ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Бонча. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.


Бонча. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 1875 и 1881.
Адрес:
Польша, Люблинское воеводство, Красныставский повят, Красничинская гмина, село Бонча

Координаты: 50.933336, 23.420419
Проезд:храм расположен за пределами деревни, на возвышенности у трассы Красныстав-Учане-Грубешув



По идентичным проектам построены:

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в дер. Годышево Высокомазовецкого повята Подляского воеводства 

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в дер. Бабиче Билгорайского повята Люблинского воеводства 

Церковь Воздвижения Креста Господня в дер. Калинувка Замойского повята Люблинского воеводства 

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в дер. Телятин Томашувского повята Люблинского воеводства 

Церковь Николая Чудотворца в дер. Шыховице Хрубешувского повята Люблинского воеводства

Церковь Николая Чудотворца в дер. Тератын Хрубешувского повята Люблинского воеводства

Церковь Николая Чудотворца (1880-1883) в дер. Гнойно Бяльского повята Люблинского воеводства

Церковь Преображения Господня (1880-1882) в дер. Хорышув-Руски Замойского повята Люблинского воеводства



Фотографий пока нет




Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  14 декабря 2023

Первые сведения о приходской православной церкви в Бончи датируются 1489 годом. В 17 веке приняли Унию. Новая церковь этого вероисповедания была возведена в Бончи в 1724 году. В 1875 году, в результате ликвидации объединенной хелмской епархии, объект стал собственностью Русской Православной Церкви. Шесть лет спустя в Бончи был возведен новый храм, выдержанный в московско-ярославском стиле – разновидности действующего в сакральном строительстве русско-византийского стиля. Церковь оставалась активной до 1915 года, когда местное православное население было эвакуировано вглубь России. Он снова стал резиденцией прихода в 1922 или 1923 годах. Храм был закрыт во второй раз после Второй мировой войны – в результате вывоза населения Украинской православной веры деятельность прихода замерла. Управление по делам вероисповеданий одобрило повторное открытие объекта для культовых целей в 1956 году, однако небольшое количество верующих в деревне привело к тому, что службы в церкви не проводились регулярно. Эта ситуация изменилась только в 2007 году. На рубеже XX-XXI веков объект прошел капитальный ремонт.

Самые старые письменные упоминания о существовании православной церкви в Бончи датируются 1489 годом. Информация о деревянном храме, Королевском фонде, содержится также в документах 1506 и 1531 годов. В 1596 году к униатской церкви присоединился Дионисий Збируйский, последний православный епископ хелмский в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Это решение было распространено на всю администрацию, хотя не все пастырские учреждения согласились с этим. Судьба прихода в Бончи в период, когда на хелмской земле продолжалось соперничество православных и униатов, не очень хорошо известна. Известно, что Церковь в Бончи, как и храм в соседнем Крупе, сохранила православное вероисповедание в первые десятилетия после подписания Унии, в результате чего стала объектом нападок со стороны Римско-католического духовенства из Люблина. По некоторым данным, бончанская пастырская застава после 1636 года полностью перестала работать; в деревне остался только латинский приход. Пелица считает эту версию маловероятной, но не уточняет судьбу Церкви в Бончи между XVI и XVIII веками.

В 1724 году местный наследник, Суходольский, построил в Бончи новую деревянную церковь. Это был униатский храм. В 1872 году число верующих, пользующихся храмом, оценивалось в 600 человек. Три года спустя, в результате ликвидации объединенной хелмской епархии, объект оказался в руках Русской Православной Церкви.

В 1878-1881 годах в Бончи была возведена новая кирпичная церковь. Эти инвестиции финансировались казначейством за счет средств, выделенных на строительство новых религиозных объектов. В 1898 году ею пользовались 1048 верующих, это был приходской храм. В 1912 году здание было отремонтировано. Три года спустя храм был заброшен, так как все местное православное население отправилось на богослужение. Кроме того, он покинул город вместе с семьей.

В первые годы после Первой мировой войны и восстановления независимости Польши храм продолжал оставаться закрытым-он не включен ни в список православных церквей, предназначенных для открытия Министерством религиозных конфессий и общественного просвещения в 1919 году, ни в список тридцати фактически открытых объектов в 1921 году. Однако она также никогда не была перестроена в пользу католической церкви, в отличие от более чем 20 аналогичных объектов в ближайших населенных пунктах. Однако в 1923 году храм снова стал резиденцией прихода, одного из 15 православных пастырских учреждений в хелмском благочинии Варшавско-хелмской епархии. Ее филиалом была церковь в Крупе.

Храмы в Крупе и Бончи были единственными действующими православными церквями в красноставском уезде. Открытие постоянного прихода в Бончи стало возможным благодаря усилиям декана хелмского преподобного Олимпа Денисевича, а также священников Владимира Матвейчука и преподобного подполковника Юзефа Тыкько-Никольского. В 1928 году число прихожан оценивалось в 3179 человек, при этом данные полиции указывали на меньшее число – 3090 человек, посещавших церкви в Бончи и в Крупе. В сентябре 1932 года церковь посетил в рамках канонического визита архиепископ Савва (в миру Георгий Евгеньевич Советов).

