ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Уна. Храмовый комплекс Унского погоста.


Уна. Храмовый комплекс Унского погоста
Деревянный храмовый комплекс.  Утрачен. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Год постройки:Между 1769 и 1787.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Архангельская область, Приморский район, село Уна

Координаты: 64.605606, 38.155558 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.






Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  27 октября 2024

В настоящее время наиболее актуальной проблемой изучения истории русской деревянной архитектуры является недостаточное использование архивных источников. О важности источниковедческого подхода неоднократно упоминалось в недавних публикациях по истории деревянной архитектуры, причем не только русской, но и зарубежной. Отсутствие ссылок на первоисточники, как правило, ведет к повторению в научной литературе устаревших и зачастую ошибочных сведений о тех или иных памятниках. В некоторых случаях ситуация осложняется еще и тем, что многие из церквей, находившиеся в труднодоступных регионах Русского Севера, исчезали в пожарах или разрушались от ветхости, оставаясь практически неизвестными. В этой связи представляется необходимым придать новый импульс изучению отечественной деревянной архитектуры с помощью обращения через архивные документы к малоисследованным и утраченным сооружениям.

В качестве примера можно привести шедевр русского деревянного зодчества Беломорья — церковь св. Климента Папы Римского в селе Уна на Онежском полуострове (Онежский район Архангельской области), которая была частью целого ансамбля (храм утрачен еще в конце XIX столетия). Целью данного исследования является попытка воссоздания этапов строительства храмов в Уне и введение в научный оборот уточненной датировки церкви св. Климента.

Уна впервые упоминается в Уставной грамоте великого князя Василия Дмитриевича Двинской земле 1397 г. Уже с XV в. в Уне, как и по всему Онежскому полуострову, развивается солеварный промысел, откуда появляются названия «Унское усолье» и «Унский посад». Архитектурный комплекс в селе Уна состоял из церквей св. Климента Папы Римского, св. Троицы с трапезной и колокольни; доминирующая роль принадлежала монументальному шатровому храму св. Климента.

Еще в 1886 г. Уну посетил В.В. Суслов, тщательно изучивший эту постройку и опубликовавший в 1895 г. ее рисунок, продольный разрез, план и проект реставрации фасадов. «Она, хотя и сильно переделана, но, при тщательном исследовании ее чердачных помещений мне удалось найти все данные, по которым можно было совершенно ясно представить ее первоначальный вид. Церковь в плане имеет вид креста, над срединой которого возвышается восьмигранный сруб с шатровым покрытием. Боковые части крестового сруба, с фасада, идут двумя уступами, перекрытыми бочечными скатами. С восточной стороны церкви пристроены дьяконник, помещение для жертвенника и кладовые, а с запада идет с трех сторон галерея». Необходимо обратить внимание, что В.В. Суслов был единственным из профессионалов, кто успел произвести натурное обследование церкви св. Климента всего за несколько лет до ее утраты. С тех пор практически все упоминания этого памятника так или иначе связаны с именем этого выдающегося зодчего, реставратора и историка отечественной архитектуры.

В.В. Суслов относил время сооружения церкви св. Климента к XVII столетию, однако никаких аргументов в пользу этой датировки не привел. Между тем в изданном в 1894 г. первом томе «Кратких описаний церквей и приходов Архангельской губернии» было высказано предположение, что церковь была построена в 1501 г.: «несомненно, это один из древнейших приходов: образование его совпадает, вероятно, с устройством в Уне первой церкви в 1501 г., существующей до настоящего времени и при всем том весьма прочной».

Безусловный авторитет В.В. Суслова и широкое использование трехтомного «Краткого описания приходов и церквей Архангельской епархии», являющегося настольной книгой любого исследователя деревянного зодчества Русского Севера, утвердили в научной литературе именно эти две датировки — 1501 г. и XVII. Утрата еще в конце XIX в. церкви св. Климента в Уне, казалось бы, навсегда лишает возможности прояснить вопрос о времени возникновения этого памятника, поскольку 1501 г. без приведения ссылок кажется датой полулегендарной, а предложенные В.В. Сусловым хронологические рамки представляются, во-первых, слишком широкими, и, во-вторых, также не подкрепленными документально.

В этой ситуации наиболее актуальной задачей является обращение к архивным источникам, оставшимся вне поля зрения В.В. Суслова, составителей «Краткого описания…» и других исследователей, занимавшихся вопросами истории деревянной архитектуры Беломорья.

