ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Новозыбков. Собор Чуда Михаила Архангела.


Новозыбков. Собор Чуда Михаила Архангела
Собор. Действует.  
Престолы:Чуда Михаила Архангела в Хонех
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1867 и 1898.
Адрес:
Брянская область, Новозыбковский район, Новозыбков, Красная пл.

Координаты: 52.541014, 31.923726



Сортировка:

Собор Чуда Михаила Архангела, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Филиппов
11 сентября 2009
Собор Чуда Михаила Архангела, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
МОРПЕХ879
18 августа 2022
Собор Чуда Михаила Архангела, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Алексей Кротов
12 октября 2019
Собор Чуда Михаила Архангела, Вид с юга<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Вид с юга
tradtextil
29 августа 2016
Собор Чуда Михаила Архангела, Собор - вид с юго-запада<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Собор - вид с юго-запада
tradtextil
29 августа 2016
Собор Чуда Михаила Архангела, Колокольня - вид с запада<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Колокольня - вид с запада
tradtextil
29 августа 2016
Собор Чуда Михаила Архангела, Вид с востока<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Вид с востока
tradtextil
29 августа 2016
Собор Чуда Михаила Архангела, Вид с севера<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Вид с севера
tradtextil
29 августа 2016
Собор Чуда Михаила Архангела, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Филиппов
11 сентября 2009
Собор Чуда Михаила Архангела, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Филиппов
11 сентября 2009
Собор Чуда Михаила Архангела, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Алексей Кротов
12 октября 2019
Собор Чуда Михаила Архангела, Крыльцо с кованым козырьком<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Крыльцо с кованым козырьком
tradtextil
29 августа 2016
Собор Чуда Михаила Архангела, , Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
МОРПЕХ879
18 августа 2022
Собор Чуда Михаила Архангела, Ворота ограды храма<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Ворота ограды храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
16 июня 2017
Собор Чуда Михаила Архангела, Дом причта с крестильней<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Дом причта с крестильней
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
16 июня 2017
Собор Чуда Михаила Архангела, Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
30 ноября 1942
Собор Чуда Михаила Архангела, Соборная площадь в Новозыбкове. Фото начала XX в., автор: В.М. Немцев <br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Соборная площадь в Новозыбкове. Фото начала XX в., автор: В.М. Немцев
Елена Григорьева
1 июня 1910
Собор Чуда Михаила Архангела, Вид на церковь во время ярмарки. Фото начала XX в.<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Вид на церковь во время ярмарки. Фото начала XX в.
Елена Григорьева
1 июня 1910
Собор Чуда Михаила Архангела, Фото начала ХХ в.<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Фото начала ХХ в.
Елена Григорьева
1 июня 1905
Собор Чуда Михаила Архангела, фотокарточка с http://www.novozybkov.ru/oldcards/img/barkmanraskin<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
фотокарточка с http://www.novozybkov.ru/oldcards/img/barkmanraskin
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1901



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий ФилипповАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 сентября 2009

В 1860 г. в Черниговской епархии был создан комитет по сбору пожертвований на строительство православного храма в Новозыбкове. Основным благотворителем стал новозыбковский купец Михаил Уманец. Храм Чуда Архитратига Михаила в Хонех строился с 1867 по 1898 г. Он стал первым православным храмом в старообрядческом поселении. До этого в Новозыбкове был лишь домовой православный храм для учащихся при реальном училище. Освящение храма состоялось ещё до окончания строительства в 1896 г., с этого времени стали проводиться богослужения. В 1930-е гг. настоятелем храма был священник Дмитрий Фёдорович Норонович. В 1937 г. его арестовали и расстреляли. Вскоре после ареста настоятеля храм закрыли и в его здании было устроено зернохранилище.

Во время оккупации в 1941 г. храм был открыт и более не закрывался. Со времени строительства сохранился иконостас, большинство икон с киотами, паникадила, Голгофа, часть подсвечников и лампад. В 1982-1983 гг. храм был заново расписан, позолочены кресты и покрыта железом кровля. Рядом с храмом находится канцелярия благочинного Новозыбковского округа.


uchazdneg
 
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 марта 2010

Расположен на возвышенности в центральной части города, посреди обнесенного оградой и сильно заросшего деревьями участка. Сооружен по заказу местного купечества в 1867-98 гг. из кирпича и оштукатурен. Характерный для провинциальной архитектуры периода эклектики бесстолпный купольный храм в русско-византийском стиле. Крестообразный объем с короткими прямоугольными рукавами (восточный, алтарный дополнен полукруглой апсидой) увенчан в центре восьмериком с граненым куполом и главкой. Короткий переход соединяет храм с высокой трехъярусной шатровой колокольней, доминирующей в композиции. Ее растянутый в ширину нижний ярус несет четверик, над которым поставлен восьмерик звона с арками, завершенный шатром с главкой.

