ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Козельск (Оптино). Оптина Пустынь.

Свято-Введенский ставропигиальный монастырь Оптина Пустынь


Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Престолы:Введения во храм Пресвятой Богородицы
Год основания:1504.
Cайт:http://www.optina.ru
Адрес:
249723, Россия, Калужская область, город Козельск, монастырь «Оптина Пустынь».

Координаты:54.05345, 35.83238
Проезд: если идти из города на восток по шоссе, ведущему в Сосенский, - пройдёте мост через р. Жиздру; после моста первый поворот налево и есть дорога на Оптину; оттуда ещё 1,5 км
От станции метро Юго-Западная ежедневно выезжает автобус по маршруту Москва - Козельск. От автостанции в Козельске до монас ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда
если идти из города на восток по шоссе, ведущему в Сосенский, - пройдёте мост через р. Жиздру; после моста первый поворот налево и есть дорога на Оптину; оттуда ещё 1,5 км
От станции метро Юго-Западная ежедневно выезжает автобус по маршруту Москва - Козельск. От автостанции в Козельске до монастыря около трех километров. На автомобиле: Козельск раположен в 280 км к югу от Москвы. Выезжаете на Киевское шоссе в сторону Калуги. Проезжаете поворот на Калугу. По указателям таких поворота два, первый (направо) ведет на мост, а второй (налево) и есть основной. Проехав поворот на Калугу, следите за автомобильными мостами, которые проходят над дорогой, вам нужен второй по счету, он находится на 186ом километре шоссе. Нужно проехать этот мост, после него сразу будет указатель на Оптину. В конце моста будет висеть указатель - Козельск. Далее все время прямо и прямо, до некоего монумента, там по указателю, направо. Так добираетесь до Козельска. В Козельске доезжаете до светофора (похоже, единственного) и поворачиваете налево. После моста через реку - первый поворот налево (там есть указатель). Дорога от трассы до Козельска большей частью неплохая, однако можно проехать и через Калугу, особенно на обратном пути, указатели на Москву как раз ведут через Калугу



План Оптиной пустыни,Калужская область,Козельск
Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы Церковь Казанской иконы Божией Матери Церковь Владимирской иконы Божией Матери Надвратная церковь Владимирской иконы Божией Матери Церковь прп.Марии Египетской и Анны Праведной Церковь Иконы Божией Матери Церковь Спаса Преображения 
Церковь прп.Иллариона Великого Церковь Всех Святых Часовня над могилами монахов  Часовня-сень Деревянная звонница Колокольня Братские кельи, южный флигель (XIX в.) Трапезная (XIX в.) Настоятельский игуменский корпус Келейный корпус 
Келейный корпус 
Монастырская постройка Святые врата Паромная башня (1830-е гг.) Библиотечная башня (1830-е гг.) Скитская башня (1830-е гг.) Лазаретная башня (1830-е гг.) Стены ограды (1830-е гг.) 
Некрополь 
Некрополь 
Храмы монастыря Оптина Пустынь:
Другие постройки монастыря :
Скит Иоанна Предтечи

