Заречный приход
По писцовой книге 1676 года говорится, что «под Пучецкою слободкою, на выгонной земле, на реке на Волге и на берегу реки Пушавки монастырь Пушавинская пустынь. Церковь деревянная Воскресения Христова, а в приделе Тихона Амафунского чудотворца, а другая церковь деревянная Пречистые Богородицы Казанские. Обе церкви рублены с трапезами на четыре угла, главы круглые, а на другой крест на ряжах (небольшом срубе — О.К.) поставлен. Колокольня рубленная».
Время основания монастыря неизвестно, но известно, что в 1645 г. монастырь уже существовал. До 1932 г. в церкви бывшего монастыря имелось Евангелие, напечатанное при царе Михаиле Федоровиче и патриархе Иоасафе, со следующей надписью: «В лето 7153 (1645 г.) марта в 30 день по обещанию приложил сию книгу, глаголемую Евангелие к церкви Пресвятые Богородицы Казанские Пушавинского монастыря черный старец Симеон, от того Пушавинского монастыря, при старце черном попе Антонии, да при старце Валааме, да при старце Корнилии, да при старце Андрее, да при старце Агафнике. Сея книгу глаголемою Евангелие никому из дому Пречистые Богородицы Казанские не имать, и не пропить и не заложить, а кто буде ж сию книгу вынесет из дому братской Богородицы, или пропьет, или заложит и тот да будет анафема; а за сей приклад поминать родители его старца Симеона, а по смерти ево — старца Симеона, а при животе его поминать за здравие; а подписал сию книгу, глаголемою Евангелие, по его, старца Симеона велению Пучецкою слободки посадский человек Флорко Макарков сын Иконник, а не по своему изволению».
Вместо деревянной церкви Воскресения Христова в 1717 году тщанием Иова, Митрополита Новгородского, построен каменный холодный Воскресный храм с приделами преподобного Тихона Амафунского и преподобного Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев. Церковь сначала была при одной главе, крыта тёсом.
По завещанию Иова, умершего в патриаршем чине, в Пушавинский монастырь было прислано много ценной церковной утвари, в том числе плащаница, шитая золотом и шелками ещё в 1441 году. В 1929 году она была изъята и сейчас экспонируется в Оружейной палате Московского Кремля. В 1734 г. вместо деревянной церкви Казанской Божьей Матери построена каменная теплая церковь Рождества Богородицы с приделом архангела Михаила.
В 1765 году монастырь был упразднен, и церкви стали центром Заречного прихода. Каменная колокольня блыла построена в 1802 году. Именно в келье церкви Воскресения Иисуса Христа с 1789 по 1839 год проживала таинственная инокиня Аркадия, которая называла себя Варварой Мироновной Назарьевой, там же с правой стороны от церкви она и была захоронена.
В 1934 г., в июле, с колокольни были сняты и разбиты колокола. 25 сентября 1934 г. церковь и колокольня были переданы Горсовету, а в 1935 г. начали разбирать колокольню. В церкви Воскресения Христова был устроен склад заготзерна, в церкви Рождества Богородицы — хлебозавод.
Все здания церквей и колокольни были полностью разобраны (за исключением здания церкви Успения Пресвятой Богородицы Нагорного прихода) в 1954-56 годах в связи с переносом Пучежа.
Поскольку здание бывшей церкви Воскресения Христова представляло собой значительную ценность как памятник архитектуры, часть фресок из нее была снята вместе со штукатуркой и перевезена в Москву, в Академию художеств. Портал церкви и часть стены восьмерика перевезены в Донской монастырь столицы.
Здание бывшей церкви Успения Пресвятой Богородицы, предназначавшееся, согласно решению райисполкома, под Пучежский краеведческий музей, было вскоре продано райисполкомом одному из колхозов и разобрано на кирпич.
Киселев, Олег Михайлович «Очерки истории старого Пучежа» (фрагменты из книги), https://life.kostromka.ru/gorod-puchezh-21594/?ysclid=mhosqi12u1955968466
Комментарии и обсуждение