Храмы комплекса:
Церковь Вознесения Господня
Церковь Богоявления Господня
Храмы комплекса:
Церковь Вознесения Господня
Церковь Богоявления Господня
Кяндский приход. Современное местоположение: Онежский р., Архангельская обл.
Приход состоял из с. Кянда (при устье одноименной реки), выселка Кяндозеро и д. Солозеро. В приходе было две церкви: летняя, построенная во второй половине XVII в., с двумя престолами - во имя Богоявления Господня и во имя апостолов Петра и Павла; вторая - зимняя, построенная в 1883 г. петербургским купцом Николаем Полежаевым при участии прихожан, вместо сгоревшей в 1879 г. В зимней церкви было 5 престолов: главный - во имя Вознесения Господня, правый - во имя Благовещения, левый - во имя вмч. Георгия, и два в трапезе - во имя Николая Чудотворца и во имя св. Александра Невского.
Приписная церковь: в поселке Солозеро, где сначала существовала часовня во имя апостолов Петра и Павла. Эта часовня была заменена новой, более обширной, в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В 1888-1889 г.г. к часовне были пристроены алтарь, паперть с колокольней над ней, и часовню обратили в церковь. Освящена она была в 1891 г. Средства для устройства церкви пожертвовал крестьянин с. Кянда Михаил Мосеев. Храмовая икона считалась явленной и чтилась как чудотворная.
Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3. - Архангельск, 1896. - С. 33-35.
«Онежский уезд был образован в 1780 г. в ходе административной реформы Екатерины Второй в составе Архангельской области Вологодского наместничества из земель Турчасовского стана Каргопольского уезда. В 1784 г. в составе указанной области вошёл в состав самостоятельного Архангельского наместничества (с 1796 г. губерния). Административным центром уезда был город Онега, известный с 1137 г. (изначально поселение с названием Погост на море)».
По функциональному зонированию территории населенного пункта с учетом функционального назначения и количества зон и с характеристикой территориально-пространственной целостности застройки деревня Кянда - с. Кянда - Кянское - Кяндское (дд. Городок - основная часть села со стороны г. Онеги), Верховье, Новая деревня, Воя, Пёлнас, Мугалы, Низ, Заболотье) может быть отнесена к населенным пунктам с выделением зоны общественного центра (храмовый комплекс, состоящий из деревянной летней холодной шатровой одноглавой Богоявленской церкви (во имя Богоявления Господня) с двумя престолами – во имя Богоявления Господня и во имя Святых Апостолов Петра и Павла, построенной в 1668 году, и деревянной зимней теплой двухэтажной шатровой одноглавой Благовещенской церкви (во имя Благовещения Божьей Матери) с куполами и шестью чешуйчатыми главами (из них пять - на церкви и одна - на алтаре), с приделом во имя Святого Великомученика Георгия, с одною трапезною и папертью, а в верхнем алтаре – с церковью во имя Вознесения Господня, построенная в 1794 году.
Благовещенская церковь сгорела в 1879 году, а на ее месте в 1883 году была возведена двухшатровая шестиглавая пятипрестольная Вознесенская церковь с колокольней над папертью, имевшая три престола в ряд: главный - во имя Вознесения Господня; правый - во имя Благовещения; левый - в честь Великомученика Георгия, а также два престола в трапезе - во имя Николая Чудотворца и Александра Невского. В составе храмового комплекса ранее также имелась деревянная шатровая колокольня, построена в 1774 году, а вокруг церквей - деревянная ограда, сгоревшая при пожаре 1879 года
Из «Краткого исторического описания приходов и церквей Архангельской епархии» 1896 года становится известно, что Кяндский приход «составляют: большое село Кянда, расположенное в устье реки того же имени, впадающей в Онежский залив севернее Тамицы на 17 верст, - выселок Кяндозеро, в 8 верстах от Кянды, - д. Солозеро, в 35 верстах от Кянды за ручьями и болотами, у озера того же имени. Жителей на 1.01.1895 г. состояло: 491 м.п. и 569 ж.п., дворов 138.
