ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ягодное. Ягодинский Введенский монастырь.


Ягодное. Ягодинский Введенский монастырь
Монастырь.  Утрачен.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:Между 1864 и 1883.
Год утраты:приблизительно 1925 (Здания разрушены.)
Адрес:
Нижегородская область, городской округ Перевозский, село Ягодное

Координаты: 55.625097, 44.444099 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.

Проезд:От Нижнего Новгорода через Дальнее Константиново и Малую Пицу, 108 км.








Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Ягодинский Введенский женский монастырь находится на границе Нижегородского и Княгининского уездов, Нижегородской епархии, при селе Ягодном, расстоянием от уездного города Княгинина в 42 версты, от Нижнего-Новгорода в 90 верст.

По живому устному преданию основание монастыря относится к началу нынешнего столетия. Памятен для России 1812 год. Грозные бранные тучи вызвали тогда из глубины Русского народного чувства многие добродетели, в женском же полу— стремление преимущественно к жизни целомудренной. В это-то время, в селе Ягодном, неподалеку от сельских храмов Успения Божия Матери и Святителя Николая Чудотворца, жила в своей келье богобоязненная девица Анастасия Димитриевна Блошенкова, с тремя, по духу, сестрами. Связанные Христовыми любовью и единомыслием, они имели в виду одно только — спасение душ своих. Труд и молитва были единственными правилами их жизни. Вскоре не замедлили к им явиться и другие ревнительницы жизни целомудренной. Убогая келья матери Анастасии (так звали ее все4) уже оказалась тесною. Тогда Анастасия Дмитриевна испросила у Ягодинского общества место для устройства богадельни. Отведен был обществом участок земли близ сельского кладбища и на этом новом месте Анастасия Димитриевна поселилась с сестрами. Это было в 1815 году. Имея, сравнительно с прежним, более просторное и удобное помещение, Анастасия Димитриевна сделала из богадельни второй молитвенный дом, после сельских храмов Божиих. Сестрами в ней строго исполнялось следующее правило: читалась псалтирь, акафисты Сладчайшему Иисусу и Божией Матери, а также пелись стихиры и каноны. Много находилось желающих провести воскресный день в богадельне с пользою для души, и многие предрасполагались к посильному благотворению боголюбивым сестрам богадельни, на их убогое содержание.

При богадельне, наконец, мало-по малу стало устрояться общежитие женское, и после Анастасии Дмитриевны, мирно скончавшейся в 1849 году, при преемнице её, Пелагии Гавриловне, оно получило внешнее и внутреннее благоустройство. Пелагия Гавриловна была достойною преемницей основательницы Богадельни, матери Анастасии. Она возымела мысль оградить ее каменною оградою и тем водворить в ней жизнь, невозмущаемую мирским шумом. Ограда была сооружена. В тоже время она позаботилась водворить в богадельне и внутренний порядок, по примеру монастырей. С согласия сестер, Пелагия Гавриловна послала в Саровскую Обитель послушницу свою, Евдокию Федоровну Цыбину, списать тамошнее келейное правило, чтобы ввести его в своей богадельни и, по списании, испрашивала на сие благословение от Нижегородского Епископа Иеремии. Строгий ревнитель о иноческой жизни, Преосвященный Иеремия, только Архипастырски благословил Пелагию Гавриловну с сестрами на святой подвиг, но прислал с благословением в даре богадельне Святую Икону Спасителя, с собственноручными надписями, как на правиле, так и на иконе. Интересные сии надписи приводим здесь подлинником. Резолюция на правиле: „22 августа 1855 года. Благодатно, трудолюбно и богобоязненно пребывающей, сей юнейшей, во имя Господа нашего Всемилостивого Спаса Господа Иисуса Христа, для назидания и спасения душ своих, собранней благодатне, препосылаю в благословение Святую Икону Господа нашего и Бога Иисуса Христа.

