ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Козельск (Оптино). Оптина Пустынь.

Свято-Введенский ставропигиальный монастырь Оптина Пустынь


Козельск (Оптино). Оптина Пустынь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1504.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, Калужская область, город Козельск, монастырь «Оптина Пустынь».

Координаты: 54.05345, 35.83238
Проезд: из города на восток по шоссе, ведущему в Сосенский, мост через р. Жиздру; после моста первый поворот налево и дорога на Оптину; оттуда ещё 1,5 км; от станции метро Юго-Западная ежедневно выезжает автобус по маршруту Москва - Козельск; от автостанции в Козельске до монастыря около 3 км. На автомоби ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда из города на восток по шоссе, ведущему в Сосенский, мост через р. Жиздру; после моста первый поворот налево и дорога на Оптину; оттуда ещё 1,5 км; от станции метро Юго-Западная ежедневно выезжает автобус по маршруту Москва - Козельск; от автостанции в Козельске до монастыря около 3 км. На автомобиле: на Киевское шоссе в сторону Калуги. Проезжаете поворот на Калугу. По указателям таких поворота два, первый (направо) ведет на мост, а второй (налево) и есть основной. Проехав поворот на Калугу, следите за автомобильными мостами, которые проходят над дорогой, вам нужен второй по счету, он находится на 186 км шоссе. Нужно проехать этот мост, после него указатель на Оптину. В конце моста указатель - Козельск. Далее все время прямо, до некоего монумента, там по указателю, направо. В Козельске до светофора и налево. После моста через реку - первый поворот налево. Дорога от трассы до Козельска большей частью неплохая, однако можно проехать и через Калугу, особенно на обратном пути, указатели на Москву ведут через Калугу



План Оптиной пустыни,Калужская область,Козельск
Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы Церковь Казанской иконы Божией Матери Церковь Владимирской иконы Божией Матери Надвратная церковь Владимирской иконы Божией Матери Церковь прп.Марии Египетской и Анны Праведной Церковь Иконы Божией Матери Церковь Спаса Преображения Церковь прп.Иллариона Великого Церковь Всех Святых Часовня над могилами монахов Часовня-сень Деревянная звонница Колокольня Братские кельи, южный флигель (XIX в.) Трапезная (XIX в.) Настоятельский игуменский корпус Келейный корпус Келейный корпус Монастырская постройка Святые врата Паромная башня (1830-е гг.) Библиотечная башня (1830-е гг.) Скитская башня (1830-е гг.) Лазаретная башня (1830-е гг.) Стены ограды (1830-е гг.) Некрополь Некрополь

Храмы монастыря Оптина Пустынь:

1. Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы
2. Церковь Казанской иконы Божией Матери
3. Церковь Владимирской иконы Божией Матери
4. Надвратная церковь Владимирской иконы Божией Матери
5. Церковь прп. Марии Египетской и Анны Праведной
6. Церковь иконы Божией Матери "Спорительница хлебов" и церковь иконы Божией Матери "Живоносный источник"
7. Церковь Спаса Преображения
8. Церковь прп. Иллариона Великого
9. Церковь Всех Святых
10. Часовня Воскресения Христова
11. Часовня-сень
12. Деревянная звонница
13. Колокольня
В 200 м к югу от монастыря Часовня Амвросия Оптинского

Другие постройки монастыря :

14. Братские кельи, южный флигель (XIX в.)
15. Братские кельи, северный флигель (XIX в.)
16. Трапезная (XIX в.)
17-20. Монастырские постройки
21. Хлебопекарнный корпус (1842 г.)
22. Библиотека(XIXв.)
23. Настоятельский "игуменский" корпус
24. Келейный корпус
25. Келейный корпус
26. Магазин (“Свечи.Просфоры.”)
27. Монастырская постройка
28. Святые врата(1830-е гг.)
29-30. Монастырские постройки
31. Подпорная стена
32. Некрополь
33. Территория подсобного хозяйства
34. Гостиница (бывшая больница, XIX в.)
35. Пафнутьевская башня (1830-е гг.)
36. Паромная башня (1830-е гг.)
37. Хозяйственные ворота
38. Никольская башня (1830-е гг.)
39. Северные ворота
40.Библиотечная башня (1830-е гг.)
41.Скитская башня (1830-е гг.)
42.Лазаретная башня (1830-е гг.)
43.Стены ограды (1830-е гг.)
44. Монастырская постройка
45. Хозяйственная постройка

Скиты и подворья :

План составлен В.Д.Курковым



Сортировка:

Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Надежда Лаврова
8 октября 2011
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Игорь Лугачёв
21 июля 2007
Оптина Пустынь, Оптина из-за реки<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Оптина из-за реки
Константин
16 февраля 2007
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Андрей Агафонов
1 января 1990
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
11 декабря 2010
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Чупринин Михаил
8 октября 2010
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Чупринин Михаил
8 октября 2010
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Чупринин Михаил
8 октября 2010
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Чупринин Михаил
8 октября 2010
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Андрей
20 июля 2003
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Андрей
20 июля 2003
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Юрий Моченов
10 июля 2020
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
МОРПЕХ879
13 мая 2018
Оптина Пустынь, Звонница.<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Звонница.
МОРПЕХ879
13 мая 2018
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
10 мая 2015
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
10 мая 2015
Оптина Пустынь, Келейный корпус (на схеме - N 24)<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Келейный корпус (на схеме - N 24)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
21 марта 2015
Оптина Пустынь, Роспись свода прохода через Святые врата<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Роспись свода прохода через Святые врата
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
21 марта 2015
Оптина Пустынь, Часовня-сень<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Часовня-сень
Аксюхин А.А.
22 июля 2012
Оптина Пустынь, Фрагмент южного фасада<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Фрагмент южного фасада
Иванов Дмитрий
27 июля 2011
Оптина Пустынь, Вид с юго-востока<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Вид с юго-востока
Иванов Дмитрий
27 июля 2011
Оптина Пустынь, Фреска с изображением Оптинских старцев Моисея, Антония, Варсонофия и Анатолия<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Фреска с изображением Оптинских старцев Моисея, Антония, Варсонофия и Анатолия
Иванов Дмитрий
27 июля 2011
Оптина Пустынь, Фреска с изображением Оптинских старцев Никона и Исаакия<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Фреска с изображением Оптинских старцев Никона и Исаакия
Иванов Дмитрий
27 июля 2011
Оптина Пустынь, Ворота монастыря, над которыми располагается Владимирский храм.<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Ворота монастыря, над которыми располагается Владимирский храм.
Иванов Дмитрий
27 июля 2011
Оптина Пустынь, Гостиница (19 век), вид с запада.<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Гостиница (19 век), вид с запада.
Иванов Дмитрий
27 июля 2011
Оптина Пустынь, Лазаретная башня монастыря<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Лазаретная башня монастыря
Иванов Дмитрий
27 июля 2011
Оптина Пустынь, Пафнутьевская башня<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Пафнутьевская башня
Иванов Дмитрий
27 июля 2011
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Радист
21 июня 2011
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Радист
21 июня 2011
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Радист
21 июня 2011
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Радист
21 июня 2011
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Радист
19 июня 2011
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
11 декабря 2010
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
11 декабря 2010
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
11 декабря 2010
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
11 декабря 2010
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
11 декабря 2010
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
11 декабря 2010
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Чупринин Михаил
8 октября 2010
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Чупринин Михаил
8 октября 2010
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
15 июля 2010
Оптина Пустынь, Роспись арки Святых ворот.<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Роспись арки Святых ворот.
Матишо
13 июня 2010
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Дмитрий
5 октября 2008
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Илья Смирнов
13 апреля 2008
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Илья Смирнов
13 апреля 2008
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Илья Смирнов
13 апреля 2008
Оптина Пустынь, зимой в Оптиной пустыни<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
зимой в Оптиной пустыни
Ирина
1 января 2005
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Дмитрий Васильков
23 августа 2004
Оптина Пустынь, надвратная церковь, вход в монастырь<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
надвратная церковь, вход в монастырь
Ирина
4 июня 2004
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Андрей
20 июля 2003
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Андрей
20 июля 2003
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Андрей
20 июля 2003
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Андрей
20 июля 2003
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Андрей
20 июля 2003
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Андрей
20 июля 2003
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Андрей
20 июля 2003
Оптина Пустынь, Поклонный крест всей монастырской братии<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Поклонный крест всей монастырской братии
Михаил Суханов
19 октября 2002
Оптина Пустынь, Входные ворота Оптиной Пустыни в 1998-м году<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Входные ворота Оптиной Пустыни в 1998-м году
Марина См.
1 мая 1998
Оптина Пустынь, Фото из журнала "Русский паломник"<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Фото из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
1915
Оптина Пустынь, Фото Ивана Горелова, около 1910г.<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Фото Ивана Горелова, около 1910г.
Владимир Курчаков
1910
Оптина Пустынь, Фото 1909 года во время разлива реки Жиздры (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/6075/)<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Фото 1909 года во время разлива реки Жиздры (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/6075/)
Иванов Дмитрий
1909
Оптина Пустынь, Башни  монастыря. Частная коллекция. Фото 1900-х годов<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Башни монастыря. Частная коллекция. Фото 1900-х годов
Михаил Мещанинов
10 июня 1906
Оптина Пустынь, Частная коллекция. Фото 1900-х годов<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Частная коллекция. Фото 1900-х годов
Михаил Мещанинов
10 июня 1906
Оптина Пустынь, Почтовая раскрашенная открытка; издание Книжной лавки Оптиной Пустыни. М. Kampel, Moskau 5<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Почтовая раскрашенная открытка; издание Книжной лавки Оптиной Пустыни. М. Kampel, Moskau 5
Алексей Кротов
01.01.1900 - 01.01.1917
Оптина Пустынь, Фото из журнала "Новый мир".<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Фото из журнала "Новый мир".
Андрей Агафонов
1899
Оптина Пустынь, Открытка конца 19 века (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/6075/)<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Открытка конца 19 века (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/6075/)
Иванов Дмитрий
1878
Оптина Пустынь, Открытка конца 19 века (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/6075/)<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Открытка конца 19 века (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/6075/)
Иванов Дмитрий
1878
Оптина Пустынь, Открытка конца 19 века (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/6075/)<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Открытка конца 19 века (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/6075/)
Иванов Дмитрий
1878
Оптина Пустынь, Фото конца 19 века (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/6075/)<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Фото конца 19 века (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/6075/)
Иванов Дмитрий
1878
Оптина Пустынь, Архивное фото конца 19 века (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/6075/)<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Архивное фото конца 19 века (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/6075/)
Иванов Дмитрий
1878
Оптина Пустынь, Архивное фото конца 19 века (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/6075/)<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Архивное фото конца 19 века (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/6075/)
Иванов Дмитрий
1878
Оптина Пустынь, Открытка конца 19 века (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/6075/)<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Открытка конца 19 века (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/6075/)
Иванов Дмитрий
1878
Оптина Пустынь, Архивное фото конца 19 века (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/6075/)<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Архивное фото конца 19 века (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/6075/)
Иванов Дмитрий
1878
Оптина Пустынь, Фото конца 19 века (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/6075/)<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Фото конца 19 века (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/6075/)
Иванов Дмитрий
1878
Оптина Пустынь, Фото конца 19 века (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/6075/)<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Фото конца 19 века (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/6075/)
Иванов Дмитрий
1878
Оптина Пустынь, Фото конца 19 века (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/6075/)<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Фото конца 19 века (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/6075/)
Иванов Дмитрий
1878
Оптина Пустынь, Открытка конца 19 века (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/6075/)<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Открытка конца 19 века (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/6075/)
Иванов Дмитрий
1878
Оптина Пустынь, Конец 19 века (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/6075/)<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Конец 19 века (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/6075/)
Иванов Дмитрий
1878
Оптина Пустынь, Архивное фото конца 19 века (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/6075/)<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Архивное фото конца 19 века (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/6075/)
Иванов Дмитрий
1878
Оптина Пустынь, Конец 19 века (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/6075/)<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Конец 19 века (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/6075/)
Иванов Дмитрий
1878
Оптина Пустынь, Конец 19 века (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/6075/)<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Конец 19 века (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/6075/)
Иванов Дмитрий
1878
Оптина Пустынь, Фото из журнала "Русский Паломник"<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Фото из журнала "Русский Паломник"
Андрей Агафонов
Оптина Пустынь, Почтовая открытка. Приблизительная датировка: с 01.07.1880 г. по 01.07.1910 г.<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Почтовая открытка. Приблизительная датировка: с 01.07.1880 г. по 01.07.1910 г.
Алексей Кротов
Оптина Пустынь, Фотоснимок с раскрашенной фотографии кон. ХIХ века.<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Фотоснимок с раскрашенной фотографии кон. ХIХ века.
Алексей Кротов
Оптина Пустынь, Фотоснимок с раскрашенной фотографии кон. ХIХ века.<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Фотоснимок с раскрашенной фотографии кон. ХIХ века.
Алексей Кротов
Оптина Пустынь, Фотоснимок с раскрашенной фотографии кон. ХIХ века.<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Фотоснимок с раскрашенной фотографии кон. ХIХ века.
Алексей Кротов
Оптина Пустынь, Горельеф с видом Оптиной пустыни, выполненный в кон. ХIХ века.<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Горельеф с видом Оптиной пустыни, выполненный в кон. ХIХ века.
Алексей Кротов
01.01.1890 - 01.01.1899
Оптина Пустынь, Гравюра с видом Оптиной пустыни выполненная в апреле 1826 г.<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Гравюра с видом Оптиной пустыни выполненная в апреле 1826 г.
Алексей Кротов
1 апреля 1826
Оптина Пустынь, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Vladimir S
27 октября 2013



