ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Санкт-Петербург. Церковь Иулиана Тарсийского и Илии Пророка в Софийском военном городке.

Бывшая церковь лейб-гвардии Кирасирского полка


Санкт-Петербург. Церковь Иулиана Тарсийского и Илии Пророка в Софийском военном городке
Церковь. Действует.  
Престолы:Иулиана Тарсийского, Илии Пророка
Архитектурные стили:Русский стиль, Эклектика
Год постройки:Между 1895 и 1899.
Архитектор:В.Н. Курицын, завершена С.А. Данини
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Санкт-Петербург, г. Пушкин, Кадетский бульвар, д. 7

Координаты: 59.70653, 30.40417
Проезд:от ст. Детское Село (г. Пушкин) - авт. 381, 382 до угла Захаржевской ул. и Кадетского бульвара





Сортировка:

Церковь Иулиана Тарсийского и Илии Пророка в Софийском военном городке, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, Пушкинский район, г. Санкт-Петербург
Altaets
11 октября 2020
Церковь Иулиана Тарсийского и Илии Пророка в Софийском военном городке, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, Пушкинский район, г. Санкт-Петербург
Altaets
11 октября 2020
Церковь Иулиана Тарсийского и Илии Пророка в Софийском военном городке, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, Пушкинский район, г. Санкт-Петербург
Altaets
11 октября 2020
Церковь Иулиана Тарсийского и Илии Пророка в Софийском военном городке, вид с севера<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, Пушкинский район, г. Санкт-Петербург
вид с севера
Матишо
1 октября 2017
Церковь Иулиана Тарсийского и Илии Пророка в Софийском военном городке, вид с юга-востока <br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, Пушкинский район, г. Санкт-Петербург
вид с юга-востока
Матишо
1 октября 2017
Церковь Иулиана Тарсийского и Илии Пророка в Софийском военном городке, вид с юга <br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, Пушкинский район, г. Санкт-Петербург
вид с юга
Матишо
1 октября 2017
Церковь Иулиана Тарсийского и Илии Пророка в Софийском военном городке, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, Пушкинский район, г. Санкт-Петербург
Михаил Мещанинов
28 сентября 1997
Церковь Иулиана Тарсийского и Илии Пророка в Софийском военном городке, , Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, Пушкинский район, г. Санкт-Петербург
Андрей Агафонов
1 апреля 1995
Церковь Иулиана Тарсийского и Илии Пророка в Софийском военном городке, Вход в храм<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, Пушкинский район, г. Санкт-Петербург
Вход в храм
Михаил Мещанинов
16 июля 2017
Церковь Иулиана Тарсийского и Илии Пророка в Софийском военном городке, Временное убранство нижнего храма во имя св. пророка Илии.   <br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, Пушкинский район, г. Санкт-Петербург
Временное убранство нижнего храма во имя св. пророка Илии.
Анатолий Вениаминов
30 января 2021
Церковь Иулиана Тарсийского и Илии Пророка в Софийском военном городке, Интерьер нижнего храма. Вид на алтарь<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, Пушкинский район, г. Санкт-Петербург
Интерьер нижнего храма. Вид на алтарь
Михаил Мещанинов
16 июля 2017
Церковь Иулиана Тарсийского и Илии Пророка в Софийском военном городке, Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, Пушкинский район, г. Санкт-Петербург
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
24 января 1942
Церковь Иулиана Тарсийского и Илии Пророка в Софийском военном городке, Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, Пушкинский район, г. Санкт-Петербург
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
1 января 1942
Церковь Иулиана Тарсийского и Илии Пророка в Софийском военном городке, Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, Пушкинский район, г. Санкт-Петербург
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
1 января 1942
Церковь Иулиана Тарсийского и Илии Пророка в Софийском военном городке, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, Пушкинский район, г. Санкт-Петербург
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
9 октября 1941
Церковь Иулиана Тарсийского и Илии Пророка в Софийском военном городке, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, Пушкинский район, г. Санкт-Петербург
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
12 сентября 1941
Церковь Иулиана Тарсийского и Илии Пророка в Софийском военном городке, Рис. из журнала "Огонек"<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, Пушкинский район, г. Санкт-Петербург
Рис. из журнала "Огонек"
Андрей Агафонов
1 января 1902
Церковь Иулиана Тарсийского и Илии Пророка в Софийском военном городке, Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, Пушкинский район, г. Санкт-Петербург
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1895
Церковь Иулиана Тарсийского и Илии Пророка в Софийском военном городке, Почтовая открытка нач. ХХ века<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, Пушкинский район, г. Санкт-Петербург
Почтовая открытка нач. ХХ века
Алексей Кротов
??
Церковь Иулиана Тарсийского и Илии Пророка в Софийском военном городке, фото с сайта http://www.sobor-ekaterina.ru/<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, Пушкинский район, г. Санкт-Петербург
фото с сайта http://www.sobor-ekaterina.ru/
Андрей Агафонов
??
Церковь Иулиана Тарсийского и Илии Пророка в Софийском военном городке, фото с сайта http://www.sobor-ekaterina.ru/<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, Пушкинский район, г. Санкт-Петербург
фото с сайта http://www.sobor-ekaterina.ru/
Андрей Агафонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Разумов  22 ноября 2003

