ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Налескино. Церковь Стефана архидиакона.

Стефаниевская церковь


Налескино. Церковь Стефана архидиакона
Церковь. Не действует.  
Престолы:Стефана архидиакона, Николая Чудотворца
Год постройки:Между 1792 и 1805.
Адрес:
Владимирская область, Вязниковский район, с. Налескино

Координаты: 56.323035, 41.965627
Проезд:Западный выезд из райцентра Вязники, на посту ГАИ поворот на север, 11 км асфальтированной дороги в сторону пос. Мстёра, левый поворот с указателем "Налескино"



Сортировка:

Церковь Стефана архидиакона, , Налескино, Вязниковский район, Владимирская область
Василий Коробов
14 августа 2011
Церковь Стефана архидиакона, северный фасад.основной объём.<br>, Налескино, Вязниковский район, Владимирская область
северный фасад.основной объём.
chirokov
13 сентября 2010
Церковь Стефана архидиакона, северо-восточный фасад<br>, Налескино, Вязниковский район, Владимирская область
северо-восточный фасад
chirokov
13 сентября 2010
Церковь Стефана архидиакона, Западный фасад четверика со следами примыкания кровли трапезной<br>, Налескино, Вязниковский район, Владимирская область
Западный фасад четверика со следами примыкания кровли трапезной
Олег Щёлоков
29 апреля 2006
Церковь Стефана архидиакона, Северный фасад<br>, Налескино, Вязниковский район, Владимирская область
Северный фасад
Олег Щёлоков
29 апреля 2006
Церковь Стефана архидиакона, Общий вид руин церкви с юго-запада<br>, Налескино, Вязниковский район, Владимирская область
Общий вид руин церкви с юго-запада
Олег Щёлоков
29 апреля 2006
Церковь Стефана архидиакона, северный фасад.наличник дверного проёма.<br>, Налескино, Вязниковский район, Владимирская область
северный фасад.наличник дверного проёма.
chirokov
13 сентября 2010
Церковь Стефана архидиакона, Двойные крещатые кованые решётки довольно редко встречаются в храмах. Тем не менее удвоенное количество железа не спасло ни от проникновения, ни от последующего разграбления, вандализма и неуклонного руинированя церкви.<br>, Налескино, Вязниковский район, Владимирская область
Двойные крещатые кованые решётки довольно редко встречаются в храмах. Тем не менее удвоенное количество железа не спасло ни от проникновения, ни от последующего разграбления, вандализма и неуклонного руинированя церкви.
Олег Щёлоков
29 апреля 2006
Церковь Стефана архидиакона, остатки росписи храма .<br>, Налескино, Вязниковский район, Владимирская область
остатки росписи храма .
chirokov
13 сентября 2010
Церковь Стефана архидиакона, Западная стена основного объема, в той части, которая когда-то была приделом Николая Чудотворца<br>, Налескино, Вязниковский район, Владимирская область
Западная стена основного объема, в той части, которая когда-то была приделом Николая Чудотворца
Олег Щёлоков
29 апреля 2006
Церковь Стефана архидиакона, Фрагмент восточного фасада основного объема в месте примыкания несохранившегося свода апсиды<br>, Налескино, Вязниковский район, Владимирская область
Фрагмент восточного фасада основного объема в месте примыкания несохранившегося свода апсиды
Олег Щёлоков
29 апреля 2006
Церковь Стефана архидиакона, Купол основного объема в интерьере<br>, Налескино, Вязниковский район, Владимирская область
Купол основного объема в интерьере
Олег Щёлоков
29 апреля 2006
Церковь Стефана архидиакона, Интерьер основного объема, северо восточный угол с примыканием апсиды, в настоящее время руинированной<br>, Налескино, Вязниковский район, Владимирская область
Интерьер основного объема, северо восточный угол с примыканием апсиды, в настоящее время руинированной
Олег Щёлоков
29 апреля 2006
Церковь Стефана архидиакона, Северная стена апсиды в руинах, вид со стороны интерьера<br>, Налескино, Вязниковский район, Владимирская область
Северная стена апсиды в руинах, вид со стороны интерьера
Олег Щёлоков
29 апреля 2006
Церковь Стефана архидиакона, Интерьер основного объема, общий вид на запад<br>, Налескино, Вязниковский район, Владимирская область
Интерьер основного объема, общий вид на запад
Олег Щёлоков
29 апреля 2006
Церковь Стефана архидиакона, Южная стена основного объема в интерьере<br>, Налескино, Вязниковский район, Владимирская область
Южная стена основного объема в интерьере
Олег Щёлоков
29 апреля 2005
Церковь Стефана архидиакона, холм из битого кирпича на месте колокольни .<br>, Налескино, Вязниковский район, Владимирская область
холм из битого кирпича на месте колокольни .
chirokov
13 сентября 2010
Церковь Стефана архидиакона, Фото взято со страницы Мстерской женской обители Иоанна Милостивого<br>, Налескино, Вязниковский район, Владимирская область
Фото взято со страницы Мстерской женской обители Иоанна Милостивого
Бойко Наталья
1900



