ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Полтава. Церковь Спаса Нерукотворного Образа.

Спасская церковь


Полтава. Церковь Спаса Нерукотворного Образа
Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Нерукотворного Образа
Год постройки:1706. Деревянная церковь надстроена каменной в 1845г., архитектор А.А. Тон.
Адрес:
Украина, г.Полтава, ул.Соборности, 10

Координаты: 49.584342, 34.56415



Сортировка:

Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Полтава, Полтава, город, Украина, Полтавская область
Сергей Ковров
31 августа 2011
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Полтава, Полтава, город, Украина, Полтавская область
Саша
9 апреля 2005
Церковь Спаса Нерукотворного Образа,  Интерьер и убранство, иконостас. Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: Мистецтво, 1968 г. <br>, Полтава, Полтава, город, Украина, Полтавская область
Интерьер и убранство, иконостас. Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: Мистецтво, 1968 г.
Елена Григорьева
1 июня 1968
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Полтава, Полтава, город, Украина, Полтавская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
24 сентября 1941
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Полтава, Полтава, город, Украина, Полтавская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
31 августа 1941
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Спасская церковь с колокольней. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278)
<br>, Полтава, Полтава, город, Украина, Полтавская область
Спасская церковь с колокольней. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278)
Елена Григорьева
1 июня 1932
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Фото из журнала "Нива"<br>, Полтава, Полтава, город, Украина, Полтавская область
Фото из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1 января 1909
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, фото с сайта http://beta.shukach.com/pl/group_gallery/blog/1143<br>, Полтава, Полтава, город, Украина, Полтавская область
фото с сайта http://beta.shukach.com/pl/group_gallery/blog/1143
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1907
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, http://shpl.dlibrary.org/ru/nodes/165-t-7-malorossiya-poltavskaya-i-chernigovskaya-gub-1903#page/1/mode/grid/zoom/1<br>, Полтава, Полтава, город, Украина, Полтавская область
http://shpl.dlibrary.org/ru/nodes/165-t-7-malorossiya-poltavskaya-i-chernigovskaya-gub-1903#page/1/mode/grid/zoom/1
Андрей Агафонов
1 января 1903
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Рис. из журнала "Нива".<br>, Полтава, Полтава, город, Украина, Полтавская область
Рис. из журнала "Нива".
Андрей Агафонов
1 января 1800
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Спасская улица Полтавы. Спасский храм и памятник Победе Петра I<br>, Полтава, Полтава, город, Украина, Полтавская область
Спасская улица Полтавы. Спасский храм и памятник Победе Петра I
Сергей Ковров
??
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, 
Вид города. На переднем плане - Спасская церковь. Судя по ракурсу, снимок тоже сделан с колокольни одной из церквей:<br>, Полтава, Полтава, город, Украина, Полтавская область
Вид города. На переднем плане - Спасская церковь. Судя по ракурсу, снимок тоже сделан с колокольни одной из церквей:
Сергей Ковров
??
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Спасская церковь. Самое старое здание в городе. Она построена ещё в допетровские времена, и в ней служили молебен после победы в Полтавской битве. На самом деле она деревянная, а то, что снаружи - каменный чехол, чтобы защит<br>, Полтава, Полтава, город, Украина, Полтавская область
Спасская церковь. Самое старое здание в городе. Она построена ещё в допетровские времена, и в ней служили молебен после победы в Полтавской битве. На самом деле она деревянная, а то, что снаружи - каменный чехол, чтобы защит
Сергей Ковров
??
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, На ближнем плане - Спасская церковь, в перспективе улицы - Свято-Успенский кафедральный собор<br>, Полтава, Полтава, город, Украина, Полтавская область
На ближнем плане - Спасская церковь, в перспективе улицы - Свято-Успенский кафедральный собор
Елена Григорьева
??
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Деревянная Спасская церковь. Общий вид перед реконструкцией 1845 г. Литография Селезнева по рисунку Арандаренко 1830-х г.г.<br>, Полтава, Полтава, город, Украина, Полтавская область
Деревянная Спасская церковь. Общий вид перед реконструкцией 1845 г. Литография Селезнева по рисунку Арандаренко 1830-х г.г.
Елена Григорьева
1 июня 1830



