Самая старая сохранившиеся часть первого монастыря, отстоящая в 300 метров от монастыря, это церковь усыпальница. Григорий Бакуриани построил ее чтобы было место упокоения его «грешных костей». Она сохранилась в общем неплохо до настоящего времени. Лишь крыша и потолок были восстановлены в 2001 г. Церковь самая старая в этом роде на православном востоке. У нее два этажа, первый сущая усыпальница, в нем в 14 могильных клеток, в полу, собраны кости старых монахов; вторым являлся храм для отпевания.
В архитектуре церкви можно увидеть как характерные для Византии и Болгарии того времени элементы, так и кавказо-сирийские. Церковь однокоробная, прямоугольная, на каждом этаже имеется притвор, который сначала был открытой галереей. Фасад раздвижен слепыми арками, разделенными полуколоннами. Кладка выполнена слоями, оформленными камнями и римскими кирпичами. Интересная деталь – окаймление окон, они ограждены выступающей полуцилиндрической засводеной рамой – решение, встречающееся в храмах Сирии и Кавказа – восток Византии, но в Центральной Византии его нет.
В храме сохранена роспись, основная часть из ХІ в. В ХІV в. добавили еще некоторые изображения. На самом деле это единственная сохранившиеся старая усыпальница с росписями. Была полностью расписана, к сожалению, не все сохранилось, но и по тому, что осталось, можно уверено судить об исключительной художественной стоимости написанного. Мастер Иоанн Иверопулец оставил автограф, благодаря чему мы знаем его имя. Он оставил нам один из шедевров старой христианской живописи. Мастер работал пастельными тонами, очень сдержан в написании и вместе с тем очень выразителен, изображения святых и разных сцен поражают своей убедительностью и умиротворённостью.
Живописная программа первого этажа связана непосредственно с функцию – быть местом хранения костей монахов до дня Воскресения и Страшного суда.
Изображение последнего развернуто по стенам и сводам притвора, при этом подчеркнута сцена «Объявления мертвых» над входом. В деталях представлено возвращение тел земле, морю, могилам и зверям – если кто-нибудь был съеден. В наосе крипты, над дверью, очень хорошо сохранена композиция «Видение пророка Иезекиила на поле с сухими костями», над полными костями могилами, ожидающие обещанного старозаветного Бога, воскресение во плоти. В алтарной апсиде написан деисисусный чин – всегда изображающий заступничество св. Богоматери и Иоанна Крестителя за нас, грешных, на Страшном суде. Образ святой Богоматери – одно из гениальных достижений христианского искусства, поражающее невыразимое сочетание печали и стоицизма в мольбе, направленной к сыну и Богу нашему Иисусу Христу.
В притворе первого этажа можно увидеть четыре портрета основателей и ктиторов монастыря. В замурованых в ХІV в. сводах северной стороны находятся самые старые изображения основателей – это братья Григорий и Абасий Бакуряни и дарители ХІV в., Георгий и Гавриил, по видимости, монахи монастыря. Можно с основанием допустить действительности в ликах основателей, поскольку в этом времени первоначальный храм еще существовал, а там без этих изображении не могло быть, так что неизвестный мастер не пропустил бы воспроизвести их.
Росписи второго этажа более хорошо сохранены. Основная часть и здесь из ХІ в., того же мастера – Иоанн Иверопулец. Лишь в притворе, как и на первом этаже, в перекрытых арок добавлены изображения болгарского царя середины ХІV в. – Иван Александр, один из двух сохранненых стенописных портретов царя; изображения св. Константина и Елены и Иоанна Богослова. Царь изображен во весь рост с инсигниями императорского достоинства. Поврежденная уже надпись по сторонам царя давала принятого титула – «В Христе Бога царь благоверный всем болгарам и грекам». По другой стороне его изображения стоят образы св. Константина и матери его – св. Елена с честным крестом Христовым меж ними. Константин Великий представлен как прототип всех православных царей – знаки императорского достоинства те же, как у Ивана Александра. В третьей перекрытой нише сохранена очень хорошо выполненая голова св. Иоанна Богослова, небесного покровителя болгарского царя. Остальные изображения из ХІ в. Над двери к центральной части написано другое видение пророка Иезекиила – первое, на реке Ховар. Внутренная часть церкви, судя по сохранявшимся фрескам, была вся в сценах о жизни Иисуса Христа. На южной стороне хорошо сохранились изображения «Принесение во храм – Сретение», «Крещение Иисуса» и «Воскресение Лазаря», на северной стене следуют: «Вход Господен в Иерусалиме», «Оплакивание Христа» и «Мироносицы у гроба Господня», последние уже не так хорошо сохранены. В ныне открытом алтарного пространстве две сцены причащение апостолов, а в апсиде – Св. Богоматерь Оранта (Знамение), окруженная образами архангелов – Михаила и Гавриила. Внизу, у алтарной перегородки, с двух сторон стоят группы «Всех святых» – по видимости, им и был и посвящен храм.
В настоящее время церковь-усыпальница является музеем. О посещении надо обратиться в монастырь.
По материалам официального сайта Бачковского монастыря