ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Козельск (Оптино). Оптина Пустынь. Скит Иоанна Предтечи. Церковь Иоанна Предтечи.


Козельск (Оптино). Оптина Пустынь. Скит Иоанна Предтечи. Церковь Иоанна Предтечи
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Иоанна Предтечи
Год постройки:1822.
Адрес:
249723, Россия, Калужская область, город Козельск, монастырь «Оптина Пустынь».

Координаты: 54.05316, 35.83994
Проезд:Находится на территории Предтеченского скита.





Оптина Пустынь. Скит Иоанна Предтечи. Церковь Иоанна Предтечи, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Андрей
20 июля 2003
Оптина Пустынь. Скит Иоанна Предтечи. Церковь Иоанна Предтечи, храм Иоанна Предтечи<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
храм Иоанна Предтечи
Ирина
4 июня 2004



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Дмитрий Филиппов  15 июня 2008

Почти посредине Скита, ближе к Святым вратам, стоит скромный храм. Неброский, похожий своими террасами, украшенными белыми колоннами, на усадебный дом русского помещика. Уютный, "домашний" по виду, он не нарушает общей аскетичности скитских построек. Имея благословение Архипастыря, - повествует нам скитская летопись историю создания храма, - призвав помощь Божию, отец Моисей с братиями и схимонахом Вассианом приступили к делу, начали рубить лес, находящийся на оном месте, большею частью сосновый, из коего и церковь скитская построена, - и очищать от корениев своими руками и наймом рабочих людей; в чем они много труда и нужды приняли, не смея обременять Обитель к содержанию их потребностями, но имели вспомоществование от Козельских граждан, купцов и впоследствии благотворителей и попечителей в устроении Скита и в оном церкви: Дмитрия Васильевича Брюзгина и Феодора Тимофеевича Третьякова. По очищении места, сколько возможно было, на первый раз выстроили для жития небольшую келлию на юго-восточной стороне и жили все пятеро вкупе общежительно. Потом все оное место обнесли вокруг дощатым забором и приступили к строению церкви во имя Собора Честнаго Славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна по благословению преосвященнейшего Филарета.

16-го числа августа после обедни отец игумен Даниил, взяв лопату, сказал: "Да будет на сем месте благословение Пустыни Иорданской и всех тамо безмолвствовавших!" Храм этот устроен не так, как созидаются обыкновенные храмы, - писал Н.В.Сахаров, делясь своими впечатлениями от посещения Скита Оптиной Пустыни - Это скорее та евангельская просторная, светлая храмина, братская, в которой Спаситель со Своими апостолами разделял Свою братскую вечерю. Внутреннее убранство храма тоже носит сдержанный аскетический характер. Ничто здесь не отвлекает от молитвы. Тихое и стройное клиросное пение, в котором слышатся "кротость, смирение, страх Божий и благоговение молитвенное" и вместе с тем святое чувство величия. Здесь не услышишь разговоров во время богослужения. Каждый стоит пред Богом, отвечая за себя, и даже в общей молитве "Отче наш", сливающейся словом воедино, у всякого своя сердечная боль".


Вадим кр
 
Вадим кр  24 ноября 2016

Скит Иоанна Предтечи в Оптиной пустыни, который практически создал духовную славу монастырю и стал центром старообрядчества, имел два храма. Один из них – деревянная церковь Иоанна Предтечи, построенная почти сразу после возведения скита – в 1822 году. Это была особая церковь. Всем своим внешним видом она напоминала уютный барский домик с террасками, украшенный белыми колоннами. Несмотря на такой вид, строение не вырывалось из общего стиля аскетических построек.

Церковь была построена из деревьев, растущих в местном лесу, большей частью сосновых. Однокупольная постройка в стиле классицизма. Строили ее, как и сам скит, отец Моисей с братиями: сами рубили деревья, расчищали место, освобождали его от кореньев. Труды были тяжкие – все делалось вручную. Храм получился необыкновенный – просторный, светлый. Внутреннее убранство тоже носило аскетический характер. Никакие украшения, которые могли бы отвлекать от молитвы, здесь не присутствовали. Храм вселял чувство величия Бога. Здесь во время богослужения невозможно было услышать посторонних разговоров.

