные документы. А 13 апреля 1944 г. в бою за освобождение села Учебное погибли четверо бойцов, они похоронены на кладбище, где им поставили памятник.
После войны в Учебном организовали сельскохозяйственную школу, в которой готовили садоводов и виноградарей. Впоследствии в этом живописном месте с чистым лесным воздухом открыли пионерский лагерь «Тополек».
Возрождение Топловского женского монастыря началось в 1992 г., когда собрание верующих сел Учебное и Тополевка решило создать православную общину храма «Всех скорбящих Радость». Они обратились в Совет министров Крыма и к председателю Белогорского Совета народных депутатов с просьбой вернуть храм, в котором в то время находился спортзал и бильярдная.
Первую Божественную литургию 8 августа 1992 г. совершил архимандрит Филипп (Стецюренко), преподаватель Одесской семинарии, ему помогали протоиерей Алексей Емельяненко, благочинный Белогорского округа, настоятель Никольского храма в городе Белогорске и священник Владимир Карпец, настоятель Успенского храма в городе Старый Крым. В храм не пустили, поэтому служба была в сквере, под открытым небом. После литургии провели молебен с водосвятием. Этот день совпал с 130-летием со дня закладки первого монастырского храма.
8 июня 1993 г. Совет по делам религий при Кабинете министров Украины зарегистрировал устав Топловского Свято-Параскевиевского женского монастыря, его настоятельницей стала монахиня Алевтина (Латай), возведенная в сан игумении. Это на ее плечи легли тяжелые заботы о восстановлении обители. Она управляла монастырем до 1996 г., а затем отправилась на покой в Покровский монастырь в Киеве. Ее сменила старшая сестра монахиня Рафаила (Краснова). А в 1998 г. в истории монастыря в четвертый раз появилось имя Параскевы. Игумения Параскева (Нина Михайловна Тищенко) в Топловский монастырь приехала впервые в храмовый праздник, ступила на плиты перед храмом и вдруг поняла, что это её дом. Сначала осталась послушницей, выполняла любую работу, а в 1997 г. приняла постриг в Топловском монастыре. В 1998 г. её возвели в сан игумении. Владыка Лазарь отслужил Божественную литургию прямо под сенью высоких деревьев.
В монастыре за годы возрождения восстановлены храмы, открыты купели, отремонтированы трапезная, просфорная, гостиница. Идут другие ремонтные и строительные работы. В настоящее время монастырю передан принадлежавший ему ранее пруд, в котором матушки начали разведение рыбы. Мечтают монахини возродить мельницу, знаменитые на весь Крым в своё время сады, водопровод из горных источников. Но самое главное, в монастыре идет восстановление Свято-Троицкого собора, недостроенного и взорваного в 30-е годы ХХ в. Также расширена и заасфальтирована дорога, ведущая в монастырь.
http://www.toplovskyi.ru
«…Топловский женский монастырь был основан в 1864 году на склоне горы Каратау у небольшой греческой деревушки Топлу рядом с целебным источником Чокрак-Савлык-Су (в переводе с татарского «источник живой, здоровой воды»). Местные жители верили, что здесь претерпела свои последние мучения святая мученица Параскева.
Некогда у источника поселилась болгарская девушка Константина. Она ходила по деревням, собирала деньги, на которые построили небольшую часовню. В Топловской обители хранились священные реликвии: частица креста Господня, частицы мощей святой Параскевы, икона Казанской Божией Матери. Упорным трудом монахини создали крепкое хозяйство, особенно гордились они фруктовым садом. В монастыре построили церковь Преподобномученицы Параскевы и храм во имя иконы Всех Скорбящих Радостей. В 1928 году монастырь закрыли. Здесь организовали экспериментальную базу Крымской плодово-ягодной опытной станции, а после войны открыли детский лагерь «Тополёк».
Сегодня возрожденная обитель с радостью принимает паломников…»
Источник: Добро пожаловать в Крым: Путеводитель / авт.-сост. Е.А.Кубов, Симферополь: «Терра-АйТи», 2017, стр. 249
Топловский женский монастырь св. Параскевы находится в 40 верстах от Феодосии, в 70 от Симферополя и в 3-х верстах от большой дороги, ведущей от станции Бурундук, через болгарское селение Кишлав, в Судак, от которого до монастыря считается также около 30 верст. Местность, окружающая монастырь, восхитительна; горы, покрытые густой растительностью, ревниво сторожат этот прелестный уголок Крыма и скрывают в зеленой чаще лесов его миниатюрную церковь, беленькие кельи сестер и прочие монастырские постройки.
