Соборный храм монастыря расположен на северном дворе монастыря. Был впервые построен еще при первом ктиторе обители, Григории Бакуриани. Нынешний собор в честь Успения Божией Матери был возведен в 1604 году, на основе прежнего. Ктиторская надпись датирует роспись церкви 1643 годом. Церковь возведена по образцу святогорских трехапсидных храмов.
По материалам открытой православной энциклопедии Древо
Соборный храм монастыря «Успения Пресвятой Богоматери» был построен в 1604 г. и, как показали археологические изучения, воспроизводит довольно точно старую церковью, построенной Григорием Бакуриани. Она тоже была триконхальная, но вместе с тем трипрестольная, тогда как нынешная является однопрестольная крестокупольная триконха. Надо отметить особую настойчивость монастырского братства, получившего в начале ХVІІ в. от османского правительства обязательного разрешения на построение такого большого храма. На самом деле, это самый большой храм, построенный за время османского владычества до реформ Махмуда ІІ, в начале ХІХ в. Размеры храма: 24,5х14,5 м. Зодчество впечатляет своей искусностью, церковь построена из белых отёсанных камней, поверх окон имеется украшение декоративными арками, а тамбур купола ступенчатыми.
Хорошо сохранившийся иконостас - один из самых старых на территории Болгарии, выполнен в начале ХVІІ в. Это раскрашенная резьба по дереву в позолоте. Иконы с того же времени, исключая четыре в центре, которые конца ХVІІІ в.
Основная роспись храма сделана мастером Моско Велев из города Одрин в 1850 г. Она выполнена в традиции Болгарского возрождения. На самом деле это вторая роспись церкви, перекрывающая более старую со времени ее построения. Старая сохранилась лишь в притворе. Она была окончена в 1643 г. и оплачена богатыми купцами Георгием и Константином. Портреты двух дарителей, написанные в богатых одеждах времени, можно увидеть слева от внутренной центральной двери. Вокруг следуют изображения мученичества раннехристианских мучеников и святых. Последние в одеждах старых бояр Византии и Болгарии, в богатых орнаментах.
Неизвестный мастер оставил нам одни из самых интересных фресок семнадцатого века, поражающие умиротворенностью и исихасткой сосредоточенностью взглядов изображенных. У некоторые из святых нимбы украшены рельефами – позолоченными розами, которые не нарушают восприятия смиреной торжественности фигур. Образ Христа Вседержителя в куполе напоминает как о таинстве Боговоплощения, так и о переходность земного мира.
В наосе храма, с двух сторон центральной двери, захоронены два виднейших первоиерарха Болгарской православной церкви: последний экзарх – Стефан, и первый патриарх третьей автокефальной болгарской церкви – Кирил.
По материалам официального сайта Бачковского монастыря