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Павел
 
ПавелАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  6 ноября 2003

Значение Оптиной Пустыни очень велико в духовной жизни России. Она является лучшим представителем духовного возрождения, возникшего в конце 18 в. в России. Расположенная у опушки соснового бора, отрезанная от мира рекой Жиздрой, она была превосходным местом для отшельнической жизни. Это был духовный оазис, где повторялись благодатные дары первых веков монашества. Эти дары, получили полное выражение в особом служении - старчестве. Оптинские старцы отличались высшим из всех даров - даром рассудительности, а также прозорливостью, даром исцелений и чудотворений. От древнейших времен местность, где расположены город Козельск и Оптина Пустынь была уже обитаема. Так, археологические раскопки 1899 г. обнаружили здесь предметы каменного века. В исторические времена ее населяли племена вятичей, просвященные св. Кукшей.

Город Козельск впервые упоминается в летописи под 1146 г. В 1238 г. он был взят татарами. Город мужественно сопротивлялся в течение 7 недель. Все жители были перебиты. По преданию, 2-летний князь Василий утонул в крови. Татары прозвали Козельск "злым городом". В начале 15 в. Козельск перешел в руки Литвы, и в течение полувека переходил из рук в руки, пока окончательно не утвердился за Москвой. Время основания Оптиной пустыни неизвестно. Есть предположение, что она была основана монахолюбивым князем Владимиром Храбрым или ближайшими его наследниками. По другой версии, ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария, почему ее называли и Макарьевской. Однако более реальным является предположение, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь - а таковые ранее носили название Оптиных. Вероятно, что основателями ее стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья, у пограничной засеки с Польшей, место неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее. Таким образом, Оптина принадлежит к числу древнейших монастырей.

В плане монастырь почти квадратный. В центре находится главный храм монастыря - Введенский собор. Вокруг собора крестообразно расположены церкви. На севере - церковь Марии Египетской, переделанная в 1858 г. из старой трапезной, на юге - Казанская церковь, построенная в 1811 г., на востоке - Владимирская. Известно, что в 1625 г. ее игуменом был Серий. В 1630 г. там была деревянная церковь, шесть келий и 12 человек братии,управлял ею иеромонах Феодор. Царь Михаил Федорович пожаловал Оптиной мельницу и землю в Козельске под огороды. В 1689 г. местные бояре братья Шепелевы построили Введенский собор. В 1704 г. отобрали в казну мельницу, перевоз через Жиздру и рыбную ловлю, а в 1724 г. обедневшая обитель указом Синода и совсем была упразднена как «малобратный монастырь». Но уже в 1726 г. по ходатайству стольника Андрея Шепелева она была восстановлена. Указом 1727 г. ей была возвращена мельница. В 1773 г. в монастыре было всего два монаха - оба глубокие старики. Но ее полное восстановление началось лишь с 1795 г., когда на нее обратил внимание московский Митрополит Платон и назначил строителем иеромонаха Иосифа, через год был назначен вместо него строителем о. Авраамий. Стараниями митрополита Московского Платона (Левшина), затем епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) Оптина пустынь превратилась, по словам отца Павла Флоренского, в «духовную санаторию многих израненных душ».

