Говорят, церковь разбирают сейчас на кирпич, чтобы построить новую. А по другим данным – просто разбирают. Во всяком случае, от старой церкви к настоящему времени осталось не так много. Более того – даже посвящение забылось!
Согласно большинству солидных информационных ресурсов, например, «Народному каталогу православной архитектуры» (Соборы.ру), храм упоминается как освященный в честь свт. Стефана, епископа Пермского, крестителя народа пермяков, современника прп. Сергия Радонежского. А вот согласно сайту «Храмы России», посвящение все же другое – первомученику архидиакону Стефану, жившему в I в., первому христианину, пострадавшему за веру. Между двумя святыми – интервал времени более 1300 лет.
Кому же из них посвящена церковь из Налескино? Ответ дает «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии». Его 5 выпуск (1898 г.) содержит следующее упоминание о Стефановском: «В 1792–1805 гг. построен на погосте существующий ныне каменный храм. Главный престол был освящен во имя св. архидиакона Стефана, придел во имя св. Николая Чудотворца». Ни о какой другой Стефановской церкви в Налескино данных нет. Кстати, и место это называлось издревле Архидиаконским погостом. Именно таков был церковный чин первомученика Стефана – и, конечно, свт. Стефан Пермский, епископ, никак не может быть «архидиаконом», ведь диакон – низший чин священнослужения, тогда как сан епископа, который имел свт. Стефан относится к высшей степени священнической иерархии.
Итак, посвящение главного престола – архидиакону Стефану, а не епископу, тезоименитому ему. Кто и когда смешал двух очень разных святых и приписал храму посвящение пермскому святителю, неизвестно.
Считается, что деревянная церковь архидиакона Стефана существовала по крайней мере с начала XVII в. Документы впервые упоминают о нем под 1628 г. Тогда Налескино было частовладельческим селом, принадлежало именитому боярину Федору Мстиславскому и его супруге Ирине. Впоследствии село еще не раз сменило владельцев, оставаясь при этом довольно большим, до нескольких сотен жителей. Вероятно, именно поэтому село уже к середине XVIII в. имело две церкви, среди которых, однако, Стефановской нет.
Документы упоминают лишь о Казанской церкви с приделом в честь арх. Стефана (можно предположить, что храм XVII в. был разобран, а в честь святого, которому он был посвящен, появился придел в новом) и о другой, свт. Николая Мирликийского. Судьбы храмов оказались непростыми: в 1719 г. погибла от пожара Казанская, службы стали править в Никольской, тоже деревянной и к тому же очень ветхой; в 1742 г. возвели отдельную деревянную церковь архидиакона Стефана; но в 1754 г. оба здания, новое и старое, сгорели «от молненного запаления» во время грозы. Тогда же жители, не желавшие быть без церковной службы, вновь отстроили Казанскую с приделом св. архидиакона. Но позже придел переосвятили в честь любимого русскими крестьянами прор. Илии.
Одновременно с этим шло строительство каменной церкви. Временем его начала считают 1792 г., а годом завершения строительства – 1805. Об этом-то храме и упоминает «Историко-статистическое описание», цитированное выше. О строителе здания данных не сохранилось.
На основании архивных источников современные специалисты считают, что Стефановская сочетала элементы барокко (особенно любимого зодчими XVIII в.) и классицизма, получившего распространение в начале XIX в.: так, стилем барокко (может быть, с элементами традиционного русского зодчества) была выполнена основная часть церкви: здесь на фасаде можно было увидеть так называемые «кокошники», навершия, похожие на традиционный русский женский головной убор; а вот классическим стилем, с минимальным количеством декора, строгими пропорциями была построена колокольня; скорее всего, ее могли пристроить даже после 1805 г., когда церковь уже действовала. Известно также, что она имела 5 главок, вероятно, «луковичной» формы. Придел свт. Николая находился в так называемой трапезной части, соединявшей основную часть с колокольней.Изнутри церковь имела росписи.
Убедиться, справедливы ли эти предположения архитекторов и историков, сейчас решительно невозможно: сейчас остался собственно «четверик», где был главный престол, трапезная, колокольня полностью уничтожены. С трудом, но еще просматриваются «кокошники» на фасаде. Нет и возможности определить, какими были апсиды алтаря, потому что и они тоже уничтожены. Согласно «Историко-статистическому описанию», к концу XIX в. здесь была Казанская икона Богородицы «древнего письма».
Приход, по данным на конец XIX в., считался довольно большим: 16 деревень (ближайшей было Налескино, всего полверсты, все прочие находились на расстоянии от 2 до 5 верст). Количество верующих превышало 2000. Именно поэтому «штат» здешний был по сельским меркам довольно большим, включал двух иереев, двух псаломщиков и диакона. К концу XIX в. приход считался довольно зажиточным: причт имел свои дома, построенные на церковной земле, получал доходы как от исправления треб, так и от капиталов, которые жертвовали благотворители. Все это позволило не только достойно содержать церковь, которая была «снабжена довольно богато» «утварью, ризницей и церковными книгами», но также открыть приходскую школу для крестьян. На 1897 г. здесь обучались более 50 детей.
Считается, что до 1930-х гг. здесь еще продолжались церковные службы. Затем церковь была закрыта, и, видимо, тогда же местные жители начали разбирать ее на кирпичи. По данным начало 1960-х храм, стоящий на отдалении от села, где был колхоз, не использовался, как многие, для хозяйственных нужд, был заброшен. К 1961 г. его «планировали под снос».
К сожалению, никаких планов на восстановление храма на сегодняшний день нет, хотя рядом стоящую Казанскую деревянную церковь, которая окончательно была растащена местным жителями, с 2008 г. все же начали восстанавливать (на сегодняшний день она действует). Тогда же появилось мнение, что на ее цоколь берется кирпич со Стефановской. Однако, по другим данным, этот бывший в употреблении кирпич к разрушающемуся Стефановскому отношения не имеет. Впрочем, по данным на 2011 г., часть стен была кем-то очищена от деревьев и кустарника – но побывавшие здесь свидетельствовали, что «колеи к церкви нет, значит никакого движения стройматериалов не может быть в принципе». Остается предположить, что разбирать здание продолжали частным образом. Например, к 2012 г. окончательно выломали двойные кованые решетки.
Последние фото, размещенные в Сети, относятся к октябрю 2020 г. На них видно, что стены все еще стоят, на кровле растут деревья. Существует ли сейчас бывший храм, даже посвящение которого забыто многими, или окончательно разобран на кирпичи, неизвестно. Так на глазах теряется память о большом селе, дружном приходе, и, вероятно, красивом некогда храме, в котором теперь уже с трудом можно узнать место, где совершались богослужения.
Источник: статья Натальи Сазоновой «Руины церкви Стефана Пермского в Налескино» на сайте православной онлайн энциклопедии https://pravoslavie.wiki/
Церковь Стефана Пермского в Налескино: Архидиаконский погост
Комментарии и обсуждение
На октябрь 2011 периметр с севера и востока почищен от зарослей. Колеи к церкви нет, значит никакого движения стройматериалов не может быть в принципе, а по мелочи всё, что могли, уже вынесли.
Согласно предоставленным в 1962 г. Владимирским облисполкомом в Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР сведениям, по данным на 1 января 1961 г. церковь не использовалась под какие-либо нужды, планировалась под снос [ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 330. Л. 93].