В 1923 году храм закрыли, частично разрушили, уничтожили крест. В 1990 году церковь Иоанна Предтечи была возвращена монастырю, восстановлена, богослужения ведутся по особому скитскому уставу и в престольные праздники.

http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  16 февраля 2021

Скитская церковь, как мы уже знаем, построена в 1822 году трудами основателя скита, о. Моисея, с помощию Козельских Граждан Д.В. Брюзгина и Ф.Т. Третьякова, на каменном фундаменте из соснового лесу, срубленного на этом же самом месте. Освящена 5 Февраля 1822 года бывшим Игуменом Оптиной пустыни Даниилом, во имя Собора св. Иоанна Предтечи Господня и названа по воле (покойного) Преосвященного Филарета, домовою церковию для Архиерейского приезда.

С этою-то целью западная часть храма построена по домовому расположению; – что в тоже время доставляет Старцам удобность к более безмолвному стоянию на церковных службах. Эта пристройка, при входе, имеет крыльцо на столбах под навесом с фронтоном и освещена с двух сторон – северной и южной – 8-ю окнами – по 4 с каждой стороны; окна высокия и широкия с прямыми перемычками, дубовые рамы с медным прибором, окна со ставнями. Квадрат настоящей церкви имеет с южной и северной стороны по одной входной двери, в которые вход устроен в виде рундука на столбах под крышею с фронтоном; а прирубленный, полукружием (семигранным) олтарь освещен двумя (такими же как выше) окнами. Крыша, как над самою церковью, так и на прочей ея пристройке, – железная на четыре ската, над нею возвышается квадратный выступ с карнизом, на коем утвержден глухой купол, оканчивающийся конусообразным шпилем; на шпиле золоченая глава, а в нее водружен золоченый же восьми-конечный крест.

Теперь войдем внутрь скитской церкви с западного крыльца: из холодных сеней, с устроенными по обеим сторонам кладовыми, мы вступим в узкую комнату – это прихожая. В ней останавливает внимание большая картина, изображающая великих пустынников Преподобных Онуфрия и Петра Афонскаго; на лево дверь, ведущая в келью пономаря; – вправо довольно обширный покой, на восточной стороне котораго устроен иконостас, составленный из трех рядов икон: в верхнем ряду ризы окладныя, а два нижния без окладов, живописные, – большею частию плод усердия к церкви братий, занимающихся иконописанием, а частью жертвованные посторонними лицами из усердия к покойному Старцу. На южной стене в большом киоте красного дерева составном, из 4-х частей, иконы старого письма, – три в окладах – по полям с венцами, а одна в ризе; пожертвованы по завещанию бывшего Козельского купца И.М. Кастюрина в 1850 году. Северная стена, отделяющая эту комнату от боковой комнатки, украшена портретами 3-х Российских Иерархов, равно чтимых скитянами, по воспоминаниям, которые соединены с их именами: 1) Митрополит Московский Платон, скончавшийся в 1812 году, попечениям которого Оптина пустынь обязана своим возрождением в начале текущего столетия. 2) Рядом с ним портрет одного из преемников его кафедры и пастырских доблестей – Высокопреосвященный Филарет Митрополит Московский и Коломенский, которому скит обязан вечною признательностью за милостивое и просвещенное покровительство его в издании душеполезных св. отеческих книг перевода блаженного Старца Паисия Величковского. (О чем подробно изъяснено в биографии потрудившегося в этом деле Старца Иеросхимонаха Макария). Портрет Старца-Митрополита, писанный акварелью – чрезвычайно похожий, пожертвован в пользу скита Иеромонахом оного о. Леонидом, а им получен в подарок от покойного князя Д.Н. Урусова. Наконец, 3) портрет в Бозе почившего Высокопреосвященного Филарета, Митрополита Киевского и Галицкого, благословением и отеческим участием коего создан сей скит; о чем рассказано было нами в начале книги. На Западной стене – также весьма похожий портрет известного столько же своею ученостью, сколько и благочестием Преосвященного Никифора Феотокия, бывшаго Архиепископа Астраханского и местночтимого Святителя Иоасафа Горленки, нетленно почивающего в Белгороде.

