ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Бачково. Бачковский Успенский монастырь. Церковь-усыпальница (костница).


Бачково. Бачковский Успенский монастырь. Церковь-усыпальница (костница)
Церковь. Не действует.  
Год постройки:1083.
Адрес:
Болгария, Пловдивская обл., общ. Асеновград, с. Бачково

Координаты: 41.941392, 24.849388 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.






Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 16 февраля 2025

Самая старая сохранившиеся часть первого монастыря, отстоящая в 300 метров от монастыря, это церковь усыпальница. Григорий Бакуриани построил ее чтобы было место упокоения его «грешных костей». Она сохранилась в общем неплохо до настоящего времени. Лишь крыша и потолок были восстановлены в 2001 г. Церковь самая старая в этом роде на православном востоке. У нее два этажа, первый сущая усыпальница, в нем в 14 могильных клеток, в полу, собраны кости старых монахов; вторым являлся храм для отпевания.

В архитектуре церкви можно увидеть как характерные для Византии и Болгарии того времени элементы, так и кавказо-сирийские. Церковь однокоробная, прямоугольная, на каждом этаже имеется притвор, который сначала был открытой галереей. Фасад раздвижен слепыми арками, разделенными полуколоннами. Кладка выполнена слоями, оформленными камнями и римскими кирпичами. Интересная деталь – окаймление окон, они ограждены выступающей полуцилиндрической засводеной рамой – решение, встречающееся в храмах Сирии и Кавказа – восток Византии, но в Центральной Византии его нет.

В храме сохранена роспись, основная часть из ХІ в. В ХІV в. добавили еще некоторые изображения. На самом деле это единственная сохранившиеся старая усыпальница с росписями. Была полностью расписана, к сожалению, не все сохранилось, но и по тому, что осталось, можно уверено судить об исключительной художественной стоимости написанного. Мастер Иоанн Иверопулец оставил автограф, благодаря чему мы знаем его имя. Он оставил нам один из шедевров старой христианской живописи. Мастер работал пастельными тонами, очень сдержан в написании и вместе с тем очень выразителен, изображения святых и разных сцен поражают своей убедительностью и умиротворённостью.

Живописная программа первого этажа связана непосредственно с функцию – быть местом хранения костей монахов до дня Воскресения и Страшного суда.

Изображение последнего развернуто по стенам и сводам притвора, при этом подчеркнута сцена «Объявления мертвых» над входом. В деталях представлено возвращение тел земле, морю, могилам и зверям – если кто-нибудь был съеден. В наосе крипты, над дверью, очень хорошо сохранена композиция «Видение пророка Иезекиила на поле с сухими костями», над полными костями могилами, ожидающие обещанного старозаветного Бога, воскресение во плоти. В алтарной апсиде написан деисисусный чин – всегда изображающий заступничество св. Богоматери и Иоанна Крестителя за нас, грешных, на Страшном суде. Образ святой Богоматери – одно из гениальных достижений христианского искусства, поражающее невыразимое сочетание печали и стоицизма в мольбе, направленной к сыну и Богу нашему Иисусу Христу.

В притворе первого этажа можно увидеть четыре портрета основателей и ктиторов монастыря. В замурованых в ХІV в. сводах северной стороны находятся самые старые изображения основателей – это братья Григорий и Абасий Бакуряни и дарители ХІV в., Георгий и Гавриил, по видимости, монахи монастыря. Можно с основанием допустить действительности в ликах основателей, поскольку в этом времени первоначальный храм еще существовал, а там без этих изображении не могло быть, так что неизвестный мастер не пропустил бы воспроизвести их.

