ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Подольск. Часовня Николая Чудотворца на Васильевском погосте.

Никольская часовня


Подольск. Часовня Николая Чудотворца на Васильевском погосте
Деревянная часовня. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Освящена в честь: Николая Чудотворца
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Московская область, го Подольск, ул. Абрикосовая, СНТ Быково

Координаты: 55.461122, 37.606752
Проезд:Объект находится на территории СНТ "Быково". Въезд со стороны посёлка Быково.



Часовня Николая Чудотворца на Васильевском погосте, , Подольск, Подольский городской округ, Московская область
Лобготт Пипзам
19 апреля 2019
Часовня Николая Чудотворца на Васильевском погосте, , Подольск, Подольский городской округ, Московская область
Лобготт Пипзам
19 апреля 2019
Часовня Николая Чудотворца на Васильевском погосте, , Подольск, Подольский городской округ, Московская область
Лобготт Пипзам
19 апреля 2019



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  20 апреля 2019

Васильевский погост

Земли по Лопенке в домонгольскую эпоху находились на самой окраине Владимиро-Суздальского княжества, а населявшие их вятичи отличались особой приверженностью к язычеству. Они не принимали Христа и не крестились, хоронили покойников по языческому обряду в курганах вплоть до XIII века. Положение дел изменилось после татаро-монгольского нашествия, сильно подорвавшего устои прежней русской жизни. В правление святого благоверного князя Даниила Александровича (1276–1303 г.г.), великого основателя и устроителя государства Московского, население княжества стало жить на новых христианских началах. Сам князь был активным и успешным христианским просветителем земли московской, он заботился о строительстве церквей не только в Москве, но и во всех волостных и становых центрах княжеской власти на местах. Немаловажное значение при обустройстве управления княжеством приобрели и погосты традиционные места собрания сельских жителей для встречи с властями, для сдачи налогов, судебных разбирательств, на праздники, ярмарки и для молитвы. Твердой опорой власти святому Даниилу служила Русская Православная Церковь. Поэтому на погостах, особенно там, где ранее были языческие капища, ставили православные храмы. Медленно и постепенно изглаживались в памяти народной языческие верования и обряды, и русичи-московиты становились истинными христианами. С конца XIII в. курганы в Подмосковье почти не встречаются.

Погост Васильевский продолжал оставаться одним из местных родовых центров на средней Пахре. Свое название погост получил от построенного на месте древнего Велесова капища храма во имя святителя Василия Великого, память которого празднуется 1 января. Нетрудно догадаться, что это имя было созвучно старому названию места «Велесово» и призвано было, по мнению Церкви как можно быстрее и прочнее стереть память о боге Велесе, празднование которого приходилось близко к Васильеву дню. Если кульминацией колядских языческих Святок был Велесов день 6 января, то таковым стал Васильев день 1 января Святок Рождественских. На Васильевский погост в престольные праздники в XIV столетии могли бывать и благоверный князь Даниил, и его сыновья Юрий и Иван Данииловичи, и Симеон Гордый, и Иван Красный, и св. Дмитрий Донской. Позже, в XV–XVI в.в., при расширении Московского государства великокняжеские выезды на погосты прекратились и погосты стали, в привычно понимаемом ныне смысле, сельскими кладбищами со скромными церковками при них. Священники церкви Васильевского погоста на протяжении столетий окормляли приход припахринского левобережья село Васильевское с Ордынцами, Плещеевым, Бякантовым, Быковкой и Услонью, а позже и расположенные по Лопенке деревни Борисовское, Захарьино и Щербинка.

