ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кянда. Церковь Богоявления Господня.

Богоявленская церковь


Кянда. Церковь Богоявления Господня
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Богоявления Господня, Петра и Павла
Год постройки:1668.
Год утраты:1996 (сгорела)
Адрес:
Архангельская область, Онежский район, деревня Кянда

Координаты: 64.30275, 38.105677 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.






Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Светлана Бубликова
 
Светлана Бубликова  17 сентября 2024

Кяндский приход (1833 г.)

В основании Кяндскаго прихода – две церкви. Первая – во имя Богоявления Господня, построена в 1668 году тщанием прихожан, на деревянном фундаменте, высотою 17 сажен, шатровая, с двумя главами чешуйчатыми, из которых – одна на церкви, другая – на алтаре. В оном строении 14 окон с оконницами стеклянными, и с одним, на одном ставу (рядом с главным престолом) приделом во имя Святых Петра и Павла; с одною папертью и холодная.

Рядом вторая церковь во имя Благовещения Божией Матери, двухэтажная, построена в 1794 году, на каменном фундаменте, высотою в 16 сажен, с куполами и 6-ю чешуйчатыми главами, из них 5 – на церкви и одна – на алтаре. Обе церкви покрыты деревянными досками. В оном строении 20 окон, с двойными стеклянными оконницами, из них 12 – с железными решётками, с одним, на одном ставу, приделом во имя Святого Великомученика Георгия, с одною трапезною и папертью. В верхнем алтаре – церковь во имя Вознесения Господня.

При сих церквах колокольня, деревянная, шатровая, построена в 1774 году, высотою 16 сажен, с главою чешуйчатою. На ней 16 колоколов: один – 30 пудов, второй – 18 пудов, третий – 4 пуда, четвёртый - ?, пятый – один пуд, шестой – 30 фунтов. Вокруг церквей и колокольни ограда имеется деревянная. До оной церкви во имя Благовещения Божией Матери была эта церковь на другом месте, в 15-ти саженях, но за ветхостью разобрана и перенесена на вновь освящённое место. При сих церквах иконостасы деревянные.

О землях церковных и разных угодьях

Земли церковные и разные угодья для поддержания причта находятся не в одном месте, а по разности, а именно: Трестяной остров, на Карьем наволоке, Средний остров, Нижний остров, на Агма-ручье, в Лугу, на волоке, на Поддыбье, на Плоском наволоке, на оссеком, в Ключеватке, на Грязном наволоке, в Крестовом, за Пет-ручьём, на Чекши, на Жаровье, в долгих, на Токовом наволоке, на Домашнем наволоке, на оводках.

Об иконостасах и иконах

В церкви Богоявления Господня на Горнем месте – крест деревянный «Распятие Господа», со стороны – разные лики святых. Образ «Знамения Божией Матери» с предвечным Младенцем. У Богоматери венец серебряный с цатой позлащённой, над венцом правка из мелкаго жемчуга числом 555 жемчужин, а на другой стороне – образ Нерукотворный. Иконостас резной столярной работы, на тумбах со столбцами резными, а по верху золочёный и частично по низу украшен разными красками.

Царские врата с сенью и столбцами резными позлащёнными, в сени писана Тайная Вечеря, на вратах Благовещение и 4 евангелиста. Над сенью на столбцах два ангела золочёных. По правую сторону Царских врат храмовый Образ Богоявления Господня, с киотом, с сенью резной золочёною; на нём 6 венцов, из коих три – с цатами, у ангелов то без цат; по бокам оклад серебряный позлащённый. По левую сторону Царских врат Образ Божией Матери с предвечным Младенцем, на ней венец с цатой серебряной позлащённой чеканной. В нём камень сердоликовый, у Богоматери и Младенца три привеса небольших жемчужных, числом 1060 мелкаго жемчуга.