План составлен В.Д.Курковым


Добавить фотографию
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Надежда Лаврова
8 октября 2011
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Игорь Лугачёв
21 июля 2007
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Оптина из-за реки
Константин
16 февраля 2007
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Андрей Агафонов
1 января 1990
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Колокольня и старые врата монастыря
Аксюхин А.А.
22 июля 2012
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Лазаретная башня монастыря
Иванов Дмитрий
27 июля 2011
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Чупринин Михаил
8 октября 2010
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Чупринин Михаил
8 октября 2010
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Чупринин Михаил
8 октября 2010
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Чупринин Михаил
8 октября 2010
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Чупринин Михаил
8 октября 2010
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Андрей
20 июля 2003
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Андрей
20 июля 2003
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Андрей
20 июля 2003
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Андрей
20 июля 2003
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Купола
Константин
16 февраля 2007
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
колокольня
Ирина
4 июня 2004
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Часовня-сень
Аксюхин А.А.
22 июля 2012
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Башня монастырской ограды с ангелом-флюгером
Аксюхин А.А.
22 июля 2012
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Оптина Пустынь. Церковь Спаса Преображения
Олег Петрович
22 июня 2012
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Гостиница (19 век), вид с запада.
Иванов Дмитрий
27 июля 2011
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Пафнутьевская башня
Иванов Дмитрий
27 июля 2011
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Слева - западная башня монастыря, на дальнем плане - Паромная башня
Иванов Дмитрий
27 июля 2011
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Радист
21 июня 2011
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Радист
21 июня 2011
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Радист
21 июня 2011
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Радист
21 июня 2011
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Сергей Чернов
25 мая 2011
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Чупринин Михаил
8 октября 2010
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
15 июля 2010
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Матишо
13 июня 2010
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Дмитрий
5 октября 2008
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Илья Смирнов
13 апреля 2008
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
зимой в Оптиной пустыни
Ирина
1 января 2005
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
дорога в Оптину
Ирина
1 января 2005
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Андрей
20 июля 2003
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Андрей
20 июля 2003
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Андрей
20 июля 2003
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Андрей
20 июля 2003
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Андрей
20 июля 2003
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Андрей
20 июля 2003
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Поклонный крест всей монастырской братии
Михаил Суханов
19 октября 2002
Оптина Пустынь - Козельск (Оптино) - Козельский район - Калужская область
Входные ворота Оптиной Пустыни. По крайней мере они так выглядели в 1998-м году
МАРИШКА
1 мая 1998




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Павел,  6 ноября 2003

Свято-Введенский ставропигиальный монастырь Оптина Пустынь, Козельск (Оптино).

Значение Оптиной Пустыни очень велико в духовной жизни России. Она является лучшим представителем духовного возрождения, возникшего в конце 18-го века в России.

Расположенная у опушки соснового бора, отрезанная от мира рекой Жиздрой, она была превосходным местом для отшельнической жизни. Это был духовный оазис, где повторялись благодатные дары первых веков монашества. Эти дары, получили полное выражение в особом служении - старчестве. Оптинские старцы отличались высшим из всех даров - даром рассудительности, а также прозорливостью, даром исцелений и чудотворений.

От древнейших времен местность, где расположены город Козельск и Оптина Пустынь была уже обитаема. Так, археологические раскопки 1899 года обнаружили здесь предметы каменного века. В исторические времена ее населяли племена вятичей, просвященные св. Кукшей.

Город Козельск впервые упоминается в летописи под 1146 годом. В 1238 г. он был взят татарами. Город мужественно сопротивлялся в течение 7-ми недель. Все жители были перебиты. По преданию 2-летний князь Василий утонул в крови. Татары прозвали Козельск "злым городом". В начале 15-го века Козельск перешел в руки Литвы, и в течение полувека переходил из рук в руки, пока окончательно не утвердился за Москвой.

Время основания Оптиной пустыни неизвестно. Есть предположение, что она была основана монахолюбивым князем Владимиром Храбрым, или ближайшими его наследниками. По другой версии ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария, почему ее называли и Макарьевской. Однако более реальным является предположение, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь - а таковые ранее носили название Оптиных. Вероятно, что основателями ее стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья, у пограничной засеки с Польшей, место неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее. Таким образом, Оптина принадлежит к числу древнейших монастырей.

В плане монастырь почти квадратный. В центре находится главный храм монастыря - Введенский собор. Вокруг собора крестообразно расположены церкви. На севере - церковь Марии Египетской, переделанная в 1858 из старой трапезной, на юге - Казанская церковь, построенная в 1811 году, на востоке - Владимирская.

Известно, что в 1625 году ее игуменом был Серий. В 1630 г. там была деревянная церковь, шесть келий и 12 человек братии и управлял ею иеромонах Феодор. Царь Михаил Федорович пожаловал Оптиной мельницу и землю в Козельске под огороды. В 1689 году местные бояре братья Шепелевы построили Введенский собор. Вскоре наступило время реформ Петра I. В 1704 г. отобрали в казну мельницу, перевоз через Жиздру и рыбную ловлю, а в 1724 г. обедневшая обитель указом Синода и совсем была упразднена, как «малобратный монастырь». Но уже в 1726 г. по ходатайству стольника Андрея Шепелева она была восстановлена. При закрытии совершенно разоренная, она теперь медленно восстанавливалась. Указом 1727 года ей была возвращена мельница. В 1773 году в монастыре было всего два монаха - оба глубокие старики.