Подъем к монастырю очень крут, дорога вьется густым лесом и только, выбравшись на верхнюю расчищенную площадку, пред удивленным взором внезапно вырастает низенькая белая ограда с куполом маленькой церкви и позолоченным крестом с одной стороны и легкая садовая решетка с другой; за ней виднеются цветник, изобилующий розами и белыми лилиями и большой бассейн из местного мрамора: светлая студеная вода мерным, таинственным журчаньем ниспадает в бассейн несколькими струями, осененная таким же мраморным крестом и льет кругом удивительную прохладу. Вообще Топловская обитель изобилует водой; кроме источника св. Параскевы, находящегося вблизи за оградой, в окружающих горах встречаются повсюду ключи и источники, которые теперь почти все разработаны, обделаны и содержатся в должном порядке и чистоте. Этот избыток воды весьма полезен не только для орошения огородов и полей, обрабатываемых сестрами, но и благотворно действует на гигиенические условия этой довольно жаркой местности, увлажняя почву и умеряя жар знойных летних дней.
Благодаря чистоте, соблюдаемой не только в самом монастыре, но и около него, воздух необычайно свеж и ароматичен, и стоит только приглядеться к гостинице со всеми ее удобствами, к трапезной и прочим строениям, к дорожкам, устланным большими плоскими камнями и окаймленным цветами, чтобы убедиться что в монастыре царствует редкий порядок и благоустройство. Он управляется теперь так называемым, «духовным советом», состоящим из трех лиц: старшей летами из постриженных монахинь, матери казначеи и матери благочинной. Благодаря их распоряжениям и замечательному трудолюбию призреваемых обителью сестер, число которых возросло в настоящее время до 70-ти, оне пользуются теперь хорошей пищей и некоторыми удобствами жизни, которых были лишены при основании монастыря. По рассказам некоторых сестер, положивших начало обители в пятидесятых годах, здесь были непроходимые леса и около источника св. Параскевы жила в землянке болгарская девушка из Кишлава, пришедшая сюда из Кизильташа, где прожила семь лет в пещере, тщетно отыскиваемая своей матерью, от которой ушла, как говорила, повинуясь гласу, звавшему ее но имени в то время как она месила хлебы.
Константина, так звали болгарскую девушку, долго жила здесь одна, покрытая рубищем, питаясь скудным подаянием своих соседей болгар: она горячо молилась, чтоб здесь основалась женская обитель и церковь во имя св. преподобномученицы Параскевы. Сначала на источнике, почитаемом издавна местными греками и даже татарами целебным, была устроена часовня, где служились молебны преподобномученице и где стекающиеся понемногу из разных мест сестры имели приют и читали по усопшим псалтырь, за что получали вознаграждение хлебом, фасолью и другими предметами необходимыми для существования. Константина продолжала молиться и уверять, что здесь будет церковь и когда ей говорили, что для этого нужны деньги, она отвечала, что деньги у нее есть. Где же они, — спрашивали ее. На людях, — отвечала она и последние годы неустанно ходила, по сборам, собирая добровольные лепты на устройство храма и при нем женской обители.
Наконец Господь услышал ее молитву. В 1864 году, по ходатайству Таврического Епископа Алексия, было положено начало Топловскому женскому общежительному монастырю, и 25 Сентября того же года освящена церковь во имя св. преподобномученицы Параскевы. Этому решению много способствовало заявление двух сестер, урожденных Зотовых (одна была в замужестве за Ламбири) о желании совершить дарственную запись на пожертвование половины доходов с принадлежащей им земли в пользу долженствующего открыться здесь женского монастыря с тем, чтобы после их смерти вся земля, 230 десятин, поступила в собственность обители. Зотовым досталась эта земля по наследству после предка, служившего при Екатерине II, которому она была пожалована Императрицей. Одна из сестер, г-жа Ламбири, умерла в 1873 году, а другая не стала исполнять принятых на себя обязательств и плохо выдавала монастырю следуемые доходы. Тогда покойный Преосвященный Гурий вступился за права монастыря. Окружным судом и судебной палатой решено было тяжебное дело в 1883 году в пользу монастыря и теперь он имеет всей земли, считая 250 десятин, купленных им у разных лиц, пахотной, луговой и под лесом 480 десятин; Зотовой же он обязался уплатить 5000 руб. и она, по собственному своему желанию, отказалась от пожизненного пользования половиной этой земли, признавая ее навсегда собственностью монастыря.
Таким образом заветная мысль простой бедной болгарочки осуществилась. Она умерла тому назад 11 лет и прах ее покоится на том самом месте, куда в непроницаемой лесной чаще, она в течении нескольких лет ежедневно уходила молиться; теперь лес вырублен, поделаны грядки, посажены грушевые деревья; над скромным холмиком водружен простой деревянный крест, но память о ней живет в среде сестер, и ее некрасивый образ (говорят, что она была необыкновенно дурна) всегда будет памятен в здешней местности, как о первой, потрудившейся духом молитвы и веры к созиданию здесь женской обители и сооружению храма во имя св. преподобномученицы Параскевы. Константина умерла в полном постриге под именем Параскевы; маленькая, худая, век в морщинах, она казалась очень старой, но никто не знал сколько ей лет; когда ее об этом спрашивали, она отвечала: «Может пятьдесят, а может и сто». Читать она не умела, не знала самых обыкновенных молитв, но молилась своими словами, носила власяницу, а сверху болгарский суконный чукман; всклоченные черные волосы торчали в беспорядке и придавали дикий вид ее морщинистому, темно-коричневому лицу; но в этой некрасивой оболочке жила великая душа, пренебрегшая все земное ради своего спасения и в своем невежестве провидевшая будущность, ожидающую дорогую ей обитель.
