ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Луга. Церковь Николая Чудотворца (каменная).

Никольская церковь


Луга. Церковь Николая Чудотворца (каменная)
Церковь. Не действует.  
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:Между 1908 и 1910.
Архитектор:В.Н. Бобров
Адрес:
188289, Ленинградская область, Лужский район, Луга, Врёвское кладбище

Координаты: 58.710745, 29.869965



Сортировка:

Церковь Николая Чудотворца (каменная), Колокольня<br>, Луга, Лужский район, Ленинградская область
Колокольня
Михаил Владимиров
18 августа 2018
Церковь Николая Чудотворца (каменная), Колокольня<br>, Луга, Лужский район, Ленинградская область
Колокольня
Михаил Владимиров
18 августа 2018
Церковь Николая Чудотворца (каменная), Колокольня<br>, Луга, Лужский район, Ленинградская область
Колокольня
Михаил Владимиров
18 августа 2018
Церковь Николая Чудотворца (каменная), , Луга, Лужский район, Ленинградская область
Михаил Владимиров
18 августа 2018
Церковь Николая Чудотворца (каменная), , Луга, Лужский район, Ленинградская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1997
Церковь Николая Чудотворца (каменная), Подкупольное пространство<br>, Луга, Лужский район, Ленинградская область
Подкупольное пространство
Михаил Владимиров
18 августа 2018
Церковь Николая Чудотворца (каменная), , Луга, Лужский район, Ленинградская область
Михаил Владимиров
18 августа 2018
Церковь Николая Чудотворца (каменная), , Луга, Лужский район, Ленинградская область
сергей
9 октября 2008
Церковь Николая Чудотворца (каменная), Усыпальница близ церкви<br>, Луга, Лужский район, Ленинградская область
Усыпальница близ церкви
Андрей Агафонов
1 апреля 1997
Церковь Николая Чудотворца (каменная), Усыпальница близ церкви<br>, Луга, Лужский район, Ленинградская область
Усыпальница близ церкви
Андрей Агафонов
1 апреля 1997
Церковь Николая Чудотворца (каменная), Усыпальница близ церкви<br>, Луга, Лужский район, Ленинградская область
Усыпальница близ церкви
Андрей Агафонов
1 апреля 1997
Церковь Николая Чудотворца (каменная), Рис. из журнала "Нива".<br>, Луга, Лужский район, Ленинградская область
Рис. из журнала "Нива".
Андрей Агафонов
1 января 1911
Церковь Николая Чудотворца (каменная), Фото из иллюстрированного приложения к газете "Новое Время"<br>, Луга, Лужский район, Ленинградская область
Фото из иллюстрированного приложения к газете "Новое Время"
Андрей Агафонов
1 января 1901
Церковь Николая Чудотворца (каменная), Старая открытка. Каменная Никольская церковь на Вревском кладбище<br>, Луга, Лужский район, Ленинградская область
Старая открытка. Каменная Никольская церковь на Вревском кладбище
Наталия
??
Церковь Николая Чудотворца (каменная), Частная коллекция. Фото 1910-х годов<br>, Луга, Лужский район, Ленинградская область
Частная коллекция. Фото 1910-х годов
Михаил Мещанинов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  5 июня 2004

Никольская церковь на Вревском кладбище. Построена в 1910 году архитектор В. Бобров. Была взорвана в 1932 г., сейчас пребывает в руинах.


Николай Третьяков  14 июля 2011

"В 1908 году архитектором-строителем В.Н. Бобровым был разработан проект новой, на этот раз, каменной церкви на Вревском кладбище. Виктор Никандрович Бобров (1864-1935) был разносторонним зодчим, со своим глубоко индивидуальным художественным почерком. До этого он уже выполнил много построек для Петербурга и губернии, среди них церковь Пюхтицкого Успенского монастыря на Васильевском острове. В советское время В. Бобров работал в институте «Ленпроект». Он автор обелиска декабристам на острове Декабристов.

