В основанной в 1701 г. в лесах северной Черниговщины слободе Зыбкой первый православный храм будет заложен лишь во второй половине XIX столетия. На то были объективные причины, поскольку основателями слободы были пришедшие в 1686-1697 г.г. в эти края из других мест староверы.
Если на первоначальном этапе население слободы и округи состояло преимущественно из приверженцев старого обряда, то к 1861 г. православных жителей в городе и уезде насчитывалось уже более 84 тыс. человек, тогда как старообрядцев числилось свыше 18 тыс., единоверцев – 1,7 тыс.
В связи с этим потребность в строительстве православного храма официальной господствующей церкви с каждым годом возрастала. Перед местными властями вопрос о постройке церкви инициировал Михаил Уманец. По его замыслу церковь должна была именоваться в честь Архистратига Божия Михаила, небесного покровителя самого Уманца и вождя воинства Господня. Учитывая его столь ревностное личное отношение к этому богоугодному делу, в 1860 г. Уманца избирают председателем комитета по сбору средств на строительство, организованного руководством Черниговской епархии.
Детальный проект храма предположительно разработан академиком, историком и теоретиком архитектуры Дмитрием Ефимовым (1811-1864), поскольку на архивных документах о строительстве церкви, хранящихся в фондах Российского государственного исторического архива, стоит подпись человека с его фамилией. Затем этот проект был представлен архиепископом Черниговским и Нежинским Филаретом (Гумилевским) в канцелярию Обер-прокурора Святейшего Синода Александра Толстого. После чего в июле 1861 г. вся проектная документация будет передана для рассмотрения в Главное управление путей сообщения и публичных зданий Российской империи, к полномочиям которого относились вопросы строительства и эксплуатации общественных зданий в городах. Толстой лично подписал сопроводительное письмо на имя Главноуправляющего названного ведомства Константина Чевкина следующего содержания (оригинальная орфография и пунктуация во всех цитируемых документах сохранены): «В следствие определения Святейшего Синода препровождая к Вашему Высокопревосходительству представленный Преосвященным Черниговским проект, на трех листах, на построение в городе Новозыбкове соборной церкви во имя Св. Архистратига Михаила, на иждивение Надворного Советника Уманца и добровольныя пожертвования, имею честь покорнейше просить Вас, Милостивый Государь, по разсмотрении означеннаго проекта в Главном Управлении Путей Сообщения и Публичных Зданий, с последующем почтить меня уведомлением».
По результатам 8 ноября (все даты в тексте указаны по старому стилю) К. Чевкиным была составлена пояснительная записка для доклада Императору Александру II: «Обер Прокурор Святейшего Синода доставил проэкт на постройку иждивением Надворнаго Советника Уманца и добровольных жертвователей, Соборной Церкви во имя Св. Архистратига Михаила, в г. Новозыбкове, Черниговской губернии. Проэкт этот, во вверенном мне Управлении исправленный, приемлю долг всеподданнейше представить на Высочайшее Вашего Императорского Величества благоусмотрение». Император утвердил представленные ему документы на постройку храма 9 ноября 1861 г. на Царскосельской железной дороге, о чем было сообщено Обер-прокурору Синода А. Толстому, а затем руководству Черниговской епархии.
Большинство местных, а также жителей близлежащих сел, хуторов и деревень приняли посильное участие в формировании необходимого денежного капитала. Не оказались в стороне от финансирования строительства и многие старообрядцы, откликнулись благотворители из других мест. В результате чего на первоначальном этапе было собрано около 2 тыс. рублей. Однако названной суммы не хватало, чтобы приступить к работам. По этой причине Уманец и его супруга единовременно жертвуют 30 тыс. рублей серебром. Этого было достаточно для начала строительства. Освящение церкви состоялось 16 февраля 1867 г.
Первым настоятелем храма назначат благочинного священника Василия Вихрова, который исправно и с великой христианской любовью исполнял свои обязанности практически 25 лет вплоть до самой своей смерти в апреле 1891 г.
На освящении храма отец Василий произнесет замечательные, исполненные глубоким смыслом и светом православной веры слова, запечатленные в вечности: «Слава и благодарение Всевышнему! Храм, так давно ожидаемый и так долго не устраиваемый по бедности православных жителей града сего, наконец окончен. Слава и благодарение Всеблагому! Храм сей благодатию святого Духа освящен ныне во святилище таинств, в училище благочестия, в дом молитвы».
