ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Пучеж. Церковь Воскресения Христова.

Церковь Воскресения на Пушавке


Пучеж. Церковь Воскресения Христова
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Воскресения Христова
Год постройки:1717.
Год утраты:приблизительно 1952 (снесена накануне заполнения Горьковского водохранилища)
Адрес:
Россия, Ивановская область, Пучежский район, г. Пучеж, акватория Горьковского водохранилища

Координаты: 56.97988, 43.18887



Церковь Воскресения Христова, С. М. Прокудин-Горский. Посад Пучеж. Общий вид Заречной церкви. 1910 год.(Воскресенская (Заречная) церковь более известна под именем "Воскресения на Пушавке". ) фото с сайта http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=2313 <br>, Пучеж, Пучежский район, Ивановская область
С. М. Прокудин-Горский. Посад Пучеж. Общий вид Заречной церкви. 1910 год.(Воскресенская (Заречная) церковь более известна под именем "Воскресения на Пушавке". ) фото с сайта http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=2313
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 июля 1910
Церковь Воскресения Христова, С. М. Прокудин-Горский. Могила [инокини Аркадии] в ограде Заречной церкви. Посад Пучеж. 1910 год.(Церковь более известна под именем Воскресения на Пушавке. ) Надпись на саркофаге:  "Под сим камнем покоится прах рабы Божией инокини Аркадии скончавшейся 1839-го года генваря 22 дня."  с сайта http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=2315 <br>, Пучеж, Пучежский район, Ивановская область
С. М. Прокудин-Горский. Могила [инокини Аркадии] в ограде Заречной церкви. Посад Пучеж. 1910 год.(Церковь более известна под именем Воскресения на Пушавке. ) Надпись на саркофаге: "Под сим камнем покоится прах рабы Божией инокини Аркадии скончавшейся 1839-го года генваря 22 дня." с сайта http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=2315
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 июля 1910
Церковь Воскресения Христова, Воскресенская церковь. Фото начала XX в с сайта http://www.old-churches.ru/ur_070.htm<br>, Пучеж, Пучежский район, Ивановская область
Воскресенская церковь. Фото начала XX в с сайта http://www.old-churches.ru/ur_070.htm
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 июля 1905
Церковь Воскресения Христова, Иконостас Воскресенской церкви. Фото начала XX в. с сайта http://www.old-churches.ru/ur_070.htm<br>, Пучеж, Пучежский район, Ивановская область
Иконостас Воскресенской церкви. Фото начала XX в. с сайта http://www.old-churches.ru/ur_070.htm
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 июля 1905
Церковь Воскресения Христова, (Воскресенская, что на Пушавке, летняя). (год не установлен)<br>, Пучеж, Пучежский район, Ивановская область
(Воскресенская, что на Пушавке, летняя). (год не установлен)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 июля 1905
Церковь Воскресения Христова, Ограда и келья в башне ограды Воскресенской церкви. Фото начала XX в с сайта http://www.old-churches.ru/ur_070.htm<br>, Пучеж, Пучежский район, Ивановская область
Ограда и келья в башне ограды Воскресенской церкви. Фото начала XX в с сайта http://www.old-churches.ru/ur_070.htm
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 июля 1905
Церковь Воскресения Христова, Фото 1906-1908 годов из фондов Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Автор В.Н. Кларк<br>, Пучеж, Пучежский район, Ивановская область
Фото 1906-1908 годов из фондов Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Автор В.Н. Кларк
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Церковь Воскресения Христова, Один из наличников Воскресенской церкви (вероятно, обрамлявший окно трапезной), снятый в нач. 1950-х гг. перед сносом и размещённый на стене частично разрушенной колокольни Богоявленской церкви в Юрьевце с западной стороны<br>, Пучеж, Пучежский район, Ивановская область
Один из наличников Воскресенской церкви (вероятно, обрамлявший окно трапезной), снятый в нач. 1950-х гг. перед сносом и размещённый на стене частично разрушенной колокольни Богоявленской церкви в Юрьевце с западной стороны
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
10 ноября 2018



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  12 мая 2015

Монастыри, церкви, храмы России прошли тернистый исторический путь от деревянных маленьких церквушек до величественных каменных зданий, нередко стены монастырей становились крепостью, использовались как укрытия от вражеских нападений. Это можно сказать и о церквях старого города Пучежа — посада Пучежа, так назывался он раньше. Всего в городе Пучеже и Пучежском районе насчитывалось 31 церковь, из них 7 церквей находились на левом берегу реки Волга. В городе было 6 церквей, считая зимние и летние храмы.

В первые годы советской власти активно работали все 6 церквей. В середине XX века Пучеж постигла судьба многих волжских городов: в 1957 году практически вся его историческая часть (5 храмов, гражданские здания, 584 жилых дома) была затоплена при создании Горьковского водохранилища (площадь города уменьшилась с 211 км² до 98).