Но ее полное восстановление началось лишь с 1795 года, когда на нее обратил внимание московский Митрополит Платон и назначил туда строителем иеромонаха Иосифа, а через год был назначен вместо него строителем о. Авраамий. Стараниями сначала митрополита Московского Платона (Левшина), затем епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) Оптина пустынь превратилась, по словам отца Павла Флоренского, в «духовную санаторию многих израненных душ», чем довольно быстро и привлекла к себе внимание современников.

Историю Оптиной Пустыни после обновления можно разделить на пять периодов: с 1796 по 1829, с 1830 по 1861, с 1862 по 1891, с 1892 по 1923.

История Оптиной пустыни

1796-1829 годы

"В 1796 году преосвященный митрополит Московский Платон, посещая пустынь сию, признал место сие для пустынно-общежительства весьма удобным; почему и решился оное тут учредить, по образу Песношского монастыря. А дабы сколько можно успешнее провести предположение сие в самое исполнение, то просил он у Песношского настоятеля строителя Макария дать ему для сего способного человека, каковым и признан иеромонах Авраамий. Он, пришед на место сие, застал тут несколько монашествующих, а строение, кроме соборной церкви, все деревянное, и то обветшалое и т.д." (Из Истории Российской Иерархии).

Этот самый иеромонах о. Авраамий, до своего назначения бывший огородником, ввел в обители примерный внутренний порядок, чем снискал себе уважение и почтение всего окрестного населения. По мере увеличившихся от того средств, занялся и материальным устройством обители, при помощи пожертвований боголюбивых граждан. Авраамий был вместе и учредитель, и зодчий.

В 1801 году "за отличные услуги обители к общей пользе", Авраамий произведен в игумена Лихвинского Покровского Доброго монастыря, с управлением в то же время и в Оптиной. Но вскоре немощь, а также и опасение, чтобы не нарушилось заведенное им в Оптиной благоустройство, заставили о. Авраамия отказаться от нового достинства. Преосвященный удовлетворил его просьбу, и он по прежнему был оставлен начальствовать только в одной Оптиной Пустыни, но уже в игуменском сане.

1797 год памятен для всех русских обителей милостивым вниманием к ним императора Павла Петровича. По указу от 18 декабря, Оптина Пустынь, в числе прочих, получила по 300 рублей в год "на вечные времена". Сверх того пожалована Пустыни мукомольная мельница и пруд. Эта царская милость немало способствовала начальному благоустройству обители.

Шли годы. Авраамий, будучи уже в преклонном возрасте, не оставлял своего доброго дела. По ходатайству преосвященного Феофилакта, епископа Калужского, благочестивый монарх (теперь уже Александр Павлович) согласился на прошение отца Авраамия. С 1764 года в Оптиной не разрешалось содержать более семи человек, но эта священная обитель привлекала много богомольцев. По указу Святейшего Синода, Пустыни разрешено прибавить еще двадцать три человека.

Восполнив таким образом главнейший недостаток в Оптиной Пустыни, Авраамий не ослабевал, а трудился и трудился, приумножая богатства его обители. Еще больше возрастало заслуженное им расположение калужских архипастырей. Епископы Евлампий и Евгений оказывали особенное благоволение к Оптиной пустыни. Преосвященный Евлампий даже желал провести в обители остаток своих дней, и специально для него была построена особая келья.

Бог судил о. Авраамию насладится плодами своих начинаний и трудов. После 1812 года, когда он еще раз проявил себя замечательным настоятелем, достойным игуменского звания, о. Авраамий прожил еще несколько лет, любимый и уважаемый всеми в обители.