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Олег Щёлоков
 
Олег Щёлоков 15 мая 2006

Небольшой кубоватый двухярусный основной объем - единственное, что сохранилось от каменной Стефаниевской церкви в с. Налескино. Находясь неподалёку от деревянной церкви, она разделила их общую участь превратиться в руины. Между тем на фото https://sobory.ru/photo/index.html?photo=15949 ещё хорошо виден относительно свежий лаз сквозь двойные крещатые кованые решётки окна с целью проникновения вовнутрь храма. Следовательно, не так уж и давно, по крайней мере до начала 1970-х годов он был целым. Логично предположить, что искусственное руинирование (уничтожение) церковных бесхозных объектов путём растаскивания стройматериала на хознужды стало закономерностью в истории обоих храмов, каменного Стефана Пермского и деревянного Казанской иконы Божией Матери, в Налескино.  Трапезная, судя по кладке и кровле, имела ассимметричную в плане форму, что наводит на предположения о существовании южного придела, возможно с отдельным престолом. Форму апсиды по существующим остаткам определить невозможно. Храм был изнутри оштукатурен и расписан.

Ред. 2012:

В 5 томе Добронравова находим прямое указание, что Стефаниевская церковь Архидиаконского погоста имела придел Николая Чудотворца. Кованые решетки выломаны окончательно. 


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 4 сентября 2025

Говорят, церковь разбирают сейчас на кирпич, чтобы построить новую. А по другим данным – просто разбирают. Во всяком случае, от старой церкви к настоящему времени осталось не так много. Более того – даже посвящение забылось!

Согласно большинству солидных информационных ресурсов, например, «Народному каталогу православной архитектуры» (Соборы.ру), храм упоминается как освященный в честь свт. Стефана, епископа Пермского, крестителя народа пермяков, современника прп. Сергия Радонежского. А вот согласно сайту «Храмы России», посвящение все же другое – первомученику архидиакону Стефану, жившему в I в., первому христианину, пострадавшему за веру. Между двумя святыми – интервал времени более 1300 лет.

Кому же из них посвящена церковь из Налескино? Ответ дает «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии». Его 5 выпуск (1898 г.) содержит следующее упоминание о Стефановском: «В 1792–1805 гг. построен на погосте существующий ныне каменный храм. Главный престол был освящен во имя св. архидиакона Стефана, придел во имя св. Николая Чудотворца». Ни о какой другой Стефановской церкви в Налескино данных нет. Кстати, и место это называлось издревле Архидиаконским погостом. Именно таков был церковный чин первомученика Стефана – и, конечно, свт. Стефан Пермский, епископ, никак не может быть «архидиаконом», ведь диакон – низший чин священнослужения, тогда как сан епископа, который имел свт. Стефан относится к высшей степени священнической иерархии.

Итак, посвящение главного престола – архидиакону Стефану, а не епископу, тезоименитому ему. Кто и когда смешал двух очень разных святых и приписал храму посвящение пермскому святителю, неизвестно.

Считается, что деревянная церковь архидиакона Стефана существовала по крайней мере с начала XVII в. Документы впервые упоминают о нем под 1628 г. Тогда Налескино было частовладельческим селом, принадлежало именитому боярину Федору Мстиславскому и его супруге Ирине. Впоследствии село еще не раз сменило владельцев, оставаясь при этом довольно большим, до нескольких сотен жителей. Вероятно, именно поэтому село уже к середине XVIII в. имело две церкви, среди которых, однако, Стефановской нет.

Документы упоминают лишь о Казанской церкви с приделом в честь арх. Стефана (можно предположить, что храм XVII в. был разобран, а в честь святого, которому он был посвящен, появился придел в новом) и о другой, свт. Николая Мирликийского. Судьбы храмов оказались непростыми: в 1719 г. погибла от пожара Казанская, службы стали править в Никольской, тоже деревянной и к тому же очень ветхой; в 1742 г. возвели отдельную деревянную церковь архидиакона Стефана; но в 1754 г. оба здания, новое и старое, сгорели «от молненного запаления» во время грозы. Тогда же жители, не желавшие быть без церковной службы, вновь отстроили Казанскую с приделом св. архидиакона. Но позже придел переосвятили в честь любимого русскими крестьянами прор. Илии.

Одновременно с этим шло строительство каменной церкви. Временем его начала считают 1792 г., а годом завершения строительства – 1805. Об этом-то храме и упоминает «Историко-статистическое описание», цитированное выше. О строителе здания данных не сохранилось.

