ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Хашми. Троицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной.


Хашми. Троицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной
Собор. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной
Год постройки:приблизительно 500. Расписан в 1518 г., ремонтировался в 1982, 2005 и 2007 годах.
Адрес:
Грузия, край Кахетия, Сагареджойский муниципалитет, село Хашми, 4 км к северо-востоку от села.

Координаты: 41.793234, 45.218183





Троицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, южный фасад<br>, Хашми, Кахетия, Грузия
южный фасад
zavar-vera
9 июля 2024
Троицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, вид с юго-востока<br>, Хашми, Кахетия, Грузия
вид с юго-востока
zavar-vera
9 июля 2024
Троицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, крест на восточном фасаде<br>, Хашми, Кахетия, Грузия
крест на восточном фасаде
zavar-vera
9 июля 2024
Троицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, тимпан западного портала<br>, Хашми, Кахетия, Грузия
тимпан западного портала
zavar-vera
9 июля 2024
Троицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Хашми, Кахетия, Грузия
zavar-vera
9 июля 2024
Троицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Хашми, Кахетия, Грузия
zavar-vera
9 июля 2024
Троицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Крещение<br>, Хашми, Кахетия, Грузия
Крещение
zavar-vera
9 июля 2024
Троицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Хашми, Кахетия, Грузия
zavar-vera
9 июля 2024
Троицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Хашми, Кахетия, Грузия
zavar-vera
9 июля 2024
Троицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, , Хашми, Кахетия, Грузия
zavar-vera
9 июля 2024
Троицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, Святой Георгий<br>, Хашми, Кахетия, Грузия
Святой Георгий
zavar-vera
9 июля 2024
Троицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной, царское место<br>, Хашми, Кахетия, Грузия
царское место
zavar-vera
9 июля 2024



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Терентий
 
ТерентийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 января 2025

Согласно преданию, св. царь Вахтанг Горгасали (V в.) перед одной из битв с горцами остановился на этом месте и поклялся, что возведет храм, если Бог дарует ему победу. После победоносного похода здесь был воздвигнут собор во имя Св. Троицы (Джаши. 1914. С. 4). Архитектурный анализ подтверждает, что церковь была возведена на рубеже V и VI вв., при св. Вахтанге или его сыне и преемнике царе Дачи. К. стал кафедральным центром образованной приблизительно в это же время Кацаретской епархии. Здесь был устроен монастырь. Находившийся под попечительством кахетинских князей и царей Грузии собор не раз восстанавливали. В нач. XVI в. царь Кахети Александр I (1476-1511) и его мать царица Нестан-Дареджан обновили и украсили многие церкви, в т. ч. и К. В 1518 г. стены и своды главного нефа были оштукатурены и украшены фресками. В росписи храма также принимали участие рус. мастера, к-рые приезжали в Кахети по приглашению груз. царей (Бакрадзе. 1875. С. 128).

В делах московского посольства в Кахети в 1589 г. описаны кафоликон К. и его святыни: «Храмъ Святыя Живоначальныя Троицы, каменъ, зделанъ о камени синего тесана, из нутри подписано золотомъ. Образъ в нем месной Живоначальныя Троицы, обложенъ золотомъ съ камениемъ съ дорогимъ и иные образы многие обложены серебромъ позолочены» (Белокуров. 1889. С. CXXII).