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


V.Petrovich  21 марта 2010

Настоящей архитектурной жемчужиной, одним из самых выдающихся памятников прошлого и украшением сегодняшней Полтавы является Спасская церковь, которая была свидетелем героической обороны Полтавской крепости в 1709 году. В 1705 году вблизи Куриловских врат Полтавской крепости сгорела церковь Спаса Преображения. В 1706 году настоятель сгоревшего храма Иоанн Светайло обратился за помощью к Полтавскому полковнику Ивану Искре, и вскоре на месте Спасо-Преображенской святыни появилась небольшая деревянная церквушка, которая получила название Спасской и должна была быть временной. Однако после Полтавской битвы скромная Спасская церковь стала историческим зданием, поскольку была причастной к большой победе российского царя Петра І над шведами.

По легенде, возле Спасской церкви комендант осажденной шведами крепости полковник А.С. Келин читал полтавчанам письмо Петра, в котором царь благодарил защитников Полтавы за мужество и отвагу и просил их продержаться до прихода главных сил армии. Жители города поклялись умереть, но крепость врагу не сдать, и они остались верны своей клятве: шведы в крепость не вошли. В этой церкви после Полтавской битвы царь молился за посланную ему победу; здесь был отслужен благодарственный молебен, на котором присутствовал самодержец, а на площади возле церкви похоронили погибших защитников крепости. Итак, маленькая Спасская церковь вошла в историю и было необходимо ее сохранить для потомков. В 1837 году Полтаву посетил цесаревич Александр (будущий российский император Александра ІІ), который, осмотрев памятник славного прошлого, предписал сохранить церковь для истории. По проекту известного харьковского архитектора А.А.Тона в 1845 году над деревянным зданием был возведен каменный футляр в виде однокупольной церкви. 27 июня 1845 года Спасский храм был снова освящен. В течение 1847 года перед западным входом в храм построили и 4 сентября того же года освятили каменную трехъярусную колокольню.

В советские годы Спасская церковь выжила, не стала ни зернохранилищем, ни музеем атеизма. Однако в 1930-х годах она все же была закрыта для богослужений (снова служить в храме начали во время немецкой оккупации, в 1942 году), утратила свою колокольню, которую разобрали, и Святые Врата. В 1960-х годах была демонтирована также историческая изгородь и уничтожены многочисленные погребения храмового кладбища, в частности могилы духовенства и могила защитников Полтавы, павших в 1709 году во время защиты Полтавской крепости.

В 2002 году местный архитектор доцент В.А. Трегубов выполнил проект возрождения комплекса Спасского храма, который предусматривает воспроизведение утраченной колокольни, храмовой изгороди и Святых врат и благоустройство территории. К празднованию 300-летия Полтавской битвы колокольня Спасской церкви была отстроена заново.


Титов П.Н.  11 октября 2016

К памятникам Петровской эпохи в Полтаве принадлежит низенькая, стоящая на северо-восточной стороне старого города, близ памятника Императора Петра I, древняя церковь во имя Спаса Нерукотворенного Образа, бывшая в те времена внутри города и существовавшей во время Полтавской битвы крепости. Она и в настоящее время среди же города, на небольшой открытой площадке, между Александровской и Дворянской улицами (ныне Приютская улица), близ обрыва, невдалеке от того места, где в старину находились вторые или Куриловские ворота, уничтоженные в 1802 году вместе с крепостным валом, по распоряжению бывшего Малороссийского генерал-губернатора А.Б. Куракина.

Время построения Спасской церкви в точности неизвестно. Известно только, что она была придельной некогда бывшей здесь деревянной церкви во имя Преображения Господня, построенной в конце XVII века, по всей вероятности, после бывшего набега татар на Полтаву в 1695 году. Церковь эта, как записано в оставшемся от нее Трифологе, о котором сказано ниже, сгорела в 1705 году, 6 сентября, и вскоре затем была возобновлена усердием известного в истории Малороссии священника Иоанна Светайла, а в 1810 или 1811 г.г. по ветхости разобрана, и вся утварь и иконы перенесены из нее в сохранившийся придел, составляющий теперь саму церковь Спаса, в которой служение продолжалось до 1830 годов.