На основании архивных источников современные специалисты считают, что Стефановская сочетала элементы барокко (особенно любимого зодчими XVIII в.) и классицизма, получившего распространение в начале XIX в.: так, стилем барокко (может быть, с элементами традиционного русского зодчества) была выполнена основная часть церкви: здесь на фасаде можно было увидеть так называемые «кокошники», навершия, похожие на традиционный русский женский головной убор; а вот классическим стилем, с минимальным количеством декора, строгими пропорциями была построена колокольня; скорее всего, ее могли пристроить даже после 1805 г., когда церковь уже действовала. Известно также, что она имела 5 главок, вероятно, «луковичной» формы. Придел свт. Николая находился в так называемой трапезной части, соединявшей основную часть с колокольней.Изнутри церковь имела росписи.

Убедиться, справедливы ли эти предположения архитекторов и историков, сейчас решительно невозможно: сейчас остался собственно «четверик», где был главный престол, трапезная, колокольня полностью уничтожены. С трудом, но еще просматриваются «кокошники» на фасаде. Нет и возможности определить, какими были апсиды алтаря, потому что и они тоже уничтожены. Согласно «Историко-статистическому описанию», к концу XIX в. здесь была Казанская икона Богородицы «древнего письма».

Приход, по данным на конец XIX в., считался довольно большим: 16 деревень (ближайшей было Налескино, всего полверсты, все прочие находились на расстоянии от 2 до 5 верст). Количество верующих превышало 2000. Именно поэтому «штат» здешний был по сельским меркам довольно большим, включал двух иереев, двух псаломщиков и диакона. К концу XIX в. приход считался довольно зажиточным: причт имел свои дома, построенные на церковной земле, получал доходы как от исправления треб, так и от капиталов, которые жертвовали благотворители. Все это позволило не только достойно содержать церковь, которая была «снабжена довольно богато» «утварью, ризницей и церковными книгами», но также открыть приходскую школу для крестьян. На 1897 г. здесь обучались более 50 детей.

Считается, что до 1930-х гг. здесь еще продолжались церковные службы. Затем церковь была закрыта, и, видимо, тогда же местные жители начали разбирать ее на кирпичи. По данным начало 1960-х храм, стоящий на отдалении от села, где был колхоз, не использовался, как многие, для хозяйственных нужд, был заброшен. К 1961 г. его «планировали под снос».

К сожалению, никаких планов на восстановление храма на сегодняшний день нет, хотя рядом стоящую Казанскую деревянную церковь, которая окончательно была растащена местным жителями, с 2008 г. все же начали восстанавливать (на сегодняшний день она действует). Тогда же появилось мнение, что на ее цоколь берется кирпич со Стефановской. Однако, по другим данным, этот бывший в употреблении кирпич к разрушающемуся Стефановскому отношения не имеет. Впрочем, по данным на 2011 г., часть стен была кем-то очищена от деревьев и кустарника – но побывавшие здесь свидетельствовали, что «колеи к церкви нет, значит никакого движения стройматериалов не может быть в принципе». Остается предположить, что разбирать здание продолжали частным образом. Например, к 2012 г. окончательно выломали двойные кованые решетки.

Последние фото, размещенные в Сети, относятся к октябрю 2020 г. На них видно, что стены все еще стоят, на кровле растут деревья. Существует ли сейчас бывший храм, даже посвящение которого забыто многими, или окончательно разобран на кирпичи, неизвестно. Так на глазах теряется память о большом селе, дружном приходе, и, вероятно, красивом некогда храме, в котором теперь уже с трудом можно узнать место, где совершались богослужения.

Источник: статья Натальи Сазоновой «Руины церкви Стефана Пермского в Налескино» на сайте православной онлайн энциклопедии https://pravoslavie.wiki/

Церковь Стефана Пермского в Налескино: Архидиаконский погост



Комментарии и обсуждение


В данный момент храм разбирается на кирпич для строительства нового, который будет находиться на месте деревянной ц. Казанской иконы Божией Матери в Налескино.
17 августа 2011, Василий Коробов .

Церковь в виде сохранившегося четверика основного объема стоит на своем месте, никто её на кирпич для строительства Казанской церкви не разбирал. Все утраты характерны для советского вандального периода существования храма. Кроме кованых решеток. Над ними потрудились свежие силы сатанистов.
На октябрь 2011 периметр с севера и востока почищен от зарослей. Колеи к церкви нет, значит никакого движения стройматериалов не может быть в принципе, а по мелочи всё, что могли, уже вынесли.
9 октября 2011, Олег Щёлоков .

Согласно предоставленным в 1962 г. Владимирским облисполкомом в Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР сведениям, по данным на 1 января 1961 г. церковь не использовалась под какие-либо нужды, планировалась под снос [ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 330. Л. 93].

3 апреля 2013, Андрей Ершов .


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.