ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ишхан. Монастырь Пресвятой Богородицы (?) Ишхани.


Ишхан. Монастырь Пресвятой Богородицы (?) Ишхани
Монастырь.   (все монастыри в каталоге →)
Год основания:Дата постройки неизвестна.
Ссылки: Прочее 
Адрес:
Турция, провинция Артвин, район Юсуфели, деревня Ишхан

Координаты: 40.785514, 41.747254



Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  13 июля 2025

«…С заказами высшей духовной знати и царской семьи связаны росписи тортумских храмов, которые ныне находятся в пределах Турции. И эти росписи, уцелевшие фрагментарно, лежат в стороне от грекофильского течения, сохраняя множество местных особенностей, восходящих к восточным традициям. В соборе Ишхани купол украшен популярнейшей у грузин композицией Вознесение креста. Над окнами барабана изображены диски луны и солнца и четыре колесницы с возницами. В сопроводительных грузинских надписях обозначены различные масти крылатых коней: черные, белые, рыжие, пегие. Эти колесницы, представляющие редчайший иконографический мотив, навеяны видением пророка Захарии. Под колесницами идет фриз, составленный из медальонов с полуфигурами ангелов. В барабане были размещены фигуры пророков, а на откосах окон изображения различных святых.

Стены храма также были покрыты фресками: Жертвоприношение Авраама на западной стене, евангельские сцены в северном рукаве креста. В конхе апсиды был изображен восседающий на троне Христос с двумя ангелами, ниже располагались два регистра с апостолами и святителями. Как и в Бедиа, на южной и западной стенах находились портреты ктиторов из рода Багратидов, от которых уцелели жалкие фрагменты и надписи, позволяющие восстановить имена изображенных здесь лиц: Адарнасе Куропалат, сын Баграта Магистроса, Баграт магистрос царь картвелов и Баграт эристав эриставов, сын куропалата Адарнасе. Все эти лица жили в первой половине X века. Роспись ишханского собора возникла не позже 966 года, когда умер Баграт эристав эриставов…»

Источник: Лазарев В. Н. «История византийской живописи» на сайте «Христианство в искусстве»

[VI.11. Грузинское искусство] - Лазарев В. Н., История византийской живописи


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  14 июля 2025

Ишхани, мужской монастырь (30-40-е гг. IХ в. - не ранее ХVI в. и до XVIII в. с перерывами) и кафедра Ишханской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), культурно-литературный центр грузинской исторической юго-западной провинции Тао. Основан преподобным Григорием Хандзтийским (Ханцтели) и святителем Саввой Ишхнели в Кларджетской пустыни. Расположен в Тортумском ущелье, на правом берегу р. Олту (Олтиси), в так называемой Грузинской долине (близ Юсуфели, иль Артвин, Северная Турция). Монастырь воздвигнут на высоком плато, сохранились две церкви. На востоке от Ишхани находится одноименная турецкая деревня Ишхан, на северо-востоке от нее - руинированная Ишханская крепость. Ишханское плато с трех сторон окружено горами: на севере и востоке - Карьол (Кариели), на юге - Арафек, на юго-востоке - Ургюндюз.

История

Сведения об Ишхани содержатся в грузинских средневековых исторических материалах, а также в многочисленных эпиграфических памятниках кафоликона Ишхани. Об истории постройки кафоликона Ишхани и об основании здесь обители и епархиальной кафедры стало известно после публикации Жития преподобного Григория Ханцтели, осуществленной Н. Я. Марром в 1911 г. Житие было создано Георгием Мерчуле в 951 г. Прп. Григорий, считающийся возобновителем монашества в Грузии, в VIII-IX вв. подвизался в Тао-Кларджети, где он и его ученики основали много монастырей; прп. Григорий стал архимандритом 12 обителей Кларджетской пустыни. В Житии рассказывается, что первая церковь в Ишхани была построена в 30-х гг. VII в. армянским епископом-халкидонитом святым Нерсесом III Таеци. По мнению В. Джобадзе, этот храм был разрушен в 30-х гг. VIII в., во время нашествия на Грузию арабов под руководством полководца Мервана ибн Мухаммада (Мурвана Глухого).

