ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Шухободь. Храмовый комплекс. Церкви Казанской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца.


Шухободь. Храмовый комплекс. Церкви Казанской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца
Храмовый комплекс. Не действует.  
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Адрес:
Вологодская область, Череповецкий район, село Шухободь

Координаты: 59.229615, 37.708002





Храмовый комплекс. Церкви Казанской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца, Слева Казанская церковь. Источник:https://shuhobod.ru/history/<br>, Шухободь, Череповецкий район, Вологодская область
Слева Казанская церковь. Источник:https://shuhobod.ru/history/
Алёна Александровна Силина



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  6 марта 2017

В собственности церкви имелись: церковный дом (двухэтажный, каменный 1880 г.), 3 амбара (один хлебный, второй около 1902 г., 3-й мельничный, с избой, около 1910 г.).

Часовни: 1) в д. Плоскове, деревянная, обшита тёсом, стоит среди деревни, иконостас («не имеет ценности»); 2) при д. Лемье, деревянная, обшита тёсом, с крыльцами вокруг, иконостас («не имеет ценности»).

Источники: РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1044. Л. 44-46. Л. 47-48 - план и фасад храма. Церковно-исторический атлас Вологодской области. - Вологда: Древности Севера, 2007. - Т. 1. - С. 103, 166, 189.

В конце тридцатых годов XX века обе церкви были закрыты и разрушены. Во время Великой Отечественной войны в зданиях церквей была размещена автомобильная база по ремонту поврежденной техники. Внутреннее убранство церквей было разрушено, снесена колокольня. После войны церкви передали в собственность профессионально-технического училища. В красном здании сделали спортзал, а в белом была мастерская по ремонту тракторов и другой техники. В здании бывшей земской школы на первом этаже размещалась почта, на втором – библиотека и клуб. В 1980 – 1990 годы в этом здании размещались некоторые классы начальной школы. В 1991 году - размещался магазин. В настоящее время здание разрушено и пустует.

https://shuhobod.ru/history/


Из хранящейся при церкви древней рукописи, предположительно можно указать на годы, около которых открыт приход. Рукописный акт, в коем описываются все деревни прихода с данными на каждое селение землями, состоялся по повелению царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича. В нем упоминается, что по указу деда нашего, блаженные памяти царя и великого князя Михаила Феодоровича писали домовую вотчину Ростовских чудотворцев — село Богородское и село Шугободское с деревнями и пустошами такие-то писцы. Они, списывая с Белозерских книг о каждом селении сего прихода, с означением меж и земель, о Шугободе пишут так: Вотчина митрополита Ростовского и село, что была деревня Шугободское, а в нем церковь Николы чудотворца, верх клетцкий, а в церкви образы и книги, и ризы, и клепало приходных людей на церковной земле.

По этому акту можно предположительно сказать, что приход открыт или ранее 1613 г., или сряду за сим, потому что в этом году Михаил Феодорович избран был уже царем. Из сего же акта видно как то, что этот приход с прочими составлял Череповскую волость и находился в Надпорожском стане Белозерского уезда, так и то, что эта вотчина митрополита Ростовского, составляющая приход Шугободский, называлась Залескою. От сего-то у простолюдинов и доныне этот приход известен под именем Залеского.

Давность основания прихода ясно доказывает и хранящаяся при церкви грамота Иосифа епископа Вологодского и Белозерского. Она выдана священно-церковно-служителям и церковному старосте в 1772 году на устройство новой каменной церкви Воскресения Христова, с теплым приделом во имя Николая чудотворца на место ветхой деревянной. Эта каменная церковь весьма прочна и ныне.

Кроме сей в 1854 году выстроена другая каменная трех-престольная церковь, с такой же колокольней, на место также деревянной церкви, бывшей во имя Казанской Божией Матери, с двумя приделами — пророка Илии и Алексия человека Божия. Освящена же сия церковь во имя Казанской Божией Матери в 1857 году, а приделы — во имя-пророка Илии в 1858, а во имя Алексия человека Божия в 1859 году.

Приход расположен: на плоском, низменном, открытом месте. Церковь же самая стоит при двух ручьях Тальце и Теплом. Талец обтекает с восточной стороны, а Теплый с южной. Оба ручья отделяют церковь от села Шугобода. Воды в обоих ручьях, кроме весны и сильных дождей, течет не более как в 1,5 вер., и в первом из них очень много ключей, по этому он и в зимнее время никогда не замерзает.

