«…Южную часть древнего Боголюбова-города занимает обосновавшийся в XIII веке в покинутом замке Боголюбов монастырь, широко использовавший для привлечения богомольцев чудесные легенды этого места, Боголюбовскую икону и в особенности память об убийстве здесь князя Андрея Боголюбского, канонизованного церковью в 1702 году. Все это позволило монастырю вести крупное строительство. Белая монастырская ограда, идущая вдоль шоссе, видимо, проходит по линии древней внутренней стены замка, отграничивавшей его собственно дворцовую часть. В северной половине, вероятно, жила дворцовая челядь, княжеские слуги и ремесленники. Над Святыми воротами монастыря высится сооруженная в 1841 году огромная колокольня с торжественной аркой и церковью под звоном.
Прямо за колокольней громоздится массив монастырского собора, построенного в 1866 году в казенном византийско-русском стиле. Обе эти постройки резко противоречат масштабам древнего замкового холма и драгоценных остатков построек княжеского дворца XII века, они как бы подавляют все окружающее своей нарочитой огромностью. Минуя эти постройки, войдем внутрь ограды через ворота слева от колокольни и остановимся в середине небольшого монастырского двора: мы находимся примерно в центре дворцовой площади княжеского замка. Ее выстланная белокаменными плитами древняя поверхность лежит под нашими ногами на глубине около 1,5 м, под слоями разрушений и перекрывавшей их земли.
Не много сохранилось от дворцового ансамбля. Видимо, уже после смерти Андрея его Боголюбов-город перестал привлекать внимание владимирских князей. Впервые в 1177 году его разорил и пограбил рязанский князь Глеб, а потом ураган монгольского нашествия снес с лица земли его крепостные стены; вероятно, были сильно разрушены и дворцовые здания, камень которых растаскивался потом на нужды монастырского строительства. Вдоль южного края ограды стоит сильно искаженный в 1804 году переделками корпус Благовещенской церкви (1683). На ее месте, по преданию, стояла церковь Леонтия, якобы построенная Андреем Боголюбским. Рядом с ней — часовня XVII века «святой шатер», которая, как скажем ниже, действительно стоит на развалинах одного из интереснейших зданий замка XII столетия.
В конце XVII века еще был цел древний дворцовый собор Рождества богородицы, описанный местным монастырским летописцем игуменом Аристархом. Он же рассказывает и о гибели этого памятника. Невежественный игумен Ипполит, пожелавший видеть в храме «большую светлость», распорядился проломить в его стенах огромные окна, и древний собор в 1722 году рухнул. По счастливой случайности уцелела часть его северной стены, удержанная примыкающим к ней древним переходом, связанным с лестничной башней. Последние были сохранены, так как это было чтимое место — здесь был убит князь Андрей. Собор же был разобран, и на основании его стен в 1751 году была построена существующая церковь. Рассматривая западный фасад этих построек, мы легко отличаем древние части по их колончатым поясам и узким окнам, уже знакомым нам по памятникам Владимира; на западном же фасаде нового собора вставлены резные львиные маски, уцелевшие от резного убранства древнего храма.
Чтобы восстановить картину княжеского дворца XII века, мы должны соединить все данные источников и материалы раскопок. Мы попытаемся рассказать об этом так, чтобы перед читателем прошли основные факты и из них перед его мысленным взором возник бы живой образ дворцовых зданий, словно они вновь реально стоят на древней боголюбовской земле.
Собор был центром дворцового ансамбля. Современник строительства дворца и собора, приближенный князя вышгородский священник Микула, в своей полной трагизма повести об убийстве Андрея с изумлением писал о красоте и драгоценном убранстве храма, его «золотых» полах, окованных «золотом» порталах и дверях, драгоценной утвари. По словам Микулы, князь хорошо понимал силу искусства и приказывал вводить на соборные хоры гостей и послов с киевского юга, из византийского и западного зарубежья, чтобы они видели красоту храма и выраженное в его богатстве и красоте могущество владимирского князя. Шестью веками позже игумен Аристарх отмечал, что собор был в точности похож на Покров на Нерли; он писал также о необычайных круглых столбах собора, увенчанных огромными «коронами». Все это казалось вымыслом или преувеличением. Однако раскопки 1934—1938 годов показали, что все это близко к истине.