Из описываемого нами покоя (зала) дверь ведет на лево, в так называемую Архиерейскую опочивальню: кровать и простой шкаф для книг с комодом внизу составляют все ея убранство. Опочивальня эта оставлена в том самом виде, в котором она служила местом краткого упокоения от дневных трудов незабвеннаго Калужского Архипастыря Преосвященного Филарета (блаженного Митрополита Киевского); он, после основания скита в 1821 году, почти ежегодно проводил здесь сырную седмицу или первую седмицу великого поста; для чего приезжал за просто, без всякой свиты, удивляя и утешая всех скитян, своею примерною простотою, доступностью и усерднейшим молитвенным подвигом. Настоятель обители – тогда Настоятель скита, о. Моисей заменял ему келейника, считая за честь послужить своему Архипастырю в его невзыскательных и несложных нуждах. В шкапу хранится круг богослужебных книг, присланный покойным Митрополитом в дар Оптинскому скиту, некоторые с собственною его надписью, в 1857 году, – за два месяца до своей кончины. Итак, это последний – видимый знак его Отеческого внимания к Оптинскому скиту, о котором он, и вдали от него, часто вспоминал, называя в беседах «мой скит».

Пройдя домовую часть церкви, вы входите как бы в поперечный коридор, в коем на левой стороне устроена кладовая комната для ризницы; а правая составляет, так называемый, «молитвенный покоец», где в 1833 году, усердием Московского купца Алексея Ивановича Лобкова сделан иконостас; здесь прежде стаивал во время службы Преосвященный Филарет, часто по целым неделям проживавший в Оптиной обители; теперь же денно и нощно читается здесь псалтырь, в те дни, когда не бывает церковной службы.

Самая церковь не велика, но достаточна для помещения скитского братства; в нее есть три входа: или чрез Архиерейския кельи, с западной стороны, или непосредственно извне – чрез боковые двери: южные и северныя. Обдуманный теплою набожностью и искусно исполненный храм внутреннего расположения церкви придает ей особую священную лепоту; что вообще замечают все ея посетители. Стенная живопись представляет для посетителя образец искусства простых Русских (художников) иконописцев: исполнение весьма правильное, и приличное положение и скромность, свойственная святым изображениям, с первого взгляда дают заметить, что иконописцы в своем искусстве строго руководствовались изучением Св. Писания и образцев Греческой живописи.

На храмовом образе св. Предтеча Иоанн изображен с крыльями, как во исполнение пророчества (Мал. 3,1), так и в означение его равноангельской жизни, и во всегдашнее воспоминание тамошним насельникам о подражании бывшему, подобно им, человеком, а пожившему по-ангельски. В верхнем поясе иконостаса, по частям, изображен лик Апостолов, идущих на проповедь Евангельскую. Иконостас сей устроен иждивением Тульского помещика Павла Николаевича Хрущова; иконы, его составляющия, писаны в Твери, на сумму, пожертвованную Почетным Гражданином Д.В. Брюзгиным. Первоначальный же иконостас Скитской церкви был пожертвован Преосвященным Епископом Филаретом, тот самый, который он устроивал для своей домовой Архиерейской церкви в Калужском Лаврентьевом монастыре. Настоящий иконостас, кроме золоченой по белому полю резьбы, украшен во всю свою вышину колоннами Коринфского ордена, позолоченными при последнем обновлении церкви в 1860 году, – когда также были, частью исправлены по прежним очеркам, а частью написаны вновь св. изображения, украшающие плоский потолок и стены лепообразной церкви.

На потолке изображена св. Троица, окруженная ликом Херувимов, Серафимов и Ангелов; из которых два держат знамение нашего спасения, Животворящий Крест; один изображен с кадильницею, другие держащими в руках орудия достопокланяемых страстей Христовых. Под карнизом, с южной стороны, в пяти, красиво обрамленных, местах изображены: 1) Воскресение Христово, 2) Осязание Фомы, 3) Явление Ангела Мироносицам, 4) Исцеление разслабленного при купели Силоамской, и 5) Усекновение главы св. Иоанна Предтечи; под ними, возле южных дверей, изображен св. Пророк Илия.

С северной стороны, под карнизом (в симметрии с южною): 1) Беседа Спасителя с Самарянкою при колодезе, 2) Исцеление брением слепорожденного, 3) Рождество Предтечи Господня, 4) Явление Ангела Захарии в олтаре кадильном и 5) Воскресение Лазаря; под ними, возле северных дверей – изображена св. Равноапостольная Мария Магдалина.