Новая церковь была выстроена учеником и племянником прп. Григория епископом Ишханским (ишхнели) святителем Саввой (также Саба, Сабан), время деятельности которого определяется 30-40-ми гг. IХ в. Прп. Григорий и свт. Савва оказались в окрестностях Ишхани, возвращаясь из паломничества в Константинополь. Агиограф пишет, что им «от Бога открылась прежняя слава Ишхани, святые церкви в селе при нем, и было им возвещено, что Ишхани опять обновится рукою Сабана. Указан был им и путь, чтобы дойти туда, так как место то было недоступно для людей того времени». Добравшись до руин древней церкви, святые обрели там «духовное и телесное утешение». Спустя некоторое время прп. Григорий отпустил свт. Савву восстанавливать Ишхани и определил ему в помощь двух учеников. Сын святого Ашота I царь Баграт I Куропалат (826-876) активно содействовал прп. Григорию в развитии церковной жизни в Тао-Кларджети, много жертвовал на нужды монастыря Хандзта и постройку монастыря Шатберди (Ени-Рабат). Узнав от прп. Григория об Ишхани, царь «обрадовался, поспешно написал письмо, отправил хороших людей и с честью пригласил» свт. Савву во дворец. Побеседовав со святыми, царь посетил Ишхани и «очень полюбил ту местность... Божиею волею Савва сделался епископом в Ишхани, построенном блаженным католикосом Нерсесом, в соборной церкви и на каферде его, которая многие годы была во вдовстве... вторично была церковь отстроена нашим блаженным Саввою при материальном попечении богочестивых царей».

По заказу Ишханского епископа Илариона для Ишхани в 973 г. был вычеканен Ишханский выносной крест; в конце X - начале XI в. переписан сборник произведений, содержащий сделанный прп. Евфимием Святогорцем перевод Патерика.

В 1006 г. южнее кафоликона царь Тао Гурген II († 1008) выстроил в Ишхани малую церковь во имя Богородицы. При Ишханском архиепископе Антонии (I), современнике царей единой Грузии Баграта III (975-1014), Георгия I (1014-1027) и Баграта IV (1027-1072), было закончено строительство кафоликона Ишхани. Серебряная икона прп. Симеона Столпника (20-е гг. ХI в.) выполнена по заказу архиеп. Антония (I) и содержит его прижизненное изображение. В центральной части иконы, справа от столпа прп. Симеона, выбита надпись, позволяющая представить состояние Ишхани в это время: «Убогий Антон Цагерели в бытность мою в Ишхани нашел красивое место заброшенным и обустроил, и святомy Симеонy пожертвовал, и создал эту икону, в церкви ее установил для помощи души моей; кто малое это мое услужение изменит, святой Симеон будет покорителем его перед Христом в тот День Суда, аминь». Архиерей изображен в полный рост слева от поясной фигуры столпника, по сторонам от него выкована надпись: «Антон Цагерели». По мнению В. Силогавы, архиеп. Антоний занимал Цагерскую кафедру, когда посетил Ишхани и нашел монастырь в запустении. Он возродил «красивое место» и заказал золотых дел мастеру Филипе икону прп. Симеона. Историк считает, что факт дарения кафоликону Ишхани именно этой иконы может указывать на раннее посвящение церкви прп. Симеону Столпнику.

В 1014-1027 гг. архиеп. Антоний (I) выстроил кафоликон Ишхани и включил в него хорошо сохранившиеся до того времени части предыдущей постройки. На стенах храма различаются две принадлежащие архиеп. Антонию (I) строительные надписи: первая - на архитраве южного входа о возобновлении южного портала храма (начало XI в.); вторая (1032) - на южной стене храма о завершении строительства. К этому времени были окончательно достроены стены кафоликона и поставлен купол. В надписи упомянут зодчий Иване Морчаис-дзе. По наблюдению праведника Евфимия Такаишвили, в этот период «храм... получил те богатые украшения, которые и теперь восхищают нас великолепием и изяществом выполнения». К этому времени относятся вырезанные на камнях и вставленные в разные участки стен храма орнаментальные процветшие кресты. На северной стене кафоликона Ишхани есть еще одна обширная лапидарная надпись, сохранившаяся фрагментарно. Возможно, она была вытесана в период царствования Баграта IV и во время управления Ишханской епархией архиеп. Антонием (I).