Войдем в западную пристройку у собора. Перед нами — нижняя часть западного фасада собора 1158 года с его великолепно тесанным аттическим цоколем, мощными пилястрами с полуколоннами, опирающимися на романские базы с угловыми рогами-грифами. В центре — портал знакомых нам форм, но на его колонках сохранились следы гвоздей, под которыми местами прослеживались мелкие кусочки тонких листов вызолоченной меди. Следовательно, он действительно был окован как бы «золотом». При раскопках были найдены и резные камни соборного фасада — обломки пышных лиственных капителей, женские маски, связанные с посвящением храма богоматери. Маски не были одинаковы: одни передавали тонкие и безмятежные девичьи лики, другие были полны напряжения и сосредоточенной мысли, скупо переданной складкой на лбу и глубоко посаженными глазами. От тесанных из белого камня водометов, лежавших меж закомар собора, найдена круглая скульптура — голова собаки или дракона, изваянного на верхней части лотка.
Войдем внутрь собора, где его вскрытая раскопками южная часть оставлена для обозрения. Столбы новой церкви покоятся на основании древних круглых столбов-колонн с аттическими базами. Их стволы были расписаны фреской под белый мрамор и завершались в высоте под сводами огромными позолоченными лиственными капителями, напомнившими монаху-летописцу «короны». Древний пол собора не сохранился, но на его известковой подготовке при ее вскрытии были видны зеленоватые контуры устилавших его больших прямоугольных медных плит, запаянных оловом; были найдены и обломки этих плит красной меди. Начищенные до блеска, они казались «золотыми». У юго-восточного столба сохранились камни белокаменной алтарной преграды. Она была невысока, и над ее аркадой был виден золоченый шатер надпрестольной сени-кивория, о красоте которой летописец сказал, что сень была «измечтана всею хитростью».
В слоях разрушения собора, оставленных при его разборке, лежали целые пласты мелких обломков фресок, покрывавших стены и своды собора. Насколько можно судить по сохранившимся фрагментам, цветовая гамма росписи была сдержанна и изысканна. Преобладали охристые, зеленые и синие тона. Фигуры святых выступали в арочных обрамлениях с акантовым орнаментом, хорошо связывавших роспись с архитектурой храма, как это было и во владимирском Успенском соборе. В западной трети собора, среди обломков камня, было собрано много обломков майоликовых плиток от нарядного пола хор; на некоторых из них были изображения чудищ и цветов. Блестящая поверхность медного пола храма и зеркальная гладь цветной майолики отражали снопы света, лившегося из окон и барабана главы и лучи свечей в драгоценных люстрах-паникадилах.
Художественный эффект интерьера усиливали цветные ткани и завесы алтарной преграды, обилие золотой и серебряной утвари. В западной части северной стены сохранилась древняя арка входа на хоры. Они были высоко подняты, и залитое светом и сиявшее красками росписи пространство собора казалось необычайно просторным и устремленным ввысь. Действительно, было чем гордиться владимирскому князю, было чему изумляться гостям и послам из чужих земель!
В соборе теперь выставлены найденные при раскопках архитектурные фрагменты. Здесь же стоит четырехликая капитель, являвшаяся деталью упоминаемого летописью притвора собора. Он, как можно думать, представлял собой открытый портик перед выходившим на дворцовую площадь западным порталом. Его арки и опирались на две угловые колонны с четырехликими капителями. Среди собранных в соборе фрагментов находится и драгоценный памятник русского письма XII века — белокаменный крест с резной надписью «похвалы кресту», первоначально стоявший на устье Нерли как путеводный знак, предупреждавший об отмелях и перекатах на слиянии рек.
Выйдем через северный портал и остановимся под сводом перехода: слева — часть древней стены собора, из-под арки видны клинчатые консоли его колончатого пояса и часть полуколонки пилястры. Следовательно, собор был отделан с этой стороны полностью, хотя над поясом был уже выложен проем входа на хоры, и мастера знали, что колонки пояса исчезнут, закрытые пристройкой перехода... Сведения летописцев и данные раскопок позволяют дать реконструкцию дворцового собора.