На западной стене, над входной дверью, Собор Преподобных Отцев: Исаия отшельник, Феодор Студит, Марк подвижник, Симеон новый Богослов, (в средине) Иоанн Лествичник, Сергий Радонежский, Елеазар Анзерский, Пафнутий Боровский и Нил Сорский; возле них – к северной стороне: Св. Исаак Сирин и Макарий Египетский; ниже их: Варсануфий Великий, Преподобный Иоанн (пророк) и среди их Авва Дорофей. По другую сторону двери на той же стене: копия с знаменитой картины Иванова – явление миру Христа Спасителя; – копия несколько измененная (изменение состоит главным образом в прикрытии приличною одеждою фигур, представленных на картине Иванова обнаженными – для живописного эффекта). А на южной стене, в том же юго-западном углу, во всю стену изображен так называемый Собор св. Иоанна Предтечи Господня, то есть, крещение им во Иордане приходивших к нему.

Все эти обновления Скитского храма суть последние плоды постоянной о нем заботливости Старца Иеросхимонаха Макария, совершенные, под его непосредственным наблюдением, в 1860 году.

Местные иконы Спасителя и Божией Матери, в 1861 году, в Декабре месяце, усердием покойного скитского Иеромонаха Иннокентия (в схиме Иова), обложены серебряными позлащенными окладами искусной работы, известного Московского мастера Андреева; в каждой весу по 10 фунтов, ценою на 400 р. с. каждая.

На перемену местной храмовой иконы св. Иоанна Предтечи Господня, в 1860 году прислана от г-жи В.Н. Соколовой другая иконного же писания с сребропозлащенным венцом. У храмового образа, на особом фигурном аналогии, помещено за стеклом скульптурное изображение лежащей на блюде Главы св. Иоанна Предтечи Господня, изсеченная вместе с блюдом из одного цельного куска мрамора художником Богдановым. Пожертвовано скиту Графом Валерианом Петровичем Толстым, в 1849 году.

Над царскими вратами (сделанными вновь в 1860 году, хорошей резьбы), помещена в первом ряду: икона, изображающая усекновенную Главу св. Иоанна Предтечи Господня, лежащую на блюде, на дубовой дске, в вышину 8, ширину 10 вершков. Копия с подлинника Итальянской школы. Венец и оклад на иконе сребропозлащенные. Пожертвована в скит в 1856 году (от управляющего имением Княгини Юсуповой) г-м И.М. Дудышкиным, с темь, чтобы пред этою иконою горела неугасимая лампада, для поддерживания которой он жертвует ежегодно по 25 р. сер.

Во втором ряду помещены три иконы: местно-чтимая чудотворная икона Знамения Божией Матери. Икона эта, как было сказано выше, пожертвована в скит в 1822 году Козельским купцом Федором Тимофеевичем Третьяковым. Первая мысль об отдаче в скитский храм этого образа, дорогого для него по семейным воспоминаниям и, между прочим, чудесному избавлению его самого от неизбежного потопления, пришла ему (как он сам засвидетельствовал), на 5-й неделе великого поста, в субботу акафиста, во время бывшего здесь крестного хода с водоосвящением. Как при самом основании скита, так и доселе многие приходящие усердствуют служить у сего образа – Матери Божией – молебны и, по вере своей, получают исцеление. В 1840 году на сей образ сделана вновь риза, с задней дскою в виде ящика, серебряная позлащенная; венец убран камушками, тщанием бывшаго начальника скита Игумена Антония и скитскаго Монаха Иоанникия, с помощию благотворительницы, С -Петербургской Почетной Гражданки Е.Т. Лесниковой и детей ея.

b) В том же ряду, на правой стороне, икона св. Иоанна Предтечи Господня (о которой было говорено выше), древняго письма, в сребропозлащенной ризе; подана одним Козельским помещиком при основании скита. с) А на левой стороне – образ Преображения Господня, в сребропозлащенной ризе; подан от Павла Тамбовцева, скитского послушника из Белгородских купцев.

Оба клироса закрыты большими окладными иконами: за левым: d) икона Успения Божией Материи, большего размера, в серебряной прекрасной отделки ризе с позлащенными венцами; поусердствована Тульскою помещицею Анною Алексеевною Казаковою; е) за правым: Крещения Господа нашего Иисуса Христа, одинакового размера с вышеупомянутою, в серебряной же высокой работы ризе, с позлащенными венцами. Поусердствована Коллежским Советником Алексеем Ивановичем Гуляевым.

