На левом берегу реки Лопасни в границах современного города Чехова находится историческая усадьба Садки с церковью Иоанна Предтечи. Храм был построен в XVIII веке владельцами усадьбы в память о невинно осужденном и казненном родственнике – архитекторе П. М. Еропкине. В реконструированном барском доме сегодня расположена воскресная школа, а на берегу усадебного пруда находится святой источник, деревянная часовня и купальня.
Единственной полностью сохранившейся постройкой усадьбы Садки является церковь Иоанна Предтечи, возведенная в 1771 году на средства тогдашней владелицы имения из рода Еропкиных. Основателем усадьбы был в середине XVII века серпуховской воевода Андрей Еропкин. При последних владельцах Еропкиных в XIX веке в трапезной церкви были устроены приделы в честь Рождества Иоанна Предтечи и во имя Архангела Михаила. В те же годы была надстроена дополнительным ярусом старая колокольня.
В Садках на Лопасне родился самый известный представитель рода – архитектор Петр Михайлович Еропкин. Считается, что в память о его трагической судьбе и была построена сохранившаяся до нашего времени церковь. Главный престол храма освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Об этом событии повествуется в Евангелиях от Марка и Матфея. Царь Ирод заключил в темницу почитаемого в народе пророка Иоанна за то, что тот безбоязненно обличал его за незаконный брак с женой брата Иродиадой. Царица возненавидела пророка, и стала искать повод погубить его. Однажды на пиру дочь Иродиады угодила Ироду танцем, и тот поклялся ей исполнить любое желание. По совету Иродиады дочь попросила царя велеть отсечь голову пророку Иоанну и принести на блюде.
Судьба архитектора Петра Михайловича Еропкина отчасти напоминала евангельский рассказ. По воле царицы Анны Иоанновны и ее влиятельного фаворита Бирона безвинный архитектор был приговорен к смертной казни и обезглавлен в 1740 году на Сытном рынке в Санкт-Петербурге.
В юности зодчему Петру Еропкину сопутствовала удача. В 1717 году он был отправлен Петром I в числе шести других молодых художников в заграничное путешествие. Все они были переданы на попечение великого герцога Тосканского, который нашел для них учителей по живописи, архитектуре и философии. Флорентийские учителя предрекали талантливым русским художникам блестящее будущее. Во время заграничной поездки Петр Михайлович Еропкин не только обучался зодчеству, но освоил несколько европейских языков, собрал библиотеку из сочинений на латинском, итальянском и французском.
В 1724 году П. М. Еропкин вернулся из Италии в Москву, где царь Петр I дал ему поручение спроектировать и построить дворец в селе Преображенском. К несчастью, в 1725 году царь Петр Алексеевич скончался, и проект дворца так и не был осуществлен. Несмотря на эту неудачу, в начале царствования Анны Иоанновны Еропкин занимал высокие должности в Санкт-Петербурге: в частности, был назначен главным архитектором при полиции. В 1730-е годы Еропкин разрабатывал нормы устройства набережных, проводки водосточных каналов и других мер по осушению затопляемой местности, в которой стоит Петербург.
В 1735 году из полиции Еропкин был переведен на стройку собора Александро-Невского монастыря. Как и в случае с дворцом в Преображенском, проект не был доведен до конца. В 1739 году огромный купол собора дал трещину, и было решено разобрать храм. Троицкий собор Александро-Невского монастыря в итоге был заново возведен по другому проекту, который выполнил архитектор И. Е. Старов только при Екатерине II. В последние годы перед казнью Еропкин составлял регулярный план Петербурга, стараясь привести в порядок хаотичную и беспорядочную застройку Адмиралтейской части. В 1740 году Еропкин спроектировал по прихоти Анны Иоанновны «Ледяной дом» – дворец из снега для шутовской свадьбы князя М. А. Голицына и А. И. Бужениновой.
Роковым для Петра Михайловича Еропкина стало знакомство с кабинет-министром Артемием Петровичем Волынским, который был выдвинут на высокую придворную должность Бироном, но впоследствии стал врагом всемогущего фаворита царицы. Волынский осуждал засилье немцев и иностранцев в окружении императрицы и в жизни страны. Слухи о замысле Бирона женить своего сына на принцессе Анне Леопольдовне – вероятной наследнице российского престола, усилили ненависть Волынского к влиятельному иностранцу. Он считал, что «опасная русскому государства власть Бирона еще более усилится, иноземцы окончательно станут владычествовать над русскими, станут русских отягощать податьми, вывозить казну, истощать государство, и этим подвергнут его страшной опасности, в случае неприятельского нападения». Волынский сочинял проекты реформ государства и читал их в кругу преданных и образованных людей: графа Платона Мусина-Пушкина, Федора Соймонова, Андрея Хрущова, и архитектора Петра Еропкина.
Главный манифест Волынского назывался «Генеральное рассуждение о поправлении внутренних государственных дел». Поводом для расправы над Волынским и его единомышленниками стал произнесенный им публично упрек в том, что Бирон, как герцог Курляндский и вассал Польши, больше печется об интересах враждебного народа, чем русского государства. Вскоре после этого Волынский был арестован. Суд обвинил его, Андрея Хрущова и архитектора Петра Еропкина в подготовке мятежа и заговоре против императрицы Анны Иоанновны. Все трое были приговорены к смертной казни. 27 июля 1740 года Волынский, Хрущов и Еропкин были обезглавлены и погребены без церковных обрядов на Сампсониевском кладбище Санкт-Петербурга.
4 сентября 1937 года настоятель храма Александр Васильевич Владыченский был арестован и впоследствии расстрелян, храм был закрыт и разорён. После войны в здании расположили печи и обустроили городскую хлебопекарню. В левом приделе были обустроены туалет и душевая. Несмотря на поругание, здание ещё поддерживалось в порядке и соответствовало санитарным нормам. Позже, когда сюда въехал склад вторсырья, храм оказался на краю гибели. В 1991 году брошенный на произвол судьбы храм, представлявший жалкое существование, передали общине верующих, после чего началось возрождение святыни. Силами прихожан был проведён капитальный ремонт, собраны иконы, расписан главный алтарь, освящённый во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Чеховская художница Наталья Николаевна Гольдина оформила боковые пределы инкрустацией по дереву в технике маркетри. Был воссоздан после пожара и усадебный дом, в котором расположилась воскресная школа. храм в стиле классицизм с чертами барокко, претерпевший значительные перестройки, обусловившие его теперешний облик, и буквально возрождённый из руин. 30 августа 2014 года великое освящение Иоанно-Предтеченского храма города Чехова совершил архиепископ Можайский Григорий (Чирков). В 2021 году приход праздновал 250-летие со дня основания храма. Праздничную службу совершил Правящий Архиерей Подольской епархии Русской Православной Церкви архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий.
Трёхчастное здание вытянуто по продольной оси. В его композиции господствует верхний ярус — круглая световая ротонда, перекрытая куполом с барабаном и небольшой главой. К храму примыкает прямоугольная апсида и трапезная, расширенная приделами в XIX в. Все части сооружения объединены едиными декоративными приёмами: рустованными пилястрами, накладными досками и впадинами. Двухъярусная колокольня — ровесница трапезной — квадратная в плане. По её бокам разновремённые пристройки.
От храма к реке Лопасне ведёт дощатая лестница. На высоком береговом склоне сохранился старинный липовый парк с террасными прудами. Недалеко от Предтеченского храма находится часовня с купальней, освященная в честь Богоявления Господня. Здесь из четырех труб в бывший барский пруд стекает вода святого источника.
С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Церковь Иоанна Предтечи в Садках.