Историю Оптиной Пустыни после обновления можно разделить на пять периодов: с 1796 по 1829, с 1830 по 1861, с 1862 по 1891, с 1892 по 1923 гг.

1796-1829 гг. "В 1796 г. преосвященный митрополит Московский Платон, посещая пустынь сию, признал место сие для пустынно-общежительства весьма удобным; почему и решился оное тут учредить, по образу Песношского монастыря. А дабы сколько можно успешнее провести предположение сие в самое исполнение, то просил он у Песношского настоятеля строителя Макария дать ему для сего способного человека, каковым и признан иеромонах Авраамий. Он, пришед на место сие, застал тут несколько монашествующих, а строение, кроме соборной церкви, все деревянное, и то обветшалое и т.д." (Из Истории Российской Иерархии). Иеромонах о. Авраамий, до своего назначения бывший огородником, ввел в обители примерный внутренний порядок, чем снискал себе уважение и почтение всего окрестного населения. По мере увеличившихся от того средств, занялся и материальным устройством обители при помощи пожертвований боголюбивых граждан. Авраамий был вместе и учредитель, и зодчий. В 1801 г. "за отличные услуги обители к общей пользе" Авраамий произведен в игумена Лихвинского Покровского Доброго монастыря с управлением и в Оптиной. Но вскоре немощь, а также и опасение, чтобы не нарушилось заведенное им в Оптиной благоустройство, заставили о. Авраамия отказаться от нового достинства. Преосвященный удовлетворил его просьбу, и он по прежнему был оставлен начальствовать только в одной Оптиной Пустыни, но в игуменском сане. 1797 г. памятен для всех русских обителей милостивым вниманием к ним императора Павла Петровича. По указу от 18 декабря Оптина Пустынь в числе прочих получила по 300 рублей в год "на вечные времена". Сверх того пожалована Пустыни мукомольная мельница и пруд. По ходатайству преосвященного Феофилакта, епископа Калужского, благочестивый монарх (теперь уже Александр Павлович) согласился на прошение отца Авраамия. С 1764 г. в Оптиной не разрешалось содержать более семи человек, но эта священная обитель привлекала много богомольцев. По указу Святейшего Синода, Пустыни разрешено прибавить еще двадцать три человека.

Епископы Евлампий и Евгений оказывали особенное благоволение к Оптиной пустыни. Преосвященный Евлампий даже желал провести в обители остаток своих дней, специально для него была построена особая келья. Очень важной вехой в истории Оптиной пустыни был приход к власти митрополита Филарета, который поддерживал установление старчества в монастыре. Именно он основал в 1821 г. при пустыни скит во имя Св. Иоанна Предтечи, первого "новоблагодатного" пустынножителя. Филарет позвал туда отшельников из Рославльских лесов - Моисея и Антония, а также трех других монахов. Это были праученики Паисия Величковского, который видел в старчестве важнейший способ возрождения душ человеческих. В 1829 г. старчество было введено в Оптиной при содействии ее тогдашнего настоятеля, о. Моисея. Оптина пустынь была последней обителью, где ввели старчество.

В 1821 г. в монастыре за монастырской рощей был устроен скит. Здесь селились особо сподобившиеся "пустынники" - люди, которые многие годы провели в совершенном уединении. Когда он устраивался, вокруг него было запрещено рубить лес, "дабы навсегда он был закрытым". Здесь еще целы домики, где останавливались Гоголь и Достоевский. Сохранилась деревянная церковь Иоанна Предтечи (1822 г.), срубленная из того самого леса, который рос на месте скита. Оптина Пустынь знаменита своей заботой о неимущих, сиротах, приемом паломников, своими школами и госпиталями. Богослужения в обители длились по 8 часов, что составляло по словам о. Сергия Четверикова "университет для русского народа". Но от бесчисленного множества таких же монастырей Оптину отличает именно исключительное влияние ее старцев. Старчество в Козельской Введенской Оптиной пустыни было введено позже всех старческих обителей. Нам известны имена, наверное, всех старцев, живших в Оптиной за всю недолгую ее историю: иеросхимонах Лев (Наголкин; ум. 1841), иеросхимонах Макарий (Иванов; ум. 1860), схиархимандрит Моисей (ум. 1862), иеросхимонах Амвросий (Гренков; ум. 1891), иеросхимонах Иосиф (Литовкин; ум. 1911), схиархимандрит Варсонофий (Плеханков; ум. 1913), иеромонах Анатолий (Зерцалов; ум. 1894), иеромонах Анатолий (Потапов; ум. 1922), иеромонах Нектарий (ум. 1928). В наши дни их подвиг продолжал живший в Караганде схиархимандрит Севастиан (Фомин; умер 19 апреля 1966 г.).

