История Покровского женского монастыря вблизи станиц Динской и Пластуновской была короткой. Всего 25-30 лет (с конца XIX века по 1920-е гг.) просуществовал он. Точной даты его разрушения и убиения подвизавшихся в нем монахинь пока не удалось найти. Так же, как и фотографий (по-видимому, строители «светлого будущего» позаботились уничтожить эти документы). В изданном в 2000 г. фотоальбоме «Кубань православная – первозванная», посвященном истории Православия и восстановлению на Кубани былой духовности, о Покровском женском монастыре нет ничего, кроме названия. Однако имеются опубликованные в печати и хранящиеся в государственных архивах пока никем не обобщенные сведения о создании Покровского монастыря, его развитии, духовной и хозяйственной деятельности. А также о деяниях богоборческой власти в 1920-е гг., приведших к разграблению, а затем полному уничтожению этой большой, красивой и богатой женской обители.
Пожелтевшая от времени брошюра с подробным описанием торжественного открытия Покровской общины в 1899 году преосвященным Агафодором сохранилась по промыслу Божию у одной прихожанки нашего монастыря в честь иконы Божией Матери «Всецарица». Сестра ее бабушки, Евсеева Фекла, была насельницей Покровского монастыря и умерла в возрасте 18 лет. Узнав, что мы создаем в Динском районе подворье, женщина подарила нам эту брошюру – их семейную реликвию. Называется она «Открытие Покровской общины близ станицы Динской, Кубанской области», состоит из 16 страниц и издана в 1899 году в типо-литографии Т.М. Тимофеева (Ставрополь-Кавказ). Перепечатана она из «Ставропольских Епархиальных Ведомостей». Адрес общины указан такой: чрез Пластуновскую станцию Ростово-Владикавказской железной дороги в Покровскую общину. Эта территория тогда относилась к Ставропольской епархии. При открытии общины в ней уже было 50 насельниц, управляла ею сестра Татиана Кончакова, впоследствии ставшая игуменией Рафаилой.
Новопокровская женская обитель (Покровский женский монастырь) образовалась по инициативе вдовы войскового старшины Анны Алексеевны Радченковой, которая пожертвовала земельный участок для устройства женского монастыря. Большую помощь в создании обители оказались монахини Ставропольского Иоанно-Марьинского монастыря, которые собирали средства для этого. К 14 октября 1896 года монахиня Иоанно-Марьинского монастыря Архелая построила на этом участке молитвенный дом, признанный благочинным готовым к освящению в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Освящение состоялось 10 ноября 1896 года. Молитвенный дом был сделан из соснового леса, с одной главой, увенчанной металлическим крестом. С западной стороны к дому сделана пристройка из пяти комнат с особым крыльцом для житья монахинь. В 1897 году здесь проживали 64 монахини и послушницы. К 1903 году кроме молитвенного дома у общины имелось пять корпусов для помещения сестер, странноприимный дом, здание школы для детей из окрестных хуторов, дом для священников с надворными постройками, хозяйственный двор, строился большой кирпичный храм, заканчивалось строительство монастырской гостиницы. Как и в любой женской обители, при монастыре действовала школа смешанного типа. В 1914 году в монастыре насчитывалось 114 монахинь». В «Ставропольских епархиальных ведомостях» № 20 за 1899 г. говорится, что участок земли, пожертвованный Анной Радченко для устройства женского монастыря «для вечного поминовения ее и ее присных», был солидный – 123 десятины.
На первых порах, при участии Радченко, монахиней Архелаей быстро был устроен небольшой деревянный храм с келлиями при нем и другие необходимые постройки. Скоро записалось в общину и поселилось на участке до 50 сестер, был временно назначен и священник; но дальнейший рост общины приостановился: монахиня Архелая оказалась слишком старой и дряхлой, чтобы понести столь тяжелый труд, как изыскание средств и устроение обители. Увидев это и опасаясь, что ее надежды могут не сбыться, жертвовательница Радченко уничтожила дарственную на имя Архелаи и завещала весь участок проживавшей в числе сестер общины девице крестьянке Татьяне Федотовой Кончаковой, которая и довершила дело, начатое Архелаей. (Анна Радченко почила в 1898 г.).