В декоре фасадов стилизованные древнерусские архитектурные формы (аркатура в завершении стен, боковые порталы, щипцовые завершения нижнего яруса колокольни, проемы арок звона и шатер с кокошниками у основания, гуртами и слухами) эклектически соединены с отдельными барочными и классицистическими деталями (парные пилястры с кругами вместо капителей на углах объемов, высокий цоколь с прямоугольными нишами-филенками, профилированные антаблементы и обрамления арочных окон с уширенными архивольтами). С запада над главным входом, где выложена дата окончания строительства, устроен навес с ажурными металлическими консолями; по сторонам площадок с лестницами у боковых входов поставлены фонари на тумбах (сохранились частично).

В интерьере выделяется основная часть с восьмериком на плоских парусах, перекрытая сомкнутым сводом. Широкими проемами она связана с рукавами, имеющими в своих центральных частях крестовые своды; такие же своды у перехода и средней части нижнего яруса колокольни, по сторонам которой устроены два помещения с лестницей к звону в левом из них. Внутреннее убранство храма и утварь относятся к кон. 19 - 20 в. Восьмиугольный участок обнесен низкой оградой с металлической решеткой на кирпичных столбиках и таком же основании. Ограда имеет трехпролетные ворота с западной стороны, украшенные филенками и фронтоном.

Источник: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. - М., Наука, 1997


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  12 ноября 2023

Новозыбков относится к древним поселениям Брянской области с богатой и своеобразной историей. В 1685 г. на левом высоком берегу р. Карна возникло поселение беглых раскольников из Ярославской губернии. Урочищ е получило название Зыбкое.

В 1701 г. был издан Универсал Стародубскй полковой канцелярии полковника Миклашевского «О поселении старообрядцев в урочище Зыбком», узаконивший поселение как слободу. В 1715 г. слобода Зыбкая, находящаяся с 1704 г. в личном владении полковника Миклашевского , передана в «вечное владение» старообрядцам.

30 января 1809 г. слобода получает статус города Черниговской губернии, получившего название Новый Зыбков с населением 6930 человек, утверждается магистрат. С этого времен и в нем стали поселяться лица православного исповедания из служащих и отставных чиновников, военных чинов, ремесленников и рабочих.

С каждым годом православное население увеличивалось, развивались ремесла. А православного храма в городе так и не было, в то время как в старообрядческих храмах проходили службы, но лишь для духовного окормления своей общины.

В 1860 г. Черниговское епархиальное начальство открыло в г. Новозыбкове комитет по сбору средств на строительство православного Храма. Председателем комитета был избран местный купец Михаил Уманец.

Не только православные жители г. Новозыбкова, но и окрестных селений, и даже многие старообрядцы приняли участие в добровольных пожертвованиях на строительство православного храма. В общей сложности было собрано до 2000 рублей, чего не хватало даже на начало строительства. Долго ещё пришлось бы ожидать православным утешения в своей духовной скорби, если бы не отозвался ревнитель православия в лице председателя этого комитета помещик Михаил Уманец и его жена, которые выделили 30000 рублей серебром, и на эту сумму собственным своим попечением и заботами в 1867 г. начали строительство. Строительство Храма продолжалось 31 год и было закончено в 1898 г. Однако его освящение состоялось раньше - 16 февраля 1896 г., на котором присутствовало 12 священников.

Отделочные работы Храма ещё велись… Насыщение Храма утварью и убранством, пополнение ризницы продолжалось до конца XIX - начала XX в. За период антирелигиозной кампании, длившейся с 1917 г. до недавнего времени, Чудо-Михайловский храм, к счастью, остался цел и невредим. Правда, во время немецкой оккупации он обветшал. Отметить надо и то, что в течение 100 лет церковь практически не закрывалась.

В конце 50-х г.г. новозыбковский Храм в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех вошел в Орловско-Брянскую Епархию. Тогда и начались реставрационные работы.

В настоящее время Храм входит в состав Брянской Епархии, которая по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II была возобновлена в 1994 г. Первым ее архипастырем стал Архиепископ Мелхиседек (Лебедев), возглавлявший епархию с 1994 до марта 2002 г. Ныне Брянско-Севская Епархия и входящий в неё Храм в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех спасаются под святительским омофором Епископа Феофилакта (Моисеева), назначенного на сию Богоспасаемую Брянскую кафедру 20 апреля 2002 г.

По материалам юбилейного издания «1896-1996. Чудо-Михайловскому храму 100 лет». Новозыбков, 1996 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  16 ноября 2023

В основанной в 1701 г. в лесах северной Черниговщины слободе Зыбкой первый православный храм будет заложен лишь во второй половине XIX столетия. На то были объективные причины, поскольку основателями слободы были пришедшие в 1686-1697 г.г. в эти края из других мест староверы.

