ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Бачково. Бачковский Успенский монастырь.


Бачково. Бачковский Успенский монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1083.
Ссылки: Официальный сайт  Прочее 
Адрес:
Болгария, Пловдивская обл., общ. Асеновград, с. Бачково

Координаты: 41.942074, 24.849635





Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  16 февраля 2025

Бачковский монастырь «Успения Пресвятой Богоматери» был основан Великим доместиком Запада и Севастом Григорием Бакурианом в 1083г., в правление византийского императора Алексея І Комнина. Регион основания был частью Византийской империи и принадлежал основателю, являвшимся близким другом Алексею. Брат Григория, Абасий, тоже принят сооснователем, поскольку, хотя и усопший уже во времени основания, оставил для дела собственость и довольно большую суму денег. В составленном Григорием Уставе (Типикон) он говорит, что каждый добрый христианин должен принести Богу хороший плод на спасение души его. Монастырь был построен в полной мере на «честных» деньгах основателей, без участия каких-нибудь неоплаченных трудов или повинности крепостных.

Определено было число монахов – 50 человек, во главе с игумена. Первый настоятель был Григорий Вански, человек, руководивший строительством монастыря. Число монахов является впечатляющим, лишь два монастыря Константинополя были более многочисленными. Первые монахи происходили из восточных частей Византии, где находились Иверия, регионы Тао и Клардж. Братство состояло в основном из грузин, но очень возможно, что были и некоторые православные армяне – в Национальной библиотеке в Софии хранится рукописное евангелие ХІ-ХІІ в. из Бачковскова монастыря. То же самое относится и к братиям основателям: некоторые источники называют их грузинами, другие армянами. Григорий упоминает, что они сыновья «князя князей» Бакуриан, осиротевшие с малых лет и выбившись в жизнь благодаря своим качествам и преданной службе византийским императорам. Нет сомнения, однако, что они были православными, иначе основать монастырь в Византии было нельзя. Среди братьев также не было греков, не считая одного, который, зная греческий язык, мог бы общаться с властями. Прием греков запрещала 24 глава Устава.

Григорий раздобыл от императора хрисовул, который дарил монастырю полнейший иммунитет, т.е. независимость от какой-нибудь власти – светской или церковной, также монастырь был освобожден от уплаты налогов. Особый упор сделан на независимость от митрополита, находившегося рядом с городом Пловдив. Устав был подписан не одним Григорием, но и тогдашним Иерусалимским патриархом Евфимием, гостившим у Григория. Чтобы упрочить эту независимость, основатель, который по всей видимости был неженат, оставил новооснованному монастырю большую часть своего имущества. Много земель и поселений в регионе нынешнего Асеновграда и сам город, называвшийся тогда Станимака, а также вблиз лежавшей горе Родопи и нынешней Северной Греции, отданы были монастырю. На нужды паломников были построены три постоялые двора – Прилонгийский, Мармарский и Станимашкий. Первые два, в регионе Эгейского моря, не сохранились, от третьего осталась церковь св. Георгия и основы жилых корпусов. Монастырь был снабжен всем необходимым для жизни: хозяйственным оборудованием, рабочим и домашним скотом, одних лошадей было 110.

На нужды богослужения были предоставлены все нужные книги, утварь, иконы, богослужебные одежды, некоторые в богатой ювелирной оправе. Собственность и юридический статус монастыря были закреплены семнадцати хрисовулами и другими документами. Старые источники называют монастырь Петриционским, греческий вариант имени местности – Петрич. Бачковский он стал в средние века, после возникновения близлежавшей деревни с этим именем. Бачкова называлось поле, упомянутое в Уставе и подаренное монастырю.

Сразу после основания в монастыре была создан и действовал книжный и богословский круг. Григорий сумел привлечь в него некоторых из выдающихся умов своего времени. Самый известный меж ними Иоан Петрич (Петрици), грузин, ученик Иоана Итала и Михаила Псела. В Бачковском монастыре он перевел на грузинский язык «Начала» Прокла, писал сочинения против ересей. Прожив тридцать лет в Бачковском, он закончил свою жизнь в грузинском монастыре Гелати. Желанию Григория Бакуриани, чтоб кости его упокоились в основанном ими монастыря, не суждено было осуществится. Он погиб через три года после основания, в битве севернее Пловдива, его тела не нашли после боя. Но кости раньше почившего младшего брата, Абасия, Григорий сумел перенести и положить в монастырской усыпальнице.

