Настоящая статья посвящена кижскому «небу» – утраченной в годы Великой Отечественной войны потолочной живописи церкви Преображения Господня Кижского погоста. Источниками являются сохранившиеся конструктивные элементы (тябла и замковое кольцо), имеющиеся черно-белые фотографии начала ХХ в. и фотофиксация икон «неба» финскими исследователями 1940-х гг. Имеются также архивные документы и опубликованный перевод книги Л. Петтерссона и П. Хяркёнена.
Наиболее раннее (1823 г.) описание «неба» имеется в путевых заметках Екимова, где сообщается о его размерах, количестве и составе икон. По имеющимся фотографиям можно определить расположение персон на клиньях «неба», двойное поновление икон в 1759 г. и в 1860-е гг. (подтверждаемые документально), а также выявить единство стиля и одновременность исполнения, сопоставляя по фотографиям изображения некоторых святых на «небесах» с имеющимися изображениями на иконостасных иконах.
Финские фотографии позволяют представить технико-технологическую характеристику икон. Они были выполнены из мощных тесаных досок, скрепленных врезными шпонками. Шпонки крупные, выступающие значительно над плоскостью щита. По фотографиям медальон составлен из 9 досок. Стыки досок хорошо читаются на изображении лицевой стороны. Шпонок – не менее 7, из них – 3 сквозные. Грани также из нескольких досок, среди которых есть очень широкие. Похоже, все сквозные. Верхняя шпонка дополнительно укреплена 7 гвоздями с крупными шляпками. Паволока наличествует. Левкас на фото виден, он, вероятно, меловой. Живописные слои – темпера.
Прежде всего, по фотографиям восстановим состав и расположение персонажей на кижском «небе». Живопись включала изображение Новозаветной Троицы (Сопрестолие) в центральном медальоне. Его окружали грани, на которых в три регистра были изображены: вверху серафимы и херувимы; в среднем ряду – ангелы; в нижнем регистре – праотцы.
В нижнем ярусе были изображения 32 святых. Изображения были парными. Их расположение на клиньях восстанавливается на основе фотографий, данных церковной описи 1867 г. и сведениями из таблицы Л. Петтерссона. Сравнение этих источников показало, что в документах имеются ошибки, а на фотографиях часть имен изображенных персон при поновлении искажена.
Открывали круговое предстояние прародители Адам и Авраам, замыкали праматери Ева и Сарра. Эти два клина были расположены в центре восточной части потолка – традиционно для заонежских «небес». Вправо от Адама и Авраама последовательно были изображены: Иаков и Исаак, Аарон и Иосиф, Лот и Мелхиседек, Анна и Иоаким, Арид и Вениамин, Иов и Сим, Симеон Богоприимец и невыявленный святой. Влево от Евы и Сары размещались изображения: Авеля и Сифа, Зоровавеля и Ионы, Ноя и Нафана, Рувима и Малахии, Иосифа Аримафейского и Мафусаила, Иисуса Навина и князя Владимира, Захария и Еноха. Непонятным осталось изображение праотца на иконе «Ангел, …и Симеон Богоприимец» – запись над первым персонажем по фотографии прочтению не поддается.
Из сопоставления изображения праотцев на известных заонежских часовенных «небесах» с фигурами святых на кижском «небе» следует вывод об определенной традиции состава прародителей при заказе потолочной росписи на ближайшей к Спасо-Кижскому приходу территории. Везде фиксируется присутствие Адама, Авраама, Иакова, Исаака, Иосифа, Авеля и ряда других святых.
В то же время кижское «небо» отличается от других заонежских «небес». Состав персон на данном «небе» представителен по числу фигур в нижнем регистре и необычен по включению в предстояние некоторых святых: праведного Иосифа Аримафейского, святого князя Владимира. Кроме этих двух персон, в «небесную» композицию были вписаны родители Богородицы: Анна и Иоаким. Они относятся к прародителям, но на «небесах» их изображения неизвестны. Фигура Симеона Богоприимца появляется на гранях во второй половине ХVIII в. на «небесах» волкостровской и усть-яндомской часовен, по составу святых наиболее близких к кижскому «небу».
