С 1735 года, то есть со времени разгрома по приказу императрицы Анны Иоанновны известного центра старообрядчества слободы Ветки (ныне Гомельской области) и переселения ее жителей в стародубские слободы, началось развитие некоторых из них и особенно Клинцов и Новозыбкова. Затем, с 1764 года, после второй «Ветковской выгонки», осуществлённой генералом Масловым, идеологический центр «старой веры» переместился в Клинцы и Новозыбков.
В 1782 году слобода переименована в посад Клинцы с открытием посадской ратуши. К этому времени расцвета относятся построения наиболее крупных единоверческих церквей в Клинцах и Новозыбкове.
В «Истории русского искусства» И.Э. Грабаря, Г. Павлуцкий в статье «Украинское барокко» отмечает влияние своеобразия архитектуры старообрядческих церквей на развитие архитектуры украинского барокко в левобережной Украине. При этом он ссылается на пример церкви Вознесения в Клинцах. Он указывает, что типичность этих церквей, главным образом, в их внешнем многоярусном виде. По мнению Г. Павлуцкого, этот тип деревянных церквей XVIII века встречается на севере России, однако он усматривает в нём элементы влияния украинского деревянного зодчества, которое «вернулось» на юг в виде архитектурных элементов, уже переработанных по северо-русским художественным вкусам, в церковное зодчество старообрядцев.
На массивном четырехугольном срубе установлены один над другим, всё уменьшаясь, несколько восьмериков, заканчивающихся небольшим куполом. Особенно характерно эта объемно-пространственная композиция проявилась в Клинцовских церквах, получив здесь впечатляющее, сильно развитое по вертикали построение: в церкви Вознесения, построенной в 1780 году (не сохранилась), и в Троицкой церкви 1782 года (сгорела в 1972 году).
Эти церкви и одновременно с ними построенная в 1782 году Рождество-Никольская церковь в городе Новозыбкове являются как бы вариантами художественного поиска зодчими решения самобытного облика главных старообрядческих храмов. Они и отличны друг от друга, они же имеют и много общего.
Клинцовскйе церкви поверх четверика - основания (собственно церковь) имеют по три ряда уменьшающихся восьмериков. Диагональные грани нижнего из них продолжаются врезанными в купол трехъярусными башнями угловых глав. Форма куполов Вознесенской церкви, как считает Павлуцкий, послужила прообразом куполов церквей Левобережной Украины конца XVI!) века.
В Новозыбковской Рождество-Никольской церкви более развит по вертикали двухъярусный четверик, а вместо трех восьмериков над ним установлены три цилиндрических барабана, с сильно сокращённой высотой нижнего и верхнего. Куполам придана полусферическая форма, отличная от куполов Вознесенской церкви. Таким образом, решительно подчёркнут вертикальный массив четверика основания.
Хотя образная трактовка и родство архитектурных элементов (округлые крыши, ступенчатые, двухъярусные объемы, соединяющие собственно церковь с колокольней, профили и детали карнизов) придают общность характеру архитектуры Клинцовскихи Новозыбковского храмов, но отмеченное различие завершающих пятиглавии вносит черты своеобразия в архитектурные облики этих памятников.
В отличие от Клинцовских храмов в Рождество-Никольской церкви более законченной и выразительной предстаёт колокольня. Если в Троицкой церкви архитектура четырехъярусной колокольни выглядит схематизированной с робким применением элементов классицизма, как, например, не очень умело трансформированные декоративные портики третьего яруса, то в Новозыбковском храме классицистические элементы применены с вполне зрелым мастерством критической переработки их на согласный общему решению архитектуры лад.
Самая большая из сохранявшихся деревянных церквей области, Рождество-Никольская церковь осталась единственным образцом самобытной ветви культового строительства старообрядцев.
Церковь Рождество-Никольская построена на средства злынковского купца Осипова. Это выполнено с большим размахом и с желанием сделать церковь доминирующим элементом в застройке города. Раньше, когда город был в основном одно-, двухэтажным, Рождество-Никольская церковь властно подчинила себе городское пространство.Теперь, с появлением крупных зданий, ее градостроительное значение несколько сократилось, но не утрачено полностью. Высокая ярусная колокольня и вознесённое вверх пятиглавие церкви видны издалека и служат композиционным ориентиром центра города.
Внушительны размеры церкви: по поперечнику - 13 и по длиннику 42 метра. План церкви имеет оригинальную композицию: вместо трапезной здесь расположен второй зал церкви, которому предшествует со стороны главного входа небольшое помещение и паперть с внутренней лестницей. По сторонам паперти расположены слева служебное помещение, справа - лестница на колокольню. Алтарь почти во всю ширину открыт в главный подкупольный зал. По поперечной оси последнего расположены боковые входы - северный и южный. На фасадах они выделена портиками. Все помещения церкви вписаны в прямоугольник, сторона квадратного плана колокольни несколько уже ширины церкви.
Стены церкви и колокольни рубленные, обшитые тесом снаружи и внутри. Колонны наружных портиков выполнены из цельных стволов дерева. Перекрытия основных помещений различные: над папертью полого-цилиндрический свод, над вторым церковным залом - сомкнутый шестнадцатилопастный свод, над главным залом - купол. Кровли - железные.