Церковь в "русском" стиле, начатая архитектором В. К. Курицыным, завершена Сильвио Данини в 1899 году. Здание ее построено в стиле русских церквей XVI века. В крипте храма устроен придел во имя Илии Пророка. Былую картину внутреннего убранства дорисовывают теперь лишь строки С. Н. Вильчковского: "Интересен иконостас, весь из разноцветного стекла с рисованными на нем орнаментами и иконами, исполненными в Мюнхене по картонам профессора Н. Кошелева..."

Украшавшая своим выразительным силуэтом и романтическим обликом Софийский военный городок, она была закрыта в 1924 году и ныне находится в полуразрушенном состоянии. В 1987 году решением Ленгорисполкома здание церкви было взято под охрану государства как памятник архитектуры. В 1992 году храм был возвращен православной церкви. В 1995 году в его стенах был совершён первый, после закрытия церкви, молебен. Сегодня, несмотря на разрушения, происшедшие уже в новейшую историю, неприметная с первого взгляда церковь при обстоятельном знакомстве поражает строгим величием. Тлен коснулся прежде всего красной кирпичной кладки храма. Чтобы восстанавить кладку, потребуется несколько лет. Восстановление кирасирской церкви в первозданном виде поддержали государственные чиновники, потомки царскосельских кирасир и специалисты ГИОП. Последние подготовили все необходимые документы для реставрационных работ. Дело осталось за "малым" - найти источник финансирования. Внутри храма в кропотливой работе реставраторов нуждаются обветшалые стены, полуразрушенные каменные полы, лестницы. Пожалуй, единственное, что хорошо сохранилось в храме от лучших времен - мраморные гробницы супругов Савенковых. Здесь, в нижнем приделе, намечено открыть музей военной истории Царского Села.

Храм, способный вместить 900 прихожан, можно было бы открыть уже через полгода. Для этого нужно провести отопление, вставить окна, оформить алтарь, ведь в Федоровском соборе службы начались также задолго до окончания реставрации. Пока инициаторам восстановления удалось провести подготовительные работы, убрать тонны мусора, лежавшего здесь годами. Теперь в храме пустынно, холодно и чисто.


Марина Зуйкова  24 января 2019

Находится в историческом районе София на территории т.н. городка кирасир, Кадетский бульвар, дом 7. Церковь приписана к Софийскому собору и является Памятником культуры Федерального значения.

Сведений о годе учреждения походной церкви лейб-гвардии Кирасирского его величества полка не сохранилось. Известно, что походная церковь была в полку в Отечественную войну 1812 г. В дальнейшем походная церковь сопровождала полк в Венгерском походе 1849 г.

27 февраля (10 марта) 1832 г. Кирасирский полк прибыл в Царское Село из г. Вендена (Лифляндской губернии). На благодарственном молебне присутствовал Николай I, который затем наблюдал занятие полком новых казарм. Так как в казармах не нашлось места для полковой церкви, то для служб был назначен северный придел Софийского собора. К тому времени это был собор уже военного ведомства: в 1817 г. по высочайшему повелению он из ведомства епархиального был обращен в полковую церковь лейб-гвардии Гусарского полка. После прибытия в Царское Село Кирасирского и Образцового пехотного полков священникам этих полков дозволено было служить в соборе по очереди. У полковых храмов был ряд особенностей, которые отличали их от обычных церквей. Военное духовенство подчинялось тогда не Петербургскому митрополиту, а главному священнику гвардии и гренадер, армии и флота, переименованному с 1890 г. в Протопресвитера военного и морского духовенства.