Каменная Никольская церковь на Вревском кладбище проектировалась и строилась как храм-усыпальница. Она была построена на средства Александры Ивановны Третьяковой, вдовы лужского 2-й гильдии купца и благотворителя А.Н. Третьякова. Стоимость храма составила 60 000 рублей. В 1910-м году А.И. Третьякова жертвует выстроенную на ее средства церковь городу. Об этом пожертвовании Епархиальное управление доложило императору Николаю II и в Священный Синод, который предложил наградить Третьякову «золотой медалью на Андреевской ленте для ношения на шее».

Проект новой Никольской церкви на Вревском кладбище был утвержден Строительным отделением Санкт-Петербургского губернского правления в том же 1908 году. В июле следующего года В.Н. Бобров сообщает: «Строящаяся церковь на городском кладбище в городе Луга вчерне закончена».При строительстве проект был несколько изменен: «Основной объем расширен в стороне на 1 сажень». Подробное описание церкви сохранилось в акте Комиссии по ее освидетельствованию от 19 октября 1909 года. «Церковь каменная, двухэтажная (имеет) форму креста в плане, так что вся верхняя ее часть опирается на подпружные арки». Снаружи декоративная наружность храма достигалась контрастом белых отштукатуренных поверхностей и узорочья деталей из красного кирпича. В подвальном этаже была устроена усыпальница Третьяковых.

Освящение церкви состоялось 27 мая 1912 года. Каменную вревскую церковь закрыли в 1917 году. Через семь лет храм был передан строительным организациям для разборки на кирпич, но кладка оказалась слишком прочной. Даже военное лихолетье не смогло превратить храм в бесформенные развалины. Былая красота прослеживается и в сохранившихся руинах. В настоящее время группа энтузиастов принимает меры по их благоустройству. Восстановить порушенный Вревский храм обязывают его архитектурная выразительность,историческая значимость места его нахождения, связанного с основанием города Луги".

Александр Носков, "Храмы Лужского района Ленинградской области" http://www.proza.ru/2009/08/16/834


Наталия  3 сентября 2013

Церковь на Вревском мысу появилась задолго до основания города. Традиционно считается, что ее построили в 1709 г. Она была деревянной, причина ее строительства на этом месте неизвестна, предполагают, что здесь могло находиться, известное по писцовым книгам сельцо Луское, предшествующее современному городу.

Деревянный храм располагался на оконечности мыса в наиболее старой части кладбища. Он был обновлен в 1833 г. и на следующий год вновь освящен во имя св. Николая Чудотворца. После строительства новой каменной церкви, старую деревянную было решено перенести на Лысую гору, где предполагалось построить здание церковно-учительской семинарии. Храм и семинария были заложены 26 мая 1913 г. епископом Вениамином. Строительство было остановлено из-за начавшейся мировой войны и больше не возобновилось.

Носков А.В. Луга. Архитектурно-краеведческий очерк. – СПб.: ИПЦ «Площадь искусств», 2013. С.185-189


Марина Зуйкова  3 сентября 2017

Луга – церковь во имя Св. Николая Чудотворца на Вревском кладбище: деревянная, известна с кон. XVI в., возобновлена в 1709 (?), 1832–1833 гг., разобрана в начале 1930-х гг.; каменная, 1908–1909 гг., арх. В.Н. Бобров, закрыта в 1927 г., взорвана в 1934 г., сохранилась в руинированном состоянии.

Вревское кладбище прилегает к юго-восточной границе города, размещаясь на мысу при слиянии рек Луги и Вревки. Для местной истории это поистине знаковое место. Именно оно с топографической точностью упомянуто в известном указе Екатерины II от 3 (14) августа 1777 г., в пункте, касающемся учреждения нового уездного города Луга «близ урочища, где река Вревка в реку Лугу впадает». Об урочище здесь сказано неслучайно. На Руси при выборе места под новый город всегда учитывались сведения о местных примечательностях, в том числе и об урочищах, то есть местах, где когда-то были поселение, либо монастырь или церковь. Возможно, что Вревское урочище относилось именно к таким почитаемым местам. На Вревском мысу могло находиться известное по писцовым книгам XVI в. сельцо Лусское, относившееся к Дремяцкому погосту, которое может считаться предшественником современной Луги.