С приобретением земли существование монастыря может казаться обеспеченным, но долг за купленную землю тяготит сестер и заставляет их обращаться к помощи людей сочувствующих развитию православия в этой части Крыма, надеясь, что эти ревностные христиане посетят их скромную обитель и всмотревшись в ее дух и стремления, помогут ей своими средствами выплатить постепенно озабочивающий их долг и пожелают увековечить свою память и имена, создав в их обители благолепный, поместительный храм, в котором она сильно нуждается. Маленькая церковь, выстроенная вначале, далеко не удовлетворяет настоящим нуждам монастыря; она имеет всего сажень 5 в квадрате и не вмещает даже всех сестер; что же касается до богомольцев, которых в праздничные дни приходит довольно много из окрестных селений, особенно в день св. преподобномученицы Параскевы 26 июля, то они стоят на галлерее около церкви, или в цветнике и не могут следить за богослужением.
Станем надеяться вместе с Топловскими инокинями, что милостью Божиею и молитвами покровительницы их св. Параскевы найдутся благодетели, готовые посильными жертвами помочь обители в трудные годы, переживаемые ею теперь, за каковое благодеяние сестры будут возносить Всевышнему усердныя молитвы о здравии своих благодетелей и о упокоении душ лиц им близких и дорогих. В Топловском монастыре, кроме обычных церковных служб, читается день и ночь псалтырь но усопшим, а на обедни на ектении поминаются за здравие имена жертвователей. Письма и посылки адресуются на имя: Духовного совета Топловского женского общежительного монастыря, в Крым, на почтовую станцию Бурундук.
Говоря о Топловской обители, нельзя не упомянуть о живописных развалинах армянской церкви св. Урпата, находящихся на монастырской земле, на высоком совершенно отдельном холме. Эти развалины стоят здесь, как гласит армянская надпись над входной дверью, без малого 800 лет, крыша еще не обрушилась и стены наружные так хорошо сохранились, что можно было бы без особенного труда устроить здесь православный храм, конечно во вкусе той эпохи, а вокруг церкви хоронить умерших, как это и было в прежние времена, о чем свидетельствуют каменные плиты разных размеров и Форм, лежащие на вершине холма и но его склону. Для археолога местность, окружающая монастырь, весьма интересна; в маленькой деревне Топлу находятся развалины другой армянской церкви того же времени, а в селении Ортолан, в 6-ти верстах от монастыря, хорошо сохранилась старинная греческая церковка, в которой служат молебны 20-го июля в день св. пророка Илии.
Осмотрев эти остатки древности, небезынтересно будет вглядеться и в теперешние монастырские постройки. Оне большей частью все из местного сырого кирпича, известного в Крыму под именем калыбы; стены домов правильно сложены и так тщательно оштукатурены и выбелены, что имеют очень красивый вид и не уступают в прочности настоящим кирпичным; крыши все из черепиц; таким же манером выстроены скотный и конный дворы, изба для рабочих и два хутора, расположенные в долине у подошвы монастырской горы. Поддержкой строений занимаются сами сестры; некоторые из них умеют штукатурить стены, красить окна, двери и полы не хуже любого штукатура или маляра. Каждую субботу в гостинице и кельях моют полы, вытрясают ковры, выносят кровати и постели, где нужно исправляют, белят и подмазывают стены и печи: вообще всюду соблюдается чистота необычайная.
По ночам монахини поочередно ходят на караул, обходят церковь и кельи и усердно бьют в доску от 9-ти час. вечера до 4-х час. утра, т. е. до благовеста к утрени. Одежда и обувь сестер производится в обители и отличается большой прочностью, что необходимо при обработке полей и огородов: весной и летом все монастырские послушницы заняты уборкой хлебов и сена. При температуре 25° и более, под жгучими лучами палящего южного солнца оне возят его на волах и лошадях на крутую монастырскую гору, где складывают его в стога на зиму: оне же полют, поливают и убирают в цветнике, работают на огородах, ухаживают за плодовыми деревьями, обмазывая их стволы для сбережения от вредных мошек и гусениц, занимаются пчелами на своей маленькой пасеке, водят птиц и пасут скот. Последнее послушание одно из самых трудных и быть пастушкой в этой горной лесистой местности требует большого терпения и выносливости, крымский скот привык к своим дебрям и оврагам и для того, чтобы собрать стадо в двадцать или тридцать голов, бедным женщинам приходится бегать за ними в самую чащу леса, скликая каждую из коров по имени; монастырский скот замечательно хорош: видно, что его холят и смотрят на него, как на живые существа, приносящие пользу обители.
