ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Верховье (Верхняя Мудьюга, Митинская, Ряхковская). Храмовый комплекс Верхне-Мудьюжского погоста.


Верховье (Верхняя Мудьюга, Митинская, Ряхковская). Храмовый комплекс Верхне-Мудьюжского погоста
Деревянный храмовый комплекс.  Утрачен. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Год постройки:приблизительно 1754 - 1783.
Год утраты:1997 (сгорел)
Адрес:
Архангельская область, Онежский район, деревня Верховье

Координаты: 63.705734, 39.073563 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.






Храмовый комплекс Верхне-Мудьюжского погоста, Из личного архива.  Вид из за р. Мудьюга.<br>, Верховье (Верхняя Мудьюга, Митинская, Ряхковская), Онежский район, Архангельская область
Из личного архива. Вид из за р. Мудьюга.
Мошарев Александр Павлович
1 ноября 1984
Храмовый комплекс Верхне-Мудьюжского погоста, Фото около 1958 г. Научный архив ГАУ НПЦ по охране памятников истории и культуры (г. Архангельск), В-102. Источник https://onegaonline.ru/<br>, Верховье (Верхняя Мудьюга, Митинская, Ряхковская), Онежский район, Архангельская область
Фото около 1958 г. Научный архив ГАУ НПЦ по охране памятников истории и культуры (г. Архангельск), В-102. Источник https://onegaonline.ru/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
1958



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  31 июля 2024

«…Пройдя небольшой чахлый лесочек по черной торфяной дороге, мы выйдем в луга. Широко расстилается луговая ровень, уставленная бессчетными стогами, впереди, километрах в двух-трех, виднеется селение и вознесенный над всей местностью шатер. Везде на Севере по-особенному ставились церкви. Где у воды, где в поле, и везде учтен рельеф местности: речная излучина, крутизна берега, обзор на ровном поле. В каргопольской суши церкви прекрасно оживляли скудный пейзаж. Здесь же скорее не сушь, а сырь. Луга, болотца, кустарники тянутся вокруг села во все стороны. И отовсюду, с дальних покосов, был виден шатер сельской церкви, он указывал дорогу к дому. В центре села у реки на старом погосте среди старых елей и лиственниц стоит замечательный архитектурный ансамбль, ради которого стоило бы проделать и более сложный путь. Здесь мы впервые въявь, а не по воспоминаниям встречаем классический онежский «тройник»: шатровая и кубоватая церкви с колокольней.

Поистине замечательна древняя шатровая Входиерусалимская церковь XVII века, с приделом Трех святителей XVIII века. В нашем путешествии мы повидали немало прекрасных шатровых церквей и не перестаем удивляться этим феноменальным сооружениям. Нет ни одной из них, похожей на другую, несмотря на общий принцип архитектурного решения. Каждая поставлена настолько по-своему, настолько неповторима в своем облике, что красота ее затмевает красоту предыдущей. Действительно, на нижней Онеге мы идем от шедевра к шедевру. Только что мы были в Пияле и Вазенцах, и вот вырастает в стороне от реки среди болотистых равнин новое чудо.

Поражает стройный, изящно прочерченный силуэт церкви. Никаких добавочных вертикалей, усиливающих взлет вверх, как в Пияле, здесь нет: обычный восьмерик на четверике. И как просто и внушительно все выполнено! Столпообразно ввысь подняты четверик с меньших размеров восьмериком на такую высоту, что вековые лиственницы оказываются ниже повала. Шатер высокий, стройный — его трудно определить словами, все дело в его силуэте, в крутизне скатов, в соотношении ширины основания шатра с его высотой. Здесь — то изящество и простота линий, которые безошибочно свидетельствуют о древности. Крутую линию граней шатра продолжает шейка, которая имеет здесь форму усеченного конуса (как у шатра церкви на реке Свиди, с которой началось наше путешествие). Напомним, что покрытие церкви — шатер, шейка, глава — срублено из горизонтально сложенных бревен и, как всегда, «без единого гвоздя».

В XVIII веке к храму был пристроен придел. При этом надо было не исказить красоты силуэта здания. Мастер (документально известно, что им был местный крестьянин Даниил Пантелеев) решил задачу блестяще. Он поставил с северной стороны небольшой, перекрытый широкой бочкой прируб, по высоте примерно равный высоте четверика. Соответственно каждому престолу в церкви должна быть апсида. Здесь их получилось две, сочлененные, пятигранной формы. Каждая апсида крыта бочкой, и обе бочки объединяются третьей бочкой с единой главкой, вырастающей из небольшого четверичка на кровле. Таким образом, и здесь использован тот же традиционный для нижней Онеги мотив трехлопастной широкой бочки. С запада и северо-запада здание обходит небольшая крытая галерея, на которую ведет прекрасное, единственное на Онеге сохранившееся высокое крыльцо на два всхода. Крыльцо поставлено так, что линии скатов кровли объединяют храм и придел, придают цельность западному фасаду. Под крыльцом широкие ворота, ведущие в подклет, — в них свободно может въехать телега.

Памятник прекрасно смотрится с разных сторон, продуманная асимметрия его объема создает неожиданные живописные эффекты. Он кажется неколебимо устойчи­вым, достойно, не скосившись, выстояв три века. Внутри же здание находится в аварийном состоянии.

Другим памятником на верхнемудьюжском погосте является колокольня XVIII века, типичная для Поонежья. Третье здание ансамбля — Тихвинская церковь, освященная в 1865 году. Это кубоватое сооружение с трапезной, притвором, крытым крыльцом. Конечно, здание это поздней постройки (весьма вероятно, оно копирует формы прежде стоявшей здесь церкви), но оно входит в ансамбль, связано с ним местоположением, силуэтом, убрать его — разрушить целостность. Вот почему должны охраняться все входящие в ансамбль здания, независимо от времени их постройки и взятого отдельно художественного качества. В данном случае архитектурным памятником должна считаться не одна церковь XVII века, а все три постройки…»

Источник: Гунн Г.П. Каргополье – Онега. Главы из книги. - М., 1974. С. 102–139.

РусАрх - Гунн Г.П. Каргополье – Онега (rusarch.ru)



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.