ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Новозыбков. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Петуховская церковь


Новозыбков. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:1912.
Год утраты:1938 (сгорела)
Адрес:
Брянская область, Новозыбковский район, г. Новозыбков, Первомайская ул., 47.

Координаты: 52.53222, 31.938576



Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фото из журнала "Церковь".<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Фото из журнала "Церковь".
Андрей Агафонов
1 января 1912
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фото из журнала "Церковь".<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Фото из журнала "Церковь".
Андрей Агафонов
1 января 1912
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, В перспективе Чугуновской улицы от Гостиного ряда на Базарной площади церкви: Петуховская и Вонифатьевская (слева). Серия старинных открыток «Привет из Новозыбкова». Источник: Новозыбков.ру  <br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
В перспективе Чугуновской улицы от Гостиного ряда на Базарной площади церкви: Петуховская и Вонифатьевская (слева). Серия старинных открыток «Привет из Новозыбкова». Источник: Новозыбков.ру
Елена Григорьева
??
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Церковное место<br>, Новозыбков, Новозыбковский район и г. Новозыбков, Брянская область
Церковное место
Сергей Меркулов
26 мая 2018



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 апреля 2016

Построена в 1912 году на средства купцов Петухова и Шведова. Сгорела в 1946 г. В настоящее время на месте храма находится родильный дом.

http://www.novozybkov.ru/blog/2011/09/30/vse-tserkvi-starogo-novozybkova/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  4 июня 2021

Согласно Трудам Черниговской губернской архивной комиссии за 1906-1908 г.г. (Чернигов, выпуск 7) к началу XX столетия в Новозыбковском уезде был построен и действовал 21 Богородичный храм: в Старых Бобовичах – Рождественско-Богородичная церковь (1870); в Деменке – Введения во храм Пресвятой Богородицы (1841); в Замишеве, Хохловке, Манюках, Сачковичах, пос. Злынке – в честь Покрова Пресвятой Богородицы; в пос. Климове – деревянная в честь Успения Богородицы (1778) и каменная Казанская церковь (1810); в Белом Колодце – деревянная Успенская церковь (1784); в Куршановичах – Благовещенская церковь (1853); в с. Лысые – Успенская церковь (1842); в селах Людкове, Митьковке, Новом Месте, Старом Ропске, Фоевичах, Янжуловке – Рождество-Богородичные церкви; в Семёновке – Соборо-Богородичная (1890) и Казанская (1874) церкви; в Чуровичах – церковь Успения.

В самом уездном центре – городе Новозыбкове – на ул. Тростанской (нынешней Первомайской), там, где сейчас располагается родильный дом, находилась церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Жители называли ее «Петуховской» – по фамилии главного устроителя.

Церковь была деревянная, с колокольней. По дошедшим до наших дней воспоминаниям и фотографиям, храм этот был одним из красивейших в городе, с уникальным резным иконостасом и древними иконами удивительного письма. Заложили и обустроили церковь местные старообрядцы в связи с дарованием им религиозной свободы царским Указом от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» и в память царствовавшего тогда Императора Николая II. На задней стене храма была установлена мраморная доска с соответствующей надписью.

Общину строивших церковь старообрядцев зарегистрировало Черниговское губернское правление 9 октября 1907 г. (все даты в тексте указаны по старому стилю). Помимо староверов в строительстве также приняла участие Новозыбковская городская Дума, члены которой единогласно проголосовали за предоставление дарового (бесплатного) материала – леса. Работы продолжались в течение полутора лет и были завершены к 1913 г. Всего израсходовано 20 260 рублей 38 копеек. Большую половину денежных средств пожертвовал купец и благотворитель Петухов Василий Ефимович.

Фамилия Петуховых была известна в городе наряду с Волковыми, Абросимовыми, Осиповыми, Шведовыми и другими представителями деловой элиты уезда. Вот что пишет Вольный А.Г. о Петуховых в своей книге «Глазами старожила: заметки о разных сторонах жизни г. Новозыбкова за последнее столетие» (Новозыбков, 1996):

«Петуховы тоже относились к числу именитых купцов Новозыбкова. В основном же они были известны новозыбковцам зерномольной мельницей, которую в народе называли «Петухова мельница». Находилась эта мельница на улице Чугуновской. Обращала внимание красным петушком, который венчал здание мельницы и как флюгер вращался во все стороны. Мука «петуховская» пользовалась большим спросом. И десятки тысяч пудов ее потребляли не только хлебопеки Новозыбкова, но и разных отдаленных регионов России.

Жили же Петуховы в основном в своем имении недалеко от посада Климово. Там отличались исключительным хлебосольством. То, что в обилии заготавливалось на полях, в садах и огородах Петуховым, в значительной мере отдавалось крестьянам. А многое и продавалось, отличаясь своим качеством.

Все это привело к тому, что когда в гражданскую войну какая-то красногвардейская группа попыталась поджечь имение Петуховых, крестьяне не допустили этого. И в последующие годы, когда в живых оставалась лишь Елена Васильевна, эта дружба с крестьянами поддерживала ее морально и материально. Еще в живых были такие, которые помнили, как родители Елены Васильевны без счета наделяли их копченостями, консервами, фруктами, а детишкам периодически вручали подарки к Рождеству, Новому году, Пасхе и т.д.»

Сейчас на территории бывшей петуховской мельницы ныне развёрнут торговый комплекс, который так и называется - «Мельница».