Я видела одну из сестер, несшую должность пастушки в течении 15-ти лет; она теперь живет на покое, совершенно одна в низенькой мазанке на краю монастырской земли и сторожит окружающий луг и посеянную тут пшеницу. Кругом ея жилища лес и горы, за речкой татарское селение, из которого татары к ней ходят просить хлеба, говоря, что монастырь богатый, великий человек: она им никогда не отказывает, деля с ними последний свой кусок; иногда они просятся к ней ночевать, но она их не пускает и одна, с своей верной собакой запирает от них свои плетневые сени, проводя длинные ночи совершенно спокойно, не боясь, как говорит сама: ни волков, ни злых людей. Она умеет читать и ей доставляет большое удовольствие, если кто ей подарит несколько копеек на масло; тогда она может ночью читать акафист. Всегда веселая, всегда довольная, она днем полет пшеницу, поливает грядку, посаженных ею огурцов и картофеля и желает, чтоб ей дозволили и на зиму остаться в ея мазанке. По воскресеньям она ходит к обедне в монастырь и запасается хлебом на целую неделю. Глядя на эту маленькую, худощавую женщину, нельзя не удивляться той духовной силе, той непоколебимой вере в высшую помощь, которые в ней живут и дают ей внутренний мир, полное довольство и ничем невозмутимое спокойствие. Там, где каждому из нас было бы жутко остаться одному даже и в продолжении одной ночи, она проводит целые месяцы и своим смирением и истинно монашеским отречением от всех удобств и благ земных стяжала себе всеобщее уважение, не только в монастыре, но и вне его: татары не обижают ее, но почитают и боятся.
Впрочем вообще все инокини Топловской обители уважаемы и любимы в окрестных селениях, а св. источник преподобномученицы привлекает своей целебной силой множество больных — не только христиан, но и татар. 26 го июля в день св. Параскевы привозят издалека больных на повозках; многие, погружаясь в источник с верою, получают исцеление и увозят с собой воду в кувшинах и бутылях, как святое, целебное средство. Жаль, что в монастыре не записываются эти случаи, доказывающие так ясно милость Господа и чудодейственную силу св. преподобномученицы, претерпевшей последнее мучение во 2-м в. по Р. X. при римском императоре Антонине. Вот как рассказывает святая церковь о ее жизни и страданиях: Св. преподобномученица Параскева родилась от благочестивых родителей Агафона и Политии в царствование римского императора Антонина. Родители ее верно сохраняли заповеди Господни, но будучи бездетны, скорбели о том и усердно молили Господа даровать им чадо. Милосердный Бог, исполняющий волю боящихся Его, даровал им чадо; у них родилась дочь и так как рождение ее было в шестой день недели, который у греков называется параскеви, то новорожденная была во св. крещении наречена Параскевой. Она с детства любила посещать храм Божий, чему была научаема своей матерью и посвящала время молитве, изучению священных книг, чтением которых непрестанно занималась. Когда скончались ее родители, она все свое имение раздала бедным и неимущим, сама же приняла иноческий образ и пошла проповедовать имя единого истинного Бога, Господа Иисуса Христа и своею проповедью многих из язычников привела к истинной вере. Иудеи, все это видя, донесли на нее императору Антонину, сказав ему, что такая то женщина, именем Параскева, проповедует Иисуса, сына Марии, которого отцы их распяли на кресте. Царь, выслушав это, велел привести ее к себе и увидев ее красоту и разум, начал ее уговаривать, чтобы она поклонилась идолам, за то обещал наградить ее богатыми дарами, а если она не исполнит волю его, предать ее тяжким мучениям. Святая же отвечала ему, что она никогда не отречется от веры в Христа Господа, промолвив: «боги ваши, не сотворившие неба и земли, да погибнут!». Царь, оскорбленный ее словами, воспылал гневом, тотчас велел разжечь железо и положить его на голову мученицы, что и было исполнено. Но св. Параскева, орошаемая Божией благодатью, не чувствовала никакой боли и пребыла здорова.
