ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Новозыбков. Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы.

Никольско-Рождественская церковь


Новозыбков. Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца, Рождества Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1774 и 1782. В 1817-1818 полностью перестроена в формах классицизма.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, Брянская область, г. Новозыбков, ул. Набережная, д. 39/41

Координаты: 52.535759, 31.925621



Сортировка:

Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, Вид с моста через Зыбкую<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Вид с моста через Зыбкую
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
17 февраля 2018
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
MILAV V
1 августа 2017
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
tradtextil
27 августа 2016
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
МОРПЕХ879
12 июля 2019
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Сергей Сол
22 февраля 2019
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Раиса Петрошенко
26 апреля 2018
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, Южный фасад, вид из соседнего двора<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Южный фасад, вид из соседнего двора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
17 февраля 2018
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
tradtextil
27 августа 2016
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, Общий вид церкви, часовни и поклонного креста<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Общий вид церкви, часовни и поклонного креста
kochergin
24 мая 2015
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Сергей Меркулов
20 апреля 2008
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Алексей Кротов
12 октября 2019
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Алексей Кротов
12 октября 2019
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Алексей Кротов
12 октября 2019
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
МОРПЕХ879
12 июля 2019
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
МОРПЕХ879
12 июля 2019
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
tradtextil
27 августа 2016
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
tradtextil
27 августа 2016
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
tradtextil
27 августа 2016
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
tradtextil
27 августа 2016
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
oldboy
8 апреля 2022
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, Свод основного объема<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Свод основного объема
oldboy
8 апреля 2022
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, Потолок трапезной<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Потолок трапезной
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
8 апреля 2022
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
oldboy
7 марта 2020
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1 января 1990
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1 января 1990
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1 января 1990
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1 января 1990
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1 января 1990
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область." М, Наука 1998, сектор Свода ГИИ
Андрей Агафонов
1 января 1990
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, Частная коллекция. Фото 1969 г.<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Частная коллекция. Фото 1969 г.
Михаил Мещанинов
31 мая 1969
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, Пожар в храме. Фото 1959 г. из частной коллекции<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Пожар в храме. Фото 1959 г. из частной коллекции
Михаил Мещанинов
22 января 1959
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
12 августа 1942
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
12 августа 1942
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, Храм слева. Уникальный ракурс со стороны абсиды. Фото 1942 г. с венгерского исторического портала Fortepan.hu<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Храм слева. Уникальный ракурс со стороны абсиды. Фото 1942 г. с венгерского исторического портала Fortepan.hu
Михаил Мещанинов
14 марта 1942
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, Раньше на колокольне были часы. Серия старинных открыток «Привет из Новозыбкова». Источник: Новозыбков.ру <br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Раньше на колокольне были часы. Серия старинных открыток «Привет из Новозыбкова». Источник: Новозыбков.ру
Елена Григорьева
1 июня 1910
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, Никольская церковь. Серия старинных открыток «Привет из Новозыбкова». Источник: Новозыбков.ру <br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Никольская церковь. Серия старинных открыток «Привет из Новозыбкова». Источник: Новозыбков.ру
Елена Григорьева
1 июня 1910
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, Фото с сайта http://www.novozybkov.ru/retroscope/archives/536<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Фото с сайта http://www.novozybkov.ru/retroscope/archives/536
Андрей Агафонов
1 января 1910
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, Фото с сайта http://www.novozybkov.ru/oldcards/?page=19<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Фото с сайта http://www.novozybkov.ru/oldcards/?page=19
Андрей Агафонов
1 января 1910
Церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы, фотокарточка с http://www.novozybkov.ru/oldcards/?page=1<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
фотокарточка с http://www.novozybkov.ru/oldcards/?page=1
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1901



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Игорь Демин  29 марта 2006
Церковь была полностью перестроена в 1818 г. в стиле классицизма. В 1960-х годах сгорело и было полностью заменено завершение главного объема. Церковь срублена из дерева, но, следуя тенденциям своего времени, формами и окраской имитирует каменную архитектуру. Здесь можно прочитать об истории храма, увидеть фото, включая снимок пожара.