Перед последнею из сих икон поперег церкви помещена плащаница, устроенная в 1839 году усердием Иеромонаха Московского Данилова монастыря Вассиана и Московского купца Ивана Пименовича Тюляева. Замечательно, что Спаситель изображен не по нагу, но персей обвитый в плащаницу; что и вид представляет особенный, и являет более сходства с смыслом вышитого при сем (на кайме золотом до пунцовому бархату), тропаря. Гробница украшена резьбою и подножие сделано легко и красиво. Глава Спасителя обращена на север. Возле, напротив ея, в ряд с клиросом, в особенном отделе, помещен образ Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи лежащей на блюде; на нем венец и оклад сребропозлащенный; эта икона заслуживает особенное внимание по древности и достоинству письма.

Выше его устроено место, в которое вставляются попеременно лики Святых, икона Воскресения Христова, и двунадесятых, и Богородичных, и Храмовых праздников. А над сим местом помещено изображение Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи Господня резное из слоновой кости Архангельской работы; резьба наложена на синем атласе.

На столбе киота, в коем помещается икона Крещения Господня, висит икона св. Иоанна Предтечи Господня, древнего Греческого письма. Предтеча изображен с хартиею в руке, на которой написано по-гречески: «покайтеся, приближибося Царствие Небесное!» А перст правой руки сложен в именословное благословение. Из надписи видно, что икона эта подана в скит Иеромонахом оного о. Леонидом, а им привезена со св. Афонской горы, из Греческого монастыря Костаманиты, где стояла в параклисе во имя св. Иоанна Предтечи Господня. Лик Предтечи был, в неизвестное время, искажен фанатизмом Турок – выколоты глаза.

В простенке на южной стороне помещена составная икона; она имеет форму ромба (математической фигуры), площадь коего занята золотою, с просветом резьбою; между нею, в самой средине, укреплен овальный сребро-позлащенный киот с мощами св. угодников Божиих: св. Иоанна Предтечи, св. Василия Великаго, Иоанна Златоустого, Григория Богослова и св. Апостола Варнавы, Андрея Первозванного, и Апостола Варфоломея; против св. мощей сделаны прорезы. Эта драгоценность пожертвована в скит отставным Штабс-Ротмистром С.К. Нарышкиным, проживавшим временао в сей обители в 1854 году. Киот быль первоначально вставлен в драгоценном кресте, принадлежавшем образной фамилии Гг. Нарышкиных, обладавших, как известно, в XVI столетия многими святынями, по родству с Царским семейством чрез Наталью Кирилловну, супругу благочестиваго Царя Алексея Михайловича. По сторонам киота размещены крестообразно финифтофыя изображения тех Святых, мощи которых хранятся в киоте. Все это помещено на дске, обтянутой малиновым бархатом и заключено за стеклом в золоченой раме.

Над сею святынею – образ Феодоровския Божия Матери в серебряной позлащенной ризе. Сия икона обретена в пепле сгоревшаго дома Мологского купца Мальцева; задняя часть дски немного повредилась от огня; передняя же сторона и все краски сохранились совершенно.

На северной стене, против этих икон, помещаются: внизу икона формою совершенно сходная с выше описанною составною иконою, с тою только разницею, что в средине ея вделан четвероконечный, сребро-позлащенный черневой работы крест с св. мощами, означенными в надписи, сделанной на обороте, а именно: часть мощей избиенных младенцев, Арсения Новгородского, Моисея Чудотворца Печерского, Преподобного Илии Муромского, Иоанна Многострадального, Пр. Ипатия, Пр. Нестора. Пожертвован в скитскую церковь от Полковницы Анастасии Степановны Кульневой, в 1845 году. А над этой святыней образ Святителя Митрофана, Епископа Воронежского, в сребро-позлащенном окладе; пожертвован в 1845 году от Мценской купеческой дочери Александры Барыковой.

В размещении же икон вообще заметна не простая случайность, а благоговейная мысль человека, привыкшего направлять мысли других к назиданию и пользе душевной.

В средине церкви повешена спускная бронзовая люстра с хрустальным прибором, освещающая храм в большие праздничные дни, по Палестинскому обычаю, т. е. не свечами, а лампадами с елеем, утвержденными на ней в два ряда. Эта люстра, – также как и спускное хрустальное паникадило пред царскими вратами, – поусердствованы в скитскую церковь С -Петербургским купцом И.А. Андреевым.

Пред местными иконами, кроме лампадок, висят паникадила с поставными свечами, а пред другими медные, посеребренные подсвещники с поставными же свечами – в бисерных чехлах; пред некоторыми иконами сребро-позлащенные лампадки.