Занявшие его место не менее о. Авраамия заботились о благосостоянии и духовной жизни этой обители. С каждым годом монастырь все разрастался и разрастался. Росло и его влияние в миру.

Очень важной вехой в истории Оптиной пустыни был приход к власти митрополита Филарета, который поддерживал установление старчества в монастыре. Как любитель безмолвной пустынной жизни он весьма много покровительствовал пустынной обители Оптиной, нередко посещая ее, проживая иногда (во время постов) по целым неделям. Именно он основал в 1821 году при пустыни скит во имя Св. Иоанна Предтечи, первого "новоблагодатного" пустынножителя. Филарет позвал туда отшельников из Рославльских лесов - Моисея и Антония, а также трех других монахов. Это были праученики Паисия Величковского, который видел в старчестве важнейший способ возрождения душ человеческих. В 1829 году старчество было введено и в Оптиной, при содействии ее тогдашнего настоятеля, о. Моисея. Оптина пустынь была последней обителью, где ввели старчество. И именно в этой пустыни оно пережило свой расцвет.

В 1821 году в монастыре за монастырской рощей был устроен скит. Здесь селились особо сподобившиеся "пустынники" - люди, которые многие годы провели в совершенном уединении. Когда он устраивался, вокруг него было запрещено рубить лес, "дабы навсегда он был закрытым". Здесь еще целы домики, где останавливались Гоголь и Достоевский. Сохранилась деревянная церковь Иоанна Предтечи(1822), срубленная из того самого леса, который рос на месте скита.

Оптина Пустынь знаменита своей заботой о неимущих, сиротах, приемом паломников, своими школами и госпиталями. Богослужения в обители длились по 8 часов, что составляло по словам о. Сергия Четверикова "университет для русского народа". Но от бесчисленного множества таких же монастырей Оптину отличает именно исключительное влияние ее старцев.

Старчество в Козельской Введенской Оптиной пустыни было введено позже всех перечисленных выше старческих обителей. Нам известны имена, наверное, всех старцев, живших в Оптиной за всю недолгую ее историю: иеросхимонах Лев (Наголкин; ум. 1841), иеросхимонах Макарий (Иванов; ум. 1860), схиархимандрит Моисей (ум. 1862), иеросхимонах Амвросий (Гренков; ум. 1891), иеросхимонах Иосиф (Литовкин; ум. 1911), схиархимандрит Варсонофий (Плеханков; ум. 1913), иеромонах Анатолий (Зерцалов; ум. 1894), иеромонах Анатолий (Потапов; ум. 1922), иеромонах Нектарий (ум. 1928).

В наши дни их подвиг продолжал живший в Караганде схиархимандрит Севастиан (Фомин; умер он 19 апреля 1966 года).

1830-1861 годы

Это период истинного расцвета Оптиной во всех отношениях. Материальное достояние Пустыни значительно поправилось. К 1862 году Оптинское братство простиралось уже до 150-ти человек, в том числе одних иеромонахов было 20. Но не об одном внешнем устроении обители и численности братий заботился о. архимандрит Моисей, бывший пустынножитель Рославльских лесов. Благочиние и продолжительность церковных служб, все внешние и внутренние порядки Оптиной Пустыни, весь теперешний ее духовный строй - все это установилось и утвердилось в настоятельство о. Моисея. Введением старчества о. Моисей упрочил и на будущие времена благоустройство и благосостояние Оптиной пустыни.

Первым старцем Оптиной был иеросхимонах Леонид (в схиме Лев, ум.1841).

С 1839 года Оптина Пустынь начала заниматься изданием общеполезных духовных книг, в особенности свято-отеческих писаний (в славянском и русском переводах). Первыми потрудившимися в Оптиной над изданием таких сочинений были жившие в Оптином Предтечевом Скиту, иеросхимонах Иоанн и монах Порфирий Григоров.

Иеросхимонах Иоанн, который до этого принадлежал к сообществу раскольников, и потому подробно знавший все их рассуждения, стараясь искупить свой грех, за десять (1839-1849) лет написал и издал шесть книг, обличавших неправоту раскольнических "мудрствований".