В приделе Св. Петра и Павла иконостас во всём подобен как в церкви Богоявления. По правую сторону Царских врат Образы Св. апостолов Петра и Павла, на коих три венца серебряных с цатами позлащённые, по полям оклады серебряные и позлащённые и чеканные. По левую сторону Царских врат Образ Богоматери с Предвечным Младенцем, на коем венцы с цатой серебряные позлащённые, чеканные, под венцами два убруса жемчужных небольших, числом 490 жемчужин мелкаго жемчуга; по краям оклад серебряный позлащённый басмянный.

В церкви Благовещения Божией Матери иконостас столярной работы крашенный разными красками и частью золочён.
По правую сторону Царских врат Образ Господа Вседержителя, на нём венец серебряный позлащённый с цатой. Храмовый Образ Благовещения, на нём два венца с цатами. У Саваофа венец без цат. В приделе Великомученика Георгия — Храмовый Образ Великаго Георгия, на нём венец с цатой серебряный позлащённый. Иконостав во всём подобен «Благовещению». В верхней церкви (этаже) Благовещения Божией Матери иконостава не имеется.

В вышеупомянутых церквах имеется пять иконоставов и пять жертвенников. В церкви Богоявления Господня престол посвящён когда и кем — неизвестно. Светлый Антиминс на голубом атласе священнодействован Неофитом, епископом Архангельским и Холмогорским, лета от мироздания 7332, от Рождества Христова 1823 года, апреля в 23 день. В приделе Святых Апостолов Петра и Павла престол посвящён когда и кем — неизвестно. Антиминс на белом атласе священнодействован преосвященным Иоасафом, митрополитом Новгородским и Вологодским, лета от мироздания 7208, от Рождества Христова 1700 года.

Святой престол и жертвенник в церкви Благовещения Богоматери, престол сей посвящён в 1726 году и освящён Крестнаго монастыря архимандритом Макарием 8 генваря 1726 года. Облачения на нём — гарнитура красного, а под оной прежняя одежда ситцевая с травами; покров штофа по красной земле, по полям ограждён красным гарнитуром.
Священный Антиминс на белом полотне священнодействован Преосвященным Иоасафаилом (Иоасафом, упр. Архангельской епархией с 2.12.1761 по 1.05. 1769 - ред.). Святой престол в приделе Великомученика Георгия посвящён в 1796 году генваря 9 дня архимандритом Крестнаго монастыря Макарием. Святой престол в церкви Вознесения Господня посвящён в 1802 году священником прихода отцом Василием Васильевым июня второго дня.

В холодной церкви была богатейшая библиотека, в которой хранились ценные книги и документы: богослужебные книги, ноты, книги гражданской печати, бумажные письменные архивы (описи церковные, метрики, алтарные книги, росписи, клировые ведомости, приходно-расходные книги). Книга о чудесах Святого Митрофана, вещи нужные к обрядам церковным: аналои для храмовых икон, кресты, чаши, блюда, хоругви, кропила. Ризы, подризницы, епитрахили, пояса, наручья, стихари, пелены аналойные. Книги Московской печати, Минеи месячные, Новый и Ветхий Заветы…

В сём Кяндском приходе при вышеописанных церквах находилось налицо прихожан: 304 мужского пола и 348 женского пола, дворов — 107. (ГААО, фонд 463, опись 1, д. 35. 1833 г.)

Опись имуществ и угодий церкви Кяндскаго прихода за1833 год. ГААО, фонд №463; опись №1; дело №34.


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  17 сентября 2024

Архитектурным и пространственным центром села в XVIII-XIX века был ансамбль, состоящий из двух церквей и колокольни. Для Поморья и нижнего Поонежья традиционно сочетание тёплой кубоватой пятиглавой церкви и холодной шатровой. Именно таковым был и ансамбль в Кянде.

