ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Салехард. Церковь Василия Великого.

Миссионерская церковь


Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Василия Великого
Год постройки:1903.
Год утраты:приблизительно 1927 (разобрана)
Адрес:
Тюменская обл., ЯНАО, г. Салехард, ул. Республики, 1

Координаты:66.522191, 66.588596 (приблизительно)
Проезд:в районе старого речного порта, на месте деревянного речного вокзала. В 2006 году на этом месте открыт историко-архитектурный комплекс "Обдорский острог"


Добавить фотографию
Церковь Василия Великого - Салехард - г. Салехард - Ямало-Ненецкий автономный округ
Ранее существовавшая церковь. Фото с сайта http://old.drahelas.ru
Андрей Агафонов
1 января 1930
Церковь Василия Великого - Салехард - г. Салехард - Ямало-Ненецкий автономный округ
Церковь Василия Великого. 1925 год. Вид со стороны деревообрабатывающего комбината.
Сергей Ковров
1 января 1925
Церковь Василия Великого - Салехард - г. Салехард - Ямало-Ненецкий автономный округ
Церковь Василия Великого. 1925 - 1930 г.г. Вид c реки Полуй.
Сергей Ковров
1 января 1925
Церковь Василия Великого - Салехард - г. Салехард - Ямало-Ненецкий автономный округ
Ранее существовавшая церковь. Фото с сайта http://old.drahelas.ru
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Василия Великого - Салехард - г. Салехард - Ямало-Ненецкий автономный округ
Ранее существовавшая церковь. Фото с сайта http://old.drahelas.ru
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Василия Великого - Салехард - г. Салехард - Ямало-Ненецкий автономный округ
Ранее существовавшая церковь. Рис. из журнала "Нива".
Андрей Агафонов
1 января 1880
Церковь Василия Великого - Салехард - г. Салехард - Ямало-Ненецкий автономный округ
Церковь Василия Великого. Фото середины ХIХ века. Вид с реки Полуй.
Сергей Ковров
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович,  19 октября 2016

Обдорский острог был заложен казаками на высоком правом берегу реки Полуй при впадении в неё реки Шайтанки в 1595 году. Тогда здесь, по всей вероятности, была построена первая острожная церковь. Первые письменные свидетельства о постройки в селе деревянного храма Василия Великого с приделом Николая Мирликийского относятся к 1747 г. Освящён храм был в 1751 г. В 1817-1823 гг. взамен прежнего храма была построена новая деревянная Петропавловская церковь с приделами Василия Великого и Николая Мирликийского. В 1895 году, с постройкой каменного храма, деревянную церковь, стоящую на месте острога, переосвятили в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". В 1903-1904 гг. храм был капитально перестроен. Церковь составляла приход крещённым хантам. Разобран храм после 1930 г.

В 2006-2007 гг. в создаваемом музее "Обдорский острог" была построена церковь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость". Храм является хорошим примером стилизации построек русского деревянного зодчества XVII-XVIII вв.


Статью добавил(а): Денис и Виктория Фёдоровы,  29 июля 2017

Острог был заложен в 1593 году казаками Березовского воеводы Никиты Траханиотова, достигшими низовий реки Полуй, недалеко от ее слияния с Обью. В задачи Обдорской крепости также входил контроль за передвижением товаров на пути в крупнейший по тем временам центр ярмарочной торговли за Полярным кругом – легендарную Мангазею. Крепость представляла собой небольшой четырехугольник, огороженный стоячим тыном, с двумя смотровыми и двумя проезжими башнями. Внутри нее располагался типичный для подобных острогов набор административных и жилых построек, а также Васильевская церковь, срубленная в 1602 году.

Во второй половине XVIII века Обдорская крепость начинает утрачивать свое военно-оборонительное значение. По указу Екатерины II были вывезены пушки, а в 1799 году находящийся в ней военный гарнизон был расформирован. Застава была преобразована в центр Обдорской волости Березовского уезда Тобольской губернии – село Обдорск. В 1807 году стены и башни деревянного острога по распоряжению Тобольского губернатора А.М. Корнилова были снесены "за ветхостью".