В 1849 г. в храме были устроены еще 2 придела: южный — св. А. Невского, и северный — равноапостольных царей Константина и Елены, отданный Кирасирскому полку. У каждого полка императорской Гвардии был свой Святой Покровитель и, соответственно, свой полковой храмовый праздник. До 1833 г. полковой праздник приходился на 9 мая — день памяти перенесения мощей Святителя и Чудотворца Николая, а в 1833 г., в память 100-летия сформирования полка, было Высочайше поведено перенести полковой праздник на 21 июня — день памяти св. мученика Иулиана Тарсийского. По этому случаю был написан храмовый образ святого на кипарисовой доске в сребропозлащённом окладе.

К концу XIX века актуальным стал вопрос о возведении новой отдельной полковой церкви. 21 июня (3 июля) 1894 г., в день полкового праздника, состоялось освящение места, предназначенного для сооружения храма. После Литургии в Софийском соборе, которую возглавил протопресвитер военного и морского духовенства Александр Желобовский, к месту будущей постройки церкви был совершён крестный ход во главе с о. протопресвитером и при участии всех военных священников Царскосельского гарнизона. На богослужении присутствовал весь полк в полном составе. На месте постройки будущего храма было совершено праздничное молебствие с водоосвящением места храма, штандарта, военачальников и всех чинов полка, после чего провозглашена была вечная память почившим шефам полка и всем православным воинам за Веру, Царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим.

Проект новой полковой каменной церкви, исполненный архитектором Владимиром Николаевичем Курицыным, был Высочайше одобрен 9 мая 1895 г., а уже 17 сентября состоялась её закладка, совершённая председателем Духовного правления при протопресвитере Военного и Морского духовенства протоиереем Григорием Словцовым в присутствии Императорской Четы и командующего войсками Петербургского военного округа Великого Князя Владимира Александровича. Церковь строилась в память бракосочетания Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Феодоровны. Вследствие безвременной кончины Александра III, Николай II и Александра Федоровна вынуждены были из-за траура жениться без традиционной для таких событий помпы. Вероятно, и этим обстоятельством тоже объясняется посвящение церкви памяти их бракосочетания.

Ко дню основания храма в середине алтарной стены в фундаменте было приготовлено место закладки, над этим местом растянут шатер, а все вокруг разукрашено щитами с вензелями, флагами, перевито гирляндами зелени и обставлено тропическими растениями. К 1,5 часу дня полк в полном составе в парадной форме выстроился у места закладки: на правом фланге — хор трубачей, на левом — инвалиды Чесменской богадельни, прежде служившие в полку; здесь же — высшие военные чины и лица свиты Государя. Гос. Император принял рапорт, поздоровался с полком и обошел фронт. Затем штандарты были внесены под шатер и выстроены вдоль места Богослужения. После литургии и крестного хода из Софийского собора чин на основание церкви совершил протоиерей Славцов в сослужении молитвенника земли русской о. Иоанна Кронштадтского и полкового духовенства. По окончании молебна и окропления святою водою места воздвижения стен была торжественно зачитана надпись на закладной доске. Гос. Император вложил доску в приготовленное место и заделал ее мраморной плитой. Мраморные кирпичи положили также Августейший Главнокомандующий и военноначальствующие лица, и начатую постройку вновь окропили святой водой. После закладки полк был пропущен церемониальным маршем, а затем Государь присутствовал при отнесении штандартов.

Храм строился на средства Санкт-Петербургского купца 1-й гильдии коммерции советника Ильи Кирилловича Савинкова, известного благотворителя, внёсшего на возведение до 275000 рублей. К тому времени Л.Гв. Кирасирский Его Величества полк был единственным из полков т. н. “Кирасирской дивизии”, не имеющим своего отдельного храма. После ссылки В. Н. Курицына в Вологду возведение храма и внутреннюю отделку заканчивал уже придворный архитектор С. А. Данини.

Эта церковь, выстроенная в стиле старинных русских церквей 16-17 вв., была единственной в своем роде и отличалась красотой и оригинальностью. Над ее главным входом устремлялась ввысь высокая острореберная башенка колокольни. Над ее боковыми входами — еще четыре башенки-шатра, увенчанных золотыми императорскими гербами. Средняя часть храма возвышалась надо всем своими 5-ю главами, каждая из которых была увенчана изящным ажурным крестом. К колокольне храма примыкали два отдельных входа в галереи, устроенные в виде шатровых часовен. На наружной стене правой из них находился образ Свт. Николая Чудотворца, на левой — св. благоверного великого Князя Александра Невского. На самой же колокольне находились 12 колоколов, наибольший из которых весил 312 пудов 10 фунтов (5,1 т).