Одновременно с иеросхимонахом Иоанном, другой Оптинский инок, о. Порфирий Григоров издал жизнеописания некоторых замечательных духовных лиц: схимонаха Феодора, настоятеля Синаксарской обители Феодора Ушакова, Петра Алексеевича Мичурина, пустынножителя Василиска и других; помимо письма Задонского затворника Георгия, имевшего уже несколько изданий. Но самая активная издательская деятельность началась спустя семь лет, с 1846 года, под руководством знаменитого старца о. Макария (Иванов, ум.1860). И опять же, за этим богоугодным делом стоит замечательный русский политик и священнослужитель - митрополит Филарет Московский.

Иеросхимонахи Леонид и Макарий были учениками учеников великого старца Паисия Величковского, игумен Антоний и архимандрит Моисей имели духовное общение с его учениками. Поэтому издательские труды Оптиной начались именно с этого знаменитого молдавского старца. Были изданы его жизнеописания, а затем и многочисленные его переводы, а также собственные сочинения.

Но, с разрешения митрополита Филарета, братия Оптиной Пустыни занималась не только изданием переводов Паисия Величковского, но также переводила сама и издавала знаменитые творения "великих врачевателей душ человеческих": преп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, аввы Дорофея, Петра Дамаскина, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Феодора Студита, Анастасия Сунаита, святителя Иоанна Златоуста. Книгами, изданными оптинскими старцами, руководствовались в своей духовной жизни многие поколения русских людей. Митрополит Филарет Московский (Дроздов) и профессор Московской Духовной Академии протоирей Феодор Голубинский, бывший цензором оптинских изданий, дали высокую научную оценку этим трудам старцев Оптинской обители.

По мнению автора, издательская деятельность Оптиной была далеко не менее значительной, чем духовная деятельность ее старцев. В наше время, да и тогда уже, люди не способны отправиться в паломничество, бросить все и уйти ради спасения своей души. Поэтому так важны в нашем духовном образовании книги, тем более, таких великих и опытных людей. К тому же, разговор, даже со старцем - явление временного действия, а книги, - они, как ни смотри, по сравнению со словами, вечные.

1862-1891 годы

Управление игумена Исаакия и, в Скиту, - старчество иеросхимонаха о. Амвросия, духовное влияние которого распространилось по всей России. Этот замечательный старец являет собой лучший пример верующего, старца и, просто, настоящего человека. Время старчества Амвросия совпало с зарождением в России интеллигенции, попавшей под влияние рационалистических и материалистических идей (напр. нигилизм), которые ставили своей целью достижение справедливости и счастья людей путем изменения политического и социального строя страны. Многие ищущие истину люди скоро разочаровались в этих идеях. О. Амвросий умел заполнить пустоту в душах этих людей, он мог разбирать самые запутанные состояния человеческой души, мог дать человеку надежду и смысл жить снова.

Народ просто тянулся в Оптину. В этой благословенной обители получили творческий импульс самые видные люди русской литературы, политики, духовенства. В 1877 году приехал Ф. М. Достоевский. Окружающая природа, беседы со старцами и атмосфера любви и гостеприимства, царившие в этой обители, побудили его написать "Братья Карамазовы". Он писал: "Сколь много в монашестве смиренных и кротких, жаждущих уединения и пламенной в тишине молитвы. На сих меньше указывают и даже обходят молчанием вовсе, и сколь подивились бы, если скажу, что от сих кротких и жаждущих уединения выйдет, может быть еще раз спасение земли русской!"