Росписи второго этажа более хорошо сохранены. Основная часть и здесь из ХІ в., того же мастера – Иоанн Иверопулец. Лишь в притворе, как и на первом этаже, в перекрытых арок добавлены изображения болгарского царя середины ХІV в. – Иван Александр, один из двух сохранненых стенописных портретов царя; изображения св. Константина и Елены и Иоанна Богослова. Царь изображен во весь рост с инсигниями императорского достоинства. Поврежденная уже надпись по сторонам царя давала принятого титула – «В Христе Бога царь благоверный всем болгарам и грекам». По другой стороне его изображения стоят образы св. Константина и матери его – св. Елена с честным крестом Христовым меж ними. Константин Великий представлен как прототип всех православных царей – знаки императорского достоинства те же, как у Ивана Александра. В третьей перекрытой нише сохранена очень хорошо выполненая голова св. Иоанна Богослова, небесного покровителя болгарского царя. Остальные изображения из ХІ в. Над двери к центральной части написано другое видение пророка Иезекиила – первое, на реке Ховар. Внутренная часть церкви, судя по сохранявшимся фрескам, была вся в сценах о жизни Иисуса Христа. На южной стороне хорошо сохранились изображения «Принесение во храм – Сретение», «Крещение Иисуса» и «Воскресение Лазаря», на северной стене следуют: «Вход Господен в Иерусалиме», «Оплакивание Христа» и «Мироносицы у гроба Господня», последние уже не так хорошо сохранены. В ныне открытом алтарного пространстве две сцены причащение апостолов, а в апсиде – Св. Богоматерь Оранта (Знамение), окруженная образами архангелов – Михаила и Гавриила. Внизу, у алтарной перегородки, с двух сторон стоят группы «Всех святых» – по видимости, им и был и посвящен храм.

В настоящее время церковь-усыпальница является музеем. О посещении надо обратиться в монастырь.

По материалам официального сайта Бачковского монастыря


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 16 февраля 2025

«…В Болгарии наружная архитектурная декорация такого типа появилась еще до ХІІ века, о чем свидетельствует развитый характер декорации церкви в Тернове и других памятников, среди которых выделяется, например, «Костница» Бачковского монастыря - двухъярусная погребальная церковь, относящаяся ко времени основания монастыря в 1083 году.

Наружные стены верхнего яруса этого памятника выложены кладкой, напоминающей кладку церкви Димитрия в Тернове, с той разницей, что в данном случае еще нет керамических украшений над нишами и прослойки камня отличаются более тщательной теской, без наружной промазки швов связующим в декоративных целях. В архитектуре церкви Бачковского монастыря ясно выступает стремление зодчего придать наружному облику здания нарядный характер при помощи использования самой кладки в декоративных целях. Характерно единство конструктивного и декоративного начал…»

Источник: Архитектурное наследство: сборник / Центральный науч.-исслед. ин-т теории и истории архитектуры. [Вып.] 2 / под ред. Н. Брунова [и др.]. — Москва: Стройиздат, 1951-1952. Стр. 15

Архитектурное наследство Текст : сборник / Центральный науч.-исслед. ин-т теории и истории архитектуры Вып. 2 - под ред. Н. Брунова [и др.] - Cистема онлайн-просмотра


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 16 февраля 2025

«…Однонефные сводчатые церкви известны ещё со времен Первого Болгарского царства, но в первых болгарских столицах они имели слабое распространение. Без сомнения, однонефные сводчатые церкви, как наиболее скромные и дешевые, продолжали строить и позднее, во время византийского владычества и Второго Болгарского царства, в маленьких и бедных монастырях и селениях. 

Наряду с этими небольшими церквами, которые не выделялись своей архитектурой, в течение XI—XIV вв. в Болгарии было построено несколько однонефных церквей с более богатым внешним убранством, которые соперничали с крестовокупольными церквами в городах и занимали видное место в церковной архитектуре Месемврии и, главным образом, Тырнова. Церкви этого типа покрыты цилиндрическим сводом. У одних свод был гладким, у других он был усилен несколькими арками, которые покоились на пилястрах продольных стен.

На первое место среди таких церквей надо поставить единственный в своем роде памятник — так называемую «усыпальницу» («костница») Бачковского монастыря, построенную в 1083 г. Усыпальница представляет собой двухэтажную постройку длиной 18 и шириной 7 м. Нижний этаж состоит из притвора и продолговатого однонефного сводчатого зала с широкой полукруглой апсидой с востока. В каменный пол зала было вделано 14 склепов. Притвор квадратный со входом с запада. Верхний этаж выше и заканчивается с востока пятигранной апсидой одной ширины с нефом. Притвор открывался на три стороны широкими арками, заделанными еще в XIV в. Незаделанной осталась только широкая арка на западной стене, придающая притвору вид лоджии, над которой находилось тройное окно. Старое перекрытие верхнего этажа усыпальницы было разрушено и в более поздний период заменено деревянной конструкцией. Однако три пилястры на северной и южной стенах показывают, что на них покоились три поперечные арки, которые поддерживали также поперечные в отношении длинной оси своды.

