ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Раифа. Раифский Богородицкий монастырь.

Раифский монастырь


Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1661.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, Республика Татарстан, Зеленодольский район, п. Местечко Раифа, Раифский монастырь.

Координаты:55.901451, 48.730545
Проезд: Из Казани до монастыря можно добраться на автобусе «Казань-Кульбаши» или специальном рейсом от ЦУМа в 7.30. Из Зеленодольска – автобусом «Зеленодольск-Уразла» или специальным рейсом от автовокзала в 7.30. По автодороге Казань - Зеленодольск (выезд из города по Горьковскому шоссе) после развязки с ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Казани до монастыря можно добраться на автобусе «Казань-Кульбаши» или специальном рейсом от ЦУМа в 7.30. Из Зеленодольска – автобусом «Зеленодольск-Уразла» или специальным рейсом от автовокзала в 7.30. По автодороге Казань - Зеленодольск (выезд из города по Горьковскому шоссе) после развязки с М-7 около 8,5 км до поворота направо на Раифу (обозначен соответствующим знаком). Далее около 4,5 км, пока не будет поворот налево к Раифскому монастырю, расположенному в 500 метрах от поворота и автостоянки, расположенной в 200 метрах.


План Раифский Богородицкий монастыря, Республика Татарстан
Храмы монастыря:
Другие постройки монастыря:

План составлен В.Д.Курковым

Подворья монастыря:

  • Казань. Храмовый комплекс Подворье Раифского монастыря
  • Большие Ключи Церковь Иоанна Богослова
  • Ильинское Церковь Илии Пророка
  • Зеленодольск Церковь Андрея Первозванного
  • Зеленодольск Церковь Иоанна Кронштадтского
  • Кашаево Церковь Иоанна Предтечи


  • Добавить фотографию
    Автор: Евгений Агашин
    Снято: 12 сентября 2014 Добавлено: 3 мая 2015
    Условия использования фотографии нужно согласовать с автором.
    Раифский Богородицкий монастырь-Раифа-Зеленодольский район-Республика Татарстан-Евгений Агашин
    Евгений Агашин
    12 сентября 2014
    Раифский Богородицкий монастырь-Раифа-Зеленодольский район-Республика Татарстан-Чернава
    Чернава
    14 августа 2013
    Раифский Богородицкий монастырь-Раифа-Зеленодольский район-Республика Татарстан-Матишо
    Матишо
    9 июня 2012
    Раифский Богородицкий монастырь-Раифа-Зеленодольский район-Республика Татарстан-Владимир Власов
    Владимир Власов
    1 августа 2011
    Сортировка:


    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    Евгений Агашин
    12 сентября 2014
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    Андрей Рощектаев
    1 августа 2007
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Терентий
    7 октября 2013
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    Чернава
    14 августа 2013
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    Матишо
    9 июня 2012
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    Владимир Власов
    1 августа 2011
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    Татьяна
    12 июня 2009
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
    18 августа 2008
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
    18 августа 2008
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    Андрей Рощектаев
    1 августа 2007
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    Вид с озера на колокольню и 2 главных храма. На переднем плане - Троицкий собор.
    Андрей Рощектаев
    1 августа 2007
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    Маслов Сергей
    25 сентября 2014
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    Маслов Сергей
    25 сентября 2014
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    Чернава
    14 августа 2013
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    Lepoli
    2 мая 2013
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    Юго-восточная башня.
    Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Терентий
    4 октября 2008
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
    18 августа 2008
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    Михаил Суханов
    1 марта 2005
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    Вид с колокольни
    Сергей Меркулов
    1 мая 2016
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    Маслов Сергей
    25 сентября 2014
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    Дом паломника
    Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Илья Бесхлебный
    19 июня 2014
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    Некрополь.
    Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Терентий
    7 октября 2013
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    Братский корпус, находящийся в одном здании с Софийской церковью.
    Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Терентий
    7 октября 2013
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    Братский корпус, восстановленный в 2009-2010 годах. Слева водосвятная часовня.
    Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Терентий
    7 октября 2013
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    Стенд по дороге к входу на территорию монастыря с правой стороны).
    Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Терентий
    7 октября 2013
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    Чернава
    14 августа 2013
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    памятник преподобномученице Елизавете Федоровне Романовой
    Матишо
    9 июня 2012
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
    18 августа 2008
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
    18 августа 2008
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
    18 августа 2008
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей и Маша Поповы
    18 августа 2008
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    Михаил Суханов
    21 января 2005
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    Рождественская пещера
    Михаил Суханов
    21 января 2005
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    Михаил Суханов
    21 января 2005
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    Михаил Суханов
    21 января 2005
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    Рис. из журнала "Огонек"
    Андрей Агафонов
    1 января 1913
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    Снято в 1880-е годы. Слева старая Троицкая церковь, вместо которой возведен в 1903 году собор Троицы Живоначальной. С архива сайта Казанская епархия
    Гранковский Владимир
    ??
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    На праздник Крещения Господня на Раифском озере братия обустраивает Иордань - крещенскую купель.
    Михаил Суханов
    21 января 2005
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    Михаил Суханов
    21 января 2005
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    MARK LILL
    20 июля 1999
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    MARK LILL
    20 июля 1999
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    MARK LILL
    20 июля 1999
    Раифский Богородицкий монастырь - Раифа - Зеленодольский район - Республика Татарстан
    MARK LILL
    20 июля 1999




    Добавить статью/комментарий
    Статью добавил(а): Михаил Суханов,  28 февраля 2005