Из статьи С.А. Раздольского «Монастыри Кавказской епархии и их роль в культурном развитии Северного Кавказа» (Южнороссийское обозрение в Ростове-на-Дону, выпуск 33) мы узнали важные подробности о строительстве главного храма монастыря – величественного и великолепного Покровского собора. «…На правом берегу реки Кочети, среди офицерских участков, где находились хутора, располагалась Покровская женская община. Сама община находилась на некотором возвышении, а на самом высоком месте был построен храм. Общину возглавляла мать Татиана со старшими сестрами. В храме служили три священника, старшим из которых был отец Филипп Николайченко. При закладке храма в основание главного алтаря была положена цинковая доска, на которой написано: «При державе Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя Императора Николая Александровича, в лето 1901 года, в 10 день сентября, совершена закладка сего храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы преосвященным Агафодором, епископом Ставропольским и Екатеринодарским, в управлении общиной начальницы матери Татианы (Федотовой Кончаковой)». Планировалось, что закладываемый храм должен стать одним из лучших в епархии и по своим архитектурным достоинствам, и по своим размерам. Общая стоимость здания, исчисленная по смете, составляла 100 тысяч рублей, не считая иконостаса, утвари и украшений. Размеры храма составляли 65 х 40 аршин.
Архитектура выдержана в византийском стиле. В подвальном полуэтаже размещался еще один храм – теплый, который использовали в зимнее время. Постройку храма планировалось закончить в пять-шесть лет. Храм строился на пожертвования местных жителей, часть средств расходовалась на самые неотложные нужды и возведение подсобных помещений. Украшен же храм был ценной утварью, пожертвованной черноморцами. Самым известным благотворителем был крестьянин из Ставропольской губернии, села Ново-Егорлыкского, Гавриил Захарович Петров. Он вручил 10 000 рублей на постройку храма, не отказываясь впредь помогать в случае нужды…» А о завершении строительства монастыря мы нашли сведения в статье О.И. Шафрановой «Деятельность женских северокавказских монастырей и общин во второй половине XIX – начале XX веков». «В 1903 году община купила 16 десятин земли, подворье с домом в Екатеринодаре, 27 десятин леса в станице Ставропольской, устроила кирпичную церковь на участке Волошина в станице Корсунской. С 12 апреля 1904 года община стала называться Покровским женским монастырем. В 1909 году на благотворительные пожертвования построена новая двухэтажная кирпичная церковь с тремя престолами: главный во имя Покрова Пресвятой Богородицы, правый – в честь Архангела Гавриила, левый в честь Евангелиста Иоанна Богослова и св. праведной Анны…»
Число насельниц монастыря постепенно увеличивалось. Так, в «Справочнике по Ставропольской епархии», который составил Екатеринодарский священник Н.Т. Михайлов в 1911 году, указывается, что в Покровском женском монастыре – 116 монашествующих. К этому времени в обители имелся дом из шести комнат для монастырских священников, было большое здание школы с квартирой для учительницы. В школе грамоты для хуторских детей занятия вела дочь священника, окончившая курсы в Екатеринодарском епархиальном училище – Екатерина Барыкинская. Закон Божий преподавал священник Леонид Вишневский.
В статье В.А. Раздольского «Монастыри Кавказской епархии и их роль в культурном развитии Северного Кавказа» сообщаются многие точные данные: при преосвященном Агафодоре в Покровской женской общине была возведена деревянная, обложенная кирпичом пристройка к храму размером 29х20 аршин. В ней, кроме помещения начальницы, находились 8 келий. Стоимость этой постройки составила 4000 рублей. Также было построено здание школы, с помещением для учителя и особой комнатой для приюта детей отдаленных хуторов. Содержание этих детей община взяла на собственный счет. В 1900 г. в школе обучалось 20 детей: часть из них проживала в общине постоянно, а часть приходила из близко расположенных хуторов, приписанных к храму общины. Из сумм училищного совета учительница получала в год 240 руб., а община предоставляла ей квартиру с отоплением, освещением, столом и прислугой.