В 1033 г. ишхнели архиеп. Иларион (II) (Масурис-дзе) пожертвовал И. Местийское Четвероевангелие. По его заказу был переписан также сборник аскетических сочинений. Из надписи середины XII в. (очевидно, 1155), выполненной на среднем нефе северной стены кафоликона Ишхани архиеп. Ишханским Игнатием, известно, что Ишхани владел недвижимым имуществом. В частности, упоминается о возвращении Ишхани царем всей Грузии Димитрием I (Деметре) (1125-1155/56) с. Лозни, попавшего в залог.

В бумажных вставках ХVI в. в пергаменную рукопись песнопений святого Тбели Абусеридзе, сделанных при Ишханском архиеп. Аверкии каллиграфом Симеоном Каргаретели, сохранились сведения о том, что в ХVI в. Ишхани был действующим монастырем. Созданные в Ишхани рукописи были использованы для составления Шатбердского сборника и Пархальского Многоглава, о чем сказано в колофонах последнего. После захвата Тао-Кларджети турками в конце XVI в. произошла исламизация этой области. Историк XVIII в. Вахушти Багратиони в сочинении «История царства Грузинского» характеризует Ишханскую крепость как «довольно твердую», упоминает «огромный и прекрасно выстроенный купольный храм. Здесь восседал епископ, пастырь Испири, Тортоми, Байбурди, до Трапезундской горы, а ныне пустует».

В 1917 г. в Ишхани побывала экспедиция Грузинского общества истории и этнографии под руководством Такаишвили, в ее составе находились инженер А. Н. Кальгин, художники Ладо Гудиашвили и Михаил Чиаурели (впоследствии народный артист СССР), художник-график, архитектор и настоятель монастыря Вардзиа иеромонах Ипполит. Они выполнили точные замеры храмов, сделали чертежи, скопировали и зарисовали надписи и фрески. Такаишвили указал, что во второй половине XIX в. в западном приделе кафоликона устроили мечеть: помещение было отделено от восточной части храма, включающей три рукава, поперечной булыжной стеной с окном. Для входа в восточную часть были пробиты крупные бреши в северной стене жертвенника и в западной стене северного придела. Парадную южную дверь храма замуровали: здесь был устроен кюмбет (куполообразный водоем).

Кафоликон Ишхани отчасти руинизирован. Утрачены западный придел, своды над западным и восточным рукавами, значительные площади облицовки и росписей. Такаишвили, ссылаясь на сведения С. Саргисяна и Н. Шугурова, писал, что для уничтожения росписей западного рукава, где была устроена мечеть, мусульмане развели вдоль стен костры. Остатки росписи были соскоблены остриями пик. Стены остальных трех рукавов были менее испорчены, турецкие солдаты штыками повредили живопись. Однако красота фресок кафоликона Ишхани привлекала внимание мусульман. Марр привел турецкое изречение, которое во второй половине XIX в. характеризовало Ишхани в числе других памятников: «Славится красота храма Ошки и местоположение Хахули и роспись Ишхани».

В конце XX - начале XXI в. грузинские специалисты активно изучают состояние разрушающихся грузинских архитектурных памятников Тао-Кларджети. Договоры с турецкой стороной о реставрации Ошки и Ишхани затягиваются. Обсуждается вопрос о возможности восстановления грузинской стороной грузинских храмов в Тао-Кларджети при условии, что турецкая сторона сможет восстановить 4 мечети на территории Грузии.

Кафоликон Ишхани

По мнению Такаишвили, опирающегося на сведения шестистрочной фресковой надписи середины XII в. (очевидно, 1155 г.), размещенной в нижнем регистре северного рукава, центральный придел храма был посвящен Пресвятой Богородице, южный - преподобному Симеону Столпнику, северный - возможно, святому Иоанну Предтече.