Многие из собравшегося народа, видя это, уверовали в Господа, но царь еще более рассердившись, велел наполнить медный котел маслом и смолою и, сильно его разогревши, бросить туда страдалицу. Она же, став посреди кипящего котла, осталась невредима. Видев это, царь предположил, что масло и смола не-достаточно разгорались и сказал мученице: «Параскева! плесни на меня из котла сего, чтобы я уверился насколько горячо масло и смола!». Святая, почерпнув из котла руками, плеснула в лицо царя, от чего сильно обварились очи его. Не стерпев жестокой боли, царь закричал: «помилуй меня раба истинного Бога! возврати мне свет очей моих, чтобы я мог уверовать в того Бога, которого ты исповедуешь». По молитве преподобной царь подучил исцеление. Святая, вышедши из котла, призвала, как царя так и бывших с ним, к св. вере и бык отпущена пошла в другие города и селения проповедовать Господа. Пришедши в город, которым управлял некто Асклипий, она была взята и приведена к нему. Представ пред ним, святая призывала имя Христа, знаменала себя крестным знамением и говорила, что она христианка и что Христос есть Бог. Творец неба и земли. Асклипий смутился, услышав ее проповедование и велел отвести ее за город и отдать скрывавшемуся там лютому дракону, которому, по тогдашнему обычаю, давали в пищу людей, осужденных на смерть. Когда святая была приведена на место, где был дракон, то увидав ее, он сильно восшумел и открыв свою пасть, изверг из нее множество дыма. Святая же, не страшась, подошла к нему ближе и сказав: «да постигнет тебя Божий гнев», сотворила против него крестное знамение. Дракон громко закричал, расселся на двое и исчез. Видевши это, Асклипий и бывшие с ним уверовали н Господа. Святая же Параскева пошла далее проповедовать имя Божие и пришла в город, которым управлял Тарасий. Узнав о ней, он велел привести ее к себе на суд и спрашивал ее, кто она. Параскева отвечала, что она христианка и проповедует единого, истинного Бога, Иисуса Христа. Тогда Тарасий, не желая слышать ничего о Христе, велел принести котел, наполненный смолы, масла и олова, разогреть все это сильнейшим образом и бросить туда св. страдалицу. Она же и в кипящем котле, присутствием ангела Божия осталась невредима. Многие другие мучения испытывал над нею Тарасий, но твердости ее в христианской вере не поколебал. Видя ее непреклонною, он наконец велел отсечь ей мечем голову. Так скончалась св. преподобномученица Параскева. Духом воспарив в вечные обители к Господу, которого так возлюбила, она получила от Бога чудодейственный дар исцеления, обильно расточаемый ею и доселе на почитающих память великой первомученицы и прибегающих с верою к ее молитвам и заступничеству о нас грешных у престола Всевышнего.
В обители и в окрестностях ее постоянно рассказывают о нудных исцелениях при Топловском источнике, не только в прежние, более отдаленные времена, но даже и теперь, в наш век сомненья и безверия к чудесным проявлениям силы и милости Божьей. Соседние греки, бедные остатки прежнего христианского населения Крыма, православные болгары, татары, — эти пылкие сыны южной природы, — передают друг другу трогательные сказания о чудодейственных источниках своей гористой родины: «слепые прозревают, хромые ходят, одержимые страшными недугами получают исцеление» говорят они и, в благодарных сердцах этих простых людей, сложилось множество поэтических легенд о всех монастырях Крыма. Легенда о Топловской обители очень замечательна потому влиянию, которое она имеет на окрестных жителей, особенно на татар. Топловский монастырь, — говорят они, — никогда не оскудеет; его хранит и за него молится сама св. Параскева, По ночам, особенно под великие праздники, она ходит вокруг обители в монашеском одеянии, в длинной мантии, с посохом и пальмовой ветвью в руках: тихая, прекрасная, она безмолвно благословляет встретившегося ей путника и если он болен, исцеляет его своим дивным взглядом: но случалось, что злые люди хотели сделать вред монастырю: тогда, святая являлась им и своим мановением останавливала дерзких; пораженные незримой силой, они не могли продолжать своего пути и оставляли то, что неправедно взяли. Так было, — прибавляет легенда, — с татарами, пытавшимися унести ночью, приготовленные бревна и доски для постройки церкви и монастырских келий: они с своей ношей доходили только до св. источника, где их заставало утро, не смотря на их усилия скрыться и унести похищенные ими предметы.
Надеясь на неоскудеваемую помощь своей великой покровительницы, монастырь поддерживает свое влияние еще тем, что никогда не отказывает в приюте и пище не только странникам и богомольцам, но и рабочему люду, приходящему весной и летом в Крым на заработки из отдаленных мест России: случается, что люди иногда в течении нескольких дней не могут найти работы и в это время ласковый прием, оказанный им в обители, для них очень дорог; они всегда вспоминают о нем с благодарностью и возвратившись на родину рассказывают своим односельчанам о гостеприимстве Топловских монахинь. Больные близь лежащих селений, христиане и татары, также часто обращаются к сестрам за советом и помощью и нередко получают от монастыря лекарство бесплатно. Кроме того обитель действует благотворно и на духовную сторону окрестных жителей. В воскресные и праздничные дни маленький храм и галлерея вокруг переполняются народом, с умилением внимающим толковому чтению и трогательному пению монахинь; русские, греки, болгары молятся со слезами на коленях; татары также поддаются общему настроению и я видела, как молодая черкешенка, приехавшая на св. источник с больным сыном, почти за полтораста верст, из Казантипа, простояла всю длинную всенощную (более 3-х часов) у дверей храма; она хорошо говорила по русски и понимала службу, но когда ей предложили войти в церковь, она отвечала: «Я не молюсь как вы, неловко войти в храм: позвольте мне остаться здесь».