Когда образовался приход - сведений не имеется. В настоящее время в Кянде 2 деревянных одноглавых (с шатрами) церкви: первая - «летняя», построенная во второй половине 17 века (1668 г. - дата из церковной описи за 1833 г.), имеет два престола рядом: 1) во имя Богоявления Г-ня; 2) во имя Св. Апостолов Петра и Павла; вторая - «зимняя», построенная в 1883 г. на средства спб-го купца Николая Полежаева и прихожан, вместо сгоревшей в 1879 г. В ней 3 престола вряд: главный - во имя Вознесения Г-ня; правый - во имя Благовещения; левый - вмч. Георгия. Два престола в трапезе: во имя Николая Чудотворца и Александра Невскаго, над папертью сей ц-ви устроена колокольня. Обе ц-ви обшиты и окрашены белилами и вообще поддерживаются прихожанами в приличном виде. Ограды вокруг ц-вей, правда, нет после пожара 1879 г.
Богослужебная утварь и ризница достаточны и приличны. Сверх обычных средств содержания во владении ц-ви имеется 5 десятин сенокоса, который отдается ежегодно в аренду с торгов и приносит от 35 до 45 р. и более дохода. Кроме этого в 1892 г. открыто церковно-приходское попечительство, средства котораго на 1894 г. составляли ок. 80 р.; половина из них израсходована на ремонт ц-вей.
Церковно-приходской школы в Кянде нет, а есть двухклассное сельское училище, которое существовало здесь с 1843 г. и до 1861 г. находилось в ведении приходских священников, а с этого года поступило в ведение Министерства Народ. Просвещения, и в 1875 г. преобразовано в двухклассное; закону Божию обучает священник (за 150 р. в год).
Кроме приходских ц-вей имеется еще приписная дерев. ц-вь в поселке Солозеро. Время образования этого поселения неизвестно. Сначала здесь была часовня во имя св. Апостолов Петра и Павла, потом она была заменена более обширной, в ч. Тихвинской иконы Б. Матери. В 1888-1889 гг. к этой часовне были пристроены: алтарь, паперть с колокольнею над ней. Часовня обращена была в ц-вь и освящена, по благословению преосвященнаго Нафанаила в 1891 г. Средства для устроения этой ц-ви были доставлены крестьянином с. Кянда Михаилом Мосеевым. Ц-вь обшита и окрашена белилами, увенчана 1 главою над средней частью и одной главою - над алтарем. Утвари при ц-ви достаточно, но нет полнаго круга богослужебных книг. Храмовая икона считается, по преданию, явленною и чтится жителями как чудотворная.
Причт, состоящий из священника и псаломщика, помещается в особых домах, но дом псаломщика так ветх, что грозит падением. Средствами содержания причта служат: жалование (140 р. и 40 р.), доходы за требоисправления, коих получается от 150 до 200 р. в год; земли во владении причта: пахотной - 2 десятины 1364 сажени и сенокосной 13 дес. 1765 саженей. Земля, особенно пахотная, малодоходна. Священником состоит о. Андрей Прокопьев Иванов, 44 л., окончивший Арх. Дух. семинарию, в сане священника с 14 сент. 1876 г., на занимаемом месте с 15 окт. 1887 г. Псаломщик Иван Егоров Пасторов, 55 л., уволен из высшаго отд. Арх. Дух. училища, на настоящем месте с ноября 1869 г.».
Интерес также представляют сведения из «Описи имуществ и угодий церкви Кяндскаго прихода за 1833 год», хранящейся в Государственном архиве Архангельской области. Согласно этой описи, «В основании Кяндскаго прихода - две церкви. Первая - во имя Богоявления Господня, построена в 1668 году тщанием прихожан, на деревянном фундаменте, высотою 17 сажен, шатровая, с двумя главами чешуйчатыми, из которых - одна на церкви, другая - на алтаре. В оном строении 14 окон с оконницами стеклянными, и с одним, на одном ставу (рядом с главным престолом) приделом во имя Святых Петра и Павла; с одною папертью и холодная.