Весь внешний облик новой церкви, ее стройные, нарядные купола-луковицы, нарочитые шатры и их блистающие навершия, мастерски исполненные обводы окон и входов — все производило впечатление сказки. Одной из традиционных особенностей православных храмов было освещение иконостаса светом, поступающим из средней части церкви. Этому способствовали свечи, горящие в руках верующих, зажженные люстры и, конечно же, свет, падающий из окон этого помещения. Архитектор В. Н. Курицын от этой традиции “отошел”, и церковь Св. Иулиана Тарсийского представляла собой что-то еще небывалое в России: главным источником света в церкви был сам алтарь! Ни иконостас, ни врата никогда в российских церквях “прозрачными” не были. Это впервые произойдет в Царском Селе — в Свято-Иулианской церкви Лейб-Гвардии Кирасирского Его Величества полка. И сама алтарная преграда, и иконы в ней были выполнены из разно­цветного стекла с росписью.

Церковь своим профилем расположена вдоль Кадетской улицы, а фасадом и главным входом — на север, на улицу Кирасирскую. Взгляд вошедшего в церковь через главный вход (были и другие) устремлялся прямо на иконостас, заполнявший собой всю высокую (6,5 сажен) арку алтарного свода. Он представлял собой как бы одно громадное, светящееся стеклянное окно, через которое на молящихся струились потоки света и, по замечаниям современников, это производило на молящихся огромное, ни с чем не сравнимое впечатление.

Архитектор хотел сделать алтарь главным источником освещения в храме, и он добился своего. Для этого за иконостасом, в верхней части полукруглой предалтарной арки были прорезаны семь высоких окон, “веером глядящих” на три стороны света. Вот этого-то желанного света они и будут полны всегда: и на утренней службе, и на вечерней, и, конечно же, в полдень, когда солнце стоит в зените. Все объяснялось очень просто: вопреки сложившейся традиции сам алтарь был ориентирован на юг! Иконостас, установленный в предалтарной арке, был изготовлен из просвечивающих цветных витражей. Основной целью тaкого необычного решения был доступ света из алтарной части, имевшей самые большие в храме окна. В иконостас были вставлены маленькие, преломляющие свет призмы в виде звезд. Царские врата, также изготовленные из стекла, имели традиционные изображения Благовещения Пресвятой Богородицы и евангелистов.

В необыкновенной церкви Св. Иулина иконостас тоже был необыкновенным. Он весь, включая и Царские Врата, был изготовлен из просвечивающей, т. н. кафедральной мозаики — по проекту, чертежам и шаблонам архитектора Владимира Николаевича Курицына. Образа иконостаса и стенная живопись были исполнены по картонам для икон профессора церковной живописи академии художеств Николая Андреевича Кошелева. Иконостас был изготовлен в Мюнхене фабрикой Франца Ксавье Цетлера (F.X. Zettler). Иконостас Кирасирской церкви являл собою некоторые отклонения от этой традиции. Царские Врата этого иконостаса были традиционно украшены изображениями Благовещения Пресвятой Богородицы и 4-х евангелистов. А вот на северных и южных вратах (там, где обычно изображали Лики Архангелов или св. диаконов) были изображены ветхозаветные (!) Пророки: св. Моисей и св. Илия (ангел строителя храма — купца Ильи Савинкова). Справа и слева от Царских Врат были традиционно изображены Спаситель (мозаичный образ) и Божья Матерь с Предвечным младенцем. Но при этом на образе Спасителя были еще изображены коленопреклоненные брат Господень во плоти Иаков, а также Ангел Хранитель Кирасирского полка — св. Иулиан. На образе Богоматери, пред Ее ликом, тоже предстояли святитель Николай Чудотворец и св. мч. царица Александра — ангелы Их Величеств.

Изображение на иконостасе Спасителя и Богоматери вместе с предстоящими не имели аналогов в Русском храмостроительстве. Но в целом эти отклонения от заведенного обычая вполне допускались, ибо свидетельствовали они лишь о горячем желании благоустроителей церкви увековечить факт бракосочетания Их Величеств и отдать дань уважения и любви Государю и Государыне. Дополняет описание этого необыкновенного полупрозрачного виражного иконостаса то, что над “Царскими Вратами, в центре было изображение Св. Троицы, а над ней — полукружием в медальонах шестикрылые ангелы, в сплошном сиянии крест, три шестиконечных звезды и надпись “Сим победиши!”.