В 1993 г. в Новгороде мизерным тиражом впервые в русском переводе изданы записки шведа Эрика Пальмквиста: «Заметки о России, сделанные во время последнего королевского посольства к царю Московскому в 1674 г.». В «Заметках» описан и торговый путь по р. Луге, шедший вверх по течению через шведские и русские владения. Последние начинались деревней Бежаны, далее суда проходили Красные Горы, Жельцы, Слапи, Естомичи, Онежицы, Торошковичи и т. д., чтобы волоком следовать к р. Мшаге, затем до р. Шелони, по которой плыли в озеро Ильмень к Новгороду. Примечательно, что, описывая место слияния рек Вревки и Луги, Пальмквист говорит о нахождении здесь какого-то «каменного монастыря». Пальмквист мог не разобраться в собранных им сведениях. «Каменным монастырем» здесь мог быть назван Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь, водный путь к которому шел из р. Луги по рекам Вревке и Ропотке. Что же касается монастыря на Вревском мысу, то он мог находиться здесь с конца XVI в. Петербургским историком А. А. Селиным обнаружено упоминание о нем, датированное 1610 г., как о «Никольском монастыре со Вревки». Следущая запись о «Вревской пустыни», то есть монастыре, относится к 1660 г. Примечательно, что уже в эту пору Вревку именовали Мревкой, может быть, по здешнему кладбищу.

Лужским краеведом В. Ковалевым со ссылкой на А.А. Селина приводятся цитаты из поземельных переписей 1717–1718 гг., где сообщается, что церковь на выставке Мревки Петровского погоста упомянута в переписях 1678 и 1708 гг. «Церковь деревена во имя Николая Чудотворца, построена оная церковь из давних лет». Выставкой называлась местность со своей церковью, выстроенной из-за удаленности приходского храма. Следовательно, к 1678 г. монастыря на Вревке уже не было. Вместо него на Вревском мысу уже стояла деревянная Никольская церковь, опровергая справедливость ее датирования 1709 г.

Церковь находилась на оконечности мыса в наиболее старой части кладбища. Старожилы свидетельствовали, что еще в 1960-е гг. в этой части кладбища виднелись надгробья, относившиеся к первой половине XVIII в. Проникновенно написал о вревском погосте лужский старожил и замечательный художник Н. А. Павлючук: «С древних времен здесь, у слияния речек Вревки и Луги, проживали люди. Трудились, обрабатывали землю, надо полагать, занимались рыбной ловлей, бортничеством, строили избы и храмы и, отжив положенное время, упокаивались на этом погосте. Так что не грех и предположить, что та деревянная церквушка Николы была не первой на этом месте».

Далее Н. А. Павлючук сообщает, что в начале 1950-х гг. он видел на кладбищенском мысу чугунный крест с надписью 1722 г., могилу священника Екатерининского собора о. Симеона и его жены, 1794 г. «А у самой береговой крутизны на вертикально усеченной плите черного мрамора была надпись: „Члену «Народной воли» Н. Чернобаеву. 1927 г.“». В старой части кладбища по соседству с ямой на месте деревянной Никольской церкви находится площадка с захоронениями близких родственников последнего лужского городского головы Александра Степановича Камарзина: его жены по первому браку Елены Григорьевны Камарзиной, их сына Александра и невестки – Марии Гавриловны Камарзиной. О ней следует сказать, что, работая телеграфисткой на псковском железнодорожном вокзале, именно она передала в Петроград сообщение об отречении от престола императора Николая II. На площадке Камарзиных покоятся также брат А. С. Камарзина Иван с супругой Агриппиной Дементьевной.