Теперь мы войдем в лестничную башню (реставрирована в 1963 г. Л.С. Филипповой) — свидетельницу трагедии, разыгравшейся в Боголюбовском замке в черную июньскую ночь 1174 года... Израненный заговорщиками-боярами в своей опочивальне, князь Андрей сполз по ступеням лестничной башни, скрылся в нише за «столпом восходным» и был здесь добит убийцами. О событиях этой ночи и последующих дней восстания во Владимире и Боголюбове с поразительным реализмом и страстностью рассказывает повесть попа Микулы, использовавшего данные судебного допроса заговорщиков, рассказы очевидцев и свои впечатления о грозных днях «мятежа». Каменные ступени винтовой, перекрытой ползучим сводом и освещенной узкими, похожими на бойницы оконцами лестницы выводят на второй этаж. Великолепное тройное окно с массивными колонками и резными капителями смотрит через замковую стену вдаль нерльской поймы, где белеет церковь Покрова на Нерли. Стена с дверью на переход к хорам украшена колончатым поясом — это пояс северного фасада перехода, справа он прикрыт аркой примкнувшей к нему лестничной башни. Снова мы видим систему, характерную для строительства того времени, — отделывать каждую часть ансамбля целиком, даже с той стороны, где заведомо примкнет новое звено. Возможно, что новая роспись пояса, изображающая князя Андрея перед богоматерью и за ним епископа ростовского Леонтия, которого Андрей прочил в святые, повторяет древнюю роспись, аналогичную росписи пояса Успенского собора во Владимире.
Пройдем в помещение перехода с его узкими прямоугольными оконцами. Взглянув через арочный проем вниз на вскрытую раскопками часть храма, мы с особой силой ощущаем необычайную высоту дворцового собора. Стены перехода украшены ремесленной росписью монастырских живописцев, изображающей сцены убийства князя Андрея: монахи уверяли, что эта комната и была княжеской «ложницей» — опочивальней. Но в северной стене второго этажа башни сохранился теперь заложенный древний арочный проем. Он и вел во дворец.
Посмотрим на северную стену башни снаружи. Ее формы тождественны собору: угловые полуколонны с резными капителями, дуга закомары (позднее надложенная в углах при надстройке шатровой колокольни), колончатый пояс. Над ним виден закрытый позднейшей кладкой выход. Он никуда не ведет и обращен в пустоту. Дореволюционные исследователи считали, что здесь примыкал простой висячий деревянный переход, связывавший башню с горницами рубленых княжеских хором. Но раскопки показали, что под землей сохранились остатки не деревянного, а белокаменного перехода к дворцу. Он поднимался над точно снивелированной белокаменной мостовой с проложенными меж ее плит белокаменными же желобами для отвода осадков с дворцовой площади.
Около башни был узкий арочный проем для пешеходов. Далее, в продолговатом пилоне, было помещение для дворцовой стражи; вход в него в восточной стене украшала скромная резная тяга, а восточный фасад был оформлен слепой аркой, окованной золоченой медью. Таким образом, нижний ярус представлял собой монументальную аркаду, несущую коридор перехода, украшенный снаружи колончатым поясом, который пересекал вторично и фасад башни, связывая отдельные части переходов в единое целое. Своды арочных проемов были расписаны фресками, а на фасадах были вставлены отдельные резные камни. Обломки колонок пояса, фресок, резьбы, а также майоликовых плиток пола перехода были найдены в слое разрушения здания.
На месте самого дворца стоит теперь корпус бывших монастырских келий начала XIX века, при постройке которого были встречены остатки его белокаменных стен. Он был двухэтажным, и нет сомнения, что и его фасады несли те же элементы убранства, какие мы видим теперь на башне и звене северного перехода, то есть колончатый пояс, пилястры, членящие плоскости стен, мотив аркад в нижнем ярусе и, несомненно, резной камень. Часть этих деталей была найдена при раскопках. Возможно, что дворец отличался особым характером своих кровель, выделявших светскую, дворцовую часть ансамбля, как была выделена и лестничная башня, закомары которой завершала шатровая вызолоченная кровля.
Таким образом, князь и его приближенные могли, не спускаясь на землю, прямо из верхних покоев дворца пройти анфиладой переходов на хоры собора. Но хоры еще не замыкали дворцового комплекса. К югу от собора, под землей, среди позднейших могил и склепов сохранились ничтожные остатки фундаментов и мостовых, позволяющие восстановить симметричное северному южное крыло переходов со второй лестничной башней. От их убора сохранились обломки аналогичных северному переходу деталей — колонок пояса, фресок, резьбы, майоликовых плиток пола. Эти переходы вели на замковую боевую стену и в случае боевой тревоги связывали дворец и крепость.