Церковь Воскресения на Пушавке — незаурядное произведение церковной архитектуры, исполненное в формах нарышкинского барокко, отмечалось объемной композицией: храм типа восьмирик на четверике был увенчан пятиглавием. Столь оригинален был и фасадный декор, включавший наряду с элементами, характерными для этого стиля, своеобразные детали, наиболее яркими из которых были широкие полосы поребрика на гранях восьмирика, разделенные узкими гладкими лентами кладки.

Расписан он был лишь в 1789 году ярославскими мастерами братьями Дмитрием и Петром Иконниковыми, Стефаном Завязошниковым, Андреем Иконниковым, Семеном Завяскиным, Василием Сарафанниковым, Алексеем Жениховым и Платоном Иконниковым. Эта стенопись — прекрасный образец поволжской монументальной живописи позднего XVIII века. В то время как в столичном искусстве процветал стиль классицизма, провинция тяготела к пышности и пафосу искусства барокко, приспосабливая его к традиционным приемам письма храмовых росписей. Среди сюжетов наряду с традиционными активно использовали новые, пришедшие из Европы в конце XVII или в XVIII веке и имевшие дидактико-морализующий характер. Среди них — «Корабль веры», занимавший в системе росписей пучежского храма значительное место. Сюжет этот был популярен в народной гравюре-лубке. Также печатные листы нередко служили образцом для иконописцев и мастеров стенописи.

В росписях храма, выполненных в 1-ой трети XVIII века, оригинально сочетались традиции древнерусской живописи и барокко. Особенно интересна была огромная многофигурная композиция «Страшный суд», занимавшая всю западную стену. Эта роспись на тему рая и ада заметно выделялась в храме. Картина выглядела так. В центре — весы божьи, одна чаша которых опускалась в ад кромешный для грешников. В аду были изображены котлы, под которыми горел огонь, а в котлах была кипящая смола, вокруг котлов бегали черти с вилами, поддевая грешников на вилы, они бросали их в котлы со смолой. Другая чаша весов служила для безгрешных душ, которых отправляли в рай на вечное блаженство.

В 1-ой половине XIX века был установлен великолепный иконостас в стиле классицизма.

В 1765 году монастырь был упразднен, и церкви стали центром Заречного прихода. Каменная колокольня была построена в 1802 году. Именно в келье церкви Воскресения Иисуса Христа с 1789 по 1839 год проживала таинственная инокиня Аркадия, которая называла себя Варварой Мироновной Назарьевой, там же с правой стороны от церкви она и была захоронена.


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  16 апреля 2016

Воскресенская (Заречная) посада Пучеж (Воскресенская на Пушавке) имеет 2 храма, оба каменные, с отдельно стоящею колокольнею: а) летний, построенный в 1717 г. тщанием Иова, митрополита Новгородского, и б) зимний, неизвестно когда построенный и перестроенный в 1799 г. на средства прихожан. Ограда каменная. Кладбище в церковной ограде. В летнем храме 3 престола: а) в честь Воскресения Христова, б) святит. Тихона Амафунтского и в) прп. Зосимы и Савватия Соловецких.

В зимнем храме 2 престола: а) в честь Рождества Пресвятой Богородицы и б) Архистратига Михаила. Достопримечательность церкви - плащаница или воздух (так значится на надписи) шитая по малиновому гарнитуру шелками и устроенная в 1441 г. при митрополите Новгородском Евфимии. К церкви приписана каменная часовня на торговой площади. Расстояние от Костромы 180 в., от Юрьевца 40 в.

Ближайшие церкви: Нагорная Преображенская и Преображенская (Подгорная) в одном посаде, Предтеченская с. Ячмень в 8 в., Рождественская с Высокова в 10 в.

Источники информации: Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911., с. 262-263. Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб, 1863., с. 204-205


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  16 апреля 2016

К нач. 18 в. относится строительство в монастыре кирпичного собора Воскресения на Пушавке (1717). Он был возведен по заказу новгородского митрополита Иова - об этом свидетельствовала надпись у северного входа в храм. Это незаурядное произведение церковной архитектуры, исполненное в формах нарышкинского барокко, отличалось необычной объемной композицией: храм типа восьмерик на четверике был увенчан пятиглавием. Столь же оригинален был и фасадный декор, включавший наряду с элементами, характерными для этого стиля, своеобразные детали, наиболее яркими из которых были широкие полосы поребрика на гранях восьмерика, разделенные узкими гладкими лентами кладки. В росписях храма, выполненных в 1-й трети 18 в., оригинально сочетались традиции древнерусской живописи и барокко. Особенно интересна была огромная многофигурная композиция "Страшный суд", занимавшая всю западную стену. В 1-й пол. 19 в. в храме был установлен великолепный иконостас в стиле классицизма.

Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». - М., Наука, 2000, с. 113-114


Марина Зуйкова  9 ноября 2018

В середине 20-го века Пучеж постигла судьба многих волжских городов: в 1957 г. практически вся его историческая часть (5 храмов, гражданские здания, 584 жилых дома) была затоплена при создании Горьковского водохранилища.