Острог был реконструирован в 2006 году, в настоящее время открыт для посещения. Является местом проведения городских, окружных и фольклорных мероприятий. Острог выполнен в духе древней крепости и построен по старинной технологии - без единого гвоздя. С 2015 года на территории Обдорского Острога организована церковная община Сибирского войскового казачьего общества.

http://salehard-34.cerkov.ru/


Статью добавил(а): Сергей Ковров,  10 октября 2017

20 января 1751 г. протопоп Андрей Васильев, служащий в Обдорске (Салехард) написал долгожданный рапорт, что «церковь по надлежащему чиноположению генваря перваго дня сего 1751 году освящена». 1 января 2011 года православной церкви в Салехарде исполнилось 260 лет со дня основания. Но если сейчас спросить любого салехардца, о какой именно церкви идет речь, практически все ответят, разговор идет о храме святых Петра и Павла. На самом деле этот храм был построен много позже, а вот до него в Обдорске (ныне Салехард) была церковь, выстроенная на высоком мысу вдающимся в р. Полуй. Именно на этом месте с середины XX в. стоял Речной вокзал, а сейчас размещается так называемый «Обдорский острог».

Долгое время была принята официальная точка, что в Обдорске уже в самом начале XVII в. действовала церковь. Естественно, в литературе упоминается это знаменательное событие. Вот что пишет И.С. Шемановский в своем «Хронологическом обзоре достопамятных событий в Березовском крае Тобольской губернии (1032-1910 гг.)»: «Обдорским князем Василием построена в Обдорске деревянная церковь во имя св. Василия Кесарии Каппадокийския, при чем духовенство для отправления в ней Богослужения, вероятно изредка наезжало из г. Березова».

Шемановский указывает дату – 1602 г. Впрочем, встречаются и другие даты. Например, в XIX в. историк Сибири Абрамов утверждал, первая церковь была основана еще раньше, после того как «обдорский остяцкий князь Василий, по принятии святого крещения в Москве, возвратившись в свое жилище, в 1600 году построил в Обдорске церковь во имя св. Василия Великого». Но уже в других исследованиях он писал, что церковь была поставлена лишь в 1745 г.

С первыми датами можно было бы согласиться, если бы не несколько важных моментов, которые ставят их под сомнение. На эти нюансы обратили внимание современные историки, когда проводили свои непредвзятые исследования. Дело в том, что до сих пор все уверены, Обдорск был основан в 1595 г., и казаки сразу же приступили к строительству укреплений, жилья, в том числе – церкви. Но как показывают новейшие исследования истории этого села, постоянное жилье русские здесь стали строить не ранее тридцатых-сороковых годов XVII в.

Некоторые исследователи ссылаются на общее правило русских, которое гласило: «Где зимовье ясачное, там и крест, или впоследствии часовня; где водворение крепостное, там церковь и пушка: ибо среди значительных отрядов, по благословению Тобольских первосвященников, обыкновенно путешествовал священнослужитель со святыней. А где город, там правление воеводское, снаряд огнестрельный и монастырь, кроме церкви». Поэтому сейчас создается стойкое впечатление, что во всех новых сибирских городах сразу строились православные храмы, монастыри или церкви и часовни. Но так ли было на самом деле? Откуда у них взялась эта уверенность?

Можно смело предположить, в Москве не всегда владели достоверной информацией. А подданные, оказавшись наедине с суровой действительностью, иногда отступали от правил, все равно проконтролировать их никто не мог, а для успокоения дьяков из приказных изб, кое-какую информацию могли и не распространять. Так что от царских указов до их претворения в жизнь мог лежать большой и тернистый путь, занимающий немало времени. А историкам, спустя многие десятилетия и даже столетия, приходится исходить только из доступных им документов. Свидетелей-то не осталось.

Напомним, изначально Обдорск был центром сбора ясака – налог пушниной с местных народов. В начале XVII в., когда возникла Мангазея, он стал еще таможенным пунктом. Но все равно, люди сюда приезжали лишь на несколько месяцев зимой и летом. В межсезонье здесь делать было нечего. Но если предположить, что мизерное постоянное население стало здесь обживаться, то это были таможенники, сборщики ясака, казачьи команды, вынужденные время от времени гасить вспышки недовольства аборигенов. Без сомнения, культовое сооружение им было необходимо, но церковь без священника дело немыслимое, ведь даже в более обжитом и населенном юге Тобольской губернии, многие храмы в то время были закрыты из-за отсутствия церковнослужителей и прихожан.

Дело сдвинулось после того, как в 1742 г. в Тобольске принял крещение обдорский остяцкий князь Василий Мурзин Тайшин. Но прошло еще немало времени, прежде чем приступили к строительству. Долгожданный указ вышел 12 августа 1746 г.: «…велено в Обдорской волости, где князец Василий Тайшин жительство имеет, заложить церковь деревянную во имя святаго Василия Великого…». Как следует из дальнейшей переписки, строительство началось до этого указа, еще 1 августа, «святая церковь за помощи Божей мною нижайше заложена и строитца с поспешанием».