После основания, до прихода турок, в середине ХІV в., монастырь сохранял свою независимость, хотя и переходил попеременно в состав Болгарии и Византии. Болгарские цари его поддерживали, делая богатых дарении. Особо проявился царь Иван Александр, правивший в середине ХІV в. – за свою щедрость он признан сектитором монастыря и его портрет написан в монастырской усыпальнице.

Во времена крестовых походов обитель посетили крестоносцы. Они нашли ее в хорошем состоянии, двор был покрыт белыми плитами, много ценных икон, украшенных драгоценными камнями, серебром и золотом. Во времени Третьего похода настоятеля монастыря привели к императору Священной римской империи, Фридриху Барбароса, император отнесся с должным уважением к отцу, одарил его и отправил назад в монастырь.

Когда турки заняли Балканы, жизнь монастыря стала куда труднее. Старые права были потеряны, пришлось платить налоги. В ХVІ в. монастырь стал частью вакефа султана Сулеймана І, что принесло ему некоторые послабления в отношение дани, и это позволило монахам собрать нужные деньги на его восстановление в начале следующего века. Вместе с этим, монастырь становится объектом частых грабежей, отчасти разрушен. Но монахи сумели справиться и богослужение не прерывалось.

После взятия старой болгарской столицы, город Тернов, Бачковский монастырь стал местом, куда, по-видимому, был сослан последний патриарх Второго Болгарского государства – святой патриарх Евтимий. Здесь он принял конец своей благословленой жизни. Болгарский книжник первой половины ХV в., Константин Костенечкий, прибыл в монастырь водимый желанием учиться у виднейшего книжника старой Болгарии, Евтимия, но не нашел его среди живых. Однако в монастыре был ученик Евтимия – Андрей-Андроник. Несомненно, патриарх Евтимий продолжил свои книжные и духовные труды и в Бачковском монастыре. С конца ХІV – начала ХV вв. количество болгарских монахов в обители все время увеличивалось, продолжая традиции, заложенная патриархом. К сожалению, время и исторические перемены сыграли свою роль, и очень немного сохранилось от старой богатой монастырской книжнины и ценности, что нам сейчас осталось, не хватает, чтобы иметь более полное представление о прошлом монастыря.

Начало ХVІІ в. – это время, когда Бачковский монастырь ожил для новой жизни. При руководстве настоятелей Матей и Партений весь монастырь был перепостроен. Из основания были воздвигнуты соборны храм «Успения Пресвятой Богоматери», монастырская кладовая, трапезная и постоялый двор в Асеновграде. С середины ХVІІ в. до последнего свидетельства о присуствие грузин среди братьев монастыря – иерусалимский патриарх Досифей прибыл в св. обитель в 1669 г. и написал на поле Устава, что «монастырь принадлежит грузинам».

После восстанавливание в ХVІІ в. Бачковский монастырь потерял независимость и стал ставропигией Константинопольской патриархии. Настоятели назначались оттуда, нередко это были греки, усилилось греческое присуствие в монастыре, чему болгарские монахи упорно сопротивлялись. ХVІІI и XIX вв. прошли под знаком борьбы меж болгарами и греками в регионе, городах – Пловдив, Асеновград и др. 

Болгарские монахи поощряли возникающее новое болгарское просвещение. В бумагах отмечена помощь, данная ими первой болгарской городской школе Пловдива – «Св.св. Кирилла и Мефодия». В первой половине ХІХ в. был добавлен второй двор, на нужды возраставшего паломничества, после реформы в Османской империей. В 1836 г. в нем была построена третья монастырская церковь – «Св. Николая», чью роспись позже сделал Захарий Зограф.