    Родиной основателя Раифского Богородицкого монастыря иеромонаха Филарета была Москва. По смерти своих родителей следуя совету Евангельскому, он роздал все имение нищим и постригся в монашество в Московском Чудовом монастыре. Любимый настоятелем и братиею, все смутное время до смерти патриарха Гермогена (12 января 1612 года) он прожил рядом со Святейшим и удостоился получить сан иеромонаха. Желая вести строгую иноческую жизнь в уединении, которое нарушали в Москве его знакомые и родственники, он оставил ее и направил свой путь в низовые губернии по Волге.
    Пройдя многие монастыри и города, иеромонах Филарет прибыл в Казань, остановился здесь и поступил в число братии казанского Спасо-Преображенского монастыря, получившего свое начало еще в 1556 году по велению царя Иоанна Васильевича Грозного, а к началу XVII века считавшегося одним из лучших в городе. Славилась эта обитель своей древностью и обретением здесь мощей первых казанских святителей Гурия и Варсонофия. Это было в 1613 году.
    Вскоре его жизнь, строгая и благочестивая, обратила на себя внимание настоятеля и братии, стала делаться известной и в городе, привлекая к себе множество почитателей. Филарет, чтобы избегнуть мирских почестей и рассеяния принял подвиг юродства. Днем он ходил по улицам и площадям, ночи проводил в молитве и бдении в своей келии. Истинно благочестивые люди, которые сумели под покровом юродства сумели разгадать духовные дарования инока,еще теснее сблизились с ним.
    Особым почтением он пользовался в доме богатого казанского купца Сергия, с которым сблизился и проводил долгие часы в беседах о благочестии и вере. Дружба эта настолько окрепла, что Сергий выстроил в своем доме особую келью, где и происходило их духовное общение.
    Любя уединение и безмолвие, Филарет часто удалялся из монастыря в дремучие леса и урочища, находящиеся около Казани.
    В один из таких дней Филарет вышел за город и направил свой путь в сторону северо-запада, в места еще ему не знакомые. Пробираясь в девственный лес, инок случайно вышел на берег неизвестного озера, тихо плещущего светло-зеленые воды свои у отлогих берегов. Прекрасное и величественное, но вместе с тем несколько мрачное место, довольно удаленное и защищенное от людей дремучим лесом, пленило инока. Он решил остаться здесь и построил себе небольшую хижину. Это произошло в том же 1613 году и именно от этой даты ведет свое летоисчисление Раифская пустынь.
    В каком именно году были освящены первые четыре храма, неизвестно, но можно утверждать, что они были построены и освящены при Митрополите Лаврентии, т.е. до 1670 года, практически одновременно с принесением сюда из Казани чудотворного образа Грузинской Божией Матери, прославившегося многочисленными чудотворениями и ставшего вскоре одной из главных святынь Казанской епархии.
    Новоустроенная Раифская пустынь не была обеспечена ни угодьями, ни землёй. Монахи, своими руками с трудом обустраивавшие монастырь, находились в весьма скудном положении. Игумен Раифской пустыни Савватий в 1670 году писал в своём челобитье царю Алексию Михайловичу: "Зачата пустынь строиться, а братьи собрано человек с двадцать, а к той пустыни вотчины и пустых земель нету; строить нечем, скитаются Христовым Именем". По этой просьбе царем Алексеем Михайловичем Раифской пустыни была передана пустошь Свиные Горы над рекой Камой. В 1674 году пустыни также отошли лес, пашни и луга, находившиеся близ неё вместе с близлежащими деревнями с крестьянами по челобитью настоятеля пустыни игумена Алексия.
    Постепенно Раифская пустынь обустраивалась материально, устраивать порядок внутренней монастырской жизни. Но прошло несколько десятилетий (с 1662 по 1689 гг.) и монастырь испытал страшное бедствие. В 1689 году пожар, неизвестно отчего возникший, истребил все строения Раифской пустыни, "церкви Божьи со всею утварью и колоколами", как сказано в челобитье игумена Германа с братьею. Обитель пришла в крайнее запустение, лишь немного священных предметов и вещей удалось вынести из храмов и келий. Кроме построек также сгорело более 100 десятин заготовленного для строительства леса, что существенно затрудняло восстановление пустыни. К великому счастью была спасена и Чудотворная Грузинская икона Божией Матери. Лишившись пристанища, старые и немощные иноки ушли в другие монастыри, большинство же осталось жить на пепелище, построив себе утлые хижины, испытывая подчас холод и голод, но предпочитая прежнее свое местопребывание всякому другому. Правящий епархиальный Архиерей Высокопреосвященный Митрополит Казанский Адриан, увидев такую сильную преданность своему монастырю и вере Раифской братии, "озаботился устроением обители в лучшем виде" и решил восстановить ее и сделать это уже в камне. Чтобы решить поставленную задачу, он вызвал из монастыря иеромонаха Германа, "родом казанца, устроителя Раифской пустыни", как написано на его надгробии в Новоиерусалимском монастыре, и дал ему указание при сооружении обители Раифской иметь образцами Тихвинский и московский Новоиерусалимский монастыри, в которых Герман жил прежде.
    С 1690 по 1717 гг. трудами третьего настоятеля обители игумена Германа при поддержке высокопреосвященного Маркелла (собственной своей казной и пожертвованиями от доброхотных даятелей) кроме настоятельских и братских покоев, других служб, внутри монастырской ограды (а она больше походила на крепостное сооружение, так как имела бойницы и пушки) построил несколько очень красивых церквей. Это были каменные церкви во имя Чудотворной Грузинской иконы Пресвятой Богородицы, храмы преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных; Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца, а также ограда и три двухэтажных флигеля: для настоятеля, для братских келий и для трапезной. Строительные работы производились под руководством иеромонаха из Новоиерусалимского монастыря мастера-строителя Гермогена. Преемник Владыки Маркелла по кафедре Митрополит Казанский Тихон Третий (Тимофей Васильевич Воинов) для Раифской пустыни оказался истинным благодетелем. Он особенно любил эту пустынь, так что в ней заповедовал и похоронить себя, хотя это завещание не было исполнено и он, как и Маркелл, был похоронен в Благовещенском соборе Казанского Кремля. Он закончил постройку каменных церквей, снабдил их богатой ризницей, вообще привёл всю пустынь в особо блестящее положение. Для своих частых приездов он построил отдельный домик. На монастырском озере долго сохранялся деревянный сруб, на котором некогда Высокопреосвященным была основана беседка, куда он часто хаживал, освежиться в жару и насладиться прекрасными видами, открывающимися отсюда во все стороны.
    Вероятно, при митрополите же Тихоне явилось в обители то множество церквей, которым отличалась она в прежние времена от других казанских монастырей. По ведомости о монастырях Казанской Епархии, представленной в Синод в 1739 году, в обители Раифской указано 15 храмов, считая в том числе и приделы. "Настоящая каменная холодная церковь во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы; при ней в трапезе придел во имя Пресвятыя Богородицы Грузинския; церковь каменная теплая во имя святых преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных; при ней в трапезе придел во имя Евфимия, архиепископа Новгородского чудотворца; над теми же церквами вверху церковь святых мучеников пяточисленных: Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста, да вокруг монастыря на каменной ограде церкви; на Св. вратах (восточных) во имя св. Николая чудотворца; во имя Неопалимыя купины; во имя Тихона Амафунтского; во имя Св. апостола Иакова, брата Господня; во имя Страшного Суда; во имя святителей Гурия, Варсанофия и Германа, Казанских чудотворцев; во имя зачатия Иоанна Предтечи; при ней же во имя Ярославских чудотворцев; над ними вверху во имя Алексия, человека Божия; во имя св. мученицы Екатерины". Почти все эти церкви получили вклады от Митрополита Тихона, в виде дорогой церковной утвари и дрених икон. В этом ему помогали граждане Казанские, особенно сын вице-губернатора Никиты Алферовича Кудрявцева Мефодий Никитич, убитый сообщниками Е. Пугачёва на церковной паперти Казанского Богородицкого девичьего монастыря.
    В 1794 году благочестивая казанская мещанка Надежда Ивановна Киселёва пожертвовала свои денежные сбережения на строительство церкви, которая была освящена в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, на месте разрушенной молнией церкви Страшного Суда Божия.
    Последними строениями Раифской пустыни являются колокольня с надвратной церковью во имя Архистратига Божия Архангела Михаила, построенная на месте пришедших в ветхость башни с холодной надвратной церковью во имя Святителя Николая. Строительство колокольни было начато в 1889 году на средства и по подряду известного казанского благодетеля и мецената купца Михаила Тимофеевича Атлашкина, прах которого покоится на монастырском кладбище (умер в 1901).
    14 сентября 1891 года в день празднования Воздвижения Креста на новую колокольню поднимали крест. В 1903 году престол надвратной церкви был освящён в честь Архистратига Божия Михаила, в память р.Б. Михаила Атлашкина, который был известным благодетелем не только Раифской обители, но многих других монастырей и приходских храмов.
    Самая "молодая" постройка Раифского монастыря - собор в честь Святой Живоначальной Троицы, заложенный в 1903 году по проекту архитектора Ф.Н. Малиновского на месте старого храма, построенного в конце 17 века, и освященный 6 июня 1910 года архиепископом Казанским и Свияжским Никанором. Храм сей славился замечательнейшей акустикой - пение четырёх иноков на хорах слышалось окрест на 2 версты. К сожалению, в начале 20 века в обители не было достаточно средств и троицкий собор так и не был расписан, вот уже около 100 лет его своды ожидают своих живописцев.
    При учреждении Раифской пустыни братии было в ней 20 человек, в первой половине 18 века - 30 человек, в 1764 году - 25 человек, в 1833 году -35 человек, в 1880 году - 42 человека, в 2001 году - 60 человек.