Рядом вторая церковь во имя Благовещения Божией Матери, двухэтажная, построена в 1794 году, на каменном фундаменте, высотою в 16 сажен, с куполами и 6-ю чешуйчатыми главами, из них 5 - на церкви и одна - на алтаре. Обе церкви покрыты деревянными досками. В оном строении 20 окон, с двойными стеклянными оконницами, из них 12 - с железными решетками, с одним, на одном ставу, приделом во имя Святого Великомученика Георгия, с одною трапезною и папертью. В верхнем алтаре - церковь во имя Вознесения Господня.
При сих церквах колокольня, деревянная, шатровая, построена в 1774 году, высотою 16 сажен, с главою чешуйчатою. На ней 16 колоколов: один - 30 пудов, второй - 18 пудов, третий - 4 пуда, четвертый - ?, пятый - один пуд, шестой - 30 фунтов. Вокруг церквей и колокольни ограда имеется деревянная. До оной церкви во имя Благовещения Божией Матери была эта церковь на другом месте, в 15-ти саженях, но за ветхостью разобрана и перенесена на вновь освященное место. При сих церквах иконоставы деревянные.
О землях церковных и разных угодьях. Земли церковные и разные угодья для поддержания причта находятся не в одном месте, а по разности, а именно: Трестяной остров, на Карьем наволоке, Средний остров, Нижний остров, на Агма-ручье, в Лугу, на волоке, на Поддыбье, на Плоском наволоке, на оссеком, в Ключеватке, на Грязном наволоке, в Крестовом, за Пет-ручьем, на Чекши, на Жаровье, в долгих, на Токовом наволоке, на Домашнем наволоке, на оводках.
Об иконостасах и иконах. В церкви Богоявления Господня на Горнем месте - крест деревянный «Распятие Господа», со стороны - разные лики святых. Образ «Знамения Божией Матери» с предвечным Младенцем. У Богоматери венец серебряный с цатой позлащенной, над венцом правка из мелкаго жемчуга числом 555 жемчужин, а на другой стороне - образ Нерукотворный. Иконостас резной столярной работы, на тумбах со столбцами резными, а по верху золоченый и частично по низу украшен разными красками. Царские врата с сенью и столбцами резными позлащенными, в сени писана Тайная Вечеря, на вратах Благовещение и 4 евангелиста. Над сенью на столбцах два ангела золоченых.
По правую сторону Царских врат храмовый Образ Богоявления Господня, с киотом, с сенью резной золоченою; на нем 6 венцов, из коих три - с цатами, у ангелов то без цат; по бокам оклад серебряный позлащенный. По левую сторону Царских врат Образ Божией Матери с предвечным Младенцем, на ней венец с цатой серебряной позлащенной чеканной. В нем камень сердоликовый, у Богоматери и Младенца три привеса небольших жемчужных, числом 1060 мелкаго жемчуга. В приделе Св. Петра и Павла иконостас во всем подобен как в церкви Богоявления. По правую сторону Царских врат Образы Св. апостолов Петра и Павла, на коих три венца серебряных с цатами позлащенные, по полям оклады серебряные и позлащенные и чеканные. По левую сторону Царских врат Образ Богоматери с Предвечным Младенцем, на коем венцы с цатой серебряные позлащенные, чеканные, под венцами два убруса жемчужных небольших, числом 490 жемчужин мелкаго жемчуга; по краям оклад серебряный позлащенный басмянный.
В церкви Благовещения Божией Матери иконостас столярной работы крашенный разными красками и частью золочен. По правую сторону Царских врат Образ Господа Вседержителя, на нем венец серебряный позлащенный с цатой. Храмовый Образ Благовещения, на нем два венца с цатами. У Саваофа венец без цат. В приделе Великомученика Георгия - храмовый образ Великаго Георгия, на нем венец с цатой серебряный позлащенный. Иконостас во всем подобен «Благовещению». В верхней церкви (этаже) Благовещения Божией Матери иконостаса не имеется. В вышеупомянутых церквах имеется пять иконостасов и пять жертвенников.