После осмотра настоящей церкви войдем в ея олтарь:

Полукруглый олтарь, семигранной формы, освещен двумя окнами с северной и южной стороны, а бывшее на горнем месте заложено; здесь помещается величественно: икона Тихвинской Божией Матери, Русскаго иконного письма, на дске мерою: длины 1 аршин 3 вершка, шириною 15 вершков; сей образ дан вкладу в скит приснопамятным скитским же Старцем Иеросхимонахом Леонидом (в схиме Лев), Января 30 дня 1831 года. А сребро-позлащенная риза, в киоте красного дерева, сделана по усердию бывшего скитского Монаха Александра Мальцева, в поминовение родителей своих в 1836 году. Пред иконою повешена сребро-позлащенная лампада – неугасимая. За стеклом киота: на нижнем отливе рамы помещен серебряный, внутри позлащенный ковчежец; в нем, как видно из внутренней надписи, хранятся части мощей новоявленных Преподобномучеников Афонских: св. Игнатия, Евфимия и Акакия, принесенные в дар скитской церкви со св. Афонской горы из Иверского Предтеченского скита скитским Иеромонахом о. Леонидом в 1859 году; серебряный ковчежец для хранения мощей сделан усердием С.-Петербургского купца И.А. Андреева. Над запрестольным образом вверху живописное изображение Господа Саваофа; а по сторонам помещены так называемые штилистовые иконы – по три на стороне, из коих 5 окладные, а в 6-й в средину вставлен сребро-позлащенный четвероугольный киот с частями св. мощей: 1) св. Евангелиста Матфея, 2) Апостола Андрея Первозванного, 3) св. Великомученицы Варвары, 4) Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, 5) св. Мученика Прокопия, 6) часть камня от гроба Господня, 7) часть камня от места, обагренного кровию Архидиакона Стефана; а по сторонам киота изображения тех Святых, часть мощей которых хранятся в оном. В привесе у сей иконы четвероконечный сребро-позлащенный крест с округленными концами; позади надпись: «М. Никиты Епискупа, М. Моисея Архиепискупа, М. Ефрема Новоторжскаго Чудотворца, М. Иоанна Архиепискупа, М. Иакова Боровицкого Чудотворца» – Пожертвован в Скитскую церковь от Торопецких помещиков Гг. Болотниковых. На иконе Спасителя в привесе крест четвероконечный, сребро-позлащенный с округленными концами; на обороте его вырезана следующая надпись, показывающая каких святых части мощей хранятся в оном: «П. Дамиана – врача, П. Феофана – Постника, П. Еразма, П. Сергия – Посетителя святых мест, П. Иеремии Прозорливаго, П. Евфросина – Затворника, Захария – Постника, П. Луки Економа, П. Мартирия – Диакона, П. Князя Николая Святоши, П. Феофила – Чудотворца, П. Меладия – (Мелетия), П. Моисея – Угрина, П. Григория – Блаженнаго, П. Тита – Воина, П. Нестора – Послушника, П. Афанасия – Затворника, П. Никиты – Затворника, П. Исаакия – Затворника, Священномученика Тита, П. Евстафия, Мученика Василия, Мученицы Варвары, П. Илии Муромца, Князя Феодора – Островского. – Положены в крест мощи святыя лета 7200 (1692) году Октября 16 числа. – Моление, Гвардии Семеновскаго полка Капитан Дмитрий Васильев Мишаков». С ним же, как видно из надписа на обороте, помещена – «часть Животворящаго Древа».

Над царскими дверьми, в олтаре же, помещено несколько икон, между которыми одна состоит из дски, в которую врезан сребро-позлащенный четвероконечный крест; в нем (как видно из надписи на обороте) хранятся частицы: а) Древа Креста Господня, камень гроба Господня, камень гроба Пресвятыя Богородицы, камень от места Неопалимой Купины; б) мощей Святых: Иоанна Предтечи, Евангелистов: Матфея, Марка и Луки, Апостолов: Андрея Первозванного, Варфоломея, Архидиакона Стефана, Филиппа, Святителей: Николая Чудотворца, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, – Московских: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, Священномучеников: Киприана, Вавилы, Лукиана, Анфима, Елевферия, Спиридона, Антипия и Власия, Чудотворцев: Климента Агкирского, Тихона Чудотворца-Святителя, Иоанна Милостивого, Преподобных Отцев: Ефрема Сирина, Пимена Великого, Пафнутия Боровского, Сергия Чудотворца, Василия Амасийского, Великомученика Меркурия, Георгия Победоносца, Евстафия Плакиды, Димитрия Солунского, Иоанна Воина, Феодора Тирона, Иакова Персского и Феодора Стратилата, Мучеников: Никиты, Космы, Дамиана (Безсребренников), Кира, Иоанна, Флора и Лавра, – Св. Анны, Матери Пресвятыя Богородицы, Первомученицы Феклы, Великомучениц: Екатерины, Варвары, Параскевы-Пятницы, Христины, Феодосии, Ирины, девицы Марины, Татианы, Анастасии, Алексия Божия Человека, Царя Константина, Князей: Владимира Киевского, Александра Невского, Георгия, Платона, Петра, Хионии и Февронии Муромских.