Построение Никольского храма

По-видимому, ближе к концу XIV или в XV в., во время подъема религиозного сознания русского народа и его борьбы за независимость от татаро-монгольских поработителей, на Васильевском погосте произошло чудо явления на водах Пахры образа святителя Николая Чудотворца Мирликийского. С почестями взятая из воды священниками и народом, икона с торжественными молебствами была перенесена в Васильевскую церковь, которая со временем, в виду чудесного события, была переосвящена в Никольскую церковь. Данное событие явилось знамением покровительства св. Николая жителям Прилопенского края и всем воинам, несущим оборону южных рубежей столицы при селе Васильевском и Бяконтовом Мысу на Большой Ордынской дороге. Чудотворный образ св. Николая «Лопенского» хранился в посвященном ему храме на погосте около 300 лет. В 1783 г. он был передан из обветшавшего храма в Знаменскую церковь с. Захарьина, в которой пребывал до её закрытия в 1940 г. Дальнейшая судьба иконы неизвестна. Представление о древнем образе дает фото с иконы св. Николая из издания И. Ф. Такмакова 1903 г., посвященного истории Никольского храма с. Стрелково XVII–XVIII в.в. Стрелковский резной деревянный с раскраской в иконописном стиле образ ок. 1703 г. представляет святителя в полный рост, стоящим прямо, в полном архиерейском облачении и в митре. В воздетых руках он держит модель храма (в левой руке) и большой меч (в правой руке) и напоминает (не во всем, впрочем), иконографию известного образа св. Николы «Можайского» XIV в., покровителя русских воинов в их борьбе с татаро-монгольскими захватчиками. Из исторических документов (по Холмогоровым) известно, что к началу XVII в. село Васильевское принадлежало Ф. А. Бутурлину (+1602 г.) и что в 1627 г. село вследствие разорения Смутной поры представляло собою «обезлюдившую пустошь» во владении боярина князя А. В. Голицына. С 1629 г. село во владении боярина В. П. Морозова. В 1649 г. его дочь старица московского Новодевичьего монастыря Феодосия Васильевна Морозова вновь построила на свои средства Никольскую церковь на Васильевском погосте.

Сохранилось следующее описание 1680 г. Никольской церкви 1649 г., просуществовавшей до рубежа XVIII–XIX в.в.: «Церковь Николая Чудотворца деревянная с трапезою рублена клецки, кругом до алтарей паперть, крыта тесом. В церкви Царские двери и столбцы, и сень писаны по золоту, местных икон: образ Спасителев, образ Пресвятой Богородицы "Знамение" в окладах; образ Николая Чудотворца; оклад, венец и фата басемные; образ Илии пророка, образ Трех Святителей: Василия Великого, Иоанна Златоустаго и Григория Богослова и священномученика Власия; образ московских чудотвор цев: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, деисусы ветхи, да 32 иконы шестилистные. В алтаре на престоле Евангелие покрыто бархатом зеленым, евангелисты серебряные резные, крест благословенный писаный на краске; за престолом образ Пресвятой Богородицы, венец и фата басемные, сосуды церковные серебряные, позолочены местами; кадило одно серебряное, одно медное, чаша водосвятная. Ризы тафтяные, оплечье камка на золоте; ризы полотняные, два подризника, двое поручи, патрахель атласная, два пояса. В церкви хоругвь, писано Воскресение Христово». В том же 1680 г. село было приобретено боярыней М. М. Грушецкой, которая из своих угодий пожаловала на содержание Никольской церкви «10 четей пашни в поле и в дву потомуж» (это около 20 га) земли и лугов на 10 копен сена ежегодно. В Васильевском окрестных деревнях тогда жило 70 душ мужского пола. В церкви служили попы Афанасий Андреев (1680–1682 г.г.) и Иаков Степанов (1709–1722 г.г.).

Во время Отечественной войны 1812 г. район с. Васильевское с его древней Ростовской дорогой вошел в маршрут знаменитого Тарутинского маневра фельдмаршала М. И. Кутузова, предпринятого главнокомандующим русских войск сразу после оставления Москвы с 5 по 21 сентября (по ст. стилю). Рвавшиеся из сожженной Москвы на плодородный российский юг французы, получили отпор от русских войск, ставших в ключевых местах на Пахре. Упорные кровопролитные бои происходили и на Бяконтовом Мысу у переправы через Пахру на древней Ростовецкой дороге. Здесь погибло немало русских воинов. Все они были с честью похоронены на кладбище Васильевского погоста близ Никольской церкви как герои-защитники Отечества.