Если на первоначальном этапе население слободы и округи состояло преимущественно из приверженцев старого обряда, то к 1861 г. православных жителей в городе и уезде насчитывалось уже более 84 тыс. человек, тогда как старообрядцев числилось свыше 18 тыс., единоверцев – 1,7 тыс.

В связи с этим потребность в строительстве православного храма официальной господствующей церкви с каждым годом возрастала. Перед местными властями вопрос о постройке церкви инициировал Михаил Уманец. По его замыслу церковь должна была именоваться в честь Архистратига Божия Михаила, небесного покровителя самого Уманца и вождя воинства Господня. Учитывая его столь ревностное личное отношение к этому богоугодному делу, в 1860 г. Уманца избирают председателем комитета по сбору средств на строительство, организованного руководством Черниговской епархии.

Детальный проект храма предположительно разработан академиком, историком и теоретиком архитектуры Дмитрием Ефимовым (1811-1864), поскольку на архивных документах о строительстве церкви, хранящихся в фондах Российского государственного исторического архива, стоит подпись человека с его фамилией. Затем этот проект был представлен архиепископом Черниговским и Нежинским Филаретом (Гумилевским) в канцелярию Обер-прокурора Святейшего Синода Александра Толстого. После чего в июле 1861 г. вся проектная документация будет передана для рассмотрения в Главное управление путей сообщения и публичных зданий Российской империи, к полномочиям которого относились вопросы строительства и эксплуатации общественных зданий в городах. Толстой лично подписал сопроводительное письмо на имя Главноуправляющего названного ведомства Константина Чевкина следующего содержания (оригинальная орфография и пунктуация во всех цитируемых документах сохранены): «В следствие определения Святейшего Синода препровождая к Вашему Высокопревосходительству представленный Преосвященным Черниговским проект, на трех листах, на построение в городе Новозыбкове соборной церкви во имя Св. Архистратига Михаила, на иждивение Надворного Советника Уманца и добровольныя пожертвования, имею честь покорнейше просить Вас, Милостивый Государь, по разсмотрении означеннаго проекта в Главном Управлении Путей Сообщения и Публичных Зданий, с последующем почтить меня уведомлением».

По результатам 8 ноября (все даты в тексте указаны по старому стилю) К. Чевкиным была составлена пояснительная записка для доклада Императору Александру II: «Обер Прокурор Святейшего Синода доставил проэкт на постройку иждивением Надворнаго Советника Уманца и добровольных жертвователей, Соборной Церкви во имя Св. Архистратига Михаила, в г. Новозыбкове, Черниговской губернии. Проэкт этот, во вверенном мне Управлении исправленный, приемлю долг всеподданнейше представить на Высочайшее Вашего Императорского Величества благоусмотрение». Император утвердил представленные ему документы на постройку храма 9 ноября 1861 г. на Царскосельской железной дороге, о чем было сообщено Обер-прокурору Синода А. Толстому, а затем руководству Черниговской епархии.

Большинство местных, а также жителей близлежащих сел, хуторов и деревень приняли посильное участие в формировании необходимого денежного капитала. Не оказались в стороне от финансирования строительства и многие старообрядцы, откликнулись благотворители из других мест. В результате чего на первоначальном этапе было собрано около 2 тыс. рублей. Однако названной суммы не хватало, чтобы приступить к работам. По этой причине Уманец и его супруга единовременно жертвуют 30 тыс. рублей серебром. Этого было достаточно для начала строительства. Освящение церкви состоялось 16 февраля 1867 г.

Первым настоятелем храма назначат благочинного священника Василия Вихрова, который исправно и с великой христианской любовью исполнял свои обязанности практически 25 лет вплоть до самой своей смерти в апреле 1891 г.

На освящении храма отец Василий произнесет замечательные, исполненные глубоким смыслом и светом православной веры слова, запечатленные в вечности: «Слава и благодарение Всевышнему! Храм, так давно ожидаемый и так долго не устраиваемый по бедности православных жителей града сего, наконец окончен. Слава и благодарение Всеблагому! Храм сей благодатию святого Духа освящен ныне во святилище таинств, в училище благочестия, в дом молитвы».