На том месте, где был главный престол Преображения, положен большой камень. Он находится по правую сторону нынешней церкви, на расстоянии 13 1/2 арш. от ее стены и на 16 — от престола.

Бывшая Преображенская церковь замечательна тем, что в ней, по преданию, в 1709 году, заключенные жители, изнемогающие и усталые от голода, узнав о прибытии в армию (4 июня) Петра Великого, поклялись не сдаваться осаждающим Полтаву шведам и определили казнь тому, как изменнику, кто осмелится предложить о сдаче города. 22 июня, отразив отчаянный приступ решительного неприятеля, мужественные полтавцы собрались в этот храм и пред лицом Бога подтвердили клятву: "умереть, но не сдаваться".

В этой же самой церкви, как говорит другое утвердившееся народное предание, Петр Великий, одержав победу над шведами 27 июня, и вошедши на другой день в Полтаву, служил благодарственный молебен за спасение города. Предание это основано на том, что подле церкви Спаса был дом Магденка, в котором во все время Полтавской битвы жил полковник И.С. Келлин, и у него на другой день битвы Петр Великий, по выражению И.И. Голикова, "изволил, чем Бог послал, откушать".

Тот же Голиков говорит, что Петр Великий после победы молился в соборном храме, которым тогда в Полтаве был деревянный Успенский, разобранный в 1776 году, по ветховозможности, что Петр Великий молился также и в Преображенской церкви, придел которой составляла Спасская церковь, получившая, таким образом, историческую известность.

В Бозе почивший Император Александр II в 1837 г. 10 октября, тогда еще Наследник Цесаревич, при посещении Своем Полтавы осматривал Спасскую церковь и, видя, что столь замечательный исторический памятник приходит в довольно значительную ветхость, пожертвовал для ее сохранения и устройства сверх нее каменного футляра 2000 р. и 5000 р. для беднейших жителей города. Дворянство Полтавской губернии, в свою очередь, также сочувственно отнеслось к этому делу и пожертвовало для этой цели 10000 руб., о чем было донесено в Бозе почившему Императору Николаю I. Затем по ходатайству бывшего тогда генерал-губернатора Малороссийского края графа А.Г. Строгонова была открыта на один год подписка по всей России. Собранная таким образом сумма составила до 25000 рублей.

В 1845 году каменная одежда, имеющая вид шатра, была устроена, иконостас подновлен, с сохранением прежнего во всех частях, и для поддержания стен церковного здания внутри выведены четыре каменные столба — два в церкви и два в алтаре, — одним словом, существование достопамятного храма упрочено надолго, и 27 июня 1845 г., в годовщину Полтавской битвы, церковь вновь была освящена бывшим Полтавским архиепископом Гедеоном Вишневским. На остатки пожертвованной суммы в 1847 году вновь построена и освящена того же года 4 сентября каменная колокольня, простою архитектурою гармонирующая с церковью, вместо прежней старой, состоявшей из четырех деревянных столбов с перекладинами и крышей, находящаяся на расстоянии 5 саж. от храма, и новый монумент из бронзы в 1849 году. Оставшаяся от построек сумма в количестве 3,077 руб., по Высочайшему повелению, обращена в пользу церкви с тем, чтобы причитающиеся на эту сумму проценты были употреблены на ее ремонт, и непрерывно доходный билет за № 4162 на означенный капитал хранится в денежном сундуке Полтавского кафедрального собора, к которому Спасская церковь состоит приписною.

В настоящее время церковь Спаса представляет по наружному виду небольшой каменный храм об одной главе, служащий покровом древней церкви деревянной, приспособленный к наружной ее архитектуре, так что деревянная церковь в нем помещена и оставлен вокруг нее свободный ход. Построена в старинном русском стиле, чем и отличается от прочих старинных церквей в Полтавской губ., которые почти все греческой архитектуры.