uchazdneg
 
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 марта 2010

Расположена в центральной части города, у р. Зыбкая, в глубине участка на углу с Первомайской ул. Построена в 1782 г. на средства злынковского купца Осипова; в 1818 г. полностью перестроена; в кон. 1960-х гг. изменено завершение. Здание рублено из бревен без остатка и обшито тесом, цоколь кирпичный. Один из своеобразных деревянных храмов области, выполненный в стиле позднего классицизма и во многом следующий формам каменной архитектуры. Основу оригинальной двухъярусной объемной композиции образует прямоугольный, вытянутый в длину нижний ярус, объединяющий все части храма. Центральный четверик выделяется портиками по бокам и крупным верхним ярусом, увенчанным сферическим куполом (прежде имел низкое цилиндрическое основание) и пятью декоративными главками с крестами: меньшие по углам на четвериках-тумбах и большая над центром купола на глухом восьмерике. Первоначально главы были более крупными, с пологими кровлями и круглыми шеями и размещались на широких четвериках. Верхние суженные ярусы алтаря и трапезной с двускатными кровлями имитируют базиликальную структуру, хотя они не раскрыты в интерьер и имеют лишь ложные окна. В кровлю верхнего яруса алтаря врезан четверик с маленьким куполом и главкой.

В общей композиции доминирует примыкающая с запада к трапезной высокая и стройная колокольня: три ее четверика, последовательно сокращающиеся в размерах, несут восьмерик, завершенный яйцевидным куполом с люкарнами, над которым поставлена маленькая главка. Главным элементом убранства фасадов являются колонные портики тосканского ордера с широким средним интерколумнием и фронтонами. Они украшают боковые входы в храм, а также все четверики колокольни. Широкую арочную нишу западного входа в центре нижнего четверика колокольни фланкировали меньшие нишки между боковыми колоннами (ныне зашиты). Из других деталей классицистического убранства интересны две пары колонн с раскрепованными антаблементами и фронтончиками над ними на восточной стене алтаря. Проемы имеют скромные рамочные обрамления: прямоугольные (храм) и арочные (колокольня); часть из них ложная. В интерьере доминирует просторное центральное помещение в виде квадратного зала, перекрытого подшивным куполом. На боковых стенах этого зала — необычные граненые . столбики. Широким проемом он связан с алтарем, имеющим плоский потолок. Оригинальны шестнадцатигранный купол над трапезной и коробовый свод над входным тамбуром, встроенным в нижний ярус колокольни. Этот ярус разделен на три части с узкими боковыми помещениями, в правом из которых устроена лестница к звону. Росписи на сводах и парусах выполнены масляными красками на холсте в нач. 20 в. и стилизованы в духе иконописи 17 в.; поновлены в сер. 20 в.

В главном куполе помещено изображение Саваофа, а в шестнадцатигранном — Христа Вседержителя. В главном и придельном (в трапезной) иконостасах, датируемых 20 в., сохранились некоторые элементы декора, относящиеся к кон. 19 в.; ряд икон 17-18 вв. С северо-восточной стороны храма находится каплица, построенная в кон. 19 в. в русском стиле. Небольшое кирпичное здание в виде четверика имеет шатровое завершение и более поздний пониженный входной притвор. Шатер, прежде увенчанный главкой, окружали четыре главки, от которых сохранились лишь украшенные кокошниками постаменты. Убранство фасадов также стилизовано под архитектурные формы 17 в.: пучки из трех полуколонок на углах, наличники арочных окон с полуколонками и архивольтами, килевидные кокошники разного рисунка. Внутри каплица разделена на основное помещение и притвор.

Источник: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. - М., Наука, 1997


Деревянная Никольская церковь построена в 1774-82 г. на средства злынковского купца-старообрядца Осипова. В 1791 г. была сделана неудачная попытка, с помощью подразделения Изюмского гусарского полка, отобрать у старообрядцев церковь. Храм полностью перестроен в 1817-18 гг. В 1846 г. приход принял единоверие: из Москвы сюда был определен бывший старообрядческий священник Рогожского кладбища Александр Арсеньев. Престолы: свт. Николы – холодный и Рождества Пресвятыя Богородицы — теплый. В 1896 г. открыта церк.-прих. школа.