Архитектура

Ишханский кафоликон - один из сложных памятников грузинской архитектуры. В нем различается несколько слоев. Такаишвили выделяет 3: относящиеся к эпохам святого Нерсеса (VII в., апсидная колоннада), святителя Саввы (30-е гг. IX в.) и архиепископа Антония (I) (первая половина XI в.). Н. Чубинашвили и П. Закарая, основываясь на стилистическом анализе памятника, выделяют четвертый слой: середина - вторая половина X в. В. Джобадзе высказал предположение, что при свт. Савве перестроенный храм имел форму базилики; основной корпус был построен до Морчаис-дзе. Последние исследования памятника дали основание некоторым ученым (М. Богиш, Д. Туманишвили, Д. Хоштария, А. Ю. Казарян) не причислять апсидную колоннаду кафоликона Ишхани к постройкам св. Нерсеса III. Казарян датирует ее 1010-1030 гг., Богиш - серединой X в., однако не исключает и началом XI в., Хоштария - 60-ми гг. X в.

Храм св. Нерсеса III являлся в регионе наиболее ранним образцом тетраконха с обходной кольцевой галереей. К церквам аналогичного типа относят храмы в исторической Грузии (Бана), в исторической Армении (храмы Звартноц, святого Григория Просветителя в Ани (Сурб-Григор, Гагика)) и Албании Кавказской (в с. Лекит). Все эти строения представляли в плане тетраконх значительного размера, окруженный обходом в виде круглого коридора.

На вторую половину X - начало XI в., по мнению Чубинашвили и Закараи, указывают устройство западного рукава (глубокий неф, сильно выступающие пилястры), решение подкупольных устоев (свободно стоящие пилоны), аналогичное использованным в Ошки, Баграта храме в Кутаиси, Светицховели и Алавердском соборе, особенности декорирования пилонов (Ошки, Тбети), переход от подкупольного пространства к куполу с помощью паруса с тромпом, выполняющим декоративную роль, применение аркатуры в интерьере барабана (Долискана, Шатберди, Опиза, Кацхи) и др.

Кафоликон XI в. - это крестово-купольное сооружение с удлиненным зап. рукавом (форма креста ясно читается снаружи), отличающееся крупными размерами (33,45×21,45 м). Стены сложены из тесаного камня исключительно высокого качества. Конструктивные места - колонны, пилястры, арки, своды и другие - облицованы хорошо тесанным камнем, остальные - слегка обработанным. Архитектурное решение собора и художественное оформление фасадов имеют черты памятников южногрузинских провинций Тао и Кларджети.

В главной церкви Ишхани устройство алтарной части значительно отличается от обычного плана церквей, в которых жертвенник и диаконник примыкают к главному алтарю с апсидой в форме полукруглой глухой стены. Здесь апсида в нижней части имеет расположенную полукругом колоннаду, по бокам алтаря зодчий выстроил длинные помещения для диаконника и жертвенника с апсидами и восточным окном в каждой. В восточной стене, соединившей их, сделано три окна. Над ней была возведена новая часть стены, полусводом переходящая на арки колоннады, что придало восточному фасаду вид двухэтажного строения. На верхнем этаже с южной и северной сторон восточной стены расположены несоединяющиеся хоры сложного устройства, попасть на которые можно было по приставной лестнице через люк. От передних столбов начинается алтарное возвышение. Восемь колонн (высота 2,48 м) алтарной колоннады сохранились в достаточно хорошем состоянии, они имеют простые базы и богато орнаментированные капители кубической формы.

Арки над колоннами подковообразные, как в церкви Бана, крайние приподняты, что увеличивает впечатление глубины полукружия алтаря. По сторонам апсиды расположены длинные и узкие дополнительние двухэтажные помещения, которые заканчиваются к востоку маленькими апсидами.

16-гранный барабан (высота 6 м, диаметр 9,67 м) перекрыт коническим куполом и опирается на 4 мощных столба (высота 11,48 м). Переход от квадрата основания к куполу выполнен с помощью парусов с тромпами, в нижней части решенных декоративно (веер). Нижний пояс барабана выступает наподобие карниза, над ним помещается круглый обход, на который можно было попасть через отверстие, начинающееся над конхой. По мнению Такаишвили, первоначально барабан имел 8 длинных окон и при реставрации в 1032 г. в 8 глухих гранях барабана были пробиты воронковидные, расширяющиеся внутрь круглые окна. Т. Вирсаладзе считает, что в барабане изначально было 16 окон, в 1032 г. 8 из них были заложены для увеличения площади росписи. Купол, согласно древнему груз. обычаю, увенчан вместо креста каменной шапочкой. Хорошо сохранилось древнее перекрытие купола, устроенное в виде конусообразных рядов закругленных сверху черепиц. Использованы 2 вида глазурованной черепицы темно-бордового и темно-синего цветов: полуцилиндрическая черепица положена на загнутые края плоской и таким образом закрывает соединения.

