Николо-Угрешский монастырь, по преданию, основал князь Дмитрий Иванович (Донской). В августе 1380 года он с войском шёл на битву с монголо-татарскими захватчиками во главе с ханом Мамаем и остановился тут на отдых. Ночью ему явилась икона Николая Чудотворца - она висела сама собой в воздухе над одиноко стоящей сосной. Князь помолился и икона сошла к нему в руки. Дмитрий Иванович, который, конечно, переживал за исход битвы с Мамаем, увидел в этом доброе знамение, оно как бы "согрело" его душу. "Сия вся угреша сердце мое!" - воскликнул он на старорусском наречии и на обратном пути, возвращаясь с победой, основал на сем месте монастырь. Вот такое предание. Верить в него не обязательно, но знать надо. В городе всё отталкивается от этой легенды, и даже памятник поставили Дмитрию Донскому - вроде как основателю города. Хотя князь, помнится, шёл на Куликово поле по другой дороге, не через то место, где вскоре вознесётся святая обитель. Но если отвлечься от чудесного явления иконы, то историки полагают вероятным, что ещё до 1380 года здесь стояла деревянная Никольская часовня, и Дмитрий Донской, возвращаясь с Куликовской битвы, приказал похоронить возле неё останки боярина Бренка. Дело в том, что перед началом сражения, Дмитрий Иванович поменялся доспехами с Михаилом Андреевичем Бренком. Боярин бился в княжеских доспехах и был убит, а самого князя Дмитрия потом отыскали в груде тел, помятого, но живого. Получается, боярин погиб вместо Дмитрия, и, распорядившись похоронить его возле Никольской часовни, князь вполне мог основать тут монастырь.
Что же касается названия Угрешский, то есть версия, что монастырь назван по речке Угреше, на берегу которой и был основан. А вот почему речка называется Угреша - это вопрос к балтским и даже угро-финским племенам, которые населяли эти земли до прихода славян и оставили нам такие гидронимы, как Угра, Угриня, Угричка и т. д. В пользу этой версии говорит тот факт, что в старинных документах монастырь часто именуется "Никола, что на Угреше", и через территорию монастыря в самом деле протекает речка Угреша. Сегодня она забрана в трубы, на ней устроены пруды, один в самом монастыре, другой выше - в городском парке. Предание об основании монастыря Дмитрием Донским было записано неизвестно кем и когда. Оно хранилось в монастыре и впервые было документально оформлено в 1781 году в рапотре игумена Варнавы в ответ на указ консистории предоставить данные по истории монастыря. Вспомним, что незадолго до этого Екатерина II провела секуляризацию монастырских земель, т. е. лишила монастыри значительной части их доходов. Многие обители были упразднены, а те, что остались, разделены на 3 класса. Монастырь мог рассчитывать на дотации от государства в зависимости от класса, а класс зависел от древности монастыря, ниличия святынь, связи с монаршими особами и т. п. Так что у игумена был повод упомянуть об этом предании, пусть и не очень достоверном. Ещё бы - сам Дмитрий Донской основал монастырь, да по какому поводу!
Старейшее документальное свидетельство относится к 1479 году, когда в Московском кремле сгорело подворье Николо-Угрешского монастыря. А ведь это был ещё белокаменый кремль Дмитрия Донского и не каждый монастырь имел в нём своё подворье. В Смутное время в монастыре отметились почти все яркие фигуры: в 1602 году здесь жил Григорий Отрепьев - будущий Лжедмитрий I; в 1610 году останавливался с войском Лжедмитрий II, побывала Марина Мнишек - жена обоих Лжедмитриев поочерёдно; в 1611 году под Угрешей соединились войска Прокопия Ляпунова и казаки Ивана Заруцкого - первое ополчение шедшее освобождать Москву от поляков; в 1614 году сюда впервые прибыл молодой царь Михаил Романов. В ХVII веке монастырь неоднократно использовался как место ссылки. В 1662 году здесь держали участников Медного бунта, в 1666 году в местной темнице томились староверы протопоп Аввакум, да суздальский поп Никита Пустосвят. И уж совсем удивительно: в 1665 году в монастырь был сослан под надзором пристава известный иконописец Симон Ушаков. Он пробыл тут больше года. Неизвестно - в чём состояла его провинность, то ли в гравюре "Семь смертных грехов", где он изобразил слишком обнажённую натуру, то ли случайно, в кругу друзей сочувственно отозвался о старообрядцах. Пребывание его, видимо, не было очень тяжёлым, т. к. настоятель конечно же воспользовался талантом лучшего "царева изографа". Вплоть до революции в монастыре хранились несколько икон работы Ушакова, причём одну из них, "Алексия Человека Божия", он написал именно в 1665 году. Царь Алексей Михайлович часто приезжал сюда на богомолье. 11 июля 1668 года он прибыл в сопровождении аж трёх патриархов: Московского Иоасафа, Антиохийского Макария и Александрийского Паисия. Владыки приезжали тогда в Москву для суда над патриархом Никоном и низложения его.