В «Ставропольских епархиальных ведомостях» № 24 за 1906 г. мы нашли описание одного из сестринских корпусов - двухэтажного кирпичного корпуса, построенного в 1904 году на южной стороне монастырской усадьбы. «Длина здания 40 аршин, ширина 18 аршин. В нижнем этаже находятся: просторная трапезная (22 и 18 аршин), две комнаты для помещения сестер и кухня с кладовой. В верхнем этаже имеется 12-ть отдельных комнат, разделенных коридором, по шести с обеих сторон. Комнаты изолированы одна от другой, просторные, светлые; содержатся чисто, опрятно. В 2-х комнатах помещается по две сестры, а в 10 комнатах по три; для каждой имеются постели. В конце коридора небольшой балкон и наружная лестница для выхода из верхнего этажа. Есть внутри здания подъем на верхний этаж из трапезной. Здание прочное, красивое, вполне отвечает своему назначению».
Несмотря на лукавое время всеобщего шатания умов и оскудения веры и благочестия являлись благотворители, своими посильными жертвами облегчавшие матери Рафаиле выполнение ее трудной задачи. Приступив в 1902 году к созиданию величественного собора, она весьма много трудов положила для того, чтобы расположить благочестивых людей к жертвам на это богоугодное дело. Зато и собор, стоивший до 70 тыс. руб., вышел великолепным. Исполненный в древнем русско-византийском стиле, имеющий крестообразную форму, увенчанный 25 главами (5 больших и 20 малых), с ярко блестящими на нем вызолоченными крестами, он представляет собою грандиозное сооружение. Три широкие каменные лестницы ведут в верхний этаж, залитый светом и поддерживаемый четырьмя массивными каменными столбами…
Деревянный иконостас нижнего храма высокой и художественной работы, исполнен под мрамор с таким искусством, что издали невозможно отличить его от настоящего; святые иконы – все академической живописи московского художника Епанешникова; потолок храма поддерживается четырьмя громадными каменными столбами. Здесь обращают на себя исключительное внимание богомольца святые иконы: Скоропослушницы и великомученика Пантелеимона (обе афонской живописи) и в теплом храме – прекрасная копия с петербургской чудотворной иконы «Всех Скорбящих Радости», благочестно здесь чтимая. Эту икону подарила в Покровский женский монастырь в 1902 г. жена судебного следователя А.В. Гудима в память исцеления своего мужа И если сооружение соборного храма было в свое время источником скорбей и туги сердечной, потребовавшим безмерных трудов, как от игумении, так и сестер, - зато теперь они имеют великое утешение наслаждаться им. Как гигант стоит он среди обители, и малыми детьми по сравнению с ним кажутся и теплый храм с примыкающим к нему каменным корпусом настоятельских келий, и каменная трапеза с ее круглою и высокою сторожевою башнею, с висящим на ней сигнальным колоколом, и двухэтажный каменный корпус сестринских келий, и два каменных одноэтажных корпуска их же; и один таковой же деревянный.
Одновременно, один за одним, возникали следующие здания: каменная гостиница для приема богомольцев, каменный дом для священника, саманное здание для школы грамоты, открытой здесь с 1900 года для хуторянских детей, такая же странноприемная, дом для сторожей, такой же дом на черном скотном дворе, деревянная ветряная мельница, не говоря о множестве других хозяйственных служб. Кроме того, благодаря трудам сестер, увеличен до весьма значительных размеров оставшийся после А.А. Радченко фруктовый сад, с виноградником при нем, и заведен новый, на восточной стороне обители… Вся внутренняя площадь монастыря покрыта тенистыми лиственными деревьями, среди которых находится глубокий колодезь с чистою и вкусною водою, пред которым, – в каменном киоте, устроенном наподобие часовни, – образ Спасителя, беседующего при источнике с самарянкою… Матерь Божия да покрывает обитель благодатным и честным Своим омофором!»
Октябрьская революция, установление советской власти, гражданская война, власть белых на Кубани. В 1919 году, при генерале Деникине, землеустроительная комиссия Екатеринодарского отдела ведомства земледелия Кубанского краевого правительства постановила оставить Покровскому монастырю близ станицы Пластуновской из принадлежащей ему земли в бесплатное пользование 12 десятин, а за остальные 108 десятин своей земли монастырь должен был платить арендную плату в среднем размере.