Так выглядел первоначально многосложный и своеобразный ансамбль Боголюбского дворца. Здания не располагались фронтально, в одну линию, но у северной башни делали излом, отвечавший излому южного склона замкового холма. Оба фасада — восточный и западный — были очень эффектны. Восточный смотрел в сторону речной пристани. Сюда были обращены стройные апсиды собора с членившими их фасады тонкими полуколонками, сюда смотрело тройное окно лестничной башни и выходил вход в нее; за полутенью арочных проемов переходов светился белый камень дворцовой площади, куда пришельцы из Владимира попадали через главные ворота дворцовой части. На эту главную площадь выходил лучший западный фасад ансамбля, связанный в единое целое лентой колончатого пояса и мотивом аркад переходов. Его ядром был златоглавый собор с как бы охранявшими его лестничными башнями, образующими симметричный и торжественный центр композиции. Он напоминал двухбашенную киевскую Софию и явно имел целью это гордое сопоставление. По сторонам развертывались крылья переходов, сраставшиеся на юге с замковой стеной и с севера — с дворцом.
Против юго-западного угла собора на площади стояла особенно примечательная постройка ансамбля — киворий. Сейчас на его месте стоит кирпичная часовня XVII века с четырьмя грушевидными столбами, первоначально завершавшаяся шатровым верхом. Под ней стояла белокаменная чаша с высеченным на дне крестом. Легенда рассказывала, что из этой чаши князь Андрей якобы оделял наградами строителей замка. Раскопки открыли остатки трехступенного круглого подножия чаши, по краю которого шли круглые базы с угловыми рогами-грифами от восьми стройных колонн. Найденные фрагменты и аналогии позволили восстановить облик этой изящной ажурной постройки, столь неожиданной в условиях сурового русского климата. Киворий образовал сень над чашей, в которой содержалась освященная вода, и здесь путник мог утолить жажду и освежить лицо «святой водой». Видимо, киворий был последней постройкой ансамбля, созданной около 1165 года. На одном из камней ступеней кивория мастер вырезал княжеский знак, свидетельствующий об участии в строительстве княжеских владимирских зодчих.
Таким рисуется Боголюбовский дворец в свете данных, какими располагает наука. Они объединяются в целостную картину путем научной гипотезы, научного домысла и, конечно, как всякая реконструкция исчезнувшего памятника, является в какой-то мере предположительной. Тем не менее ее можно и должно дать.
Боголюбовский дворец был одним из выдающихся произведений княжеских строителей. Пышные, сверкающие белым камнем и золоченой медью княжеские палаты были теснейшим образом связаны с русской традицией. Обычная трехчленная схема богатого жилого дома складывалась из жилой избы, соединенной переходом сеней с чистой парадной частью — клетью. Любопытно, что древние источники и называют лестничную башню дворца «сенями», явно отмечая ее аналогию сеням обычного жилища. Эта схема жилья не раз развертывалась русскими зодчими в монументальный дворцовый ансамбль. Так было, например, в Галиче XII века, где к каменному собору примыкал деревянный переход к рубленым хоромам. Дворцовая церковь с ее хорами заменяла «чистую половину» — клеть. В Боголюбове эта схема была развита и с блеском воплощена целиком в белом камне.
В архитектуре Боголюбовского дворца много общего с приемами и формами Успенского собора во Владимире, но здесь, в гражданском ансамбле, смог сильнее проявиться интерес к декоративному богатству архитектуры. Здесь впервые появились великолепные цокольные аттические профили, шире была применена золоченая медь и фресковая роспись наружных частей здания, еще ярче сказалась демонстративная парадность архитектуры. Белые стены замка на высоком речном берегу были видны издалека, из-за них сверкали золоченые верхи храма и башен. Обдумывая постройку дворца и замка, князь и зодчие обращались к описаниям в исторических сочинениях того времени прославленного сооружения библейской древности — храма Соломона в Иерусалиме — и использовали в своей постройке многое из этих описаний.
Боголюбовский замок был вторым после Владимира центром политической жизни времени Андрея Боголюбского. Сюда, в княжескую резиденцию, шли послы из соседних земель и зарубежья, здесь решались вопросы войны и мира и судьбы Владимирской земли и Руси…»
Источник: Воронин Н.Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. М., «Искусство», 1967.
http://www.rusarch.ru/voronin1.htm