1830-1861 гг. Период истинного расцвета Оптиной во всех отношениях. К 1862 г. Оптинское братство простиралось уже до 150 человек, в том числе одних иеромонахов было 20. Но не об одном внешнем устроении обители и численности братий заботился о. архимандрит Моисей, бывший пустынножитель Рославльских лесов. Благочиние и продолжительность церковных служб, все внешние и внутренние порядки Оптиной Пустыни, весь теперешний ее духовный строй - все это установилось и утвердилось в настоятельство о. Моисея.Первым старцем Оптиной был иеросхимонах Леонид (в схиме Лев, ум. 1841). С 1839 г. Оптина Пустынь начала заниматься изданием общеполезных духовных книг, в особенности свято-отеческих писаний (в славянском и русском переводах). Первыми потрудившимися в Оптиной над изданием таких сочинений были жившие в Оптином Предтечевом Скиту иеросхимонах Иоанн и монах Порфирий Григоров. Иеросхимонах Иоанн, который до этого принадлежал к сообществу раскольников, стараясь искупить свой грех, за десять лет (1839-1849) написал и издал шесть книг, обличавших неправоту раскольнических "мудрствований". Другой Оптинский инок, о. Порфирий Григоров издал жизнеописания некоторых замечательных духовных лиц: схимонаха Феодора, настоятеля Синаксарской обители Феодора Ушакова, Петра Алексеевича Мичурина, пустынножителя Василиска и других; помимо письма Задонского затворника Георгия, имевшего уже несколько изданий. Активная издательская деятельность началась спустя семь лет, с 1846 г., под руководством знаменитого старца о. Макария (Иванов, ум. 1860). За этим богоугодным делом стоит замечательный русский политик и священнослужитель митрополит Филарет Московский.

Иеросхимонахи Леонид и Макарий были учениками учеников великого старца Паисия Величковского, игумен Антоний и архимандрит Моисей имели духовное общение с его учениками. Издательские труды Оптиной начались именно с этого знаменитого молдавского старца. Были изданы его жизнеописания, а затем и многочисленные его переводы, а также собственные сочинения. С разрешения митрополита Филарета братия Оптиной Пустыни также переводила сама и издавала знаменитые творения "великих врачевателей душ человеческих": преп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, аввы Дорофея, Петра Дамаскина, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Феодора Студита, Анастасия Сунаита, святителя Иоанна Златоуста. Митрополит Филарет Московский (Дроздов) и профессор Московской Духовной Академии протоирей Феодор Голубинский, бывший цензором оптинских изданий, дали высокую научную оценку этим трудам старцев Оптинской обители.

1862-1891 гг. Управление игумена Исаакия и, в Скиту, - старчество иеросхимонаха о. Амвросия, духовное влияние которого распространилось по всей России. Время старчества Амвросия совпало с зарождением в России интеллигенции. В этой благословенной обители получили творческий импульс самые видные люди русской литературы, политики, духовенства. В 1877 г. приехал Ф.М. Достоевский после тяжелой драмы - смерти сына. Он прожил в скиту не долго, но множество деталей в "Братьях Карамазовых" возникло под впечатлением поездки. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий, живший в то время в скиту Оптиной пустыни. У Толстого с Оптиной была особая родственная связь: его родная сестра М.Н. Толстая была настоятельницей основанного Амвросием женского монастыря в Шамордино. Трижды был там и Толстой. В значительной степени на материале Оптиной написан "Отец Сергий" Л.Н. Толстого. Также был у старца и известный русский философ Владимир Соловьев, но они не сошлись: их понимание духовных истин было разным, старец не одобрял пути Соловьева, но убедить его не смог. Костантин Леонтьев был почитателем старца и много времени проводил в Оптиной ради него. Оптина благословила и помогла найти верную дорогу архимандриту Леониду (Кавелин; ум. 1891), замечательному российскому археографу, начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, потом настоятелю Новоиерусалимского Воскресенского монастыря и наместника Троице-Сергиевой Лавры;  священнику Павлу Флоренскому (ум. 1943) - великому православному философу и богослову. Многие великие старцы, столпы отечественного христианства православия, основывали женские монастыри: о. Иоанн Кронштадский, о. Варнава, о. Герасим из Тихоновой Пустыни. О. Амвросий создал Шамординский Казанский женский монастырь, где и провел последние полтора года своей жизни. 10 ноября 1891 г. старец о. Амвросий, в простонародье ласково называвшийся просто "батюшка Абросим", умер.

1892-1923 гг. Это был период, когда к религии, православию относились скептически, даже враждебно; поэтому Оптина Пустынь как бы отошла в тень. В 1923 г. храмы монастыря были официально закрыты, в нем устроена лесопилка, в скиту - дом отдыха.

В 1987 г. Свято-Введенская Оптина пустынь пережила свое второе рождение. 17 ноября 1987 г. сохранившиеся монастырские постройки были возвращены Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 г. в обители началось богослужение, сначала в надвратной церкви, а затем в Введенском соборе. В 1988 г. преподобный Амвросий Оптинский был прославлен Поместным Собором Русской Православной Церкви. В Свято-Введенской Оптиной пустыни были обретены святые мощи преподобного старца и помещены в Веденском соборе обители. 26-27 июля 1996 г. были причислены к лику местночтимых святых Оптиной пустыни остальные тринадцать преподобных оптинских старцев. В 2000 г. они были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитании.

В статье использован материал сайта optina.org.ru - Храм Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Ясенево (подворье Свято-Введенского ставропигиального монастыря Оптиной Пустыни)


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  18 марта 2007

Козельская Оптина Введенская пустынь, заштатная, общежительная, в 4 верстах от города Козельска, на реке Жиздре, в огромном многовековом сосновом лесу. По преданию, свое название она получила от основателя, которым был Опта, сперва грозный предводитель шайки разбойников, а потом смиренный отшельник; но вернее название «Оптина», т.е. общая, произошло от того, что в пустыни до 1504 года совместно проживали иноки и инокини. Основание ее относится к началу XV века. В смутное время она была разорена литовцами; в 1629 году возобновлена; в 1724 году упразднена; в 1727 году снова восстановлена. Она обнесена высокой каменной оградой в виде правильного четырехугольника, с семью красивыми башнями. Середину площади занимает величественный Введенский собор, кругом которого расположены прочие церковные здания на подобие креста. На западной стороне возвышается четырехъярусная колокольня готической архитектуры, высотою около 30 сажень.