В XVI-XVIII вв. близ церкви были выстроены архиерейский дом, жилая башня, колокольня; комплекс был обнесен оградой. Самебские епископы - особенно Николай (Чолокашвили) (кон. 80-х гг. XVII в.- 1695), Николай (Мдивнишвили) (1695-1710; с 1701 архиепископ), Иосиф (Квабулидзе) (Кобулашвили) (ок. 1711 - кон. 20-х гг. XVIII в.; с 1723 архиепископ), Иоанн (30-60-е гг. XVIII в.) - заботились об обеспечении монастыря и улучшении его материального положения. Еп. Николай (Мдивнишвили) восстановил церковь, архиерейский дом и ограду, определил состав клира, возобновил совершение богослужений, украсил храм мн. иконами, обновил книгохранилище (Ист. документы Гареджи. 2008. С. 205). При еп. Иосифе К. стал крупным центром просвещения и культуры, была открыта школа для крестьянских детей. Иммунитетной грамотой 1651 г. царь Картли-Кахети Ростом (1648-1656) освободил крестьян К. от всех гос. повинностей, кроме участия в ополчении (Там же. 2011. С. 725). Цари Кахети Теймураз I (1606-1616, 1634-1648; царь Картли и Кахети в 1623-1632), Арчил II (1664-1675), Давид II (Имамкули-хан) (1703-1722) и кахетинские князья щедро жертвовали монастырю крестьян и имения.

В нач. XVIII в. лезгины опустошили К., спаслись лишь еп. Николай и неск. семей кацаретских крестьян, к-рые переселились в Земо-Хашми, оттуда - в Хашми. К сер. XVIII в. село окончательно обезлюдело.

После упразднения Кацаретской епархии в 1765 г. К. был передан в управление епископу Ниноцминдскому, в 1780 г.- настоятелю мон-ря Натлисмцемели (во имя св. Иоанна Предтечи) в пуст. Гареджи. В 1798 г. царь Картли-Кахети Георгий XII (1798-1800) закрепил за Натлисмцемели право на имущество К. и предписал его настоятелю совершать здесь богослужения, устроить в К. одну из своих резиденций. Также в К. был восстановлен клир: иеромонах, священник, диакон, писец (Там же. С. 682-684). В нач. XIX в. монастырская жизнь в К. замерла, церковь обветшала.

Осенью 1846 г. эти места посетил историк А. Н. Муравьёв. Он назвал К. «отпечатком лучших времен Грузинской Церкви», описал кафоликон, указав, что местами сохранилась стенная живопись (Муравьёв. 1848. Ч. 1. С. 204-206). К последней четверти столетия «здание храма... ничем и никем не защищенное, сделалось убежищем для... животных» (Пурцеладзе. 1891). В 1885 г. по инициативе грузинского историка Д. Бакрадзе и настоятеля Натлисмцемели архим. Макария в К. были расчищены территория и здание церкви, перебрано перекрытие, вставлена дверь, воздвигнута алтарная преграда. Выявлены хозяйственные сооружения монастыря - колодец, пекарня, марани (винный погреб) с 50 квеври (большими амфорами для хранения вина и воды), бассейн, вода в который поступала из леса по глиняным трубам. Двое иноков из мон-ря Натлисмцемели поселились в башне и стали присматривать за церковью. 17 февр. 1891 г. архим. Макарий и 4 иеромонаха освятили храм. Видимо, постоянного клира в К. на тот момент не было. В периодике того времени упоминается народный обычай устраивать возле К. по церковным праздникам пикники: напр., на 3-й день Пасхи отмечали Самебоба (праздник Св. Троицы). В 1925 г. в К. проводили полевые исследования архитекторы Т. Бейер и Н. П. Северов. Бейер зарисовал ансамбль, снял замеры церкви, составил чертежи (план, разрезы). Нек-рые его работы использовал В. Беридзе при иллюстрировании своих трудов; архив хранился в Ин-те искусствознания в Тбилиси, но погиб при пожаре в кон. 1991 - нач. 1992 г.

В 1982 г. произведена реставрация кафоликона. Монастырская жизнь была восстановлена. В 2004-2009 гг. в К. находилась резиденция еп. Сагареджойского и Ниноцминдского Луки. В 2005-2007 гг. храм был вновь отреставрирован.

Кафоликон является памятником грузинского зодчества кон. V - нач. VI в. Представляет собой вытянутую (26,6×13,8 м) 3-нефную базилику с 4 парами прямоугольных в плане столбов. С востока средний неф заканчивается алтарной апсидой. Изначально помещения по бокам алтаря не были выделены, боковые нефы простирались на всю длину здания и замыкались с востока прямой стеной. Продольные арки, перекинутые через столбы, а также арка конхи апсиды имеют подковообразную форму. Церковь имела 3 арочных входа - с запада, юга и севера (последний позднее был заложен). Первоначальные окна хорошо сохранились в алтаре и в восточных стенах боковых нефов. Они крупные (особенно выделяется среднее - более метра в ширину), имеют подковообразные арки и незначительно расширяются внутрь. В настоящее время церковь освещается 21 окном.