Наибольшую близость по составу святых к 16-ти-клинному кижскому потолку имеют 12-ти-клинные волкостровские и усть-яндомские «небеса». Волкостровская живопись к тому же тематически близка кижскому. Медальон в обоих случаях представлен Троицей Новозаветной. Есть параллели и в плане оформления клиньев. В верхней части наблюдаем красных серафимов, а по периметру грани оформлены многослойными облаками (по терминологии – «высоко-кучевые»), близкими по форме и цветовому решению с кижскими.
Кучевые облака окаймляют грани икон «неба» корбинских, волкостровских, кижских, кондопожских, мелойгубских храмов. Многослойные облака видим и на деисусных иконах «Спас в силах» в кижских Преображенской и Покровской церквях, позднее они повторяются на медальоне «Христос Архиерей» «неба» в кондопожской Успенской церкви. Облака иной формы (в подножиях кижских праотцев) отражают поздний период так называемой живоподобной иконописи. Они явно положены поверх видимых – нижележащих, которые сродни облакам, написанным по краям граней. Примеры таких облаков можно наблюдать на гранях «небес» в часовнях Кенозерьяи Пудожья.
Нижележащий авторский слой облаков читается на некоторых иконах. Первоначальную форму облаков можно рассмотреть на грани «Ангел, праотцы Аарон и Иосиф», которая, на мой взгляд, находит подтверждение на иконостасных иконах, в частности в среднике иконы «Николай Чудотворец с житием». Боковые облака на гранях можно определить временем 1759 г., так как они близки краевым облакам на гранях волкостровских «небес» и в целом для икон, ведущих свое происхождение из мастерской «Кондопожский мастер». Верхний же слой («пузыри»), по всей видимости, можно отнести к следующему поновлению, выполненному в конце 1860-х гг.
Помимо облаков запись заметна на нимбах святых. У Захарии, князя Владимира, Мелхиседека и других святых нимбы в верхней части грубо перекрыты головными уборами – нечто среднее между православным и католическим изображением. На некоторых нимбах заметны также подтеки олифы. Форма головного убора у Симеона характерна для академической живописи, как и его облачение первосвященника. Подобного изображения нет на заонежских иконах «неба» конца ХVII – первой четв. ХVIII в. Даже на более поздних иконах волкостровской часовни у праотцев Иосифа и Вениамина их боярские шапки вписаны в нимбы. Соответственно и на иконостасных иконах из Преображенской церкви лики святых с различными головными уборами аккуратно вписаны в нимбы.
Приведем впечатления П. Хяркёнена о богатстве одежд на фигурах праотцев: «Роскошны одежды ангелов, особенно Мелхиседека, Вениамина и Захарии. Они одеты в дорогие парчевые одежды, пурпурные мантии обрамлены мехом горностая. Можно предположить, что такие одежды могли быть праздничной одеждой русских бояр». На гранях уже приводившихся заонежских «небес» ХVII–ХVIII вв., как и на иконах, одежды бояр и князей выглядят иначе. «Горностаевые» мантии – принадлежность царствующих особ – характерны для светского варианта иконописи. Возможно, это запись второй половины ХIХ в. Однако это чуждая для данной местности и времени живопись, даже в сравнении с иконостасным комплексом Преображенской церкви, где явно присутствуют новомодные иконописные тенденции.
Сложно провести искусствоведческий анализ при отсутствии икон. По фотографиям можно подтвердить высказывавшееся ранее предположение об одновременности создания икон «неба» и иконостасных икон, с последующими преобразованиями во второй половине ХVIII–ХIХ вв., не изменившими программу оформления внутреннего убранства кижского храма.
Изображения серафимов и херувимов типичны для заонежских икон «неба»: в центре головка с шеей, обрамленная шестью крыльями, из которых верхние и нижние перекрещены, а боковые направлены вниз. По форме, расположению крыльев, разработке перьев кижские шестикрыльцы ближе всего к виговским, более ранним по времени исполнения. Подобных шестикрыльцев видим на деисусных иконах «Спас в силах» из иконостасов обеих кижских церквей. Шестикрыльцы на фотографиях выглядят без записи, а надписи над ними как поновления.
Несмотря на то, что большинство надписей переписано небрежно и неаккуратно, отдельные фрагменты подлинных текстов демонстрируют их родство с текстами на свитках пророческих иконостасных икон. Например, на свитке Симеона Богоприимца сохранился фрагмент текста, выполненный таким же красивым каллиграфическим почерком.