По объему Спасская церковь очень не велика: в вышину с крестом она имеет 9 2/3 саж.; основание ее составляет продольный четырехугольник, длиною 10 3/4 и шириною 4 3/4 саж., об одном престоле во имя Спаса Нерукотворенного Образа. Выстроена она из крепкого дубового леса, почему и уцелела до настоящего времени; крыша на древнем храме из гонта. В ней три наружных двери и девять окон. Внутренность церкви разделена на шесть частей: небольшие сенцы, за ними притвор, далее церковь и алтарь, а направо от входа в синцы небольшой придел, назначенный для склада церковных вещей, а за ним, рядом с алтарем, ризница. Внутренний вид церкви и расположение остались прежние, как были до возобновления.

Иконостас представляет три яруса. В нижнем, подле царских врат, хорошей живописи местные образа в киотах старинной разнообразной резной работы. Иконы Спасителя и Божьей Матери в вызолоченных венцах. Киоты окрашены голубой краской, каждый с двумя разными колонками, украшенными золотыми продольными полосками. У боковых дверей: с левой стороны такой же киот, только поменьше, находится у образа Божьей Матери; образ этот, судя по размеру и живописи, совершенно согласный с местным образом Спасителя, вероятно, стоял прежде подле царских врат, но впоследствии заменен другим, в золоченой раме, довольно хорошей живописи; а с правой стороны храмовый образ Нерукотворенного Спаса, с серебряным венцом вокруг главы. Во втором ярусе: посредине над царскими вратами находится большая икона Распятия, по золотому полю, внизу которой помещена небольшая икона Божьей Матери, а по обеим сторонам довольно большие образа Спасителя и Божьей Матери, по золотому, барельефами украшенному полю, а вокруг них, в виде двойных рам, изображены в кружках, двунадесятые праздники; в углах изображение пророка Даниила с левой стороны, а Иоанна Крестителя — с правой. В верхнем ярусе, по обеим сторонам небольшого образа положения Христа во гробе, находится шесть изображений пророков, а выше всего — икона Воскресения Христова. Такое расположение состава иконостаса, и в особенности киоты местных икон, ясно указывают, что внутреннее убранство церкви было сборным и составлено из разных частей другой большой церкви.

Из архивных сведений консистории видно, что с 1811 года Спасская церковь была приписною к собору; затем с 1848 года, 4 сентября самостоятельной; с 1852 года — приписною; с 1862 года, 6 октября — опять самостоятельной; с 1865 года, 31 декабря — опять приписною. В 1875 году по указу Полтавской духовной консистории от 17 ноября за № 10024 Спасская церковь была предоставлена для богослужения священнику 33 пехотного Елецкого полка, квартирующего и поныне в Полтаве, который, 20 декабря 1898 года, перешел в домовую церковь, устроенную для полка в здании купца С.А. Панасенка.

В 1890 году Спасская церковь и колокольня, стоявшие до того на открытой площадке, обнесены на средства города деревянной оградой, а погост засажен деревьями.

Бучневич В.Е. Записки о Полтаве и ее памятниках. 2-е изд. Исправл. и дополн. - Полтава, 1902 г. Стр. 171-183


Сергей Ковров   2 декабря 2017

Спасская церковь не столь древняя, первые упоминания о ней встречаются в книгах записи актов Полтавского полкового суда в 1686 году. Точное время постройки ее неизвестно, известно только, что после нашествия татар на город в 1695 году в числе других зданий был отстроен и большой деревянный пятикупольный храм Преображения с боковым пределом честь Нерукотворного Образа Христова (Спасский придел). В книге В.Е. Бучневича «Записки о Полтаве и ее памятниках», изданной в типографии Полтавского губернского правления в 1902 году, упоминается об уникальной старопечатной книге, которая хранилась в Спасской церкви, на которой под ликами святых имелась надпись «Анфологион, сиречь (то есть) Цветослов или Трифолог, составленный от святых отец, изображенных зде, Всесильного Бога во Троице благодатию, благословением четверопрестольных восточных святейших патриарх, тщанием (старанием) и иждевением (на средства) братства, при храме Успения Пресвятые Богоматере, в типографии их всесовершенне четвертое уже издадеся (издается) в Львове, в лето бытия мира 7159, от воплощения же Господня 1651». На последних страницах этой книги, как пишет Бучневич, имелась приписка о том, что «Сию книгу, глаголемую (называемую) Трифологион, от любве своея к Богу, даровал пан Василий Федорович Нежинец, за спасение всех родичов своих, живых и мертвых, а особливо за спасение преставившейся матки своея Евдокии до храму Преображения Господня Полтавскаго, в року 1705, ноембрия 28. Иоанн Свитайло писал. Презвитер Свято-Преображенский Полтавский рукою власною. Книга же сия куплена в Крыму за шесть левов в мирное царство Благочестивого Царя Нашего и Великаго Князя Петра Алексеевича, всея России Самодержца, со турским царем мир имеяху, в року 1704».