Первоначальный проект иконостаса, опубликованный в журнале «Петербургская жизнь», предусматривал традиционную для того времени икону Тайной Вечери. И крест в сиянии, и надпись над ним — все это из легенды о видении царя Константина! Заметим, что и крест в сиянии, и эта ставшая знаменитой надпись вполне объяснимы и понятны. Непонятно присутствие здесь шестиконечных звезд. Ведь их-то в видении царя Константина — не было! Другой иконостас был мраморным, иконы и роспись исполнены художником Волковым. Тут же отметим и другой любопытный факт. На одном из проектных рисунков средней части пола церкви (рис. арх. Курицына) отчетливо просматривается крестообразное изображение правосторонней свастики. Оба этих древнейших знака — и звезда, и свастика пришли к нам через Византию из христианских катакомб, но их исторические истоки значительно глубже. Что же до церкви Св. Иулиана, то образа и рисунки там были не только на полу и иконостасе. Перед алтарем, над сводами арки было изображено чудо Св. Иулиана, когда он был принужден возжечь огонь на жертвеннике языческого храма, но зажженный огонь, по молитве Иулиана, перешел на самый храм и спалил его. На другой стене изображено чудо Спасителя, когда он на свадьбе в Кане Галилейском обратил воду сосудов в вино! Был украшен и фасад хоров церкви — тремя крестами, каждый из которых — в круге.

Помимо иконостаса, витражи с изображениями 12 апостолов были смонтированы в 6 окнах алтарной части стены. В верхней части купола находился большой круглый витраж с образом Спасителя. Он сохранялся ещё к 1993 г., но в 1995 г. был разбит. Малые окна, обращенные на юг и на север в средней части храма, также были украшены стеклянной мозаикой. На сегодняшний день ни один витраж не уцелел. Изображениями были украшены окна верхнего и нижнего яруса церкви, а также и купол ее: все они тоже были исполнены из цветной мозаики. Вечером весь храм, иконостас и окна (между наружными и внутренними рамами) освещались электричеством. Люстры церкви имели вид шапки Мономаха, а отопление было паровым. Можно с уверенностью сказать, что всегда, — зимой и летом, утром, в полдень и в вечерние часы эта во многом необычная церковь производила необычное впечатление.

Нижний (пещерный) храм Пророка Илии

В нижнем храме св. Пророка Илии находился белый мраморный иконостас с вызолоченными Царскими Вратами. Храмовый образ св. Пророка Илии был украшен драгоценными камнями и помещён в позолоченный бронзовый киот. Здесь же, в склепе нижнего храма, были погребены тела строителя храма, купца Ильи Кирилловича Савинкова (1825-1900), его супруги Елизаветы Михаиловны Савинковой (1829-1897 ) и первого ктитора церкви полковника Владимира Николаевича Шеншина (1861-1905). Это он, еще будучи ротмистром, был одновременно и прорабом храма своего родного полка, ежедневно хлопоча и распоряжаясь по его строительству.

Вся богатая утварь храма и ризы служителей были сооружены на средства офицеров полка. Трудно сказать, знал ли Государь при закладке церкви, что ее алтарь был расположен на юг. Напомню, что над местом закладки был тогда раскинут огромный шатер, а под шатром — все части света одинаковы. Трудно сказать, почему до нас “дошел” совсем иной рисунок пола — причин тому тоже может быть множество. Трудно также сказать, почему был отстранен от работ арх. Курицын. В марте 1895 г. пристройка церкви была ему высочайше разрешена, а уже через три года (и тоже — в марте) этот архитектор “по независящим обстоятельствам не мог руководить окончанием постройки”.

Все почести и слава достались другому — архитектору Царскосельского Дворцового управления Сильвио Амвросиевичу Данини. Но Курицыну было чем гордиться. Владимир Николаевич оставил своему преемнику церковь вполне выведенной под крышу и законченную наружную облицовку, за исключением шатра колокольни и малых декоративных главок средней части храма и алтаря. Не прерывая хода работ, С. А. Данини завершил и дополнил начатое и сделанное предшественником, и уже 19 декабря 1899 г. эта церковь была торжественно освящена.