Нижний этаж усыпальницы построен целиком из ломаного камня, а стены верхнего этажа — из чередующихся рядов кирпичной и каменной кладки. На пяти гранях апсиды выложено пять глухих арок, дуги которых сделаны из радиально поставленных кирпичей. Восемь таких же, но более высоких арок оживляют протяженную плоскость южной стены. Эти арки не связаны с внутренней конструкцией и имеют чисто декоративное назначение. Арки двуступенчатые и разделены не плоскими пилястрами, а полуколонками, причем кирпичные и каменные ряды проходят и через полуколонки.

По своему облику усыпальница Банковского монастыря чужда старой болгарской архитектуре. Ее двухэтажная композиция, трактовка нижнего этажа как монастырской усыпальницы и особая декоративная обработка фасадов находят параллели в сирийской и армяно-грузинской архитектуре. Это объясняется тем, что основателем монастыря был грузин или армянин и что первоначально монастырь предназначался только для его соотечественников. Но смешанная кладка из чередующихся рядов кирпича и камня характерна не для Востока, а для Балкан, где она продолжала применяться до позднего средневековья. Зато изолированной в Родопах осталась бачковская декоративная аркада с её полуколонками на лопатках…»

Источник: Глава «Архитектура эпохи Второго Болгарского царства». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Миятев К.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966

История архитектуры средних веков


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 23 августа 2025

«…Большую роль византийские влияния сыграли в становлении болгарской и сербской живописи. Экспансия византийского искусства в Болгарию началась с эпохи царя Симеона. После завоевания византийцами Болгарии, длившегося более чем полтораста лет, с 1019 по 1187 год, эта экспансия принимает особенно энергичный характер. Новые монастыри во Фракии и Македонии, которые получают уставы непосредственно из Константинополя, берут на себя роль рассадников византийского искусства. Культивируемое в кругах знатных греческих семейств и крупных чиновников, оно постепенно вытесняет на второй план местные традиции, носителями которых были широкие народные массы.

Ярким примером импортированного в Болгарию греческого искусства являются фрески церкви-гробницы Бачковского монастыря, основанного в 1083 году знаменитым византийским чиновником грузином Григорием Пакуриани. Эти фрески, сопровождаемые греческими надписями, возникли во второй половине XII века. В апсиде верхней церкви представлена сидящая на троне Богоматерь с младенцем Христом и двумя ангелами, ниже идет фриз из чередующихся медальонов и прямоугольников с полуфигурами святых. В подражание эллинистическим портретам медальоны и прямоугольники с красными либо зелеными фонами заключены в рамы, которые имеют сверху петли, порождающие у зрителя иллюзию, будто каждый из портретов висит на стене. Под фризом находятся фигуры святителей, два ангела с рипидами и две свечи с подсвечниками. По сторонам от триумфальной арки изображены диаконы Евпл и Стефан и две композиции Причащения. Стены, имеющие строгое архитектурное членение, разбиты на два регистра. Внизу представлены стоящие святые, наверху развертывается праздничный цикл, каждая из сцен которого заключена в трехлопастную арку. Над дверью нарфика написана полуфигура Богоматери с младенцем Христом, а по сторонам от двери два архангела и апостолы Петр и Павел. В нарфике изображено Видение Иезекииля, повторяющееся в нижней церкви, апсиду которой украшают Деисус и полуфигуры отцов церкви, а нарфик Страшный суд, фигуры святых и портреты основателей монастыря Григория и его брата Апасия.

В целом декоративный ансамбль отличается необычайной ясностью. Каждая сцена занимает строго определенное место. Выбраны такие темы, которые представляют наибольший интерес с литургической точки зрения, композиции искусно подчинены обрамляющим их аркам. Нет никакого сомнения, что общая декоративная схема Бачкова восходит к чисто столичной традиции. Здесь работали опытные мастера, легко и свободно обращавшиеся с кистью. Лица вылеплены широкими и плавными мазками, в которых нет еще подчеркнутой линейной стилизации, столь характерной для росписей второй половины XII века. Великолепно написаны одеяния, ложащиеся разнообразными, сложными по ритму и направлению складками. Но в композициях есть известная жесткость, а фигуры имеют подчас преувеличенно вытянутые пропорции, что говорит об участии в исполнении фресок местных мастеров, среди которых находился и один соотечественник основателя монастыря — несомненно прошедший византийскую выучку грузинский художник Иоанн Иверопул. Надпись с его именем обнаружена на одной из фресок…»

Источник: Лазарев В. Н. «История византийской живописи» на сайте «Христианство в искусстве»

[VII.14. Болгария и Сербия] - Лазарев В. Н., История византийской живописи



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.