Соборная церковь во имя Благовещения Божией Матери стоит над рекой Гжатью. О ее построении уцелел документ. Это просьба на имя государя императора Петра I лейб-гвардии поручика Феодора Новокшенова, в которой прописывается, что по указу царского величества в 1718 году велено на новоустроенной пристани в Можайском уезде близ реки Гжати построить вновь церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, да теплую церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, обе деревянные. Тогда же, указом Петра Великого, за благословением митрополита Игнатия Сарского и Подонского, повелено, чтобы «верхи на всех церквях» были сделаны «по чину против прочих церквей, а не шатровые; алтари сделать круглые, тройные, а подле царских дверей по правую сторону поставить образ Всемилостивого Спаса, а подле Всемилостивого Спаса поставить образ настоящих тех храмов. По левую сторону царских врат вначале поставить образ Пресвятой Богородицы и иные образа по чину, а как те церкви построены и к освящению приготовлены будут и те церкви освятить того же Можайскаго уезда, Колоцкого монастыря игумену Тихону». Церковь была окончена в 1724 году.
Первым священником Благовещенского собора был Павел Ефимович Львов-Троепольский. В обеспечение соборного духовенства высочайшим указом было повелено под церковь и под кладбище «попу с причетники под селитьбу отмерить земли во все стороны по 40 сажен, и тоя церкви попу с причетники владеть церковною Николаевскою землею, что в Тарунтаеве, в двух верстах от собора; пашни 11 четвертей в поле, а в дву причтах потому ж, сенных покосов 15 копен». Указ подписан за скрепой дьяка Алексея Владыкина и приложена патриаршая домовая печать (Документ Межевой Московской канцелярии, присланный по просьбе священнослужителей собора). Эта земля в 1748 году по высочайшему указу из Переславской духовной консистории в Гжатский духовный заказ и по добровольному согласию купечества обменена на ближайшую выгонную близ Мавкинского рубежа. Резолюция подписана преосвященным Серапионом, епископом Можайским и Волоколамским, по определению Переславской духовной консистории. Теплая соборная двухпрестольная церковь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла и Николая Чудотворца выстроена в 1753 году. Вместо этой церкви в 1841 году выстроена новая теплая трехпрестольная церковь во имя Тихвинской иконы Божьей Матери, первоверховных апостолов Петра и Павла и святителя Николая.
На берегу реки Гжати в городе Гагарине Смоленской области располагается соборный комплекс, главной постройкой которого является Благовещенский собор, построенный на рубеже XIX-XX веков. В его сложной объёмно-пространственной композиции, стилистически ориентированной на архитектуру эпохи эклектики, доминирует пятиглавый четверик, где все главы – это откровенно декоративные элементы. Псевдорусский облик храма обозначен вариативным набором кокошников, наличниками окон, ширинками пилястр и, самое главное, что в наибольшей степени свидетельствует о взаимосвязи архитектурных форм Благовещенского собора с древнерусским наследием XVII века – это крыльца с характерными «пузатыми» колонками и висячими гирьками.
В последние годы много делающий для изучения и популяризации православных церквей и монастырей Смоленской земли о. Рафаил (Д.А. Ивочкин), ссылаясь на ряд авторов, писавших во второй половине XIX – начале XX века, предложил следующее развитие событий. По его мнению, первый деревянный Благовещенский храм в Гжатске возвели в 1718 году, а затем, в 1724 году, на средства Павла Ефимовича Львова-Троепольского «взамен деревянной церкви был выстроен каменный Благовещенский собор», который по причине малых размеров в 1730-х годах заменили новым каменных храмом. Правда, двумя годами ранее о. Рафаил без каких-либо сомнений писал, что возведённая в 1724 году деревянная церковь в 1735-1736 годах «была заменена каменной».
В этой связи хотелось бы отметить, что в использованной о. Рафаилом литературе нет той определённости в обозначении основных вех в ранней истории гжатского собора. К примеру, внук первого благовещенского священника Стахий Львович Львов-Троепольский действительно говорит в своей летописи о том, что в основанной «по заключении мира со Швециею» Гжатской пристани наиболее ранняя Благовещенская церковь была деревянной. Позже её сменил каменный соборный храм в то же наименование, выстроенный на средства П.Е. Львова-Троепольского. Но в работе С.Л. Львова-Троепольского нет ни одной даты, которые бы точно фиксировали время строительство церквей, как деревянной, так и каменной.