Но настоящую беду принесло монастырю восстановление на Кубани советской власти. Об этом тоже говорят архивные документы. 5-м мая 1921-го года датировано письмо, адресованное Отделу юстиции, за подписью Председателя Кубано-Черноморского облисполкома. Вот содержание этого письма, хранящегося в архиве: «Кубчероблисполком предлагает вне всякой очереди сделать распоряжение о немедленном и безоговорочном выселении монахинь из Покровского монастыря близ станицы Пластуновской, взять на учет все монастырские угодья с живым и мертвым инвентарем и передать таковые в распоряжение Кубано-Черноморского Областного Приюта». 24 июля 1921 года в присутствии понятых – священника и монахинь – заведующих ризницами – было описано все имущество храмов обители – от драгоценной алтарной утвари и облачений до швабр, ведер, совков и свечных огарков. Изъяты были также большие суммы денег.
В акте от 28 июля 1921 года, подписанном секретарем Ликвидационного П/отдела и казначеем Отюста, указана сумма: «нашли их в количестве одного миллиона четырехсот тридцати семи тысяч восьмисот двадцати восьми рублей 26 коп. бумажными знаками, серебряной монетой 1 р. 05 к. и 2 монеты в 10 и 5 пфеннигов и медной монетой 14 р. 21 к.». Большевиками были изъяты все монастырские земельные угодья. Сделан обыск хозяйственных и жилых помещений (в том числе кельи игумении и жилья священника) и территории. Найдены и изъяты большие запасы зерна – всего было вывезено приблизительно пять с половиной тысяч пудов. Зерно вывозилось на ссыпной пункт станицы Динской и увозилось автомобилями в город Краснодар.
25 июля 1921 года, на основании ст. 12 декрета об отделении церкви от государства и инструкции к нему, были изъяты и переданы в отдел юстиции Кубчероблисполкома печать монастыря и угловой штемпель. А на следующий день у монастыря был отобран малый храм («как совершенно излишний») для устройства библиотеки и театра в колонии малолетних преступников, которая была переведена в Покровский монастырь. Монахини вынуждены были проживать на одной территории с преступниками. Из монастырских храмов для приют-колонии были изъяты мебель, платки, полотенца, ткани, занавески (даже завесы с Царских врат). На этом доступные архивные сведения о Покровском монастыре обрываются, т.к. без печати и штампа организация официально не существует.
Поскольку малолетние преступники не могли ухаживать за посевами на такой большой площади и убирать урожай, на базе монастыря была образована сельхозартель «Правда». Это мы узнали из хранящегося в краевом госархиве постановления коллегии Кубано-Черноморского областного Земельного отдела: в июле 1921 года коллегия Облземотдела постановила «уборку урожая 1921 года произвести в так называемой Покровской трудовой с/х земледельческой производственной артели «Правда», устранить от всякого вмешательства в дела земледельческого хозяйства колонию малолетних преступников, забрать по акту у колонии всё имеющее отношение к сельскому хозяйству артели, как то с/х орудия, живой инвентарь, складочные помещения и т.п. и т.д.» Несколько лет существовала сельхозартель, в ней трудились насельницы монастыря. Затем сведения об артели в архивах прерываются.
В жизнеописании архиепископа Краснодарского и Кубанского Феофила (Богоявленского) среди информации о жестоких репрессиях на Кубани мы нашли о Покровском монастыре следующее: «…В 1924 всех монахинь (300 человек) Покровского женского монастыря, находившегося около станицы Пластуновской, насильно вывезли и на их глазах расстреляли монастырское начальство, кроме игуменьи, которая в это время отсутствовала».
Об уничтожении остальных насельниц мы в настоящее время имеем только устное свидетельство – одна из монахинь Апшеронского женского монастыря, родом из станицы Динской, рассказала нам, что знает от своих предков следующее: со всех монахинь Покровского монастыря сняли монашеское облачение и раздели до сорочек, и в таком виде их, плачущих, пригнали в станицу Динскую, где в одном из домов мучили, а затем всех расстреляли. Основываясь на этом устном свидетельстве, мы молимся на каждой панихиде в нашей обители об убиенной игумении Рафаиле с сестрами.
Монастырские храмы были разрушены. Из статьи в Динской районной газете за 24 октября 2013 г.: «…В 1920-е годы монастырь был закрыт, помещения стали использовать для хозяйственных нужд. В эти же годы монастырь был частично разрушен выстрелами из тяжелых орудий с ближних курганов прямой наводкой...»
