В семидесятые годы с Корпусного сада было очень хорошо видно в конце перспективы Октябрьской улицы построенную в чудесном классическом стиле колокольню Успенского собора. Увы, наше послевоенное поколение уже не помнит расположенный рядом с колокольней Успенский кафедральный собор. Его взорвали в 1934 году. Храмы, надо отдать должное тогдашним властям, уничтожали по строго отработанному алгоритму, который предполагал вначале опись всего имущества храма специальной комиссией с последующей передачей ценной церковной утвари и икон различным музеям. И только после того как эта «делёжка» заканчивалась, в дело вступали взрывники. Да, да — именно взрывники, так как предки наши строили так добросовестно, что творения рук их могли бы стоять столетия. Бульдозером такое не сломаешь.
Ещё в петровские времена на Ивановой горе (сейчас это район Красной площади) находился деревянный Успенский собор с небольшой двухъярусной колокольней. По одной из легенд, в нем царь Петр I отслужил благодарственный молебен в честь победы в Полтавской битве. В Успенском соборе служил дьяком дед нашего великого земляка — И.П. Котляевского. В 1776 году по ветхости он был продан на снос в село Ивашки, что в 12 верстах от Полтавы, где из его материала была построена небольшая церковь.
Рядом с собором находилось кладбище, существовавшее до начала XIX ст. Район этот известен множеством археологических находок, многие из которых сейчас можно увидеть в краеведческом музее, а также системой подземных ходов, расположенных на глубине от 6 до 12 метров и относящихся, в большинстве своем, к XVII-XVIII ст.
В 1748 году полтавский полковник Андрей Горленко, который находился на этой должности до 1765 года, заключил договор с генерал-майором Иваном Хорватом, губернатором Новой Сербии, о строительстве в Полтаве нового каменного собора. Новой Сербией долгое время именовались земли, которые в 1764 году составили Новороссийскую губернию, а столицей ее с 1765 года был Кременчуг. Строить собор было поручено приглашенному из Новой Сербии архитектору Стефану Стабанскому. Строительство длилось довольно долго, до 1770 года, с небольшими перерывами по причине отсутствия средств и строительных материалов. Из книги В.Е. Бучневича «Записки о Полтаве и ее памятниках» можно узнать о стоимости строительных работ за период с 1754 по 1767 гг., которая была скрупулезно подсчитана и составила 8637 рублей и 25,5 копейки. Фактически собор строился полтавским полком, а все отчеты о ходе строительства поступали в полковую канцелярию и счетную комиссию.
Первоначально собор был трехкупольным и имел размеры 15 сажень в длину и 8 в ширину (примерно 30 на 17 м). В 1780 году было надстроено еще два купола над алтарной частью храма. Оригинальные архитектурные решения не позволяли полностью причислить его к определенному архитектурному стилю.
В.Е. Бучневич писал, что архитектура центральной части собора носила отпечатки римской архитектуры, а купола — греческой. Известный исследователь истории и культуры Михаил Яковлевич Рудинский, много лет проработавший директором нашего краеведческого музея и заложивший основы Полтавского художественного музея, в своей брошюре «Архитектурный облик Полтавы» писал: «Архитектура собора при его рассмотрении вблизи привлекает внимание скорее необычностью своих масс, чем их красотою. Общая строгость контуров, отсутствие теплоты при отделке стен и сухость в оформлении окон делают его при приближении холодным и чужим. Большая площадь и положение на высоком месте, благодаря чему он так четко рисуется на фоне неба, еще более углубляет это впечатление. Не будь двух задних бань — я назвал бы его костелом, безразличным к земле и застывшим в своем величии. В 1787 году во время своего пребывания в Полтаве собор посетила императрица Екатерина II.
Т.Г. Шевченко в 1845 году изобразил домик Котляревского и Успенский собор со стороны Подола. В 1847 году, в связи с переводом Полтавской архиерейской кафедры из Переяслава в Полтаву, он становится кафедральным.
Долгое время район, прилегающий к собору был центром города. Даже в начале XIX ст. в Полтаве была только одна мощеная булыжником улица — от собора до Сретенской церкви. Когда после образования Полтавской губернии в 1802 году решался вопрос о расположении губернских административных зданий, один из предложенных вариантов предполагал строительство губернских присутственных мест именно напротив собора.
Усилиями протопопа Иакима Яновского, а также стараниями и пожертвованиями колежских асессоров Александра Яшина и Ивана Пономарева в 1801 году было завершено строительство четырехъярусной колокольни, заложенной еще в 1774 году. Она была построена в классическом стиле и увенчана шпилем. В ее втором ярусе был установлен большой колокол с отлитыми на его боках изображениями Богоматери, апостолов Петра и Павла и святителя Николая. Вес этого великана составлял 350 пудов. В нижней части этого колокола была надпись о том, что он подарен собору князем Василием Михайловичем Долгоруковым 25 января 1780 года. В память об этом выдающемся военном деятеле екатерининской эпохи в ризнице храма хранился портрет генерал-аншефа - кавалера всех российских орденов и вырезанные из дерева гербы князей Долгоруких. В третьем ярусе колокольни находился знаменитый колокол Кызыкермен, отлитый из пушек, захваченных у турок при штурме Кызыкерменской крепости. При отливке колокола на московском заводе М.Д. Финляндского в него для улучшения звучания было добавлено 27 пудов серебра, пожертвованных полтавским полковником Павлом Семеновичем Герциком, который вместе с Иваном Мазепой участвовал во взятии крепости Кызыкермен. Из-за возникшей трещины он был снят с колокольни и долгое время стоял на соборном кладбище. В 1890 году он был повторно перелит в Москве и служил до конца века. Сейчас колокол находится в краеведческом музее.
В Успенском соборе находились уникальные Евангелие издания 1628 и 1644 годов. После расширения в 1899 году вместимость собора достигла 10 тысяч человек.
Тяжелые испытания принес XX век... Когда большевики в феврале 1918 года защищали Полтаву от наступающих немцев, на соборе, который доминировал по высоте в этой части города, был установлен пулемет. Один из снарядов, выпущенных по городу, попал в стену алтаря, но не пробил ее насквозь, а некоторые из домов, расположенных на Соборной площади, были серьезно повреждены. Немцы, заняв город в марте, развернули на ней свою артиллерийскую батарею. Летом 1918 года архиерей Полтавский Феофан служил в соборе заупокойную литургию по казненному большевиками императору Николаю II, а несколько позже, в сентябре — по расстрелянным министрам Временного правительства Щегловитове, Коковцеве, Майорове, Маклакове и др. В феврале 1929 года депутаты полтавского городского совета «получили наказ от избирателей», в котором говорилось «Закрыть и превратить в культурные учреждения такие церкви: Воскресенскую, Собор, Сретенскую, Спасскую и все часовни...». Непонятно, как уцелела в этой атеистической мясорубке колокольня собора. Ходил даже слух о том, что якобы она выполняет роль некой геодезической привязки, без которой затруднено построение карты города...
http://www.museum.poltava.ua/Poltava/Sobor/Sobor.htm