«…Первая церковь Тихвинской иконы Богоматери была построена в 1675 г. Приходно-расходные книги Крестного монастыря, на чьих землях был построен храм, уже в 1686 г. отмечали: «Волость Мудьюга, а в ней на погосте вновь построена церковь Пресвятыя Богородицы Тихвинския». Опись церкви 1808 г. сообщает более точную дату постройки -1675 г. Церковь была перестроена в 1783 г. и вновь освящена после значительного обновления в 1865 г.
Церковь клетского типа, с обширной трапезной с западной стороны. Завершалась пятью главами. В основном объеме храма размещался трехъярусный иконостас, в составе которого были местный, деисусный и пророческий чины. Выпущен традиционный праздничный ряд. Резной каркас относился ко времени последнего ремонта храма в 1860-х гг. Тогда же в храме появились живописные «картины» на потолке, с фронтальными изображениями святых. Фотографии начала 1970-х гг. зафиксировали общий вид интерьера храма.
Судя по описям, первоначальный иконостас был двухъярусным, включающим только местный и деисусный чины. В составе первого ряда находилились иконы: «По правую сторону Царских дверей образ Господа Вседержителя, Богоматери, Воскресение Христово, Благовещение. По левую... Богоматерь Тихвинская, архидиакон Стефан (на пономарских дверях), Вход в Иерусалим, Три святителя». Первый иконостас можно датировать достаточно точно, на основании даты освящения Тихвинской церкви - 1675 г. В состав местного ряда иконостаса были включены две иконы XVI в., которые сохранились от еще более древнего храма, стоявшего в этой местности. Это «Пророк Илия и мученик Димитрий», а также чтимая икона «Богоматерь Одигитрия», которая прочно, на все последующие столетия, заняла место храмовой иконы.
Опись 1803 г. упоминает, что «во втором поставе» были образы Вседержителя, Богоматери, Иоанна Предтечи, а также «14 образов архангелов и апостолов». В более поздней описи 1808 г. состав чина был конкретизирован, перечислены все иконы, его составлявшие. Описание этого чина совпадает с деисусным рядом второй половины XVII в., который экспедиция СГИАПМЗ (Соловецкий ист.-арх. музей) вывезла из часовни деревни Митинской, расположенной недалеко от основного погоста села Верхняя Мудьюга. Все иконы ряда были под слоем плотной масляной записи. В настоящее время несколько икон раскрыты, и это позволяет определить их стилистическую близость с отреставрированными иконами местного ряда церкви Тихвинской иконы Богоматери: живописной рамой с акафистом Богоматери, «Воскрешение - Сошествие во ад».
Первый двухъярусный иконостас храма, хотя и разбросанный, дошел до наших дней полностью. Судя по раскрытым памятникам, он отличался стилистическим единством и скорее всего, был создан одной иконописной артелью. «Волостка Мудьюга» во второй половине XVII в. была вотчиной Кийского Крестного монастыря. Онежские иконописцы, работавшие для монастыря, отличались профессионализмом и хорошим знанием иконографии, использовали редкие для Севера иконописные образцы. Подробная разработка: сцен акафиста Богоматери является тому доказательством.
В 1780-е гг., во время очередного ремонта церкви, местный ряд иконостаса был дополнен двумя новым образами: «Три святителя» и «Богоявление»). Последняя подписана и имеет точную дату создания - 1785 г.
Древний иконостас просуществовал до 1860-х гг. Затем он был реконструирован и приобрел трехъярусную конструкцию. Состав местного ряда почти не изменился, но иконы постепенно закрывались металлическими окладами. Как правило, металлические ризы на иконы заказывали прихожане, таким образом вкладывая средства в поминовение своих близких и родных.
Иконописцу заказали два новых чина: деисусный и пророческий. На наш взгляд, этим иконописцем был младший и последний из династии онежских живописцев Максимовых – А.П. Максимов. Почему, в нарушение правил структуры иконостаса, был пропущен праздничный чин? А.П. Максимов известен нам как мастер-поновитель иконостасов и автор достаточно простых по композиции икон. Он был лучшим иконописцем Нижнего Поонежья в 1860-е гг., но мог и не взяться за выполнение сложного праздничного чина как по материальным, так и по профессиональным соображениям.
На стенах обширной трапезной было много икон. Среди них выделяется деисусный чин, созданный в последней трети XVII в. Он принадлежит кисти мастеров ведущей на Онеге иконописной артели М. Алекеева. Откуда перенесли чин - неизвестно, но все описи XIX в. упоминают его именно на стенах трапезной. Ни в одном другом храме Поонежья не было так много икон с изображением святых женщин. Перечислим хотя бы некоторых из них: святые Варвара, Анна Пророчица, Евдокия, Анастасия, Параскева. Большинство из них были написаны в конце XVIII - XIX в. Это несомненно святые покровители прихожанок данного храма…»
Из книги Т.М. Кольцовой «Иконы Северного Поонежья» с сайта «Кенозерье»
Кенозерье (kenozerjelive.ru)