На 15 странице этой книги напротив даты 6 сентября имелась надпись о том, что «1705 года, сего дня по с. литургии в среду церковь сгорела Преображения Господня Полтавская». По всей видимости после этого пожара первым был восстановлен именно Спасский придел, в котором, по данным историков, находилась книга «Апостол» с надписью «Сию книгу, глаголемую Апостол, по пожеже до новсооруженной прежде малой церкви на пепелище Преображения Господня, даровал вечное за спасение свое Тимофей Гродзенко...». Настоятель Иван Свитайло при помощи бывшего в то время Полтавским полковником Ивана Искры восстанавливал придел этот из материала разобранного в Крестовоздвиженском монастыре деревянного храма. По всей видимости, он хотел восстановить Преображенскую церковь полностью, но планы его не осуществились, поскольку в 1708 году он проходил по делу Василия Кочубея и Ивана Искры, казненных гетманом Мазепой в том же году.

Свитайло был сослан на Соловки, а когда в 1710 году он вернулся домой, Спасская церковь уже была очень известна благодаря героизму защитников крепости Полтава, окруженной шведским войском. 24 ноября 1708 года, находясь неподалеку от Путивля, царь Петр I повелел полковнику Ивану Степановичу Келину ввести в Полтаву гарнизон, состоявший из пяти батальонов общей численностью 4000 человек. На то время население города тоже составляло около 4000 жителей, из которых 2500 человек в последствии составили народное ополчение. В течение зимы 1708-1709 гг. войска провели фортификационные работы, значительно укрепив крепостные валы со стороны нынешнего парка Победы. Со стороны Ворсклы крепость была прикрыта многочисленными болотами, которые образовывали речушки Рогизна, Тарапунька, Полтавка и Черная своими рукавами. Теперь на месте этих болот находятся микрорайоны Подол, Левада, Дублянщина и поселок Воронина.

Весной 1709 года Карл XII принимает решение начать осаду. Защитники крепости осуществили множество смелых вылазок, уничтожив не одну тысячу шведских солдат. Наиболее яростные бои за город разгорелись в районе Мазуровского вала (сейчас это та часть улицы Ленина, которая примыкает к площади Ленина со стороны Подола). Кстати, на месте одного из бастионов крепости сейчас стоит памятник коменданту Келину. Потери обороняющихся тоже были велики, но они продолжали мужественно защищать свой город. Письмо Петра I, посланное в пушечном ядре в осажденную крепость, сообщавшее о его прибытии в войска и скором снятие блокады, так подняло боевой дух защищающихся, что они поклялись в Спасской церкви защищать город до последней капли крови. Последнюю попытку взятия Полтавы шведы предприняли 22 июня 1709 года. На защиту города встали все, кто мог держать оружие. Сражались топорами, косами, дубинами и даже кухонной утварью. Все место сражения было залито кровью и усеяно трупами. В целом, с начала осады крепости 30 апреля шведы потеряли здесь 6176 человек убитыми. Потери защитников Полтавы составили 1186 человек.