    С сайта Раифского Богородицкого мужского монастыря

    Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  20 марта 2007

    Раневская Богородицкая пустынь, 3 класса, общежительная, при озере Раневском, в 30 верстах от города Казани. Основана иеромонахом Филаретом в 1613 году. Здесь находится чудотворная Грузинская икона Божией Матери, которая 31-го июля носится с крестным ходом в город Свияжск, где она остается до 21 августа.

    Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

    Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Терентий,  30 марта 2012

    Возрождение Раифской обители
    ...Восстановление Раифского Богородицкого монастыря началось в июне 1990 года, когда игумен Всеволод, ныне архимандрит, наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря, Почетный Академик Российской Академии Гуманитарных наук, кавалер ордена Дружбы Народов, а тогда настоятель Петропавловской церкви города Зеленодольска, возвращался со священниками своего храма из Казанского епархиального управления. В этот день он решил осмотреть древнюю Раифскую обитель, находящуюся в 4-х километрах от трассы Казань - Зеленодольск. Батюшка давно уже слышал об этом месте от своих прихожан, которые помнили её еще до упразднения. Их описания живописного места, в котором она находилась и той особенной благодатной атмосферы Раифы, которую они хранили в сердцах своих, побуждали его увидеть монастырь своими глазами.
    Приближаясь к монастырю на машине по лесной аллее, за деревянными хозяйственными постройками священники вдруг увидели высокую стройную надвратную колокольню, устремившуюся в небо обезглавленным верхом. Ниже виднелись чёрные от ржавчины циферблаты башенных часов, обшарпанные полуразрушенные стены с обвалившимися зубцами и развалившиеся башни. Черным пятном возвышался над деревянным забором некогда белоснежный собор Грузинской иконы Божией Матери. Но никакое запустение не могло коснуться былого величия и красоты монастырского ансамбля - даже разрушенный, он был прекрасен в окружении заповедного леса. 
    Пройти внутрь было непросто - на территори обители уже много лет располагалось Специальное Производственное Техническое училище - сокращенно СПТУ, и вход был только по спецпропускам. Священники обратились к охране с просьбой разрешить им осмотреть монастырь и администрация СПТУ откликнулась на их просьбу. Директор колонии провел их на территорию монастыря и показал им весь монастырский комплекс.