В собрании Государственного архива Архангельской области (ГААО) наиболее ранним документом, относящимся к архитектуре комплекса в Уне, является порядная 1653 г. на разборку и строительство теплой Троицкой церкви. Это сооружение простояло более ста лет, до тех пор, пока в 1769–1771 гг. не была выстроена новая Троицкая церковь с трапезной. По описи 1808 г. в Уне значится «церковь Святыя Живоначальныя Троицы, шатровая, с трапезою теплою, с печью белою и папертью, на ней крест осьмиконечной». Точную датировку Троицкого храма приводит опись 1834 г., согласно которой он построен «1769го года тщанием прихожан», а «престол сей посвящен 1771 года». По всей вероятности, близким по объемно-пространственному решению к Троицкой церкви в Уне является Никольский храм в Конецдворье в дельте Северной Двины, традиционно датируемый 1769 г. Географическая близость, сходство композиции, где вертикаль шатра уравновешена горизонталью трапезной с папертью, практически одно время возведения (конец 1760-х гг.) позволяют рассматривать Троицкий храм в Уне и Никольскую церковь в Конецдворье в одном ключе.

Возведение в Уне в 1769–1771 гг. зимнего шатрового Троицкого храма с трапезной соответствует общей практике приходского строительства на Русском Севере, где в первую очередь, до того, как будет завершен летний храм, строилась теплая церковь, позволявшая, в случае необходимости, совершать богослужения круглый год. Действительно, та же «Опись, учиненная Архангельской Епархии и округи Унского прихода церквей» 1834 г. свидетельствует о том, что летняя церковь св. Климента была «построена 1771 года тщанием прихожан». Освящение главного престола во имя св. Климента Папы Римского состоялось только при преемнике епископа Антония — преосвященном Вениамине в 1783 г.

Последовательное сооружение в Уне сначала зимнего Троицкого храма в 1769–1771 г. и затем летней церкви св. Климента в 1771–1783 гг. позволяет выдвинуть предположение, что предшествующие постройки были одновременно уничтожены пожаром, который мог вызвать масштабные строительные работы в Унском приходе в конце 1760-х — середине 1780-х гг. В таком случае традиционные и распространенные датировки церкви св. Климента, относящие ее к 1501 г. или XVII столетию, должны быть исключены.

Примечательно, что в 1771 г. был священнодействован лишь антиминс главного престола летнего храма — во имя св. Климента, в то время как антиминсы для двух боковых приделов — во имя св. Иоанна Богослова и св. Николая Мирликийского — были освящены и даны одновременно тем же епископом Вениамином 20 января 1783 г.

Одновременное освящение всех трех престолов в 1783 г., возможно, разъясняет то обстоятельство, что летняя церковь в Уне строилась 12 лет (хотя сама по себе эта задержка не должна вызывать удивления, поскольку между закладкой и освящением церквей иногда проходило много лет). Не исключено, в 1771 г. храм был заложен как однопрестольный, а в ходе строительства прихожанами было решено устроить боковые приделы. Это изменение первоначального замысла потребовало дополнительного времени для перепланировки.

Важной деталью истории церкви св. Климента является то, что боковые приделы были выделены в объеме здания и увенчаны главами. Опись 1808 г. упоминает «придел святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, на нем глава чешуей крыта, крест осмоконечной» и «придел святого Николая Архиепископа Мирликийского Чудотворца, на нем глава чешуей крыта, крест осмоконечной». В 1871 г. церковь подверглась ремонту, вскоре после которого, в 1886 г., ее и зафиксировал В.В. Суслов. По его мнению, «план церкви и все ее главнейшие формы в конструктивном отношении сохранились в первоначальном виде. Изменения выразились в обшивке церкви тесом, в переделке внешнего покрытия крыш и в перестройке паперти».

На основании натурных обследований В.В. Суслов в 1895 г. опубликовал реконструкцию первоначального облика церкви св. Климента (ошибочно названной им церковью св. Троицы). Этот чертеж вошел в первую в истории отечественной историко-архитектурной науки серию реставрационных проектов северных деревянных храмов (Нёнокса, Кокшеньга, Нижняя Уфтюга и ряд других), которая была представлена В.В. Сусловым в его прекрасно изданных «Памятниках древнего русского зодчества».