Обедня в Топловском монастыре не служится каждый день, но всякий день бывает утреня к 4 часа и часы, а к 5 час. вечера вечерня с правилами, которая продолжается часа два и более. Под воскресенье и праздники бывает всенощное бдение; оно начинается в 7 час. вечера и оканчивается в 10 часов; отправляется оно очень торжественно, также как и обедня на другой день: оба клироса в полном сборе и все сестры, окончив свои работы, присутствуют в храме. Здесь чувствуется вся святость наступающего праздника и нигде так ясно не припоминаются слова четвертой заповеди «день же седьмой суббота Господу Богу твоему». После тяжелых, трудовых дней недели светлый день воскресенья является истинно днем отдыха и спокойствия. «Святите его», сказал Господь и Голдовския инокини начинают и оканчивают его молитвой; в этот день, после обедни, оне все остаются в монастыре, даже и те, которыя постоянно живут на хуторах и, хоть один раз в неделю, вкушают от общей трапезы мира и любви, напоминающей своей простотой первые времена христианства.
Описывая Топловский монастырь, считаю не лишним сказать несколько слов о замечательной личности, игумена Кизильташской киновии, о. Парфения, которому было поручено Епископом Таврическим Алексием наблюдение за постройкой церкви в только что возникавшей тогда женской обители. Кизильташская киновия обязана его уму, неутомимой деятельности и энергии тем благоустройством, которым она пользовалась во все время его управления монастырем, а высокие нравственные качества, трудолюбие и готовность помочь ближнему приобрели ему всеобщую любовь и уважение, не только в Судаке и его окрестностях, но и во всем Крыме. Печальная его кончина (он был убит таракташскими татарами 22 Августа 1866 г.) стяжала ему венец мученика и запечатлела навсегда его светлый образ в сердцах тех престарелых инокинь Топловской обители, которые его знали лично. Оне и теперь вспоминают с благодарностью об его мудрых распоряжениях в то время, когда средства обители были очень скудны, а состав сестер весьма ограничен. Он приезжал из Кизильташа (за 30 верст) всякую неделю, входил во все подробности хозяйства и помогал, сколько мог, своим личным трудом и добрыми советами существованию и благоустройству бедных странниц, пришедших искать мира и успокоения в этой дикой местности, под сенью и покровом св. преподобномученицы Параскевы.
Источник: Е.С. Горчакова. «Описание Топловского женского общежительного монастыря св. преподобномученицы Параскевы в Крыму» на сайте «Крымовед»
Топловский монастырь расположен в 40 км от Феодосии и 70 от Симферополя, около современного с. Тополевки (бывшее Топлу), на склоне горы Кара-Тау. Место для монастыря было рекомендовано еще архиепископом Иннокентием. Первый женский общежительный монастырь в Крыму был открыт по ходатайству архиепископа Таврического и Симферопольского Алексия 25 сентября 1864 г.
Основанием для выбора места стали почитание источника, считавшегося целебным, а также легенда о якобы пребывавшей здесь св. Параскеве и предание о существовании древней церкви. Если целебные свойства источника и пребывание св. Параскевы в Таврике сомнительны, то наличие в этом районе средневековых христианских древностей вполне реально. Даже сейчас в окрестностях с. Тополевки сохранились руины средневековых армянских храмов, а в 6 км от монастыря — древняя греческая церковь, которая функционировала еще в XIX в. Этот район, бесспорно, был заселен еще в средневековье и требует специальных археологических исследований. Поэтому не исключено, что воспоминания о находившемся в окрестностях греческом храме св. Параскевы могут найти подтверждение.
В 50-х гг. XIX в. около источника поселилась уже упомянутая нами отшельница Константина, пришедшая из урочища Кизил-Таш. Неизвестными попечителями здесь была устроена небольшая часовенка. Константина пыталась собрать средства на строительство храма, но ее инициатива не получила поддержки. Впоследствии отшельница (в монашестве Параскева) приняла пострижение во вновь образованной обители, где и скончалась в 1874 г.
Причиной открытия монастыря послужило ходатайство помещицы А.А. Ламбири (Зотовой) от 29 июня 1862 г. к архиепископу Алексию о разрешении создать на принадлежащих ей землях женскую обитель. Единственным условием попечительницы являлось обязательство выплаты 50% дохода от земли ей и ее сестре — Ф.А. Зотовой — при жизни. Пока шло юридическое оформление документов, в 1862 г. был создан комитет для постройки храма при источнике, состоявший из настоятеля Кизилташской киновии Парфения, священника И. Новицкого, церковного старосты И. Узумбаева и дьячка С. Михно. На собранные среди местных христиан деньги был построен небольшой каменный храм. 26 июля 1863 г. его освятил в честь св. Параскевы архиепископ Алексий. Утварь для храма была собрана сборщиками, частично пожертвована из архиерейской крестовой церкви, а колокола приобретены в Симферополе.
25 августа 1864 г. был получен указ Святейшего Синода (№ 1817) об учреждении женского общежительного монастыря св. Параскевы. В тот же день к источнику прибыл крестный ход из Кишлавской Вознесенской церкви с иконой преподобного Сергия, отслужен молебен архиепископом Алексием. После литургии он дал наставления первым сестрам, жившим при храме с момента его сооружения. В их числе — А.А. Ламбири (Зотова) и ее сестра Ф.А. Зотова. Попечителем монастыря был назначен игумен Кизилташской киновии Парфений.
