В деревне Каменка направо уходит дорога к селу Шамордино, известному своим женским монастырём. От прочих монастырей округи Шамординский отличает то, что он молод, начало своё берёт от женской общины, основанной в 1884 году. Однако история его появления самым непосредственным образом связана с более древней Оптиной пустынью, лежавшей отсюда в 12 верстах, и потому, что основатель монастыря был оптинский старец Амвросий, и потому, что многие женщины сначала приходили в Оптину пустынь за советом и утешением, а потом сделались насельницами в Шамордино.
Итак - Амвросий, в миру Александр Михайлович Гренков (1812-1891) родился в Тамбовской губернии в семье пономаря. Окончил семинарию, во время учёбы серьёзно заболел и дал обет, если выздоровеет, уйти в монастырь. В 1839 году пришёл в Оптину пустынь. Сначала был в послушании у старца Льва, потом келейником старца Макария. В 1845 году сильно простудился, долго болел, едва не умер, но в 1848 году пошёл на поправку. Примерно с этого времени, можно сказать, он и сам стал старцем. Старец - не обязательно старый, но мудрый и проницательный человек, хороший психолог, к которому люди приходили за советом в сложных жизненных обстоятельствах. И он, всепонимающий и прозорливый, выслушивал людей, вникал в их проблемы и давал им советы и наставления. При этом важно, чтобы пришедший к старцу твёрдо верил, что данный совет правильный и старец знает, что говорит. От этого происходили исцеления, у отчаявшихся появлялась надежда.
Молва о старце Амвросии быстро распространилась. К нему приходили и простые люди, и власть имущие, и представители интеллигенции, среди которых был, например, Лев Толстой. О нём Амвросий сказал, что он "очень горд" - что ж, великий писатель мог себе это позволить. Ежедневно к Амвросию приходило множество людей, и он принимал их в своей "хибарке". Приём одного длился в среднем 10-15 минут, потом другой, третий, с утра до вечера. И вот, вероятно, принимая так много разных людей в мужском монастыре, он осознал необходимость возникновения поблизости монастыря для женщин. То, что это была правильная мысль, подтверждает тот факт, что в едва основанном Шамординском монастыре накануне революции уже проживало более 800 насельниц.
Созданием монастыря Амвросий занимался долго и кропотливо. В 1870 году местный помещик Калыгин решил провести остаток своих дней в монастыре. Он обратился к Амвросию за помощью, чтобы продать принадлежащий ему хутор и землю возле деревни Шамордино. А у старца была одна знакомая богатая помещица А. Н. Ключарева. У неё были свои проблемы: сын её женился, у него родились две дочки близняшки Вера и Люба, а жена после родов умерла. Сын занялся своей жизнью, оставив девочек на бабушку. Ключарева заменила им мать, она проживала вместе с девочками в собственном доме возле Оптиной пустыни. Вот Амвросий и убедил её купить хутор неподалёку от монастыря, чтобы построить для девочек дачу. В 1881 году А. Н. Ключарева (в монашестве - Амвросия) умерла. В 1883 году умерли от дифтерии обе её внучки. Согласно завещанию Ключаревой, в случае смерти девочек в шамординском имении надлежало устроить женскую религиозную общину, на содержание которой был оставлен некоторый капитал. И в 1884 году такая община была создана, в ней освятили деревянную церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери. Первой настоятельницей по просьбе Амвросия стала его духовная дочь София Болотова, а первыми сёстрами бывшие крепостные Ключарёвой.
Тут надо вспомнить, что после отмены крепостного права к тому времени ухе прошло 23 года и женщины эти скорее всего были уже пенсионного возраста. К тому же сам Амвросий направлял сюда многих женщин немощных и больных. В короткое время число насельниц достигло 250 человек. Так что у настоятельницы Софии было полно забот, как обустроить и накормить всех этих женщин. Тем не менее, дела потихоньку шли, старец Амвросий регулярно приезжал сюда из Оптиной пустыни и вообще любил это место. В задумках было построение большого собора, но на большой собор и средств надо немало. И средства нашлись. В монастырь к Амвросию приезжала неоднократно А. Я. Перлова, жена богатого чаеторговца Сергея Васильевича Перлова (его "Дом чая", оформленный в стиле китайской пагоды, и сегодня красуется на Мясницкой улице).