19 июля 1899 г. протопресвитером Военного духовенства Александром Желобовским был освящён нижний пещерный храм во имя св. Пророка Илии. Спустя пять месяцев, 19 (31) декабря 1899 г., в Высочайшем присутствии был освящён и престол верхнего храма. Чин освящения также совершил Александр Желобовский в сослужении о. Иоанна Кронштадтского и множества местного духовенства, присутствовала императорская семья. Вскоре в церковь из Софийского собора были перенесены и полковые реликвии.

Освящение полкового храма лейб-гвардии кирасирского полка в Царском Селе было назначено на воскресенье, 19 декабря 1899 г. Накануне, в субботу, в 10 часов утра в новый храм из Софийского собора при участии всего полка были торжественно перенесены мундиры в бозе почивших Державных шефов полка и старые полковые штандарты. Чуть позднее, в 6 часов вечера, в церкви было совершено всенощное бдение. Богослужение совершил Председатель Духовного правления протоиерей Григорий Стефанович Словцов в сослужении многочисленного духовенства, в присутствии офицеров полка и при пении хора полковых певчих. Священник И. И. Философов, перемещенный в Кирасирский полк в год “закладки церкви” (1894), произнес также проповедь (в этот день, в счет былых и грядущих заслуг, ему был высочайше пожалован наперетный крест из кабинета Его Императорского Величества).

После Октябрьского переворота церковь стала приходским храмом. В мае 1923 г. с шатровых куполов храма были сняты орлы, а в марте 1924 г. по постановлению Леноблисполкома (официальное постановление ВЦИК датировано 2 июня 1924 г.) он был закрыт и превращен в склад воинской части. Большая часть икон, в том числе и храмовый образ св. Пророка Илии, в июне 1924 г. были сданы в Управление Детскосельскими дворцами-музеями.

После закрытия храма внутреннее убранство и иконостас были уничтожены. Большая часть икон была передана в Управление Детскосельскими дворцами-музеями. Здание использовалась для хозяйственных нужд воинских подразделений, в том числе стоявшего в бывших казармах Кирасирского полка 22-го Воронежского кавалерийского полка. В период оккупации Пушкина церковь заняли части испанской Голубой дивизии. Здание церкви во время оккупации серьезно не пострадало. В октябре 1946 г. военный городок лейб-гвардии Кирасирского полка занимают управление и части 2-й гвардейской Перекопской Краснознаменной ордена Суворова II степени артиллерийской дивизии. Здание церкви было превращено сначала в каптёрку, а потом в производственные мастерские, что довело его до нынешнего плачевного состояния.

В 1987 г. решением Ленгорисполкома здание церкви было взято под охрану государства как памятник архитектуры. В 1992 г. храм был возвращен Православной Церкви и приписан к приходу Софийского собора. Первые работы по внутренней расчистке храма, в которых приняли участие курсанты Военно-Морского училища, казаки и члены Монархического Союза, начались в мае 1992 г. 7 мая 1995 г. в его стенах был совершён первый, после закрытия церкви, молебен.

Сегодня, несмотря на разрушения, происшедшие уже в новейшую историю, неприметная с первого взгляда церковь при обстоятельном знакомстве поражает строгим величием. Тлен коснулся прежде всего красной кирпичной кладки храма. Чтобы восстанавить кладку, потребовалось несколько лет. Восстановление кирасирской церкви в первозданном виде поддержали государственные чиновники, потомки царскосельских кирасир и специалисты ГИОП. Последние подготовили все необходимые документы для реставрационных работ. Внутри храма в кропотливой работе реставраторов нуждаются обветшалые стены, полуразрушенные каменные полы, лестницы. Пожалуй, единственное, что хорошо сохранилось в храме от лучших времен — мраморные гробницы супругов Савинковых.

Храм, способный вместить 900 прихожан, можно было бы открыть уже через полгода. Для этого нужно провести отопление, вставить окна, оформить алтарь, ведь в Федоровском соборе службы начались также задолго до окончания реставрации. Комплексная реставрация с восполнением утраченных элементов началась в 2006 г. В 2010 г. средства на его реставрацию выделялись в рамках Адресной программы КГИОП, на конкурсе былустановлен лимит финансирования в размере 28 400 000 рублей. В самом конце юбилейного 2010 г. на храме появились новые купола. 25 декабря 2012 г. на церковь Иулиана Тарсийского в Царском Селе воздвигнуто 9 православных крестов.

По материалам: https://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/adresa/kadetskii-7-cerkov-sv-muchenika-iuliana-tarsiiskogo-kirasirskogo-polka.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.