Первые годы монастырь преследовали неудачи. Затянувшийся процесс передачи земельных владений Зотовых в течение двух лет не позволял приступить к строительству. Инокини продолжали ютиться в землянках. После разрешения проблемы новым архиепископом Гурием временное управление обителью было поручено монахине Надежде. На средства, вырученные от 9 акций, завещанных архиепископом Иннокентием, а также полученные в виде материальной помощи прихожан, рядом с монастырской церковью был построен одноэтажный дом. С 1872 г. обителью управляла монахиня Аполлинария, переведенная из Одесского Михайловского монастыря. В течение двух лет были выстроены дом для священнослужителей, трапезная с кухней и ряд хозяйственных помещений. Обитель приобрела скот.
В 1874 г. к архиепископу Гурию обратилась игуменья Московского Страстного монастыря Валерия, пожелавшая возглавить Топловский монастырь. 14 февраля 1875 г. указом Святейшего Синода она была назначена первой настоятельницей этой обители. За три года ее управления был выстроен только настоятельский дом, обитель обросла долгами и едва устроенное хозяйство пришло в полный упадок. Игуменью уволили, однако долги остались. Архиепископ Гурий, инициировавший назначение незадачливой настоятельницы, ссудил сестрам 1500 руб. для погашения задолженности и из них 1000 руб. после смерти отказал в пользу монастыря. Остальная сумма была постепенно выплачена самим монастырем. Вероятно, это была не единственная проблема. В архивах сохранились материалы тяжбы родственника Зотовых — подпоручика П. Малиновского, который, ссылаясь на расписку Валерии, предъявил права собственности на монастырский скот. Престарелый иеромонах Израиль докладывал архимандриту о заговоре монахинь против Валерии и нанесении ими вреда хозяйству обители. П. Малиновский также жаловался архиепископу на «оскорбления чинимые монахинями».
После длительных разбирательств и личного посещения архиепископом обители Таврической духовной консисторией и Гурием был разрублен «гордиев узел». Указом № 833 от 16 апреля 1877 г. в монастыре был создан духовный совет во главе с монахиней Манефою, казначеем — Алевтиной, экономкой — Верой, благочинной — Капитолиной и секретарем — Вячеславой. Все решения должны были приниматься большинством голосов, а документы подписываться членами совета, в который входил и назначенный священник. Монастырская касса опечатывалась. Ключи передавались Манефе, а печать — священнику.
Подсчет денег и их распределение должны были происходить в присутствии всего совета. Иеромонах Израиль освобождался от обязанностей, а подпоручика П. Малиновского выселили из обители. Все проблемные вопросы должны были обсуждаться с настоятелем Феодосийского собора благочинным Антонием Люцидарским6. С этого момента в монастыре был водворен порядок, и обитель стала постепенно восстанавливать свое материальное положение.
К 1883 г. завершилась пятнадцатилетняя тяжба с Ф.А. Зотовой. Доходы с земли, пожертвованной ее сестрой, теперь полностью переходили монастырю, а Зотова в качестве компенсации получала 5000 руб. Основную часть суммы для этой сделки пожертвовал новый архиепископ Гермоген и вдова М.П. Киркина. В 1885 г. председатель духовного совета монастыря монахиня Манефа была возведена в сан игуменьи, а казначея Вячеслава и благочинная Капитолина поощрены грамотами Святейшего Синода. В 1889 г. игуменью Манефу сменила монахиня Параскева, в прошлом послушница Вячеслава (О.И. Родимцева), прибывшая из Московского Страстного монастыря еще с первой настоятельницей, исполнявшая обязанности секретаря и казначея совета. На следующий год она была возведена в сан игуменьи и управляла монастырем до 1928 г.
При управлении обеих настоятельниц Троице-Параскевиевский монастырь достиг благополучия. В 1880-1885 гг. к его земельным угодьям добавилось еще 249,5 десятин, приобретенных в основном на пожертвования вдовы унтер-офицера М.П. Киркиной. Всего обитель имела 480 десятин сельскохозяйственных и лесных угодий, в том числе хутор Ималакташ и два хутора в долине р. Мокрый Индол. Граф Н.Ф. Гейден в 1890 г. пожаловал монастырю дачу в предместье Феодосии с домом и 3 десятинами земли. Граждане города передали обители еще 689 кв. сажень земли. Здесь было устроено Казанское подворье и установлена походная церковь, пожертвованная баронессой М.П. Фредерике и М.С. Сабининой. Церковь была освящена 22 октября 1891 г. в честь св. Пантелеймона. В 1885 г. симферопольским мещанином Федором Кошуниным Троице-Параскевиевской обители был передан дом в Симферополе при условии выплаты наследникам 1500 руб.
Строительные работы в монастыре начались в 1880 г. с реконструкции бани и прачечной. В 1882 г. был благоустроен источник св. Параскевы, резервуар выложен гранитом, а полукруглая стена около него украшена иконами. Вблизи церкви устроен фонтан, куда направлялась вода из ближайших горных источников. В 1883 г. рядом с «чудотворным» источником устроена купальня с двумя отделениями и резервуаром. В 1885-1886 гг. благоустроена дорога в монастырь и сооружена мельница.
