Многие фото храма действительно страшны – на них он похож на жертву артналета. На самом деле часть здания обвалилась сама: от времени, непогоды, равнодушия потомков тех, кто строил эту церковь. Но – не все потеряно.
Теряево впервые упоминается документами 1479 г.: ведь тогда был заложен ныне возрожденный здесь Успенскоий Иосифо-Волоколамский монастырь - самим прп. Иосифом Волоцким. А с первой половины XVII в. о деревне уже говорится, что это «Пречистыя Богородицы Иосифова монастыря вотчина подмонастырская». Как многие русские монастыри, Иосифо-Волоколамский был не только местом подвигов иноков, но также военной крепостью. Стрелецкий гарнизон, постоянно находившийся здесь, конечно, не мог проживать вместе с братией – а потому находился в Теряево, с 1620-х именуемом также «Подмонастырской стрелецкой слободой».
Население ее постепенно росло, так что с 1670 г. здесь появился первый храм, предшественник нынешнего, деревянный, с посвящением прор. Илии. Судя по сохранившемуся описанию этого храма, он был «крыт тесом по шатровому», такова же была колокольня. Здесь хранилось немало чтимых икон, включая образ Всемилостивого Спаса с богатым окладом, украшенным жемчугом, и, конечно, храмовую икону прор. Илии (с житием).
Позже, когда с 1774 г. Екатерина II забрала у монастырей земли, Теряево стало казенным селом. Вероятно, иждивением его жителей, теперь государственных крестьян, около 1812-1815 гг. на месте ветшающей Ильинской появился каменный храм.
Считается, что первой была построена часть храма с посвящением престола Вознесению Господню. Затем, за следующие несколько десятилетий, появилась трапезная, с двумя приделами, прор. Илии (память о прежней церкви) и образа Богородицы «Всех Скорбящих Радость», и, наконец, колокольня. Стиль храма, архитектор которого остался неизвестным, определяют как «провинциальный классицизм», некоторое подражание популярному тогда архитектурному стилю. Однако позже, к концу XIX в. трапезная с колокольней были перестроены в стиле архитектуры XVI-XVII вв., называемом «русским».
Несмотря на нынешнее подлинно катастрофическое состояние, на стенах главной части церкви сохранились фрески, которые современные искусствоведы считают уникальными: узнается стиль художника высокого уровня, либо имевшего европейское образование, либо вообще иностранца. Слишком нетипичны изображения святых, более похожи на фрески итальянских мастеров. Известно, что росписи делались в 1840-е. Однако, кем именно, до сих пор не установлено.
Сохранилось совсем мало данных о том, какой была приходская жизнь скромной церкви близ всем известной Иосифо-Волоколамской обители, это и понятно – подобных сельских приходов по России были десятки тысяч. Но лишь во время суровых испытаний с виду «обычные», ничем себя не проявлявшие люди вдруг показывали твердое стояние за веру – даже до ареста или самой смерти.
Для причта Вознесенского «момент истины» наступил в 1931 г. Тогда по делу о поджоге колхозного сарая и канцелярии задержали двух иереев, священников Алексий Львова и Николая Стеблева, а также иеродиакона Иннокентия (Мазурина). Виновными себя отцы не признали, но на допросах откровенно говорили о своей вере. Вот, например, что сказал иеродиакон Иннокентий: «В Священном Писании сказано, что каждый, идущий против Христа и веры, есть антихрист, противник веры. И сейчас: советская власть, коммунисты, идущие против веры, христианства, являются антихристами…»
Священники получили разные сроки ссылки, а бесстрашный о. Иннокентий – 3 года лагеря. Вернулся он в 1934, а вторично арестован еще через три года. Тогда же, 11 ноября 1937 г. его расстреляли в Бутово. Арестованных служителей алтаря сменили, однако, новые исповедники.
