Ишхани, мужской монастырь (30-40-е гг. IХ в. - не ранее ХVI в. и до XVIII в. с перерывами) и кафедра Ишханской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), культурно-литературный центр грузинской исторической юго-западной провинции Тао. Основан преподобным Григорием Хандзтийским (Ханцтели) и святителем Саввой Ишхнели в Кларджетской пустыни. Расположен в Тортумском ущелье, на правом берегу р. Олту (Олтиси), в так называемой Грузинской долине (близ Юсуфели, иль Артвин, Северная Турция). Монастырь воздвигнут на высоком плато, сохранились две церкви. На востоке от Ишхани находится одноименная турецкая деревня Ишхан, на северо-востоке от нее - руинированная Ишханская крепость. Ишханское плато с трех сторон окружено горами: на севере и востоке - Карьол (Кариели), на юге - Арафек, на юго-востоке - Ургюндюз.
История
Сведения об Ишхани содержатся в грузинских средневековых исторических материалах, а также в многочисленных эпиграфических памятниках кафоликона Ишхани. Об истории постройки кафоликона Ишхани и об основании здесь обители и епархиальной кафедры стало известно после публикации Жития преподобного Григория Ханцтели, осуществленной Н. Я. Марром в 1911 г. Житие было создано Георгием Мерчуле в 951 г. Прп. Григорий, считающийся возобновителем монашества в Грузии, в VIII-IX вв. подвизался в Тао-Кларджети, где он и его ученики основали много монастырей; прп. Григорий стал архимандритом 12 обителей Кларджетской пустыни. В Житии рассказывается, что первая церковь в Ишхани была построена в 30-х гг. VII в. армянским епископом-халкидонитом святым Нерсесом III Таеци. По мнению В. Джобадзе, этот храм был разрушен в 30-х гг. VIII в., во время нашествия на Грузию арабов под руководством полководца Мервана ибн Мухаммада (Мурвана Глухого).
Новая церковь была выстроена учеником и племянником прп. Григория епископом Ишханским (ишхнели) святителем Саввой (также Саба, Сабан), время деятельности которого определяется 30-40-ми гг. IХ в. Прп. Григорий и свт. Савва оказались в окрестностях Ишхани, возвращаясь из паломничества в Константинополь. Агиограф пишет, что им «от Бога открылась прежняя слава Ишхани, святые церкви в селе при нем, и было им возвещено, что Ишхани опять обновится рукою Сабана. Указан был им и путь, чтобы дойти туда, так как место то было недоступно для людей того времени». Добравшись до руин древней церкви, святые обрели там «духовное и телесное утешение». Спустя некоторое время прп. Григорий отпустил свт. Савву восстанавливать Ишхани и определил ему в помощь двух учеников. Сын святого Ашота I царь Баграт I Куропалат (826-876) активно содействовал прп. Григорию в развитии церковной жизни в Тао-Кларджети, много жертвовал на нужды монастыря Хандзта и постройку монастыря Шатберди (Ени-Рабат). Узнав от прп. Григория об Ишхани, царь «обрадовался, поспешно написал письмо, отправил хороших людей и с честью пригласил» свт. Савву во дворец. Побеседовав со святыми, царь посетил Ишхани и «очень полюбил ту местность... Божиею волею Савва сделался епископом в Ишхани, построенном блаженным католикосом Нерсесом, в соборной церкви и на каферде его, которая многие годы была во вдовстве... вторично была церковь отстроена нашим блаженным Саввою при материальном попечении богочестивых царей».
По заказу Ишханского епископа Илариона для Ишхани в 973 г. был вычеканен Ишханский выносной крест; в конце X - начале XI в. переписан сборник произведений, содержащий сделанный прп. Евфимием Святогорцем перевод Патерика.
