К памятникам Петровской эпохи в Полтаве принадлежит низенькая, стоящая на северо-восточной стороне старого города, близ памятника Императора Петра I, древняя церковь во имя Спаса Нерукотворенного Образа, бывшая в те времена внутри города и существовавшей во время Полтавской битвы крепости. Она и в настоящее время среди же города, на небольшой открытой площадке, между Александровской и Дворянской улицами (ныне Приютская улица), близ обрыва, невдалеке от того места, где в старину находились вторые или Куриловские ворота, уничтоженные в 1802 году вместе с крепостным валом, по распоряжению бывшего Малороссийского генерал-губернатора А.Б. Куракина.
Время построения Спасской церкви в точности неизвестно. Известно только, что она была придельной некогда бывшей здесь деревянной церкви во имя Преображения Господня, построенной в конце XVII века, по всей вероятности, после бывшего набега татар на Полтаву в 1695 году. Церковь эта, как записано в оставшемся от нее Трифологе, о котором сказано ниже, сгорела в 1705 году, 6 сентября, и вскоре затем была возобновлена усердием известного в истории Малороссии священника Иоанна Светайла, а в 1810 или 1811 г.г. по ветхости разобрана, и вся утварь и иконы перенесены из нее в сохранившийся придел, составляющий теперь саму церковь Спаса, в которой служение продолжалось до 1830 годов.
На том месте, где был главный престол Преображения, положен большой камень. Он находится по правую сторону нынешней церкви, на расстоянии 13 1/2 арш. от ее стены и на 16 — от престола.
Бывшая Преображенская церковь замечательна тем, что в ней, по преданию, в 1709 году, заключенные жители, изнемогающие и усталые от голода, узнав о прибытии в армию (4 июня) Петра Великого, поклялись не сдаваться осаждающим Полтаву шведам и определили казнь тому, как изменнику, кто осмелится предложить о сдаче города. 22 июня, отразив отчаянный приступ решительного неприятеля, мужественные полтавцы собрались в этот храм и пред лицом Бога подтвердили клятву: "умереть, но не сдаваться".
В этой же самой церкви, как говорит другое утвердившееся народное предание, Петр Великий, одержав победу над шведами 27 июня, и вошедши на другой день в Полтаву, служил благодарственный молебен за спасение города. Предание это основано на том, что подле церкви Спаса был дом Магденка, в котором во все время Полтавской битвы жил полковник И.С. Келлин, и у него на другой день битвы Петр Великий, по выражению И.И. Голикова, "изволил, чем Бог послал, откушать".
Тот же Голиков говорит, что Петр Великий после победы молился в соборном храме, которым тогда в Полтаве был деревянный Успенский, разобранный в 1776 году, по ветховозможности, что Петр Великий молился также и в Преображенской церкви, придел которой составляла Спасская церковь, получившая, таким образом, историческую известность.
В Бозе почивший Император Александр II в 1837 г. 10 октября, тогда еще Наследник Цесаревич, при посещении Своем Полтавы осматривал Спасскую церковь и, видя, что столь замечательный исторический памятник приходит в довольно значительную ветхость, пожертвовал для ее сохранения и устройства сверх нее каменного футляра 2000 р. и 5000 р. для беднейших жителей города. Дворянство Полтавской губернии, в свою очередь, также сочувственно отнеслось к этому делу и пожертвовало для этой цели 10000 руб., о чем было донесено в Бозе почившему Императору Николаю I. Затем по ходатайству бывшего тогда генерал-губернатора Малороссийского края графа А.Г. Строгонова была открыта на один год подписка по всей России. Собранная таким образом сумма составила до 25000 рублей.