В 1815 г., согласно распоряжению Московской Духовной консистории, деревянный Никольский храм на погосте был упразднен, Никольский престол переведен в Знаменско-Захарьинский храм вместе с прихожанами селений Плещеево, Борисовка, Ордынцы, Быковка и Бяконтово. На месте разобранной церкви в память о ней и здесь погребенных воинах устроена новая кирпичная Никольская часовня, приписанная к Знаменской церкви в Захарьино. В сохранившихся «Ведомостях о церкви» за 1880, 1881, 1882 г.г. в пункте 9 священник Николай Сироткин писал: «каменных построек, принадлежащих церкви нет, за исключением каменной Никольской церкви на Васильевском погосте».

Часовня, сложенная из кирпича и местного белого камня, была разрушена перед Великой Отечественной войной и разобрана на нужды жителей ближайшего сельца Плещеева. Захоронения на бывшем погосте прекращены в 1937 г.

Священник Николай Киселев "Исторические исследования"; https://subscribe.ru/archive/country.msk.podolsk/200607/23140445.html

В XVI-XIX в.в. здесь существовало село Васильевское с Никольским храмом, упразднённым в 1815 г. и вскоре разобранным. На месте церкви была построена каменная часовня, приписанная к церкви в Захарьино и разобранная в конце 1930-х - начале 1940-х г.г. В 2000-х г.г. вновь выстроена деревянная "входная" кубическая часовня под четырёхскатной кровлей с главкой, ныне приписана к Никольской церкви в Стрелково. Васильевский погост на Пахре при Лопенке является памятником археологии 1 тыс., XVII–XVIII в.в. Распоряжение Министерства культуры № 551-р от 23.11.2006.

https://svyatsy.org/churches/moskovskaya_oblast/podolskiy_rayon/vasilevskiy_pogost/chasovnya_nikolaya_chudotvorca_na_vasilevskom_pogoste/


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  13 марта 2024

В городском округе Подольск недалеко от места впадения речки Лопенки в Пахру находится древний Васильевский погост, где когда-то стоял храм Николая Чудотворца. В начале XIV столетия эти земли принадлежали семье святителя Алексия (Бяконта). Существует версия, что именно в этом подмосковном уголке появился на свет будущий святитель, занимавший первосвятительскую кафедру в эпоху преподобного Сергия Радонежского. Здесь же, вероятно, родились и сестры свт. Алексия – преподобные инокини Иулиания и Евпраксия. В конце XIV века в фамильных землях выдающегося иерарха был явлен резной образ Николая Чудотворца, хранившийся долгое время в церкви Васильевского погоста. После упразднения церкви на погосте, икону, получившую имя Николы Пахринского, переместили в Знаменский храм села Захарьино Подольского уезда.

В первой половине XIII столетия южные русские земли и некогда славные города Киев, Чернигов, Переяславль опустошили пришедшие из степей кочевники. В 1299 году из разоренного Киева переселился во Владимир митрополит Максим, а вслед за ним последовали многие беженцы из числа духовенства, бояр и простого народа. Одним из таких переселенцев стал черниговский боярин Федор Бяконт, прибывший в Москву с женой Марией, слугами и всем двором. Боярин Федор поселился на окраине Владимирского княжества в Москве, которая при своем правителе Данииле Александровиче только начала приобретать значение объединительного центра русских земель. В 1304 году у боярина Федора и его жены Марии родился сын-первенец, которого нарекли по обычаю двумя именами: Елевферием и Симеоном (по святым, выпавшим на день рождения и на день крестин). Восприемником Елевферия Бяконта – будущего святителя Алексия – стал молодой московский князь Иван Данилович Калита. Боярин Федор Бяконт был пожалован князем вотчинами к югу от Москвы у бывшей Ордынской дороги недалеко от нынешнего города Подольска. Федор Бяконт должен был устроить вблизи своего села Васильевского оборонительные сооружения на дороге, ведущей из Орды в Москву. На этом важном военном рубеже боярин контролировал переправу через Пахру, собирал пошлины на таможенной заставе, встречал послов и гостей.