Источник: Дурнов А.Г. Единоверческие монастыри, иноческие общины и приходы Российской империи. На правах рукописи.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  17 апреля 2019

В начале ХХ века Новозыбковский уезд был крупнейшим в Российской империи производителем спичек. Но ещё раньше там начали строить уникальные деревянные храмы. Одним из таких удивительных творений народных древодельцев является Никольско-Рождественская церковь, считающаяся одним из крупнейших деревянных храмов в Центральной России, жемчужиной русского деревянного зодчества. ХVIII век был временем быстрого развития старообрядческой слободы Зыбкой, ставшей с 1809 года городом Новозыбковом. Местные жители занимались хлебопашеством, строительными работами, доставкой купеческих товаров в Москву, Санкт-Петербург, Ригу, Варшаву, Кёнигсберг, торговали пенькой и конопляным маслом. Всё это способствовало росту капитала отдельных купцов, который они вкладывали не только в торговлю и производство, но и в материальное воплощение своей веры: иконы, книги, храмы. Закладка дервянного храма состоялась в 1774 году, а освящение - в 1782 году. Церковь строилась на средства злынковского купца Осипова для беглопоповской общины. В 1791 году была совершена попытка отобрать её у старообрядцев с помощью подразделения Изюмского гусарского полка.

В 1817-18 годах храм полностью перестроен в стиле классицизма. В 1846 году приход принял единоверие: из Москвы сюда был определён бывший старообрядческий священник Александр Арсеньев. В храме было два престола: Св. Николая Мирликийского - холодный и Рождества Пресвятой Богородицы - тёплый. В 1896 году при храме открыта церковно-приходская школа. Перед Великой Отечественной войной храм был закрыт и использовался для хранения растений люпина. В 1941 году церковь Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы снова открыли. Завершения главного объёма перестраивалось после пожара 1959 года: в конце 1960-х годов заменено на новое упрощённое (восстановлено в прежних формах в начале 2000-х гг.).

В советское время храм принадлежал Русской Православной Старообрядческой Церкви. Никольско-Рождественская церковь срублена из дерева и обшита тёсом, но во многом следует формам каменной архитектуры. Основу оригинальной двухъярусной объёмной композиции образует прямоугольный, вытянутый в длину нижний ярус, объединяющий все части храма. В интерьере доминирует просторное центральное помещение в виде квадратного зала, перекрытого подшивным куполом. На боковых стенах этого зала размещены необычные гранёные столбики. Оригинальны также шестнадцатигранный купол над трапезной и коробовый свод над входным тамбуром, встроенным в нижний ярус колокольни. Росписи на сводах и парусах выполнены масляными красками на холсте в подражание иконописи ХVII века. В главном куполе помещено изображение Саваофа, в шестнадцатигранном - Христа Вседержителя. В главном и придельном (в трапезной) иконостасах, датируемых ХХ веком, сохранились некоторые элементы декора, относящиеся к концу ХIХ века. В иконостасах имеются древние иконы местной стародубской школы иконописи. Изощрённая резьба по дереву, богатство рисунка многослойных цветных карнизов, наличников, дверных проёмов, порталов и других частей здания неизменно вызывают чувство восхищения у всех, кто видит это творение. С северо-восточной стороны храма находится каплица (небольшая часовня с алтарём) с пятью главками, построенная в конце ХIХ века в псевдорусском стиле.

Работы по восстановлению Никольско-Рождественской церкви начались в 2001 году. Купола восстанавливали по старинным открыткам. Вялотекущие работы ещё продолжаются, но с уверенностью можно сказать, что Никольско-Рождественская церковь была, есть и будет жемчужиной Новозыбкова, одним из лучших украшений города.

Из книги "Православные святыни Брянщины". - Брянск, 2014.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  11 июня 2021

С 1735 года, то есть со времени разгрома по приказу императрицы Анны Иоанновны известного центра старообрядчества слободы Ветки (ныне Гомельской области) и переселения ее жителей в стародубские слободы, началось развитие некоторых из них и особенно Клинцов и Новозыбкова. Затем, с 1764 года, после второй «Ветковской выгонки», осуществлённой генералом Масловым, идеологический центр «старой веры» переместился в Клинцы и Новозыбков.

В 1782 году слобода переименована в посад Клинцы с открытием посадской ратуши. К этому времени расцвета относятся построения наиболее крупных единоверческих церквей в Клинцах и Новозыбкове.

В «Истории русского искусства» И.Э. Грабаря, Г. Павлуцкий в статье «Украинское барокко» отмечает влияние своеобразия архитектуры старообрядческих церквей на развитие архитектуры украинского барокко в левобережной Украине. При этом он ссылается на пример церкви Вознесения в Клинцах. Он указывает, что типичность этих церквей, главным образом, в их внешнем многоярусном виде. По мнению Г. Павлуцкого, этот тип деревянных церквей XVIII века встречается на севере России, однако он усматривает в нём элементы влияния украинского деревянного зодчества, которое «вернулось» на юг в виде архитектурных элементов, уже переработанных по северо-русским художественным вкусам, в церковное зодчество старообрядцев.