Несмотря на попытку строго следовать результатам своих натурных наблюдений при реконструкции первоначальных окон, крыльца и трехсторонней паперти, В.В. Суслов все же не избежал соблазна «поэтизировать» образ этого величавого, статного и, действительно, сказочного храма. Архитектор сознательно подчеркнул русское национальное своеобразие деревянной церкви, показав характерную фактуру открытой бревенчатой стены. Подобная трактовка экстерьера была предложена им и в других чертежах этой серии, где все постройки даны без обшивки. Впоследствии этот же метод будет свойствен проектным предложениям Д.В. Милеева и, в конце концов, воплощен на практике в реставрациях А.В. Ополовникова.

Между тем, говоря о том, что «изменения выразились в обшивке церкви тесом», и полагая, что первоначальный вид храма представлял собой именно открытую бревенчатую стену, В.В. Суслов допустил некоторую неточность, поскольку уже в Описи 1834 г. относительно церкви св. Климента указывается, что она «покрыта вся досками деревянными, окрашена красками разными». Ввиду актуальности в настоящее время дискуссии о целесообразности обшивки деревянных церквей по окончании реставрации, дополнительные архивные свидетельства в пользу соответствия дощатого покрытия облику памятников деревянного зодчества на начало XIX в. и, возможно, конец XVIII в., могут представлять особый интерес.

В отличие от летней церкви св. Климента, которая была в XIX в. подвергнута заметным, но все же не радикальным переделкам (о них писал В.В. Суслов), теплая Троицкая церковь была перестроена в 1848 г. Это вполне соответствовало общей практике, при которой именно зимние церкви ветшали гораздо быстрее летних из-за печного отопления и перепадов температур. Однако примечательно указание архивного источника на то, что «у теплой Троицкой церкви при постройке ея в 1848 году оставлена старая трапеза». В 1863 г., по прошествии всего пятнадцати лет, было высказано сомнение — действительно ли необходимо сохранять трапезную 1769–1771 гг. в объеме нового храма — и озвучена типичная для того времени оценка старинной архитектуры, мешавшей процессам поновления и модернизации: «старая трапеза, которая, кроме того, что безобразит фасад Церкви, в настоящее время почти совершенно обветшала». Поэтому в прошении на имя преосв. Нафанаила причт и прихожане ходатайствовали о том, чтобы «вместо старой ветхой трапезы построить новую на фундаменте из серого камня».

Этот же документ проливает свет на датировку шатровой колокольни — третьего компонента храмового ансамбля в Уне. По состоянию на декабрь 1863 г. «деревянная колокольня, построенная в 1787 году, требует поправки и обшивки ея тесом». В прошении прихожане указывают, что «колокольня, фундаментом и стенами очень крепкая, которую и просим сверху от звонов поправить, обшить тесом, покрасить приличною краскою».

Архивные источники в точности устанавливают и печальную дату гибели церкви св. Климента в пожаре. По рапорту благочинного о. Григория Легатова в 1899 г. «4 июля от молнии дотла сгорели в Унском приходе Климентовский храм и колокольня, и только усилиями прихожан удалось отстоять теплый Троицкий храм и причтовые дома».

После пожара причт и прихожане изъявили в 1900 г. желание «построить новую колокольню на месте сгоревшей, ограду вокруг церкви и часовню на месте сгоревшего храма». Проект колокольни был утвержден не сразу, так как первый вариант «не имел никакого стиля». Только в мае 1901 г. одобренный чертеж на постройку колокольни в Унском приходе был препровожден в Архангельскую Духовную Консисторию, и в июне 1902 г. была произведена приемка «вновь устроенной колокольни в Унском посаде».

Приступить к постройке памятной часовни на месте сгоревшей церкви св. Климента Папы Римского так и не представилось возможности за неимением средств, «тем более ввиду предстоящего ремонта храма», единственного оставшегося в Унском приходе после пожара 1899 г.

Таким образом, в результате исследования была восстановлена история памятников деревянного церковного зодчества в Уне. Еще в 1653 г. древний Троицкий храм был перестроен с максимальным использованием сохранившегося материала. Однако в 1769–1771 гг. в Уне была возведена шатровая трапезная Троицкая церковь, после окончания которой немедленно приступили к сооружению летнего храма св. Климента Папы Римского, освященного в 1783 г. С постройкой в 1787 г. шатровой колокольни создание всего комплекса было завершено. Каждый из его элементов имел шатровое завершение, что, наряду с Троицкой (1727–1729) и Никольской (1763) церквями в соседней Нёноксе, Никольскими храмами в Патракеевке (1746) и Конецдворье (1769) существенно дополняет картину распространения шатровой архитектуры именно на Онежском полуострове на протяжении всего XVIII столетия.