Хвала Господу за спасенный город была вознесена в Спасской церкви. Существует версия, согласно которой после победы над шведами на поле Полтавской битвы Петр I отслужил в этой же церкви благодарственный молебен за спасение города. Основывается эта версия на том, что недалеко от Спасской церкви располагался дом казака Магденка, в котором в период Полтавской битвы квартировал полковник Келин и в котором на следующий после битвы день Петр I «изъявил желание чем Бог послал отобедать». Дом этот по ветхости своей в 1804 году был разобран и перенесен в имение помещика Магденка — село Григорьевку, что находится на реке Коломак в 20-ти верстах от Полтавы. А на месте, где стоял этот дом, накануне приезда в город императора Александра I, по распоряжению Малороссийского губернатора Н.Г. Репнина был построен небольшой каменный пирамидальный памятник. Император Александр II, посетивший Полтаву в октябре 1837 года, осмотрел Спасскую церковь и, найдя ее пришедшей в большую ветхость, пожертвовал на ее сохранение и обустройство 2000 рублей. Хлопотами полтавского дворянства и в результате подписки, открытой по всему государству, была собрана сумма около 25000 рублей. На эти деньги в 1845 году над церковью был сооружен каменный шатер, и 27 июня того же года, в годовщину Полтавской битвы, она была освящена архиепископом Гедеоном Вишневским. Несколько позже, 4 сентября 1847 года рядом с ней была построена и освящена небольшая каменная колокольня. В 1849 году вместо старого памятника на месте отдыха Петра I был установлен новый, отлитый в Петербурге и доставленный по зимней дороге в Полтаву 11 марта 1849 года. Сейчас памятник этот находится в весьма плачевном состоянии и требует основательной реставрации.

Что же касается Преображенской церкви, боковым приделом которой долгое время была Спасская церковь, то еще в 1802 году Полтавское духовное управление издало указ о ее ликвидации, согласно которому следовало «Впреть в поименованной Преображенской церкви служения не иметь...», а все церковное имущество перенести в предельную Нерукотворного Спаса церковь. Окончательно Преображенская церковь была разобрана в 1811 году, а ее Спасский предел был приписан к Успенскому собору. В воспоминаниях полтавского археолога И.А. Зарецкого, приведенных в книге Бучневича, говорится о наличии вблизи Спасской церкви большого количества подземных ходов, расположенных на глубине до 10 аршин от поверхности с потолком в виде полусвода. В начале XIX века все пространство Александровской (Октябрьской) улицы от Спасской церкви до Успенского собора составляло Сампсониевскую площадь с многочисленными лавками торговцев мясом, рыбою, хлебом и солениями. Во время строительства жилого дома в районе этой площади Зарецкому удалось проникнуть в одно из подземелий. По его мнению, эти ходы могут быть отнесены к XVII столетию, а стало быть они могли быть использованы и во время битвы 1709 года.

Двадцатый век начался для Спасской церкви событием знаменательным: в 1901 году по решению священного синода был произведен ее внутренний капитальный ремонт. Ну а далее события начали развиваться совсем в другом русле... 8 февраля 1929 года в Полтаве состоялось собрание по выборам в городской совет среди военнослужащих центральных органов дивизии, военкомата и госпиталя. В своем наказе депутатам собрание постановило: «Закрыть и превратить в культурные учреждения такие церкви: Воскресенскую, Собор, Сретенскую, Спасскую и все часовни... Одновременно необходимо закрыть две синагоги и немецкую кирху, превратив последнюю в детский клуб». Однако реально в Спасской церкви служба не велась только в период с 1937 по 1942 год. В годы фашистской оккупации на территории церкви было захоронено много местных жителей, расстрелянных немцами. Сейчас эти захоронения перенесены к Вечному огню.

Такова история этой маленькой, но удивительно красивой свидетельницы нашей истории. Большинство того, о чем здесь было рассказано, читатель может прочесть в упомянутой выше книге Бучневича, о переиздании которой, увы, пока можно только мечтать. Печатают нынче книги иные...

http://www.museum.poltava.ua/Poltava/Spaskaya/Spaskaya.htm


Сергей Ковров   2 декабря 2017

Спасская церковь считается одной из наиболее старых церквей Полтавы. Первые записи о ней были найдены среди документов Полтавского полка, датированных 1686 г. Возможно, она была боковым пределом (боковой частью) Преображенской церкви, сгоревшей в 1705 г. Священник Иван Свитайло восстановил сгоревший придел церкви из материала разобранного в Крестовоздвиженском монастыре деревянного храма. По легенде, царь Петр I отслужил благодарственный молебен в этой церкви после победы в Полтавской битве 27 июня 1709 г.