Согласно рапорту местного священника Климента Иванова Нафанаилу епископу Архангельскому и Холмогорскому, тёплая двухэтажная пятиглавая деревянная церковь во имя Вознесения Господня (на верхнем этаже) и Благовещения Пресвятой Богородицы (на нижнем этаже с приделами во имя святого великомученика Георгия Победоносца и святого Александра Невского), построенная в 1794 году, в ночь с 5 на 6 декабря 1879 года «при сильном ветре» сгорела «со всем ея имуществом и деревянною колокольнею, стоявшею особо от Церкви». Шатровая колокольня датировалась 1744 годом. Во время пожара погиб племянник церковного сторожа Филиппа Шемякина Егор Шемякин (13 лет) и его друг Иосиф Логинов (11 лет), сам сторож получил опасные ожоги лица и тела. В показаниях Полицейского урядника указано, что по словам сторожа печь в тот день не топили, загорелась «трапеза и с северной стороны, около печи на левой руке, а потом капитальная стена в сторожеской, около которой проведена труба и как нужно полагать, пожар сделался от расколовшейся трубы». Подростки помогали тушить пожар, когда вода закончилась, сторож побежал на колокольню бить тревогу, а ребята остались в сторожеской.

Шатровая холодная церковь во имя Богоявления Господня с приделом во имя святых апостолов Петра и Павла находилась на расстоянии двадцати саженей от сгоревшей, построена в 1668 году на каменном фундаменте, высотой 17 сажень с двумя главами и деревянными крестами, крытые чешуей, крыша и стены покрыты досками, стены паперти с двух сторон тёсанные, 18 окон, крыльцо в три ступени с перилами, покрыто досками, полы бревенчатые тёсаные и строганые, «в Церкви потолок на 8 грань».

По иным данным, церковь датируется 1688 годом. Постройка относилась к широко распространённому типу шатрового храма «восьмерик на четверике». Особенностью поморских шатровых церквей были архаичные прямоугольные алтари и галереи-паперти, окружавшие основной храмовый четверик с двух сторон. Паперти были достаточно большие, некоторые источники называют их трапезными.

Аналогичные шатровые храмы Поморского и Онежского берегов Белого моря - это Никольская церковь в Ворзогорах (1636), Никольская церковь в Малошуйке (1638), в Пурнеме (1648) и Нижмозере (1661). Все эти постройки имеют близкий к квадрату основной объём и паперти, построенные с севера и запада. Кяндская Богоявленская церковь, таким образом, становится самым поздним известным памятником в этом ряду и замыкает его.

В 1880 году поставили временную колокольню на столбах с шестью колоколами, один из которых пожертвован вятской купчихой Анной (фамилия неизвестна). В этом же году «одежда на престоле из парчи» жертвована купцом И.П. Воробьёвым, покров шёлковый на престол - Соловецким монастырем, покров из парчи на престол в пределе святых апостолов Петра и Павла - купцом Федором Жяверживым. Антиминс на жёлтом атласе в приделе святых апостолов Петра и Павла священнодействован преосвященным Варлаамом, епископом Архангельским и Холмогорским, 27 июля 1849 года.

Во время пожара сгорело 40 сажень церковной ограды 1831 года постройки, 55 сажень осталось. Ограда деревянная «в Столбах забрана брусками», две калитки...

В советское время в церкви во имя Вознесения Господня был устроен клуб, разобрано шатровое завершение и колокольня над папертью, на западном фасаде сделано новое крыльцо, на северном фасаде сооружена пристройка. Церковь во имя Богоявления Господня использовалась как колхозный склад, в котором также была сделана новая шиферная крыша, на северном фасаде прорублен новый вход в подклет, были расширены дверные проёмы и произведены другие небольшие изменения.

Обе церкви сгорели. Летняя церковь сгорела в 1994 году от шаровой молнии, зимняя - в 1996 году в результате халатности. На месте сгоревших церквей в 2008 году поставлена часовня во имя Петра и Павла.

По материалам: Жигальцова Т.В., Бодэ А.Б. "Архитектурно-планировочная среда исторических поселений Кянда и Солозеро на побережье Белого моря. Традиции и трансформации"



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.