Протоиерей Николай Виноградов, московский священник, с 1924 г. – даже благочинный Замоскворецкого «сорока» старой столицы, появился на селе в 1936 г., после трехлетней ссылки в Каргополь. Вызвана она была тем, что священник, первоначально страха ради согласившийся сотрудничать с «органами», отказался это делать, за что понес наказание. Село стало последним местом его служения: в 1937 г. батюшку арестовали по надуманным обвинениям, а 27 ноября 1937 г. расстреляли на том же печально известном Бутовском полигоне. Вместе с о. Николаем принял смерть мирянин Гавриил Бесфамильный, который прислуживал при церкви – он проходил с настоятелем по одному «делу» об антисоветской агитации. Говорят, после ареста настоятеля люди еще какое-то время ходили сюда тайно молиться – но к концу 1930-х здесь уже был гараж…
Спустя несколько десятилетий храм был заброшен, начал постепенно разрушаться. Но настоящая трагедия случилась после того, как – горькая ирония! – Вознесенский внесли в реестр охраняемых памятников истории и культуры 30 сентября 2004 г. Теперь вести реставрационные работы без санкции государства было невозможно… вот они и не велись. Через несколько месяцев полностью обвалился купол основной части храма – остались лишь стены.
Возможны ли такие планы? Как оказалось… да! Неравнодушным к судьбе храма прихожанам удалось укрепить кровлю, стены пока не рухнувшей трапезной части. Поэтому теперь к развалинам примыкает аккуратно побеленная трапезная часть церкви, столь же любовно, столь же любовно обустроенная внутри. Пока это всё, что удалось сделать.
Забредать на развалины решаются немногие – попросту опасно для жизни. Ведь еще «пока» не обвалилась колокольня, также пребывающая в критическом состоянии. Но приехавшая из столицы искусствовед Ольга Драничкина, отмечает: когда после лицезрения страшных руин входишь в обустроенную часть церкви, точно попадаешь в другой мир: «Был праздник Святой Троицы. В этой церкви он уютный и теплый, такой, каким, наверное, и должен быть. В маленьком работающем пределе, устроенном в трапезной – тепло, пахнет свежесрезанными березовыми ветками. Ноги наступают на пол, устланный полевыми цветами, от чего ступни проваливаются в мягкий настил, а шаги становятся тихими и невесомыми. Ароматы растений смешиваются в воздухе с традиционными церковными запахами – ладана и свечей, создавая особый праздничный дух. На входе служительница – пожилая женщина искренне рада нашему приходу…»
Мимо Теряева часто проезжают паломники спешащие к любимому Иосифо-Волоколамскому монастырю. Многие ужасаются развалинам, некоторые останавливаются, и… с изумлением замечают: да он же действующий! Но возможности полного восстановления не верит почти никто. Да еще, говорят, название-то у села какое – Теряево, вот и потеряет святыню… Но православные «бабьим басням» не верят. Зато точно знают: невозможное человекам – возможно Богу.
Источник: статья Натальи Сазоновой «Удивительное возрождение из руин Вознесенской церкви в Теряево» на сайте православной онлайн энциклопедии https://pravoslavie.wiki/
Вознесенская церковь в Теряево: руины, но идут богослужения
Комментарии и обсуждение
После революции до начала 1930-х гг. в храме тайно проходили службы и теплилась духовная жизнь, но через несколько лет его окончательно закрыли, а настоятеля репрессировали. До войны под высокими церковными сводами располагался гараж, и искусно выполненные фрески постепенно блекли под черными выхлопными газами. Во время Великой Отечественной войны храм почти не пострадал, хотя и оказался в самом центре боевых действий. В послевоенные годы был преимущественно заброшен, хотя периодически и использовался как склад для всякого ненужного колхозного хлама.
Верующим храм вернули в начале 1990-х гг., но реставрация так и не началась - не было средств. В итоге в 2005 году своды пятиглавого четверика не выдержали и обрушились, оставив лишь покосившиеся стены и остатки барабанов - теперь восстановить былую красоту Вознесенской церкви уже не представляется возможным. Однако все-таки нашлись неравнодушные люди, которые отремонтировали трапезную и «законсервировали» колокольню, поправив кладку и установив новую главку с крестом. Теперь Вознесенская церковь значится действующей и в трапезной действительно регулярно проходят службы.
В итоге в 2005 году своды пятиглавого четверика не выдержали и обрушились, оставив лишь покосившиеся стены и остатки барабанов - теперь восстановить былую красоту Вознесенской церкви уже не представляется возможным..." - возможно все отреставрировать, на наших глазах реставраторы восстанавливают из руин, как Николо-Радовицкий мужской монастырь и многое др. Просто нет на это средств и особого желания...