Прежние датировки церкви св. Климента, относившие ее к 1501 г. или XVII столетию, не могут более рассматриваться как достоверные. Одновременно, ввиду новых обнаруженных данных о датировке церквей в Уне 1760–1780-ми годами, можно попытаться рассмотреть эти сооружения не только в типологическом ряду шатровых храмов Двинской губы и Летнего берега Белого моря, но и в более широком контексте ансамблевого строительства второй половины XVIII в. в Поонежье и Беломорье — например, в Лядинах, Турчасово или Подпорожье. Если говорить о конструктивных особенностях, то церковь Климента в Уне продолжает традиции использования в Поонежье и Беломорье приема убывающих по высоте бочек, служивших «переходом от крещатого основания к храмовому завершению (Никольская церковь Ошевенского монастыря середины XVI в., Вознесенская церковь в Пияле 1654 г., Успенская в Варзуге и др.)».

Тем самым, несмотря на давнюю утрату памятников церковного зодчества в Уне, выявленные архивные документы позволяют не только уточнить датировки и реконструировать строительную историю, но и дать более полное представление о масштабах и характере храмовых комплексов XVIII столетия на Русском Севере.

Е.В. Ходаковский «Храмовый ансамбль в Уне и актуальные проблемы изучения деревянной архитектуры Беломорья»

The Church Ensemble of Una and the Actual Research Problems of the Wooden Architecture of theWhite Sea Region


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  28 октября 2024

Семь лет я занимаюсь в этнографической мастерской северного художественного вязания Детско-юношеского центра города Новодвинска. С целью сбора фольклорного материала, участвовала в экспедициях по районам Архангельской области. В 2004 году мне удалось побывать в поморских деревнях Уна и Луда на Летнем берегу Белого моря. Там обратила внимание на заброшенный храм в деревне Луда и на развалины храма в деревне Уна. Решила выяснить, почему их постигла такая участь. С этой целью провела опрос населения деревень, где находятся эти храмы, а вернувшись домой, в Новодвинск, занялась изучением краеведческой литературы, газет. И вот, что мне удалось установить из истории этих церквей.

Поморские деревни Уна и Луда обосновались еще в XIV веке, на берегах рек при впадении в Унскую губу Белого моря. Четыре километра разделяют друг от друга эти деревни, но они как сестры - близнецы. У них одинаковая судьба, уклад жизни, проблемы и заботы жителей. Разница лишь в том, что деревня Уна стоит на реке Уна, а деревня Луда – на реке Луда.

По утверждению историков, первые сведения об Уне относятся к 1326 г. В Унской грамоте великого князя Василия Дмитриевича от 1397г. поморское поселение Уна упоминаются как усолья.

В XIV в. эти земли принадлежали представителям крупного боярского рода, называемого историками "Степановщиной". Чуть позже стали принадлежать их наследнику Амосу, которому по раздельной грамоте 1491 г. перешли большие владения (в том числе и в Уне, где он жил сам) пожи, рыбацкие тони, половинная доля в соляных варницах. Прославившись своими мастерами по выварке соли Уна и Луда, определили тем самым свою судьбу на несколько столетий вперед. После смерти Амоса в 1527 г., сыновья его разделили отцовские владения между собой. Значительная часть их досталась старшему сыну Амоса – Алексею. А тот после пострига в монахи передал свои владения монастырям и церквям, в том числе, церкви Св. Климента в Уне и Богородицкой в Луде. В 1556 г. в пользу Антониево – Сийского монастыря было отписано несколько варниц в Уне. По переписи 1688 г. соляные варницы в Луде и Уне принадлежали Соловецкому монастырю. В документах также отмечено, что с 1780 годов Уну и Луду стали называть посадами.

В кратком описании церквей и приходов Архангельской епархии (выпуск первый, 1894г.) указывается, что Унский приход состоял из Унского посада, в котором находились две приходские церкви. Он считался одним из древнейших в Архангельской епархии, так как его образование совпало с устройством в Уне первой церкви.

Первоначально церковь в деревне Уна была деревянная однопрестольная - во имя священномученика Климента. В 1871 г. к ней были пристроены два придела с северной стороны Иоанно-Богословский, а с южной – Никольский, вследствие чего она стала иметь вид креста. В XIX в. церковь сгорела и на этом же фундаменте была построена другая церковь однопрестольная во имя святой Троицы, имевшая вид корабля. При ней отдельно стояла колокольня. Церковь и колокольня были обнесены одною обнесенная оградою.