В объемно-пространственной композиции при высотном превосходстве пятиярусной колокольни достигнуто равновесие основных масс. Высокий лаконичный четверик главного храмового зала с куполом и изящным пятиглавием, соединённый с двухсветным вторым залом и алтарём, с сильно выступающими боковыми портиками представляет собой пластически богатый основной объём композиции.
Две темы, два ведущих архитектурных мотива сочетаются во внешнем облике храма: мотив купольных завершений и мотив четырёхколонных портиков. Если первый придаёт объёмную завершенность всей композиции, то второй определяет расчленённость основных элементов, их организацию в единое целое, обогащает образное содержание архитектуры здания.
Стройным аккордом воспринимается завершение главного четверика. Его купол на очень низком барабане не имеет самодовлеющего значения - его роль в объединении пятиглавия. Он виден лишь частями между глухих барабанов на двухступенчатых прямоугольных пьедесталах угловых глав. Сам он подчинён несомому им центральному барабану, возвышенному им и завершающему пятиглавие. Все пять барабанов покрыты полусферическими куполами с цилиндрическими трибунками, увенчанными некрупными луковичными главками и крестами.
Какое замечательное единство в композиции главного объема! Двухъярусный параллелепипед главного зала повторяется в двухступенчатых параллелепипедах оснований угловых глав, цилиндрические барабаны их и центральной главы повторяют низкий барабан купола, а его маленькие «братья» служат основаниями пяти глав. Полусферы пяти куполов повторяют в уменьшенном виде форму основного купола. Форма всех пяти глав одинакова. Композиция завершения основана на гармоническом подобии и геометрическом родстве форм.
Иначе, но «по-родственному» решено завершение колокольни. Оно сделано в ключе, составляющем основное содержание колокольни - ее устремленности вверх. Поэтому купол здесь не полусферический, а возвышенный. Его силуэт плавно переходит в декоративный восьмерик и через малый куполокего крыши «растворяется» в ажурном кресте. В ответ четырём главам церкви в основании купола колокольни сделаны четыре световых люкарни. Таким образом, завершения двух основных объёмов композиции и многообразны и едины. Известно, что красота произведения деревянного зодчества зависит от красоты их покрытия, завершения. Справедливость такого мнения легко подтверждается в данном случае.
Второй ведущий мотив архитектуры памятника - мотив четырех-колонных портиков. Эти портики выполнены в переосмысленном классическом тосканском ордере: сохранён рисунок деталей, но сильно облегчён весь пропорциональный строй - придана лёгкость и изящество колоннам и антаблементам, широкий средний портик более соответствует конструктивному материалу - дереву, чем камню. Весьма логичная переработка классических канонов для дерева. Всего на фасадах памятника четырнадцать портиков. Они объединяют композицию и по горизонтали и по вертикали. Портики выделяют главный и боковой входы, они украшают алтарную апсиду и нижний ярус колокольни. Их антаблемент, продлённый на боковые фасады, членит по высоте второй храмовый зал, завершает уступ его стены, опоясывает весь нижний ярус сложной композиции церкви, соединяет все объемы в одно целое.
По вертикали портики являются основным элементом членений и декора колокольни. По ширине и высоте в соответствии с уступчатой формой колокольни они усиливают эффект перспективных сокращений, зрительно увеличивают её высоту.
Ритм карнизов и треугольных фронтонов портиков динамично направляет взор зрителя вверх, где он после небольшой паузы - глухого восьмерика пятого яруса - переносится на купол и его завершение. Так же как и в купольных завершениях ритм портиков - подобных собою архитектурных форм - создаёт многообразие и единство композиции. Портики придают большое богатство облику памятника, своими размерами связывают большое сооружение с масштабом окружающей застройки. Цельный художественный строй логически расчленённых портиками фасадов в полном созвучии с логически построенными купольными завершениями создаёт архитектурное произведение впечатляющей художественной силы.
Внутреннее пространство памятника организовано в нарастающем по продольной оси ритме изменений размеров его помещений: от узкой паперти с лестницей, через небольшое скромное по отделке помещение и более богатый двухсветный сводчатый зал к развитому по вертикали подкупольному залу- композиционному центру всего интерьера. Купол внутри оклеен холстом с изображением Спасителя. Интерьер насыщен иконами. Многие из них «от старых людей» - надо думать это произведения весьма древнего письма. Иконостас подкупольного, главного зала современен построению церкви. Иконостас второго зала привезён из Злынки, где он находился в одной из церквей. В церкви хранится большая библиотека с книгами на русском, латинском и других языках, есть книги с крюковым шрифтом записей молитв. Среди утвари старинные предметы большой художественной и исторической ценности.
Рождество-Никольская церковь в городе Новозыбкове - оригинальный памятник деревянной архитекторы XVIII века. Он имеет непреходящую художественную и историческую ценность, как единственный великолепный образец почти исчезнувшей и малоисследованной самобытной ветви русской архитектуры, связанной со строительством старообрядцев на Брянской земле.
На храмовом здании установлена доска с надписью: «Памятник архитектуры. Никольская старообрядческая церковь, построена в 1774 г. Охраняется государством. Повреждение здания карается законом».
В настоящее время Николаевский храм нуждается в помощи.
Путешествие по Брянску