В церкви Богоявления Господня престол посвящен когда и кем - неизвестно. Светлый Антиминс на голубом атласе священнодействован Неофитом, епископом Архангельским и Холмогорским, лета от мироздания 7332, от Рождества Христова 1823 года, апреля в 23 день. В приделе Святых Апостолов Петра и Павла престол посвящен когда и кем - неизвестно. Антиминс на белом атласе священнодействован преосвященным Иоасафом, митрополитом Новгородским и Вологодским, лета от мироздания 7208, от Рождества Христова 1700 года.
Святой престол и жертвенник в церкви Благовещения Богоматери, престол сей посвящен в 1726 году и освящен Крестнаго монастыря архимандритом Макарием 8 генваря 1726 года. Облачения на нем - гарнитура красного, а под оной прежняя одежда ситцевая с травами; покров штофа по красной земле, по полям огражден красным гарнитуром. Священный Антиминс на белом полотне священнодействован Преосвященным Иоасафаилом (Иоасафом, упр. Архангельской епархией с 2.12.1761 по 1.05.1769). Святой престол в приделе Великомученика Георгия посвящен в 1796 году генваря 9 дня архимандритом Крестнаго монастыря Макарием. Святой престол в церкви Вознесения Господня посвящен в 1802 году священником прихода отцом Василием Васильевым июня второго дня.
…В холодной церкви была богатейшая библиотека, в которой хранились ценные книги и документы: богослужебные книги, ноты, книги гражданской печати, бумажные письменные архивы (описи церковные, метрики, алтарные книги, росписи, клировые ведомости, приходно-расходные книги). Книга о чудесах Святого Митрофана, вещи нужные к обрядам церковным: аналои для храмовых икон, кресты, чаши, блюда, хоругви, кропила. Ризы, подризницы, епитрахили, пояса, наручья, стихари, пелены аналойные. Книги Московской печати, Минеи месячные, Новый и Ветхий Заветы…
В сем Кяндском приходе при вышеописанных церквах находилось налицо прихожан: 304 мужского пола и 348 женского пола, дворов - 107».
Интерес также представляют сведения, содержащиеся в «Рассказе инспектора училищ (кон. XIX - нач. XX вв.)», хранящемся в архиве уроженки деревни Кянда Л.Е. Бушмановой «Кянда. Школьное здание. Остановка. Церкви. Крещенская иордань. Купание женщин».
Наконец, взорам моим предстал конечный пункт моей поездки - село Кянда Онежского уезда. Кучи сереньких изб с последнего пригорка, на который поднялась моя повозка, казались как бы усевшими в яме, куда шла дорога, врезываясь в середину самой деревни. Село действительно расположено на низменности, окаймленной с двух сторон горами, а с противоположного края тянущейся непрерывною равниною до берега моря. Две речки, извивающиеся по этой низменности, - Кянда и Воя - привлекли появившихся здесь когда-то выходцев поселиться на берегах их.
Миновав несколько домов, я остановилась у очень длинного одноэтажного желтого здания. Оно сразу выделялось среди всех прочих построек своею величиною и высокими окнами, свидетельствующими снаружи о внутреннем его просторе и обилии света. Вся эта внешность сразу-таки придавала зданию казенный вид. Красовавшаяся на нем надпись «Двухклассное сельское училище» безмолвно отрекомендовала передо мною мое новое жилище. Надвигался вечер; становилось темно…
Назавтра с ударом колокола я направилась в здешнюю церковь. Был праздник Крещения. Тягучие мерные звуки с сельской колокольни плыли в утреннем морозном воздухе и застывали где-то вдали за селом над необозримым снежным покровом. Церквей в здешнем приходе две, обе деревянные, в одной из которых, пятипрестольной теплой, совершается круглый год богослужение. В этом храме особенное внимание привлекают иконы прекрасного, на мой взгляд, письма; особенно выделяется лик Богоматери. Другая церковь, находящаяся рядом с предыдущей, не отапливается, служба в ней отправляется только раз в год, в Петров день, как храмовый праздник. Вид последней наводит на мысль о ее древности, очень маленькие оконца, хотя она выглядит совершенно подновленною, под свежей обшивкой и краской».