Из того же описания церквей и приходов узнала, что при Унских церквях числилось по описи 289 десятин земли, отдаваемой в аренду. Причт по штату состоял из священника и псаломщика, "наделенных пахотною землею на 11 мер рассева и сенокосной на 70 возов", и получавших жалование 220 рублей и доходов за требоисправления до 60 рублей. Для них в 1879 году были построены два дома. В приходе имелась церковно-приходская школа, открытая 7 января 1891 года. Помещалась она в доме священника, "состоящего и законоучителем ее безвозмездно". Учащихся к 1 января 1894 года было 24 мальчика. Прихожан, проживающих в Унском посаде при приходских церквях, к этому времени было 438 мужского пола и 509 женского.

Священником Унского прихода с 26 сентября 1891 года состоял Михаил Васильевич Легатов, 26 лет, кончивший курс в архангельской семинарии. Псаломщиком с 1881 года состоял Иоанн Александров Козловский, 66 лет, уволенный из высшего отделения Архангельского духовного училища на службу с 1845 года.

Лудский же приход состоял из одного Лудского посада, находящегося в 140 верстах от г. Архангельска, в 26 верстах от Яренгского прихода. Он был образован в 1874 году. До этого времени Лудский посад входил в состав Унского прихода, а находящаяся в посаде Богородице-Рождественская церковь считалась приписною к Троицкой церкви. Богородице-Рождественская церковь деревянная, была построена в 1862 году на средства Унского прихода и "при пособии местных жителей". Во владении церкви находилось 13 десятин 1200 сажен сенокосной земли, с которой выручалась арендная плата до 130 рублей в год, такая сумма и служила самым главным источником ее содержания.

Церковной утварью, ризницею и богослужебными книгами церковь была снабжена в достаточной мере. При церкви в 1862 году был построен дом для священника. Прихожан к 1 января 1894 года состояло 250 душ мужского пола и 294 женского - все они жители одного Лудского посада.

События октября 1917 года коренным образом изменили отношения церкви и государства. К власти пришли силы, исповедовавшие атеизм, отрицавшие Бога и Закон Божий. Декретом 1918 года было положено начало разрушению многовекового уклада жизни церковных общин, а по существу, и всего строя жизни русского общества и деревни в частности. Положениями декрета 1918 года прямо или косвенно наносились удары по семье, по отношениям к общественным обязанностям, по основным духовным ценностям жизни человека.

Сталинские репрессии 1930-х - 1950-х годов затронули все слои населения Советского Союза, жертвами репрессий стали: рабочие, крестьяне, интеллигенция, военные, священники и даже целые народы. В газете "Известия" от 13 февраля 1990 г. опубликовано официальное сообщение КГБ СССР: "Тщательный анализ архивных документов, выявленных в ходе работы по реабилитации, позволил определить масштаб репрессий. С 1930 по 1953 г.г. по обвинению в контрреволюционных и государственных преступлениях судебными и всякого рода несудебными органами, вынесены приговоры и постановления в отношении 3 773 324 человек, из них 786 098 были расстреляны".

В это число вошли и репрессированные священнослужители, общее число которых в период Сталинских репрессий сократилось на 2/3.

Не избежали этой участи и священники Унского и Лудского приходов. Отец Николай Варфоломеев - последний священник храма св. Троицы в деревне Уна отказался отречься от сана священника и за это был заключен в лагерь. В лагере он пробыл недолго. По заступничеству его матушки (жены) и сына (они ездили на прием к Калинину в Москву) с просьбой о помиловании, батюшку освободили и дали возможность уехать в Уну. Церковь к тому времени была закрыта и подверглась разрушению. На пропитание священнику пришлось зарабатывать изготовлением для колхоза корзин, орудий для лова рыбы, помогали ему и дети. Умер о. Николай Варфоломеев в 1944 г. Погребен на сельском кладбище деревни Уна.

Житель деревни Уна, ветеран рыболовецкого колхоза имени Калинина Федор Федорович Мошков, в разговоре со мной выразил общее мнение односельчан, сказав: "Шестьдесят лет прошло со дня смерти последнего священника нашей Троицкой церкви о. Николая (Варфоломеева), а память об этом добром человеке и по сей день в нас жива. Присматриваем мы за его могилой".

В октябре 2002 г. в деревне Уна побывал внук священника Троицкого храма о. Николая - Лев Александрович Варфоломеев, кандидат биологических наук, участник Великой Отечественной войны. Он приезжал поклониться праху своего деда и поставить на его на могиле новый крест.