Связь Васильевского погоста и окрестных деревень Бяконтово, Плещеево, Ордынцы с семьей святителя Алексия Московского отмечали исследователи до революции и в советский период. Историк С.Б. Веселовский писал: «Километрах в семи от Подольска находится ныне небольшая деревня Бяконтово, а ближе к Подольску, в четырех километрах, на Пахре, другая небольшая деревня – Плещеево. В начале XIV века эти селения были вотчинами Федора Бяконта, а затем его сына Александра Плещея…». Александр Плещей, прозванный так за свои широкие плечи, был младшим братом святителя Алексия. До Веселовского об этой связи писал священник, краевед и метеоролог Николай Евграфович Сироткин в историческом очерке «Захарьино-Знаменское Подольского уезда». Сельцо Ордынцы, по мнению Н. Е. Сироткина, «было вотчиною самого св. Алексия митрополита Московского», деревня Бяконтово «была вотчиною родителя св. Алексия», сельцо Плещеево «было вотчиною дяди св. Алексия».

В 1814-1815 годах Ордынцы и Бяконтово были исключены из прихода села Васильевского и зачислены в приход Захарьинской церкви, а в 1826 году в связи с «закрытием» села Васильевского к церкви в Захарьино перешло и Плещеево. Современный исследователь истории Васильевского погоста священник Николай Киселев предположил, что именно здесь на берегах Пахры и Лопенки родился Елевферий Бяконт. В двенадцать лет произошло описанное в житии призвание отрока – когда юноша расставлял силки для птиц, услышал голос: «Алексий, зачем понапрасну трудишься? Отныне будешь ты ловцом людей». Став московским первосвятителем (формально он носил титул митрополита Киевского и всея Руси), Алексий не раз проезжал по Ордынской дороге мимо родных мест и, возможно, останавливался в вотчине братьев в Васильевском, молился в местном храме, который в ту эпоху имел посвящение святителю Василию Великому. Никола Пахринский-Лопинский.

В начале XV века произошло чудесное событие, после которого храм на Васильевском погосте был обновлен и переосвящен в честь святителя Николая Чудотворца. По преданию местные жители обнаружили вблизи нынешнего села Стрелково плывущий против течения Пахры образ святителя Николая. Вынув святыню из воды, ее поместили в Васильевской церкви на погосте. Чудотворный образ, получивший имя Лопенского и Пахринского, почти триста лет хранился в церкви Васильевского погоста.

В 1783 году Никольский храм на погосте обветшал и святыню передали в Знаменскую церковь села Захарьино. В 1815 году старый деревянный храм на погосте был разобран, а на его месте построили каменную часовню в честь Николая Чудотворца. В Знаменскую церковь Захарьино вслед за святыней переместился престол и антиминс из упраздненного храма на погосте. На новом месте чудотворная икона Николая Чудотворца находилась до 1940 года, а после того как захарьинский храм закрыли и разграбили, святыня была утрачена. Примерно в то же время была разобрана и каменная часовня на Васильевском погосте.

Помимо Никольской церкви на Васильевском погосте был еще один храм, поставленный в память о чуде на Пахре: в 1705 году в соседнем селе Стрелково у места обретения образа, на средства Андрея Матвеевича Апраксина был отстроен каменный Никольский храм. До революции в церкви села Стрелково почитался свой «список» резного Николы Пахринского, внешне напоминавший иконографический тип Николы Можайского. Сегодня на Васильевском погосте создан церковно-исторический мемориал. На месте разрушенной в советские годы часовни поставлена новая часовня из дерева (приписана к Никольской церкви в Стрелково). Собраны в порядок сохранившиеся старинные каменные надгробия бывшего кладбища Васильевского погоста. Установлен крест с мозаичной иконой святителя Николая Чудотворца в память русских воинов, погибших в боях у переправы через Пахру в 1812 году. По инициативе священника Николая Киселева был воссоздан и резной образ Николы Пахринского, благодаря старой фотографии начала XX века. В 2005 году новый образ поместили в Никольском приделе церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Захарьино, где до 1940 года хранился оригинал святыни.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Васильевский погост у реки Пахры.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.