Ф.М. Достоевский приехал в Оптину сразу после тяжелой драмы - смерти сына в 1877 году. Он прожил в скиту не долго, но множество деталей в "Братьях Карамазовых" возникло под впечатлением поездки. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий, живший в то время в скиту Оптиной пустыни.У Толстого с Оптиной была особая родственная связь: его родная сестра М.Н.Толстая была настоятельницей основанного Амвросием женского монастыря в Шамордино. Трижды был там и Толстой. Русский граф как-то пришел туда в лаптях и с котомкой за плечами. Жаль, неизвестно, что на это сказал о. Амвросий. Он отнесся к этому скептически - показная внешность без внутреннего содержания не приближает человека к нравственному совершенству. Последний раз в Оптиной Толстой был с семьей в 1890 году, за год до смерти старца. В значительной степени на материале Оптиной написан "Отец Сергий" Л.Н.Толстого. Также был у старца и известный русский философ Владимир Соловьев, но они не сошлись: их понимание духовных истин было разным, старец не одобрял пути Соловьева, но убедить его не смог. Костантин Леонтьев был почитателем старца и много времени проводил в Оптиной ради него.

Оптина благословила и помогла найти верную дорогу архимандриту Леониду (Кавелин; ум. 1891), замечательному российскому археографу, начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, потом настоятелю Новоиерусалимского Воскресенского монастыря и наместника Троице-Сергиевой Лавры; а также священнику Павлу Флоренскому (ум. 1943) - великому православному философу и богослову. Сохранились многочисленные упоминания о даре прозорливости старца.

Многие великие старцы, столпы отечественного христианства православия, основывали женские монастыри: о. Иоанн Кронштадский, о. Варнава, о. Герасим из Тихоновой Пустыни. О. Амвросий подтверждает эту закономерность. Он создал Шамординский Казанский женский монастырь, где и провел последние полтора года своей жизни, укрепляя созданную им обитель и наставляя сестер в монашеском служении. Старец болел.

10-го ноября 1891 года старец о. Амвросий, в простонародье ласково называвшийся просто "батюшка Абросим", умер. Тысячи горюющих людей провожали его тело обратно в Оптину Пустынь, взращенную им обитель добра и любви.

1892-1923 годы

Это был период, когда к религии, православию относились скептически, даже враждебно; поэтому Оптина Пустынь как бы отошла в тень, о ней забыли, что позволило большевикам уничтожить эту богоугодную обитель без особого политического вреда для себя. В 1923 году храмы монастыря были официально закрыты, в нем устроена лесопилка, а в скиту - дом отдыха.

В 1987 году Свято-Введенская Оптина пустынь пережила свое второе рождение. 17 ноября 1987 года сохранившиеся монастырские постройки были возвращены Русской Православной Церкви, и 3 июня 1988 года в обители началось богослужение, сначала в надвратной церкви, а затем в Введенском соборе. В 1988 г. преподобный Амвросий Оптинский был прославлен Поместным Собором Русской Православной Церкви (память празднуется 10(23) октября). В Свято-Введенской Оптиной пустыни были обретены святые мощи преподобного старца и помещены в Веденском соборе обители.

26-27 июля 1996 г. были причислены к лику местночтимых святых Оптиной пустыни остальные тринадцать преподобных оптинских старцев и установлено им обшее Соборное празднование 11(24) октября, а в 2000 году они были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

Ныне ежедневно обитель посещают многочисленные группы паломников.

В статье использован материал сайта optina.org.ru - Храм Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Ясенево (подворье Свято-Введенского ставропигиального монастыря Оптиной Пустыни).


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Богданов Александр Витальевич (cfif),  18 марта 2007