На массивном четырехугольном срубе установлены один над другим, всё уменьшаясь, несколько восьмериков, заканчивающихся небольшим куполом. Особенно характерно эта объемно-пространственная композиция проявилась в Клинцовских церквах, получив здесь впечатляющее, сильно развитое по вертикали построение: в церкви Вознесения, построенной в 1780 году (не сохранилась), и в Троицкой церкви 1782 года (сгорела в 1972 году).

Эти церкви и одновременно с ними построенная в 1782 году Рождество-Никольская церковь в городе Новозыбкове являются как бы вариантами художественного поиска зодчими решения самобытного облика главных старообрядческих храмов. Они и отличны друг от друга, они же имеют и много общего.

Клинцовскйе церкви поверх четверика - основания (собственно церковь) имеют по три ряда уменьшающихся восьмериков. Диагональные грани нижнего из них продолжаются врезанными в купол трехъярусными башнями угловых глав. Форма куполов Вознесенской церкви, как считает Павлуцкий, послужила прообразом куполов церквей Левобережной Украины конца XVI!) века.

В Новозыбковской Рождество-Никольской церкви более развит по вертикали двухъярусный четверик, а вместо трех восьмериков над ним установлены три цилиндрических барабана, с сильно сокращённой высотой нижнего и верхнего. Куполам придана полусферическая форма, отличная от куполов Вознесенской церкви. Таким образом, решительно подчёркнут вертикальный массив четверика основания.

Хотя образная трактовка и родство архитектурных элементов (округлые крыши, ступенчатые, двухъярусные объемы, соединяющие собственно церковь с колокольней, профили и детали карнизов) придают общность характеру архитектуры Клинцовскихи Новозыбковского храмов, но отмеченное различие завершающих пятиглавии вносит черты своеобразия в архитектурные облики этих памятников.

В отличие от Клинцовских храмов в Рождество-Никольской церкви более законченной и выразительной предстаёт колокольня. Если в Троицкой церкви архитектура четырехъярусной колокольни выглядит схематизированной с робким применением элементов классицизма, как, например, не очень умело трансформированные декоративные портики третьего яруса, то в Новозыбковском храме классицистические элементы применены с вполне зрелым мастерством критической переработки их на согласный общему решению архитектуры лад.

Самая большая из сохранявшихся деревянных церквей области, Рождество-Никольская церковь осталась единственным образцом самобытной ветви культового строительства старообрядцев.

Церковь Рождество-Никольская построена на средства злынковского купца Осипова. Это выполнено с большим размахом и с желанием сделать церковь доминирующим элементом в застройке города. Раньше, когда город был в основном одно-, двухэтажным, Рождество-Никольская церковь властно подчинила себе городское пространство.Теперь, с появлением крупных зданий, ее градостроительное значение несколько сократилось, но не утрачено полностью. Высокая ярусная колокольня и вознесённое вверх пятиглавие церкви видны издалека и служат композиционным ориентиром центра города.

Внушительны размеры церкви: по поперечнику - 13 и по длиннику 42 метра. План церкви имеет оригинальную композицию: вместо трапезной здесь расположен второй зал церкви, которому предшествует со стороны главного входа небольшое помещение и паперть с внутренней лестницей. По сторонам паперти расположены слева служебное помещение, справа - лестница на колокольню. Алтарь почти во всю ширину открыт в главный подкупольный зал. По поперечной оси последнего расположены боковые входы - северный и южный. На фасадах они выделена портиками. Все помещения церкви вписаны в прямоугольник, сторона квадратного плана колокольни несколько уже ширины церкви.

Стены церкви и колокольни рубленные, обшитые тесом снаружи и внутри. Колонны наружных портиков выполнены из цельных стволов дерева. Перекрытия основных помещений различные: над папертью полого-цилиндрический свод, над вторым церковным залом - сомкнутый шестнадцатилопастный свод, над главным залом - купол. Кровли - железные.

