Летописец ХVI века отмечал: "Великий князь Василий поставил церковь камену Вознесения Господа нашего Иисуса Христа вверх на деревянное дело в своем селе Коломенском". Разные источники указывают, что возведение церкви завершили в 1532 году. Но непонятно, сколько длилось строительство. Согласно преданию, великий князь Василий III велел построить новый храм по случаю рождения у него долгожданного наследника - будущего царя Ивана IV. Соответственно, решение о строительстве он принимал после августа 1530 года. Однако многие современные учёные сомневаются, что храм мог вырасти за какие-то два года при технологиях ХVI века. Ведь даже строительство возрождённого храма Христа Спасителя в 1994-1997 годах шло дольше. А стены и пилоны Исаакиевского собора в Петербурге возвели за восемь лет (с 1828 по 1836 гг). По этой причине датой начала работ чаще называют 1528 год. Так, исследователь истории Москвы и окрестностей А. Корсаков писал в 1870 году: "Великий князь Василий был здесь в 1528 году, когда готовился встретить крымских татар, приблизившихся к Оке... Через четыре года по его повелению здесь была построена каменная церковь Вознесения". Отсюда возникла версия, что храм воздвигли по случаю победы Василия над полчищами крымского хана Ислам-Гирея. Правда, существует гипотеза, что речь шла просто о моленном храме. Князь хотел замолить грехи и дождаться наследника.
Покрыто туманом и имя создателя церкви Вознесения. Чаще других называют работавшего тогда в Москве итальянского зодчего Петрока Малого, или Петра Малого Фрязина. В ходе реставрации памятника в 1979 году на белокаменном карнизе крестовой части храма обнаружили надпись "1533" арабскими цифрами. Подобные вещи были характерны только для памятников, возводимых выходцами из стран Западной Европы. Если отталкиваться от версии, что церковь построил Петрок Малый в 1532 году, а сама идея исходила от великого князя, желавшего искупить свои грехи, то история строительства храма могла выглядеть следующим образом. В 1527 году истёк двухлетний срок епитимии, наложенной на Василия III из-за двоежёнства. Дело в том, что Церковь не признала его развода с не сумевшей подарить ему наследника Соломонией Сабуровой и нового брака с Еленой Глинской. Желая отмолить грех и дождаться насдедника, князь и велел построить храм. После этого Петрок Малый приступил к работе.
Местом для церкви выбрали подмосковное село Коломенское, бывшее к тому моменту вотчиной московских князей. Оно располагалось на высоком правом берегу Москвы-реки, там, где река поворачивает на юг. Следовательно, церковь можно было увидеть издалека. Согласно современным расчётам архитекторов, исследовавших фундамент, высота основного храма составляет 62 метра, высота приделов - почти 25 метров, высота западного притвора - свыше 14 метров. Окончательное решение о том, как выглядеть будущему храму, по всей видимости, приняли летом 1529 года. В том же году приступили к сооружению подклета, а в 1530-м - четверика. Спустя ещё год настала очередь кокошников и восьмерика. Наконец, в первой половине 1532 года сделали шатёр. Далее поставили столбы второго яруса папертей, на южном крыльце выросла звонница. В завершении настелили полы и обустроили "царское место".
3 сентября 1532 года церковь Вознесения Господня в Коломенском освятил митрополит Московский Даниил. На церемонии присутствовал Василий III, княгиня Елена Глинская и царевич Иван Васильевич. Историк И. Е. Забелин в 1872 году так описал последующий пир: "На освящении, в сентябре того же года, три дня пировали у великого князя в коломенских великокняжеских хоромах: митрополит с собором духовенства, братья княжеские и бояре". Церковь нарекли в честь Вознесения Господня. Есть версия, что гора в Коломенском находилась от Кремля на том же расстоянии, что и Елеонская гора от древней части Иерусалима. Именно на Елеонской горе свершилось Вознесение Спасителя. А поскольку в те времена господствовала идея "Москва - третий Рим", то было логично предположить, что Господь перед концом света сойдёт на Землю именно в Москве. Московская легенда гласит, что в восточной церкви Вознесения даже приготовили место для Господа. Так или иначе, но над Коломенским вознёсся храм.