Итак, монастырь был разграблен и полностью разрушен, а монахини – его насельницы - погибли от руки безбожной власти. В 2005 года у краснодарского монастыря в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в 10 км от разрушенного большевиками Покровского монастыря появилось подворье.
При сравнении Покровского монастыря и нашего монастырского подворья выявляется очень много общего. Приходится только удивляться и снова и снова благодарить Господа, не оставляющего нас Своим дивным Промыслом. Итак: Оба монастыря женские. Оба в честь Пресвятой Богородицы: Покровский и в честь иконы «Всецарица». Оба в Динском районе. Оба на берегу речек: Кочеты и Ставок, ее приток. Оба не содержались за счет казны, а строились и жили на пожертвования благодетелей. В обоих монастырях сначала был построен малый храм (молитвенный дом) с пристройками. Пристройки в обоих из пяти комнат. Через несколько лет рядом с малым храмом построен главный храм обители. Главные храмы в обоих монастырях в честь Пресвятой Богородицы – Покровский и Благовещенский, – оба белые кирпичные с синими куполами. Оба построены в византийском стиле. Откуда мог знать наш архитектор Вячеслав Николаевич Ижиков, что его проекты для нашего подворья будут напоминать разрушенный Покровский монастырь?!
Игумения Покровского монастыря Рафаила и игумения монастыря «Всецарица» Неонилла очень похожи по характеру, хотя монастыри во времени разделяет целое столетие! Об этом сходстве говорят найденные нами в Ставропольских Епархиальных Ведомостях за 1906 год слова: «Замечательно, что собор и все другие постройки производятся без всяких определенных средств: на одни собираемые пожертвования по мере их поступлений; но, благодаря энергии настоятельницы, работы кипят безостановочно, потому что настоятельница и сама не покладает рук и других будит к деятельности…»
В обоих монастырях ведущие направления сельского хозяйства – садоводство и пчеловодство. В обоих с восточной стороны от главного храма посажен сад. Сад Покровского монастыря описывается как «дивный». Созданные недавно наши сады – Гефсиманский сад на Кубани и вишневый сад рядом с ним – тоже можно назвать дивными. В описании территории Покровского монастыря описывается «колодезь с необыкновенно вкусной водой» среди тенистых лиственных деревьев, над которым была устроена сень; а в нашем монастыре в 2007 г. в Богородичный праздник забил источник с чистой вкусной холодной водой, его окультурили диким камнем и устроили купель, он окружен березами и плакучими ивами. Сестринские корпуса – в основном на северной стороне усадьбы. В обоих монастырях большинство сестер – молодые. Совпало даже имя старшей просфорницы в обоих монастырях – Евдокия. В 1903 году Покровский монастырь приобрел землю и подворье с домом в Екатеринодаре. И ровно через 100 лет – в 2003-м году в Екатеринодаре был построен наш монастырь «Всецарица»! А на месте, где был Покровский монастырь, в небольшом поселке Украинском, до сих пор нет даже достойного храма.
По инициативе жителей в 2013 году здесь начали строить небольшую церковь, частично заложили фундамент, но из-за недостатка средств работы вскоре прекратили, об этом рассказывалось в газете Динского района от 24 октября 2013 года. А весной 2015 года в той же газете «Трибуна-нео» была информация о том, что собрана примерно десятая часть средств для строительства Покровского храма. В настоящее время богослужения стали там проходить в приспособленном здании, но о восстановлении монастыря нет даже речи.
Господь и Пресвятая Богородица управили так, что преемниками уничтоженной обители в Динском районе Краснодарского края стали храмы подворья нашего монастыря. Мы верим и знаем, что убиенные монахини Покровского монастыря молятся за нас, за наш молодой монастырь. И на каждой панихиде в нашей обители – как в храме «Всецарица» в Краснодаре, так и в храме преподобного Саввы Освященного на подворье – мы поминаем убиенную игумению Рафаилу с сестрами. Вечная им память! У святителя Николая Сербского в его «Молитвах на озере» есть одна коротенькая молитва, которую всем нам надо чаще повторять: «Мученики за веру истинную, молите Бога о нас!»
Источник: https://m.ok.ru/group/64172952781050/topic/156752385311738