Дополнить приведенную выше характеристику деревни Кянда позволяют сведения из архива краеведческого музея города Онеги, составленные по воспоминаниям местных жителей деревни, хранящимся в архиве Л.Е. Бушмановой, уроженки деревни Кянда. «Местоположение. Старинное поморское село, расположено на западном побережье Онежского п-ва (т.н. Лямицкий (Онежский) Берег Белого моря), в 5-ти км от устья одноименной реки, в месте слияния р.р. Кянда и Воя.
Деревни. Городок (основная часть села со стороны г. Онеги). Верховье. Новая деревня. Воя. Пёлнас. Мугалы. Низ. Заболотье. Приходские храмы. Достопримечательности. До недавнего времени в селе находились два перестроенных церковных здания: летней шатровой Богоявленской ц. (1668 г.) с приделом Св. Ап. Петра и Павла и зимней, двухшатровой Вознесенской ц. с приделами: Благовещения Пр. Богородицы и вмч. Георгия Победоносца (1883 г.). В первом располагался колхозный зерносклад, во втором - сначала школьный класс, потом - сельский клуб.
Летом 1996 г. от попадания молнии, сгорел Богоявленский храм. С 30 на 31 марта 2000 г. погибло в огне здание Вознесенской церкви. По воспоминаниям местных старожилов, в окрестностях села находились три часовни, несколько поклонных крестов, но ничего из этого до наших дней не сохранилось».
На месте храмового комплекса в 2008 году была возведена часовня Святых Апостолов Петра и Павла.
https://arni.petrsu.ru/2014/tb7078.html
Кянда. Деревня находится на Онежском берегу Белого моря в нескольких километрах от устья реки Кянда, в месте соединения с рекой Воя. Храмовый комплекс поселения, о котором есть письменные свидетельства, создавался с 1668 по 1884 гг. В него входили летняя шатровая церковь во имя Богоявления Господня, построенная в 1668 г. «тщанием прихожан, на деревянном фундаменте» и шестикупольная церковь во имя Благовещения Божией Матери, построенная в 1794 г. на каменном фундаменте (ГААО, ф. 463, оп. 1, д. 34). Храмовый комплекс дополняла колокольня, построенная «при сих церквях» в 1774 г. (ГААО, ф. 463, оп. 1, д. 34). Все постройки были обнесены оградой.
В описи имуществ и угодий церкви Кяндского прихода за 1833 г. сообщается, что церковь во имя Благовещения Божией Матери ранее стояла «в 15 саженях, но за ветхостью разобрана и перенесена на вновь освященное место» (ГААО, ф. 463, оп. 1, д. 34).
В 1879 г. храм, колокольня и, видимо, часть ограды сгорели при пожаре. Новый храм был отстроен заново на том же фундаменте в 1883 г. на средства Санкт-Петербургского купца-хлеботорговца Николая Михайловича Полежаева, а также поселян (Краткое историческое описание…, 1896, с. 33). В это же время, по всей видимости, была вновь отстроена ограда: ее видно на снимке конца XIX столетия.
В советское время здания храмов по-прежнему имели общественный статус: в церкви Богоявления был устроен склад зерна, а в церкви Вознесения – поселковый клуб. Обе постройки сгорели в конце 1990-х гг.
В настоящее время усилиями местных жителей на месте храма Вознесения в 2008 году построена маленькая часовня во имя Святителей Петра и Павла для удовлетворения духовных треб.
Разведка на месте расположения храмового комплекса выявила руины валунного фундамента церкви Вознесения, поросшие мелколесьем. На месте церкви Богоявления сквозь дерн все еще прослеживаются фрагменты обгоревших брусьев и досок обшивки. Следов ограды не обнаружено.
В перспективе следует провести стационарные археологические исследования на территории поселения с целью реконструкции храмов в их исторических границах. Раскрытие фундаментов необходимо производить только при наличии готового проекта реконструкции. Кроме основного храмового комплекса, имеет смысл локализовать также основание храма во имя Благовещения Божией Матери, отстоящего от основного комплекса на 15 саженей. Предстоит выявить дату постройки храма и особенности его планировки.
https://bake367.wordpress.com/разведка/