В 1006 г. южнее кафоликона царь Тао Гурген II († 1008) выстроил в Ишхани малую церковь во имя Богородицы. При Ишханском архиепископе Антонии (I), современнике царей единой Грузии Баграта III (975-1014), Георгия I (1014-1027) и Баграта IV (1027-1072), было закончено строительство кафоликона Ишхани. Серебряная икона прп. Симеона Столпника (20-е гг. ХI в.) выполнена по заказу архиеп. Антония (I) и содержит его прижизненное изображение. В центральной части иконы, справа от столпа прп. Симеона, выбита надпись, позволяющая представить состояние Ишхани в это время: «Убогий Антон Цагерели в бытность мою в Ишхани нашел красивое место заброшенным и обустроил, и святомy Симеонy пожертвовал, и создал эту икону, в церкви ее установил для помощи души моей; кто малое это мое услужение изменит, святой Симеон будет покорителем его перед Христом в тот День Суда, аминь». Архиерей изображен в полный рост слева от поясной фигуры столпника, по сторонам от него выкована надпись: «Антон Цагерели». По мнению В. Силогавы, архиеп. Антоний занимал Цагерскую кафедру, когда посетил Ишхани и нашел монастырь в запустении. Он возродил «красивое место» и заказал золотых дел мастеру Филипе икону прп. Симеона. Историк считает, что факт дарения кафоликону Ишхани именно этой иконы может указывать на раннее посвящение церкви прп. Симеону Столпнику.
В 1014-1027 гг. архиеп. Антоний (I) выстроил кафоликон Ишхани и включил в него хорошо сохранившиеся до того времени части предыдущей постройки. На стенах храма различаются две принадлежащие архиеп. Антонию (I) строительные надписи: первая - на архитраве южного входа о возобновлении южного портала храма (начало XI в.); вторая (1032) - на южной стене храма о завершении строительства. К этому времени были окончательно достроены стены кафоликона и поставлен купол. В надписи упомянут зодчий Иване Морчаис-дзе. По наблюдению праведника Евфимия Такаишвили, в этот период «храм... получил те богатые украшения, которые и теперь восхищают нас великолепием и изяществом выполнения». К этому времени относятся вырезанные на камнях и вставленные в разные участки стен храма орнаментальные процветшие кресты. На северной стене кафоликона Ишхани есть еще одна обширная лапидарная надпись, сохранившаяся фрагментарно. Возможно, она была вытесана в период царствования Баграта IV и во время управления Ишханской епархией архиеп. Антонием (I).
В 1033 г. ишхнели архиеп. Иларион (II) (Масурис-дзе) пожертвовал И. Местийское Четвероевангелие. По его заказу был переписан также сборник аскетических сочинений. Из надписи середины XII в. (очевидно, 1155), выполненной на среднем нефе северной стены кафоликона Ишхани архиеп. Ишханским Игнатием, известно, что Ишхани владел недвижимым имуществом. В частности, упоминается о возвращении Ишхани царем всей Грузии Димитрием I (Деметре) (1125-1155/56) с. Лозни, попавшего в залог.
В бумажных вставках ХVI в. в пергаменную рукопись песнопений святого Тбели Абусеридзе, сделанных при Ишханском архиеп. Аверкии каллиграфом Симеоном Каргаретели, сохранились сведения о том, что в ХVI в. Ишхани был действующим монастырем. Созданные в Ишхани рукописи были использованы для составления Шатбердского сборника и Пархальского Многоглава, о чем сказано в колофонах последнего. После захвата Тао-Кларджети турками в конце XVI в. произошла исламизация этой области. Историк XVIII в. Вахушти Багратиони в сочинении «История царства Грузинского» характеризует Ишханскую крепость как «довольно твердую», упоминает «огромный и прекрасно выстроенный купольный храм. Здесь восседал епископ, пастырь Испири, Тортоми, Байбурди, до Трапезундской горы, а ныне пустует».
В 1917 г. в Ишхани побывала экспедиция Грузинского общества истории и этнографии под руководством Такаишвили, в ее составе находились инженер А. Н. Кальгин, художники Ладо Гудиашвили и Михаил Чиаурели (впоследствии народный артист СССР), художник-график, архитектор и настоятель монастыря Вардзиа иеромонах Ипполит. Они выполнили точные замеры храмов, сделали чертежи, скопировали и зарисовали надписи и фрески. Такаишвили указал, что во второй половине XIX в. в западном приделе кафоликона устроили мечеть: помещение было отделено от восточной части храма, включающей три рукава, поперечной булыжной стеной с окном. Для входа в восточную часть были пробиты крупные бреши в северной стене жертвенника и в западной стене северного придела. Парадную южную дверь храма замуровали: здесь был устроен кюмбет (куполообразный водоем).