В объемно-пространственной композиции при высотном превосходстве пятиярусной колокольни достигнуто равновесие основных масс. Высокий лаконичный четверик главного храмового зала с куполом и изящным пятиглавием, соединённый с двухсветным вторым залом и алтарём, с сильно выступающими боковыми портиками представляет собой пластически богатый основной объём композиции.

Две темы, два ведущих архитектурных мотива сочетаются во внешнем облике храма: мотив купольных завершений и мотив четырёхколонных портиков. Если первый придаёт объёмную завершенность всей композиции, то второй определяет расчленённость основных элементов, их организацию в единое целое, обогащает образное содержание архитектуры здания.

Стройным аккордом воспринимается завершение главного четверика. Его купол на очень низком барабане не имеет самодовлеющего значения - его роль в объединении пятиглавия. Он виден лишь частями между глухих барабанов на двухступенчатых прямоугольных пьедесталах угловых глав. Сам он подчинён несомому им центральному барабану, возвышенному им и завершающему пятиглавие. Все пять барабанов покрыты полусферическими куполами с цилиндрическими трибунками, увенчанными некрупными луковичными главками и крестами.

Какое замечательное единство в композиции главного объема! Двухъярусный параллелепипед главного зала повторяется в двухступенчатых параллелепипедах оснований угловых глав, цилиндрические барабаны их и центральной главы повторяют низкий барабан купола, а его маленькие «братья» служат основаниями пяти глав. Полусферы пяти куполов повторяют в уменьшенном виде форму основного купола. Форма всех пяти глав одинакова. Композиция завершения основана на гармоническом подобии и геометрическом родстве форм.

Иначе, но «по-родственному» решено завершение колокольни. Оно сделано в ключе, составляющем основное содержание колокольни - ее устремленности вверх. Поэтому купол здесь не полусферический, а возвышенный. Его силуэт плавно переходит в декоративный восьмерик и через малый куполокего крыши «растворяется» в ажурном кресте. В ответ четырём главам церкви в основании купола колокольни сделаны четыре световых люкарни. Таким образом, завершения двух основных объёмов композиции и многообразны и едины. Известно, что красота произведения деревянного зодчества зависит от красоты их покрытия, завершения. Справедливость такого мнения легко подтверждается в данном случае.

Второй ведущий мотив архитектуры памятника - мотив четырех-колонных портиков. Эти портики выполнены в переосмысленном классическом тосканском ордере: сохранён рисунок деталей, но сильно облегчён весь пропорциональный строй - придана лёгкость и изящество колоннам и антаблементам, широкий средний портик более соответствует конструктивному материалу - дереву, чем камню. Весьма логичная переработка классических канонов для дерева. Всего на фасадах памятника четырнадцать портиков. Они объединяют композицию и по горизонтали и по вертикали. Портики выделяют главный и боковой входы, они украшают алтарную апсиду и нижний ярус колокольни. Их антаблемент, продлённый на боковые фасады, членит по высоте второй храмовый зал, завершает уступ его стены, опоясывает весь нижний ярус сложной композиции церкви, соединяет все объемы в одно целое.

По вертикали портики являются основным элементом членений и декора колокольни. По ширине и высоте в соответствии с уступчатой формой колокольни они усиливают эффект перспективных сокращений, зрительно увеличивают её высоту.

Ритм карнизов и треугольных фронтонов портиков динамично направляет взор зрителя вверх, где он после небольшой паузы - глухого восьмерика пятого яруса - переносится на купол и его завершение. Так же как и в купольных завершениях ритм портиков - подобных собою архитектурных форм - создаёт многообразие и единство композиции. Портики придают большое богатство облику памятника, своими размерами связывают большое сооружение с масштабом окружающей застройки. Цельный художественный строй логически расчленённых портиками фасадов в полном созвучии с логически построенными купольными завершениями создаёт архитектурное произведение впечатляющей художественной силы.

Внутреннее пространство памятника организовано в нарастающем по продольной оси ритме изменений размеров его помещений: от узкой паперти с лестницей, через небольшое скромное по отделке помещение и более богатый двухсветный сводчатый зал к развитому по вертикали подкупольному залу- композиционному центру всего интерьера. Купол внутри оклеен холстом с изображением Спасителя. Интерьер насыщен иконами. Многие из них «от старых людей» - надо думать это произведения весьма древнего письма. Иконостас подкупольного, главного зала современен построению церкви. Иконостас второго зала привезён из Злынки, где он находился в одной из церквей. В церкви хранится большая библиотека с книгами на русском, латинском и других языках, есть книги с крюковым шрифтом записей молитв. Среди утвари старинные предметы большой художественной и исторической ценности.