С. В. Перлов был человек практичный, расчётливый, и его супруга сильно удивилась, когда однажды он сказал, что едет в Оптину вместе с ней. По приезду супруги увидели, что перед хибаркой старца по обыкновению толпится народ. Перлов разговорился с одним мальчиком лет 10, который пришёл сюда с бабушкой. Перлов спросил: "Зачем же ты пришёл к отцу Амвросию, ты хочешь просить у него помощи?". На это мальчик ответил, что у него умерла мать, и он с бабушкой пришёл спросить - как им теперь жить. Этот ответ смутил Перлова: "Идут за сотни вёрст к монаху узнать, как им жить - значит они уверены, что он знает это...". Впрочем, побывав у старца, он уже не удивлялся. Беседуя с ним, Перлов сознался, что владея большой торговой фирмой, часто раздажается от глупости и разгильдяйства подчинённых. Амвросий ответил: "Ведь вы имеете дело с русскими людьми, а русский народ всегда живёт на "авось, небось и как нибудь". Этот ответ понравился Сергею Васильевичу и он... В общем он стал спонсором Шамординского монастыря. На его деньги в 1889-1892 гг. был возведён большой Казанский собор с 15-ю куполами по проекту архитектора Шервуда.
1890-й год в России выдался неурожайным. Однажды во время молитвы Амвросию было видение - Богородица, парящая над хлебным полем в излучине реки Серёны у Шамордина. Со слов Амвросия художник Д. Болотов написал новую икону, которую Амвросий нарёк "Спорительница хлебов". И хотя вокруг неё были дискуссии, что, мол, никакая это не икона, а просто картина, она быстро стала популярной у крестьян.
Амвросий умер 10 октября 1891 года будучи здесь, в деревянном доме, в котором всегда останавливался приезжая в Шамордино. Он был похоронен в Оптиной пустыни. Но основанная им община продолжала жить. В 1901 году она получила статус монастыря. Все значимые постройки возведены на средства С. В. Перлова. Он приезжал сюда часто и построил для себя красивый кирпичный дом в русском стиле. Жертвуя деньги, он не просто давал их всем нуждающимся, а старался привлечь сестёр по-возможности к созидательному труду; при монастыре организовал мастерские: иконописную, чеканную, золочения по металлу и по дереву, золотошвейную, переплётную. И очень гордился тем, что Казанский собор обители украшен трудами местных мастериц. На его деньги была построена водонапорная башня монастыря и больница. Последним стало возведение кирпичного дома-футляра над домиком, где скончался старец Амвросий. В 1910 году Перлов умер и был похоронен в усыпальнице Шамординского монастыря.
В 1910 году произошло ещё одно событие. В монастырь приезжал Лев Толстой. Умирая на станции Астапово, он запрещал пускать к нему священника. Так вот: уже уйдя из дома, но ещё до того, как простудившись в пути, он сошёл с поезда в Астапово, Толстой заехал в Шамордино. Впоследствии некоторые деятели объяснили, что так он пытался показать своё раскаяние. Меж тем, он просто заехал к своей сестре Марии Николаевне, которая там жила. Ведь ему было уже за восемьдесят, сверстники и друзья молодости давно умерли, по настоящему близких людей осталось мало. Может быть, предчувствуя близкую смерть, он и хотел повидаться с сестрой.
В 1923 году монастырь был закрыт и разорён, в его зданиях разместились разные организации. Деревянный дом-келья Амвросия был разобран и вывезен, а в стоявшем над ним доме-футляре устроили гараж. В монастырской больнице после войны находилась школа. В этой школе один год работал учителем Булат Окуджава. В 1950 году он окончил Тбилисский университет по специальности филолога, но работать в Москве ему, как сыну репрессированного, было нельзя. Его распределили в сельскую школу, которая помещалась в 2-х этажном кирпичном здании бывшей монастырской больницы.
В год 1000-летия Крещения Руси (1988) в Троице-Сергиевой лавре проходил Поместный собор, он причислил Амвросия Оптинского к лику святых, а вскоре РПЦ вернули и Казанский Амвросиевский монастырь в Шамордино. Началось восстановление. Сегодня, входя в ворота монастыря, мы видим алтарную часть грандиозного Казанского собора, у которой находится место захоронения настоятельниц. Справа идёт дорожка, вдоль неё расположены: Казанский собор, соединённый переходом с Трапезной (построена в 1893 году на месте дома помещика Калыгина, арх. Р. Клейн), водонапорная башня нач. ХХ века, дом Перллова (несколько в глубине), дом-футляр, где ныне устроен храм Амвросия Оптинского. Направо уходит дорожка в сторону больницы и церкви в честь иконы "Утоли моя печали", построенная при богадельне в конце ХIХ века. Прямо, на холме, Троицкая церковь (2008 год) при кладбище, налево идёт тропинка к родникам.
Из книги-путеводителя: Марцев П. А. "Москва-Калуга-Козельск". - Москва, 2015