Из декоративного убранства интерьера церкви сохранились рельефы на капителях первой с востока пары столбов и на импостах арки конхи. Эти рельефы, включающие сильно стилизованные изображения деревьев и орнамент в виде ланцеток, обнаруживают явное влияние искусства Сасанидов и находят ближайшие стилистические параллели в декоре приалтарных капителей Болнисского Сиона (478-493).

Между VII и IX вв. церковь подверглась частичной переделке. В восточной части боковых нефов посредством перегородок были выделены прямоугольные помещения. В сев. нефе, между 2 средними столбами и сев. стеной, был устроен придел с маленькой апсидой с востока (ныне разрушена) и с отдельным перекрытием в виде купольного свода. В XV в. фасад всего здания, за исключением продольных стен среднего нефа над кровлями боковых нефов, был дополнительно облицован большими ровными плитами зеленовато-розового песчаника, характерного для храмов Бочорма и Ниноцминда. Вслед. этого значительно увеличилась толщина стен (до 2 м). На вост. фасаде был помещен высеченный почти во всю ширину среднего нефа большой рельефный крест. Работы коснулись также и перекрытия церкви. Упадок строительного искусства, вызванный нашествиями Тамерлана и характерный для груз. архитектуры XV в., ощутим в сухом оформлении фасадного креста, а также в исполнении сводов боковых нефов: они имеют неровную поверхность, сев. неф значительно ниже южного, что заметно и в наружном облике здания. Декоративное украшение храма - кивоты, устроенные в алтарных столбах, и киворий - относится к XVII в. В XVIII в. алтарь был переделан и придвинут к 1-й с востока паре колонн.

В 1518 г. церковь была расписана (дата содержится во фрагментированной фресковой надписи, сделанной на тимпане зап. входа). По иконографии и стилю роспись близка к афонской живописи XVI в. На своде в медальонах изображены: в центре - Христос Пантократор, по бокам - Пресв. Богородица и Иоанн Предтеча; на подпружных арках свода - пророки; в алтарной апсиде - Божия Матерь «Одигитрия»; на приалтарных устоях - «Благовещение», разделенное на 2 части; на продольных стенах - праздничные сцены (в верхнем регистре), чудеса Христовы (в среднем регистре), а также одиночные и парные фигуры святых (в нижнем регистре).

На вост. грани 2-го с востока столба сев. ряда сохранился портрет ктитора с венцом на голове, указывающего на модель церкви базиликального типа в руке. Его одежда украшена 2 вертикальными рядами крупных медальонов с изображениями двуглавых орлов - образом визант. императора, крайне редко встречающимся в груз. искусстве. Портрет не имеет надписи, но можно с большой долей уверенности сказать, что это кахетинский царь Леван (1520-1574), делавший значительные пожертвования церквам и монастырям не только Кахети, но и всей Грузии, а также Св. земли и Афона. Выбор необычного места для ктиторского портрета можно объяснить статусом царя - он правил Кахети с 1518 г., когда была сделана роспись, но на царство был венчан лишь в 1520 г.

Д. Хоштария

По меатериалам сайта "Православная энциклопедия"