Священно-церковно-служителям в показанном писцовом акте назначено земли треть против крестьян села Шугобода, из него же видно, что земля измерялась в то время четвертями, по обращении коих в десятины, составляют 86 дес. 800 саж. Таким количеством земли владели священно-церковно-служители по 1803 год. В этом году состоялось специальное размежевание и по нему отведено во владение священно-церковно-служителям только 60 дес., которым владеют и по настоящее время.

Плана же и межевой книги при церкви нет, потому ли что отвод земли состоялся против воли причта или по другой причине неизвестно. Земля большей частью черноземная, местами хрящеватая; лесу же вовсе нет.

Весь приход расположен по проселочным дорогам и состоит из 12 селений. Самое ближайшее к церкви селение село Шугобод, при двух ручьях Тельце и Теплом в 18 верстах от г. Череповца. От села на восток, в полуверсте, деревня Ботило, от ней к северу, в ¼ версте Кораблево, далее, в ¼ версте Лаптево, к северо-западу, в ¼ версте Ганино; две последние деревни в 1 версте от церкви. Далее к югу от церкви, на проселочных дорогах к городу находятся деревни: Лемья, Плосково и Жидихово, первая в 2, вторая в 4 и третья в 5 верстах от церкви. На запад от церкви деревни: Сандалово, Волково, Янышево и Карманица; все 4 деревни отделены от Нелазского прихода р. Нелазою. Из поименованных деревень одни находятся в 15, а другие в 20 верстах от г. Череповца, равно как и от большой дороги. Сообщение, как с церковью, так и уездным городом, удобное. Постройка во всех деревнях деревянная, крестьяне русские.

На содержание причта получается жалованья 263 руб. Церковь получает доходу: от свеч до 76 руб., сборов кошельковых и кружечных от 240 до 400 р. и от продажи хлеба и льна от 103 до 200 и более руб.

Урожай хлеба бывает: рожь родится сама 6 и 7, иногда сама 8, овес сам 3, ячмень сам 4, картофель тоже, лен сам 3 и 4.

Промыслы: сапожничество и кузнечество.

Здания в приходе следующие: 2 церкви каменные с колокольней, ограда кругом церкви и кладбища деревянная, амбар для склада собираемого хлеба, 2 деревянные часовни — одна в деревне Лемье, другая в деревне Плоскове.

В приходе при волостном правлении есть приходское сельское училище, открытое Новгородской палатой государственных имуществ в 1859 году, в нем учащихся 43 мальчика и 3 девочки.

Источник: "Новгородский сборник"/под ред. Н. Богословского,1866 г. 5 вып.


К северо-западу от Череповца на плоской открытой местности расположено село Шухободь. В XV веке это село вместе с селом Богородским составляло вотчину Ростовского митрополита, т. е. было владением церкви.

Приход вместе с селом входил в состав Череповецкой волости и находился в Надпорожском стане Белозерского уезда. Известно, что эта вотчина митрополита Ростовского, составляющая приход Шухободский (иначе Шугобский), называлась Залескою, вероятно, потому, что находилась за большим дремучим лесом, которым еще в XV веке была покрыта большая часть современного Череповецкого района.

В XV веке в Шухободском приходе была срублена деревянная церковь во имя Николя Чудотворца, по своей архитектуре она напоминала большую избу. В XVIII веке в 1725 году был выстроен второй деревянный храм Казанской Богоматери. Время шло, деревянные храмы постепенно приходили в ветхость. В 1772 году взамен деревянной Николаевской церкви была возведена каменная Никольская церковь, но позже тоже была разобрана. В 1833–1851 годах построили каменную Казанскую церковь с колокольней.

По старой русской традиции рядом с храмами, на освященной земле, было устроено кладбище, обнесенное каменной стеной.

Известно, что в 1787 году священником церкви был Михаил Васильев, в 1797 году Иоан Михайлов, в 1864 году Ильинский Павел Федорович, с 1905 года его сын Ильинский Иван Павлович. Затем Дмитрий Малинин, который был репрессирован в тридцатые годы.

В конце XIX столетия в приходе проживало 1500 мужчин 1610 женщин. К селу относилось 11 деревень: Кораблево, Лаптево, Ганино, Сандалово, Ботило, Ямышево, Волково, Лемья, Плосково, Жидихово, Корманица. Главным занятием было хлебопашество: сеяли рожь, ячмень, овес, лен. 

В 1852 году была открыта церковно-приходская школа рядом с храмами.

В конце тридцатых годов XX века обе церкви были закрыты и разрушены. 

Источник: https://shuhobod.ru/history/



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.