В труде же Г.К. Бугославского и В.А. Никитина, ссылаясь на который о. Рафаил свидетельствует о постройке нового каменного Благовещенского собора в 1730-х годах, отсутствует какое-либо указание на создание в 30-х годах XVIII века более крупного каменного Благовещенского храма. Более того, Бугославский и Никитин, зная, по всей видимости, содержание летописи Львова-Троепольского, тем не менее, раннюю историю соборного комплекса в Гжатске изложили неверно, так как первый храм Гжатской пристани они назвали «маленькой каменной» церковью, хотя у С.Л. Львова-Троепольского эта постройка фигурирует в качестве деревянного сооружения.
Отчасти эта путаница была порождена ещё автором историко-статистического описания Смоленской епархии Н.В. Трофимовским, издавшим свой труд в 1864 году, т.е. за 9 лет до публикации Летописи Львова-Троепольского. Ссылаясь на прошение лейб-гвардии поручика Феодора Новокшенова, он в начале раздела о культовых сооружениях Гжатска указал на то, что в 1718 году в Гжатской пристани предполагалось возвести два деревянных храма: холодный Благовещенский и тёплый Петропавловский. Ниже Трофимовский сообщает о постройке в 1724 году только Благовещенской церкви. При этом он никак не оговаривает материала, из которого сооружался этот храма, хотя из его последующих рассуждений, где Трофимовский отмечает строительство в 1753 году Петропавловской церкви, а в 1841 году Тихвинской, становится очевидным, что и в 1724, и в 1753, и в 1841 годах завершилось строительство каменных храмов. Более того, он не комментирует того факта, что в 1724 году указ 1718 года был выполнен лишь наполовину, поскольку в этом году в Гжатской пристани возвели не две церкви (указ предполагал строительство Благовещенского и Петропавловского храмов), а только одну. Всё это даёт основание предложить (как вариант) следующее развитие событий в первой четверти XVIII века.
Между 1715 и 1718 годами, пока не появилось прошение поручика Новокшенова (1718 г.), пожелавшего возвести в Гжатской пристани две деревянные церкви, уже был выстроен какой-то деревянный, возможно, Благовещенский храм. Но в конце 1710-х годов (не исключено, что уже в 1718 году) намерения причта и прихожан изменились. Допускаем, что произошло это по той простой причине, что П.Е. Львов-Троепольский, первый священник Благовещенской церкви, обладал немалыми средствами, часть из которых и решил вложить в строительство каменного храма. Продолжая вести службу в созданной несколькими годами ранее деревянной церкви, он стал ктитором вновь возводимого каменного Благовещенского собора, освящение которого состоялось в 1724 году. Отметим, что эта датировка содержится в подавляющем большинстве выявленных нами источников XIX – начала XX века. Характерные для позднесредневекового древнерусского зодчества венчающие четверик кокошники в начале – первой четверти XVIII века ещё часто использовали в провинциальной архитектуре, но в строительной практике 1730-х годов подобные элементы становятся чрезвычайно редким декоративным элементом.
Деревянная постройка середины – второй половины 1710-х годов была, по всей видимости, разобрана в начале 1750-х годов, когда наконец-то удалось реализовать все намеченные прошением 1718 года задачи. Вероятно, вместо неё в 1753 году рядом с холодным Благовещенским собором был выстроен новый тёплый храм, один из престолов которого был посвящён апостолам Петру и Павлу, а второй – Николаю Чудотворцу. В первой половине 1830-х годов именно эту церковь собирались заменить новым зданием. Предполагаемую постройку в 1832-1833 годах хотели сделать трёхпрестольным храмом, сохранив прежние наименования в качестве придельных, а главный престол освятить в честь иконы Тихвинской Богоматери. Но в итоге каменная церковь середины XVIII века уцелела, поскольку новый храм пристроили с востока к старому, освятив в 1841 году вновь возведённое сооружение согласно тем пожеланиям, которые причт и прихожане высказали в 1832 году. Т.е. церковь стала Тихвинской с приделами во имя апостолов Петра и Павла и Николая Чудотворца. Храм же середины XVIII века был возобновлён «в 1856 году тщанием гжатскаго купца Петра Георгиева Церевитинова». После ремонт в этой церкви освятили два новых престола: «один во имя Казанской Божией Матери и второй во имя Преподобной Марии Египетской»
Наиболее ранний из найденных документов, относящийся к 1812 году, фиксирует плачевное состояние Благовещенского собора после того как город и его главный храм пострадали во время наполеоновского нашествия. И если на основном объёме и трапезной пожар уничтожил только кровельную систему, то колокольня пострадала в большей степени. Несколько оборвавшихся колоколов пробили свод её нижнего яруса, спровоцировав появление трещин в столбах и разрыв многочисленных связей. Ограда, также пострадала от французов. Протяжённостью 62,5 сажени (порядка 135 м) кирпичное ограждение в пожар лишилось деревянного заполнения. Вероятно, в ближайшие после наполеоновского нашествия годы было устроено новое решётчатое ограждение, которое в 1848-1849 годах заменили металлическим, а в 1863 году в восточное прясло «икрустировали» каменную часовню.