В 1845 году каменная одежда, имеющая вид шатра, была устроена, иконостас подновлен, с сохранением прежнего во всех частях, и для поддержания стен церковного здания внутри выведены четыре каменные столба — два в церкви и два в алтаре, — одним словом, существование достопамятного храма упрочено надолго, и 27 июня 1845 г., в годовщину Полтавской битвы, церковь вновь была освящена бывшим Полтавским архиепископом Гедеоном Вишневским. На остатки пожертвованной суммы в 1847 году вновь построена и освящена того же года 4 сентября каменная колокольня, простою архитектурою гармонирующая с церковью, вместо прежней старой, состоявшей из четырех деревянных столбов с перекладинами и крышей, находящаяся на расстоянии 5 саж. от храма, и новый монумент из бронзы в 1849 году. Оставшаяся от построек сумма в количестве 3,077 руб., по Высочайшему повелению, обращена в пользу церкви с тем, чтобы причитающиеся на эту сумму проценты были употреблены на ее ремонт, и непрерывно доходный билет за № 4162 на означенный капитал хранится в денежном сундуке Полтавского кафедрального собора, к которому Спасская церковь состоит приписною.
В настоящее время церковь Спаса представляет по наружному виду небольшой каменный храм об одной главе, служащий покровом древней церкви деревянной, приспособленный к наружной ее архитектуре, так что деревянная церковь в нем помещена и оставлен вокруг нее свободный ход. Построена в старинном русском стиле, чем и отличается от прочих старинных церквей в Полтавской губ., которые почти все греческой архитектуры.
По объему Спасская церковь очень не велика: в вышину с крестом она имеет 9 2/3 саж.; основание ее составляет продольный четырехугольник, длиною 10 3/4 и шириною 4 3/4 саж., об одном престоле во имя Спаса Нерукотворенного Образа. Выстроена она из крепкого дубового леса, почему и уцелела до настоящего времени; крыша на древнем храме из гонта. В ней три наружных двери и девять окон. Внутренность церкви разделена на шесть частей: небольшие сенцы, за ними притвор, далее церковь и алтарь, а направо от входа в синцы небольшой придел, назначенный для склада церковных вещей, а за ним, рядом с алтарем, ризница. Внутренний вид церкви и расположение остались прежние, как были до возобновления.
Иконостас представляет три яруса. В нижнем, подле царских врат, хорошей живописи местные образа в киотах старинной разнообразной резной работы. Иконы Спасителя и Божьей Матери в вызолоченных венцах. Киоты окрашены голубой краской, каждый с двумя разными колонками, украшенными золотыми продольными полосками. У боковых дверей: с левой стороны такой же киот, только поменьше, находится у образа Божьей Матери; образ этот, судя по размеру и живописи, совершенно согласный с местным образом Спасителя, вероятно, стоял прежде подле царских врат, но впоследствии заменен другим, в золоченой раме, довольно хорошей живописи; а с правой стороны храмовый образ Нерукотворенного Спаса, с серебряным венцом вокруг главы. Во втором ярусе: посредине над царскими вратами находится большая икона Распятия, по золотому полю, внизу которой помещена небольшая икона Божьей Матери, а по обеим сторонам довольно большие образа Спасителя и Божьей Матери, по золотому, барельефами украшенному полю, а вокруг них, в виде двойных рам, изображены в кружках, двунадесятые праздники; в углах изображение пророка Даниила с левой стороны, а Иоанна Крестителя — с правой. В верхнем ярусе, по обеим сторонам небольшого образа положения Христа во гробе, находится шесть изображений пророков, а выше всего — икона Воскресения Христова. Такое расположение состава иконостаса, и в особенности киоты местных икон, ясно указывают, что внутреннее убранство церкви было сборным и составлено из разных частей другой большой церкви.
Из архивных сведений консистории видно, что с 1811 года Спасская церковь была приписною к собору; затем с 1848 года, 4 сентября самостоятельной; с 1852 года — приписною; с 1862 года, 6 октября — опять самостоятельной; с 1865 года, 31 декабря — опять приписною. В 1875 году по указу Полтавской духовной консистории от 17 ноября за № 10024 Спасская церковь была предоставлена для богослужения священнику 33 пехотного Елецкого полка, квартирующего и поныне в Полтаве, который, 20 декабря 1898 года, перешел в домовую церковь, устроенную для полка в здании купца С.А. Панасенка.
В 1890 году Спасская церковь и колокольня, стоявшие до того на открытой площадке, обнесены на средства города деревянной оградой, а погост засажен деревьями.
Бучневич В.Е. Записки о Полтаве и ее памятниках. 2-е изд. Исправл. и дополн. - Полтава, 1902 г. Стр. 171-183