Малая Муксалма — самый маленький из шести основных островов Соловецкого архипелага, его площадь менее одного квадратного километра. Расположен он к юго-востоку от Большого Соловецкого острова, рядом с островом Большая Муксалма. Первые постройки на этом небольшом и почти безлесном клочке суши появились после строительства в 1828 г. каменной дамбы для перегона скота, соединившей Малую Муксалму с Большой.
Наиболее значительной и интересной постройкой на острове является часовня. Мало кто из соловецких старожилов знает, что это самое древнее из сохранившихся деревянных сооружений на Соловках. Имеет оно довольно интересную историю, которая берет свое начало во второй половине XVII в.
Как свидетельствует «Соловецкий летописец», за монастырем на братском кладбище в 1666 г. была выстроена деревянная церковь во имя прп. Онуфрия Великого, в которой совершались отпевания почившей соловецкой братии и трудников. По описям 1782 и 1795 гг. церковь значится как «деревянная шатровая, крытая в два теса, с главкой, покрытой лемехом, и крестом деревянным с цепями». Храм был освящен 16 июня 1667 г. — в первый воскресный день после празднования памяти прп. Онуфрия Великого. Освящение происходило в смутное для обители время, всего за год до начала «соловецкого сидения» — одного из самых драматичных эпизодов в истории монастыря. Эту церковь в своих путевых заметках упомянул капитан Яков Мордвинов в свой приезд на Соловки в мае 1752 г.: «За монастырем к полудню, перешед прокоп, што из преснаго озера, построена деревянная церковь преподобного Онуфрия Великаго, где на кладбище погребают братию и всех трудников и работников монастырских».
Примерно через сто лет после постройки кладбищенский храм обветшал, и соловецкие настоятели стали обращаться в Священный Синод за разрешением на постройку нового каменного храма. Разрешение было получено в 1785 г., однако построен он был лишь в 1822–1824 гг. и освящен архимандритом Макарием 12 июня 1824 г. на память прп. Онуфрия Великого. В 1815 г. соловецкий настоятель архимандрит Паисий отмечал, что «кладбищенская церковь преподобного Онуфрия пришла в совершенную ветхость». В 1821 г. перед постройкой нового каменного храма старая деревянная церковь была разобрана.
В 1801 г. на острове Большая Муксалма был построен новый скотный двор, деревянный, со многими хлевами и крытым над ним сеновалом. Вероятно, намного раньше здесь была построена и деревянная часовня во имя св. Власия. В известном сочинении архимандрита Досифея о ней сказано: «Часовня на Муксаломском острове во имя Св. Священно-мученика Власия, при коей состоит скотный двор и келии в два этажа с другими службами. Туда же в 1829 году перенесена с Соловецкаго острова деревянная кладбищенская Церковь Преп. Онуфрия». В том году, как можно думать, из-за ветхости старой часовни решено было поставить новую, для чего и использовали разобранный деревянный Онуфриевский храм, взяв от него, по меньшей мере, четверик. Это подтверждают современные исследования часовни. Кровля с главой, двери и крыльцо были изготовлены новые: «у скотного двора для моления живущих исправлена, для благоприличия украшена часовня, обита новым тесом, покрыта новая кровля с главою, полог, двери, окна, крыльцо с лестницей и балясами и прочие принадлежности построены».
В 1876 г. на острове Большая Муксалма была построена каменная церковь во имя прп. Сергия Радонежского. Архимандрит Мелетий упоминает, что некоторое время после постройки нового храма деревянная часовня Рождества Христова оставалась на прежнем месте. «На разстоянии 20 саж. от церкви [каменного храма во имя прп. Сергия Радонежского] находится деревянная часовня во имя Рождества Христова, устроенная из прежней деревянной кладбищенской церкви Преподобн. Онуфрия Великаго». Впоследствии часовня была перенесена на остров Малая Муксалма, где она находится и по сей день, чудом пережив бурное ХХ столетие.
Сейчас у часовни отсутствуют старое завершение, алтарь и галереи. Однако некоторые детали конструкции ясно указывают на то, что это перестроенный храм. При установке перевезенную часовню развернули на 180 градусов, поэтому следы примыкания старого алтаря оказались скрыты новым притвором. Ныне здание находится в аварийном состоянии. По центру крыши зияет дыра на месте рухнувшей в результате удара молнии главки. По воспоминаниям старожилов, это случилось летом 1985 г. Главка упала и потом пролежала на земле несколько лет. Да и сама часовня тогда задымилась, но сильный дождь не дал разгореться пожару. Деревянная кровля здания, выполненная в два слоя, уже почти полностью прогнила. Также почти полностью сгнил и положенный поверх нее рубероид. Западный фронтон стоит полностью открытым. С восточной стороны, прямо к стене часовни, прибиты вешала для сушки водорослей. Обращает на себя внимание множество больших и малых гвоздей в ее стенах. Северо-западный угол притвора часовни сильно пострадал из-за того, что прямо под него сливают помои, которые далее стекают под северную стену. Стена от этого покрылась толстым слоем плесени, особенно пострадали нижние венцы. Здесь же видны остатки когда-то сваленного строительного мусора. Два нижних венца северной стены притвора оказались частично скрытыми под толстым слоем мусора, постоянно увлажняемым помоями. Бывший притвор служит хозяйственным помещением. Здесь хранят дрова, продукты питания, инструмент и разные вещи, солят рыбу и грибы, готовят пищу. В этой части часовни, по сравнению с основным помещением, очень сыро.
В настоящее время бывший храм используется не по назначению сборщиками водорослей, которые в летний период живут на Малой Муксалме, где находится самый крупный участок по заготовке водорослей в Белом море. Насельники Соловецкой обители не оставляют без внимания древнюю часовню. Начиная с 2004 г. они регулярно посещают ее. Хотя часовня была названа в честь Рождества Христова, братия между собой предпочитает называть ее Онуфриевской — по первоначальному посвящению кладбищенского храма. В часовне обязательно читают акафист прп. Онуфрию Великому. Как и столетия назад, в древних стенах раздается молитвенное монашеское пение.
http://www.solovki.info/?action=archive&id=439