Козельская Оптина Введенская пустынь, заштатная, общежительная, в 4 верстах от города Козельска, на реке Жиздре, в огромном многовековом сосновом лесу. По преданию, свое название она получила от основателя, которым был Опта, сперва грозный предводитель шайки разбойников, а потом смиренный отшельник; но вернее название «Оптина», т.е. общая, произошло от того, что в пустыни до 1504 года совместно проживали иноки и инокини. Основание ее относится к началу XV века. В смутное время она была разорена литовцами; в 1629 году возобновлена; в 1724 году упразднена; в 1727 году снова восстановлена. Она обнесена высокой каменной оградой в виде правильного четырехугольника, с семью красивыми башнями. Середину площади занимает величественный Введенский собор, кругом которого расположены прочие церковные здания на подобие креста. На западной стороне возвышается четырехъярусная колокольня готической архитектуры, высотою около 30 сажень. В пустыни находится особо чтимые иконы: Казанская Божией Матери, преподобного Пафнутия Боровского и Усекновения главы Иоанна Предтечи. При настоятеле Моисее ( 16 июня 1868 года), понесшем великие труды для упрочнения материального благосостояния обители и для утверждения среди братии истинного монашеского духа, в пустыни получило начало старчество и прием мирян для духовного наставления. Этот особый подвиг иночества был введен в пустыни, благодаря поселившемуся в ней в 1829 году бывшему настоятелю Белобережской пустыни (Орловской епархии) старцу Леониду, ученику схимонаха Федора, вместе с которым он (до поступления в Оптину пустынь) долго подвизался в Белобережской и Валаамской (Финляндской епархии) обителях и который был непосредственным ученником знаменитого старца Паисия Величковского (а в последствии жил в России в разных монастырях и скончался в 1822 году в Свирской обители Олонецкой епархии). После старца Леонида (в схиме Льва), скончавшегося 11 октября 1841 года, руководство иноков и во множестве начавших приходить в пустынь мирян непосредственно перешло к его ученику иеросхимонаху Макарию и прочно утвердилось в обители. Амвросий, при котором старчество в пустыни достигло своего высшего расцвета.) Благодаря Старчеству пустынь во 2-й половине XIX века сделалась центром, куда притекали для удовлетворения своих высших потребностей даже Высочайшие Особы, Архипастыри, люди выдающихся талантов (Великий Князь Константин Константинович, Московский митрополит Иоанникий, И.В. и П.В.Киреевские, профессора С.П.Шевырев и М.П.Погодин, А.Н.Муравьев, К.Д.Кавелин, Н.В.Гоголь, Т.И.Филипьев, К.Н.Леонтьев, гр. А.К.Толстой и др.); Особенно же в указанный период времени пустынь приняла широкое участие в просветительном влиянии на простой народ, который тысячами ежегодно приходил к старцам за удовлетворением своих нравственных нужд, и весьма многие, согретые словами правды и любви, уходили из обители с облегченным сердцем, умиротворенные душою и с зачатками лучшей жизни. Пользовавшийся в свое время вполне широкою известностью знаменитые старцы пустыни заслуживают вечной памяти у потомства, как сеятели семян Христова учения, Христовой любви среди простого народа, которые примером своей строгой жизни оказывали громадное влияние на народную массу. Благодаря тем же старцам, пустынь служила образцом для других обителей, лучшей школой иноческой жизни и выпустила из своих стен и из-под своего влияния немало деятелей на пользу иночества и всей русской Церкви (каковы, например: Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский, Антоний, духовник Киево-Печерской лавры, Леонид (Кавелин), наместник Троице-Сергиевой лавры и др. Еще в 1847 году пустынью было начато издание переводов святоотеческих и аскетических творений, жизнеописаний подвижников и других назидательных книг, драгоценных и для иноков, и для мирян. Эта церковно-литературная деятельность, благодаря трудолюбию и духовному образованию оптинских иноков, получившая широкое развитие, не прекращается и поныне. Свидетельством этого служат имеющиеся в пустыни богатая библиотека, книжный склад и лавка. Во исполнение циркулярного указа Священного Синода от 12 июля 1910 года, старшей братией пустыни был составлен список необходимых для монастырских библиотек книг, который, по рассмотрению, исправлении и дополнении его, согласно поручению Священного Синода, Высокопреосвященным Флавианом, митрополитом Киевским, в окончательном своем виде ныне разослан во все обители России, причем настоятелям монастырей вменено в непременную обязанность незамедлительно проверить монастырские библиотеки и пополнить их поименованными в списках изданиями. При пустыни также имеется больница для братии и для мирян, странноприимный дом, пасека, свечной и черепичный заводы.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Комментарии и обсуждение

Башня, увенчанная флюгером в виде трубящего ангела - бывший парадный вход в монастырь.
1 ноября 2009, Сдобников Андрей.

Интересный факт: в 2003 году в России была выпущена почтовая марка, на которой изображена Свято-Введенская Козельская Оптина пустынь.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.