Крест мерою – длины 3 ¼ вершка; в поперечнике 2 вершка; ниже креста в той же дске утвержден малый, овальный, серебряный ковчежец, в серебряной же – сканной работы – оправе; в средине открытого ковчежца утверждена на шелковой материи драгоценная святыня – небольшая частица мощей св. Равноапостольныя Марии Магдалины; над нею, и под нею, на бумажных полосках, надпись латинскими буквами: «Exossиbus Mar. Magd. Pan.» – Крест этот найден в Москве, после большого Московского пожара 1812 года, в доме Г-жи Кекловской (купленном Г. Половцовым); а частица мощей св. Марии Магдалины перешла в семейство Г-д Половцовых от вдовы Русского Адмирала Гетцена, которому была поднесена в 1819 году в Далмации жителями местечка Браццо, в знак признательности. Обе эти святыни пожертвованы в скитскую церковь отставным Подпоручиком Артиллерии Иваном Андреевичем Половцовым в 1849 году, при поступлении его в сей скит.

Олтарь также, как и церковь, вновь росписан в 1860 году, усердием Старца Иеросхимонаха Макария: на потолке, над престолом – изображение св. Троицы; на стенах: 1) Моление о чаше (при жертвеннике), 2) Распятие Христово, 3) Снятие со креста, 4) Положение во гроб.

Над южным окном икона св. Иоанна Предтечи Господня, древнего письма, в сребропозлащенном окладе. Поусердствована Курскою купеческою дочерью Анною Шматовою в 1845 году.

Над северным окном икона Ахтырской Божией Матери, также в сребропозлащенной ризе. Поусердствована от Мценского купца О.М. Соплякова, в 1815 году.

На престоле старинная дароносица, в виде церкви, серебряная, сохраняется от пыли под стеклянным овальным колпаком. С правой стороны ея водруженный в особую подставку, и также под стеклянным колпаком, напрестольный, осьмиконечный сребро-позлащенный крест; поверхность его гладкая, на ней укреплено серебряное литое распятие; весь крест, по верхней дске и окраинам убран разноцветныма камушками, в серебряных гнездах; мерою крест – в длину 5, а в ширину 3 вершка; внутри его, – как видно из надписи, вырезанной на обороте, – хранятся: вверху – часть древа креста Господня, внизу – часть мантии Преподобного Сергия, в средине – часть мощей Анастасии узорешительницы; в боковых концах перекрестия – часть мощей Пр. Сергия Радонежского и часть мощей Святителя Митрофана Воронежского. Оный крест пожертвован в скитскую церковь наместником Свято-Троицкия Сергиевы лавры о. Архимандритом Антонием, в 1849 году. По левой стороне дароносицы, в симметрию с крестом, поставлено малое четвертное окладное Евангелие, с искусными финифтовыми изображениями. Кроме означенного креста на престоле лежат еще три напрестольные креста, и в том же числе один перламутровый, весьма искусной работы, принесенный в дар скитской церкви из Иерусалима Иеромонахом Леонидом в 1859 году.

Примечание. Пред иконами Тихвинской и Знаменской Божией Матери и храмовым образом св. Иоанна Предтечи Господня, от усердия покойнаго Старца Иеросхимонаха Макария, горит с 1840 года неугасимая лампада; также и пред образом Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи Господня усердием пожертвовавших сей образ Г. Дудышкиных.

