В 1719 году указом Петра Первого торговое село Гжатск было преобразовано в Гжатскую пристань, куда были переведены торжки из Можайского уезда и из ближайших городов переселены 30 семей посадских людей, занимавшихся торговлей. Задачей новой пристани было обеспечение новой столицы — Петербурга — хлебом.
С середины 18-го века селение именуется Гжатской слободой и становится центром системы торговых сел, расположенных на реках Гжать и Вазуза. Гжатская слобода (с 1776 года – город), расположенная на пересечении водного и сухопутного торговых путей, быстро обустраивается — формируются улицы, торговые площади, строятся первые каменные здания. Ими стали два каменных храма, построенные в одни и те же годы : Богоявленская (Казанская) церковь в левобережной части города и Благовещенский собор в правобережной части. Благовещенский собор в 1896 году по ветхости был разобран и на его месте на средства А.И.Комаровой было построено новое здание собора.
На центральной торговой площади, называвшейся Конной площадью, в 1734-1743 годах на средства прихожан была построена церковь в честь Богоявления, в которой было два придела: один — в честь Казанской иконы Матери Божией, другой — во имя святителя Димитрия Ростовского. Храм освящен в 1744 году по благословению епископа Феофилакта, Переславского и Дмитровского. Рядом с Богоявленским храмом в 1756 году на средства купца Петра Афанасьевича Немчинова построен каменный храм во имя святителя Николая чудотворца с приделом Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В церкви находилась небольшая Казанская икона Матери Божией в сребро-золоченой раме, пожертвованная Петром I при основании Гжатской пристани. Накануне каждого воскресенья после всенощного бдения перед этой иконой читался акафист.
На Конной площади ежегодно в июле проводилась многодневная ярмарка, привлекавшая купцов из многих городов России. Она начиналась 21 июля, в день, когда Церковь совершает празднование в честь Казанской иконы Божией Матери и именовалась Казанской ярмаркой.
Рядом с Богоявленской (Казанской) церковью в 1756 году на средства гжатского купца Петра Афанасьевича Немчинова была построена приписная каменная церковь с двумя престолами: в честь святителя Николая и в честь Трех Святителей. Отдельно стоящая шестиярусная колокольня в стиле классицизма была построена в начале XIX века. Недалеко от храма стояла каменная часовня, построенная в XVIII веке. В ней хранилась большая древняя икона святителя Николая, почитаемая всеми горожанами включая и старообрядцев.
К Богоявленской (Казанской) церкви была приписана также кладбищенская Вознесенская церковь с небольшим теплым приделом в честь священномученика Харалампия, построенная в 1791 году. В дни Отечественной войны 1812 года, храм Богоявления Господня (Казанской иконы Божией Матери), как и остальные церкви Гжатска, пострадал во время уличных боёв и позднее был частично перестроен и заново освящён. При восстановлении декорирование барочных фасадов частично было изменено.
В 1930-е годы Богоявленская (Казанская) церковь была закрыта. У храма была высокая колокольня, которую можно видеть на дореволюционных фотокарточках, но во время нацистской оккупации, фашисты её взорвали, поскольку она служила хорошим ориентиром для советской авиации и артиллерии. В послевоенное время она использовалась как зерновой склад, предпринимались попытки приспособить её под водонапорную башню.
На протяжении долгого времени Казанская церковь стояла бесхозной. По одной из современных легенд, в 1962 году ее даже хотели снести, поскольку на Красной площади города Гжатска собирались построить Дом советов. В конце семидесятых — начале восьмидесятых годов церковь была отреставрирована когда здание было признано памятником архитектуры и до апреля 1992 года в ней располагалась картинная галерея. Нынешний облик несколько отличается от первоначального, однако многие элементы внешнего убранства и декора, пилястры, окна и ниши соответствуют первоначальному проекту. Во время восстановления полуразрушенного в 1943 году памятника архитектуры, к основному зданию храма советскими реставраторами был пристроен небольшой придел с северо-западной стороны храма.
1 апреля 1992 года церковь была передана Смоленской епархии, а 18 апреля 1992 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил её освящение. В 1996-1999 гг. велись ремонтные работы на фасадах и в интерьере храма. В результате этих реставрационных работ фасады храма были выкрашены в приятный розово-белый цвет, а кровля храма, трапезной и придела окрасились в ярко-зелёный цвет.
С сайта: https://gagarin.blagochin.ru/istoricheskoe-nasledie-xramov/