Напомним, что вследствие огромных размеров иконы «неба» фотографировали в виде двух частей. На первом фото представлены изображения шестикрыльца и ангела, на втором фото зафиксированы святые. Изображения ангелов получились менее искаженными в пропорциональном отношении в сравнении с праотцами. Фигуры ангелов написаны с элементами объемной трактовки, у некоторых с избыточной пластикой форм, диктующих их подвижность, готовность к служению. Изображения ангелов по плотности соотносятся с изображениями на иконах из иконостаса. Одежды также состоят из богато декорированных каменьями и жемчугами лоратных одеяний. У большинства ангелов гиматии накинуты на плечи однообразно – завязаны спереди узлом. Ближе к иконостасным фигурам построение форм и объемов, через формирование складок у тех ангелов, где на одежде отсутствуют крупные, «накладные» цветы. Узор на лорах двухсторонний. На лицевой стороне – жемчужный, на отворотах травный узор, характерный для орнаментов более древних. Повторяется форма и рисунок обуви у всех ангелов. Расположение крыльев сходно, но они более узкие и напоминают крылья корбинских и кенозерских ангелов. Лики ангелов производят впечатление подлинных. Более того, лики некоторых ангелов на гранях имеют типическое сходство с ликами на преображенских иконостасных иконах. То же можно сказать и про характерную форму кистей рук.
В целом изображения в двух верхних регистрах (шестикрыльцы и ангелы) исполнены в русле традиционной иконописи и вписываются в рамки местной потолочной живописи. Сложнее определиться с третьим регистром, на котором были изображения праотцев, пророков и святых. По всей видимости, эта часть граней подверглась наибольшим поновлениям и как следствие – искажениям.
Одеяния некоторых персонажей в третьем регистре по ряду важных иконографических признаков не совпадают с изображениями на иконостасных иконах, являясь, вероятно, следствием записей. В то же время очевидно сходство и буквальное повторение некоторых изображений праотцев и иконостасных святых, которое объяснимо письмом одного и того же мастера, или копированием. Очень близки изящные фигуры апостола Фомы и праотца Еноха. Одна и та же манера исполнения фигур у апостолов Варфоломея и Иуды с праотцем Симеоном Богоприимцем. Однозначна форма складок на плечах пророка Аввакума и праотца Сима (особенно впечатляет его зеркальное отражение). Изобилие аналогичных струящихся, как круглящихся, так и криволинейных очертаний складок представлено и на гранях, и на иконах иконостасов Преображенской и Покровской церквей.
Тыльная сторона иконных щитов «неба» – тесаные доски, врезные шпонки, как и на иконостасных иконах – дополнительный признак их изготовления по одной технологии.
Еще одним косвенным доказательством одновременности создания храмового убранства служит замечание финских исследователей, изымавших из конструкции потолочные иконы: «Примечательно, что некоторые иконы неба настолько большие по своим размерам, что не поместятся в дверь, ведущую на улицу. Такое обстоятельство указывает на то, что они были установлены на свои места до окончания основных строительных работ».
Очень важным является также следующий текст из книги: «Фигуры ангелов и фигуры, изображенные в нижних частях секторальных икон, написаны таким образом, что они обращены к западу, к входу в церковь, образуя шествие, напоминающее деисусный ряд иконостаса. Шествие с двух сторон приближается к центральному изображению, Святой Троице. Во всем прослеживается такая же строгая последовательность, как в иконостасе. Все здесь хорошо продумано и заранее спланировано».
Финские исследователи заметили продуманную систему шествия святых и ангелов, характерную для программного изображения композиции «Сослужение Творцу». Такие композиционные схемы характерны для потолочной живописи ХVII–ХVIII вв. в Заонежье. Наблюдения финских ученых подтверждают доказательства одновременности создания живописного храмового убранства одной и той же иконописной артелью.
Источник: Рябининские чтения – 2019: Материалы VIII конференции по изучению и актуализации традиционной культуры Русского Севера // Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019.
По материалам статьи: Фролова Г.И. (г.Петрозаводск) «Потолочная живопись и иконостасный комплекс церкви Преображения Господня Спасо-Кижского погоста как единовременное иконописное убранство храма» на сайте музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru
https://kizhi.karelia.ru/library/ryabininskie-chteniya-2019/2032.html