Церковь оставалась активной во время Второй мировой войны, в то время ее посещали более 450 человек. В 1945 или 1946 году приходской священник и 70% верующих уехали в СССР. Остальные верующие были выселены из Бончи в рамках акции "Висла". После вывоза украинского населения церковь была закрыта. Несмотря на то, что объект не был разрушен, его оборудование сохранилось. Усилия по ее открытию предпринял в 1954 году Алексей Баранов (священник Польской Автокефальной Православной Церкви, украинец по происхождению), который во время визита в деревню убедился, что в ней все еще оставалось около 700 человек православного вероисповедания. Эту инициативу поддержал митрополит Варшавский и всея Польши Макарий, который получил разрешение на возобновление прихода, несмотря на первоначальное нежелание Управления по делам религий, в первой половине 1956 году. Однако регулярные богослужения в церкви проводились только с 1958 г.; затем в 1974-1989 гг. в храме проводились лишь редкие религиозные церемонии, проводимые священниками прихода Святого Иоанна Богослова в Хелме. Согласно другому источнику, церковь имела постоянного администратора в 1956-1989 годах, и только позже из-за небольшого числа верующих она стала обслуживаться духовенством из Люблина, Хелма или Грубешова, а постоянный пастор вернулся в Бончи в 2007 году. В 1965 году произошел пожар.

Согласно различным исследованиям, в период с 1968 по 1970 год в Бончи проживало от 136 до 292 православных, однако де-факто большинство из них посещали местную церковь Святого Станислава. Последовательное снижение числа посещающих церковь было результатом миграции в Люблин, Хелм и Красногостав, а также давления со стороны католического большинства жителей.

Благодаря усилиям Люблинского и хелмского архиепископа Абеля церковь претерпела капитальный ремонт в последнее десятилетие XX в. Реставрационные работы продолжались до 2007 года. В его рамках были восстановлены хранимые в церкви иконы.

Церковь представляет византийско-русский стиль, в частности, имитирует Московскую сакральную архитектуру XVII–XVIII веков (Московско-Ярославский стиль). Это трехстороннее сооружение с колокольней, увенчанной шатровой крышей, и небольшим луковичным куполом над вестибюлем, единственным квадратным нефом, увенчанным одним большим луковичным куполом, и меньшим трехкомпонентным алтарным помещением, над которым возвышается меньший купол. Для усиления ассоциации с Московской сакральной архитектурой семнадцатого века над окнами в барабане главного купола и колокольни были установлены белые арки в форме кокошников, а архивольты дверей и глаз поддерживались белыми колоннами. Алтарная комната церкви закрыта полигонально.

Церковь в Бончи не оригинальна в архитектурном плане. Идентичный проект был использован при строительстве церквей в Навойне, Бабице, Тератине, Калиновке и Хоришове русском. Все перечисленные храмы были введены в эксплуатацию в период с 1881 по 1883 год, при этом Церковь в Бончи была одним из первых сооружений этого типа. Возведение в разных населенных пунктах одинаковых церквей было широко распространенной практикой в религиозном строительстве последних десятилетий существования Российской Империи. В свою очередь, декоративная деталь, относящаяся к московскому искусству, в более сложном варианте была повторена в церкви Успения Пресвятой Богородицы в Грубешове. Все перечисленные церкви составляли первую группу православных храмов, возведенных на территории Царства Польского в Московско-Ярославском стиле, а не по образцам, разработанным Константином Тоном.

В интерьере храма находятся предметы XVII-XVIII веков, в том числе иконы этого периода. Иконостас в церкви однорядный.

Церковь была внесена в Реестр памятников 2 декабря 2004 года под № а/281.

Источники: Г. Дж. Пелика. Из истории прихода Покрова Божией Матери в Бончи. "Новости Польской Автокефальной Православной Церкви"” 1 (254), январь 2011. Варшава. Преподобный С. Железнякович: история Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря. Т. И. Варшава: Варшавская православная митрополия, 2006, стр. 131. История: Бонча-Покрова Богоматери. lublin.cerkiew.pl, П. Синалевская-Кучма: церковная архитектура Царства Польского инструментом интеграции в Российскую Империю. Познань: научное издательство Университета Адама Мицкевича, 2004, стр. 131.  Г. Я. Пелица: Православная Церковь в Люблинском воеводстве (1918-1939). Люблин: Фонд диалога народов, 2007, стр. 41-42. А. Матренчик. От Сибири до Мельника. "Православное Обозрение"” 10 (280), октябрь 2008. Белосток. Г. Дж. Пелика. Больше масла, чем вина. "Православное Обозрение"” 9 (207), сентябрь 2002 г. Белосток. П. Синалевская-Кучма: церковная архитектура Царства Польского инструментом интеграции в Российскую Империю. Познань: научное издательство Университета Адама Мицкевича, 2004, стр. 122. П. Синалевская-Кучма: церковная архитектура Царства Польского инструментом интеграции в Российскую Империю. Познань: научное издательство Университета Адама Мицкевича, 2004, стр. 95-96. Реестр памятников недвижимости-Люблинское воеводство, Национальный Институт наследия, 13 июля 2023 г.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.