    Внутри монастырь имел плачевный вид: осыпавшиеся стены, разрушенные кровли, купола без крестов. Однако былые красота и величие этой обители явно выступала из руин. Тем временем, в беседе отца Всеволода с директором зашел разговор о том, что хорошо было бы вновь открыть этот монастырь и тот одобрительно об этом отозвался.

    С того времени игумен Всеволод стал хлопотать об открытии монастыря и срочно принялся собирать документы, необходимые для этого. Когда все документы были готовы, их направили Уполномоченному по Делам Религий при Совете Министров ТССР, а он переправил их в Москву в Совет по Делам Религий при Совете Министров СССР и в конце декабря 1990 года была получено официальное разрешение на открытие храма на территории монастыря. После получения регистрационного свидетельства отец Всеволод обратился в Зеленодольский райисполком за разрешением на открытие монастыря.

    Этот вопрос рассматривался на сессии Зеленодольского райисполкома в январе 1991 года. Зам. председателя райисполкома Весёлкин Е.С. зачитал решение райисполкома о том, что райисполком не может передать монастырь Русской Православной Церкви до полного выселения СПТУ, отклонив тем самым прошение о возвращении монастыря. Также отказ в передаче монастыря верующим мотивировался тем, что это, якобы, может нанести психологическую травму воспитанникам, находящимся в данное время на территории монастыря.

    Тогда в прениях выступил игумен Всеволод, рассказав собравшимся о том, какую широкую огласку получило ходатайство об открытии монастыря и сколько православных людей ждёт положительного решения. Он сослался на частное мнение многих присутствующих на сессии руководителей и депутатов, которые явно сочувствуют Церкви, а также зачитал официальное письмо директора СПТУ В.И. Чернова с информацией о том, что руководство СПТУ не возражает против открытия монастыря. После этого доклада присутствующие единогласно проголосовали за передачу монастыря верующим поэтапно, по мере освобождения монастырских зданий СПТУ.
    Так началось возрождение Раифского Богородицкого мужского монастыря, а игумен Всеволод промыслом Божиим стал его строителем. 
    По оценкам экспертов, на момент передачи церкви сохранность некоторых монастырских построек составляла всего 16%. Нелегко было находить средства на восстановление почти полностью разрушенной обители. Однако, как говорит Святое Писание - "...что невозможно человекам, возможно Богу".

    С сайта Раифского Богородицкого мужского монастыря


    Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Терентий,  30 марта 2012

    В каком именно году были освящены первые четыре храма, неизвестно, но можно утверждать, что они были построены и освящены при Митрополите Лаврентии, т.е. до 1670 года, практически одновременно с принесением сюда из Казани чудотворного образа Грузинской Божией Матери, прославившегося многочисленными чудотворениями и ставшего вскоре одной из главных святынь Казанской епархии.
    Новоустроенная Раифская пустынь не была обеспечена ни угодьями, ни землёй. Монахи, своими руками с трудом обустраивавшие монастырь, находились в весьма скудном положении. Игумен Раифской пустыни Савватий в 1670 году писал в своём челобитье царю Алексию Михайловичу: "Зачата пустынь строиться, а братьи собрано человек с двадцать, а к той пустыни вотчины и пустых земель нету; строить нечем, скитаются Христовым Именем". По этой просьбе царем Алексеем Михайловичем Раифской пустыни была передана пустошь Свиные Горы над рекой Камой. В 1674 году пустыни также отошли лес, пашни и луга, находившиеся близ неё вместе с близлежащими деревнями с крестьянами по челобитью настоятеля пустыни игумена Алексия.
    Постепенно Раифская пустынь обустраивалась материально, устраивать порядок внутренней монастырской жизни. Но прошло несколько десятилетий (с 1662 по 1689 гг.) и монастырь испытал страшное бедствие. В 1689 году пожар, неизвестно отчего возникший, истребил все строения Раифской пустыни, "церкви Божьи со всею утварью и колоколами", как сказано в челобитье игумена Германа с братьею. Обитель пришла в крайнее запустение, лишь немного священных предметов и вещей удалось вынести из храмов и келий. Кроме построек также сгорело более 100 десятин заготовленного для строительства леса, что существенно затрудняло восстановление пустыни. К великому счастью была спасена и Чудотворная Грузинская икона Божией Матери. Лишившись пристанища, старые и немощные иноки ушли в другие монастыри, большинство же осталось жить на пепелище, построив себе утлые хижины, испытывая подчас холод и голод, но предпочитая прежнее свое местопребывание всякому другому. Правящий епархиальный Архиерей Высокопреосвященный Митрополит Казанский Адриан, увидев такую сильную преданность своему монастырю и вере Раифской братии, "озаботился устроением обители в лучшем виде" и решил восстановить ее и сделать это уже в камне. Чтобы решить поставленную задачу, он вызвал из монастыря иеромонаха Германа, "родом казанца, устроителя Раифской пустыни", как написано на его надгробии в Новоиерусалимском монастыре, и дал ему указание при сооружении обители Раифской иметь образцами Тихвинский и московский Новоиерусалимский монастыри, в которых Герман жил прежде. 
    Но владыка Адриан не дождался окончательного устроения новой обители. В 1690 году он был возведён на Патриарший престол и был последним Патриархом Московским и Всея Руси вплоть до упразднения Петром Первым патриаршего престола. На его место заступил Митрополит Маркелл, выходец из южных славян, человек, наделенный высокой душой, глубоким просвещением и твердым характером. И уже при Высокопреосвященном Маркелле началась застройка обители теперь уже в камне, заботами и трудами настоятеля иеромонаха Германа с братией. Так пишет строитель Герман в своей челобитной, поданной царю Иоанну и Петру Алексеевичу в 1692 году: "впредь прочнаго ради состояния, по благословению преосвященного Маркелла, митрополита Казанскаго и Свияжскаго, начали они ныне строить в Раифской пустыне каменную церковь во имя Пресвятыя Богородицы Грузинския и св. Отецъ, въ Раифе пострадавших, и в утверждение ископали ровъ, и сваи и бутъ положили. Довершить же за многим оскудением тое церкве имъ невозможно". После этой челобитной Раифской пустыни пожертвованы были значительные леса и угодья для продолжения строительных работ.