Более удачной, если так можно выразиться, была судьба Лудского прихода. В Луде вплоть до 1950-х годов действовала Богородицкая церковь. Последним священником в ней служил о. Ефим (Замятин) из Онеги. Жители деревни Луда, супруги Смолокуровы Виктор Алексеевич и Ядвига Иосифовна помнят красоту внутреннего убранства храма и как его закрывали. Вспомнили они свое венчание в церкви. Все эти годы они пытаются сохранить храм от разрушения и жаловались на молодежь, приезжающую в деревню отдыхать, мол, рушат храм и нет никакой управы на них.

Сейчас в Троицкой церкви устроена конюшня, а от колокольни остались лишь камни фундамента. Церковь Рождества Богородицы в деревне Луда полностью разрушена.

Побывав в деревнях Уна и Луда, что на Летнем берегу Белого моря, я увидела плачевную картину современной деревни. Поголовное пьянство взрослого населения, нежелание в должной степени заниматься трудом (делается лишь только жизненно важная работа - заготовка дров, ловля рыбы для себя, заготовка ягод и грибов опять же для себя). Большинство молодежи уезжает из деревни, не видя перспективы, оставляет стариков без своей помощи. Оставшаяся в деревне молодежь не пытается найти способов для улучшения своей жизни.

Но кое-что стало меняться в жизни этих поморских деревень. В 2001 г. в Уне и Луде побывали священнослужители Соловецкого монастыря. Они крестили детей. Осенью 2002 г. вместе со Львом Александровичем Варфоломеевым в Уне и Луде побывал настоятель Покровского храма г. Новодвинска о. Александр. Он тоже по просьбе жителей крестил детей. Тогда вместе с детьми приняла крещение и учитель начальной школы д. Уна. Думается, что это добрый знак. Верю - быть духовному возрождению нашего народа, восстанут из руин церкви, зазвенят колокола, неся поморам благую весть о Христе.

Источник: Доклад Кореховой Ольги Анатольевны, учащейся 10 класса, МОУ ДО Детско- юношеского центра г. Новодвинска «Печальная участь Унского и Лудского приходов» на сайте Виртуального музея Новомучеников и исповедников Земли Архангельской.

Печальная участь Унского и Лудского приходов Архангельской епархии


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  28 октября 2024

Унский посад, наряду с Лудским и Ненокским, стал известным поселением благодаря развитию на Севере соляного промысла, на древность происхождения которого указывает Уставная грамота Святослава Ольговича 1136–1137 гг. Среди облагаемых данью в ней упоминается местность «на мори», с которой взимается «от чрена и от салги по поузу». Уна вместе с Неноксой упоминается в 1397 г. в Уставной грамоте великого князя Василия Дмитриевича Двинской земле и с XVI в. фигурирует на иностранных картах Московии.

Образование Унского прихода обычно принято связывать со строительством в 1501 г. однопрестольной церкви «во имя священномученика Климента». Академик В.В. Суслов, обследовавший памятник в конце 1880-х гг., относил ее постройку к XVII в. Надо отметить, что с его легкой руки материалы изучения памятника, сгоревшего в 1892 г., стали самыми публикуемыми в изданиях, посвященных русскому деревянному зодчеству.

Климентовскую церковь обычно относят к типу «крещатого шатрового храма», первое упоминание о котором возводят к летописи кон. ХV в. В настоящее время, когда в научный оборот вводятся все новые историко-архивные материалы, появляется возможность расширить наши представления о некоторых общих и частных особенностях формирования структуры приходского церковного комплекса в посаде Уна.

Самое раннее документально подтвержденное упоминание о церкви в Унском посаде (усолье) относится к первой пол. XVII в. В писцовой книге 1622-1624 гг. упоминается Троицкая церковь, на переборку которой сохранилась порядная запись, датируемая 1653 г. Отметим в последнем документе несколько характерных особенностей архитектурно-конструктивного устройства храма. Во-первых, это хорошо узнаваемая архитектурная форма восьмерик на четверике: «... тот храм Троицы в верх скласти и сомшить четверня и осмерня, и розвал и шатер, и шея, и маковица по-прежнему». Во-вторых, это факт переборки храма рядом с трапезной, которую не перебирали. И, конечно, обращает на себя внимание факт мшения сруба и устройства «у той же церкви с летную сторону от волости» крытого тесом крыльца". Как видно из порядной, перед нами довольно редкий пример подробного описания деревянного шатрового храма с отдельно стоящей при нем теплой трапезной. Некоторые мысли о формировании именно такой церковноприходской структуры были изложены автором ранее, однако, уникальность комплекса архивных документов Унского прихода XVII-XIX вв. заставляет вновь обратиться к этой проблеме.