Во второй половине ХІХ в., с усилением борьбы о восстановление независимости Болгарской Церкви, возросло противопоставление среди монахов монастыря. Греческие монахи сумели вынести и спрятать самые старые переписи монастырского Устава, на греческом и грузинском языках, и сейчас они находятся в библиотеке «Кораис» на о. Хиос. Вынесены были и другие книги, и ценности. В 1894 г., после учреждения Болгарской экзархии, соперничество было разрешено в пользу болгар с переходом Бачковского монастыря в подчинение новой Болгарской Церкви.

В настоящее время Бачковский монастырь является ставропигиальным (патриаршим) Болгарской патриархии, в нем лежат кости двух предстоятелей Болгарской православной церкви – экзарха Стефан и патриарха Кирилла.

По материалам официального сайта Бачковского монастыря


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  16 февраля 2025

Мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы в с. Бачкове, ранее - Петрицонский, ставропигия Болгарской Православной Церкви, расположен в начале Родопских гор на берегу реки Чаи, на южной окраине села.

Обитель, при основании получившая название Петрицони (по-гречески Петрицос), была основана в 1083 году выходцем из Тао-Кларджети, грузинским сановником на службе Восточно-Римской империи, севастом и великим доместиком Запада Григорием Бакуриани. Военачальник Григорий устроил монастырь на своих обширных владениях и сам же в 1084 году составил для обители устав - на начало XXI века древнейший известный монастырский устав в Болгарии. Устав, написанный на греческом, грузинском и армянском языках, учреждал монастырь как грузинский. Здесь полагалось подвизаться 50 монахам-грузинам, им было запрещено впускать в обитель чиновников и монахов-ромеев, и лишь должность монастырского писаря было позволено занимать ромею. Настоятель сам назначал себе наследника. Такой устав был неугоден Константинопольскому патриарху, но влиятельный Григорий добился у императора предоставления монастырю статуса автокефального. Устав же монастыря утвердил патриарх Иерусалимский. Ктитор построил не только собственно монастырские здания, но и три странноприимных дома для паломников в близлежащем Стенимахосе (ныне Асеновград).

Воля севаста Григория о поддержании обители как грузинского монастыря соблюдалась до конца XII века. За эти годы здесь была создана книжная школа и библиотека. Их одно время возглавлял грузинский философ-неоплатоник Иоанн Петрици, здесь же получил образование преподобномученик Иоанн Чимчимели. В период до XIII века в монастыре был построен храм во имя Святых Архангелов.

С XIII века в монастырь приходит всё больше болгарских монахов, но живые связи монастыря с Грузией сохранялись на протяжении нескольких столетий. В 1344 году Станимашская область, в которой расположена обитель, была уступлена Болгарскому царю. Последующие два десятилетия монастырь пользовался покровительством Болгарского царя Иоанна-Александра.

В 1364 году этот край захватили османские войска. В конце XIV века сюда был сослан и прожил последние годы земной жизни патриарх Болгарской Церкви святитель Евфимий Тырновский. В течение последующих веков османского владычества, несмотря на неблагоприятные условия, монастырь сумел сохранить своё духовное влияние и значение.

В 1595 году турки разграбили и частично разрушили обитель, но чтимая монастырская икона Богородицы была спасена и после этого прославилась ещё более. В конце XVI века было предпринято обновление монастыря, которое продолжалось до середины XVII века. В этот период были воздвигнуты новый монастырский собор в честь Успения Пресвятой Богородицы и трапезная.

В 1745 году Бачковский монастырь перешёл под омофор Царьградской Патриархии и стал важным центром греко-болгарских культурных отношений.

В 1780-1860 годах ктиторами монастыря был известный болгарский род Чалыковых из Пловдива и Одрина (ныне Эдирне). В 1830-40-х годах обитель была расширена и украшена на средства местного болгарского населения и братьев Стояна и Вылко Чалыковых.

После начала церковной смуты в болгарских землях монастырь окончательно закрепился за Болгарской Экзархией в 1894 году. На начало XXI века монастырь был ставропигией Болгарской Церкви, вторым по величине монастырём в Болгарии, был включен в список ста национальных достояний страны. При обители действовал церковный музей.

По материалам открытой православной энциклопедии "Древо"



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.