Поселение на этом месте известно с 16 в. Согласно преданию, первоначально на холме, находящемся к северу от устья р. Пушавки, нашли пристанище беглые крестьяне, а позже, по-видимому, в нач. 17 в., за Пушавкой был основан Воскресенско-Пушавский монастырь (упраздненен в 1764 г.), ставший важным религиозным центром и способствовавший развитию будущего города.

История последующего развития Пучежской слободы прослеживается ходом строительства здесь церквей. В 1717 году взамен устаревшей деревянной на месте Пушавского монастыря была выстроена первая каменная церковь Воскресения Христова (Воскресенская, что на Пушавке, летняя). Храм этот был возведен по заказу митрополита Иова – об этом свидетельствовала надпись у северного входа в храм. Это незаурядное произведение церковной архитектуры, исполненное в формах нарышкинского барокко, отличалось необычной объемной композицией: храм типа восьмерик на четверике был увенчан пятиглавием. Столь же оригинальным был и фасадный декор, включавший наряду с элементами, характерными для этого стиля, своеобразные детали, наиболее яркими из которых были широкие полосы поребрика на гранях восмерика, разделенные узкими гладкими лентами кладки. В росписях храма, выполненных в 1-й трети 18 в., оригинально сочетались традиции древнерусской живописи и барокко. Особенно интересна была огромная многофигурная композиция «Страшный суд», занимавшая всю западную стену. В 1-ой половине 19 века в храме был установлен великолепный иконостас в стиле классицизма.

В последней трети 18 в. здесь разворачивается большое строительство новых каменных храмов. В 1770 г. на возвышенности в центре посада попечением местного купца П.И. Иконникова возводится церковь Преображения "на горе". Вместе с отдельно стоящей, завершенной шпилем ярусной колокольней кон. 18 - нач. 19 в., она становится второй архитектурной доминантой Пучежа. Кубообразный массивный двусветный четверик храма имел узкий аттиковый пояс и завершался невысокой барочной кровлей и главой на световом барабане. К основному объему примыкали пониженные пятигранная апсида и уширенная протяженная трапезная. Скупой декор (пилястры, поставленные с отступом от углов, ниши вокруг окон и т.д.) имел плоскостной характер и подчеркивал мощь стены.

Следующие два храма возводятся у подножия посадского холма на северной стороне прибрежной базарной площади. В 1776 г. тут ставится невысокая церковь Николая Чудотворца с приделом Афанасия Александрийского. Архитектура церкви была выдержана в духе провинциального барокко, а ее объемная композиция близка церкви Преображения "на горе", однако апсида здесь трехчастная, а трапезная более узкая. В 1799 г. рядом с церковью Николая, ближе к реке, строится большой летний храм Преображения, "что под горой" - интересный памятник архитектуры этого времени, соединивший формы древнерусского зодчества и отдельные элементы раннего классицизма. Он представлял собой монументальный двусветный пятиглавый храм соборного типа с пониженной трехчастной апсидой. По верху четверик был украшен имитацией полуциркульных закомар, ограниченных сверху и снизу профилированными карнизами. Углы были отмечены огибающими лопатками, а стены прорезаны небольшими проемами с нарядными наличниками, отчасти напоминавшими рисунок наличников Воскресенского собора. В нач. 19 в. к западному и боковым входам в церковь были пристроены восьмигранные тамбуры-притворы с барочными кровлями и двухколонными ионическими портиками с трех сторон. Вероятно, одновременно с притворами к северу от церкви Преображения, "что под горой", была возведена стройная трехъярусная колокольня, завершенная граненой кровлей, световым барабаном и шпилем и украшенная ионическими портиками.

Последним культовым сооружением кон. 18 столетия стала кирпичная церковь Рождества Богородицы, выстроенная в 1799 г. рядом с храмом Воскресения на Пушавке в запоздалых формах провинциального барокко. Она заменила собой более древний деревянный храм.

На северной возвышенности - в традиционном центре Пучежа, где располагались наиболее представительные здания, - были разбиты две площади, соединенные широкой короткой улицей. На первой из них - административной - рядом с главной приходской церковью Преображения, "что под горой", были поставлены присутственные места; на второй - торговой - расположились четыре деревянных корпуса гостиного двора. Далее шел широкий спуск к набережной Волги.

В 1844 г. композиция центра посада была усилена новым монументальным сооружением, построенным на средства купца Д.П. Иконникова, - храмом Успения, придавшим этой части города еще большую значительность. Выдержанное в позднеклассицистических формах здание во многом напоминало Троицкий собор в Кинешме. Квадратный в плане массивный односветный объем, установленный на высокий стилобат, имел аттиковый ярус и был увенчан пятью крупными главами (центральная световая). К восточной стене четверика примыкала полуциркульная апсида; центры трех других фасадов были акцентированы сильно выдвинутыми четырехколонными портиками коринфского ордера, завершенными треугольными фронтонами. Все ордерные элементы храма отличались развитостью форм и свидетельствовали об опытной руке его создателя.

В начале 1950-х гг. в связи с подготовкой к заполнению Горьковского водохранилища все храмы города, а также общественные и жилые постройки в его подольной части были разобраны.

"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3"



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.