За понесенные труды на благо церкви Петухов В.Е. был избран старостой общины. Он же состоял в попечительском совете Новозыбковской женской гимназии. Являлся гласным городской Думы. Наряду с В.Е. Петуховым в совет общины входили настоятель Богородично-Рождественской церкви священник Павел (Глухов), Ковалев М.И., Шведов М.И., Абросимов Ф.П., Шишкин Т.Д., Юрченко М.А., Мастюгин В.Ф. Секретарем избрали Кожевникова И.Я. Названные лица были видными людьми города того времени.

Освятил церковь 21 октября 1912 г. прибывший из Москвы архиепископ Иоанн с диаконом Московского Рогожского кладбища о. Хрусталевым, а также двумя канонархами (канонарх – церковнослужитель, возглашающий перед пением глас и строчки из молитвословия, которые вслед за возглашением поет хор).

Владыку Иоанна встречали 20 октября епископ Новозыбковский Флавиан, весь состав общины во главе с Петуховым В.Е., священником Павлом (Глуховым) и причтом (духовенством). На вокзале собралось много народу, в городе звонили колокола. От имени старообрядцев владыку приветствовал Петухов В.Е. Он поднёс хлеб-соль, а школьный хор мальчиков местной старообрядческой школы пропел «Тако да просветится свет!». В церкви к архиепископу на встречу вышел отец Павел (Глухов) и сказал прочувственную речь. После краткой молитвы архиепископ с прочим духовенством отбыл в дом Аврамова Т.А., где ему были предложены чай и обед.

В 16 часов началось всенощное бдение, которое совершал архиепископ Иоанн в сослужении епископа Флавиана, восьми священников, диаконов и канонархов. На клиросе (клирос – место для певчих в церкви на возвышении перед иконостасом, с правой и левой стороны от Царских врат) пел смешанный хор, организованный товарищем председателя общины Юрченко М.А. Стройное, красивое пение отвечало общему радостному настроению молящихся.

Служба продолжалась до 12 часов ночи. На следующий день в 04 час. 30 мин. утра начался чин освящения храма. Несмотря на раннее время, молящихся собралось так много, что церковь не могла всех вместить. Многим приходилось стоять во дворе. На торжестве присутствовал местный исправник (начальник полиции) Параделов Е.П. По окончании отслужили божественную литургию. После богослужения диакон Хрусталев провозгласил многолетия Государю Императору, архиепископу Иоанну, епископу Флавиану, жертвователям и строителям храма, всем православным христианам.

Архиепископа пригласили в дом Петухова В.Е., где для духовенства, представителей старообрядческих общин и приходов Новозыбкова, а также других гостей была устроена трапеза. Здесь к владыке обратился Петухов В.Е. со своей супругой. Выслушав речь, владыка сердечно поблагодарил и благословил всех присутствовавших. Во время обеда Юрченко М.А. составил от имени Новозыбковской общины старообрядцев телеграмму на имя Императора Николая II с «выражением верноподданнических чувств и беспредельной благодарности за дарованную старообрядцам религиозную свободу». Громовое «ура» и гимн «Боже, Царя Храни» покрыли слова телеграммы. Одновременно отправили сообщение Черниговскому губернатору с благодарностью за предупредительность и образцовый порядок, проявленные местной полицией при освящении церкви.

За обедом было произнесено много теплых речей. Особенно выделялись слова архиепископа, исправника Параделова Е.П., Юрченко М.А. и Кондратьева А.А. Отслужив обедню и отобедав в доме Аврамова Т.А., 22 октября вечером архиепископ Иоанн поездом выехал в Москву.

В 1913 г. на очередном собрании членов общины, которых к тому времени было более 50-ти, рассматривались различные вопросы. Благодарили братьев Петуховых и Аврамовых за труды, понесенные при приёме епископа Флавиана и прочего духовенства, прибывшего на освящение храма. Утвержден отчет о постройке храма.

После прихода к власти большевиков и установления Советской власти церковь спустя несколько лет закрыли. Службы в храме были запрещены. Достоверные, документально-подтвержденные обстоятельства уничтожения церкви мне установить не представилось возможным. Документы на этот счет я не нашел.

По воспоминаниям местных жителей, храм загорелся и огнём был уничтожен дотла. Случилось это до войны, по полученным мною сведениям – в 1938 г. Прибывшие на пожар сотрудники милиции оцепили территорию и не давали возможности кому-либо приблизиться. От высокой температуры в результате горения жар стоял такой, что в частных домах напротив, где сейчас детский сад, в окнах трескались стёкла.

Был ли это умышленный поджог, неосторожность чьих-то действий или случайное стечение обстоятельств – теперь, пожалуй, не скажет никто. Однако не стоит забывать об отношении властей к религии и церкви в то время, когда поругание народных святынь всячески приветствовалось и было обычным делом. Теперь ничто не напоминает о том, что в городе был когда-то этот великолепный храм. Нет на святом месте ни поклонного креста, ни даже памятной доски...

Думается, что трагическим образом сложилась и дальнейшая судьба членов общины храма Рождества Пресвятой Богородицы, поскольку эти люди составляли костяк и гордость Российской Империи, являлись, если хотите, её элитой, а их взгляды на устройство общественной жизни явно не соответствовали представлениям власть предержащих.

Автор: Александр Дудников, Новозыбков.ru, http://www.novozybkov.ru/retroscope/archives/1489



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.