Северный придел не имел апсиды, его использовали как кладовую. Экспедиция Такаишвили обнаружила в нем зарытый в землю большой глиняный квеври (кувшин для хранения вина). Западный рукав храма представляет собой удлиненное по сравнению с южным и северным прямоугольное пространство с примыкающим к северной стороне длинным прямоугольным помещением без апсиды, которое, по мнению Такаишвили, было хозяйственным. Рукав перекрыт коробовым сводом, опирающимся на подпружные арки. Из боковых стен сильно выступают трехступенчатые пилястры. Здесь находились оба входа в кафоликон - в центре западной стены и в южной стене.

Восточный фасад соответствует внутреннему расположению алтарной части: нижний этаж служит фасадом для вост. внутренней галереи и имеет 5 окон, второй этаж соотносится с верхней частью алтарной апсиды, делится на 3 арки и имеет 2 окна в средней, более высокой, арке и под коньком фронтона. В боковых арках верхней части фасада расположены треугольные ниши, перекрытые веерообразными рельефными лучами.

Западный фасад также делится на 2 уровня. Верхний аналогичен той же части вост. фасада и украшен 3 арками. В средней арке помещено 4-угольное орнаментированное окно, в боковых - аналогичные восточному фасаду треугольные в плане ниши с канелюрованными лучами. Во время переделки кафоликона в мечеть мусульмане заменили зап. вход более широким проломом.

Южный фасад состоит из двух частей. Выступающий южный рукав храма украшен тремя арками, в каждой сделано по окну, в средней, более высокой, арке устроено также круглое окно. Южная часть западного рукава имеет 4 арки, в трех из них находится по окну. Во второй арке устроена дверь. Фасад выступающего северного рукава обустроен аналогично южному. В северной части западного рукава окон нет, она представляет собой древний придел, облицованный мелким камнем.

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

https://www.pravenc.ru/text/1237981.html?ysclid=md19u404wk923281629


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  15 июля 2025

Скульптурный декор

Изысканное декоративное убранство кафоликона Ишхани (аркатура, рельефы, резьба по камню) позволяет причислить памятник к одномy из лучших образцов груз. архитектуры этого времени. Особенно изящно украшен барабан. Резные колонки граней, сообщающиеся плетеными двухступенчатыми арками, имеют базы и капители с орнаментацией различных мотивов. Круглые окна украшены резьбой по всей окружности, окна с полуциркульной аркой - в верхней части. Карниз барабана решен оригинально (прямых аналогий в архитектуре нет): по плоско профилированной горизонтальной линии фриза сверху проходит линия зубчато-лиственного орнамента. Между карнизом и аркатурой тянется фриз из кругов. Пилястры аркатуры опираются на двухполосный пояс рельефных кругов и жгутообразный валик. Карниз храма по всему периметру имеет одинаковый профиль, его скос между двумя жгутами орнаментирован.

Основной ритм украшения фасадов задает аркатура. Арки опираются на сложные базы, заканчиваются капителями тонкой обработки. Окно жертвенника имеет четырехугольный резной наличник с процветшим крестом; окно диаконника, очевидно, также было выделено, но резьба утрачена. Орнаментированы двух верхних окна восточного фасада: окно в средней арке украшено резьбой и плетением наличника, дополнительным навершием с зубчатым орнаментом и плетеным равнобедренным крестом над ним, вырезанным на одном камне; круглое окно под коньком фронтона также имеет резное украшение. Четырехугольное окно средней арки западного фасада орнаментировано. Арки выступающей части фасада полуциркульные, боковых углубленных частей - стрельчатые. Западный фасад в общих чертах повторяет декор восточного (аналогично разделение фасада тремя арками). Окно в средней арке декорировано широким четырехугольным орнаментальным обрамлением. В боковых арках имеются глубокие ниши.