Терентий
 
ТерентийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 января 2025

В античные эпохи левый берег куры и всё пространство до Гомборского хребта называлось Кухетией, и населяли его кухетинцы. Место, где стоит монастырь, могло быть селом, городом, или просто культовым центром у этих людей и называлось оно Кацарети. Когда Святая Нина крестила царя Мириана, она отправилась далее на восток, в сторону Алазанской долины. Известно, что она была в Жалети, Уджарме и Кацарети. Неизвестно, в какой последовательности. Шатбердский список хроники "Обращение Картли" говорит: «И Нино вошла в Кхоэти и стала в Кацарети. И крестила кхоэлов и суджов со всем их народом». Таким образом, если крещение Картли произошло в Мцхете, то крещение кухетинцев - в Кацарети. Может быть, в реке Иори. Здесь же Нина установила крест. На том самом месте, где сейчас стоит базилика. Есть, впрочем, мнение, что Нина крестила суджей в другом месте, где-то за Алазани, а современное Кацарети получило своё название уже позже. Далее лет 150 тут ничего не происходит, а ближе к концу V века царь Вахтанг Горгасал строит тут храм. Считается, что перед одним из походов на горцев он дал клятву основать такой храм в случае успеха. Так же считается, что храм начал строиться в самом конце его правления или даже при его сыне Дачи, то есть, в те кризисные годы, когда вся равнина была захвачена персами, а Вахтанг жил в крепости Уджарма, что в 6-ти километрах западнее. Дачи тоже жил в Уджарме первое время, так что вполне логично, что храм строили где-то рядом. В XV веке храм был облицован плитами из песчаника. В резултате он стал двуслойным: внутренняя стена VI века, а внешняя XV. Тогда же появился и резной крест на восточной стене. Это редкий случай резьбы по камню XV века. Считается, что некоторые огрехи исполнения демонстрируют общий упадок культуры в те времена. В 1518 году храм расписали фресками. Это могло быть сделано по распоряжению кахетинского царя Левана II, который изображён на одном из столбов. И только после этого был построен архиерейский дом, башня, колокольня и все прочие строения комплекса. В середине XVIII века эти края были разорены лезгинами, жители села Кацарети ушли в Хашми, а храм был заброшен. Только в 1885 году монастырь привели в порядок и поставили на храме дверь. Тогда же появилась и алтарная перегородка, которую мы видим по сей день. В 1891 году храм снова освятили. В 1982, 2005 и 2007 годах храм перенёс несколько ремонтов.

Вышло так, что одновременно с постройкой храма, была учреждена и Кацаретская епархия, так что храм сразу стал кафедральным. Это была очень маленькая епархия, размером от сел Верона, Русиани и Гомбори на севере до Сартичала на юге. Первым в истории упомянут кацаретский епископ (кацарели) Захария, который подписался под постановлением Двинского собора (506 год). По иерерхии XI века кацаретский епископ находился на 20-м месте. В позднее средневековье в Кахетии епископы были администраторами и военно-обязанными, а армия кацаретского епископа была частью армии епископа руставского. Позже, в XVIII веке епархия сильно пострадала от набегов лезгин. В 1765 году по распоряжению царя и католикоса епархию ликвидировали и поделили её территорию между руставской и ниноцминдской епархиями. Граница прошла по реке Иори. Сейчас это территория Сагареджийско-Ниноцминдской епархии.

Этот храм - классическая трёхнефная базилика. На месте все обязательные элементы - и колонны и окна верхнего яруса. Росписи сохранились неплохо, как это часто бывает с росписями XVI века. На восточной грани одного из столбов есть фигура человека в венце. Это считается изображением Левана II, который в 1518 году уже правил страной, но ещё не был коронован. Иранская армия именно в этом году вернула его на кахетинский трон. Можно сказать, что эти фрески - символическое отражение первого иранского нашествия на Кахетию.

У Кацаретской базилики есть одна особенность: её апсидная ниша имеет форму не полукруга, а подковы. Есть мнение, что это архитектурный приём V - VI веков. Вторая особенность. Это колонны. Почти все базилики V века имеют крестообразные колонны - вы можете видеть такие в Светицховели, Болниси и Долочопи. Такие же колонны у базилики в Урбниси. Но тут колонны в сечении прямоугольные.

Кацаретская базилика - весьма ценный архитектурный памятник. Несмотря на переоблицовку, он всё же сохранил много от начала VI века. Сейчас это один из самых древних храмов Грузии. Он немного старше базилики Анчисхати и Цандрипшской базилики, и лишь немного моложе Болнисского Сиона. Фактически это второй по старшинству грузинский храм.

С сайта "Грузия для всех"



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.