    С 1690 по 1717 гг. трудами третьего настоятеля обители игумена Германа при поддержке высокопреосвященного Маркелла (собственной своей казной и пожертвованиями от доброхотных даятелей) кроме настоятельских и братских покоев, других служб, внутри монастырской ограды (а она больше походила на крепостное сооружение, так как имела бойницы и пушки) построил несколько очень красивых церквей. Это были каменные церкви во имя Чудотворной Грузинской иконы Пресвятой Богородицы, храмы преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных; Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца, а также ограда и три двухэтажных флигеля: для настоятеля, для братских келий и для трапезной. Строительные работы производились под руководством иеромонаха из Новоиерусалимского монастыря мастера-строителя Гермогена. Преемник Владыки Маркелла по кафедре Митрополит Казанский Тихон Третий (Тимофей Васильевич Воинов) для Раифской пустыни оказался истинным благодетелем. Он особенно любил эту пустынь, так что в ней заповедовал и похоронить себя, хотя это завещание не было исполнено и он, как и Маркелл, был похоронен в Благовещенском соборе Казанского Кремля. Он закончил постройку каменных церквей, снабдил их богатой ризницей, вообще привёл всю пустынь в особо блестящее положение. Для своих частых приездов он построил отдельный домик. На монастырском озере долго сохранялся деревянный сруб, на котором некогда Высокопреосвященным была основана беседка, куда он часто хаживал, освежиться в жару и насладиться прекрасными видами, открывающимися отсюда во все стороны.

    Вероятно, при митрополите же Тихоне явилось в обители то множество церквей, которым отличалась она в прежние времена от других казанских монастырей. По ведомости о монастырях Казанской Епархии, представленной в Синод в 1739 году, в обители Раифской указано 15 храмов, считая в том числе и приделы. "Настоящая каменная холодная церковь во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы; при ней в трапезе придел во имя Пресвятыя Богородицы Грузинския; церковь каменная теплая во имя святых преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных; при ней в трапезе придел во имя Евфимия, архиепископа Новгородского чудотворца; над теми же церквами вверху церковь святых мучеников пяточисленных: Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста, да вокруг монастыря на каменной ограде церкви; на Св. вратах (восточных) во имя св. Николая чудотворца; во имя Неопалимыя купины; во имя Тихона Амафунтского; во имя Св. апостола Иакова, брата Господня; во имя Страшного Суда; во имя святителей Гурия, Варсанофия и Германа, Казанских чудотворцев; во имя зачатия Иоанна Предтечи; при ней же во имя Ярославских чудотворцев; над ними вверху во имя Алексия, человека Божия; во имя св. мученицы Екатерины". Почти все эти церкви получили вклады от Митрополита Тихона, в виде дорогой церковной утвари и дрених икон. В этом ему помогали граждане Казанские, особенно сын вице-губернатора Никиты Алферовича Кудрявцева Мефодий Никитич, убитый сообщниками Е. Пугачёва на церковной паперти Казанского Богородицкого девичьего монастыря.