Кафоликон Ишхани отчасти руинизирован. Утрачены западный придел, своды над западным и восточным рукавами, значительные площади облицовки и росписей. Такаишвили, ссылаясь на сведения С. Саргисяна и Н. Шугурова, писал, что для уничтожения росписей западного рукава, где была устроена мечеть, мусульмане развели вдоль стен костры. Остатки росписи были соскоблены остриями пик. Стены остальных трех рукавов были менее испорчены, турецкие солдаты штыками повредили живопись. Однако красота фресок кафоликона Ишхани привлекала внимание мусульман. Марр привел турецкое изречение, которое во второй половине XIX в. характеризовало Ишхани в числе других памятников: «Славится красота храма Ошки и местоположение Хахули и роспись Ишхани».
В конце XX - начале XXI в. грузинские специалисты активно изучают состояние разрушающихся грузинских архитектурных памятников Тао-Кларджети. Договоры с турецкой стороной о реставрации Ошки и Ишхани затягиваются. Обсуждается вопрос о возможности восстановления грузинской стороной грузинских храмов в Тао-Кларджети при условии, что турецкая сторона сможет восстановить 4 мечети на территории Грузии.
Кафоликон Ишхани
По мнению Такаишвили, опирающегося на сведения шестистрочной фресковой надписи середины XII в. (очевидно, 1155 г.), размещенной в нижнем регистре северного рукава, центральный придел храма был посвящен Пресвятой Богородице, южный - преподобному Симеону Столпнику, северный - возможно, святому Иоанну Предтече.
Архитектура
Ишханский кафоликон - один из сложных памятников грузинской архитектуры. В нем различается несколько слоев. Такаишвили выделяет 3: относящиеся к эпохам святого Нерсеса (VII в., апсидная колоннада), святителя Саввы (30-е гг. IX в.) и архиепископа Антония (I) (первая половина XI в.). Н. Чубинашвили и П. Закарая, основываясь на стилистическом анализе памятника, выделяют четвертый слой: середина - вторая половина X в. В. Джобадзе высказал предположение, что при свт. Савве перестроенный храм имел форму базилики; основной корпус был построен до Морчаис-дзе. Последние исследования памятника дали основание некоторым ученым (М. Богиш, Д. Туманишвили, Д. Хоштария, А. Ю. Казарян) не причислять апсидную колоннаду кафоликона Ишхани к постройкам св. Нерсеса III. Казарян датирует ее 1010-1030 гг., Богиш - серединой X в., однако не исключает и началом XI в., Хоштария - 60-ми гг. X в.
Храм св. Нерсеса III являлся в регионе наиболее ранним образцом тетраконха с обходной кольцевой галереей. К церквам аналогичного типа относят храмы в исторической Грузии (Бана), в исторической Армении (храмы Звартноц, святого Григория Просветителя в Ани (Сурб-Григор, Гагика)) и Албании Кавказской (в с. Лекит). Все эти строения представляли в плане тетраконх значительного размера, окруженный обходом в виде круглого коридора.
На вторую половину X - начало XI в., по мнению Чубинашвили и Закараи, указывают устройство западного рукава (глубокий неф, сильно выступающие пилястры), решение подкупольных устоев (свободно стоящие пилоны), аналогичное использованным в Ошки, Баграта храме в Кутаиси, Светицховели и Алавердском соборе, особенности декорирования пилонов (Ошки, Тбети), переход от подкупольного пространства к куполу с помощью паруса с тромпом, выполняющим декоративную роль, применение аркатуры в интерьере барабана (Долискана, Шатберди, Опиза, Кацхи) и др.
Кафоликон XI в. - это крестово-купольное сооружение с удлиненным зап. рукавом (форма креста ясно читается снаружи), отличающееся крупными размерами (33,45×21,45 м). Стены сложены из тесаного камня исключительно высокого качества. Конструктивные места - колонны, пилястры, арки, своды и другие - облицованы хорошо тесанным камнем, остальные - слегка обработанным. Архитектурное решение собора и художественное оформление фасадов имеют черты памятников южногрузинских провинций Тао и Кларджети.