Для того чтобы заработала любая церковь, мало построить стены и крышу, необходимо внутреннее наполнение. Для богослужения требовались иконы, колокола, различная утварь, одеяния для священников, книги и т.д. Здесь возникла большая проблема, все это было трудно купить. Недостающие предметы культа пришлось искать по всем городам Сибири, обращались даже в Москву. Впрочем, в деловой переписке церковь неоднократно объявлялась построенной. Она грозила превратиться в своеобразный средневековый долгострой. Но все когда-нибудь заканчивается. 20 января 1751 года протопоп Андрей Васильев написал долгожданный рапорт, что церковь по надлежащему чиноположению генваря перваго дня сего 1751 году освящена».

Минуло восемнадцать лет, и начальство узнало о проблемах этой заполярной церкви. В некоторых документах указывалось, что церковь была построена из круглого кедрового леса, но есть некоторые обстоятельства вызывающие сомнения. Сейчас точно известно, церковь строили из так называемого барочного леса, то есть из барж. Перегонять их против течения было делом невыгодным, а со строительным лесом в Обдорске было плохо, потому баржи здесь разбирали на доски, и строили дома и амбары. Так что можно смело предположить, что часть церкви была возведена именно из такого строительного материала. Во всяком случае, сохранился указ, где казакам велелось: «по приплаве … оную барку изломать». Кстати, в Салехарде сохранилось несколько зданий и сараев построенных до революции именно из барочного леса. Там хорошо видно, что стены сложены из прямоугольных бревен, практически из толстых досок.

Были другие причины, почему этот храм так быстро обветшал. Кроме этого в нем было холодно, стены и потолок промерзали, а во время богослужений, согревшийся от дыхания многочисленных прихожан воздух становился сырым, промерзшая одежда тоже добавляла сырости. Как писали встревоженные прихожане и церковнослужители, со стен и потолка «капель бывает на жертвенник и престол, почему с нуждою служба отправляется… от оной же мокроты святые образа портятся». 14 июля 1813 г. вышел указ о постройке новой церкви, на этот раз «во имя первоверховных апостолов Петра и Павла с приделами Угоднику Николаю Чудотворцу и Василию Великому». На этот раз она «созидалась на средства обдорского прихода и частные пожертвования». Но стройка началась лишь через четыре года. Строили ее также не спеша, освятив лишь 25 июня 1823 года. Обошлось новое здание в 5 тыс. руб. А вообще, за всю свою многолетнюю историю «этот храм перестраивался три, достовернее же два раза».

И вот наступил 1899 г., ставший для этой церкви воистину переломным. 17 мая Святейший Синод издал указ, в силу которого она передавалась в полное ведение обдорской миссии, а прихожанам доставался новый каменный храм Петра и Павла. Именно после этого указа бедная миссионерская церковь, практически не имевшая своих финансовых поступлений, стала быстро поправлять свое положение. И настолько успешно, то уже в начале XX в. отцы-миссионеры смогли приступить к постройке новой церкви. К этому времени она уже давненько потеряла свой презентабельный вид. Как писал священнослужитель Петр Попов: «Удивительным должно казаться то, что церковь эта, построенная всего только 45 лет, в 1825 г., при самых тщательных заботах об упрочении и поддержании ее так обветшала, что грозит опасностью падения, хотя она выстроена из превосходного кедрового лесу». К тому же она стала тесной, все больше и больше кочевников приходило сюда, чтоб поклониться православным иконам, поставить свечку. Поэтому одного ремонта, хоть и капитального, было явно недостаточно. Время и обстоятельства требовали нового здания.

Начиная с апреля, все лето и осень 1903 г. на Обдорском холме стучали топоры, слышались голоса рабочих, все торопились, благо нескончаемый полярный день позволял работать хоть целыми сутками, ведь до наступления зимних холодов требовалось хотя бы вчерне закончить новую миссионерскую церковь. На этот раз долгостроя удалось избежать, судя по всему, подготовка началась заблаговременно. Неоценимую финансовую и организационную помощь оказал березовский купец и церковный староста Василий Абрамович Оленев, во многом именно благодаря его усилиям церковь была выстроена в срок и «благоукрашена». Кстати, сейчас мало кто знает, что при ее проектировании принимал участие немецкий профессиональный архитектор, Готлиб Цинке. В это время он возводил каменный храм в селе, когда к нему за помощью и советом обратились миссионеры. По поручению Тобольской духовной консистории он составил проект и смету. Наверное поэтому, здание простояло целый век.