Южный фасад наиболее парадный. Фронтон читается целиком. Орнаментированы все 7 окон фасада: 6 обрамлены полуциркульными резными наличниками, верхнее окно средней арки - круглым. Над средней аркой выступающей части рукава помещен высокий процветший крест с орнаментом. Южный вход имеет богатый резной трехуровневый портал с лапидарной надписью. На плоскости стены вырезан геометрический орнамент, обходящий проем вместе с тимпаном, в который включена надпись. Выступающие пилястры состоят из парных жгутов. Капители содержат пальметты, на которые опирается арка с зубчатым орнаментом и горизонтальными отворотами. Поверх проходит еще одна профилированная арка, ее опорой служат кронштейны со сложным орнаментом. В нижней части третьего окна представлен лев, борющийся с драконом, у подножия столбов - водоплавающие птицы. Украшения северного фасада значительно уступают южному, фактически декор присутствует только на выступающей части северного рукава (орнаментированы все 3 окна).

Из восьми капителей колоннады две капители с волютами восходят к ионическому ордеру и явно навеяны позднеантичными или раннехристианскими образцами, остальные 6 по форме мало связаны с античной архитектурой. Богатым рельефным декором украшены капители и базы (1 м от пола) четырех столбов Ишхани, решенных попарно одинаково: восточные - многогранные, западные - сложной формы, имеют пилястры с четырех сторон и крупные валики между ними. Базы двухчастные: нижняя часть гладкая, с горизонтальными валиками, верхняя орнаментирована. В пластике капителей встречаются такие элементы, как горизонтальные валики, жгуты, фестончики, орнаменты, еловые шишки и другие.

Роспись

Интерьер храма был украшен фресками, по всей видимости относящимися к разным периодам. Наиболее ранний слой живописи (роспись купола), по мнению Такаишвили и Арамишвили, можно датировать первой половиной IX в., временем реставрации храма свт. Саввой. Роспись стен, опираясь на ктиторские надписи, они отнесли ко второй половине X в. (не позднее 966). На пилястре северной стены западного рукава сохранились фрагменты надписи, принадлежавшей, очевидно, живописцу: «Закончил совсем... кафолическую церковь в моленье за Баграта». Исследователи предположили, что здесь был упомянут сын куропалата Адарнасе III (958-961) эристав эриставов Баграт († 966), при котором был возведен и расписан кафоликон Ошки; в храме остались фрагменты фресок XII в. Г. Чубинашвили и Т. Вирсаладзе опровергли эту точку зрения, они писали, что поновление Ишхани в 1032 г. было обширным и коснулось не только фасадов, но и интерьера. Очевидно, в том же году храм был украшен заново, что доказывает стиль росписи. Упомянутого в надписи Баграта они отождествляют с царем Грузии Багратом IV. Н. Тьерри датировал роспись купола и барабана второй половиной Х в. или началом ХI в., западного рукава - 30-ми гг. XI в., южного и северного рукавов - ХII в.

Живопись кафоликона Ишхани отличается богатым насыщенным цветом, доминирует интенсивная лазурь. В апсиде был представлен Иисус Христос на троне, фланкированном ангелами; ниже находились изображения апостолов в полный рост, под ними был помещен святительский ряд. По мнению Такаишвили и Амиранашвили, роспись алтаря была схожа по стилю с византийскими мозаиками X в. В медальонах, на своде вимы, были изображены поясные женские фигуры, сохранились обрывки надписей: грузинской (более полная) - в левом и армянской (неразборчиво) - в правом. По мнению Такаишвили, в левом медальоне была изображена супруга царя святая Мириана царица святая Нана, в правом - супруга царя Трдата, первая армянская царица-христианка Ашхавнар (Ашхен). Считается, что эти изображения - доказательство религиозного и культурного общения грузин и армян-халкидонитов. На стенах алтаря были помещены фигуры святых Иосифа Аримафейского, Саввы Освященного, ап. Филиппа, ап. Варфоломея, композиция «Уверение ап. Фомы». В жертвеннике изображены стол, ангелы и купольная церковь, сохранилась часть подписи: «Раскройте врата, праведные, и внемлите Создателю неба и земли». Над окном диаконника помещалась композиция «Успение Пресвятой Богородицы», на северной стене в надписи читается слово «Капернаум».