Отец Василий родился в семье священника Калужской епархии, в 1846 г. окончил местную семинарию. После чего его родителя – Петра Вихрова – перевели в Черниговскую губернию в качестве миссионера по делам раскола. В 1848 г. Василия Петровича рукополагают в священники церкви села Фоевичи Новозыбковского уезда, а спустя два года, в 1850 г., направляют служить в церковь Рождества Пресвятой Богородицы села Людков вблизи Новозыбкова. Одновременно он становится законоучителем Новозыбковского уездного приходского училища. Избирается депутатом суда для присутствования по духовным делам и увещания арестантов, а также членом общества попечительства о тюрьмах. Преподавал Закон Божий в классах батальонов военных кантонистов во время их пребывания в Новозыбкове. По определению консистории в 1864-1874 г.г. состоял членом уездного училищного совета. В Новозыбковском, Стародубском и Суражском уездах активно занимался миссионерской деятельностью по обращению раскольников в православие. За усердную службу в 1854 г. будет награжден набедренником. В память Крымской войны 1853-1856 г.г. получил бронзовые наперсный крест на Владимирской и медаль на Андреевской лентах. В 1860 г. награжден фиолетовой скуфьей (головной убор православного духовенства).В том же году определен в должность благочинного, каковую занимал в течение 30 лет, до 1890 г. Умер он в ночь на 26 апреля 1891 г. на 66 году своей жизни. Похоронен в Новозыбкове на городском кладбище.

Следующий плодотворный этап в жизни Чудо-Михайловской церкви будет связан с именем священника Александра Павловича Бурневского, яркого миссионера и проповедника, подвижника веры и благочестия. Он родился в 1860 г., курс наук окончил в Черниговской духовной семинарии. В феврале 1883 г. рукоположен в священники Покровской церкви села Шаповаловка Конотопского уезда. В этом же селе занимал должность законоучителя в основанной им церковно-приходской школе. Через год будет перемещен в Ильинскую церковь села Омельянова Остерского уезда, где также откроет церковно-приходскую школу и будет преподавать. В июне 1894 г. назначен настоятелем Чудо-Михайловской церкви Новозыбкова. Состоял законоучителем Новозыбковских 3-хклассного городского училища (1894-1908 г.г.) и женской гимназии, членом попечительского совета гимназии и уездного училищного совета. Избирался депутатом Новозыбковского уездного земского собрания и городской Думы. В 1911 г. возведен в сан протоиерея. Долгое время отец Александр заведовал открытой в сентябре 1895 г. по его инициативе при Чудо-Михайловском храме церковно-приходской школой для девочек, именовавшейся среди местного населения «Братской».

Отдельная страница в жизни Чудо-Михайловской церкви связана с именем протоиерея Александра Васильевича Бутырского. Он родился в 1871 г. в семье священника, духовное образование получил в Черниговской семинарии. После чего епархиальным начальством был определен в псаломщики Михайловской церкви села Голубовка. Затем рукоположен в сан священника Михайловской церкви села Рахманов. Состоял заведующим Рахмановской и Волокитино-Кустичской церковных школ Стародубского уезда, преподавал в школе при Нежинском Свято-Введенском женском монастыре. Был женат на Надежде Прудниковой. Воспитывал четверых детей. Совместно с городским головой Григорием Волковым стоял у истоков возникновения в Новозыбкове церковно-приходской школы имени Императора Петра I.

Следует отметить, что на территории храма в дореволюционные годы были захоронены лица духовного сана, а также местные жители. Среди них талантливый фотограф Василий Немцев, запечатлевший здания и улицы Новозыбкова на рубеже XIX-XX столетий. К счастью, этот небольшой некрополь сохранился до наших дней практически в неизменном виде и напоминает всем нам о тех днях, что уж далече.

В разные годы XX столетия в храме будут служить священники Симеон Гуляницкий, Александр Трисвятский, Виталий Любичев, Алексий Воспяков, Виктор Цинцевич, Михаил Халюто, диакон Алексей Вербицкий, псаломщик Константин Сахновский.

С 16 сентября 1976 г. и по настоящее время настоятелем церкви является благочинный протоиерей Владимир Похожай. Он родился в 1947 г. в крестьянской семье, был воспитан в традициях древнего христианского благочестия и любви Христовой. В 1975 г. по окончании школы и службы в армии Владимир Михайлович поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил в 1983 г. Отец Владимир своим присутствием, заботой, вниманием, добротой и что самое важное – спасительным словом – трогает сердце каждого прихожанина, да и вообще любого к нему обращающегося. Во время беседы он зачастую просто слушает, ничего не высказывая, не перебивая, не поучая, не делая каких-либо заявлений. Просто внимательно слушает. Но в этом всегда бывает так близок. Рядом с ним возникает какая-то особенная тишина, покой и благоговение.

И ещё... Своим непрестанным служением отец Владимир поддерживает стремление души к святости и горнему Иерусалиму. Он дорожит божественной литургией, православными праздниками и молитвой. Огромная духовная радость принимать участие в его службах, слышать, как из алтаря доносится его голос и душеспасительные слова: «Господи Боже! Призри с небеси и виждь, и посети виноград свой, и утверди то, что насадила десница Твоя».

Дудников А.П. «Чудо-Михайловский храм Новозыбкова: история и современность», http://маяк32.рф/culture/2022/03/19/chudo-mixajlovskij-xram-novozybkova-istoriya-i-sovremennost/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.