8 ноября 1903 г. во вновь отстроенной церкви началось богослужение. И это несмотря на то, что строилась на собственные средства и добровольные пожертвования. Обошелся этот храм миссии уже в 16 тыс. руб. Новая церковь верой и правдой служила отцам-миссионерам вплоть до революции 1917 г. После того как православная вера оказалась пережитком и новые власти предали ее анафеме, встал вопрос, что делать с этим строением. Решение нашли быстро, там разместили типографию газеты «Красный Север», а позже, после пожара, в 1957 г., там построили Речной вокзал.

Трудно сказать, оказались ли на этот раз стены Васильевской церкви более прочными, но как бы там ни было, здание простояло до зимы 2004 г., пока его не снесли, в настоящее время на этом месте расположен «Обдорский острог», один из экскурсионных объектов г. Салехарда.

http://togeo.ru/main/salehard/istoriya-messionerskoy-cerkvi.html


Статью добавил(а): Сергей Ковров,  19 октября 2017

История церковного строительства в Обдорске началась с Указа Березовского духовного правления священнику обдорской Васильевской церкви Ф. Кузнецову о заложении деревянной церкви во имя Василия Великого: «По силе присланной от преосвященнаго Антонии митрополита Тобольскаго и Сибирскаго грамоты велено в Обдорской волости, где князец Василий Тайшин жительство имеет, заложить церковь деревянную во имя святаго Василия Великаго. Того ради тебе, священнику Кузнецову, во оном августе месяце во оной Обдорской волости заложить церковь деревянную во имя святаго Василия Великаго, а по заложении той церкви репортовать в заказных дел некоснительно, а к построенной той церкви плотников приказать и в том имеет наблюдательство закащик протопоп Гавриил Максимов. Августа 12 дня 1746 года.

Закладка церкви была осуществлена в августе 1746 г., на строительство церкви выделялось 100 рублей, а закончено строительство было к осени 1749 г. Очевидно, тогда же был назначен и полный состав причта. В 1749 г. кроме священника Ф. Кузнецова в документах упоминаются дьячок Лукьян Дьячков и пономарь Иван Бешкильцов.

Несмотря на то, что здание церкви было готово, освящение ее затягивалось. Очень много времени ушло на изготовление и закупку всех необходимых принадлежностей. Так, в 1750 г. в Обдорск еще не были отосланы сосуды: ковчег, дароносица, лжицы, потир и другие богослужебные предметы, без чего полноценное богослужение не было возможно. Речь шла и о покупке и отправке в отстроенный храм в Обдорске церковных колоколов «велено требуемые к помянутой церкви три колокола (в том числе) один в два пуда, другой — в пуд, третий в полпуда прислать…». «А в Невьянскую, покойного действительного статского советника Акинфия Демидова, завоцкую контору послан ещё Ея императорскаго величества вторичный указ. Велено означенные три колокола зделать как наискорее возможно и по зделании прислать сюда в немедленном времени по настоящей цене». В довольно короткий срок храм был построен и в январе 1751 г. освящен. Вот как об этом сообщает протопоп Андрей Васильев преосвященному Сильвестру, митрополиту Тобольскому и Сибирскому. «И по оной Вашего преосвященства благословенной грамоте упомянутая в Обдорске городке церковь во имя святаго Василия Великаго врученным мне святым антиминсом по надлежащему чиноположению января первого дня сего 1751 году освящена».

Простояла первая церковь около 70 лет. Здание оказалось довольно обширным для сурового северного климата, но в первоначальном виде оно просуществовало 30 лет. Лишь в августе 1779 г. причт с прихожанами обратились с прошением к преосвященному с просьбой о перестройке церкви. Они жаловались, что «церковь построена весьма велика, что по здешнему климату в зиму за великими морозами и за скудостью дров нагревать не можно, отчего те стены и потолок так промерзают, что во время собрания людей, от духа согревшись, со стен течь, а с потолка капель бывает на жертвенник и престол, почему с нуждою служба отправляется». Для утепления помещения придел во имя Николая Чудотворца было решено оборудовать внутри трапезной. После перестройки храм простоял еще более сорока лет, до 1823 г., когда было закончено строительство трехпрестольной Петропавловской церкви с приделами во имя Василия Великого и Николая Чудотворца. Осенью 1823 года архипастырь предписал престол старого храма сжечь, здание разобрать, лес употребить на церковное строение и отопление нового храма.

Новому храму была уготована долгая жизнь. Претерпев несколько ремонтов, в конце 90-х гг. XIX в., в связи с возведением нового каменного храма, старый был переосвящен во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радости» и передан в полное распоряжение Обдорской миссии.

http://yamal-obr.ru/articles/obdorsk-pravoslavnyjj/

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.