Прежде всего обратим внимание, что Троицкий храм, переборка которого фиксируется порядной 1653 г., возобновляется в прежнем виде. Несмотря на то, что мы не располагаем более древними документами о существовании Унского прихода, чем документы 1622-1624 гг., все же можно допустить возможность существования Троицкой церкви не позже 1501 г., что соответствует первому упоминанию о Климентовской церкви. Об этом свидетельствует строительная история Унского прихода. Так, в клировых ведомостях XIX в. первой обычно указывается Троицкая теплая церковь (1805-1829 гг.) и лишь однажды: «Первая основная церковь находится в Унском приходе … Троицы, а вторая ... во имя священномученика Климента папы Римского, холодная» (1873 г.).

Комплекс архивных документов ХVІІ-ХІХ вв. фиксирует три крупных ремонта-реконструкции Троицкой церкви с отдельно стоящей трапезной. В 1653 г. разбирается и собирается вновь храм, при сохранении трапезной. кон. ХVІІІ - нач. ХІХ вв. при Троицкой церкви «на место обетшалой» ставится новая трапезная. В 1846 г. при старой трапезной устраивается новая церковь, а в 1866 г. при вновь устроенном храме заменяется трапезная. Таким образом, достаточно четко фиксируются возобновления трапезной при храме на рубеже ХVІІІ- ХІХ вв. и в 1866 г., и храма при трапезной в 1653 и 1846 гг. Третий, основной, ремонт-реконструкция фиксируется не так четко, но достаточно достоверно.

В клировой записи за 1805 г. упоминаются антиминсы, данные на алтари епископом Антонием в 1771 г.: «августа в 29 день» Троицкой церкви, «сентября 19 день» Климентовской церкви. В двух приделах последней антиминсы выданы за подписью епископа Вениамина в 1783 г. Эта запись показательна тем, что определяет временной рубеж, когда Климентовская церковь из однопрестольной превращается в трехпрестольную. Троицкая и Климентовская церкви вместе с колокольней образуют классический ансамбль-«тройку». К такому выводу подводят следующие записи: «Первая церковь ... Троицы, построена в 1769, а в 1771 году освящена» (1829), «на том месте вторая церковь уже поставлена, с одним престолом» (1834). Вторая церковь Климента «новопереставленная с папертью» (1803) построена в 1771 году» (1803), «на том месте поставлена первая церковь, но поновлена и поправлена» (1834).

По-видимому, Унский приход в этот период переживал то, что так характерно было для ХVІІІ столетия, когда активизировался процесс превращения трапезной в трапезную с приделом и далее в теплую трапезную церковь. Эти изменения вначале приводили к образованию сложных комплексов теплых-холодных храмов, объединенных в единое целое, а затем к их повсеместной реконструкции, сводившейся к разделению на две отдельно стоящие церкви.

В нашем случае теплая трапезная Троицкой церкви XVII-XIX вв. так и не превратилась в трапезную с приделом в структуре теплого-холодного храма. Между тем, весьма оригинальной представляется структура теплой Троицкой церкви, трапезная и храм которой сохраняли прием конструктивной связи, характерный для теплых-холодный церковных комплексов. Для сравнения возьмем пример теплой Никольской церкви Ненокского прихода. Там теплая трапезная выполняла роль теплого притвора церкви, западная стена которой являлась одновременно и восточной стеной трапезной. Для облегчения поступления теплого воздуха из трапезной в храмовое помещение устраивались специальные продухи-окна в смежной стене, позволяющие одновременно наблюдать из первой храмовое действие.

Учитывая особенности устройства Троицкой теплой церкви в Унском посаде, надо полагать, что ремонт-реконструкция XVIII в. сводился к разборке старого и устройству вместо него нового храма, освящение которого в 1771 г. происходило почти одновременно с собранным на новом месте старым однопрестольным Климентовским храмом, где он находился до пожара 1892 г. Вместе с превращением в 1793 г. в трехпрестольный последний преобразился в «крещатый шатровый храм». О достоверности этой реконструкции можно судить по следующим записям: «стены и полы в олтаре Климента крашены красками, а в церкви и паперти гладкие не крашены» (1834), «Низ... отделение, в котором совершается богослужение принимал двухкратное изменение первоначального своего вида. Но верх церкви сохранил первоначальный свой вид» (1871). Таким образом, указание на то, что «новопереставленная» Климентовская церковь «на том месте поставленная первая», говорит о сложной строительной истории памятника.