В 1811 г. Преображенская церковь была окончательно разобрана по причине ветхости. Сохранился только боковой придел, как напоминание о её роли в истории Российской империи. Император Александр II, который посетил Полтаву в 1837 г., осмотрел церковь и, найдя ее пришедшей в большую ветхость, пожертвовал около 2000 рублей на ее ремонт. Позднее дворяне Полтавской губернии собрали около 25000 рублей. На эти деньги в 1845 г. над церковью по проекту архитектора А. Тона был сооружен каменный шатер. Несколько позднее, в 1847 г. возле церкви была построена и освящена колокольня.

С 1875 по 1898 гг. Спасская церковь была полковой церковью 33-го пехотного полка, который в это время располагался в Полтаве. В 1902 г. был произведен её капитальный ремонт. В 30-е гг. XX столетия церковь была закрыта, колокольня разобрана. Спасская церковь возобновила свою деятельность в 1945 г.

http://old.poltava.ua/churches/church6.htm


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  18 февраля 2019

Часть бывшей Преображенской церкви Крестовоздвиженского монастыря, разобранной за ветхостью в 1811 г. Боковой придел, в котором, по преданию, Петр I торжественно отмечал победу в Полтавской битве, решили сохранить и в память об этом историческом событии в 1837-1845 г.г. над ним соорудили каменный футляр по проекту архитектора А. Тона.

Сооружение деревянное, трехсрубное, с притвором с запада, одноглавое. Квадрат центрального сруба при помощи парусов переходит в восьмигранник завершения. Бабинец соединен с центральной частью полукруглой аркой-вырезом. Деревянная часть заключена в кирпичный оштукатуренный футляр, накрытый большим приземистым куполом. Вокруг деревянных стен оставлен проход.

Здание - единственный образец деревянного зодчества XVIII в. на Полтавщине.

Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР; http://www.alyoshin.ru/Files/publika/pamyatniki_ua3/pamyatniki_ua3_610.html


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  27 апреля 2022

Спасо-Преображенская деревянная церковь возведена в 1706 г. в историческом центре Полтавы вблизи Куриловских ворот настоятелем сгоревшей в 1704 г. Спасо-Преображенской церкви И. Свитайло. Помогал в сооружении церкви полтавский полковник И. Искра.

После печально известной Полтавской битвы летом 1709 г. в этой церкви слушал благодарственный молебен русский царь Петр I, а возле церкви похоронены погибших защитников Полтавской крепости.

В 1837 г. царевич Александр Николаевич (будущий император Александр II) пожертвовал средства на сохранение памятника. В 1845 г. по проекту харьковского архитектора А. Тона вокруг деревянной церкви с отступлением от её стен смурован «футляр» в виде однобаневого храма, а в 1847 г. с запада к нему достроена каменная колокольня. В 1890 г. территория обведена каменной оградой. Колокольня разобрана в 1930-х годах.

Деревянная церковь сложена из дубовых брусьев. Она трехчастная, с притвором-крыльцом, прямоугольными срубами и одним однозаломным верхом, покрытым гонтом. Переход от четверика нави к верху восьмерика – с помощью плоских треугольных пандатив.

Каменный «футляр» - трехдольный, с прямоугольными компартиментами и приземистой баней. Окна – прямоугольные, дверные проемы – со срезанными верхними углами. Стены снаружи и внутри оштукатуренный и побелены, крыши и баня покрыты кровельной сталью по деревянным стропилам и кружалах.

Спасская церковь - единственный уцелевший на Полтавщине образец деревянного храма XVIII в., Один из самых первых примеров консервации исторических сооружений.

Вечерский В.В. «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». - К.: «Техника», 2000 г.

В 1676 г. маляр Герасим немой написал 7 вселенских соборов для Спасской церкви.

Жолтовский П.М. «Художественная жизнь на Украине в 16–18 в.в.». – К.: 1983 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.