В 1542 году летописец отмечал: "Бе же церковь та вельми чудна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала прежде на Руси". В ХVI-ХVII вв Вознесенский храм служил летней церковью царей, но отчасти выполнял и функцию военного объекта. Он располагался на южных подступах к Москве, мимо него к столице нередко шли отряды крымских или казанских "гостей". В этих условиях высокий шатёр играл роль наблюдательного пункта. С него был виден шатёр церкви в селе Остров ниже по течению Москвы-реки. Заметив чужаков, зажигали костры, таким образом сообщая об опасности в столицу.
По всей видимости, первоначально церковь окружала двухъярусная галерея, покрытая крышей в виде "бочек". Вероятно иконостас в первые десятилетия существования храма был одноярусным. На "царском месте" во время торжественных служб восседали московские митрополиты, затем (с 1589 года) - Патриархи. Пол покрывали треугольные белые и чёрные керамические плиты. В 1980-х годах на южном крыльце нашли часть звонницы, просуществовавшей до ХVIII века. В обширном подклете храма могла храниться великокняжеская казна, её привозили в Коломенское вслед за хозяином. Позднее помещение использовали в хозяйственных целях.
Первый ремонт церковь пережила ещё в 1570-е годы. Тогда переделали покрытие пола, и среди белых и серых плиток появились красноватые. Возможно, вместе с тем оказался утраченным пол на папертях. Если верить более поздним документам, касающимся первоначальной росписи, то она включала в себя образы Саваофа и святых - как вселенских, так и "московских". Вероятно ещё в ХVI столетии роспись претерпела изменения - во всяком случае, источники ХVII века указывают на более раннее обновление "стенного письма". Вид церкви менялся и впоследствии.
Царь Алексей Михайлович очень любил Коломенское. Здесь для него воздвигли дворец, который современники называли "восьмым чудом сета". Обновляли и храм, где у царской семьи наверняка имелось специальное место для молитвы. Сохранилось упоминание о том, что в 1669 году на обивку места государя было дано "сукон, галуна серебряного, атласа и бумаги хлопчатой". Молва гласила, что по окончании молитвы царь раздавал щедрую милостыню.
В течение ХVII столетия обновили иконостас. Это потребовалось из-за высокой влажности в никогда не отапливавшемся храме, из-за которой живопись приходила в негодность. К концу века бочковидную крышу сменила двускатная. Стены храма в ту пору украшали многочисленные фрески. В ХVIII веке значение церкви Вознесения снизилось. Столицу перенесли из Москвы в Петербург, дворец Алексея Михайловича разобрали. Императоры посещали Коломенское не так часто, как прежде, хотя такие посещения случались. Пётр I в 1709 году остановился в селе после победы под Полтавой, а его дочь, будущая императрица Елизавета Петровна, родилась в Коломенском. В свою очередь, Екатерина II велела построить тут новый дворец. Его возведение велось во второй половине 1760-х годов. И тогда же, по всей видимости, имела место очередная перестройка храма.
Работами в Коломенском в 1766-1767 гг. руководил князь П. В. Макулов. Вероятно, он занимался и обновлением церкви Вознесения. В ходе ремонта сняли белокаменные резные капители со столбов второго яруса галерей, возвели парапеты с ширинками. Пол храма стал кирпичным. На старых капителях воздвигли новый кирпичный парапет. История переустройства Вознесенской церкви продолжилась в первой четверти ХIХ века, в годы правления Александра I, который приезжал в Коломенское ещё мальчиком. Он распорядился возвести на месте дворца Екатерины новый дворец. Стены церкви Вознесения украсила колерная архитектурная живопись. Выполненный тогда образ вселенских святых и московских чудотворцев по сторонам "царского места", по свидетельству очевидцев, представлял большую художественную ценность. Очередной ремонт церкви пришёлся на 1830-е годы, руководил им архитектор Е. Д. Тюрин. Согласно его предписанию от 1834 года, "имеющийся образ святых, написанный на стене паперти сверх места царского, сохранить во всякой целости, для чего заделать оный временно плотницкими щитами". Существовавший до того иконостас разобрали, заменив иконостасом из Вознесенского монастыря в Кремле. Позже востановили иконостас ХVII века с уцелевшими древними иконами.