Лучше всего сохранилась роспись купола с композицией вознесения Креста ангелами (аналогичные композиции в росписях Пархали, Манглиси, Никорцминде и др.). На синем фоне, усеянном звездами, в медальоне представлен богато декорированный, равноконечный, почти белый крест. Медальон держат 4 ангела в хитонах и гиматиях разного цвета (использованы белый, голубой, синий, зеленый) и с крыльями розово-коричневого цвета. Рукава креста украшены камнями, из перекрестия выходят лучи, мандорла окружена радужным облаком. Вирсаладзе отмечает, что «горизонтально развернутые фигуры летящих ангелов, красиво заполнившие свод купола, способствовали впечатлению его ширины и мощи и поэтому охотно изображались художниками XI в. (Манглиси, Ишхани, Хахули, Атени?)».

Ниже, в своде купола, помещена композиция «Апокалиптическое видение пророка Захарии». По сторонам света изображены 4 запряженные крылатыми разномастными конями колесницы с возницами, указывающими на Крест. Грузинские надписи, выполненные асомтаврули, соотносятся по содержанию (но не всегда точно следуют греческим и еврейским текстам ВЗ) с описанием видения прор. Захарии: «В первую колесницу были впряжены кони черные» (северная сторона), «А с западной стороны - кони белые», «И в колесницу южную были впряжены кони каштанового цвета», «А с востока - пестрые». Такаишвили отмечает, что груз. слова, обозначающие масти лошадей, «более архаичны, чем мы видим в поздних списках Библии». Над северной колесницей, ниже ног ангелов, находится персонифицированное изображение луны (в диске помещена полуобнаженная жен. фигура с луком в руке верхом на быке или олене); над южной колесницей - изображение солнца (диск гладкий). В южной части купола под колесницей находилась аллегорическая фигура полуобнаженной женщины на рогатом звере в круге, которую Такаишвили трактует как вавилонскую блудницу и отмечает, что это довольно редкое изображение для росписи купола (аналогичное известно только в росписи купола Манглиси).

В вершинах арок барабана над окнами помещены 16 круглых медальонов с погрудными изображениями ангелов. На 8 гранях барабана находились изображения пророков в рост с развернутыми свитками. Новые 8 окон, сделанных, по мнению Такаишвили, при достройке Ишхани в 1032 г., значительно повредили роспись. Вирсаладзе, указывая на слабые возможности строительной техники того времени, неспособной пробить ровные круглые окна, практически не повредив края живописи, считает, что живописец для того, чтобы разместить монументальные фигуры пророков, заложил и заштукатурил 8 из 16 первоначальных окон барабана, сделав роспись поверх них. Со временем закладки выпали и в живописи образовались круглые отверстия, особенно пострадали головы пророков. В 8 больших окнах барабана были помещены 24 изображения святых (погрудное - в арке, в полный рост - на обоих откосах каждого окна). Сохранились надписи с именами нек-рых воинов-мучеников: Димитрия Солунского, Фоки, Сергия Римлянина, Феодора Стратилата, Мины, Прокопия Кесарийского, Геронтия, Конона Памфилийского. Подобное размещение изображений было обусловлено размерами низкого и широкого купола, где не умещались 3 регистра фигур святых сообразно их рангу, а подкупольные устои не были рассчитаны на роспись (многогранность ствола, орнаментированные капители и базы), так что живописец был вынужден занимать дополнительные площади.

Роспись южного рукава утрачена полностью, под большим окном сохранилась только подпись: «Св. Константин». В северном рукаве были представлены частично сохранившиеся композиции «Благовещение Пресв. Богородицы», «Рождество Христово», «Сретение Господне», «Преображение Господне», «Распятие», «Снятие с Креста», на откосах северного рукава - изображения вмц. Варвары и вмц. Марины.