В главной церкви Ишхани устройство алтарной части значительно отличается от обычного плана церквей, в которых жертвенник и диаконник примыкают к главному алтарю с апсидой в форме полукруглой глухой стены. Здесь апсида в нижней части имеет расположенную полукругом колоннаду, по бокам алтаря зодчий выстроил длинные помещения для диаконника и жертвенника с апсидами и восточным окном в каждой. В восточной стене, соединившей их, сделано три окна. Над ней была возведена новая часть стены, полусводом переходящая на арки колоннады, что придало восточному фасаду вид двухэтажного строения. На верхнем этаже с южной и северной сторон восточной стены расположены несоединяющиеся хоры сложного устройства, попасть на которые можно было по приставной лестнице через люк. От передних столбов начинается алтарное возвышение. Восемь колонн (высота 2,48 м) алтарной колоннады сохранились в достаточно хорошем состоянии, они имеют простые базы и богато орнаментированные капители кубической формы.
Арки над колоннами подковообразные, как в церкви Бана, крайние приподняты, что увеличивает впечатление глубины полукружия алтаря. По сторонам апсиды расположены длинные и узкие дополнительние двухэтажные помещения, которые заканчиваются к востоку маленькими апсидами.
16-гранный барабан (высота 6 м, диаметр 9,67 м) перекрыт коническим куполом и опирается на 4 мощных столба (высота 11,48 м). Переход от квадрата основания к куполу выполнен с помощью парусов с тромпами, в нижней части решенных декоративно (веер). Нижний пояс барабана выступает наподобие карниза, над ним помещается круглый обход, на который можно было попасть через отверстие, начинающееся над конхой. По мнению Такаишвили, первоначально барабан имел 8 длинных окон и при реставрации в 1032 г. в 8 глухих гранях барабана были пробиты воронковидные, расширяющиеся внутрь круглые окна. Т. Вирсаладзе считает, что в барабане изначально было 16 окон, в 1032 г. 8 из них были заложены для увеличения площади росписи. Купол, согласно древнему груз. обычаю, увенчан вместо креста каменной шапочкой. Хорошо сохранилось древнее перекрытие купола, устроенное в виде конусообразных рядов закругленных сверху черепиц. Использованы 2 вида глазурованной черепицы темно-бордового и темно-синего цветов: полуцилиндрическая черепица положена на загнутые края плоской и таким образом закрывает соединения.
Северный придел не имел апсиды, его использовали как кладовую. Экспедиция Такаишвили обнаружила в нем зарытый в землю большой глиняный квеври (кувшин для хранения вина). Западный рукав храма представляет собой удлиненное по сравнению с южным и северным прямоугольное пространство с примыкающим к северной стороне длинным прямоугольным помещением без апсиды, которое, по мнению Такаишвили, было хозяйственным. Рукав перекрыт коробовым сводом, опирающимся на подпружные арки. Из боковых стен сильно выступают трехступенчатые пилястры. Здесь находились оба входа в кафоликон - в центре западной стены и в южной стене.
Восточный фасад соответствует внутреннему расположению алтарной части: нижний этаж служит фасадом для вост. внутренней галереи и имеет 5 окон, второй этаж соотносится с верхней частью алтарной апсиды, делится на 3 арки и имеет 2 окна в средней, более высокой, арке и под коньком фронтона. В боковых арках верхней части фасада расположены треугольные ниши, перекрытые веерообразными рельефными лучами.
Западный фасад также делится на 2 уровня. Верхний аналогичен той же части вост. фасада и украшен 3 арками. В средней арке помещено 4-угольное орнаментированное окно, в боковых - аналогичные восточному фасаду треугольные в плане ниши с канелюрованными лучами. Во время переделки кафоликона в мечеть мусульмане заменили зап. вход более широким проломом.
Южный фасад состоит из двух частей. Выступающий южный рукав храма украшен тремя арками, в каждой сделано по окну, в средней, более высокой, арке устроено также круглое окно. Южная часть западного рукава имеет 4 арки, в трех из них находится по окну. Во второй арке устроена дверь. Фасад выступающего северного рукава обустроен аналогично южному. В северной части западного рукава окон нет, она представляет собой древний придел, облицованный мелким камнем.
По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/
https://www.pravenc.ru/text/1237981.html?ysclid=md19u404wk923281629