— Буди на сей общине и имя, и благодать, и милость, и благословение Всемилостивого Спаса! Молитвенное-же сие правило смотрели, одобрили и благословили. Господь со всеми вами буди! Вы же все в страхе и заповедях Его пребывайте, и волю свою и мысли нечистые отсекайте. Божию милостию смиренный Иеремия, Епископ Нижегородский и Арзамасский. На сем же правиле, после заглавных слов „Начало с Богом Святым Келейного правила", приснопамятный Архипастырь благословил прибавить между строке следующее: „Соблюдаемого в Ягодинской женской вновь о Христе Господе нашем возникающей. Надпись на благословенной его Св. Иконе Спасителя: «† О Христе Иисусе Всемилостивом Спасе нашем, о Господе Боге собранней в селе Ягодном Княгининского уезда женской общине дарствую сию Св. Икону в благословение и память о рабах Божиих Иоанне и Марии. Божьею Милостию смиренный Иеремия, Епископ Нижегородский и Арзамасский.

22 дня августа 1855 года». Получив Святительское благословение сестры, нареченной Преосвященным Иеремией Общины, неуклонно держались утвержденного Архипастырем правила. Пелагия Гавриловна, с помощницею своею Евдокиею Федоровною, решилась иметь и храм в стенах Обители. Несмотря на скудные средства, с благословения Архиерейского, куплен был в селе Стрелке Арзамасского уезда малопоместительный для того прихода небольшой деревянный храм, с престолом в честь Введения во храме Пресвятые Богородицы, перевезен и перестроен на каменном фундаменте. Храме был освящен в 1857 году, Жительниц в это время было в Общине от 80 до 90 человек, Богослужение отправлялось причтом села Ягодного. В 1863 году 22 апреля/ 23 августа вследствие ходатайства начальницы Общины, при Преосвященном Епископе Нектарии, Община с Высочайшего соизволения принята под покровительство духовного и гражданского Начальства, и укреплено за нею 37 десятин 1000 сажен земли, пожертвованной государственной крестьянкой Евдокиею Федоровой (Цыбиной).

В 1864 году Община получила разрешение, по Высочайше утвержденному проекту, на построение в Обители каменного двухэтажного, шестипрестольного, в честь Пресвятые Живоначальныя Троицы храма. Храм уже воздвигнут, хотя и не без некоторого участия благотворителей, однако же, можно сказать, почти исключительно трудами сестер Общины. Так, ради этой цели ими устроены были кирпичные сараи, сами рыли и мяли глину, формовали, по указанию мастеров, кирпичи, обжигали известь, носили кирпичи на новосозидаемый храме, во главе с начальницами. Храм заложен был, се благословению Преосвященного Нектария, летом 1865 года, а в июле месяце 1871 года водружены были на нем шесть крестов и в том же году, в сентябре месяце, один из престолов освящен был в честь Казанския Божия Матери. Торжественное Богослужение перед водружением св. Крестов на храм отправил, в сослужении из близлежащих к Ягодному сел Священниками, села Ревезени, местно-уважаемый и заслуженный маститый Протоиерей Афанасий Григорьевич Воскресенский, а освятил храм Благочинный над Общиной Нижегородского Благовещенского монастыря настоятель Архимандрит Лаврентий. Эти события поистине были торжеством для Обители. Пелагия Григорьевна, по преклонности лете своих, сложила с себя управление Общиной, назначив преемницей сотрудницу свою Евдокию Федоровну Цыбину (ныне Игуменья Евгения), жила два года в уединении богоугодно и скончалась 16 мая 1876 года. Евдокия Федоровна продолжала заботу об Обители предшественницы своей. Она приобрела и закрепила за Общиной до 450 и 1/2 десятин земли и ходатайствовала перед Правительством о переименовании Общины в монастырь. В 1882 году 30 сентября получен был указ Святейшего Синода, которым Высочайше повелевалось от 9 мая 1881 года переименовать Общину в общежительный женский монастырь, с таким числом монахинь и послушниц, какое обитель можете содержать при своих средствах.