Пока не завершилось строительство лужской Екатерининской церкви, приходским храмом для первопоселенцев Луги стала церковь на Вревке. В 1833–1834 гг. ее почти полностью обновили и заново освятили с сохранением своего наименования. Ее внешний облик передают изображения на почтовых открытках начала XX в. Церковь состояла из прямоугольного в плане основного объема с пятигранной алтарной частью. Завершал храм высокий восьмерика купольной кровлей и изящной главкой на тонком невысоком барабане. Наиболее выразительно церковь выглядела с другого берега р. Луги, со стороны местности, известной как «Некрасовская дача», названной так по фамилии священника Виссариона Некрасова.

В 1908 г. архитектором-строителем В.Н. Бобровым разработан проект новой, на этот раз каменной церкви на Вревском кладбище. Виктор Никандрович Бобров (1864–1935) – разносторонний зодчий со своим глубоко индивидуальным художественным почерком. До этого он уже выполнил много построек для Петербурга и губернии, среди них церковь Пюхтицкого Успенского монастыря на Васильевском острове. В советское время В. Бобров работал в институте «Лен-проект». Он – автор обелиска декабристам на острове Декабристов.

Проект каменной Никольской церкви на Вревском кладбище утвержден Строительным отделением Санкт-Петербургского губернского правления в том же 1908 г. В июле следующего года В. Н. Бобров сообщает: «Строящаяся церковь на городском кладбище в городе Луга вчерне закончена». При строительстве проект несколько изменили: «Основной объем расширен в стороне на 1 сажень». Каменная Никольская церковь на Вревском кладбище возводилась как храм-усыпальница. Ее строительство велось на средства Александры Ивановны Третьяковой, вдовы лужского 2-й гильдии купца и благотворителя А. Н. Третьякова. Подробное описание церкви сохранилось в акте Комиссии по ее освидетельствованию от 19 октября 1909 г.: «Церковь каменная, двухэтажная [имеет] форму креста в плане, так что вся верхняя ее часть опирается на подпружные арки». Наружная декоративность храма достигалась контрастом белых отштукатуренных поверхностей и узорочья деталей из красного кирпича. В подвальном этаже была устроена усыпальница Третьяковых.

В 1910 г. А.И. Третьякова жертвует церковь городу. Об этом Епархиальное управление доложило императору Николаю II и в Священный синод, который предложил наградить Третьякову «золотой медалью на Андреевской ленте для ношения на шее».

Освящение церкви состоялось 27 мая 1912 г. По освящении каменного храма старую деревянную церковь решили перенести в Заречную часть Луги на Лысую гору, где предполагалось построить здание для церковно-учительской семинарии. Храм и семинарию заложил 26 мая 1913 г. епископ Вениамин, будущий митрополитом Петроградский, казненный в 1922 г. и причисленный к лику новомучеников.

Строительство храма и семинарии остановили из-за начавшейся Первой мировой войны, и больше оно не возобновлялось. Планировалось сооружение храма и на новом Городском кладбище за железной дорогой (по пути на полигон), где действовала часовня.

Каменную вревскую церковь закрыли в 1917 г. Через 17 лет храм передали строительным организациям для разборки на кирпич. Его взорвали, но кладка оказалась слишком прочной. Даже военное лихолетье не смогло превратить храм в бесформенные развалины. Его былая красота прослеживается и в существующих руинах. Небольшой группе энтузиастов удается не допускать их окончательного уничтожения.

Восстановить порушенный вревский храм обязывают историческая значимость места его расположения, связанного с предысторией и основанием города Луги.

Набокина О.В. Луга и окрестности. Из истории населенных мест Лужского района / О.В. Набокина, А.В. Носков. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2015.



Комментарии и обсуждение


Эту церковь на свои деньги построила моя прабабка Александра Ивановна Третьякова, купчиха, вдова купца А.И. Третьякова. Там же, в фамильном склепе под полом церкви, была и похоронена. За это строительство она была удостоена наградной иконы-триптиха св. Николая Чудотворца. Хотелось бы знать, собирается ли епархия восстанавливать храм.
20 августа 2008, сергей.