Отец Василий родился в семье священника Калужской епархии, в 1846 г. окончил местную семинарию. После чего его родителя – Петра Вихрова – перевели в Черниговскую губернию в качестве миссионера по делам раскола. В 1848 г. Василия Петровича рукополагают в священники церкви села Фоевичи Новозыбковского уезда, а спустя два года, в 1850 г., направляют служить в церковь Рождества Пресвятой Богородицы села Людков вблизи Новозыбкова. Одновременно он становится законоучителем Новозыбковского уездного приходского училища. Избирается депутатом суда для присутствования по духовным делам и увещания арестантов, а также членом общества попечительства о тюрьмах. Преподавал Закон Божий в классах батальонов военных кантонистов во время их пребывания в Новозыбкове. По определению консистории в 1864-1874 г.г. состоял членом уездного училищного совета. В Новозыбковском, Стародубском и Суражском уездах активно занимался миссионерской деятельностью по обращению раскольников в православие. За усердную службу в 1854 г. будет награжден набедренником. В память Крымской войны 1853-1856 г.г. получил бронзовые наперсный крест на Владимирской и медаль на Андреевской лентах. В 1860 г. награжден фиолетовой скуфьей (головной убор православного духовенства).В том же году определен в должность благочинного, каковую занимал в течение 30 лет, до 1890 г. Умер он в ночь на 26 апреля 1891 г. на 66 году своей жизни. Похоронен в Новозыбкове на городском кладбище.
Следующий плодотворный этап в жизни Чудо-Михайловской церкви будет связан с именем священника Александра Павловича Бурневского, яркого миссионера и проповедника, подвижника веры и благочестия. Он родился в 1860 г., курс наук окончил в Черниговской духовной семинарии. В феврале 1883 г. рукоположен в священники Покровской церкви села Шаповаловка Конотопского уезда. В этом же селе занимал должность законоучителя в основанной им церковно-приходской школе. Через год будет перемещен в Ильинскую церковь села Омельянова Остерского уезда, где также откроет церковно-приходскую школу и будет преподавать. В июне 1894 г. назначен настоятелем Чудо-Михайловской церкви Новозыбкова. Состоял законоучителем Новозыбковских 3-хклассного городского училища (1894-1908 г.г.) и женской гимназии, членом попечительского совета гимназии и уездного училищного совета. Избирался депутатом Новозыбковского уездного земского собрания и городской Думы. В 1911 г. возведен в сан протоиерея. Долгое время отец Александр заведовал открытой в сентябре 1895 г. по его инициативе при Чудо-Михайловском храме церковно-приходской школой для девочек, именовавшейся среди местного населения «Братской».
Отдельная страница в жизни Чудо-Михайловской церкви связана с именем протоиерея Александра Васильевича Бутырского. Он родился в 1871 г. в семье священника, духовное образование получил в Черниговской семинарии. После чего епархиальным начальством был определен в псаломщики Михайловской церкви села Голубовка. Затем рукоположен в сан священника Михайловской церкви села Рахманов. Состоял заведующим Рахмановской и Волокитино-Кустичской церковных школ Стародубского уезда, преподавал в школе при Нежинском Свято-Введенском женском монастыре. Был женат на Надежде Прудниковой. Воспитывал четверых детей. Совместно с городским головой Григорием Волковым стоял у истоков возникновения в Новозыбкове церковно-приходской школы имени Императора Петра I.
Следует отметить, что на территории храма в дореволюционные годы были захоронены лица духовного сана, а также местные жители. Среди них талантливый фотограф Василий Немцев, запечатлевший здания и улицы Новозыбкова на рубеже XIX-XX столетий. К счастью, этот небольшой некрополь сохранился до наших дней практически в неизменном виде и напоминает всем нам о тех днях, что уж далече.
В разные годы XX столетия в храме будут служить священники Симеон Гуляницкий, Александр Трисвятский, Виталий Любичев, Алексий Воспяков, Виктор Цинцевич, Михаил Халюто, диакон Алексей Вербицкий, псаломщик Константин Сахновский.
С 16 сентября 1976 г. и по настоящее время настоятелем церкви является благочинный протоиерей Владимир Похожай. Он родился в 1947 г. в крестьянской семье, был воспитан в традициях древнего христианского благочестия и любви Христовой. В 1975 г. по окончании школы и службы в армии Владимир Михайлович поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил в 1983 г. Отец Владимир своим присутствием, заботой, вниманием, добротой и что самое важное – спасительным словом – трогает сердце каждого прихожанина, да и вообще любого к нему обращающегося. Во время беседы он зачастую просто слушает, ничего не высказывая, не перебивая, не поучая, не делая каких-либо заявлений. Просто внимательно слушает. Но в этом всегда бывает так близок. Рядом с ним возникает какая-то особенная тишина, покой и благоговение.
И ещё... Своим непрестанным служением отец Владимир поддерживает стремление души к святости и горнему Иерусалиму. Он дорожит божественной литургией, православными праздниками и молитвой. Огромная духовная радость принимать участие в его службах, слышать, как из алтаря доносится его голос и душеспасительные слова: «Господи Боже! Призри с небеси и виждь, и посети виноград свой, и утверди то, что насадила десница Твоя».
Дудников А.П. «Чудо-Михайловский храм Новозыбкова: история и современность», http://маяк32.рф/culture/2022/03/19/chudo-mixajlovskij-xram-novozybkova-istoriya-i-sovremennost/