Скитская ризница. Скитская церковь в начале была снабжена церковною утварью и книгами в достаточном количестве Московскими гражданами: Н.А. Самгиным, Г.Ф. Марковым и К.И. Путиловым (братом о. Архимандрита Моисея). В ризницу скитскую, как облачения для служителей Божиих, так напрестольные и жертвенные одежды, в течении всего времени, поступали от разных благотворителей; из них особенно замечательны подаяния Козельских граждан: Д. В. Брюзгина и супруги его Марфы Семеновны, А.П. Карлина, Мологского купца А.П. Мальцова и Московских – Н.А. Самгина и Г.Ф. Маркова. Покойный Старец Иеросхимонах Макарий, во все свое пребывание в скиту, усердно заботился об украшении скитской церкви и поддержании ея ризницы. Искусство хранения св. облачений передано Старцем (который сам несколько лет проходил послушание ризничаго в Богородицкой Площанской пустыни) и вполне усвоено усердием одного из присных учеников его, Иеродиаконом о. Флавианом. Из утвари заслуживают особенного замечания:

1) Еванглие напрестольное полулистовое Московской печати 1634 года; обложено зеленым бархатом; с лицевой стороны – средник – распятие Христово, с предстоящими; в наугольниках – Евангелисты сребропозлащенные, черневой работы; застежки сребропозлащенные же чеканной работы. Надпись по листам внизу: 146 (1636) года Июля в 25 день, Государь, Царь и Великий Князь Михаил Федорович всея России пожаловал сию книгу – Евангелие напрестольное на Чугуево Городище. Сие Евангелие пожертвовано в скитскую церковь Старцем Иеромонахом Макарием Ивановым в 1852 году.

2) Евангелие напрестольное Московской печати 1850 года, печатано на веленевой бумаге с цветными бордюрами, обложено тонким зеленым бархатом. Средник – Воскресение Христово и наугольники – Евангелисты сребропозлащенные. Пожертвовано в скитскую церковь бывшим послушником онаго скита, отставным Полковником Артиллерии Н.И. Голохвастовым в 1857 году.

3) Сосуды служебные позолоченные черневой работы, весом 4 Фунта 36 золотников. Пожертвованы в скитскую церковь от Иеромонаха Московского Данилова монастыря, а в последствии сего скита – Вассиана, в 1851 году.

Из напрестольных одежд с благоговением укажут вам сделанную из темно-фиолетового бархата, пожертвованного в 1842 году Высокопреосвященным Филаретом, Митрополитом Киевским и Галицким, во время последнего посещения им скита; одежда эта может служить образцом нашего швейного искусства, процветающего в девичьих монастырях: она вышита золотом и серебром в виде колосьев и виноградных кистей с бордюрами.

Из пелен к запрестольному образу Тихвинской Божией Матери лучшая, шитая по малиновому бархату золотом и серебром, есть дар Графини А.А. Орловой-Чесменской. Она же в 1846 году, на праздник Светлого Христова Воскресения, прислала в скитскую церковь напрестольный крест, украшенный золотом и каменьями.

Из риз лучшия: 1) Белого фрезета, по оплечью шитая золотом и серебром виноградными лозами с гроздами. Пожертвована от Курского Почетного Гражданина Н.В. Антимонова в 1859 году.

2) Коричневая, по серебряной земле золотные цветы; оплечье малинового бархата, по коему вышит златом и серебром образ Воскресения Христова. Оная риза сделана в Скитскую церковь из погребального покрова Козельской помещицы Е.И. Былим-Колосовской в 1847 году; а оплечье к оным ризам поусердствовал бывший Скитоначальник, а потом Настоятель Малоярославецкого монастыря, о. Игумен Антоний в 1851 году.

3) Риза темно-зеленого бархата, оплечье глазета золотного; оплечье и подольник обложены широким золотным газом, и кроме того золотными кружевами. Поступила в скитскую церковь от Действительной Тайной Советницы и Кавалерственной Дамы ордена св. Екатерины 2 степени Марьи Яковлевны Нарышкиной, урожденной Княжны Лобановой-Ростовской, в 1853 году.

Из воздухов лучшие: 1) малинового бархата; на нем крест, коймы и херувимы шиты золотом и серебром; поусердствован Московским купцом И.М. Михайловым, в 1846 году.

2) Пунцового бархата: крест и коймы шиты золотом и серебром; поусердствован от Курской купчихи Ф.И. Гнучевой, в 1837 году.

Архимандрит Леонид (Кавелин). «Историческое описание Скита во имя св. Иоанна Предтечи Господня, находящагося при Козельской Введенской Оптиной пустыни. Вид скита и обозрение скитской церкви. 1862 год». Орфография и пунктуация полностью сохранены; http://www.optina.ru/history/skete/history_skete_3/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.