Рождество-Никольская церковь в городе Новозыбкове - оригинальный памятник деревянной архитекторы XVIII века. Он имеет непреходящую художественную и историческую ценность, как единственный великолепный образец почти исчезнувшей и малоисследованной самобытной ветви русской архитектуры, связанной со строительством старообрядцев на Брянской земле.

На храмовом здании установлена доска с надписью: «Памятник архитектуры. Никольская старообрядческая церковь, построена в 1774 г. Охраняется государством. Повреждение здания карается законом».

В настоящее время Николаевский храм нуждается в помощи.

Путешествие по Брянску


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  11 июня 2021

Годы постройки деревянной Никольско-Рождественской церкви: 1774-1782 г.г., возводилась на средства злынковского купца-старообрядца Осипова. В 1791 г. была сделана неудачная попытка, с помощью подразделения Изюмского гусарского полка, отобрать у старообрядцев церковь. Заново перестроена в 1817-1818 г.г., в конце 60-х годов XX в. в результате пожара завершение изменено. Церковь двухпрестольная: Николая-Чудотворца - холодный и Рождества Пресвятой Богородицы - теплый, принадлежит к Белокриницкому согласию. Рядом с храмом - каменная часовня-каплица, где до 1941 г. находилась икона Одигитрия.

Деревянное зодчество, прекрасные образцы которого так или иначе уцелели до наших дней, вызывают чувство изумления и восхищения. Эти постройки надо всячески оберегать, невзирая на то, что порою они не такие уж и древние - XIX, а то и начала XX века. Если народные традиции в каменном зодчестве по ходу времени претерпевали большие изменения, то в деревянном - эта эволюция совершалась гораздо медленнее. Порою деревянные постройки XIX века были такими же, как и лет триста назад.

Одним из таких удивительных творений народных древодельцев является деревянная Николаевская церковь в Новозыбкове, построенная старообрядцами в 1782 г. и хорошо сохранившаяся до наших дней. В принципе это тот же тип храма, что и в Клинцах, однако некоторые отличия имеются, главным образом за счет более обильного применения элементов ордера. Как и Троицкая церковь в Клинцах, это здание поражает своими размерами, особенно в сравнении с окружающей мелкой застройкой. Хотя в основных своих чертах план и наследует общепринятую схему культовых зданий, но созданные на его основе объемы во многом отличаются от обычных. Видимо, старообрядцы, находясь в оппозиции к официальному православию, не хотели создавать храм, который ничем бы не отливался от утвердившихся канонов церковного строительства. Они хотели создать свой тип храма и этого достигли (они его даже называли не храмом или церковью, а «моленной»).

В то же время старообрядцы были людьми практическими и не зря преуспевали в торговле и промышленности. И поэтому дух времени - а это была эпоха классицизма - им также порою был не чужд. Огромная четырехъярусная деревянная колокольня, сооруженная, по-видимому, одновременно с основным объемом, явно повторяет форму каменной классической архитектуры - те же пучки колонн по углам, те же фронтоны на каждом ярусе, та же соразмерность.

Кроме главного входа в храм с запада подкулольный объем с севера и юга оформлен упрощенными портиками со спаренными колоннами. Точно такими же деревянными колоннами украшена восточная часть храма, хотя портика здесь нет. Таким образом, приемы ордерной архитектуры, исполненные в дереве, применены в этом здании в изобилии и весьма последовательно, памятник облицован более поздней вертикальной дощатой обшивкой.

В общем силуэте и композиции доминирует мощный куб главного объема, увенчанный столь же внушительным куполом. По углам его построены четыре небольшие главки, что еще больше подчеркивает значение главного купола.

Путешествие по Брянску



Комментарии и обсуждение


Никольско-Рождественская церковь в городе Новозыбкове принадлежит Русской Православной Старообрядческой Церкви Московская митрополия. Это один из древнейших старообрядческих храмов на Брянщине. Строительство велось с 1774 по 1782 годы.
30 марта 2005.

Во-первых, первые сведения о постройке, как вы пишете, Никольского храма появились еще в 1712 году. Во-вторых, храм называется Рождественско-Никольский, СОГЛАСНО УСТАВУ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ОБЩИНЫ.
24 апреля 2011.