В монастыре находятся: 1) Соборная церковь каменная, двухэтажная пятиглавая, в честь Пресвятыя Живоначальныя Троицы, шести-престольная; верхний этаж еще не освящен; в нижнем престолы: а) в честь Казанския Божия Матери, освящен в 1871 году, б) в честь Сретения Господня, освящен в 1873 году и в) во имя Святителя и Чудотворца Тихона Задонского, освящен в 1874 году; церковь, как сказано выше, построена трудом сестер и на благотворительную сумму. 2) Церковь деревянная, на каменном фундаменте, одноглавая, в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, одно-престольная; куплена и перенесена из с. Стрелки Арзамасского уезда. По сей церкви и монастырь именуется Введенским. Колокольня каменная, трёхъярусная, в связи с Соборною церковью и построенная одновременно с нею, высотою в 18 саженей; звону на ней 118 пуд.

Кроме благословенной Св. Иконы Спасителя, врученной Обители от Преосвященного Иеремии в 1855 году, особенных достопримечательностей в монастыре нет.

Здания монастыря: 1) Корпус деревянный, обложенный кирпичом, пристроен к Введенскому храму и предназначен для престарелых сестер Обители, равно престарелых, неимущих призрения, пропитания, больных и увечных сторонних лиц. 2) Восемь корпусов внутри монастыря, из них два каменные, четыре деревянные, облицованные кирпичами, на каменных фундаментах и остальные деревянные на каменных фундаментах; назначение корпусов такое, что в более обширных и чистых из них, сестры занимаются живописью и уборкою икон фольгою, при этом имеют в них и местопребывание свое, в прочих же кроме своих покоев, занимаются монастырским хозяйством и трудом, кто к какому способен. 3) Деревянный двухэтажный странноприимный и для жилья рабочих дом вне монастыря.

Монастырь обнесен каменною стеною высотою более сажени.

Средства и угодья монастыря: 1) Капитал в 1050 рубля в процентных бумагах. 2) Пахотной земли при селе Ягодном при хуторе Зобищенском в 2-х верстах от монастыря и при хуторе Чергатском за рекой Пьяной в 5 верстах, всего с неудобною, 334 десятин и при них лугов 4 десятин; в Зобищах имеется двухэтажный корпус и при нем необходимые пристрои и принадлежности для возделывания земли; а в Чергате имеются два деревянные одноэтажные дома, усадьба с огородом, скотный дворе, службы и место для молотьбы хлеба. 3) Строевого раменного леса 122 десятин и чернолесья 52 десятин 4) Ветряная мукомольная мельница при селе Ягодном.

Внутренней порядок монастыря построен по примеру общежительных монастырей.

Главное занятие сестер заключается в земледелии; церковным же пением и ремеслами: живописью, уборкою икон фольгою, шитьем священных облачений занимаются только избранные; вязаньем, шитьем, тканьем поясов занимаются многие из сестер, как прикладным трудом, большею частью в зимнее время.

СОСТАВ СЕСТЕР МОНАСТЫРЯ: НАСТОЯТЕЛЬНИЦА Игуменья Филарета 55 л., домашнего образования, из крестьян; с 1849 г. в послушницах, 1882 г. в монашестве; 1883 г. казначейша, 1885 г. исправляла должность настоятельницы; с 1887 г. игуменья. ИГУМЕНЬЯ Евгения 66 лет, домашнего образования, из крестьян; в монастыре с 1847 г.; с 1874 г. начальница; с 1882 г. в монашестве; с 1883 г. игуменья; с 1887 г. на покое. МОНАХИНЯ Мария 51 г. - благочинная. Прочих монахинь 18 чел. Рясофорных послушниц 24 чел. Нерясофорных послушниц 58 чел. Проживающих, по увольнительным видам 214 чел. Всего 317 чел.

Адрес: Через г. Княгинин, в Ягодинский Введенский монастырь.

Адрес-календарь Нижегородской епархии 1888 год. Стр. 294



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.