    Архимандрит Платон Любарский в своём Сборнике древностей Казанской Епархии говорит, что "при Тихоне Митрополите, его стараниями и отчасти иждивением построена вся каменная Раифская пустынь". Поэтому справедливо этот святитель считается ктитором Раифской пустыни. После Митрополитов Лаврентия, Адриана, Маркелла и Тихона долго не было для Раифской пустыни таких архипастырей-благодетелей, какими были они. Только уже лет через сто очень усердно заботился об украшении и благоустройстве Раифской пустыни Филарет (Амфитеатров), архиепископ Казанский и Свияжский.
    По его настоянию игумен, впоследствии Архимандрит Раифской Пустыни, Амвросий (Боголюбов) начал постройку нового каменного тёплого собора во имя Грузинской иконы Божией Матери по проекту архитектора М. П. Коринфского вместо пришедшего в ветхость храма построенного в 17 веке при митрополите Маркелле, строительство которого было завершено в 1842 году. В стенах этого собора Владыка Филарет устраивал для себя келии, где хотел упокоиться от трудов своих, но был переведён Митрополитом в Киев, и собор уже достраивался без него. Небезынтересен тот факт, что этот собор имел в подвале свою котельную и в холодное зимнее время отапливался при помощи воздушных отдушин внутри стен.
    В 1794 году благочестивая казанская мещанка Надежда Ивановна Киселёва пожертвовала свои денежные сбережения на строительство церкви, которая была освящена в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, на месте разрушенной молнией церкви Страшного Суда Божия.
    Последними строениями Раифской пустыни являются колокольня с надвратной церковью во имя Архистратига Божия Архангела Михаила, построенная на месте пришедших в ветхость башни с холодной надвратной церковью во имя Святителя Николая. Строительство колокольни было начато в 1889 году на средства и по подряду известного казанского благодетеля и мецената купца Михаила Тимофеевича Атлашкина, прах которого покоится на монастырском кладбище (умер в 1901).
    По преданию, настоятель монастыря, игумен Вениамин давно планировал перестройку башни, однако он не был полностью уверен в необходимости этого строительства, а также не имел достаточно средств на него. Не имея никого, к кому было бы обратиться за советом, решил спросить у первого встретившегося младенца: строить ему колокольню или нет? Пройдя около версты, встретил женщину с маленькой девочкой. Когда они приблизились к нему, он, благословив их, спрашивает девочку:
    - Как тебя зовут? - Та отвечает:
    - "Мася"
    - Сколько тебе лет? - Она ответила, что ей чуть ли не 30 миллионов лет, а мать сказала, что ей около четырёх лет.
    - Ну, хорошо, так скажи мне: строить мне колокольню или нет?
    - Штрой (т.е. строй).
    - Спаси тебя Господи, деточка, - сказал отец игумен и возвратился в обитель. В этот же день приказал он нанимать рабочих, приготовлять леса и вообще сделал надлежащие распоряжения. На следующий день к из Казани нему приехал М. Т. Атлашкин и говорит:
    - Вот, Батюшка, явилась у меня мысль пожертвовать вам в обитель заготовленный у меня кирпич - один миллион штук, только смущаюсь я тем, что вам некуда будет употребить.
    На что отец гумен ответил:
    - Спаси Вас Господи, ведь я начал строить колокольню, и кирпич очень нужен.
    - Ну вот и слава Богу, - ответил Михаил Тимофеевич, так я вам сегодня же начну перевозить кирпич...
    И 14 сентября 1891 года в день празднования Воздвижения Креста на новую колокольню поднимали крест. В 1903 году престол надвратной церкви был освящён в честь Архистратига Божия Михаила, в память р.Б. Михаила Атлашкина, который был известным благодетелем не только Раифской обители, но многих других монастырей и приходских храмов.

    Самая "молодая" постройка Раифского монастыря - собор в честь Святой Живоначальной Троицы, заложенный в 1903 году по проекту архитектора Ф.Н. Малиновского на месте старого храма, построенного в конце 17 века, и освященный 6 июня 1910 года архиепископом Казанским и Свияжским Никанором. Храм сей славился замечательнейшей акустикой - пение четырёх иноков на хорах слышалось окрест на 2 версты. К сожалению, в начале 20 века в обители не было достаточно средств и троицкий собор так и не был расписан, вот уже около 100 лет его своды ожидают своих живописцев.

    При учреждении Раифской пустыни братии было в ней 20 человек, в первой половине 18 века - 30 человек, в 1764 году - 25 человек, в 1833 году -35 человек, в 1880 году - 42 человека, в 2001 году - 60 человек.

    С сайта Раифского Богородицкого мужского монастыря.


    Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Терентий,  30 марта 2012

    Спасли обитель от полного разрушения, практиковавшегося в то время в отношении храмов и монастырей, профессора Казанского университета. В 1919 году при Университете был основан лесной факультет и ему была передана Раифская обитель с её лесами.
    С весны 1919 года снова вернувшиеся после первой попытки закрытия обители в 1918 году монахи возобновили богослужения в двух храмах, но часть зданий осталась за лесным факультетом. Тогда же началось разграбление обители, был вывезен хлеб и практически все запасы.
    В 1918 году возглавлявший тогда Раифский монастырь иеромонах Сергий писал: "Раифская пустынь совершенно разграблена, разорена и уничтожена…". Что кроется за этими словами можно себе ясно представить лишь по тому, что из всей богатейшей монастырской ризницы и библиотеки, которые по праву считались богатейшими собраниями древних редкостей в Казанском крае, бережно хранившимися на протяжении нескольких веков, до наших дней сохранилось лишь несколько рукописных книг и предметов церковной утвари. Так же чудесным образом была спасена главная святыня монастыря - Грузинская икона Божией матери.
    Раифские монахи были одни из немногих в среде духовенства Казанской Епархии, кто с первого дня отказался принять власть обновленцев, считая неканоническими: Высшее Церковное Управление, присланного в Казань в мае 1923 г. лжеархиепископа Алексия и Казанское Епархиальное Управление, возглавляемое незаконным архиереем. Обитель стала одним из оплотов Православия в Казанском крае. Когда в июне 1924 года в монастырь перевели волостной исполком, больницу и школу из села Большие Ключи, забрав большую часть хозяйственных построек и братских корпусов, в Раифе проживало 25 монахов и 18 послушников, а настоятелем был архимандрит Феодосий. Последним же настоятелем был игумен Сергий. В июне 1928 года обитель была вновь закрыта. Однако крестьяне деревни Бело-Безводной организовали религиозную общину и власти, памятуя о массовом крестьянском выступлении 1918 года, не решились отказать в регистрации прихода. Из всех монашествующих - около 40 человек - крестьяне выбрали семерых, остальные нашли работу в селах, некоторых по старости приютили крестьяне окрестных деревень.
    ГПУ давно желало окончательно расправиться с монахами Раифы, считая их косвенными виновниками массового противления крестьян коллективизации, ведь даже изгнанные из обители иноки не оставляли своего церковного служения - местные жители постоянно приходили к ним за советом, исповедовались и получали духовное окормление. Также не могла не тревожить ГПУ слава святой обители и единодушие крестьян, неизменно выступавших против закрытия обители, снятия колоколов, изъятия имущества и других репрессий. 23 января 1930 года ГПУ произвело аресты тех монахов Раифской пустыни, кто не вошел в общину и жил по окрестным селам. Таким образом, когда остававшиеся в общине семь иноков 26 января (накануне престольного праздника) начинали всенощную, они уже знали, что и их ожидают арест и неправедный суд. В этот день в пустынь прибыло много монахинь из закрытых Казанского Богородицкого, Федоровского и Свияжского монастырей. Инокини добывали себе на хлеб прачечными и огородницкими работами, шитьем одеял, при этом из скудных зарабатываемых средств умудрялись поддерживать ссыльное духовенство (коему запрещалось совершать службы и требы, т.е. зарабатывать себе и семье на хлеб), собирать и носить в тюрьмы и следственные изоляторы обеды и вещи арестованному священству.
    Отстояв всенощную, большинство прихожан осталось ночевать в храме или у знакомых. Утром состоялось трогательное богослужение.
    По выходе из церкви все были арестованы, в том числе немощные, глухие, полуослепшие монашки, болезненные, почтенного возраста иноки; всех их в тот же день вывезли в Казань, где посадили в тюрьму. Через месяц, 20 февраля, был вынесен приговор тройки. По нему было расстреляно шесть насельников обители: игумен Сергий (Гуськов), иеромонахи Антоний (Чирков), Иов (Протопопов), Иосиф (Гаврилов), Варлаам (Похилюк), послушник Петр Тупицын и двое мирян: Василий Гаврилов и Степан Абрамов из деревни Бело-Безводной. Ещё восемь иноков и послушников, около двадцати монахинь и десяти мирян было приговорено к 5 годам концлагеря или высылке в Севкрай. Имена их известны. В 1997 году, 6 апреля, в день расстрела 5 монахов и послушника состоялась канонизация Преподобномучеников Сергия, Антония, Иова, Иосифа, Варлаама и Петра. Так в 20 веке появились новые мученики "в Раифе избиенные".

    После полного закрытия монастыря в 1930 году и происшедших здесь трагических событий, духовная жизнь в Святой обители на долгие десятилетия оборвалась. Тогда же большевики сняли со звонницы монастыря самый большой колокол, который упав, полностью ушел в землю. По воспоминаниям очевидцев, после падения и удара земля долго гудела. Колокол был очень велик, весил около 500 пудов. Остававшиеся в обители иконы, книги, священнические облачения и все, что не представляло материальной ценности, сожгли. Предметы церковного обихода и утварь разграбили и древние храмы на десятилетия невольно стали безмолвными свидетелями тысяч трагически сложившихся человеческих судеб.

    В ТАТНАРКОМПРОС,

    25.07.1928 г.,
    вх. № 9098
    По имеющимся сведениям по ликвидации монастырей, в Раифской пустыни предполагается там поместить дом дефективных детей, отдел учитывая острую нужду в жилплощади опытного лесничества института с/х и лесоводства, а также Управления Татарского национального заповедника и проч. научных учреждений считает необходимым просить о передаче освобождающихся зданий указанным выше организациям и возражает против вселения туда дефективных детей, присутствие которых не позволит развернуть работу по заповеднику и равносильно полной гибели самой идеи заповедника, т.к. уберечь насаждения не представится возможным. О вашем заключении просим поставить в известность отдел.
    Со своей стороны отдел позволяет заметить, что для поселения дефективных детей более подходят здания бывшей Семиозерной пустыни 
    Отдел по делам музеев, охраны памятников,
    искусства, старины, природы
    при академическом центре ТНКП
    18.08.1928 г.
    № 368,
    г. Казань,
    Площадь 1Мая, №2/3 кв 25
    Председатель отдела /В. Егерев/
    Ученый секретарь /П. Корнилов/"

    (Орфография и пунктуация документов сохранены)

    Научная общественность Казани всеми силами пыталась спасти уникальный памятник архитектуры, но несмотря на попытки казанских ученых сохранить уникальный архитектурный ансамбль, используя его в интересах науки, в сентябре 1933 года здесь была организована Раифская трудовая коммуна - колония ОГПУ ТатССР, где в храмах и братских корпусах располагались производственные мастерские, клуб и столовая.
    До передачи Раифского монастыря Православной Церкви в 1991 году здесь перевоспитывались подростки-правонарушители и готовились рабочие для деревообрабатывающей промышленности, лесного и сельского хозяйства. 

    К 1938 году колония приходит в упадок, главная причина которого излагалась в докладной записке начальника плановой статистической группы ОТК НКВД СССР Филиппова.

    Народному комиссару
    внутренних дел ТАССР,
    капитану госбезопасности
    тов. Михайлову.
    В колонии процветает воровство имущества, полуфабрикатов, готовой продукции, практикуется сбыт краденного в окрестных селах. Производство не изолировано, через колонию идет проезжая дорога. Охрана колонии малочисленна и составлена из случайных людей, из местных колхозников и даже воспитанников…" в записке предлагается "…оградить колонию проволочным ограждением, установить на дороге два шлагбаума со сторожевыми будками и запретить выход воспитанников за территорию колонии.
    29.04.38 г.