В пустыни находится особо чтимые иконы: Казанская Божией Матери, преподобного Пафнутия Боровского и Усекновения главы Иоанна Предтечи. При настоятеле Моисее (16 июня 1868 года), понесшем великие труды для упрочнения материального благосостояния обители и для утверждения среди братии истинного монашеского духа, в пустыни получило начало старчество и прием мирян для духовного наставления. Этот особый подвиг иночества был введен в пустыни, благодаря поселившемуся в ней в 1829 году бывшему настоятелю Белобережской пустыни (Орловской епархии) старцу Леониду, ученику схимонаха Федора, вместе с которым он (до поступления в Оптину пустынь) долго подвизался в Белобережской и Валаамской (Финляндской епархии) обителях и который был непосредственным ученником знаменитого старца Паисия Величковского (а в последствии жил в России в разных монастырях и скончался в 1822 году в Свирской обители Олонецкой епархии). После старца Леонида (в схиме Льва), скончавшегося 11 октября 1841 года, руководство иноков и во множестве начавших приходить в пустынь мирян непосредственно перешло к его ученику иеросхимонаху Макарию и прочно утвердилось в обители. Амвросий, при котором старчество в пустыни достигло своего высшего расцвета.) Благодаря Старчеству пустынь во 2-й половине XIX века сделалась центром, куда притекали для удовлетворения своих высших потребностей даже Высочайшие Особы, Архипастыри, люди выдающихся талантов (Великий Князь Константин Константинович, Московский митрополит Иоанникий, И.В. и П.В. Киреевские, профессора С.П. Шевырев и М.П. Погодин, А.Н. Муравьев, К.Д. Кавелин, Н.В. Гоголь, Т.И. Филипьев, К.Н. Леонтьев, гр. А.К. Толстой и др.).

Особенно же в указанный период времени пустынь приняла широкое участие в просветительном влиянии на простой народ, который тысячами ежегодно приходил к старцам за удовлетворением своих нравственных нужд, и весьма многие, согретые словами правды и любви, уходили из обители с облегченным сердцем, умиротворенные душою и с зачатками лучшей жизни. Пользовавшийся в свое время вполне широкою известностью знаменитые старцы пустыни заслуживают вечной памяти у потомства, как сеятели семян Христова учения, Христовой любви среди простого народа, которые примером своей строгой жизни оказывали громадное влияние на народную массу. Благодаря тем же старцам, пустынь служила образцом для других обителей, лучшей школой иноческой жизни и выпустила из своих стен и из-под своего влияния немало деятелей на пользу иночества и всей русской Церкви (каковы, например: Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский, Антоний, духовник Киево-Печерской лавры, Леонид (Кавелин), наместник Троице-Сергиевой лавры и др. Еще в 1847 году пустынью было начато издание переводов святоотеческих и аскетических творений, жизнеописаний подвижников и других назидательных книг, драгоценных и для иноков, и для мирян. Эта церковно-литературная деятельность, благодаря трудолюбию и духовному образованию оптинских иноков, получившая широкое развитие, не прекращается и поныне. Свидетельством этого служат имеющиеся в пустыни богатая библиотека, книжный склад и лавка. Во исполнение циркулярного указа Священного Синода от 12 июля 1910 года, старшей братией пустыни был составлен список необходимых для монастырских библиотек книг, который, по рассмотрению, исправлении и дополнении его, согласно поручению Священного Синода, Высокопреосвященным Флавианом, митрополитом Киевским, в окончательном своем виде ныне разослан во все обители России, причем настоятелям монастырей вменено в непременную обязанность незамедлительно проверить монастырские библиотеки и пополнить их поименованными в списках изданиями. При пустыни также имеется больница для братии и для мирян, странноприимный дом, пасека, свечной и черепичный заводы.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  12 декабря 2024

«…Когда возникла Оптина пустынь - точно неизвестно. Известно, что монастырь этот древний, но жившие там отшельники скрывались от людей. Вокруг был глухой лес, граница с Польшей, для хлебопашества места неудобные, никому не принадлежащие, потому и невидимые для людских глаз. Говорят, пришел сюда в ХІІ в. разбойник Опт, жестокий душегубец, прежде наводивший ужас на всю округу, однако, покаявшись и приняв постриг с именем Макария, стал отцом иноков. Некоторые источники считают, что это чудесное обращение случилось позже - в ХVІ в., и разбойника Опту обратил на путь истинный преп. Герасим Болдинский...

Пустынь была закрыта в 1724 г. в связи с реформами Петра I, затем вскоре восстановлена, но прозябала, пока на нее не обратил внимание в 1795 г. митр. Московский и Калужский Платон (Левшин) и, позже, митр. Киевский Филарет. Много горестей испытала Оптина за время своего существования: и бесчисленные разорения от литовцев и поляков, и упразднения, но ждало ее и восстановление и великая слава. Прежде всего - духовная слава старческого служения.

Старцев называют еще прозорливцами, потому что великая благодать дается старчеству дар рассуждения, кроме очей физических, у них очень ясны очи духовные. Старцы - это не «старые», а мудрые люди. У человека только возникает какая-то мысль, а они уже видят ее и причину ее, уже знают выход. Потому они - великие духовники, приведшие к покаянию и спасшие своими советами тысячи душ человеческих. Старцы - чудотворцы, излечивающие по вере и любви самые страшные болезни.