Маленькая церковь обители уже не вмещала всех инокинь и богомольцев. На строительство нового храма во имя Живоначальной Троицы средств не хватило. Поэтому 15 сентября 1887 г. началась реконструкция старой церкви св. Параскевы. К ней была пристроена колокольня и расширено помещение. 24 июля 1888 г. перестроенная церковь была вновь освящена архиепископом Мартинианом. Возрастающий поток богомольцев заставил сестер начать строительство двухэтажной гостиницы на 30 номеров, с трапезной и кухней. Она приняла первых посетителей в 1890 г. На месте ветхого домика настоятельницы Валерии в 1891 г. был возведен двухэтажный корпус для настоятельницы и сестер.
Монастырь обладал рядом священных реликвий, которые привлекали паломников. 26 апреля 1887 г. инокини получили в дар от Старо-Афонского Пантелеймоновского монастыря частицы мощей св. Параскевы. Наиболее ценные пожертвования из семейных реликвий сделал граф Н.Ф. Гейден. апреля 1890 г. он подарил монастырю древний список с Казанской иконы Божьей Матери, перешедший ему по наследству от рода Вяземских и Зубовых. Икона была в серебряной с позолотой ризе, вокруг лика Богоматери — жемчужный убрус с драгоценными камнями, в том числе бриллиантами, пожертвованными фрейлинами М.Б. Глинки-Мавриной и М.Ф. Головиной. В торжественной обстановке крестным ходом 17 мая образ был перенесен в обитель. По просьбе прихожан г. Феодосии и специальному разрешению Святейшего Синода, в день спасения императора и его семьи 17 октября крестным ходом икону приносили из монастыря через села Салы, Кишлав, Изюмовку и г. Старый Крым в Казанское подворье г. Феодосии. Там она находилась до 22 октября и вновь крестным ходом через села Байбугу и Карагозы возвращалась в обитель.
Вторым ценным подарком монастырю от графа Н.Ф. Гейдена стал крест с мощами киево-печерских угодников, который также являлся реликвией семьи. На средства графа в 1891 г. настоятельницей монастыря в Афонской обители «Руссик» было приобретено живописное распятие в натуральную величину. При его установке в монастыре в подножье был укреплен камень от Гроба Господня, который граф Гейден еще в 1884 г. привез из Иерусалима. Перечисленные реликвии, дополнившие популярность источника св. Параскевы, возбуждали интерес путешествующих и богомольцев.
По числу обитателей Топловский женский монастырь был самым крупным в Крыму. Начав с 7 сестер, нашедших здесь приют в день открытия обители, к 1887 г. число обитательниц достигло 70, а в 1897 г. — 208, в том числе 148 находились на испытании. В 1917 г. число монашествующих выросло до 241.
Существенно изменилась и производственная деятельность монахинь. Наряду с поддержанием исключительного порядка в обители, строительными и ремонтными работами, в монастырских угодьях был разбит фруктовый сад и огороды, сестры занимались хлебопашеством и сенокосом, на хуторе Ималакташ содержали стадо скота. В обители имелась пасека. В мастерских инокинями было освоено изготовление церковного облачения, одежды и обуви. Часть сестер специализировалась на иконной живописи и золочении по дереву. В целом, например в 1897 г., годовой доход обители составлял 42 258 руб.
Во время гражданской войны в 1919 г. монастырь был ограблен. После установления советской власти и национализации имущества 244 монахини и послушницы образовали сельскохозяйственную зартель (с 1927 г. артель «Женский труд»), которая просуществовала до 1929 г., сохраняя монастырский уклад жизни. Храмы были переданы общине верующих. Несмотря на то, что трудовая артель относилась к одному из немногих образцовых хозяйств, как и остальные монастыри Крыма, Троице-Параскевиевская Топловская обитель была закрыта, и на части ее земельных угодий создан совхоз «Безбожник».
С 1993 г. Троице-Параскевиевский женский монастырь возрожден.
Ряд авторов относит к монастырям и Таврический архиерейский дом, открытый в Симферополе в 1875 г. Он насчитывал в своем штате 14 человек. На его нужды из средств Святейшего Синода ежегодно выделялось 4 тыс. руб. и на содержание монахов и служащих еще 4 450 руб. Архиерейскому дому принадлежало 2 594 десятины земли, а поступавшие доходы распределялись на содержание Дома, нужды монастырей и церквей, епархиального священника и иные потребности епархиального ведомства. Следовательно, Архиерейский дом — это административный центр епархиальной власти, поэтому принадлежность его к разряду монастырей спорна. Относить его к монастырям можно лишь на основании формального признака, то есть принадлежности архиепископа к монашескому духовенству.
Источник: В.Г. Тур. «Православные монастыри Крыма в XIX — начале XX в. Топловский Троице-Параскевиевский монастырь» на сайте «Крымовед — путеводитель по Крыму».