В конце ХVIII века монастырь пришёл в упадок, возрождение началось во 2-й пол. ХIХ столетия во многм благодаря Пимену - крепкому хозяйственнику, сначала казначею, а впоследствии игумену монастыря. В 1850 - 70-е годы монастырь на Угреше был значительно перестроен и превратился в одну из самых цветущих подмосковных обителей. Так, была выстроена так называемая Палестинская (Иерусалимская) стена, единственная в своём роде. Это западный участок монастырской стены, построенный в 1866 году по эскизам художника Ф. Г. Солнцева. Стена изображает древний город с башенками, теремами и храмами, причём изображает так, как это делалось на древних русских иконах. Стена первой встречает путешественников, въезжающих со стороны Люберец. В то время был выстроен огромный Спасо-Преображенский собор. Его начали возводить в 1880 году к 500-летию Куликовской битвы, достроили в 1894 году по проекту московского архитектора А. С. Каминского. Древняя сосна, над которой Дмитрию Донскому явилась икона, росла недалеко от алтарных апсид собора. Она засохла в конце ХIХ столетия. На её месте всё тот же Каминский в 1893 году возвёл водосвятную часовенку в псевдо-русском стиле. Некоторое время в часовне хранился спил этой сосны. Рядом с исполинским собором приютился небольшой Никольский храм, выстроенный предположительно в 1614 году к приезду Михаила Романова в обитель. В 1940-м году он был снесён, в 2005 году на его месте выстроен новый, стилизованный под древнерусский храм. Ещё один монастырский ориентир - это "Угрешская свеча" - стройная монастырская колокольня, 2 нижних яруса построены в 1753 году архитектором Жеребцовым, 2 средних в 1860 году и 2 верхних сделаны в 2003 году взамен разрушенных в советское время. До революции высота колокольни составляла 79 метров, сегодня - 83 метра.
Пять веков простоял монастырь, но город вокруг монастырских стен так и не вырос, несмотря на цветущее состояние обители. Напротив - начало городу было положено в 1920-е годы, когда монастырь был закрыт, в его стенах поселилась трудкоммуна ОГПУ. Ликвидация детской беспризорности, порождённой Гражданской войной, была поручена Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому. В 1923 году в стране количество беспризорных достигало 7 млн человек. По инициативе "железного Феликса" при ОГПУ были созданы трудовые коммуны по перевоспитанию трудных подростков. Так что город вполне заслуженно носит имя главного чекиста. В 1918 году в монастырь к монахам подселили детскую колонию Наркомфина. В 1924 году тут открылся т. н. Красный Детский городок, т. е. детдом на 950 детей. Монастырские храмы стали закрываться один за другим. Последний был закрыт в 1926 году.
В 1927 году было решено создать здесь трудкоммуну №2 ОГПУ (к тому времени уже существовала трудкоммуна №1 в Болшево). 750 подростков перевезли сюда из детской колонии, располагавшейся в Саввино-Сторожевском монастыре, к ним добавились 150 старших мальчиков из Детского городка. К началу 1928 года переезд был закончен. Под жильё заняли братские корпуса и благоустроенные монастырские гостинницы (они назывались Рим, Париж, Лондон). На территории монастыря заработала сапожная, столярная и слесарная мастерские, в Спасо-Преображенском соборе сделали межэтажные перекрытия, пробили в стенах прямоугольные окна. Помещений не хватало, использовали даже пространство подкупольных барабанов. В соборе одновременно размещались фабрика-кухня, столовая, спортзал; алтарь приспособили под котельную. Под руководством вольнонаёмных мастеров коммунары осваивали рабочие профессии, мастерские оснащались передовым по тому времени оборудованием.
Уже в 1928 году было выпущено продукции на 220 тыс. рублей. Первые 2-3 года в трудкоммуну попадали в основном беспризорники, позднее принимались и молодые заключённые до 25 лет. С каждым годом, коммунаров становилось всё больше и больше, в связи с чем возводились новые корпуса, бараки. К 1932 году в коммуне действовали уже 4 завода: Спартак (выпускал инкубаторы, которые шли на экспорт), фибролитовый, электро- и радиозаводы. Коммунары построили к посёлку автомобильную дорогу, проложили ж/д ветку от станции Панки, причём это строительство нашло отражение в первом советском звуковом фильме "Путёвка в жизнь" (1931, реж. Экк). Была выстроена фабрика музыкальных инструментов, клуб, стадион, учебный комбинат. За 11 лет существования трудкоммуны в ней было воспитано 4,5 тыс. беспризорников и малолетних нарушителей. В 1938 году посёлок коммунаров был проеобразован в рабочий посёлок Дзержинский, в нём проживало уже более 10 000 человек.
Реставрацией памятников архитектуры бывшего Николо-Угрешского монастыря пытались заняться в 1970-е годы, но дальше, чем установления строительных лесов, дело не пошло. В декабре 1990 года обезображенные и осквернённые строения бывшей обители были переданы РПЦ.
Из книги-путеводителя: Марцев П. А. Ближняя Рязанка. - Москва, 2010