В 1836 году по проекту Тюрина над "царским местом" водрузили "бочку" с гипсовым орлом, закрывшую половину окна, а также установили кованую решётку и гипсовые детали на парапете. Многочисленные ремонтные работы ничуть не умаляли достоинств храма. Напротив, они позволили сохранять церковь в надлежащем виде, и ею были очарованы не только русские, но и иностранцы. В 1866-1867 годах Коломеский храм ждал новый ремонт, которым руководил архитектор Н. А. Шохин. В южной грани верхнего восьмерика пробили дверь, после чего была опровергнута легенда о существовании в этой части храма потайного помещения. Кроме того, вместо первоначальной белокаменной главы появилась более плоская металлическая, а с основания креста сняли лестницу, пропустив её в только что сделанный проём. Архитектор также заменил тянувшийся от северной до южной двери иконостас, вдвое сократив его ширину. Именно Шохин первым попытался произвести историко-архитектурную оценку церкви. Эстафету работ в храме принял архитектор Н. Ф. Кольбе. При нём в 1873 году реставрировали стены подклета, а полы на папертях выстелили большими белокаменными плитами. При этом использовали доски и брус от разобранного годом ранее дворца Александра I. Роспись стен длительное время оставалась нетронутой. Однако, в 1884 году рабочие скололи изображения святых. Стену обили цинковыми листами, после чего её расписали маслом. Для тогдашней эпохи это, увы, была обыкновенная практика. В 1911 году архолог и спелеолог Игнатий Стеллецкий, памятуя о том, что в Коломенском часто бывал Иоанн Грозный, начал в подклете церкви поиски пропавшей библиотеки Грозного царя.
Несмотря на бушевавшую Первую мировую войну, в 1914-1916 годах изыскали средства на проведение очередного "раунда" реставрационных работ в Коломенском. Участвоваший в них юный архитектор Б. Н. Засыпкин, тогда ещё учащийся Московского училища живописи, ваяния и зодчества, обнаружил крайне неприятную вещь: весь объём церкви оказался расколот осевыми трещинами на четыре блока. Данный вывод подтвердил спустя более полувека и другой исследователь памятника - архитектор С. А. Гаврилов. В рамках ремонта удалось переложить шатёр храма специально изготовленным большемерным кирпичом. Но одной лишь реставрацией тогда не ограничились. Тогда же Засыпкин впервые провёл археологическую разведку местности, обмерил памятники, сфотографировал детали. В 1915 году он описал ценнейшие архитектурные детали церкви - северный портал и "царское место".
После прихода советской власти храм отобрали у Русской Православной Церкви, но к счастью, не снесли. Свою роль здесь сыграла деятельность архитектора-реставратора П. А. Барановского, по инициативе которого в Коломенском в 1923 году был создан музей. Церковь Вознесения вошла в его состав. До 1970-х годов советское государство не выказывало интереса к проведению масштабных реставрационных работ в церкви Вознесения. И только в 1972-1990 годах здесь был произведён ремонт под руководством архитекторов Н. Н. Свешникова, А. Г. Кудрявцева и С. А. Гаврилова. Кроме архитекторов, на территории памятника трудились археологи, снявшие в 1970-е годы культурный слой высотой в метр. В 1990 году они нашли более 400 фрагментов резьбы от капителей столбов и от порталов церкви. Результаты их деятельности помогли развеять миф о том, что на месте церкви Вознесения когда-то стоял другой храм.
К концу 1980-х годов над храмом нависла страшная угроза. В процессе укрепления берега Москвы-реки прямо под храмом построили бетонную набережную и засыпали древние родники. Как итог - берег заболотился, появились промоины, в 1981 и в 1987 годах под храмом произошли оползни. Трещины тогда заделали кирпичом, но риск оседания шедевра русского зодчества остался. Основной задачей последних двадцати лет стало спасение памятника. К счастью, в 1994 году Музей-заповедник "Коломенское" включили в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, что помогло делу сохранения знаменитого Вознесенского храма для потомков. Освящение храма состоялось в 2000 году. Сегодня он находится в общем ведении Музея-заповдника "Коломенское" и Церкви. Службы в храме проходят только по большим церковным праздникам.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №16, 2012 г.