Духовной основой для возрождения обители послужил подвижнический опыт наследников дела преп. Паисия Величковского преп. старцев Моисея и Антония. Были построены Предтеченский скит, несколько храмов в стенах самой Оптиной, корпуса для братии, и началось духовное служение и старческое окормление оптинских подвижников, которое привлекло к себе многих, кто искал пастырского руководства, совета, духовного укрепления и утешения, среди которых были и простолюдины, и великие деятели культуры, и представители царской семьи. Особенно прославились старцы Амвросий, Лев, Варсонофий, Нектарий, Анатолий и др. Кроме того, велика была духовно-просветительская и книгоиздательская деятельность оптинцев, особенно старца Макария.

По имени Макария (монашеское имя Опты) обитель носила имя Макарьевской, наименование же Введенской закрепилось за обителью только в XIX в., хотя, по письменным сведениям, уже в 1629 г. в ней была деревянная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и 6 келий, всего братства - 12 человек под управлением черного священника Феодорита. Вокруг монастыря была деревянная ограда со Святыми вратами.

Окрестные владельцы не оставляли монастырь без внимания. Так, вместо деревянной церкви, простоявшей целое столетие, в 1689 году начато строительство каменной соборной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, с приделом преподобного Пафнутия Боровского. Храм создавался разными вкладчиками и мирским подаянием. В числе вкладчиков были окольничий Иван Афанасьевич Желябужский и стольники Андрей и Иван Петровичи Шепелевы. Первый пожертвовал «100 рублей и всякого припасу каменщикам довольно», а последние - местные иконы: Спасителя, Введения во храм Пресвятой Богородицы, «Что Тя наречем», преподобного Пафнутия Боровского, Царские врата, северные и южные двери и образ Георгия Страстотерпца - «в древних летех» (перенесены из села Мортыжева).

В 1741 г. построена деревянная колокольня «на столпах», с пятью колоколами. В 1750 г. деревянный Введенский храм был разобран, и на его месте заложен новый, каменный. В описи 1762 г. он значится как соборная каменная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с двумя приделами - Пафнутия Боровского и великомученика Феодора Стратилата. Однако службы долгое время производились в приделе преподобного Пафнутия, так как главный храм и другой придел не были завершены.

В 1764 г., при введении штатов, из-за бедности, обитель была оставлена заштатной, то есть не получала никакого содержания, а существовала как придется. Однако Господь посылал жертвователей. В 1769 г. на месте старой деревянной колокольни возведена небольшая каменная, от которой проведена каменная ограда высотой 2 м. При отце Авраамии к 1804 г. построили трехъярусную колокольню с каменными братскими келиями с обеих ее сторон. В 1811 г. завершено было также строительство Казанского собора и больничной Владимирской церкви с шестью при ней келиями.

Оптина пустынь была официально закрыта декретом властей от 23 января 1918 г., но подверглась разорению и уничтожению не сразу. Весной 1923 г. весь монастырь перешел в ведение «Главнаук» как исторический памятник и был назван «Музей Оптина пустынь». В ведение музея отошли храмы, кладбище, трапезная. В день празднования Преображения Господня в 1923 г. был закрыт Казанский храм, последний действующий в монастыре.

Осенью 1941 г. Козельск был занят немцами, но длилось это недолго. Затем в монастыре поместили лазарет для раненых, а после войны здесь находилась военная часть. В это время в Оптиной было полное запустение, соборы были не только без крестов, но и без глав. От храма преп. Марии Египетской и Казанского собора оставались только остовы. Во время войны рухнул верхний ярус колокольни, сильно поврежденный еще в 20-х годах, когда снимали колокола. После этого всю колокольню разрушили.

В конце 1960-х гг. была полностью разобрана Владимирская больничная церковь.

Сегодня план монастыря представляет собой почти квадратное пространство, обнесенное каменной стеной (воздвигнута в 1832-1839 гг.). Сейчас в Оптиной шесть действующих храмов…»

Источник: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 707-709


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  5 января 2025

По преданию, Козельская Введенская Оптина Пустынь была основана в конце XIV – начале XV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в иночестве – Макарий. Монастырь расположен в двух километрах от города Козельска. Долгие годы обитель не отличалась ни строгостью устава, ни многочисленностью братии, ни своими святынями. Строительство первой каменной церкви в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы с приделом во имя преподобного Пафнутия Боровского началось в 1689 году. В начале XVIII века материальное положение монастыря было нелегким: по указу Петра I обитель должна была платить налог государству – деньги были нужны на строительство Петербурга и на войну со шведами. В 1724 году Оптина была присоединена к Белевскому Спасо-Преображенскому монастырю.

В конце 1726 года по указу императрицы Екатерины I Оптина Пустынь была восстановлена. В 1741 году началось строительство деревянной колокольни, а в 1750 году – нового Введенского храма с двумя приделами: с южной стороны – преподобного Пафнутия Боровского, чудотворца, с северной – великомученика Феодора Стратилата. В 1764 году по указу Екатерины II в ходе секуляризационной реформы Оптина Пустынь вошла в число заштатных монастырей Крутицкой епархии. В 1770 году в монастыре числилось трое монашествующих, а в 1773 году – всего два монаха, оба глубокие старики.