На северной и южной стенах западного рукава храма был размещен ктиторский ряд (не сохранился). В углах пилястр западной стены читались исполненные красной краской надписи на асомтаврули - имена изображенных представителей таойской ветви груз. царской династии Багратиони - Адарнасе III Куропалат (881/889-923), его отец царь Тао Баграт I Магистр (937-945) и его сын эристав эриставов Баграт, строитель Ошки; на южной стене - фрагменты изображения царских одежд визант. образца. Такаишвили допускает, что здесь также находились портреты таойских Багратиони, поскольку в Ошки сохранились аналогичные барельефные изображения эристава эриставов Баграта и его брата царя Тао Давида III Куропалата (вторая половина X в. - 1001) в императорской византийской одежде. Здесь же были представлены образы св. воинов вмч. Георгия и вмч. Феодора Стратилата. На западной стене находились фрески, посвященные библейским сюжетам. Сохранились фрагменты надписи: «...и перед Авраамом», частично - декоративный орнамент стен и окон, состоящий из листвы и цветов.

В нижнем регистре северного рукава видны фрагменты росписи XII в. Здесь были представлены поясные фигуры семи святых, написанных черной краской, читаются подписи к четырем: святитель Николай, архиепископ Мирликийский; апостол Иаков, брат Господень; апостол Андрей Первозванный; апостол Лука. <…

Однонефная церковь во имя Богородицы сохранилась в 3 м к югу от кафоликона. Церковь небольшая (10,35×5,65 м), возведена царем Тао Гургеном II в 1006 г. На архитраве портала сев. входа помещена строительная надпись, исполненная асомтаврули: центральная часть, выполненная более крупными буквами, проходит по внешнему полукружию тимпана, следующая высечена концентрично расположенными полукруглыми строками в ее центре, конец надписи (содержащий дату) расположен горизонтально на нижней кромке тимпана. В надписи царя Гургена II сказано: «...построил сию святую церковь во имя святой Богородицы, для моления души моей. Святая Божья Матерь, будь мне шатром в тот День Суда. «Вот врата Господа; праведные войдут в них». Все входящие, помяните меня в молитве. Короникон был 226 (1006 г. - Авт.)».

С правой стороны надписи, напротив грузинской даты, указан тот же год, но в пересчете на армянское летосчисление (45 г.) армянскими буквами. Исследователи считают, что армянское обозначение даты - дань местному халкидонитскому армянскому населению. Считается, что царь возвел церковь как свою буд. усыпальницу: в текст надписи были включены строки погребального характера из Псалтири. То, что церковь использовалась как царская молельня, доказывает также и расположение юж. портала кафоликона и сев. дверей церкви друг против друга: очевидно, это было сделано для того, чтобы во время богослужения священник легко мог перейти из главного храма в царскую молельню.

Церковь выстроена из мозаично сложенных чисто тесанных камней желто-розового и красного цветов. Зал перекрыт коробовым сводом на одной подпружной арке, опирающейся на двухступенчатые выступающие пилястры, апсида - конхой. Продольные стены в интерьере украшены двумя декоративными арками. С севера был вход (заложен), с запада мусульманами был пробит новый вход. Часть южной стены выломана, восточный и западный рельефно украшенные фасады ободраны. С востока и запада церковь имеет по одному окну. В 1874 г. посетивший эти места фотограф Д. И. Ермаков зафиксировал наличники с тонкой резьбой орнаментальных плетений (к 1917 полностью утрачены). В алтаре сохранились следы забеленной росписи.

Фасады были облицованы хорошо тесанным камнем красно-желтого цвета и богато декорированы, профилированный карниз помещен между жгутами, его плоскость покрыта орнаментом. Оба окна декорированы аналогичным образом: вокруг проемов с трех сторон тянутся орнаментированные плетением наличники, выше посажены навершия с горизонтальными отворотами. Над восточным окном был расположен высокий расцветший крест. В орнаменте западного окна, состоящем из плетеных кругов, свободные места заполнены рельефами зверей и птиц. Хорошо сохранился портал сев. двери, также выделяющийся звериным орнаментом навершия: фигуры помещены в плетения четырехугольников навстречу друг другу, в центральном четырехугольнике изображены виноградные грозди.

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

https://www.pravenc.ru/text/1237981.html?ysclid=md19u404wk923281629



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.