Ещё одним крупным мероприятием по обустройству соборного комплекса в Гжатске незадолго до разрушения первоначального Благовещенского собора стала постройка в восточной линии ограждения новой каменной колокольни, которую возвели в 1878-1882 годах. Ориентированная своими архитектурными формами на эклектику второй половины XIX века, она предопределила будущий облик нового соборного храма.
Основным ктитором нового храма стала «местная капиталистка» А.И. Комарова, вложившая в строительство собора 150 тысяч рублей. Руководствуясь казалось бы благими намерениями – построить для города более вместительную соборную церковь. Несмотря на несколько негативную оценку архитектуры здания 1897-1900 годов Г.К. Бугославским и В.А. Никитиным, его оригинальное композиционное решение и декоративное убранство сделали в начале XX века этот храм, по словам всё тех же Бугославского и Никитина, «одним из первых в Смоленской губернии». Отдавая дань усилиям А.И. Комаровой, власти (городская Дума) «почтили» её «избранием в почетныя гражданки г. Гжатска».
В отличие от своего предшественника новый Благовещенский собор помимо главного престола (Благовещенского) получил ещё и два придельных: «с правой стороны в честь Василия Великаго и с левой – в честь преподобной Анны». Такое посвящение северного придела (во имя преподобной Анны) было, конечно же, обусловлено желанием «строительницы храма» Анны Ивановны Комаровой иметь в созданном ею соборе престол, посвящённый тезоименитой святой.
По завершении Благовещенская церковь была «покрыта железом, окрашенным зеленою масляною краскою», а изнутри «художественно росписана масляными красками». Сохраняя за вновь возведённой постройкой статус холодного собора, печей в нём устраивать не стали. Вмещавший в себя «до 4 тысяч человек и на хорах более пятидесяти человек певчих» храм, был «торжественно освящен 29 октября 1900 года епископом Смоленским и Дорогобужским Петром». На снимках начала XX века видно, что неоштукатуренная изначально колокольня последней четверти XIX века, под влиянием белёного храма, была соотнесена по окраске с соборной церковью Гжатска. Таким собор вошёл в революционное лихолетье и, по всей видимости, достаточно долго сохранял тот облик, что был придан ему на рубеже XIX – XX веков.
В 1929 году в стране развернулась активная компания по закрытию церквей. Не стал исключением и Гжатск, где в январе 1930 года был закрыт главный храм города – Благовещенский собор. В конце 1930 года здесь устроили «звуковой кинотеатр». В октябре 1941 года, когда Гжатск был оккупирован немцами, лишённый крестов Благовещенский храм сначала сохранял даже кровлю. Позже она стала ветшать, а колокольня частично даже была разобрана. В этот период в соборной церкви немцы устроили бойню для рогатого скота. В марте 1943 года, во время освобождения города частями советской армии, Благовещенский храм почти не пострадал, зато почти полностью была разрушена колокольня. К середине – второй половине 1940-х годов её остатки были разобраны, а сама церковь во многом утратила своё кровельное покрытие.
Продолжая ветшать, в таком состоянии церковь оставалась вплоть до 1974 года, когда решением Смоленского облисполкома Благовещенский собор был принят на охрану как памятник архитектуры. В следующем году на него был составлен паспорт и, вероятно, тогда же или несколькими годами позже было принято решении о приспособлении здания Благовещенской церкви под музей. Реставрационные работы начались здесь в конце 1970-х го и в середине 1980-х годов в целом они были завершены. Ещё несколько лет ушло на создание экспозиции, и 13 июля 1990 года музей был открыт. В здании Благовещенского собора он полноценно работал до 2013 года, когда началась постепенная передача храма верующим.
В 2013 году здесь возобновилась церковная жизнь, которая, вскоре, позволила вернуть полноценный облик соборному комплексу города Гагарина. В 2014 году было подписано соглашение о намерениях между администрацией Смоленской области и Смоленской епархией о передаче архиерейского подворья Благовещенского собора Русской Православной Церкви.
В рамках проекта «Историческая память» партии «Единая Россия» были проведены значительные реставрационные работы. 24 июля 2022 года состоялось освящение возрожденного соборного храма Благовещения Пресвятой Богородицы. В связи с завершением реставрационных работ патриарх Кирилл своим указом присвоил храму Благовещения Пресвятой Богородицы города Гагарина статус соборного с правом совершать литургию с открытыми Царскими вратами до молитвы «Отче наш».
В наши дни Благовещенский собор города Гагарина является одним из крупнейших храмов Смоленской области. Его вместимость составляет около 4000 человек.
С сайта: https://gagarin.blagochin.ru/istoricheskaya-spravka/