Всероссийская слава обители начинается с 1820-х годов, когда по благословению святителя Филарета (Амфитеатрова), в обители был устроен Предтеченский скит. Оптина Пустынь стала одним из духовных центров России и по праву заняла совершенно особое место в истории Русской Церкви по строгости иноческой жизни и обилию духовных подвигов ее старцев. Авторитет Оптинских старцев был чрезвычайно высок. Со всех концов страны к этим «учителям жизни» в поисках ответов о смысле жизни и спасении, за советом и утешением, молитвой и решением недоуменных вопросов стремились православные. Женщинам (и мирянкам, и монахиням) вход в скит, где жили старцы, был воспрещен. Старцы принимали паломниц в особой комнате-«хибарке», имевшей отдельный вход снаружи скита. Пустынь стала духовной лечебницей для всех ищущих вразумления, утешения, смысла жизни и духовного руководства. Недаром эту обитель называли «самым жарким духовным костром, у которого обогревалась вся Россия».

Сюда приезжали выдающиеся представители русской культуры XIX века, цвет русской интеллигенции: Н.В. Гоголь, К.Н. Леонтьев, В.С. Соловьев, И.В. и П.В. Киреевские, А.М. Жемчужников, А.К. Толстой, Ф.И. Тютчев, преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна. Н.В. Гоголь на всю жизнь сохранил воспоминания о благодатной Пустыни, он писал: «За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышится благоухание; всё становится приветливее, поклоны ниже и участие к человеку больше...». В 1877 году после смерти сына в скиту монастыря жил Ф.М. Достоевский. Некоторые детали в романе «Братья Карамазовы» появились под впечатлением от этой поездки, а Оптинский старец Амвросий (Гренков) послужил прототипом старца Зосимы. Неоднократно посещал монастырь и Л.Н. Толстой, последний раз за несколько дней до своей смерти.

Господь так премудро устроил, что старчество в Оптиной не прерывалось более ста лет: от одного духоносного старца переходило к другому. В лике святых почитаются четырнадцать старцев Оптинских, их имена хорошо известны всем верующим. Святые старцы Лев (1768–1841), Макарий (1788–1860), Моисей (1782–1862), Антоний (1795–1865), Иларион (1805–1873), Амвросий (1812–1891), Исаакий I (1810–1894), Анатолий I (1824–1894), Иосиф (1837–1911), Варсонофий (1845–1913), Анатолий II (1855–1922), Нектарий (1853–1928), Никон (1888–1931), Исаакий II (1865–1938) отличались прозорливостью, рассудительностью, дарами исцелений и чудотворений.

В XX веке Оптина Пустынь разделила судьбу большинства православных монастырей. В феврале 1918 года монастырь был закрыт, монахи изгнаны, многие из них арестованы, сосланы, погибли в лагерях. Позже в разные годы на территории обители находились санаторий, концлагерь, госпиталь, военная часть.

17 ноября 1987 года, молитвами святых Оптинских старцев, монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. 1 февраля 1990 года Оптиной Пустыни был возвращен Иоанно-Предтеченский скит. До наших дней сохранился деревянный храм в честь Собора святого Иоанна Предтечи, срубленный в 1825 году из того самого леса, который рос на месте скита.

В настоящее время в Оптиной Пустыни действуют семь храмов. На территории монастыря – Введенский храм, построен в 1750–1771 годах; Владимирский храм, восстановлен на месте полностью разрушенного, освящен в 1998 году; Казанский храм, построен в 1811 году, восстановлен и освящен в 1996 году. В 2005–2007 годах был построен, расписан и освящен храм в честь Преображения Господня. До закрытия обители советской властью храма на этом месте не было. Таким образом, это строительство открыло новую страницу в истории монастыря – от восстановления разрушенного к созиданию нового.

В настоящее время в Оптиной Пустыни возродили не только храмы, но главное – молитвенную и богослужебную жизнь. В XIX веке оптинское ученое монашество проделало огромную работу по переводу и научному изданию многих творений святых отцов, сделав их более доступными и иночествующим, и всем желавшим приобщиться святоотеческой мудрости.

Сегодня духовный опыт оптинских насельников нашел точки соприкосновения с современными технологиями, поставив их на службу и богословию, и просвещению: с 2010 года в монастыре шла работа над созданием уникального ресурса, на котором были бы собраны все известные толкования на каждый стих Священного Писания. Сегодня проект, получивший название «Толкования Священного Писания» размещен на официальном сайте монастыря. 

http://monasterium.ru/monastyri/monastery/vvedenskiy-stavropigialnyy-muzhskoy-monastyr-optina-pustyn/



Комментарии и обсуждение


Башня, увенчанная флюгером в виде трубящего ангела - бывший парадный вход в монастырь.
1 ноября 2009, Сдобников Андрей.

Интересный факт: в 2003 году в России была выпущена почтовая марка, на которой изображена Свято-Введенская Козельская Оптина пустынь.

"История строительства монастыря Оптина Пустынь в первой половине ХIХ века".
Дипломная работа насельника Оптиной пустыни, выпускника МДА СЗО 2015 г. иеродиакона Гавриила (Рожнова).
https://www.optina.ru/istorija_stroitelstva_monastyrja_optina_pustyn_v_pervoj_polovine_hih_veka/

12 марта 2018, Сергей Ковров .

Два интересных факта об Оптиной пустыни

1) Лев Толстой шесть раз приезжал в Оптину Пустынь. Один раз пришёл сюда пешком из Ясной Поляны. На смертном одре Лев Николаевич послал в Оптину Пустынь телеграмму с просьбой прислать к нему оптинского старца. К писателю приехал преподобный Варсонофий, один из самых знаменитых подвижников России начала ХХ века. Но близкие Толстого, включая его секретаря Черткова, не допустили старца к умирающему.

2) В конце 1927 года к оптинским старцам приезжали будущий маршал Г. К. Жуков и Г. М. Маленков, впоследствии Председатель Совета Министров СССР.

Из журнала "Православный Паломник". Выпуск №10, 2014 г.

5 ноября 2018, Алексей Кротов.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.