На месте каменной соборной Благовещенской церкви существовала деревянная соборная церковь того же имени в начале XVII ст.; в 1678 г. при этой соборной церкви была другая теплая церковь. Если мы сопоставим данные 1646 и 1678 гг., то можем заключить, что холодная соборная церковь между этими годами была перестроена, так как придел св. муч. Параскевы, показанный при Благовещенской церкви в 1646 г., оказывается в 1678 г. уже при теплой церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи.
В конце XVII ст. вместо деревянной Благовещенской церкви построен и освящен в 1700 г. каменный соборный храм; храмоздателем был гостиной сотни торговый человек Семен Ершов. Храм этот пятиглавый в своих существенных чертах сохраняет первоначальный наружный вид до настоящего времени, внутренние же украшения значительно обновлены особенно в недавнее время. Престолов в храме два: главный – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в приделе – во имя преп. Макария Желтоводского, устроен в 1864 г. в память придела того же имени, бывшего в деревянной соборной церкви.
Рядом с холодною соборною церковью существует каменная, теплая. Когда и кем построена эта церковь, сведений о том не сохранилось. Глава на храме одна, внутри храм делится на 3 части двумя поперечными арками: алтарь, собственно храм и трапезу. Престолов в этом храме два: главный – в память Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи, в приделе - во имя св. муч. Параскевы. Отдельно от церквей стоит каменная колокольня с шатровым верхом, время ее построения неизвестно. В обеих соборных церквах сохранилось несколько старинных икон и других свящ. предметов.
В Благовещенской церкви особенно чтима прихожанами и окрестными жителями старинная Смоленская икона Божией Матери, и икона эта почитается чудотворною; риза на ней серебряная и частью вызолоченная. В теплой соборной церкви замечательны по древности следующие иконы: местная икона Вседержителя, писанная в 1659 г.; храмовая икона св. Иоанна Предтечи, писанная в 1628 г.; икона св. и чудотв. Николая и иконы: св. Алексия Человека Божия и Марии Египетской, писанные в 1652 г.
К Благовещенскому собору с 1870 г. приписана Сретенская церковь упраздненного женского монастыря. К собору же приписана кладбищенская церковь Всех Святых. Причт при соборе с приписными церквами состоит из протоиерея, священника, штатного диакона и 2 псаломщиков. На содержание их получается: жалованья из гос. казначейства 1050 руб. в год, процентов с причтового капитала в 3843 руб. – 148 руб. 72 коп. и от служб и требоисправлений 830 руб., а всего до 2030 руб. в год. Члены причта помещаются в церковных каменных домах, оставшихся при Сретенской церкви после упраздненного женского монастыря. В церковно-приходской школе в 1897 г. обучалось 20 мальчиков. Богадельня содержится на капитал, составленный из частных пожертвований; весь капитал состоит из 19 071 руб. Призреваемых ежегодно около 20 лиц. Приход соборный состоит из жителей гор. Гороховца и деревень: Морозовки, Городищ, Княжичей, Слухина и Арефина, всех прихожан по клировым ведомостям числится 794 души муж. пола и жен. пола 904 души.
В. С. Березин, В. Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В. А. Паркова, 1898 г.