Датировка ХVII в., предложенная В.В. Сусловым по результатам обследования, как нельзя лучше соответствует характеру реконструкции, предусматривающей переделку храма из однопрестольного в трехпрестольный. На плане хорошо видна отделенная от храма алтарная часть, которая, если следовать логике реконструкции и описаниям, должна была быть связана конструктивно с шатровым завершением. О внешнем виде «новопереставленной» однопрестольной Климентовской церкви может дать представление изображение Яренгской Зосимо-Савватиеской деревянной холодной церкви.

Наше предположение о возможности переноса храмовой части Троицкой церкви от трапезной и использование ее в качестве однопрестольной Климентовской церкви, не снимает вопроса о датировке последней 1501 г. Кроме того, не исключается возможность существования в одном храмовом помещении двух церквей: Троицкой и Климентовской. Если допустить последнее, тогда становится понятным, почему в 1771 г. появляются две самостоятельные однопрестольные церкви. В XVII в. получило широкое распространение размещение в одной алтарной апсиде двух престолов, что не поощрялось официальной церковью, которая настаивала на образовании самостоятельного придела. Описание архитектурно-композиционного устройства Троицкой церкви по порядной 1653 г. дает основание говорить, что в этот момент она представляла структуру двухпрестольного теплого- холодного храма. На это указывает мшение, то есть утепление, и одновременно устройство крыльца с южной стороны храма. Более того, утепление храма печью рядом с отдельно стоящей теплой трапезной признак, присущий теплым церквам второй пол. XIX в. Именно тогда и появилась в храме теплой Троицкой церкви печь «голанская большого разбора» (1871).

В заключение следует сказать, что дату Климентовской церкви, восходящую к 1501 г., нужно воспринимать в контексте формирования структуры Унского прихода, важнейшей составляющей которой была теплая трапезная и холодный храм. Реконструируемая двухпрестольность холодной части дает возможность говорить о Троицко-Климентовском храме, однако, не снимает вопроса о его изначальном посвящении. Думается, что более древним следует считать Климентовский холодный храм с отдельно стоящей теплой трапезной. Указание на 1501 г., по-видимому, следует рассматривать в контексте времени, характеризуемого исходом из этих мест новгородской и приходом московской власти.

Формирование ансамбля «тройки» в посаде Уна происходило за счет выделения Климентовского престола из алтаря Троицкой церкви и образования самостоятельной, сначала однопрестольной, а затем трехпрестольной Климентовской церкви. Феномен теплой Троицкой церкви в посаде Уна состоит в том, что она сохранила за внешней формой (названием) весьма архаичное содержание (устройство) русского средневекового приходского деревянного храма, включающего в свою структуру трапезную - место собраний общины - и храм -молитвенный дом общины.

Источник: Н.Н. Уткин «Церковные древности Унского посада», Microsoft Word - Документ22


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  28 октября 2024

Приход состоял из Унского посада, в котором находились две приходские церкви, и из Красногорской деревни с приписной церковью. Это один из древнейших приходов: образование его, вероятно, совпадает с устройством в Уне первой церкви в 1501 г.

Прихожан к 1 января 1894 г. числилось: 438 мужского пола и 509 - женского, в Красногорской деревне при приписной церкви в 1890 г. числилось прихожан: 118 мужского пола и 152 - женского.

Церковь во имя сщмч. Климента построена в 1501 г. Первоначально она была однопрестольной - во имя сщмч. Климента, а в 1871 г. были пристроены два придела: Иоанно-Богословский с северной стороны и Николаевский - с южной. Храм долго сохранял прочность. В 1899 г. шёл сбор пожертвований на его ремонт и благоустройство: протоиерей из Кронштадта Иоанн Ильич Сергиев (прав. Иоанн Кронштадтский) пожертвовал 100 руб., Александра Васильевна Кыркалова - 9 руб. 50 коп., крестьянин Гаврил Фёдорович Кузнецов из с. Усть-Вага Шенкурского уезда - предметы церковной утвари на сумму до 10 рублей.

Вторая церковь - Троицкая, построена в 1848 г.

Приписная церковь в честь свт. Николая в Красногорской деревне была построена в 1893 г., вместо часовни, на средства московского купца Ивана Федоровича Логинова. Возможно, к 1905 г. приписана к Сюземскому приходу.

По материалам сайта Православные приходы и монастыри Севера, http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=373



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.