    На основании этого письма НКВД приняло решение реорганизовать Раифскую трудовую коммуну в колонию закрытого типа. Монастырь и его окрестности были обнесены глухим деревянным забором, построены вышки и из Казани прибыло около 100 солдат войск НКВД. В охране зоны стали использоваться служебные собаки. По сути, с этих пор Святая обитель и прилегающая к ней территория были превращены в зону, где находились жилые и хозяйственные постройки колонии. В Троицком Соборе был устроен гараж, в Грузинском - клуб, а на втором этаже спортивный зал.
    По воспоминаниям местных жителей, в 1936 году в Раифский монастырь прибыл большой этап заключенных, состоящий из взрослых и пожилых мужчин. Колония была разделена на две зоны: для взрослых мужчин и подростков. Позднее, в 1941 году, видимо из-за нехватки места в тюрьмах Казани, в Раифу привезли осужденных женщин. В 1941 году для них был построен барак.
    Несовершеннолетние подростки были выведены с территории монастыря в специально построенные корпуса. Судя по спискам заключенных, они были эвакуированы из западных областей СССР, которые в первую очередь были оккупированы фашистами - Одесса, Западная Украина. Были также заключенные из Москвы, Ленинграда и других городов. В это время в Раифской колонии-тюрьме было около 1000 заключенных. Судя по тому, что выжившие из этого этапа узники впоследствии стали бухгалтерами, счетоводами, нарядчиками можно сделать вывод, что это были не обычные уголовники, а люди образованные. К некоторым первое время из Москвы приезжали родственники, они даже получали посылки. Заключенные были дружелюбны и часто делились продуктами с местными жителями, которые работали в колонии. Вот что вспоминает Евдокия Строителева, 1911 года рождения, работавшая в 1936 году в столовой: "ночью на грузовиках привозили заключенных с обмороженными руками и ногами, они кричали "тетя, руки, руки!". Мы трем их, трем, а они утром умирают. Со мной на раздаче работала Наташа Конушева из Ленинграда, хорошо помню ее, получила два года за шпульку ниток. Очень вежливая была".
    В войну в колонии разразилась эпидемия тифа. На противоположном берегу озера были построены бараки-изоляторы, куда перевозили смертельно больных узников. Несмотря на это, умерло очень много заключенных. Хоронили их здесь же, в братских могилах. 
    На первом этаже братского корпуса, в ризнице и библиотеке были устроены камеры, а на втором этаже неотапливаемые карцеры. Когда в 1995 году начиналась реставрация этого здания, там еще сохранились маленькие зарешеченные окошки и тяжелые металлические двери. Увезли взрослых неожиданно. Ночью в 1942 или 1943 года были увезены почти все женщины. Остались расконвоированные и ссыльные поселенки. После этого в колонии еще около 10-ти лет оставались мужчины. Большинство из них умерло от тифа, часть отправили в штрафные батальоны на фронт. Некоторые, кому некуда было ехать после освобождения, оставались и работали в колонии как вольнонаемные. Сейчас в живых из них не осталось никого, история пребывания в Раифе взрослых заключенных не подкреплена никакими документами. С уходом солдат НКВД в 1953 году были также вывезены все архивы Раифского филиала ГУЛАГа. Но исторический отдел монастыря ведет кропотливую работу, и мы надеемся, что впоследствии все же будет восстановлена подлинная картина событий, происходивших в Раифской обители в 1936-1953 годах.

    С сайта Раифского Богородицкого мужского монастыря


    Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Терентий,  17 мая 2013

    Раифский монастырь (Раифская Богородицкая пустынь) основан в середине 17 в. иеромонахом Филаретом. После его смерти в 1662 начато строительство первых деревянных храмов, но в 1689 пожар уничтожил все строения обители. С 1690 по 1717 велось строительство нового кирпичного монастыря. Для его возведения митрополит Адриан пригласил строителя-монаха Гермогена из подмосковного Ново-Иерусалимского монастыря. Первыми были заложены церкви Грузинской Божией Матери и Святых отцов в Синае и Раифе убиенных, от названия последней пустынь получила наименование Раифской. К середине 18 в. в обители насчитывалось 10 храмов и 15 престолов. В 19 в. многие из них были упразднены и перестроены. В настоящее время в ансамбль пустыни входят: стены и башни, Троицкий собор, Грузинско-Богородицкая, Софийская, Святых отцов в Синае и Раифе убиенных церкви, а также колокольня, архимандритский дом, два братских корпуса, различные служебные и хозяйственные постройки. После октября 1917 большая часть зданий была передана вначале Казанскому институту сельского хозяйства и лесоводства, затем уездным и волостным учреждениям. В 1929 последний храм был закрыт, а монастырь передан колонии малолетних преступников (впоследствии спец.ПТУ). Лишь раз в год в монастыре собирались монахи и монахини из упраздненных казанских монастырей и им разрешалось совершить обедню. 27.1.1933 отряд ГПУ арестовал присутствующих на богослужении. По обвинению в нелегальном собрании около 10-и человек были расстреляны, другие молящиеся осуждены от 5-и до 10-и лет лагерей. С 1960 по Постановлению СМ РСФСР монастырский ансамбль находится на государственной охране. В 1991 монастырь передан в собственность Русской православной церкви. Начаты реставрационные работы, проводятся богослужения. Ансамбль Раифского монастыря находится на территории Волжско-Камского природного заповедника в 30 км от Казани. В плане обитель представляет собой вытянутый с юго-востока на северо-запад пятиугольник с площадью более двух гектаров.

    С сайта "Объекты культурного наследия" Министерства культуры Республики Татарстан.



    Внести изменения в объект

    Что нужно изменить:

    Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

    Добавить статью или комментарий

    Текст статьи

    Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


    Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




    Добавить фотографию

    Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.